14 июня 1995 г. произошло нападение банды Шамиля Басаева на г. Будённовск и захват ею в заложники свыше полутора тысяч человек, которых согнали в местную больницу и удерживали там несколько дней. В ходе этих трагических событий были многочисленные человеческие жертвы. По свидетельству очевидцев, 18 июня в небе над городом произошло явление молящейся перед Крестом Пресвятой Богородицы. Именно Её заступничество перед Богом, как считают верующие люди, во многом способствовало скорейшему завершению кровавой драмы. Описания этого чудесного явления и стали основой для написания Свято-Крестовской иконы Божией Матери.

История этого святого образа очень интересна. Когда митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону (Докукину) стало известно о чуде явления Божией Матери, он поручил настоятелю Казанского храма г. Будённовска архимандриту Александру (Ищеину) собрать свидетельства горожан. Ознакомившись с представленными ему материалами, Владыка благословил написать новый образ Божией Матери к сороковинам поминовения 128 убиенных в ходе террористического акта жителей Ставрополья. Работа иконописцами была выполнена всего за 12 дней.

Икона была освящена на мощах святителя Игнатия (Брянчанинова) в Андреевском кафедральном соборе города Ставрополя протоиереем Виктором Лукьяновым и доставлена 23 июля в Казанский храм г. Будённовска. После завершения здесь Божественной литургии новонаписанный образ пронесли Крестным ходом к городской больнице, на месте которой некогда стоял Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь, устроенный в честь князя-мученика Михаила Тверского и в память убитого народовольцами императора Александра II. То торжественное церковное шествие собрало множество людей, посчитавших необходимым почтить память погибших земляков и молитвенно попросить Царицу Небесную о заступничестве: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

На территории медицинского учреждения, месте произошедших здесь совсем недавно страшных событий, перед Свято-Крестовской иконой был освящен большой куб из чёрного мрамора с выбитым поминальным крестом и надписью: «Жителям г. Св. Креста, невинно убиенным от бандитов 14-20 июня 1995 г.» А там, где когда-то высился монастырский храм, по благословению митрополита Гедеона был совершен чин основания храма памяти всех невинно убиенных на Кавказе в честь святого князя Михаила Тверского. Сейчас же при Краевом центре специальных видов медицинской помощи существует часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Закончился Крестный ход на городском кладбище, где была отслужена панихида и поимённо помянуты все убитые во время террористического акта.

С 1995 года первообраз Свято-Крестовской иконы Божией Матери находится в Казанском храме г. Будённовска. Её празднование совершается 18 июня.

Авторами Свято-Крестовской иконы Божией Матери являются Ольга Поделякина и Евгений Золотаревский. Автору этих строк известно, что в 2004 году, когда в Ставропольской духовной семинарии существовало иконописное отделение, Ольга Николаевна трудилась там преподавателем. На момент создания иконы ей было всего около двадцати лет. Попытки связаться с ней весной 2016 г. через бывшую коллегу по семинарии успехом не увенчались.

Отвечая на вопросы корреспондента журнала «Провинциальная мысль», 22- летняя Ольга говорила о том, что она оказалась причастной к созданию иконы, конечно, не случайно. Родилась в Будённовске. Училась в художественном училище, но не закончила его. Заниматься иконописью стала по благословению своего духовника. «Начала работать с тканью: другие художники писали сам образ, а я делала лишь драпировку. Сама боялась браться за кисть, что-то меня останавливало. Но теперь вот взялась - на это, как видите, была Божия воля».

На момент нападения басаевцев на Будённовск проживала там с мамой и младшим братом, который 14 июня, должен был лечь в больницу на операцию. Но случилось так, что хирург был занят. Он перенёс операцию на следующий день. Едва они вернулись домой, как узнали о нападении на город и захвате больницы. «Сколько людей пережили трагедии, опасаясь за жизнь своих родственников, лежавших в ту пору в больнице! А нашу семью Господь уберёг... Как мне не благодарить Господа и Божию Матерь за эту милость?!» - признаётся Ольга.

Говоря о творческом сотрудничестве с Евгением Золотаревским, Ольга говорит: «...его можно назвать иконозиждителем, архитектором, а нас, нескольких молодых художников, воплотителями задуманного. Я очень благодарна Евгению, ведь именно он поддержал меня в ортодоксальной православной вере. И икона Божией Матери - это моя молитва за уцелевших маму и брата, за моих настрадавшихся земляков, за всех людей...»

Действительно, икона, со слов самого Евгения Золотаревского, была выполнена по его наброску, который он передал для дальнейшей работы Ольге Поделякиной. Сам же он начал трудиться над образом после беседы с митрополитом Гедеоном, состоявшейся в тяжелые для Будённовска дни. Евгений Ростиславович был глубоко православным человеком. Поэт, прозаик, художник - иконописец... Скончался он девять лет назад - в июне 2007 -го - на 58 -ом году жизни. Похоронен в г. Ставрополе. Широкую известность получили православные сказки и стихи для детей «Златокудрый инок» и «Рыбак и жемчужина», написанные им под псевдонимом Иоанн Рутенин. Кроме Свято-Крестовской иконы Божией Матери, он является автором икон «Неугасимая Лампада» и «Росодательница», находящихся в Андреевском кафедральном соборе, и некоторых других образов.

Свято-Крестовская икона стала новой иконографией среди Богородичных икон Русской Православной Церкви. На ней Богоматерь изображена у Креста, напоминая о её Голгофском стоянии, сложение рук напоминает Семистрельную икону («Умягчение злых сердец»).

Икона выполнена в новой уникальной технике рельефного шитья, разработанной в ставропольской школе иконотворчества. Лик Богородицы и Её руки написаны маслом. Одежды, корона, нимб, крест и фон исполнены в материале: ткань, бисер и речной жемчуг. Царица Небесная изображена справа от Креста, как это описывают очевидцы явления, в молитвенной позе, со скрещенными ладонями на груди, подобно иконе «Невеста Неневестная». На голубом, цвета неба, фоне Богородица предстоит возле Животворящего Креста с надписью IНЦI как Царица «небесе и земли», с короной на голове и в красных, словно обагренных кровью мучеников, одеждах. Вся эта композиция размещена еще на одном фоне - золотом, от неё в виде креста отходят лучи, которые тоже выполнены золотом, но уже другого оттенка. Смысл изображённого специалисты трактуют так: «Богородица, Которой некогда Самой «прошло душу оружие», соделанная ныне Богом Царицею неба и земли, как бы всегда предстоит, молясь о нас грешных, у Креста Сына Своего и Господа Бога нашего».

На одном из вариантов Свято-Крестовской иконы, автором которой является Николай Груздев, под Крестом изображены строения Вознесенского Мамай-Маджарского мужского монастыря, а за ними - кавказские горы с узнаваемым силуэтом Эльбруса. На полях - святой князь Михаил Тверской.

За более чем 20 лет своего существования Свято-Крестовская икона стала глубоко почитаемой во многих уголках России. Автору этого материала из различных источников удалось выяснить судьбу нескольких списков Свято-Крестовской иконы Божией Матери.

Прежде всего, надо отметить, что один из них находится в Казанском пределе собора Андрея Первозванного в городе Ставрополе.

Другой, выполненный Ольгой Поделякиной, в 2006 году был передан Ставропольской епархией приходу храма Страстной иконы Божией Матери деревни Артемово. Там чтимый образ пребывал до 21 июня 2008 года, когда он Крестным ходом был торжественно перенесён в часовню «Взыскание погибших» на станции посёлка Ашукино Ярославской железной дороги. Эта часовня была возведена годом раньше в память о 109 солдатах и офицерах доблестной Софринской бригады, погибших при выполнении воинского долга в различных «горячих» точках Советского Союза и современной России.

Ещё один список появился в Санкт-Петербурге. Его выполнил местный священнослужитель и известный иконописец, уже упомянутый в этом материале, Николай Груздев.

Вот что по этому поводу вспоминает настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов. Он побывал в Будённовске летом трагического для его жителей 1995 года. «По милости Божией мне довелось нести эту икону от больницы до кладбища за городом <...>. Я понял, что сподобился стать свидетелем рождения новой иконы Православной Церкви. И воспринял это как долг её почитать и прославлять <...>. Вернувшись с Кавказа <...>, я обратился к знакомому иконописцу Николаю Груздеву с просьбой написать для меня этот образ. Он проникся новой иконой, которую и написал в древнерусском каноническом стиле. От иконы он сам получил особую помощь. Когда начинал её писать - он был ещё мирянином, а когда закончил - был уже диаконом (ныне протоиерей - автор .), причём, благословение на рукоположение получил именно 18 июня...»

19 февраля 2000 г. образ находился на молебне «о даровании победы русскому оружию» и панихиде на могиле генерала Михаила Малафеева в Александро-Невской лавре. Через несколько дней - 25 февраля - икона была перенесена в Иоанно-Богословский храм Леушинского подворья, где перед ним был отслужен первый специальный молебен с пением тропаря.

Другая икона находится в Свято-Преображенском мужском монастыре с. Большой Волок (Колпашевская епархия, Томская митрополия). Судя по информации, размещенного на сайте монастыря, ежедневно в 16 часов перед Свято-Крестовской иконой Божией Матери, которая здесь является местночтимой, проводится водосвятный молебен, а затем чтение Псалтыри Божией Матери, поздно вечером поётся акафист.

По некоторым данным, один из списков Свято-Крестовской иконы Божией Матери была подарена епископом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном (Докукиным) обществу святого Германа Аляскинского в США, Когда и при каких обстоятельствах произошла передача иконы установить пока не удалось.

И, наконец, выяснилось, что список Свято-Крестовской иконы находится в Покровском храме с. Ратчино Липецкой области. Сюда её из Будённовска привёз настоятель храма священник Онисим Османов.

Конечно, эта икона существует и в других вариантах, незначительно отличающихся друг от друга.

Геннадий Генньевич Петров, г. Георгиевск, Ставропольский край

Одно из самых значительных явлений Богородицы в ХХ веке произошло в то время, когда банда Шамиля Басаева, орудуя в городе Святой Крест, захватила заложников, в том числе стариков, детей и беременных женщин. Кровавые расправы совершались бандитами в районной больнице - там, где когда-то был монастырь…

О жестокости чеченских бандитов довольно долго, но, к сожалению, лишь частично говорилось в средствах массовой информации. На самом деле трагедия была неизмеримо большей - о чем говорят кадры кинопленок, не попавшие на телевидение, в том числе и отснятые самими басаевцами.

Вся Ставропольская епархия во главе с Владыкой Гедеоном и все честные богобоязненные люди в различных точках земли взывали в те дни к Милосердному Богу, славимому в Пресвятой Троице, и к Пречистой Матери Господа Иисуса Христа Богородице и Приснодеве Марии о даровании помощи и заступничества.

В ситуации фактического бессилия власти перед бандитами только чудо могло спасти заложников. И чудо произошло! Когда люди молились о спасении плененных, в небе над захваченной больницей, где томились около полутора тысяч человек, явилась Матерь Божия.

Сама Царица неба и земли милостиво посетила страждущих. Ее видели в городе многие. Есть свидетельство о том, что и сами чеченцы видели Ее и говорили об этом заложникам. Это дает веское основание полагать, что решающее значение в изменении хода кровавых событий в лучшую сторону и оставлении бандой места преступления имело именно заступничество Богородицы, непрестанно ходатайствующей о нас перед Престолом Святыя Троицы.

Итак, различные люди в разное время (!) видели явление Богородицы, начиная от первого дня захвата больницы, а жители соседней Прикумской улицы продолжали видеть его даже в воскресенье вечером. Рассказы очевидцев записаны и документированы. При опросе горожан отмечены некоторые расхождения в деталях, но в главном все единогласны. Очевидно то, что после штурма больницы предстала Владычица наша Богородица и Приснодева Мария на воздухе, молящаяся у Креста Сына Своего и Господа Бога нашего.

Говорит Вера Владимировна Евтушенко:

Меня захватили вместе с пассажирами городского автобуса. Потом переводили из отделения в отделение. В субботу нас согнали в терапию и во время первого штурма выставляли в окна с белыми простынями и заставляли кричать: «Не стреляйте!», потом лицемерно благодарили за то, что эти мужчины и женщины, бывшие живыми мишенями, им и себе спасли жизнь.

Когда ночью начался второй штурм, терапия стала дымиться. Нас опять перегнали в кардиологию: кто ползком, кто как мог, в жутком страхе… А утром в воскресенье, 18 июня, приблизительно в промежутке от 8 до 10 часов утра, одна женщина вдруг воскликнула: «Девчата! Смотрите!»

Все осторожно, боясь попасть под пули наших солдат, выглянули в окно, обращенное на восточную сторону, и увидели на небе Крест, как бы облачный. Справа от Креста на воздухе стояла в скорбной позе Богородица, обращенная ко Кресту, молящаяся, в черных одеждах. Но люди были в сильном страхе от обстрела и басаевцев, и, естественно, не могли как следует разглядеть явления Богородицы, только думали: «К чему это? Что это предвещает? Смерть или свободу?» Но видели его как православные, так и атеисты. Видение продолжалось около получаса.

Нет сомнений, что и чеченцы видели Богородицу, и именно это обстоятельство повлияло на решение Басаева освободить заложников. Один из террористов говорил Нине Васильевне Лесновой: «Я видел явление!».

Господь внял молению Своей Матери. 18 июня, в праздник иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», по благословению митрополита Гедеона в местном храме Казанской Богоматери был совершен соборный молебен ставропольского духовенства во главе с протоиереем Павлом Самойленко и архимандритом Александром (Ищеиным). Именно в этот день после молебна Богоматери обстоятельства неожиданно изменились. Злые сердца бандитов заступлением Божией Матери умягчились.
Лютый разбойник, до этого отвергавший любые переговоры, принял все условия освобождения плененных людей. На следующий день заложники были освобождены.

После освобождения заложников Нина Васильевна во дворе Казанского храма встретила женщину, живущую напротив больницы: она свидетельствовала, что наблюдала в ночь с субботы на воскресенье 18 июня сияющее, как бы огненное облако, которое опустилось на крышу больницы, а затем растаяло.

Явление Богородицы сопровождалось и иными чудесными событиями. В эти же дни отроку Иоанну, проживающему в Святом Кресте (Буденновске), приснился сон, в котором ему было сказано, что он должен умереть. Мальчик, естественно, обеспокоился и вместе со своей матерью Верой Максимовной пошел в храм, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. 14 июня, в среду, его собирались положить в районную больницу на операцию. Однако хирург был занят и предложил прийти на следующий день. Когда Ваня с мамой уже далеко отошли от больницы, то услышали стрельбу и узнали о том, что она захвачена боевиками Басаева.

Вскоре Ваню отвезли в больницу в Ставрополь, где сделали операцию. Когда он «отходил» от наркоза, то, находясь в полузабытьи, начал вдруг, обливаясь слезами, молиться Господу и Богородице, прося прощения в своих прегрешениях. Затем он стал просить прощения у Всевышнего за всех русских, армян (их много проживает в Буденновске) и за… чеченцев! Молился и о том, чтобы Господь помиловал Россию.

Когда Ваня пришел в себя, то рассказал, что ему снилось будто он - заложник в Свято-Крестовской больнице. Во сне он пережил то, что ему надлежало пережить наяву, но Господь спас его по заступничеству Своей Пречистой Матери.

Все эти дни митрополит Ставропольский Гедеон усердно молился о даровании свободы заложникам. Когда Владыке стало известно о чуде явления Божией Матери, он поручил Свято-Крестовскому священнику исповедовать очевидцев явления. По представлении владыке письменных свидетельств очевидцев иконописцам было поручено создать согласно с этим явлением новонаписанную икону Божией Матери - к сороковинам поминовения 128 убиенных. Всего за 12 дней икона была написана уроженкой Святого Креста, рабой Божьей Ольгой, родной сестрой Вани - в благодарность Господу и Пречистой Матери Его.

Икона была освящена на мощах Святителя Игнатия (Брянчанинова) в Андреевском кафедральном соборе города Ставрополя и доставлена Крестным ходом в Святой Крест, где и находится поныне в Казанском храме. Празднование явленной иконе «Свято-Крестовская Пресвятыя Богородицы» по благословению
Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского определено совершать 18 июня.

Случайно ли был избран для нападения бандитами с зелеными повязками на голове город, носивший прежде имя «Святой Крест»? Случайно ли больница, захваченная боевиками, находится на территории бывшего монастыря, который связан с памятью Князя-Мученика Михаила Тверского?

В начале XIV века в кочевой ставке хана Золотой Орды, располагавшейся на берегу Терека, был замучен Благоверный Великий Князь Михаил Ярославич. У князя был выбор: остаться в живых, но навлечь карательный поход ордынцев на свою родину, либо поехать в Орду на верную смерть, предотвращая пролитие невинной крови на Русской земле. Святой Князь стал Первомучеником Православия на Северном Кавказе и одним из его Небесных покровителей.

Когда тело убиенного князя везли в повозке на Русь через город Маджары, располагавшийся на месте Святого Креста, была сделана остановка, и местные христиане попросили на ночь поставить гроб с телом мученика в храм. Сопровождавшие ордынцы не допустили этого и приказали положить тело в хлев. В ту же ночь многие жители видели, что над хлевом поднимался огненный столп от земли до неба, а днем была видна над ним дивная радуга. Это было первое прославление Святого Князя-Мученика.

На месте, где просияли мощи Святого, в прошлом веке был основан Маджарский Воскресенский монастырь, в котором построили особый храм в память о Первомученике Кавказа. Почти через семь столетий после мученичества Михаила Тверского здесь совершилось новое мученичество русских людей. Город Святого Креста, как некогда князь Михаил, так же жертвенно принял удар на себя за всю Россию. Буденновская трагедия продолжила древнюю историю.

Больница, место спасения жизни, стала узилищем, местом мученичества. Люди стали живым щитом злодеев. Власти бездарно штурмовали, потом безвольно выполняли абсолютно все требования боевиков, уже побежденных в горах, обесценивая кровь, пролитую нашими войсками. Такого позора страна наша еще не знала. Думается, что явление Богородицы - это предостережение о том, что и вся Россия, если не покается, превратится в сплошной Буденновск.

Монастырь, над которым, по сути, и было явление Богоматери, стоит на самом краю города. За ним открывается степь. После разгрома безбожниками в тридцатых годах от обители остались только келейные корпуса. Все храмы и стены были разрушены.

К сороковинам памяти невинно убиенных, совершавшимся 23 июля, когда в город прибыла новонаписанная икона Свято-Крестовской Богоматери, после Божественной литургии ее Крестным ходом понесли по улицам к монастырю-больнице. Наверное, еще ни одно событие здесь никогда не собирало столько людей воедино. Над городом плыло бесконечно повторяемое песнопение «Пресвятая Богородица, спаси нас!». В центре Воскресенского монастыря перед Свято-Крестовской иконой был освящен большой куб из черного мрамора с выбитым поминальным крестом и надписью: «Жителям г. Св. Креста, невинно убиенным от бандитов 14-20 июня 1995 г.»

На месте разрушенного монастырского храма по благословению митрополита Гедеона был совершен чин основания храма памяти всех невинно убиенных на Кавказе в честь Святого Князя Михаила Тверского, кавказского Первомученика. На закладке присутствовали главы администраций многих городов Ставрополья. Икону Михаила Тверского с частицей мощей держали представители свято-крестовского казачества. Архимандрит Александр, настоятель Казанской церкви, высказал свое желание обязательно возродить и сам Воскресенский монастырь - первый на Северном Кавказе. Может быть, закладной камень храма станет началом возрождения обители - отныне дорогого для всей России места паломничества.

Закончился Крестный ход на городском кладбище, где у 128 новых восьмиконечных крестов над свежими холмиками могил была отслужена панихида и несколько раз помянуты поименно все невинно убиенные. Эти кресты на могилах по внешнему виду и пропорциям удивительно напоминают тот Крест, перед которым молится Богоматерь на Свято-Крестовской иконе. Крестный ход стал явлением и прославлением новонаписанной иконы. Будто Сама Божия Матерь прошла по скорбящему городу, всех утешила, всех помянула. Сама положила камень в основание обители.

События в Буденновске называют трагедией. Точнее было бы назвать Голгофой. Трагедия - безысходна. Голгофа - венчается Воскресением! Теперь особым смыслом наполнились названия города и монастыря в нем. Город Святого Креста (который требует сегодня вернуть себе истинное имя!) стал русской Голгофой. Здесь был воздвигнут Русский Крест.

Здесь совершилось явление славы Божией. Здесь явилась Божия Матерь. и в храме Казанской Богоматери будет храниться образ Свято-Крестовской Богородицы. Здесь заложен храм в честь Первомученика Северного Кавказа русского Князя Михаила Тверского.

Буденновская трагедия - не просто политическое событие. Мученическое убиение православных людей - история православной России. Град Святого Креста стал откровением судеб Божиих о России. Здесь было открыто, что Россия - на Кресте, и ее распятие достигает какой-то высшей, страшной точки, когда окончательно должна быть определена ее участь. С кем она? Умрет или воскреснет? Когда должно быть произнесено великое слово - «Свершилось»? Когда будет испита до дна чаша нашего страдания, что уже столько лет пьет русский народ?

Здесь было открыто людям, что Божия Матерь молится со слезами Сыну Своему пред православным восьмиконечным крестом о помиловании России. Наша надежда - на молитву Богоматери перед Господом.

Иерей Геннадий БЕЛОВОЛОВ,
Евгений ЗОЛОТАРЕВСКИЙ

Тропарь Божией Матери перед Ее иконой Свято-Крестовской

Чрез святую Твою икону, явленную нам на Кавказе Тобою, о Владычице, люди града Святого Креста от страшного агарянского нападения чудесно свободила еси, благая Вратарнице! Пленение, скорбь и узы в радость и свободу пременила еси, Скоропослушнице наша. Молим Тя, Матерь Божия, и на будущее время защищай всех нас, на Кавказе живущих чад Твоих, от нашествия агарянского, непрестанно молящеся у Креста Сына Твоего, Всенепорочная.

Кондак Божией Матери перед Ее иконой Свято-Крестовской Глас 8

Якоже дивным видением многими стоящую Тя на воздусе у Креста Сына Твоего, Богородице, молящуюся о людех града Святого Креста, в страшной беде сущих, агарянского пленения свободила еси, Благая Вратарнице, сице и на будущее время православных людей Кавказа защищай от нападающих на грады и веси наши, от недуга, неверия, глада и вражды избавляй, непрестанно молящеся о нас у Креста Сына Твоего, да зовем Ти: радуйся, Святокрестовская Божия Мати, всего Кавказа защито и ограждение.


Эта икона во время трагедии в 1995 году в г.Буденновске, когда чеченские боевики напали на беззащитный город, захватили больницу с родильным отделением и удерживали в ней в течение 5 дней несколько тысяч заложников. Никто не знал, чем все закончится, сколько невинных людей может стать еще жертвами бандитов. Власти оказались бессильны перед цинизмом и шантажом боевиков. Само нападение имело какой-то мистический смысл. Думается, что не случайно для нападения был избран город, старое название которого на Кавказе еще не забыто - город Святого Креста. Не случайно, видимо, было выбрано и время: сразу после Троицы, в святые дни Троицкой сплошной седмицы. Сама больница, захваченная боевиками, находится на месте старого Воскресенского монастыря, основанного в прошлом веке в память Святого Благоверного Князя-Страстотерпца Михаила Тверского, умученного в 1318 г. в долине Терека (территория нынешней Чечни), ставшего Первомучеником Кавказа. Когда провалились несколько штурмов больницы, переговоры зашли в тупик, когда все человеческие усилия оказались бессильны, - совершилось чудесное событие. 18 июня в день Всех святых и праздник иконы Божией Матери “Умягчение злых сердец” по благословению митрополита Ставропольского Гедеона в единственном храме города в честь Казанской Божией Матери был совершен соборный молебен ставропольского духовенства. В это время над больницей благочестивые верующие люди видели образ Божией Матери, молившейся перед Восьмиконечным Русским Крестом. После молебна требования боевиков резко изменились. Они согласились без каких-либо условий освободить заложников. На другой день тысячи людей вышли из больницы на свободу. Настоятель Казанского храма архимандрит Александр (ныне - епископ Бакинский) записал свидетельства очевидцев и представил их правящему митрополиту Гедеону, который, ознакомившись с ними, увидел во всем происшедшем великое знамение милости Божией заступление Пресвятой Богородицы. На основе записанных свидетельств Владыкаблагословил написать новый образ Божией, Матери. Свято-Крестовская икона стала новой иконографией среди Богородичных икон Русской Церкви. На ней Богоматерь изображена у Креста, напоминая о ее Голгофском стоянии, сложение рук напоминает Семистрельную икону (“Умягчение злых сердец”). На 40-ой день памяти жертв трагедии - 23 июня 1995 г. - икона была принесена в Буденновск, с ней был совершен крестный ход по всему городу. А на месте трагедии у больницы в центре монастыря была заложена памятная часовня (ныне построенная и освященная). Свято-Крестовская икона сразу стала одной из чтимых святынь Северного Кавказа. Прежде на Кавказе почиталась лишь одна местная икона Божия Матери - Моздокская (чтимый список с Иверской). Свято-Крестовская икона явила, что Божия Матерь помнит Свой Первый Земной Удел - Иверию (т.е. Кавказ) и молится за него у Креста Сына Своего, чтобы и над ним воссиял во всей славе Спасительный Животворящий Крест Господень. Митрополит Гедеон, почитатель и молитвенник Свято-Крестовской Божией Матери, составил тропарь, кондак и Акафист новоявленной иконе. Появились и списки Свято-Крестовской Богоматери. Один из них был написан и в далеком от Буденновска Петербурге. Его написал священник петербургской епархии известный иконописец о.Николай Груздев. 19 февраля 2000 г. образ находился на молебне “о даровании победы русскому оружию” и панихиде на могиле генерала Михаила Малафеева в Александро-Невской лавре. А 25 февраля был пренесен в Иоанно-Богословский храм Леушинского подворья, где перед ним был отслужен первый специальный молебен Свято-Крестовскому образу с пением тропаря. Явление Свято-Крестовской Богоматери имеет знаменательный смысл не только для Кавказа, но и для всей России, ибо она явила, что Россия ныне на кресте, что она в страданиях определяет место своего креста на Голгофе: с какой стороны стоит он у Креста Христова справа или слева? Покается ли народ наш, подобно благоразумному разбойнику и удостоится прощения и Царства Небесного, или возбужденный всевозможными страстями, уподобится беззаконному Варавве?

Многие люди видели образ Божией Матери, молившейся перед Восьмиконечным Русским Крестом, во время в трагедии в Буденновске.

Митрополит Ставропольский Гедеон, узнав о явлении, велел записать свидетельства очевидцев и ознакомившись с ними, признал это явление чудом Матери Божией,- поручил иконописцам создать согласно с этим явлением новонаписанную икону Божией Матери — к сороковинам поминовения 128 убиенных (всего за 12 дней икона была написана уроженкой Святого Креста(Будённовска), рабой Божьей Ольгой) и сам составил образу Богоматери тропарь и кондак .Икона была освящена на мощах Святителя Игнатия (Брянчанинова) в Андреевском кафедральном соборе города Ставрополя и доставлена Крестным ходом в Святой Крест, где и находится поныне в Казанском храме. Празднование явленной иконе «Свято-Крестовская Пресвятыя Богородицы» по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского определено совершать 18 июня.


ИКОНОГРАФИЯ Икона выполнена в новой уникальной технике рельефного шитья, разработанной в ставропольской школе иконотворчества, Ольгой и Евгением Золотаревскими.
Пречистый лик Преблагословенной Богородицы и Ее руки писаны маслом. Одежды, корона, нимб, крест и фон выполнены в материале: ткань, бисер и речной жемчуг.
Богородица, в отличие от Ахтырской, явленной в 1739 г. иконы, изображающей Ее слева от Креста, здесь изображена справа (как в явлении), в молитвенной позе, со скрещенными ладонями на груди, как на иконе "Невеста Неневестная".
На голубом, цвета неба, фоне (так как Пречистая была явлена на воздухе) Богородица предстоит возле Животворящего Креста с надписью IНЦI как Царица небесе и земли, с короной на голове и в красных, словно обагренных кровью мучеников, одеждах.
Композиция размещена еще на одном фоне - золотом, по которому от нее, золотом же, но иного оттенка, отходят лучи в виде еще одного креста.
Смысл изображенного предельно прост: Богородица, Которой некогда Самой "прошло душу оружие", соделанная ныне Богом Царицею неба и земли, как бы всегда предстоит, молясь о нас грешных, у Креста Сына Своего и Господа Бога нашего.
Для святокрестовцев (буденновцев) это еще и напоминание о том святом имени, которое раньше носил их город, а для нас всех - о явной воле Божией, хотящей от нас, живущих в стране оклеветанных и попранных святынь, покаяния нашего, и о великом заступничестве о нас Богородицы, паче же всего охраняющей нас от всякого нашествия агарянского и от всякого зла.

Свято-Крестовская икона Богородицы доступна для поклонения в храме св. ап. и Ев. Иоанна Богослова (Леушинское подворье) в .
Иконы Богоматери участвовали во всех значительных исторических событиях России, часто определяя их смысл и решая их исход. Куликово поле связано для нас с Донской иконой Богоматери. Спасение Москвы от Тамерлана в 1395 г. - с Владимирской, освобождение Пожарским Москвы от поляков в 1612 году - с Казанской иконой, избрание Дома Романовых на царство - с Феодоровской, 1917 год - с Державной иконой Богоматери. Русская история будто проходит пред очами Пречистой Богородицы, которая то плачет о Руси, то вымаливает ей “нечаянную радость”. Не стала исключением и последняя Кавказская война. Хотя она еще не завершена, однако очевидно, что уже навсегда останется в Русской истории связаной с явлением новой иконы Божией Матери - Свято-Крестовской. Эта икона явилась 5 лет назад во время трагедии в 1995 году в г.Буденновске, когда чеченские боевики напали на беззащитный город, захватили больницу с родильным отделением и удерживали в ней в течение 5 дней несколько тысяч заложников. Никто не знал, чем все закончится, сколько невинных людей может стать еще жертвами бандитов. Власти оказались бессильны перед цинизмом и шантажом боевиков. Само нападение имело какой-то мистический смысл. Думается, что не случайно для нападения был избран город, старое название которого на Кавказе еще не забыто - город Святого Креста. Не случайно, видимо, было выбрано и время: сразу после Троицы, в святые дни Троицкой сплошной седмицы. Сама больница, захваченная боевиками, находится на месте старого Воскресенского монастыря, основанного в прошлом веке в память Святого Благоверного Князя-Страстотерпца Михаила Тверского, умученного в 1318 г. в долине Терека (территория нынешней Чечни), ставшего Первомучеником Кавказа. Когда провалились несколько штурмов больницы, переговоры зашли в тупик, когда все человеческие усилия оказались бессильны, - совершилось чудесное событие. 18 июня в день Всех святых и праздник иконы Божией Матери “Умягчение злых сердец” по благословению митрополита Ставропольского Гедеона в единственном храме города в честь Казанской Божией Матери был совершен соборный молебен ставропольского духовенства. В это время над больницей благочестивые верующие люди видели образ Божией Матери, молившейся перед Восьмиконечным Русским Крестом. После молебна требования боевиков резко изменились. Они согласились без каких-либо условий освободить заложников. На другой день тысячи людей вышли из больницы на свободу. Настоятель Казанского храма архимандрит Александр (ныне - епископ Бакинский) записал свидетельства очевидцев и представил их правящему митрополиту Гедеону, который, ознакомившись с ними, увидел во всем происшедшем великое знамение милости Божией заступление Пресвятой Богородицы. На основе записанных свидетельств Владыкаблагословил написать новый образ Божией, Матери. Свято-Крестовская икона стала новой иконографией среди Богородичных икон Русской Церкви. На ней Богоматерь изображена у Креста, напоминая о ее Голгофском стоянии, сложение рук напоминает Семистрельную икону (“Умягчение злых сердец”). На 40-ой день памяти жертв трагедии - 23 июня 1995 г. - икона была принесена в Буденновск, с ней был совершен крестный ход по всему городу. А на месте трагедии у больницы в центре монастыря была заложена памятная часовня (ныне построенная и освященная). Свято-Крестовская икона сразу стала одной из чтимых святынь Северного Кавказа. Прежде на Кавказе почиталась лишь одна местная икона Божия Матери - Моздокская (чтимый список с Иверской). Свято-Крестовская икона явила, что Божия Матерь помнит Свой Первый Земной Удел - Иверию (т.е. Кавказ) и молится за него у Креста Сына Своего, чтобы и над ним воссиял во всей славе Спасительный Животворящий Крест Господень. Митрополит Гедеон, почитатель и молитвенник Свято-Крестовской Божией Матери, составил тропарь, кондак и Акафист новоявленной иконе. Появились и списки Свято-Крестовской Богоматери. Один из них был написан и в далеком от Буденновска Петербурге. Его написал священник петербургской епархии известный иконописец о.Николай Груздев. 19 февраля 2000 г. образ находился на молебне “о даровании победы русскому оружию” и панихиде на могиле генерала Михаила Малафеева в Александро-Невской лавре. А 25 февраля был пренесен в Иоанно-Богословский храм Леушинского подворья, где перед ним был отслужен первый специальный молебен Свято-Крестовскому образу с пением тропаря. Явление Свято-Крестовской Богоматери имеет знаменательный смысл не только для Кавказа, но и для всей России, ибо она явила, что Россия ныне на кресте, что она в страданиях определяет место своего креста на Голгофе: с какой стороны стоит он у Креста Христова справа или слева? Покается ли народ наш, подобно благоразумному разбойнику и удостоится прощения и Царства Небесного, или возбужденный всевозможными страстями, уподобится беззаконному Варавве?

Свято-Крестовская икона Божией Матери находится на Леушинском подворье, всех желающих помолиться пред иконой приглашаем на службы.

КОРСУНСКАЯ (ТОРОПЕЦКАЯ) ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Кондак 1

Взбранной Воеводе и Заступнице Усердной рода христианскаго, Пресвятей Деве Богородице, даровавшей стране нашей пречудную икону Корсунскую, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Владычице, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и от враг видимых и невидимых защити, да зовем Ти:

Икос 1

Ангелов лицы и человеков собори благоговейно взирают на чудотворныя образы Твоя, Богородице Пречистая, во объятиих Предвечнаго Младенца держащая. Ты бо любве ради к верующим в Сына Твоего, благословила еси апостола и евангелиста Луку образы Твоя честныя написати, да вси вернии преклоняют пред ними колена душ и сердец, воспевающе Ти таковая:
Радуйся, изображение пречистаго лика Своего нам оставившая;
радуйся, всю вселенную иконами Твоими просветившая.
Радуйся, священнаго иконописания Покровительнице;
радуйся, почитания святых икон освящение.
Радуйся, лествице, Небо и землю соединившая;
радуйся, огнь Божества неопально вместившая.
Радуйся, со апостолы веры истинныя Насадительнице;
радуйся, Домостроительнице нашего спасения.
Радуйся, во Успении Своем мир не оставляющая;
радуйся, чудотворными иконами Твоими милость нам ниспосылающая.
Радуйся, всего мира надеждо и утешение;
радуйся, благоуханный цвете девства и чистоты.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 2

Видящи Святая Дева изображение лика Своего, еже святый апостол и евангелист Лука написа, рече: «С сею иконою благодать Сына Моего и Моя да пребудет». Темже веруем, яко и с иконою Твоею, нарицаемою Корсунскою, благодать и сила Божественная пребывают. Сего ради, с благоговением притекающе к иконе Твоей чудотворней, воздаем ей честь, яко Тебе Самой, и благодарственно вопием Сыну Твоему и Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум неуразумеваемый человеческими помыслы явила еси, Богородице Дево, егда возсия благодатию во граде Ефесе икона Твоя Одигитрия, святым Лукою написанная, и явися всем православным людем путеводительница и защитница веры Христовы от еретических мудрований, яко во Ефесе святии отцы Третияго Вселенскаго Собора, богомудрия исполненнии, еретическая учения низложиша и божественными словесы Тя, едину истинную Богородицу и Приснодеву исповедаша, верныя научающе ублажати Тя сице:
Радуйся, град Ефес иконою Твоею прославившая;
радуйся, в честней иконе Твоей от всех родов покланяемая.
Радуйся, святых отец, ревнителей веры мудрая Наставнице;
радуйся, именем Божия Матере Собором Вселенским возвеличенная.
Радуйся, лжеучителей еретических низложение;
радуйся, веры православныя непоколебимое утверждение.
Радуйся, яко отступницы от веры отеческия Тобою вразумляются;
радуйся, яко Тобою козни врагов Православия посрамляются.
Радуйся, советы лукавыя и коварство еретиков разоряющая;
радуйся, светом истиннаго богопознания нас просвещающая.
Радуйся, православных догматов Охранительнице;
радуйся, учением истинным и доныне нас питающая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 3

Сила Божия укрепи тя, преподобная мати Евфросиние, егда слышавши о величии чудес, исходящих от икон Богоматере, апостолом Лукою созданных, восхотела еси принести едину от них во град свой. Сего ради, создавши в нем обитель иноческую, испросила еси у благочестиваго царя Мануила и патриарха Царяграда Луки икону Пречистыя Владычицы Одигитрии, яже во Ефесе, да покровом Ея защищаеми, иноцы обители и вси людие града Полоцка в веселии сердец воспевают Богу: Аллилуия.

Икос 3

Имущи Матернее попечение о просвещении земли Русския, благоизволила еси, Владычице, даровати праотцем нашим икону Твою чудотворную, Одигитрию Ефесскую. Темже царь и святейший патриарх, уразумевше волю Твою, принесоша из Ефеса в Царьград икону сию, и отпустиша ю на Русь, да будет в знамение покрова Твоего всем людем русским, прославляющим милосердие Твое неизреченное, и воспевающим Ти с любовию таковая:
Радуйся, отчизну нашу яко жребий Свой возлюбившая;
радуйся, лучами чудотворных икон землю Русскую озаряющая.
Радуйся, страну нашу Российскую достоянием Своим избравшая;
радуйся, образ Твой чудотворный в утешение и радость даровати нам изволившая.
Радуйся, благое промышление о стране нашей явившая;
радуйся, любовь Твою к русским людем показавшая.
Радуйся, град Полоцк иконою Твоею Ефесскою облагодатствовавшая;
радуйся, во святем житии преподобную Евфросинию утвердившая.
Радуйся, Царьград на пути в землю Русскую посетившая;
радуйся, вся страны православныя покровом милости Твоея осеняющая.
Радуйся, Путеводительнице, к Небесному Отечеству нас возводящая;
радуйся, пред Богом милостивая наша Предстательнице.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 4

Бурю скорбей и напастей в людех Своих утолити хотящи, святую икону Твою Ефесскую, шествующую на Русь из земли Греческия, граду Корсуни даровала еси, Владычице, да познают вси христиане, коль сильна есть помощь Богоматере, и да поклоняются священному и прославленному образу Твоему, Господеви зовуще: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше жителие Корсуни о пришествии иконы Твоея, Богородице Дево, и о чудесех от нея бываемых, скорбию одержими быша за отшествие чудотворнаго образа от града их. Обаче уведевше, яко сия пречестная икона в наследие христианом Руси даровася, благодаряху Тя, Пречистая, за милости Твоя, и отпустиша икону в надежде на предстательство Твое пред Богом. Мы же, обетование радости сея приемше, гласом хваления приносим Тебе таковая:
Радуйся, чудесы многими шествие иконы Твоея знаменавшая;
радуйся, принесением ея град Корсунь освятившая.
Радуйся, иконою Твоею чудотворною жителей града возвеселившая;
радуйся, предстательством о них Бога умилостивляющая.
Радуйся, икону Твою, яко проповедницу спасения, едино лето в Корсуни оставившая;
радуйся, Предстательнице наша к Богу, мир спасающая.
Радуйся, всемогущество Христово иконою Твоею возвещающая;
радуйся, дары милостей и исцелений от нея источающая.
Радуйся, о всех чтущих образ Твой промышляющая;
радуйся, всем молящимся пред ним покрове и спасение.
Радуйся, скорбь людей корсунских о лишении образа Твоего в радость претворившая;
радуйся, о всем мире христианстем Ходатаице.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 5

Боготечная звезда, землю Русскую сиянием преславных чудес просвещающая, явися чудотворная икона Твоя, Пресвятая Дево, из Корсуни принесенная, юже, яко дар Божественный восприимши, преподобная Евфросиния, радостию несказанною исполненная, постави в церкви Святаго Спаса града Полоцка, и от того часа наречеся дивная икона сия Корсунская. Сего ради молим Тя, Всемилостивая Владычице, освети и нас светом небесным, сохраняющи под кровом Твоим, и услыши глас всех верных страны нашея, любящих Тя и поющих Богу благодарственную песнь: Аллилуия.

Икос 5

Видевше чудеса и знамения от иконы Твоея, Пресвятая Владычице, князи и вси благовернии жителие полоцстии благоговейне храниша святыню сию, яже явися воистинну благая Одигитрия, на путь спасения многих приводящая; к Тебе бо прибегаху людие, помощи на вся дела своя просяще, и благодарная моления приносяще за избавление от скорбей и напастей. Сего ради тако прославляем Тя, Пречистая:
Радуйся, шествием иконы Твоея землю Русскую освятившая;
радуйся, принесением на Русь честныя Твоея иконы нас обрадовавшая.
Радуйся, града Полоцка верная Хранительнице;
радуйся, жителей его милосердная Покровительнице.
Радуйся, обитель преподобныя Евфросинии под Матерний Покров с любовию приемшая;
радуйся, образом Твоим чудотворным обитель сию обогатившая.
Радуйся, преподобней Евфросинии небесная Покровительнице;
радуйся, и в затворе иночестем дивная ея Собеседнице.
Радуйся, яко с верою и надеждою покланяемся пречистаго лика Твоего изображению;
радуйся, яко от него приемлем благодатныя дары на пользу душ и телес наших.
Радуйся, святую икону сию в залог милости Своея нам даровавшая;
радуйся, яко Тобою вера православная в стране нашей утверждается.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 6

Проповедница благодати от иконы Твоея явися Александра, дщи полоцскаго князя Брячислава, иже вручи княжне святыню града своего, благословив на брак с Великим князем Александром Невским. Таже, по глаголу летописца, оженися князь Александр Ярославич и венчася в Т́ропце, и остави благоверная супруга его икону Корсунскую в соборе града сего. Темже радующеся покрову Твоему, Пречистая, дарованному во образе сем, умиленною душею и сокрушенным сердцем взываем Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсия во граде Торопце, яко пресветлая заря, святая икона Твоя Корсунская, Богомати, пред неюже православнии людие во всех бедах, скорбех и печалех молитвенно колена преклоняют. Сего ради вси вернии с любовию к чудотворней иконе Твоей, Пречистая, притекающе, единеми усты и единым сердцем велегласно Тебе возглашают:
Радуйся, иконою Твоею святаго князя Александра с княжною Александрою благословившая;
радуйся, любовь Божественную и согласие в сердца супругов вкоренившая.
Радуйся, домов благочестивых незримое ограждение;
радуйся, благая Домостроительнице жития нашего.
Радуйся, град Торопец, яко место пребывания иконы Твоея, освятившая;
радуйся, по всей земли нашей его прославившая.
Радуйся, пришествием чудотворнаго образа Твоего землю Псковскую осиявшая;
радуйся, яко и в пределех Торопца славу чудес Твоих показала еси.
Радуйся, иконою Твоею град сей от всяких бед избавляющая;
радуйся, благое о нем попечение явившая.
Радуйся, града Торопца похвало и славо;
радуйся, гражданы его радостию небесною исполнившая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Хотяще полки сильных воинов литовских град Торопец пленити, огню и мечу землю нашу предати, и веру православную в ней разорити, обаче преславным заступлением Твоим, Пречистая Владычице, даровала еси благоверному князю Александру Невскому помощь, и град Твой от разорения чудесно спасла еси. О Владычице и Взбранная Воеводо воинства православнаго, сподоби и нас, вкупе с великим воином и заступником земли нашея, сокрушати врагов державы Российския, и воспевати Христу Богу нашему победную песнь: Аллилуия.

Новое знамение милости Твоея о граде Торопце явила еси, Пресвятая Дево, егда прииде на Русь воевода литовский Сапега с воинством великим, яко море грозное и мрачное, в скорбь погрузивше землю нашу и пленивше ю. Тогда вси жителие града устремишася в храм Твой, пред иконою Корсунскою со слезами молящеся о избавлении от погибели. Ты же, Пречистая, устрашила еси врагов, и бежаша неудержимо полки Сапеги от стен Торопца. Темже победу славную, всесильною помощию Твоею совершившуюся, и доныне православнии празднуют, воспевающе сице:
Радуйся, благовернаго князя Александра на подвиг ратный укрепившая;
радуйся, мужество неодолимое воином его даровавшая.
Радуйся, град Твой Торопец от разорения избавившая;
радуйся, в щит и ограждение цельбоносную икону Твою нам оставившая.
Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас свобождающая;
радуйся, во бранех силу духа русских воинов возвышающая.
Радуйся, коварнаго врага внезапным бегством истребившая;
радуйся, упования на помощь Твою не посрамившая.
Радуйся, полцы чуждих далече от святыни Твоея отгнавшая;
радуйся, чтущим образ Твой на враги способствующая.
Радуйся, боголюбивых воинов на поли брани благая Покровительнице;
радуйся, венцы мученическия убиенным православным воином уготовляющая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Странное и неизреченное чудо у иконы Твоея, Всемилостивая Владычице, совершися: девица некая, бесом томимая, молитв ради Церкве Святыя, наипаче же Твоим, Богомати, предстательствам и благословением, потщися направити стопы своя во обитель преподобнаго Нила Столобенскаго, и тамо свободися от насилия диавола, и исцелися от болезни своея. Темже и нас грешных от действия диаволя свободи, Всеблагая, да благодарственно зовем Сыну Твоему и Богу: Аллилуия.

Весь мир преисполнен, яко звездами богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице, в нихже икона Твоя Корсунская предивными чудесы сияет, и согревает хладная сердца наша знаменьми любве Твоея и милости. К Тебе убо прибегаем, Пресвятая Заступнице, и пред образом дивным молим Тя: исполни радости скорбящая сердца наша, мрак уныния разгони, умоли Сына Твоего прощение прегрешений нам даровати, и сподоби чистым сердцем воспевати Тебе тако:
Радуйся, благ временных и вечных Ходатаице;
радуйся, живоносный источниче, всех нас животворяй.
Радуйся, девицу, злым духом одержимую, от мучения демонскаго свободившая;
радуйся, яко иконою Твоею сила диаволя прогоняется.
Радуйся, козни духов злобы разрушающая;
радуйся, от нападений их нас ограждающая.
Радуйся, ада и смерти попрание;
радуйся, жизни вечныя дарование.
Радуйся, демонския полки побеждающая;
радуйся, враги спасения нашего посрамляющая.
Радуйся, светом Божественныя благодати души наша озаряющая;
радуйся, на подвиг духовныя брани нас невидимо укрепляющая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское благоговейно Тебе служит, Небесе и земли Царице, человеческий же род непрестанныя хвалы Тебе приносит, и Твою святую икону с любовию почитает. Сего ради, в благодарную память Твою, жителие града Торопца воздвигоша новую соборную церковь в честь Корсунския иконы Твоея, Богомати, в нейже и доныне вернии не престают прославляти Тя, Владычице, воспевающе благодарственную песнь: Аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут по достоянию воспети множество чудес, от святыя иконы Твоея являемых, имиже православныя люди от бед, напастей и всякаго зла сохраняеши, ибо в земли нашей прославися не токмо первописанная икона Твоя Корсунская, но и многи грады, веси, обители иноческия и храмы украсиша подобия ея, пред нимиже теплятся лампады неугасимыя и воздыхания молитвенная не умолкают. Сего ради благодарим Тя, Госпоже Всемилостивая, за дар сей отечеству нашему, и с веселием Тебе взываем:
Радуйся, благодать иконам Твоим даровавшая;
радуйся, всю землю нашу лучами благодати озарившая.
Радуйся, страны Российския Покрове, ширший облака;
радуйся, православныя веры в ней возвышение и утверждение.
Радуйся, грады и веси наша принесением иконы Твоея от бед сохраняющая;
радуйся, храмы и домы наша иконою Твоею благодатно посещающая.
Радуйся, благолепный храм, аки жертву приятную Тебе принесенную, благословившая;
радуйся, в красоте его красоту небеснаго храма показующая.
Радуйся, святых храмов Божиих благодатное освящение;
радуйся, строителей их и благоукрасителей любовию Твоею покрывающая.
Радуйся, пришествием иконы Твоея радости наша умножающая;
радуйся, иконою Твоею присно нас утешающая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 10

Спасти хотяще град Торопец и окрестная селения его от всегубительныя язвы, людие, страхом смерти одержимии, притекоша с верою и надеждою к иконе Твоей Корсунстей, и с пением обносиша ю окрест домов своих. И не посрамися вера их: Ты бо, Всемилостивая, укротила еси бурю смертную, яко заступлением Твоим недузи отступаху, людие же, исцеление от болезни получивше, в радости сердец своих воспеваху Богу Спасителю нашему благодарственную песнь: Аллилуия.

Икос 10

Стену необоримую и крепкое заступление даровала еси граду Торопцу иконою Твоею чудотворною, Богородице Дево, ибо во дни тяжких испытаний и нападений вражиих помощь от святыя иконы Твоея получаху жителие града многочудесно. Темже молимся Тебе, о Всеблагая Мати, якоже град сей древний многажды от погибели спасала еси, тако и нас грешных спасай от всяких бед, зол и напастей, предстательством Твоим к Сыну Твоему, да благодарственно зовем Ти:
Радуйся, от язвы всегубительныя чудесное избавление;
радуйся, гнев Божий праведный, на ны движимый, утоляющая.
Радуйся, прекращением язвы благодатную силу иконы Твоея возвестившая;
радуйся, милость Божию к нам грешным явившая.
Радуйся, яко принесением иконы Твоея болезни лютыя отступают;
радуйся, яко паче жемчуга икона Твоя слезами радости украшается.
Радуйся, во дни мора и язвы непреложная наша надеждо и ограждение;
радуйся, Предстательнице к Богу, мир спасающая.
Радуйся, иконою Твоею нам благодеющая;
радуйся, щедроты великия на нас изливающая.
Радуйся, града Торопца Небесная Заступнице;
радуйся, яко и ныне гражданы его любовию Твоею не оставляеши.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 11

Пение похвальное приносят вернии Тебе, Владычице Преблагая, яко от лет древних и доныне силу огненнаго естества укрощаеши иконою Твоею Корсунскою, и многая чудеса содеваеши: храм бо Твой и град Торопец от запаления огненнаго многажды неврежденны сохраняла еси покровом Твоим. Темже молим пред пречистым образом Твоим: избави нас от пламене страстей и от огня вечнаго, да спасеннии Тобою, воспоем Богу благодарственную песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светозарная свеща явися предивная икона Твоя, во граде Торопце возсиявшая и всю страну нашу Российскую озарившая, Владычице Всемилостивая, се бо хромии ходят, разcлабленнии востают, беснующиися исцеляются, людие от смертоносныя язвы избавляются, грады и домы от огня спасаются. Мы же, ведуще Тя яко источник благодатных исцелений, со дерзновением вопием:
Радуйся, Мати Врача Небеснаго;
радуйся, душевных и телесных недугов Целительнице благодатная.
Радуйся, любве Божественныя светильниче светозарный;
радуйся, свеще неугасимая, души верных светом Христовым осиявшая.
Радуйся, чудотворною иконою Твоею пламень огня угасившая;
радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая.
Радуйся, силою Твоею благодатною силу естества огненнаго победившая;
радуйся, образ Твой яко неопалимую купину явившая.
Радуйся, землю Русскую светом Своим озарившая;
радуйся, Псковския и Тверския земли солнце пресветлое.
Радуйся, от глада, хлада, труса, потопа, огня и меча страну нашу ограждающая;
радуйся, хлебом насущным нас питающая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 12

Благодать свыше даровася святей иконе Твоей Корсунстей, Владычице Преблагая, от неяже точатся исцеления и даруется утешение людем православным, наипаче же Тебе, Матерь Света, в песнех величающим. Темже молим Тя: сохрани град Твой и возлюбленную Тобою страну Российскую от всяких нестроений, неверия и суеверия, от тлетворных учений, да осеняеми покровом Твоим, сподобимся предстати престолу Царя Славы, поюще о Тебе хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 12

Поюще чудеса и милости, от иконы Твоея Корсунския являемыя, радуемся неизреченно, и с любовию прибегаем к Тебе, Небесной Заступнице и Покровительнице нашей: хвалим, славим и величаем Тя, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, веруем, яко и в последняя времена даруеши благодатную помощь, и имиже веси судьбами сохраниши Церковь нашу Православную и чад ея. О Всемилостивая Мати, покрый нас честным Твоим омофором, и избави нас от всяких бед и искушений вражиих, да воспоем Тебе непрестанно гласом радования:
Радуйся, Церкве Небесныя и земныя украшение;
радуйся, во славе Небесней одесную Бога пребывающая.
Радуйся, яко Тобою Русь православная хранится;
радуйся, яко Тобою весь род христианский хвалится.
Радуйся, праотцы и отцы наша во благочестии сохраньшая;
радуйся, царства Российскаго благодатное утверждение.
Радуйся, яко на икону Твою взирающе, Самой Тебе, Богородице, покланяемся;
радуйся, яко иконою Твоею святою окамененная сердца наша умягчаеши.
Радуйся, святому патриарху Тихону под кровом Твоим во граде Торопце пожити даровавшая;
радуйся, яко ныне вкупе с ним молиши за нас Сына Твоего и Бога.
Радуйся, торжество веры православныя в стране нашей являющая;
радуйся, Радосте наша, двери райския верным отверзающая.
Радуйся, земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Царице Небесе и земли, Радость всему миру родившая, приими сие малое хваление наше, пред чудотворною иконою Твоею с верою и любовию возносимое, и всесильными молитвами Твоими спаси землю Русскую, отечество наше от врагов защити, печали наша в радость претвори, в любви и согласии всех людей православных соедини, и сподоби внити в радость Господа и Спасителя нашего, возносяще Ему ангельскую песнь: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й: «Ангелов лики и человеков собори … » и кондак 1-й: «Взбранной Воеводе и Заступнице усердной… ».

МОЛИТВА

О Всемилостивая Госпоже, Мати Господа и Спасителя нашего, Небесе и земли Царице! Ты благоизволила еси даровати стране нашей образ Твой, святым апостолом и евангелистом Лукою написанный, и град Торопец пришествием Твоим возвеличила еси, повелевающи всем притекати к Тебе с верою и надеждою на скорую помощь и заступление. Приими хвалебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Сына Твоего и Бога, да милостив будет нам грешным, с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему, воспоминающе многая и дивная чудеса, во граде сем и во иных весех и градех земли Русския явленных и являемых. Спаси и сохрани, Владычице, Церковь Русскую Православную, страну нашу Российскую, град наш и вся грады и страны христианския от глада, смертоносныя язвы, огня, меча, междоусобныя брани, даруй нам воздуха благорастворение и земли плодоносие. О Пресвятая Дево, Благая Одигитрие, указуй нам правый путь ко спасению, еретическая возстания низложи, заблуждшия во едино Христово стадо собери, уврачуй язвы душ и телес наших, просвети наш ум, омраченный страстьми, даруй нам время на покаяние и исправление греховныя нашея жизни, и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти и вечныя муки, да спасаеми всесильным Твоим заступлением, Царствие Небесное унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Твое к нам милосердие во веки веков. Аминь.

КОРСУНСКОЙ-ЕФЕССКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Тропарь, глас 4:

Днесь светло красуется древний град Торопец,/ и с ним вся земля Русская ликовствует,/ прославляющи чудотворную икону Твою, Владычице,/ яко заря солнечная от земли Греческия возсиявшую./ Источает бо нам неоскудныя милости/ Пресвятая Богородица,/ и сохраняет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Сего ради с любовию возопиим:/ молитвами Твоими избави нас от всякия нужды и печали,/ и спаси души наша.

Кондак, глас 2:

Яко солнце незаходимое/ возсия во граде Торопце икона Твоя, Богородице Дево,/ святым апостолом Лукою написанная,/ и страну Российскую лучами благодати и милосердия Твоего озарившая,/ к нейже притекающе с любовию вернии/ от всяких болезней исцеляются,/ в скорбех утешение, в бедах избавление приемлют./ Ты же, Всемилостивая Владычице, сохрани град Твой/ и вся грады и веси земли нашея от всякаго зла,/ да зовем Ти, Небесе и земли Царице:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь, глас 4:
Поется во граде Полоцке

Днесь светло красуется древний град Полоцк,/ и с ним вся земля Русская ликовствует,/ прославляющи чудотворную икону Твою, Владычице,/ яко заря солнечная от земли Греческия возсиявшую./ Источает бо нам неоскудныя милости/ Пресвятая Богородица,/ и сохраняет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Сего ради с любовию возопиим:/ молитвами Твоими избави нас от всякия нужды и печали,/ и спаси души наша.

©Акафист составлен А. Трофимовым