Европейский парламент (далее - ЕП или Европарламент) является представительным институтом ЕС. Первоначально он состоял из представителей национальных парламентов государств - членов ЕС. В 1976 г. этот порядок был изменен и урегулирован Актом об избрании членов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием (далее - Акт) . Первые выборы состоялись в 1979 г. и впоследствии проводятся каждые пять лет.

Применительно к формированию Европарламента Акт устанавливает общие принципы избирательной процедуры и является источником права ЕС. Следовательно, его положения обязательны для всех государств-членов, но могут конкретизироваться в национальных законах, касающихся проведения выборов членов Европарламента на своей территории .

Организация выборов во всех государствах-членах основана на пропорциональной системе: списочной либо системе единого передаваемого голоса (ст. 1 Акта). Преимущественно в государствах-членах установлена «списочная система», или «система партийных списков», в рамках которой избиратели подают свои голоса за списки кандидатов, которые представляются политическими партиями или другими избирательными формированиями. Для определения количества мандатов, причитающихся спискам, в странах ЕС в основном используется «метод квоты» (например, Германия, Франция). Система единого передаваемого голоса предполагает голосование за отдельных кандидатов в порядке предпочтений избирателя, определяя их по порядку цифрами 1, 2, 3 и т.д. (например, в Ирландии, Северной Ирландии (Соединенное Королевство) и на Мальте).

Государства-члены могут установить минимальный порог для получения мест. Такой порог на национальном уровне не должен устанавливаться в размере, превышающем 5% поданных голосов (ст. 3 Акта), что соответствует принципам пропорциональной системы. До недавнего времени в странах ЕС активно использовались гак называемые «парламентские барьеры». В последние годы наметилась тенденция отказа от них.

В Германии после постепенного снижения с 5% до 3% минимальный порог был полностью отменен: в феврале 2014 г. Федеральный конституционный суд ФРГ вынес решение, согласно которому парламентский барьер нарушает равенство возможностей для партий и противоречит Основному закону страны. В настоящее время Германия и еще 13 стран ЕС не имеют барьера при делегировании национальных депутатов в Европарламент. В девяти государствах минимальный порог для получения мест в Европарламенте составляет 5%, в трех - 4%, в Греции - 3% и на Кипре - 1,8%.

Исходя из своих национальных особенностей государства-члены могут создавать округа для выборов в ЕП либо предусматривать иные избирательные подразделения, не нарушая в целом пропорционального характера избирательной системы (ст. 2 Акта).

Пример

Деление страны на избирательные округа предусмотрено, например, в Бельгии, Великобритании, Ирландии и Франции. Несмотря на возможность выставления списков кандидатов на местном и (или) региональном уровне, итоговый подсчет голосов производится в общенациональном масштабе.

Выборы осуществляются посредством всеобщего прямого, свободного и тайного голосования. При этом всеобщность означает, что гражданин, имеющий гражданство какого-либо государства - члена ЕС, может участвовать в выборах в ЕП на территории любого государства, входящего в ЕС. Граждане ЕС имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) с определенного возраста, который отдельно устанавливается в каждой из стран - членов ЕС.

Пример

В Германии, например, возраст участия в выборах - как в качестве избирателя, так и в качестве кандидата - составляет 18 лет. В Австрии голосовать можно с 16 лет, а выдвигать свою кандидатуру на выборах - с 18. Во Франции возраст, но достижении которого возможна реализация активного избирательного права, составляет 18 лет, а пассивного - 23 года.

Каждое государство - член ЕС обладает в ЕП определенным числом мандатов, зависящим от численности населения (по принципу так называемой «убывающей пропорциональности»). При этом установлено, что государство не может получить больше 96 и меньше б мест. Таким образом, с одной стороны, густонаселенные страны делегируют в ЕП большее количество членов, чем государства с небольшой численностью населения; с другой - в пересчете на одного жителя небольшие страны в итоге имеют больше мандатов.

Пример

Германия получает в Европарламентс наибольшее количество мест. Население страны составляет 80,5 млн человек. Это значит, что при отведенной Германии квоте в 96 мест каждый член ЕП представляет интересы примерно 838 тыс. жителей. В свою очередь, Мальта с населением в 400 тыс. человек имеет минимальную квоту в шесть мест, т.е. на одного члена ЕП приходится 67 тыс. жителей.

В соответствии с Лиссабонским договором 2007 г., общее количество мест в действующем в настоящее время ЕП составляет 751 (см. табл. 4.1).

Таблица 4.1

Распределение мест в Европейском парламенте в 1999-2019 годы 1

  • 1999-
  • 2004-
  • 2007-
  • 2009-
  • 2014-

Болгария

Великобритания

Германия

Ирландия

Люксембург

Нидерланды

1 URL: http://www.elections2014.eu/en/new-parliament

Окончание табл. 4.1

  • 1999-
  • 2004-
  • 2007-
  • 2009-
  • 2014-

Португалия

Словакия

Словения

Финляндия

Хорватия

Республика

Итого

Европарламент обладает однопалатной структурой. Его члены не объединяются в национальные делегации, а формируют политические группы на основе общих политических интересов. В настоящее время в Европарламенте насчитывается семь таких групп: Европейская народная партия (Христианские демократы) (ЕРР), Прогрессивный альянс социалистов и демократов в Европейском парламенте (S&D), Европейские консерваторы и реформисты (ECR), Альянс либералов и демократов за Европу (ALDE), Европейское объединение левых/зеленых левых сил северных стран (GUE/NGL), Зеленые/Европейский свободный альянс (Greens/ EFA), Европа за свободу и прямую демократию (EFDD) . Кроме того, в каждом составе ЕП существуют нефракционные места (N1) для не присоединившихся ни к одной из перечисленных политических групп.

Европарламент является сессионным институтом. Ежегодные сессии, как это закреплено в ст. 229 ДЕС, проводятся во второй вторник марта. Внеочередные сессии созываются по требованию большинства членов ЕП, Совета ЕС или Еврокомиссии. В действительности данный институт функционирует фактически ежедневно, но в разных форматах: 1) работа в полном составе (пленарные заседания); 2) работа парламентских комиссий; 3) работа политических групп (правило 133 Внутреннего регламента). Заседания ЕП являются открытыми. Пленарные проходят в Страсбурге (Франция), в Брюсселе (Бельгия) проводят свои заседания комитеты и политические группы.

В своей деятельности ЕП руководствуется Внутренним регламентом (в ред. 2015 г.). Этот документ включает 230 правил и 21 приложение. Особо следует отметить Приложение № 1, содержащее Кодекс поведения членов Европарламента, касающийся финансовых вопросов и конфликта интересов (в ред. 2014 г.).

Возглавляет ЕП Председатель, избираемый на два с половиной года, т.е. на половину срока своих полномочий. Он руководит заседаниями, осуществляет административные функции, совместно с Председателями Совета ЕС и Еврокомиссии представляет ЕС в отношениях с государствами и другими международными организациями.

Организационная структура ЕП включает в себя Бюро, Конференцию председателей, Конференцию председателей комитетов, Конференцию председателей делегаций и Генеральный секретариат.

Бюро состоит из Председателя ЕП, 14 вице-председателей и осуществляет общее руководство. Внутренний регламент предусмотрел избрание квесторов, которые, по сути, являются советниками Бюро по финансовым и административным вопросам, связанным с обеспечением благоприятных условий выполнения депутатами своих обязанностей: например, материальное поощрение, условия проживания и т.д. (правило 26).

Конференция председателей состоит из председателя Европарламента, председателей политических групп, а также представителей от фракции независимых членов ЕП. Функция Конференции - определение повестки дня и организация прений в ходе проведения заседаний ЕП, то есть организация текущей деятельности.

Оба вышеназванных органа можно определить как руководящие.

Конференции председателей комитетов и делегаций дают рекомендации Бюро и Конференции председателей по вопросам, касающимся деятельности парламентских комитетов и межпарламентских делегаций.

Важная роль в работе ЕП отведена комитетам, количество которых четко не установлено, но в настоящий момент их 20. Они различаются по времени работы (временные и постоянные), по полномочиям (общие и специальные), по численности (от 25 до 71 членов). В рамках комитетов могут создаваться подкомитеты.

Генеральный секретариат Европарламента технически обеспечивает работу ЕП. Его месторасположение - Люксембург (Люксембург). В него входят Секретарь и различные специалисты (переводчики, делопроизводители, технические работники, юристы), осуществляющие свои функции на основе трудовых контрактов.

Компетенция ЕП состоит из ряда полномочий : 1) законодательные; 2) бюджетные; 3) контрольные; 4) внешнеполитические.

Законодательные полномочия. Европейский парламент совместно с Советом ЕС принимает нормативные правовые акты. Прежде, чем Совет ЕС окончательно примет тот или иной акт, необходимо одобрение проекта ЕП. В противном случае, проект направляется на доработку в Еврокомиссию. Но такая процедура касается принятия не всех нормативных правовых актов. В некоторых областях (сельское хозяйство, экономическая политика, визы и иммиграция) Совет ЕС имеет право принимать решения самостоятельно, но и в этом случае он проводит консультации с ЕП.

Парламенту в определенной степени принадлежит право законодательной инициативы. Это заключается в том, что, рассматривая ежегодный доклад Еврокомиссии по вопросам разработки нормативных актов, он может вносить коррективы.

Ряд вопросов не может быть принят без согласия ЕП (например, принятие нового государства в ЕС).

Бюджетные полномочия. ЕП рассматривает проект бюджета ЕС, представляемый Еврокомиссией. Он имеет право принять или отклонить, как правило, проект бюджета в целом. Вносить изменения допускается только по статьям необязательных расходов, как правило, к ним относятся расходы, связанные с финансированием институтов и органов ЕС. На доработку он направляется в Европейскую комиссию. Европарламент также утверждает отчет об исполнении бюджета, основываясь на документах и отчетах, предоставленных Счетной палатой.

Контрольные полномочия. Европейский парламент осуществляет контроль за деятельностью Европейской комиссии и Совета ЕС. Во-первых, данные институты обязаны предоставлять ЕП доклады но итогам своей деятельности и деятельности ЕС. Во-вторых, депутаты могут задавать членам Комиссии и Совета ЕС любые вопросы в устной и письменной форме. В случае неудовлетворительной оценки работы Комиссии Парламент может принять резолюцию порицания, в которой будет поставлен вопрос о недоверии Европейской комиссии.

Европарламент может принимать петиции от граждан. Первоначально они изучаются в Комитете по петициям. Особо следует отметить тесное взаимодействие ЕП с Европейским уполномоченным по правам человека (European Ombudsman ), который входит в сферу парламентских контрольных полномочий. Омбудсмен предоставляет доклады с результатами проведенного расследования по конкретной жалобе и о своей деятельности после каждой сессии.

Внешнеполитические полномочия. Европейский парламент в случае запроса дает консультативные заключения в отношении международного договора, заключение которого планируется Союзом. На заседаниях ЕП может обсуждаться по инициативе политических групп или отдельных депутатов любой вопрос, связанный с внешнеполитической деятельностью ЕС, международными проблемами. После чего принимается декларация (заявление), не носящая обязательный характер и представляющая собой, скорее, общее мнение депутатов.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ (Европарламент), один из наднациональных политических институтов Европейского союза (ЕС). Создан в 1957 году в рамках европейских экономических интеграционных организаций (с 1967 Европейские сообщества). Порядок формирования и полномочия Европарламента, его структура и функционирование регулируются учредительными актами, внутренним регламентом, решениями, относящимися к организации и проведению выборов, а равно межинституциональными соглашениями, регулирующими сотрудничество Европарламента с другими институтами ЕС. Европарламент формируется путём всеобщих прямых выборов (на основе Акта о выборах 1976). Правом избирать и быть избранными пользуются граждане ЕС. Общие принципы применяемой избирательной системы определяются на уровне ЕС. Организация и проведение выборов регулируются на национальном уровне. Используется пропорциональная система представительства. Количество мест в Европейском парламенте, принадлежащих каждому государству-члену, определяется непосредственно учредительными актами и прилагаемыми к ним документами. Общее количество депутатских мандатов неоднократно пересматривалось в связи с расширением ЕС. Общее число (2007) депутатских мандатов 785 (максимально высоким числом мандатов обладают Германия, Франция, Италия и Великобритания; наименьшим числом - Люксембург, Кипр, Эстония, Мальта).

Европейский парламент - постоянно действующий орган. Пленарные заседания проводятся в его резиденции в Страсбуре; работа комиссий осуществляется в резиденции в Брюсселе; секретариат находится в Люксембурге.

В составе Европейского парламента образуются партийные группы (иногда именуются европейскими партиями), в них входят депутаты, представляющие родственные по политическим взглядам и идейным позициям национальные политические партии (8 партийных групп в 2007). Отдельную группу образуют неприсоединившиеся депутаты. Доминирующее положение в составе всех созывов Европейского парламента принадлежит Европейской народной партии и Европейской социалистической партии. Их представители занимают ведущие должности в органах Европарламента.

Работой Европейского парламента руководит председатель, который избирается из числа депутатов сроком на 2,5 года. Широко применяется практика, в соответствии с которой на одну половину срока выдвигается представитель от Европейской народной партии, на другую - от Европейской социалистической партии. Одновременно избираются заместители председателя Европейского парламента и квесторы, ведающие в основном организационными, административными и финансовыми вопросами. Повестка дня определяется конференцией (председатель Европейского парламента, руководители партийных групп, 2 представителя от независимых депутатов). В случае отсутствия согласия решение принимается большинством голосов, причём каждый член конференции обладает взвешенным количеством голосов, равным числу мандатов партийной группы, которую он представляет. В соответствии с регламентом учреждаются постоянные профильные комитеты Европейского парламента и формируются их руководящие органы. Процедурные вопросы, включаемые в повестку дня, предварительно обсуждаются на заседаниях постоянных комитетов Европарламента. Заключение комитета докладывается на пленарном заседании Европейского парламента, которое выносит окончательно решение. Предусмотрена возможность создания следственных комиссий. Они образуются на основе пропорционального представительства различных групп. В зависимости от рассматриваемых вопросов заседания могут носить как открытый, так и закрытый характер. Итоговый доклад следственной комиссии направляется пленуму Европарламента. Регламент предусматривает также функционирование конференции председателей постоянных комитетов и председателей групп, занимающихся вопросами взаимоотношений ЕС с третьими государствами. Документы этих органов носят в основном информационный характер. Досрочный роспуск Европейского парламента не предусмотрен.

Полномочия Европарламента в основном напоминают полномочия национальных парламентских учреждений:

1) участие в законодательном (нормотворческом) процессе. Организация зависит от применяемой процедуры принятия решений (при консультативной процедуре Европейский парламент даёт своё заключение, которое не носит обязательного характера; при применении процедуры сотрудничества Европейский парламент участвует в обсуждении проектов, предлагаемых Советом Европейского союза и Европейской комиссией. Возможно проведение нескольких чтений. Однако окончательное решение принадлежит не Европейскому парламенту, а Совету; при использовании процедуры совместного принятия решений проект считается принятым, если он одобрен в идентичной редакции Европейского парламента и Советом. Одобренный проект скрепляется подписью председателя Европейского парламента и председательствующего в Совете). Соответствующий нормативный правовой акт публикуется в журнале «Официальный вестник Европейского союза» и вступает в силу в срок, непосредственно указанный в этом акте, а при его отсутствии - на 20-й день после опубликования;

2) осуществление политического контроля за деятельностью Европейской комиссии (письменные и устные вопросы и постановка вопроса об ответственности комиссии). Действующие учредительные акты предусматривают возможность принятия резолюции порицания или отказа в доверии Европейской комиссии. В случае принятия такого решения комиссия обязана подать в отставку (даже угроза подобного решения может принудить комиссию подать в отставку. Это имело место, в частности, в 1999 году, когда достоянием общественности стали факты злоупотребления служебным положением и финансовые злоупотребления со стороны отдельных членов Европейской комиссии);

3) осуществление бюджетных полномочий. Европейский парламент обсуждает проект бюджета, подготовленный Европейской комиссией и представленный Советом ЕС. Возможности решения Европейского парламента зависят от того, идёт ли речь об обязательных или необязательных расходах. Однако Европейский парламент может отклонить весь проект бюджета в целом. Такого рода решения имели место в 1980 и 1985 годах. В этом случае Совет обязан представить новый проект бюджета, а до его принятия действует временный режим бюджетного финансирования;

4) осуществление внешнеполитических полномочий. Они в основном касаются принятия решений об одобрении (или неодобрении) подписанных соглашений с третьими государствами или международными организациями и решений о приёме новых членов. В этом случае применяется, как правило, процедура совместного положительного заключения. Она предусматривает возможность либо одобрения, либо неодобрения, но исключает внесение каких бы то ни было поправок и изменений в выносимое на утверждение соглашение. Европейский парламент может также оказывать воздействие на принятие и осуществление внешнеполитических решений, отказывая в одобрении соответствующего регламентарного акта (так было, например, при отказе от утверждения регламента, регулировавшего осуществление программы Тасис). Европарламент широко использует свои полномочия при обсуждении международных проблем; принимаемые резолюции обязательной силы не имеют.

По мере развития институциональной структуры ЕС полномочия Европейского парламента расширяются. Так, предусматривается существенное изменение законодательной процедуры и заметное расширение компетенции Европейского парламента с использованием процедуры квалифицированного большинства при принятии решений.

Европарламент поддерживает тесные связи с Федеральным собранием Российской Федерации; в частности, функционирует Комитет парламентского сотрудничества, являющийся совместным органом Европейского парламента и Федерального собрания Российской Федерации (по 30 членов).

Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документо в ЕС.

Порядок формирования: представители государств– членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств– членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.

Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях изаседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вицепредседателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов.

Вопрос 14. Функции и полномочия Европейского Парламента.

Функции. Осуществляет функции консультаций и контроля; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.

Полномочия в области контроля. Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать санкции в отношении Комиссии, например, вынести ей вотум недоверия, заставить ее уйти в отставку. В соответствии с Маастрихтским договором, Парламенту отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.

Законодательные полномочия. Римский договор 1957 г. отводил Парламенту исключительно консультативную роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Современный процесс законотворчества в ЕС предусматривает обязательные процедуры взаимодействия Комиссии и Совета с Парламентом, в которых последнему отводится различная роль в зависимости от обсуждаемого предложения. Амстердамский договор закрепил три основные процедуры: консультации, совместное принятие решений, согласие.

Полномочия в области бюджета. Процедура принятия бюджета, предусматривающая два чтения в Парламенте, позволяет ему вносить поправки в разработанный Советом проект. В исключительных случаях Парламент, если его мнение не было принято в расчет, может отклонить бюджет в целом. Он дает заключение о деятельности Комиссии, связанное с выполнением бюджета (на основе выводов Палаты аудиторов).

Из лекций

Европейский Парламент. Функции и полномочия

Европарламент – представительный институт ЕС. Согласно ст.189 Договора о ЕС он состоит из представителей народа (соответственно под народом понимается население государств, объединенных сообществом).

785 депутатов избираются на 5 лет. Количество депутатов зависит от количества населения страны.

В порядке количества населения:

1. Германия

2. Франция

4. Испания

5. Великобритания

С каждым расширением Европейского Союза меняется и число депутатов Европарламента. После последнего этапа расширения Евросоюза в Европарламент входят 785 депутата из 27 стран-участниц ЕС. Число депутатов Европарламента от каждой страны-участницы зависит от масштабов государства.

Депутаты Европарламента работают в политических группах, которые объединяют депутатов разных стран по партийной принадлежности. Бюро Европарламента является руководящим органом Европарламента, во главе которого находится президент и 14 вице-президентов.

Граждане ЕС вправе избираться в Европарламент не только в своем, но в любом государстве ЕС, где они проживают.

До сих пор нет единого закона о выборах депутатов в Европарламент, поэтому депутаты выбираются по своим национальным законодательствам.

В Великобритании – «Акт о выборах в Европарламент 1978 года»

В Бельгии – «Закон Бельгии о выборах в Европарламент 1989 года»

Все национальные нормативно-правовые акты по выборам должны соответствовать принципам «Акта об избрании членов Европарламента прямым всеобщим голосованием», который принят в 1976 году, последняя редакция в 2002 году.

Во всех государствах должны избираться в соответствии с системой пропорционального представительства – куда входит система партийных списков и система единого передаваемого голоса.

ЕПГ – (Ирландия и Северная Ирландия UK) – возможность проголосовать с помощью преференций.

(СИСТЕМА ЕДИНОГО ПЕРЕДАВАЕМОГО ГОЛОСА) - разновидность пропорциональной избирательной системы (в Австралии на выборах в сенат, в Ирландии, на Мальте). По конечным результатам напоминает пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием. Предложена в середине XIX в. датчанином К. Андрее и англичанином Т. Хэром, С.п.г может применяться толь ко в многомандатных избирательных округах: избиратель имеет один голос, который он отдает к.-л. кандидату, проставляя в бюллетене преференции (предпочтения) 1,2,3. и указывая тем самым последовательность, в какой он хотел бы видеть их избранными. Если по первой преференции голос избирателя не будет использован, то он должен быть использован по второй. С.п.г. дает возможность высказаться за партийно не организованных кандидатов, а тж. предоставляет избирателю большую свободу выбора по кандидатам от одной партии, за которую он голосует http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18212


Прямые всеобщие выборы. 7-10 июня 1979 года: первые прямые выборы в Европейский парламент

Государство могут устанавливать минимальное количество голосов для прохождения – заградительный пункт: обычно – 5%, Австрия и Швеция – 4%, Россия – 7%.

Членам Европарламента запрещено быть депутатами национальных парламентов, а также другие условия несовместимости: - не могут быть членами других институтов ЕС

Выборы евродепутатов проводятся во всех странах одновременно в течение недели июня – с четверга по воскресенья. Подсчет голосов и опубликование информации только после окончания выборов по всей ЕС.

Лица, выбираемые в Европарламент, обладают свободным мандатом – не связаны наказами избирателей, не связаны со своим государством никаким образом, направляющие их страны не имеют право давать им указания.

Депутатский иммунитет может быть снят самим парламентом, если не защищает интересы ЕС.

Готовится специальный акт «О статусе евродепутата».

Депутаты объединяются в политические фракции (группы). Самые крупные из них:

1) Правоцентристская – Европейская Народная Партия

2) Партия Европейских Социалистов

3) Партия Европейских Либералов, Демократов и Реформаторов

Чтобы политическая партия была признана таковой на территории ЕС – для этого необходимо располагать поддержкой не менее, чем в четверти государств (7 стран) ЕС.

Необходимо, чтобы в эти 7 странах кандидаты заинтересованной партии прошли в парламенты.

В парламенты национальные, так и региональные необходимо, чтобы партия собрала не менее трети поданных голосов, в соответствии с регламентом 2003 года «О статусе и финансировании политических партий».

Политическая партия на евроуровне может быть союзом или альянсом партий государств-членов ЕС.

Объем и функции полномочий Европарламента меньше, чем у национального парламента:

1) Отличительные черты от национальных проектов:

Не вправе самостоятельно издавать нормативные акты, а может делать только с разрешения Совета Европейского Союза.

Полномочия Европарламента не одинаковые в различных сферах, все зависит от обсуждаемых вопросов

Процедур принятия законодательного акта несколько, из которых 2 основные:

1. Консультационная процедура

2. Процедура совместного принятия решения

2) Полномочия парламента распространяется на бюджетную сферу (обсуждение и принятие бюджета ЕС – после принятия Лиссабонского Соглашения – Европарламент совместно с Советом ЕС принимает евробюджет.

3) Контроль за другими институтами и органами ЕС. Главным образом – комиссии. Результат может быть – вотум недоверия с последующей отставкой.

Заслушивание доходы и отчеты институтов и органов

Создание специальных парламентских следственных комиссий

У Европарламента есть другие прерогативы:

А) дача согласия на заключение международных договоров, как с государством, так и с международными организациями

Б) разрешение на вступление в ЕС новых государств-членов

В) назначение или участие в формировании ряда институтов: омбудсманы (оба), дает одобрение членов комиссии

Г) формирует Счетную Палату ЕС с правом совещательного голоса

Д) формирует ЕЦБ с правом совещательного голоса

Е) право на получение своевременной информации

Г) проведение дебатов по вопросам общей политики и безопасности

Сразу после выборов Европарламент работает в сессионном порядке.

Сессии начинаются во второй вторник марта. Всего – 11 периодов работы. Не работают в августе.

Сессионный период длится в течение 1 недели, включает пленарные заседания, кроме них депутаты работают в политических фракциях.

Кворумы на заседаниях – 1/3 от списочного состава.

Решения принимаются простым большинством от числа присутствующих и проголосовавших.

Исключение: когда решения Европарламента принимаются большинством от списочного состава – серьезный вопрос. К этому условию также может добавиться условие, когда решения должны получить 2/3 или 3/5 поданных голосов. Например: согласие Европарламента на вступление новых государств – абсолютное большинство депутатов.

В структуре Европарламента:

Постоянные комиссии – узкоспециализированные –права человека, вооруженные силы, транспорт

Временные комиссии – чаще всего следственные

Межпарламентские делегации – для контактов с иностранными парламентами

Структура руководства Европарламента:

Председатель избирается на половину срока легислатуры парламента – 2,5 года

Вице-председатели избираются на половину срока легислатуры парламента – 2,5 года

Председатель + вице-председатели формируют Бюро Европарламента, которое занимается административными, организационными и финансовыми вопросами деятельности Европарламента.

Данному бюро помогают 5 квесторов. Квесторы избираются из депутатов. Помимо административных функций – ведут специальный реестр, где фиксируют данные о профессиональной деятельности депутатов и их финансовых доходах.

Квесторы участвуют в Бюро ЕП с правом совещательного голоса.

Главный орган политического руководства Европарламента – конференции представителей. Входят руководители политических фракций + председатель Европарламента.

Конференция представителей - разрабатывает проект повестки дня, т.е. решает рассматривать вопрос или нет.

Также существуют конференция представителей делегаций

Конференция представителей комиссий

В качестве вспомогательной структуры Европарламента – Генеральный секретариат – 5 тысяч человек.

Европарламент – самый недорогой орган ЕС в обслуживании – обходится каждому гражданину ЕС 3 евро в год.

Возникла потребность в установке контактов – проведение регулярных встреч с 1983 года

С 1989 года – специальный форум представителей национальных парламентов

Европейский парламент: полномочия

Европейский парламент обладает полномочиями, которые традиционно присущи парламентским учреждениям в совре­менных государствах. Это, во-первых, участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия); во-вторых, вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении; в-третьих, участие в формировании других институтов и кон­троль над их деятельностью; в-четвертых, осуществление внешних связей. Отличие и своеобразие в реализации полно­мочий Европейским парламентом связаны с его статусом и ролью в общей системе институтов Сообществ и Союза. Оно обусловлено также спецификой осуществления этих полномо­чий, которые в значительной мере лимитированы как дейст­вующими актами первичного и вторичного права, так и отсут­ствием в большинстве случаев самостоятельности в принятии окончательных решений.

В первых учредительных актах была использована краткая и весьма лаконичная формула, определяющая полномочия Пар­ламента Сообществ. Она гласила, что Парламент «осуществляет функции консультации и контроля». Таким образом, Договор о ЕЭС ограничивал назначение Парламента осуществлением чисто консультативной и в какой-то мере даже вспомогатель­ной роли.

В новой ре­дакции прежняя формулировка заменена гораздо более нейтральной формулой, согласно которой Парламент осуще­ствляет полномочия, которыми он наделен по Договору.

Законодательные полномочия Парламента в наиболее обоб­щенном виде были определены в Договоре о Сообществе. «Европейский парламент участвует в процедуре принятия актов Сообщества в той мере, в какой это предусмотрено на­стоящим Договором, осуществляя свои полномочия в рамках процедур, предусмотренных статьями 251 и 252, а равно путем принятия совпадающего положительного заключения или дачи консультативного заключения.

Европейский парламент может по требованию большинства депутатов предложить Комиссии представить предложения, ко­торые кажутся ему необходимыми для осуществления настоя­щего Договора, в целях выработки нормативно-правового акта Сообществ».

Консультативная про­цедура не исчезла, но она заметно утратила свои позиции. Поя­вились и новые требования к самой процедуре. В учредитель­ных актах, относящихся к Европейскому Союзу, содержится прямое указание Комиссии и Совету принимать во внимание мнение Парламента, высказанное в ходе консультативной про­цедуры.

Состав и структура Европейского парламента

Согласно ст. 190 Договора о Сообществе «представители на­родов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием». Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Евро­пейского парламента были внесены Договором о ЕС. Общее определение круга лиц, участвующих в голосовании и наделяе­мых правом избирать и быть избранным в Европейский парла­мент, соотнесено этим Договором с институтом гражданства ЕС. Оно является производным от национального. Им облада­ют все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Пра­вом избирать и быть избранным граждане Союза наделяются независимо от места их проживания на территории Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на террито­рии Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом избирать и быть избранным на тех же осно­ваниях, что и граждане страны его проживания. Порядок осуществле­ния права избирать и быть избранным устанавливается Сове­том, принимающим решение на основе единогласия по предло­жению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом.

Учредительные акты предусматривают введение единооб­разного порядка проведения выборов в государствах - членах Союза. Соответственно, сам Парламент разрабатывает проект нормативного акта, устанавливающего процедуру выборов. Он должен соответствовать демократическим принципам, которые являются общими для всех государств-членов. Первый такого рода акт был одобрен 20 сентября 1976 г. Акт о выборах при­нимается Советом на основе принципа единогласия. Согласно действующему ныне порядку принятию решения должно предшествовать получение совпадающего позитивного заклю­чения самого Парламента, которое одобряется большинством голосов его списочного состава. Решение Совета должно со­держать рекомендацию, адресованную всем государствам-чле­нам, в соответствии с которой одобрение акта о выборах должно быть осуществлено на национальном уровне в поряд­ке, предусмотренном действующими конституционными про­цедурами.

Каждое государство - член ЕС обладает в Европейском парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест в Парламенте было ограничено Амстердамским договором 1997 г. в количестве, не превышающем 700 мандатов. Ницц-ский договор 2001 г. в преддверии расширения довел эту план­ку до 732. Согласно Протоколу о расширении ЕС, приложен­ному к этому Договору, к 1 января 2004 г., т. е. начиная с пар­ламентской легислатуры 2004-2009 гг., число представителей, избираемых в каждом государстве, было определено в следую­щих размерах: ФРГ - 99; Франция, Италия и Великобрита­ния - по 79 (87); Испания - 50 (64); Нидерланды - 25 (31); Бельгия, Греция и Португалия - по 22 (25); Швеция - 18 (22); Австрия - 17 (21); Дания и Финляндия - по 13 (16); Ир­ландия - 12 (15); Люксембург - 6. Одновременно Деклараци­ей о расширении ЕС, принятой на саммите в Ницце в декабре 2000 г., были предусмотрены определенные квоты мандатов для вновь вступающих государств. Польша - 50; Чехия и Венгрия - по 20; Словакия - 13; Литва - 12; Латвия - 8; Словения - 7; Эстония и Кипр - по 6; Мальта - 5

Председателя Европейского Парламента избирают путем тайного голосования на 2,5 года, что составляет половину каденции Европейского Парламента. Он может быть переизбран повторно. Кандидатура выдвигается политическими группами или не менее, чем 32 депутатами. При формировании органов и назначении должностных лиц Европейского Парламента (Председателя, его заместителей, квесторов) необходимо учитывать интересы справедливого представительства стран-членов и политических групп.

Голову избирают абсолютным большинством голосов (не менее половины общего состава). Если в течение трех туров ни один кандидат не наберет абсолютного большинства голосов, то на голосование выдвигаются две кандидатуры, которые в третьем туре набрали больше всего голосов. Если в четвертом туре кандидаты набирают равное количество голосов, то мандат на председательство получает старший из них. Полномочия Председателя Европейского Парламента:

Представляет Европейский Парламент во внешних отношениях, а также в отношениях с другими организациями;

Осуществляет руководство работой Европейского Парламента и его органов;

Открывает, останавливает и закрывает заседание;

следит за соблюдением Регламента, обеспечивает порядок, предоставляет слово, объявляет голосование, объявляет его результаты;

Передает в комитеты информацию, которая их касается, и т.д.

Президиум Европейского Парламента состоит из Председателя, 14 заместителей (осуществляют функции Председателя во время его временного отсутствия, а также тогда, когда тот принимает непосредственное участие в дискуссии) и 5 квесторов (наделены административными и дисциплинарными функциями; в отличие от Председателя и его заместителей имеют лишь право совещательного голоса).

Полномочия Президиума Европейского Парламента:

Решает финансовые, организационные, административные дела депутатов, организаций при Европейском Парламенте, его секретариата и других органов;

Решает вопросы, связанные с проведением заседаний;

Заключает штатное расписание для Генерального секретариата Европейского Парламента;

Разрабатывает проект бюджета Европейского Парламента;

Дает указания квесторам и т.д.

Конференция глав состоит из Председателя Европейского Парламента и председателей политических групп (глава политической группы может представлять ее член). Депутаты, которые не входят ни в одну из политических групп Европейского Парламента, делегируют двух своих представителей, которые, однако, не наделены правом голоса.

Цель деятельности: добиться согласия на уровне политических сил в Европейском Парламенте; если ее не достигнуто, проводится голосование с учетом количества депутатов политической группы.

Полномочия Конференции глав:

Принимает решение по вопросам организации работы Европейского Парламента и планирования законодательной деятельности;

Решает вопросы, связанные с отношениями Европейского Парламента с другими институтами Европейского Союза, с национальными парламентами стран - членов ЕС с другими международными организациями и государствами, которые не являются членами ЕС;

Предлагает свой проект повестки дня и наделена полномочиями по определению состава и компетенции комитетов, временных следственных комиссий, делегаций;

Представляет предложения политических групп по решению административных и бюджетных вопросов перед Президиумом Европейского Парламента;

Определяет места для депутатов в Европейском Парламенте (поскольку депутаты размещаются в зале не по странам, а по фракциям).

Конференция председателей комитетов состоит из глав всех парламентских комитетов - как постоянных, так и временных. Руководителя выбирают из состава Конференции.

Полномочия Конференции председателей комитетов:

Разрабатывает для Конференции председателей рекомендации по деятельности комитетов и повестку дня Европейского Парламента;

Выполняет специальные задачи по поручению Президиума и Конференции глав.

Конференция руководителей делегаций состоит из руководителей всех постоянных межпарламентских делегаций. Руководителя выбирают из состава Конференции. Полномочия этого органа похожими к полномочиям Конференции председателей комиссий.

Парламентские комитеты

Работа парламента осуществляется в 20 постоянных комитетах:

Комитет по иностранным делам (Committee on Foreign Affairs - AFET);

Бюджетный комитет (Committee on Budget - BUDG);

Комитет контроля за бюджетом (Committee on Budgetary Control - CONT);

Комитет по правам и свободам граждан, порядка и внутренних дел (Committee on Civil Liberties, Justice and Home Affairs - LI BE);

Экономически-валютный комитет (Committee on Economic and Monetary Affairs - ECON);

Правовой комитет внутреннего рынка (Committee on Legal Affairs - JURI);

Комитет по промышленности, внешней торговли, научных исследований и энергии (Committee on Industry, Research and Energy - ITRE);

Комитет по занятости и социальным делам (Committee on Employment and Social Affairs - EM PL);

Комитет по вопросам окружающей среды, здравоохранения и потребительской политики (Committee on the Environment, Public Health and Food Safety - ENVI);

Комитет по вопросам сельского хозяйства и развития села (Committee on Agriculture and Rural Development - AGRI);

Комитет по вопросам рыболовства (Committee on Fisheries - PECH);

Комитет по региональной политике (Committee on Regional Development - REGI);

Комитет по транспорту и туризму (Committee on Transport and Tourism - TRAN);

Комитет по вопросам культуры, молодежи, образования, СМИ и спорта (Committee on Culture and Education - CULT);

Комитет по развитию и сотрудничеству (Committee on Development - РАЗВИТИЕ);

Комитет по конституционным делам (Committee on Constitutional Affairs - AFCO};

Комитет по правам женщин и равноправию (Committee on women"s Rights and Gender Equality - FE MM);

Комитет по вопросам внешней торговли (Committee on International Trade - INTA);

Комитет по внутреннему рынку и защите потребителей (Committee on the Internal Market and Consumer Protection - IMCO);

Комитет по рассмотрению петиций (Committee on Petitions - PETI).

В состав парламентского комитета входят от 24 до 76 депутатов. При необходимости могут создаваться подкомитеты и специальные комитеты для решения конкретных вопросов; при особых ситуаций формируются комитеты по расследованию.

Заседания комитетов проходят в течение одной-двух недель ежемесячно. Внутри комитета избирают Президиум (состоит из Председателя и двух-трех заместителей) и генерального докладчика. Рассматривают вопросы, переданные на обсуждение, а также вопросы, вынесен на повестку дня по их собственной инициативе. Члены Европейской Комиссии или их полномочные представители отчитываются перед соответствующим комитетом в пределах своей компетенции. Они разъясняют решения Европейской Комиссии, поданные в Совет ЕС документы, а также позиции, которые Европейская Комиссия отстаивает в Европейском Совете. Отвечают за формулировку позиции Европейского Парламента относительно предложений Европейской комиссии, за подготовку предложенных Европейским Парламентом поправок к любым "общих позиций", разработанных Европейским Советом, и парламентских резолюций, разработанных Европейским Парламентом по собственной инициативе.

Политические группы.

Маастрихтский договор 1992 г. добавил к Договору о ЕС новую статью, которая закрепила формирование политических групп в Европейском Парламенте не по национальному или национально-территориальной принадлежности, а по политическим интересам. Регламент Европейского Парламента предусматривает, что политическая группа должна объединять депутатов нескольких стран. Минимальное количество членов для создания политической группы - 23 человека (если группа состоит из представителей двух стран - членов ЕС); 18 человек (если группа состоит из представителей трех стран); 14 человек (если группа состоит из представителей четырех и более стран-членов). Запрещается членство более чем в одной политической группе.

Сейчас в составе Европейского Парламента функционируют такие политические группы:

Группа Европейской народной партии, или Христианских демократов (European People* 8 Party - EPP);

Группа Прогрессивного альянса социалистов и демократов (Progressive Alliance of Socialist and Democrats - S&D);

Группа Альянса либералов и демократов ради Европы (Alliance of Liberals and Democrats for Europe - ALDE);

Группа Зеленых/Европейский свободный альянс (Greens-European Free Alliance - Greens-EFA);

Группа Европейских консерваторов и реформистов (European Conservatives and Reformists - ECR);

Группа Конференции объединенных левых и зеленой скандинавской левицы (European United Left-Nordic Green Left - EUL-NGL);

Группа "Европа за свободу и демократию" (Europe of Freedom and Democracy - EFD),

В состав Европейского Парламента относятся также депутаты, не входящие ни в одну из политических групп.