М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава VIII. Хозяйство древних славян и поселения.

Долгое время, по крайней мере до конца праславянского единства, славяне занимались кочевым земледелием . А именно, они не оставались постоянно на одном участке земли, подвергая его рациональной обработке, а кочевали родами и кланами, всегда выискивая новые участки либо для пахоты, либо для новых пастбищ, в зависимости от условий местности, в которую они попадали.

Это было обусловлено тем, что в праславянскую эпоху значительная часть славян жила в области, вообще не пригодной для земледелия, на землях, изобилующих озёрами и болотами, или среди дремучих лесов (Полесье, Центральная Россия). Здесь, естественно, они были вынуждены добывать средства к существованию иными способами: охотой и рыболовством, бортничеством и скотоводством; роль земледелия в этих областях еще в X веке была незначительной. Но там, где позволяли почвенные условия, славяне издавна занимались земледелием; однако и при этом виде хозяйства они вначале не оставались постоянно на одном месте, но перекочевывали с места на место, правда, в пределах небольших районов и в определенном направлении.

Это отнюдь не было кочевничеством в прямом смысле этого слова – на конях и на повозках среди стад, – известным нам, например, из истории жизни скифов и сарматов; у славян это был подвижный образ жизни земледельцев и охотников. Уже Тацит справедливо отделил славян и германцев, которые вели подобный образ жизни, от подлинных кочевников, сарматов «in plaustro equoque viven-tibus»1.

С этой переменой места жительства было связано все развитие славян ; расселение их с прародины шло, по крайней мере частично, таким же простым и медленным путём. На новых исторических местах жительства этот подвижный образ жизни сохранялся ещё некоторое время, вплоть до VI века 2, когда ему был положен конец, с одной стороны, завершением переселения, новыми условиями и общением с более культурными соседями, у которых славяне наблюдали рациональное ведение хозяйства, с другой же стороны – нашествием и господством аваров , борьба с которыми потребовала большего единства славян и, в особенности, строительства укрепленных центров.

Пока славяне сохраняли полукочевой, подвижный образ жизни , планировка и размеры их поселений изменялись в зависимости от условий и характера почвы. Но впоследствии, когда число славян значительно возросло и они перешли к прочной оседлости, система их полей и планировка поселений начали принимать более определенную форму, поскольку устраивались они уже надолго и на это устройство оказывала влияние сложившаяся веками традиция.

Таким образом начал развиваться постоянный тип поселения , подобно тому как установился и постоянный тип дома. Но для формирования единой общеславянской планировки жилищ и поселений было уже поздно. Славяне за это время оказались в самых различных географических и экономических условиях, и поэтому все постройки , а следовательно, и планировка поселений не могли быть повсюду едиными. Хотя нам и неизвестно, был ли у славян, пока они жили на своей прародине – на севере Карпат, единый общий уклад жизни и единая планировка построек, но все же можно допустить, что начиная уже со времени расселения славян такого единства больше не существовало.

О формах славянских поселений в конце языческого периода исторические источники почти ничего не сообщают, археология также дала пока мало сведений, и все они носят слишком частный характер. Нам остается обратиться лишь к данным сравнительной этнографии и аграрной истории, научное обобщение которых произвел для славян Авг. Мейтцен, в дальнейшем развитое К. Инама-Штернеггом, В. Левецом, Я. Пейскером, а из современных ученых – главным образом О. Бальцером57.

Полученные до настоящего времени результаты этих работ позволяют наметить у славян, как современных, так и древних, три основных типа поселений: 1) тип круговых поселений (так наз. okolica, okrouhlice), дома которых расположены вокруг деревенской площади наподобие круга или подковы; 2) тип уличных поселений , в них дома располагаются по обе стороны дороги;

3) хуторской тип поселений, где дома отдалены друг от друга на значительное расстояние и при каждом дворе располагается его поле.

На основании того, что первый тип круговых поселений встречался в Центральной Германии на Лабе , там, где когда-то обитали славяне, возникла теория58, что тип круговых поселений (нем. Runddorf) является специфически славянским типом, тогда как немцам принадлежал наряду с типом разбросанных дворов (Haufendorf) и более поздний тип уличных поселений (Strabendorf).

Однако теперь нам известно, что дела обстояли не вполне так. Хотя круговые поселения действительно встречаются в Полабье в славянских областях и там этот тип можно считать свойственным местным славянам, но ту же планировку мы находим и в немецких областях, причем у поселений со старыми немецкими названиями. Иногда тип круговых поселений встречается ещё в Чехии, Моравии, Силезии, но дальше на восток, в Польше, в России, а также у южных славян его нет , по крайней мере не было известно до настоящего времени.

На востоке, в Польше, в России и у южных славян повсюду встречается прежде всего второй тип уличных поселений , причем с таких давних времен, что и эту «уличную» планировку следует считать древней славянской формой; только те поселения второго типа, рядом с которыми расположены за домами длинные поля настолько правильной формы, что они могли появиться сразу только путём точного обмера и раздела всей пахотной земли по приказу светской или духовной власти, – только эти поселения уличной планировки следует считать более поздними, возникавшими начиная с XII века под влиянием аграрного немецкого права.

Так же точно, стихийно, возникал у славян третий тип разбросанных поселений всегда там, где этого требовали условия гористой местности, в особенности на Кубани, Кавказе и Балканском полуострове.

Из всего сказанного видно, что специфически общеславянского типа поселения не существует. Славянам были известны все указанные виды планировки поселений, они избирали их в зависимости от условий местности и в зависимости от того, что послужило причиной возникновения поселения, которое могло появиться либо в результате разрастания одной первоначальной семьи, либо в результате единовременного основания всего поселения.

Также нельзя утверждать, что какой-то определенный тип поселения был безусловно и во всех случаях наиболее древней ступенью, из которой впоследствии развились другие типы. Однако естественно предположить, что система отдельных дворов, то есть мест жительства отдельных семей, была наиболее древней 59 и что из этих дворов вследствие их разрастания возникали на удобных местах большие поселения круговой или уличной планировки , которые, разумеется, могли также возникнуть и сразу при переселении.

Что касается хронологического соотношения круговых и уличных поселений, то тут интересно отметить, что археологические исследования в центральной Германии, направленные в последние годы на изучение остатков и планировки славянских поселений VII–XI веков, установили пока наличие здесь круговых поселений 60, но считать на этом основании, что эта планировка везде предшествовала уличной, было бы при недостатке материала из других земель слишком преждевременно61.

Итак, общая форма древнеславянских поселений была различной. Жилища были либо разбросаны, отдалены друг от друга, причем хозяйственные постройки и все поля были сгруппированы около дома, либо дома располагались по кругу или рядами вдоль дороги, а хозяйственные постройки позади них, причем пахотная земля, расположенная вокруг поселения, была разделена на ряд больших участков в зависимости от их качества, и на каждом из этих участков (campus в лат. источниках) житель поселения имел свою долю, своё поле (аger). Эти campi и agri сначала были неправильно расположены, их величина и форма были различны, чаще всего квадратные, так что вся разделенная земля была похожа на шахматную доску , что также было связано с первоначальной вспашкой поля ралом вдоль и поперек 62.

Поля в виде длинных полос одинаковой ширины и длины у менее древних рядовых поселений были результатом по образцу немецких полей, и появляются в XII и в особенности в XIII веках.

Кроме поля, в каждом поселении были, как видно из многочисленных документов Х века и последующих веков, общие пастбища (pascua), дороги (via), охотничьи угодья в лесу (venatio cum saepibus, clausurae), рыболовецкие участки на водоемах (piscatio, piscatura), свои пасеки (hortus apum, mellificium) и мельницы (molendinum, mola). Все это в документах того времени обозначалось терминами: villa cum appendiciis, pertinentiis suis, cum omnibus ad eam pertinentibus, cum omnibus utilitatibus и т. п.63

Княжеская резиденция отличалась от простого сельского поселения тем, что здесь все было сосредоточено при одном большом дворе или при нескольких дворах, а также тем, что вся работа по хозяйству была разделена между принадлежавшими княжескому двору подневольными людьми, вследствие чего на княжеском дворе были свои пахари, жнецы, виноградари, пастухи для разных видов домашних животных, пчеловоды, рыболовы, охотники, пекари, мельники, пивовары, к этому прибавлялся также ряд ремесленников, работавших на княжеский двор.

Долго считалось, что из названий древних славянских поселений наиболее древними являются патронимические , обозначающие потомков одного и того же предка суффиксом -ичи iči, – ici, – ice, например Стадичи — Stadice (древнее Stadici) – потомки Стада, Дрславичи — Drslavice – потомки Дреслава. Имена же посессивные, образованные от имени хозяина поселения путём прибавления суффикса – ov, – ova, – ovo, а в женск. роде – in, – ina, – ino либо путем смягчения окончания имени собственного (Holeš-ov, Radot-in, Budeč), названия, характеризующие природные условия местности, а также многие другие считались более поздними64.

Однако достоверным является то, что хотя большинство патронимических наименований действительно древние, но такими же древними наряду с ними являются и наименования, относящиеся к физио-графическому характеру местности. Более новыми могут считаться лишь большинство посессивных названий; следует признать, что и патронимия появлялась в большом количестве лишь в XII и XIII веках.

———————————————— ***

57. Meitzen A. Urkunden schles. Dórfer zur Geschichte der landl. Verhaltnisse (Codex dipl. Silesiae, IV, Breslau, 1863); Siedelung und Agrarwesen etc., 1.26; 11.437, 492, 669; O. Balzer, Chronologia najstarszych kształtów wsi słowiańskiej i polskiej (Kwartalnik historyczny, 1910), XXIV.363. Остальную литературу см. «Źiv. st. Slov.», III, 187 и К. Potkański, Pisma pośmiertna, I, Krakov, 1922.

58. Эта теория была высказана в германии Б. Якоби (1845, 1856), X. Ландау (1854, 1862) и заимствована затем Шемберой (1868), Воцелом (1866) и др. См. «Ziv. st. Slov.», III, 188. Впрочем, Мильке неверно считает этот тип поселений в Полабье первоначальным германским типом, заимствованным славянами («Die Herkunft des Runddorfes», Zeitschrift fur Ethnol., 1921, 273, 301).

59. В VI в. Прокопий (111.14) характеризовал славян, стекающихся на Балканский полуостров: «οίκοΰσι δέ έν καλΰβαις οίκτραΐς διεσκηνημένοι πολλώ μεν άπ’άλλήλων» — «у них много работы, проделанной многими».

60. Главным образом исследование Кикебуша. См. «Źiv. st. Slov.», III, 189.

61. Дм. Самоквасов когда то отстаивал теорию, что в России первыми формами поселений были укрепленные городища («Северянская земля и северяне по городищам и могилам», М., 1908, 46, 57 и «Древние города России», М., 1873). Эта теория не может иметь вообще значения, тем более для России.(?)

62 См. выше, с. 447–448. 63.«Źiv. st. Slov.», III, 199. 64. «Ziv. st. Slov.», Ill, 201.

Поселок Любытино – один из старейших центров Новгородской области, интересный археологическими памятниками; местами, связанными с именами великих людей русской земли (княгиня Ольга, А.В. Суворов, Никандр Городноезерский, И.Л. Горемыкин); многочисленными памятниками истории и архитектуры (родовая усадьба генералиссимуса А.В.Суворова; Церковь Успения Пресвятой Богородицы; Собор Рождества Пресвятой Богородицы), природными красотами. Именно здесь, на месте слияния рек Мсты и Белой, в середине X века останавливалась княгиня Ольга вместе со своей дружиной.

Точная копия поселения славян Х века

До наших дней здесь сохранились монументальные насыпи сопок, места погребения славянской знати и земляные крепости городища. В Любытинском краеведческом музее создана стационарная экспозиция под открытым небом «Славянская деревня X века», состоящая из комплекса жилых и хозяйственных построек (клети, амбара, погреба, гумна, хлебной печи), известных по материалам археологических раскопок, расположена на территории подлинного селища рядом с погребальными памятниками - сопкой и «каменным кругом». Туристам здесь представится уникальная возможность познакомиться с историей, культурой, обычаями и верованиями древних славян, почувствовать себя настоящим воином (примерить кольчугу, метнуть копье), изваять из глины настоящий шедевр или изготовить берестяной сувенир на память под руководством мастера.

В основу создания реконструированного поселения славян десятого века – «Славянская деревня X века» положены результаты многолетних раскопок не только Любытинских памятников, но и материалов, полученных при археологических исследованиях Старой Ладоги, Новгорода и других центров древней Руси. В отличие от других подобных мест, здесь всё можно потрогать своими руками: зайти в дом, зажечь лучину, растопить печь, покрутить жернова; почувствовать себя настоящим воином, примерив кольчугу и метнув копье, или настоящей славянкой, примерив женский наряд.
Деревня рассчитана на древнюю славянскую семью количеством 20 – 22 человека. В ней имеются домики для проживания, общие постройки, такие как амбар, погреб, место заготовки зерна, а также оружейная, кузница и другие строения, необходимые для жизни в то время. В славянской деревне X века было несколько домов. В самом большом жил глава рода, в остальных – родственники, дети и внуки, до 30 человек в 4-5 избах, по сегодняшним меркам не самых больших.

Технология постройки домов отличалась от современной. Даже выемки на бревнах для сруба делались не снизу, как сейчас, а сверху. Срок службы таких домов сокращался, но и строить их было проще, ведь для обработки дерева 1000 лет назад использовали самые примитивные инструменты и приспособления. Крыши наши предки крыли дерном, причем использовали его в двух целях: в качестве утеплителя и гидроизоляции. Его укладывали травой наружу и травой внутрь. Чтобы крыша не протекала, использовали бересту. Ее укладывали в несколько слоев и сверху уже стелили покрытие из дерна. Такая крыша выдерживала даже самые сильные ливни. Щели между бревнами традиционно заделывали мхом. Окон в домах X века не было. Для вентиляции делали лишь маленькие отдушины. Войти в дом можно было только согнувшись. Двери делались низкими, чтобы сохранять тепло, ведь теплый воздух скапливается наверху. В домах строили традиционную печь – каменку. При ее постройке не использовалось никаких цементирующих материалов. Камни подбирались по форме и размеру, для того чтобы кладка была устойчивая. Топили печь по-черному.


Дом главы семейства был своеобразным колледжем. Детей учили здесь плести бересту, вышивать, ткать, и другим повседневным домашним обязанностям, нужным им в будущем.

Быт славян был очень скромным. В домах находились только самые необходимые вещи: несколько лавок и обеденный стол, самые необходимые для жизни вещи. На полках около печки стояли горшки для приготовления пищи и корзины для хранения продуктов. Лишних вещей в избах не было. Основную часть времени наши предки работали в поле. В помещении много времени не проводили, в основном ели, потом уходили на работу и спали.

При строительстве музейной деревни использовали только те инструменты, которые были у наших предков. Обращаться со скобелем и тислом в славянской деревне могут научить и туристов, также как и другим славянским ремеслам, например, лепить горшки без гончарного круга.

Любытинские курганы

На территории славянской деревни 10-го века также имеется захоронение древних славян. В качестве кладбища они использовали насыпи, которые ныне являются ни чем иным как холмы. Как рассказал один из экскурсоводов, такие насыпи производились слоями, потому и вырастал холм. Хоронили, таким образом, не целиком умершего далёкого предка, а его пепел, полученный после сожжения умершего. Так и вырастали холмы и насыпи. Захоронение устраивали по 10 – 12 урн за один раз. Пока не набиралось нужное количество урн, урны хранились на территории такого поселения, где именно мне не известно. Получается, захоронения были массовыми. Таких захоронений на территории Новгородской области очень много.

На территории музейной деревни и сейчас продолжаются археологические раскопки. Так как в советское время на этой земле располагался льнозавод, археологам пришлось сначала убирать распаханный слой земли, пробиваться через остатки поздних заводских построек. В итоге появилось пятно рва с углистым слоем, с жжеными камнями, с фрагментами керамики, с костями, остатками поминальных действий. Это памятник синхронный сопкам X-XI века.

Следует отметить, что насыпи курганов – это не просто холмы из песка и земли, а сложные конструкции. Сначала на ровной поляне устраивали ров. Его делали плугом, тем же самым, которым пахали земли для посевов. Потом этот круг выкладывали камнями, а в центре помещали прах умерших. Останки самых уважаемых жителей укладывали в глиняный горшок и только после этого сопку засыпали несколькими слоями земли.

Самый новый экспонат музейной деревни – памятник славянской письменности «Воймерицкий крест». Это копия креста, подлинник которого является частью экспозиции Новгородского музея-заповедника .

Сейчас много этнографических музеев, но этот музей мне очень понравилась тем, что это не просто восстановлены культура и быт русской деревни, а восстановлено на месте бывших раскопок и располагается именно так, как и было более 1 000 лет назад. В отличие от обычных музеев, здесь все можно потрогать и опробовать: поджечь лучину, растопить печку, покрутить жернова, примерить тяжелую кольчугу или женский древнеславянский наряд, метнуть копье. Помимо того, что можно посмотреть, как жили наши предки, у вас будет возможность познакомиться и с как делались предметы быта.
Мастер расскажет и покажет вам, как изготовить изделие из глины или бересты, как ткать на ткацком станке или бердышках.

Древние селища, погосты, каньоны, водопады, музей со стационарной экспозицией под открытым небом «Славянская деревня Х века» — это незабываемое путешествие в Русь изначальную. Так, что думаю, вам как и мне доставит удовольствие туристический проект «Русь глубинная», стрежнем которого является реконструированного поселения славян Х века – «Славянская деревня X века».

Вообще это место иногда называют «Новгородская Швейцария». И это название в уже в XIX веке прочно закрепилось за этой местностью из-за изрезанного ландшафта, где перепады высот достигают 100-150 метров. Здесь сохранились уникальные природные ландшафты, карстовые озера, пороги и водопады на реках Белая и Прикша.

А уникальные археологические памятники VI – X веков — сопки и курганы, расположенные по берегам реки Белой называют Пирамиды севера.

Подробнее об археологическом заповеднике

250 погребальных памятников, многие из которых достигают 6-9 метровой высоты и поселений VI-XVI вв. н. э., расположенный в долине реки Белой — правого притока реки Мсты на территории 3,5 х 10 км. Эта территория сыграла важную роль в процессе формирования Новгородских земель. Особое значение имеют памятники эпохи славянского расселения в регионе и образования древнерусского государства. По мнению ученых в районе реки Белой (приток Мсты в её среднем течении) находится один из крупнейших в Европе археологических комплексов, включающий в себя сотни погребальных курганов и сопок, городищ и селищ эпохи образования Древней Руси. Часть величественных сопок сохранилась и в самом Любытино, история которого уходит в глубокую древность, и связана с походом киевской княгини Ольги по рекам Мсте и Луге (947 год).

Что еще можно посмотреть, если вы попали в Любытино:

Родовая усадьба И.Л.Горемыкина

И.Л.Горемыкин — последний председатель совета министров царского правительства Николая Второго. Усадьба располагается в центре Любытино на правом берегу реки Мсты при впадении в неё реки Белой. Сохранилось 6 построек кон. XIX века усадебный парк и родовой склеп. Особый интерес представляет строение, выстроенное в готическом стиле.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (кон. XIX- нач. XX вв.)

Красивый собор из красного кирпича располагается в центре Любытино на правом берегу реки Белой недалеко от в падения её во Мсту. датируется концом XIX — началом XX вв. Этот красивейший собор выстроен на месте еще более старинной церкви Архистратига Михаила, сгоревшей в 1884 году.

Церковь успения Пресвятой Богородицы 1832 года

Церковь располагается на левом берегу реки Мсты напротив усадьбы И.Л. Горемыкина. Представляет исключительно редкий тип храма «под звоном». Выстроена на средства полковника Александра Васильевича Ханыкова в честь 20-летия победы над Наполеоном. Достоинства композиционного и архитектурного решения предполагают участие крупного зодчего, например, Стасова. Церковь передана Новгородской епархии и находится на реставрации.

Усадьба находится в 18 км от поселка Любытино на берегу живописного озера Каменского. Сохранилась в хорошем состоянии деревянная церковь Александра Невского XIX века. Среди остатков старинного сада стоит деревянный дом с мезонином, от которого на юг всего несколько метров до озера. Дом в народе называют суворовским, а еще инвалидским домом. В 1879 году внуком генералиссимуса князем Александром Аркадьевичем господский усадебный дом был отдан под дом инвалидов-фронтовиков тех лет.По мнению ряда исследователей знаменитый полководец родился в этой усадьбе. На это указывают и воспоминания внука генералиссимуса — Александра Аркадьевича Суворова. Старинный сад, красота ландшафта и озера, сознание причастности этой земли к столь великой исторической личности не могут не привлекать в это место поклонников русской истории.

Церковь Живоначальной Троицы (1832г.)

В древности на месте церкви находился мужской монастырь – Никандрова Городноезерская пустынь, приписанная к Крупецкому монастырю Боровичского уезда Новгородской епархии. Монастырь основан в XVI веке преподобным Никандром Городноезерским.

Первое упоминание о нем встречается в описи 1581 году. В 1764 году Никандрова пустынь была упразднена, существовавшая в ней деревянная церковь Вознесения Христова с приделом преподобного Никандра превращена в приходскую. В 1794 году церковь была выстроена деревянной. В 1831 году вместе деревянной была возведена ныне существующая каменная церковь святой Живоначальной Троицы с приделами в трапезной Св. Николая Чудотворца (справа) и Дмитрия Мироточивого (слева). Церковь выстроена на средства прихожан.

«Боги древних славян» - Сохранилось крайне мало сведений о язычестве древних славян. Чернобог - бог отмщения. Д у х и. Зимцерла, или Зимстерла, весна. Корс, бог пьянства. Чур, бог межей. Могошъ, земные плоды. Златая мать, тишина, покой. Перун, движение эфира, гром. Дидилия, деторождение. Живот, сохранение жизни Лед, война.

«Жизнь Древних славян» - Почему славяне были крепкими, выносливыми? В какой части Европы было поселение славян? В реках и озёрах живёт водяной и русалка. Чем занимались женщины? Деревянные лавки и стол. Почему? Главный бог Перун – бог грома и молнии. На кабанов. Домовой – охраняет дом. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.

«Славяне» - В хозяйстве славянских было подсечное земледелие. Кольца. Такая система земледелия требовала огромного количества земли. Различают до 200 типов различных видов подвесок.. Славяне были язычниками, то есть верили в природные явления и богов. Славянские поселения. Животноводство. В Древней Руси также широкое распространение получило бортничество.

«Урок Древние славяне» - Занятия славян. Волхвы. Урок окружающего мира в 4 классе. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну. Даждьбог – бог солнца. Кощей и Кикимора. Презентация. ppt. Стрибог – бог ветра. Одежда славян. Орудия труда и оружие славян. Теологи. Славянские племена. Географ. Как одевались славяне.

«Предки славян» - Другая часть славян пошла дальше на север. Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Выращивались лен, конопля. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. Надо только изловчиться, а добыть мех можно было.

«Союзы восточных славян» - Белые хорваты. Верили во многих богов. Народное ополчение. Кривичи. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести. У знатных людей существовало многоженство. Верования. Внешний облик. Авары. Мурома. Весь. Племенные союзы восточных славян:

Всего в теме 34 презентации

Поселения восточных славян

Типы и формы поселений зависят от условий географической среды, от уровня развития и характера производительных сил, от экономической структуры общества (особенно от форм земельной собственности), от плотности населения. Вместе с ростом производительных сил, с изменением экономики меняются тип и форма поселений. Однако при этом важна и роль этнической традиции, которая иногда задерживает изменение типов поселений данного народа.

Поселения изучают и классифицируют с разных точек зрения. Представляют большой интерес типы заселения, т. е. распределение поселений на земной поверхности, группировка его применительно к ландшафту: сюда относятся долинный, приозерный, высокогорный и другие типы заселения. Далее различаются типы поселений: однодворный и многодворный с разновидностями каждого из них (город, местечко, поселок, деревня, станица, заимка, хутор и пр.). Наконец, в этнографии особенно принято изучать и классифицировать поселения с точки зрения их формы: так, для сельских многодворных поселений устанавливаются кучевая, линейная, круговая и другие формы.

Селения первой половины I тысячелетия н. э. (относящиеся к культуре «полей погребений»), расположенные в полосе лесостепи, представляли собой большей частью неукрепленные селища. Они располагались обычно на солнечных склонах, у рек и ручьев, иногда на речных надпойменных террасах. Анты, которые жили в этих селениях, не знали укрепленных городищ: легко передвигавшиеся с места на место племена, все мужчины которых являлись воинами (что, как известно, типично для племен эпохи военной демократии), не нуждались в укреплениях; защитой им служили густые леса, спускавшиеся по берегам рек до самой воды.

Ряд исторических и археологических данных говорит о том, что в этот период происходила ломка первобытно-общинного строя.

В течение VI-VIII вв. постепенно усиливалось имущественное расслоение, выделилась правящая верхушка и появилась регулярная военная организация - дружина. В VII в. объединения антских племен распались, антский дофеодальный период в истории восточных славян постепенно сменился переходным периодом, начался процесс сложения

Киевской Руси, наступила эпоха феодализма. К этому времени открытые неукрепленные селища лесостепи начали сменяться укрепленными городищами, появление которых служит показателем участившихся войн. Городища старались устраивать на труднодоступных местах - высоких мысах - останцах, круто обрывающихся к реке; с напольной стороны городища огораживались рвом и земляным валом. Огромное большинство роменско-боршевских городищ расположено именно на высоких мысах речного берега. Нередко к укрепленному городищу примыкало открытое неукрепленное селище. Как и поселения людей «полей погребений», иначе говоря антов, роменско-боршевские городища располагались всегда среди едва проходимой лесной чащи и были защищены, помимо оврагов и обрывов высокого берега, также болотистыми низинами, озерами и топями пойменной части долины. В безлесных местах городища, как правило, не встречаются.

Городища очень различны по величине занимаемой ими площади (Монастырище - 500 м, Новотроицкое городище - 3500 м 2 и т. д.). По существу, они представляли собой поселения сельского типа, характерные для феодального строя.

На Севере, в лесной полосе, ранние поселения были несколько иными. Уже рассматривавшийся выше древний поселок в Верхнем Поволжье, существовавший в III-V вв. н. э. (городище Березняки), представлял собой гнездо, в котором жилые дома стояли отдельно, хозяйственные же постройки располагались вокруг большого общественного дома и служили местами общинного производства. Коллективный погребальный домик свидетельствует о том, что население поселка состояло из кровных родственников. Это была патриархальная родовая группа, числом 50-60 человек, на общинных началах ведшая свое хозяйство и имевшая общие запасы.

К концу I тысячелетия расположение поселков компактными родовыми группами постепенно исчезло. Сформировалась территориальная сельская община, возросла роль труда каждой отдельной семьи. Поселения увеличились в размерах, изменилась планировка поселков и их общий облик.

Селения ильменских славян и кривичей VII-IX вв. располагались обычно на сравнительно невысоких, ровных и удобных для жизни местах по берегам рек; бревенчатые избы ставили нередко в ряд, вдоль берега, фасадом к озеру или реке. Таким образом, «в конце I тысячелетия - пишет П. Н. Третьяков,- уже начали складываться основные черты, присущие старорусской северной деревне. Селения такого характера окончательно вытеснили к этому времени более древнюю форму поселка - патриархальное гнездо, поселок патриархальной общины, очень небольшой и иначе планируемый, восходящий к типу городища у дер. Березняки» .

Нередко древние поселения при исследовании их оказываются «многослойными»: под отложениями «великокняжеской поры» X-XIII вв. обнаруживается селение роменско-боршевского типа, т. е. VIII-IX вв., под ним находят остатки культуры «полей погребений» (первая половина I тысячелетия), в свою очередь возникшей на месте укрепленного поселения скифского времени.

Еще в «антский период» (т. е. во II-VII вв. н. э.) постепенно развивались гончарное ремесло, ткачество, обработка металла. Мало-помалу ремесло начало выделяться из сельского хозяйства в самостоятельную отрасль, появились торговые связи, создавались экономические предпосылки для возникновения городов. Можно предполагать, что городские поселения, т. е. сосредоточения ремесленников и места торжищ, имелись уже у антов; по крайней мере еще Птолемей (II в. н. э.) говорит о шести городах на Днестре. Но уже во второй половине I тысячелетия на базе больших поселений дофеодального периода в результате длительного процесса стали возникать многочисленные славянские города, представлявшие к IX-X вв. средоточия многих и разнообразных ремесел.

Расположенный на возвышенном месте и обнесенный рвами, валами и деревянным тыном, славянский городок отныне превратился в неотъемлемую черту ландшафта не только Среднего Преднепровья, но и северных восточнославянских земель. И недаром скандинавские саги называли страну восточных славян «Страной городов».

Города служили местом убежища для окрестного населения на случай военной опасности. Известный рассказ летописи об осаде княгиней Ольгой древлянского города Искоростеня сообщает о наличии у древлян многочисленных «городов», в которых «затворилось» население земли при вторжении войск Ольги. Из слов Ольги, что осажденным в Искоростене древлянам грозит голод, так как они не могут «делать нивы своя и земле своя», ясно, что внутри искоростенских укреплений укрылось все окрестное земледельческое население. Эти «грады» Древлянской земли, т. е. области к востоку от р. Тетерева и к югу от Припяти, оставили по себе многочисленные, пока еще мало изученные городища.

В условиях города, где распад старых общественных форм совершался гораздо быстрее, начиная с IX в., а, возможно, и с более раннего времени, уже нельзя было обнаружить никаких следов патриархального большесемейного уклада. Например, Ладога в IX и X вв. состояла частично из обособленных дворов, представлявших крестьянские хозяйственные гнезда, т. е. сочетания избы, клети, хлева, житницы и т. д., приспособленные к задачам сельского хозяйства; в другой же части города жилые постройки располагались двумя правильными параллельными рядами, вполне согласно друг с другом, при этом со строгой ориентировкой по странам света. Однако это еще не улица, потому что избы каждого ряда обращены к избам другого ряда не передними, а задними фасадами и пристройками к ним. Постройки в рядах скучены. Между ними наблюдаются лишь узкие проходы, закоулки и задворки. На некоторых участках обнаружены дворики между постройками с развалившимися поленницами и даже с особыми пнями для колки дров.

Нам пока еще очень мало известно о типе сельских поселений с XI- XII вв. и вплоть до XVII в., так как археологический материал пока характеризует лишь отдельные постройки и, в лучшем случае, усадьбы за эти пятьсот лет; тип северной деревни наметился только для лесной полосы. Наряду с"типичными деревнями, для Севера уже в то время были характерны села, погосты, заимки и другие типы поселений (см. ниже). Что касается южных поселений этого периода, то, изучая этот вопрос, не следует забывать о так называемом запустении степи и отливе отсюда русского населения (в XIV-XV вв.), вызванном набегами кочевников, и о том, что вторичная колонизация русскими степного края началась лишь с XV-XVI вв.

Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища, изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития, переживаемой данным народом. И конечно, надо учитывать «освящённые временем» традиции, зачастую сохраняющие очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.

Согласно археологическим данным, в первой половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Об основных принципах выбора места для поселения рассказано в одноимённой главе.

III–V века

Раскапывая поселения славян, живших когда-то в днепровской лесостепи, учёные натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю. Расчищая их, исследователи пришли к выводу, что перед ними скопление индивидуальных домов, соединённых внутренними переходами – своего рода полуподземными крытыми коридорами. Казалось, была найдена блестящая иллюстрация к сообщению византийского автора, писавшего, что местные жители устраивали в своих жилищах много выходов на случай неожиданной опасности. Такие поселения стали называть «ульями», их описания можно встретить в научной и научно-популярной литературе, издаваемой в нашей стране в 30 – 40-е годы ХХ века. И лишь потом выяснилось, что это ошибка. Дополнительные исследования выявили: не было сложной системы переходов, не было «улья». То, что приняли за коридоры, ведшие из дома в дом, на поверку оказалось остатками полуземлянок, выкопанных в разное время и перекрывавших одна другую…

В глубокой древности предки славян действительно жили родовыми «гнёздами», то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек пятьдесят-шестьдесят во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили (а кое-где и сейчас ещё строят) все народы Земли. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, покидая клетушки внутри большого дома, так что постепенно тот потерял функцию основного жилища, оставшись «общинным домом» для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.


Древнее, "гнездовое" поселение.
VI–VIII века

К концу I тысячелетия нашей эры родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает. Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения. С другой стороны, в прежних родовых посёлках появляются чужие, пришлые люди – «родовая» община постепенно превращалась в «соседскую»…