Восемнадцатый съезд РКП(б)

КПСС в борьбе за упрочение победившего социализма, создание развитого социалистич. общества. С конца 30-х гг. СССР вступил в новую полосу развития, упрочения победившего социализма и постепенного перехода к коммунизму. Восемнадцатый съезд ВКП(6) (10-21 марта 1939 г., Москва) утвердил 3-й пятилетний план развития народного х-ва (1938-42 гг.). Усилия партии были направлены на расширение и укрепление материально-технич. базы социализма, совершенствование социалистич. производств. отношений, повышение жизненного и культурного уровня трудящихся, на расширение и углубление политико-воспитательной работы в массах. Съезд внёс изменения в Устав партии. В связи с изменением классовой структуры сов. общества при приёме в партию отменялось деление на социальные категории и для всех устанавливался единый кандидатский стаж. Отменялись массовые чистки партии. Парт. орг-циям пром. предприятий, колхозов, совхозов и МТС предоставлялось право контроля над хоз. деятельностью администрации.

Реализация заданий 3-й пятилетки происходила в период начавшейся Второй мировой войны 1939-45 гг . Учитывая сложившуюся обстановку, партия осуществила серьёзные мероприятия по укреплению обороноспособности страны: ускорились темпы дальнейшего развития оборонной пром-сти, были созданы (нач. 1939 г.) спец. наркоматы авиац. пром-сти, вооружения, боеприпасов, судостроения, все войска переведены на положение кадровых, увеличена их численность. Важное значение для ускорения развития социалистич. индустрии, особенно тех отраслей, от к-рых зависело оборонное могущество гос-ва, имела Восемнадцатая Всесоюзная конференция ВКП(6) (15-20 февр. 1941 г., Москва). Сов. пр-во активно занималось важной проблемой создания системы коллективной " 6езопасности в Европе, чтобы преградить путь войне. И хотя предотвратить войну в тех условиях оказалось невозможным, внешнеполитические акции Сов. пр-ва подготовили условия для возникновения антигитлеровской коалиции государств, что явилось одной из важных предпосылок победы над фаш, агрессорами.

Накануне Великой Отечественной войны СССР представлял собой могущественную индустриально-колхозную державу: за годы пятилеток было построено 9 тыс. крупных пром. предприятий; валовая продукция всей пром-сти в 1940 г. увеличилась по сравнению с 1913 г. в 7,7 раза, а производство средств производства в 15,5 раза; валовая продукция машиностроения и металлообработки (что было особенно важно для укрепления обороноспособности) в 35 раз превышала продукцию дореволюц. России. Сов. народ был тесно сплочён вокруг своей Коммунистич. партии.

Героич. усилиями партии, сов. Народа был создан мощный воен.-экономим, потенциал, подготовлены материальные и духовные силы для отпора агрессорам.

Начавшаяся 22 июня 1941 г. война, навязанная Сов. Союзу фаш. Германией, была самым крупным воен. столкновением в мировой истории. Герм. фашизм поставил цель уничтожить первое в мире социалистич. гос-во. В начале войны численно превосходящим силам врага, вооружённого самой современной воен. техникой, удалось глубоко вклиниться в территорию страны и вынудить Сов. Армию к отступлению. Коммунистич. партия подняла народы СССР на отечеств. войну против захватчиков.

Восемнадцатый съезд ВКП (б), состоялся в Москве 10-21 марта 1939. 1569 делегатов с решающим голосом и 466 с совещательным представляли 1 588 852 члена партии и 888 814 в члены партии. Состав делегатов съезда: по роду занятий - от партийных органов - 659, - 27, советских и профессиональных - 162, вооружённых сил и НКВД - 283, - 230, - 110, сельского хозяйства - 63, науки, - 35; по - с высшим - 418 чел. (26,5%), с незаконченным высшим - 78 (5%), со средним - 352 (22,5%), с незаконченным средним и начальным - 721 (46%); по партийному стажу - до 1917 - 2,4%, с 1917 до 1920 - 17%, с 1920 до 1929 - 37,6%, с 1929 до 1939- 43%. Порядок дня: Отчётные доклады ЦК ВКП (б) (), Центральной ревизионной () и делегации ВКП (б) в (); Третий пятилетний план развития народного хозяйства (); Изменения в Уставе ВКП (б) (); комиссии по изменению Программы ВКП (б); Выборы центральных органов партии.

В докладе ЦК ВКП (б) был дан анализ международного и внутреннего страны, развития. Съезд отметил, что социалистический стал господствующим, что в в основном построен и страна вступила в новую полосу развития - завершения социалистического . Промышленность СССР по сравнению с 1913 выросла к 1938 более чем в 9 раз. Наиболее быстрым темпом росла , за 2-ю пятилетку её продукция выросла в 2,5 раза. Была поставлена задача - догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны. В докладе рассматривались теоретические вопросы о стадиях развития и функциях социалистического государства, осуждались ошибочные взгляды о скором отмирании государства. Социалистическое прошло 1-ю фазу своего развития - от победы социалистической революции до ликвидации эксплуататорских классов - и вступило во 2-ю фазу - однородной социально-экономической . Изменились и его функции. В 1-й фазе они состояли в подавлении сопротивления эксплуататорских классов внутри страны, нападения извне, хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работе государственных органов. Во 2-й - получили развитие функции защиты и охраны всенародной и колхозно-кооперативной , укрепились хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная функции. Сохранялась функция защиты страны от нападения извне. В связи с изменениями социальной структуры общества определялись главные движущие силы его развития - морально-политическое единство, СССР, советский . Особое было обращено на роль в жизни общества. Её нельзя противопоставлять рабочему классу и колхозному , из среды которых она вышла.

Принял новый Устав партии, отражавший изменения в классовой структуре . Были определены единые условия приёма и одинаковый (1 год) для всех вступающих в ВКП (б), за исключением выходцев из других партий. Отменялось деление на в зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе. Устав пополнился пунктом о правах членов партии. Был установлен порядок закрытого (тайного) голосования при выборах партийных органов. Устав отменял массовые чистки. Расширялись права первичных партийных , усиливалась их ответственность за проведение в жизнь решений партии. Партийным организациям производственных предприятий, в том числе совхозов, колхозов и МТС, предоставлялось право

Коллектив авторов. — Сборник выступлений, документов и материалов цикла ««КПСС в стенограммах, документах и материалах» ». — М.: Госполитиздат — ОГИЗ, 1939 — 744 с.
Изображение хорошего качества с текстовым слоем .Восемнадцатый съезд ВКП (б) состоялся в Москве 10—21 марта 1939 г. 1569 делегатов с решающим голосом и 466 с совещательным представляли 1 588 852 члена партии и 888 814 кандидатов в члены партии.Порядок дня: Отчётные доклады ЦК ВКП (б) (И.В. Сталин), Центральной ревизионной комиссии (М.Ф. Владимирский) и делегации ВКП(б) в ИККИ (Д.З. Мануильский); Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (В.М. Молотов); Изменения в Уставе ВКП(б) (А.А. Жданов); Выборы комиссии по изменению Программы ВКП (б); Выборы центральных органов партии.В докладе ЦК ВКП (б) был дан анализ международного и внутреннего положения страны, перспектив её развития. Съезд отметил, что социалистический способ производства стал господствующим, что социализм в СССР в основном построен и страна вступила в новую полосу развития — завершения строительства социалистического общества. Была поставлена задача — догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны. В докладе рассматривались теоретические вопросы о стадиях развития и функциях социалистического государства, осуждались как ошибочные взгляды о скором отмирании государства.Съезд принял новый Устав партии, отражавший изменения в классовой структуре советского общества. Были определены единые условия приёма и одинаковый кандидатский стаж (1 год) для всех вступающих в ВКП(б), за исключением выходцев из других партий. Отменялось деление на категории в зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе. Устав пополнился пунктом о правах членов партии. Был установлен порядок закрытого (тайного) голосования при выборах партийных органов. Устав отменял массовые чистки. Расширялись права первичных партийных организаций, усиливалась их ответственность за проведение в жизнь решений партии. Партийным организациям производственных предприятий, в том числе совхозов, колхозов и МТС, предоставлялось право контроля деятельности администрации. Для усиления партийного руководства экономикой ЦК партии мог создавать политические отделы и выделять партийных организаторов на решающих участках социалистического строительства.Съезд утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР.Съезд избрал ЦК партии в составе 71 члена и 68 кандидатов в члены ЦК и Центральную ревизионную комиссию — 50 членов.XVIII съезд подвёл итоги переходного периода от капитализма к социализму и наметил курс для создания условий перехода к коммунистическому строительству.

Какой путь развития выбрать? Неважно, нравится это народу или нет, хочет он этого или нет, но стране надо развиваться и расти. В конце концов, все равно придется вернуться на путь реформ и преобразований.

Несмотря на то, что существуют различные объективные факторы, заставляющие Китай развиваться в разных направлениях, личный выбор политиков, ответственных за принятие решений, тоже очень важен.

Реформы, прогресс и стабильность — вот три фактора, которые формируют идеальные условия для роста и развития государства. Реформы (и особенно - реформирование государственного строя) создают пространство для развития, а реформы и развитие, взятые вместе, закладывают прочную основу для социальной стабильности. Но что мы видим сегодня? На многих направлениях дела обстоят - хуже некуда. «Отказ от реформ» стал уже общим местом, а на пути развития страна встречается со все большими и большими трудностями. До того момента, когда в 2008 году разразился финансовый кризис, Китай долгое время находился в фазе быстрого роста. В целом, это был результат реформирования экономической системы, предпринятого еще в прошлом веке, и вступления в ВТО. По сути, Китай пожинал плоды прошлых трудов. Однако время сбора урожая прошло, и если Китай не предпримет новых шагов в направлении реформ, то он вряд ли сможет поддерживать взятый в начале века темп экономического роста. Еще серьезнее проблемы, с которыми сталкивается общество сейчас. Все социальные группы - и городское население, и крестьяне, и рабочие мигранты, разрывающиеся между городом и деревней, - проявляют признаки нестабильности. Если подвернется такая возможность, тут же грянет хор недовольных и протестующих голосов. В экономической, социальной или политической сфере — всюду царит неопределенность.

Какой путь развития выбрать? Неважно, нравится это или нет, хочет этого народ или нет, но стране надо развиваться и расти. В конце концов, все равно придется вернуться на путь реформ и преобразований. Как я уже писал на прошлой неделе, и в самом Китае, и за рубежом появились самые различные прогнозы относительно того, по какому пути пойдет страна, если сохранится текущая ситуация. Конечно, в идеале Китаю следует приложить все силы, чтобы избежать развития событий по советскому сценарию и в то же время постараться, чтобы все не скатилось к радикальной перестройке и революции. Однако и авторитарная политическая модель себя уже по большей степени изжила. Чтобы предотвратить любой из нежелательных сценариев, Китаю следует вернуться на путь преобразований. «Китайский путь», о котором мы так часто слышим, - это и есть путь реформ и преобразований, а совсем не путь ухода от этих реформ. То, что мы сейчас привыкли видеть в качестве «китайского пути» - результат реформ прошлого. Сможет ли Китай снова встать на путь роста и развития? Это зависит от того, будет ли он продолжать реформы.

Если Китай все же решит вернуться на путь реформ, то какой у него есть выбор? Неважно, исходим ли мы при ответе на этот вопрос из китайского опыта или опыта других стран, у нас в любом случае есть, как минимум, три варианта.

Во-первых, Китай может пойти по стопам Европы. Почему именно этот путь? На протяжении длительного периода времени, с самого начала проведения политики реформ и открытости, китайская модель экономического развития всегда рассматривалась как вариант восточно-азиатской модели. В некотором смысле это так. Характерной чертой этой модели является чрезвычайно важная роль, которую в ходе экономического развития берет на себя правительство. Так было и в Японии, и, чуть позже, в странах, причисляемых к «четырем азиатским тиграм». В действительности, в ходе реформирования китайской экономики правительство Китая, по сравнению с другими восточноазиатскими странами, сыграло даже еще более серьезную роль. Однако если рассматривать Китай с точки зрения развития общества, то вплоть до текущего момента страна развивалась, в большей степени, подобно странам Европы, и в меньшей — подобно своим соседям. Что я имею в виду? На раннем этапе европейское общество развивалось в русле дикого, неконтролируемого капитализма: никаких преград для капитала и в то же время - никаких гарантий для социума. Именно об обществе, живущем при таком капитализме, и писали такие авторы той эпохи, как Маркс, Диккенс и Гюго, описывая безрадостный мир «отверженных».

Почему же реформы могут привести Китай к модели экономического развития Европы периода раннего капитализма? Нет, не потому, что это, как любят утверждать левые, логически проистекает из реформ, продиктованных рыночной экономикой, а потому, что таковы последствия прихода в Китай неолиберализма и возникновения его китайской разновидности. Пик развития неолиберальных идей, делавших упор на экономическую эффективность, пришелся в западных странах на 80-е годы. После Второй мировой войны, вслед за ростом числа стран всеобщего благосостояния, выросла и доля, которую занимал в их экономике государственный сектор. Бюрократизация многих отраслей экономики нанесла экономической эффективности этих стран значительный урон. Именно поэтому в эпоху Рейгана и Тэтчер некоторые западные государства вкладывали так много сил в приватизацию государственных предприятий. В некоторых областях, например, в сфере железнодорожного транспорта, переход оказался успешным, однако попытки перевести в частный сектор соцобеспечение, здравоохранение, систему образования и другие социально значимые структуры либо были приостановлены значительными трудностями, либо же полностью потерпели крах.

Политика реформ и открытости была объявлена в Китае как раз в те годы, когда неолиберализм на Западе был особенно силен, что отражалось и на мировой обстановке. Избежать в этих условиях некоторого влияния неолиберальных идей было невозможно. Что из себя представляла китайская экономическая реформа? В первую очередь, переход от плановой модели экономики к рыночной экономике. И неолиберализм сыграл в этом переходе активную роль. Однако, попав в Китай, неолиберализм очень быстро трансформировался, превратившись в то, что мы сейчас часто называем «экономикой ВВП» или экономикой, в которой основным показателем роста считается внутренний валовый продукт. В государственном секторе экономики неолиберализм столкнулся со значительным сопротивлением со стороны госпредприятий, но в общественном секторе он стремительно проник повсюду. Что мы имеем в итоге? Те отрасли, которые необходимо было перевести на рельсы рыночной экономики, коммерциализированы недостаточно; общественно же значимые отрасли, которым придавать рыночный характер было не нужно, коммерциализированы до предела.

Победное шествие неолиберализма

В 1990-х годах первой жертвой неолиберализма стало здравоохранение. Неолиберализм принес в медицину деньги, и больницы, врачи и фармацевтические компании быстро разбогатели. В 1997 году в Азии прогремел финансовый кризис. Люди пытались бороться с его проявлениями, поддерживая уровень роста ВВП; как результат, произошла коммерциализация образования. Так уж повелось в Китае, что родители готовы пойти на все, лишь бы обеспечить детей всем необходимым. Несмотря на то, что китайские чиновники никогда официально не объявляли и никогда вслух не признавали курса на коммерциализацию системы образования, именно он стал эффективным средством борьбы с кризисом. Сейчас китайская система образования — наиболее коммерциализированная во всем мире. После того, как в 2008 году разразился новый кризис, неолиберализм нанес новый удар, теперь уже по другой социально значимой сфере экономики - сфере обеспечения жильем. Результат тот же — коммерциализация. Теперь сектор торговли недвижимостью — один из столпов китайской экономики.

Если смотреть на ситуацию объективно, правительство в то же время предприняло немало усилий, развивая сферу социального обеспечения, и даже достигло на этом поприще некоторых успехов. Однако все эти усилия и успехи отнюдь не уравновешивают серьезные последствия, вызванные «неолиберализацией» здравоохранения, образования и системы обеспечения жильем.

В Европе ответом на буйство капитализма стало развертывание рабочего движения. То, что социализм зародился именно в Европе, не вызывает никакого удивления. Рабочее движение стало основной опорой социализма. Социалистическое движение, в свою очередь, привнесло в жизнь Европы немало потрясений и насилия. Так или иначе были с ним связаны и Первая, и Вторая мировые войны, поскольку с помощью националистических настроений правящие элиты Европы пытались тогда свести на нет или ослабить именно социалистическое движение. Однако оно дало Европе и толчок к развитию: именно благодаря ему дикий, ничем не контролируемый ранний капитализм превратился постепенно в Европе в капитализм «с человеческим лицом», в то, что потом назовут «гуманным капитализмом».

Тот «капитализм всеобщего благоденствия», который мы можем наблюдать в Европе сейчас, уже не следует, собственно, логике капитализма, он — детище социалистического движения, плод социальных и политических реформ. Конечно, надо понимать, что капитализму всеобщего благоденствия в его современном виде предшествовал долгий период развития, а уровень развития социальной составляющей был изначально очень низок. Социализм также привнес в Европу два других важнейших изменения. Первое: представители пролетариата (промышленные рабочие) стали превращаться в представителей среднего класса. Это произошло благодаря двум основным факторам. Первый — упрочение идей всеобщего благоденствия, второй — увеличение зарплаты рабочих. Второе важное изменение — переход от демократии избранных к демократии большинства. Массовость современной демократии — как раз прямое следствие влияния рабочего движения на политическую сферу.

Современный Китай во многом похож на Европу периода раннего капитализма. Социальный протест не затихает, ответом городских рабочих на низкую зарплату и неудовлетворительные условия труда становятся забастовки и иные формы протеста, включая самоубийства. Отличает Китай от Европы и то, что в нем в то же время существует и крестьянское протестное движение. Однако несмотря на то, что Китай в некотором смысле еще не достиг в своем развитии уровня Европы того времени, если сложится такая ситуация, что социальный протест не найдет выхода, а социальную политику продолжат проводить на том же низком уровне, Китай вполне может вступить на европейский путь развития.

Второй вариант — восточно-азиатский путь, который выбрали Япония и «четыре азиатских тигра». В чем его отличие от европейского пути? И там, и там в экономической модели делается упор на роль, которую играет рынок, однако в сфере построения общества и общественного развития подход - уже другой. И в экономической, и в социальной сфере в восточно-азиатской модели огромную роль играет государство; развивая экономику, вышеперечисленные страны в то же время активно работали над социальным развитием. Учтя опыт Европы, правительства этих стран действовали превентивно: проводя социальные реформы и совершенствуя общественный строй, они тем самым сводили на нет вероятность появления рабочего движения европейского типа.