Люди часто говорят «позавидовала по-доброму» или «позавидовала черной завистью». Неужели зависть может быть доброй или злой? Когда она появилась в жизни людей и что она с людьми делает? Зависть – грех или просто чувство, сопровождающее человека по жизни, как любовь или милосердие, хитрость или трусость? Что об этом думает православие? Попытаемся разобраться.

Завистливое прошлое человека

Наверное, зависть сопровождает человека на протяжении всей истории. Вспомним всем известную историю зависти братьев Каина и Авеля. Каин страшно завидует брату – ведь Бог принял жертву Авеля и не принял его.

Зависть уничтожает здравый смысл и братскую любовь. Завистник убивает брата, и наказанный Богом бродит и скитается. Мудрая книга говорит: зависть .

Завистливое настоящее

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Что думает о зависти православие?

Многие святые мудрецы на протяжении всей истории пытались познать и рассказать людям, что такое зависть. Вот только некоторые примеры.

Иоанн Златоуст считал, что зависть – воплощение дьявола и вражда против Господа. Завистник даже хуже демона. Демон вредит человеку, завистник – готов причинить зло подобным себе. Как говорил старец: Зависть хуже вражды.

Враждующий, ведет борьбу честно и может прекратить вражду, если причина конфликта себя исчерпала. Завистник будет действовать скрытно и не прекратит враждовать никогда, он не сможет объяснить причину своего поведения. Это только дьявольское влияние.

Справиться с греховной завистью И.Златоуст предлагал так: все люди должны жить с Богом в душе. Находясь рядом, люди должны поддерживать друг-друга, помогать без злобы и зависти.

Другой святитель – Василий Великий считал, что бороться с завистью необходимо только молитвой. Ежедневная молитва поможет справиться с грехом. К тому же он давал два простых совета для борьбы с этим грехом.

1.Не надо завидовать: богатство или слава, уважение или награды – все обыденное и земное. И не каждый, даже получив желаемое, может правильно всем этим воспользоваться.

2.Надо перестать завидовать, а весь накопленный негатив направить на свое созидание и преображение.

А еще он считал, что люди, зачастую, сами дают повод к греховной зависти. Не стоит хвастаться своими успехами, деньгами, счастьем. Более скромное поведение сохранит спокойствие и мир между людьми.

Уроки православия

Примеры, описанные в святых книгах и рассказанные святителями показывают: божественная справедливость торжествует. Завистники, опорочившие честного человека, предстанут перед Господом на .

Даже если в голову закралась завистливая мысль – надо с ней бороться. Никогда не стоит сравнивать себя с кем-то еще. Вопрос: чем он лучше меня и почему ему везет больше, чем мне – начало страшного греха зависти. Надо благодарить Бога за свою жизнь, за свои успехи, за то, что дано нам, а не ненавидеть тех, кто успешнее нас.

Зависть, к сожалению, будет идти рядом с нами постоянно – нам будут завидовать. Нам же – надо учиться, не поддаваться ей и жить достойно. Мы – православные, молясь, обязательно с этим справимся.

Сегодня хочу поговорить про зависть. Это чувство уверенно расположилось в перечне смертных грехов (правда, только в западной христианской традиции). В религиозных интерпретациях сотворения мира именно зависть Сатаны к Богу обуславливает образование Ада и, вообще, дуалистический характер мироустройства. В библейской истории о сыновьях Адама и Евы Каин убивает Авеля, раздираемый этим самым чувством. Часто за, казалось бы, бессмысленными и разрушительными действиями человека стоят сильная зависть и порождаемая ей ненависть. Думаю, что в том числе поэтому чувство зависти воспринимается большинством людей крайне негативно, что, безусловно, мешает его в себе узнавать и анализировать, а значит, и его душевной проработке. Постараемся хотя бы немного уменьшить этот пробел.

Многие известные писатели и поэты, философы, теологи, психологи и психотерапевты, даже — политики, изучали эту эмоцию и писали о ней. Одно только перечисление первоисточников заняло бы несколько страниц, не говоря уже о цитировании. Тем не менее, считаю, что будет неправильным не озвучить точки зрения хотя бы некоторых из них.

Согласно одному словарю, зависть — это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. По другой версии, это недоброжелательное отношение к более удачливым людям. В любом случае разговор идёт о наших трудных чувствах по отношению к чужому благу. Один из наиболее глубоких исследователей зависти психоаналитик Мелани Кляйн прямо заявляла, что зависть — это желание отнять, разрушить, испортить привлекательный для нас объект, принадлежащий другому. (Такая точка зрения выглядит убедительной и, возможно, верна, но для понимания человеком своих эмоций она слишком категорична, что ограничивает её использование в процессе самопознания.) Это первая причина людской нелюбви зависти. Вторая причина — присутствие в сложной эмоции зависти, кроме злости, чувства стыда, а, соответственно, болезненного переживания падения самооценки. Изучение стыда часто выявляет "гремучее" сочетание ярости и стыда, буквально подпитывающими разрушительной энергией друг друга. Стыд — мучительное переживание собственной неполноценности, а зависть его вызывает автоматически, по определению. Стыд — одна из тех эмоций, которых человек старается избегать любой ценой, и стремление отрицать возникшую зависть является попыткой убежать от переживания стыда. Ларошфуко в своё время заметил, что зачастую мы гордимся даже самыми низменными из своих страстей, но "зависть столь постыдна, что мы никогда не посмеем признаться в ней" . Известный немецкий философ Макс Шелер описывал тягостные ощущения бессилия и дефицита, испытываемые завидующим индивидуумом.

Вот как выглядит такое избегание осознания зависти в жизни.

Алина, 30 лет: "У меня абсолютно нет чувства зависти: мы в семье изжили его много лет назад. Раньше мы очень мучились от этого чувства и тогда решили такую ситуацию изменить. Теперь совершенно спокойно относимся к чужому богатству и успеху и очень этим гордимся".

(Напомню, что чувства возникают бессознательно, поэтому никакому сознательному волевому усилию не удастся предотвратить их появление, лишь — осознание. Однако за такую психологическую манипуляцию придётся заплатить дорогую цену: потерей контроля над неприятными чувствами, якобы не возникающими, но в полной мере заявляющими о себе. В этой же связи нелогичным выглядит религиозное осуждение зависти: как можно осуждать за то, что появляется помимо твоей воли?)

Возникновение зависти предполагает наличие двух субъектов: того, который завидует, и того, к которому это чувство обращено. Несмотря на такое чёткое и конкретное описание условий возникновения зависти, нужно принять поистине абсолютный характер распространения этого чувства: все люди завидуют друг другу!

В ответ на такое сенсационное заявление вы, наверное, справедливо возмутитесь, но давайте рассуждать логично. Если у кого-то другого появляется нечто привлекательное для нас, чего мы в этот момент лишены, данное обстоятельство не может не вызвать у нас каких-то чувств. Негативных чувств. (Вспомните, что неудовлетворённые потребности и нереализованные желания всегда вызывают негативные чувства.) Попробуйте теперь найти более подходящее название этим чувствам, чем зависть?! Вот и мне такая формулировка кажется правильной. Другое дело, что в большинстве случаев эта эмоция так слабо выражена, что мы её просто не замечаем. Но это не значит, что её нет. Наша жизнь буквально пронизана эмоциями, они — обязательные спутники нашей психической жизни, однако основную часть мы их не осознаём, так как в этом нет необходимости. Но с завистью всё сложнее. Если она возникла и не проходит — её следует замечать, иначе с ней не справиться, и она будет разрушительно влиять на нашу психику и жизнь.

Фрейд писал, что в основе формирования общества лежит желание людей контролировать разрушительный характер "первоначальной зависти", присущей человеку. Чтобы этого достичь, общество выдвигает определённые требования к индивидам для реализации идей социальной справедливости и равенства; слишком большое неравенство будет угрожать сложившейся структуре общества. По сути, само чувство справедливости обязано своим возникновением зависти!

Немецкий социолог Шейк в своей вызвавшей большой резонанс в Западной Европе монографии "Зависть, теория общества" (1971) также доказывает повсеместный характер зависти. "Зависть — основная антропологическая категория, относящаяся к биологическому арсеналу человека" , — подчёркивает автор и повторяет мысли Фрейда о причинах формирования общества, идеи справедливого характера которого продиктованы борьбой с человеческой завистью. Шейк считает, "зависть нарастает из-за того, что всё больше распространяется американская мечта, что всё возможно, однако такие желания исполняются не так быстро" . И, разумеется, нужно добавить, что далеко не у всех и не всегда.

Чувство зависти играет поистине огромную роль в жизни на Земле. При понимании её мощного разрушительного потенциала, не следует недооценивать её сильное позитивное влияние и на развитие человеческого общества, и на прогресс через стимулирование конкуренции. Однако, возможно, такая широкая распространённость этого чувства также свидетельствует об исторической молодости и недостаточном здоровье такого уникального образования как человеческая психика.

(Использованы материалы книги Евгения и Анны Яловега "Психология аппетита")

Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая небо и землю, первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечной муки. Первый, согрешивший на небесах гордостью, был денница; первый, согрешивший в раю преслушанием, был Адам; первый, по изгнании согрешивший завистью, был Каин. Но первой причиной всех тех грехов денницы, Адама и Каина была все-таки зависть.

Завистью омрачился первый великий начальник ангелов, началовождь серафимов, «краснейший денница, утром воссиявающий». Когда он впервые увидел неизреченную доброту и славу Трисиятельного Божества, он позавидовал и опечалился ; потом дух его превознесся гордостью, и он возомнил себя равным Божеству. Ты… рекл еси во уме твоем: на небо взыду… буду подобен Вышнему (Ис. 14: 13-14). По мнению Григория Богослова (слово 27), зависть омрачила денницу, павшего по гордости; будучи божественным, он не вынес того, что его не почитают за Бога. Прекрасный ангел света стал страшным демоном тьмы. Воспламенив в себе сильнее ненависть и вражду к Богу, богоборный отступник не может отстать от этой борьбы. Когда он убедился в своем полном бессилии перед Богом, он направил свое оружие против человека и стал с ним бороться . Стал нашептывать, прельщать, склонять наших праотцев к ослушанию; очень обрадовался, увидав, что они изгнаны из рая, и особенно услышав их осуждение на смерть - смертию умрете (Быт. 2: 17). Он явно оказался богоборцем, враждуя с Богом и совратив человека, ибо перед Богом бессилен. Но когда он увидел, что решение не тот же час приведено в исполнение, что Адам и Ева, приговоренные Богом к смерти, не сразу умерли, он не стал ожидать срока и употребил все усилия, чтобы поскорее внести в жизнь смерть: он напоил ядом зависти сердце Каина и вооружил его руку на убийство брата своего Авеля; так с этого времени земля и начала оскверняться человеческой кровью.

Все прочие смертные грехи имеют целью какую-нибудь собственную выгоду; например, гордый хочет прославиться, сребролюбец ищет богатства, обжора хочет насытиться, беззаботный желает успокоиться, блудник стремится к сладострастию, яростный хочет отомстить. Но зависть ищет не добра для себя, а зла для ближнего . Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие.

С другой стороны, все другие смертные грехи доставляют какое-нибудь наслаждение, какую-нибудь радость тому, кто их творит; например, гордый радуется своей славе, сребролюбец - своему богатству, лакомка радуется при виде вкусных кушаний, ленивый рад праздности, блудник увлекается похотливостью, злобный удовлетворяется мщением врагу. А зависть не только не приносит тому, кого она обуяла, никакого наслаждения, никакой радости, а наоборот - приносит печаль, и печаль неодолимую.

Разве счастье Иосифа не было общим благополучием для его братьев, как это и доказало время? Слава, достигнутая Давидом, не была ли и славой Саула, царство которого он утверждал, побеждая его врагов? Чудеса Иисуса Христа не были ли благодеянием для всех иудеев? Конечно. Но завистливый не обращает внимания на свое благо: «зависть не умеет предпочитать полезное», а умеет видеть добро ближнего и завистливо печалиться; зависть есть печаль о благополучии ближнего ; она старается благополучие ближнего обратить в злополучие и в этом находить утешение своей печали. Цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие.

Вот какова страсть завистника, страсть, которая из всех прочих грехов наиболее печальна и безотрадна, потому что она одновременно и вина, и наказание для того, кто ее имеет. Поэтому справедливо говорит богослов: «Зависть из всех страстей наиболее несправедлива и вместе справедлива. Несправедлива потому, что преследует всех хороших, и справедлива потому, что распаляет имеющих ее. Не так сильно ржа точит железо, на котором она находится, как сердце завистливого поедается завистью, как мучится и терзается его душа в этой жизни и в будущей».

Поэтому я утверждаю, что не нужно желать для завистника ни исправления в сей жизни, ни кары в будущей. Сама зависть для него является достаточным наказанием : здесь он мучится, видя достоинство и счастье ближнего; там он страдает, взирая на блаженство праведных. Доселе эта страсть справедлива, ибо мучит тех, кем обладает. Но когда зависть начинает вредить ближнему, она причиняет людям великие бедствия. Примеров этому много.

Однажды спросили некоего мудреца, какие глаза видят лучше: черные или серые, мужские или женские, человеческие или скотские? И он ответствовал: лучше всего видят глаза завистливых людей . Они видят все: и вблизи самое малое, и то, что находится вдалеке; одного только не видят - доброго, а если и видят, наполняются слезами и стараются не видеть, как бы сами невольно закрываясь. Прячься сколько хочешь, запирайся, удаляйся, безмолвствуй в своем жилище, убегай в уединение, в пустыню - глаза завистливого достигнут тебя и там и увидят, что ты делаешь. Завистливый имеет как бы некие зрительные трубки, через которые он видит очень далеко. Где можно найти такого человека, даже самого добродетельного и святого, который не имел бы какого-нибудь порока? Один только Бог без греха и чист от скверны. Но глаза завистливого видят в людях малейшие пороки, даже такие, которых в них никогда и не было.

В заключение вспомним поучение апостола Павла: не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5: 27). Не будем тщеславны; будем знать каждый только свое; не будем осуждать один другого, не будем ревновать один другого. Если вы поедаете один другого, то берегитесь, как бы вам всем не погибнуть, - аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал. 5: 15). Мы не должны допускать в себе ни малейшего проявления зависти! Не дадим повода радоваться врагам. Когда в семье, в обществе, в городе или в государстве внедряется зависть и люди друг другу начинают злобно досаждать, тогда не нужно никаких внешних врагов для нанесения поражения. «Когда мы начинаем завиствовать и вооружаться друг против друга, тогда не нужно, - говорит Златоуст, - и диавола для нашей погибели ».

Зависть порицающая, зависть раздражающая, зависть, ближнего осуждающая, - она должна быть изгнана из среды христиан! Кто имеет такую страсть, тот недостоин даже именоваться человеком, а уж тем более не может называться христианином.

Святитель Илия (Минятий) (1669-1714), епископ Керники и Калаврита,

проповедник и богослов.

А ВОТ ЧТО ГОВОРИТ О ЗАВИСТИ СОВРЕМЕННАЯ НАУКА.

Во всех религиях мира зависть не случайно считается одним из смертных грехов. А ведь зависть вредит и тем, кто завидует и это очень сильно сказывается на здоровье человека с завидущими глазами. Так как же зависть влияет на наш организм?

Ещё в 19 веке немецкие врачи пришли к выводу, что причина всех телесных болезней человека связана с психикой. Не существует болезни тела, которая не была бы связана с болезнью души. Поэтому нет никакого смысла лечить тело отдельно от души. В последнее время всё больше учёных стали утверждать, что любая инфекция в организме человека происходит оттого, что в душе у него накопилось слишком много обид и злости. Такой человек чаще болеет, у него сильно снижается иммунитет. Под воздействием негативных эмоций человек очень сильно подвергается опасности заболеть не только банальной простудой, но и раком.

Из всех негативных эмоций самой опасной является зависть. Она не имеет такого яркого проявления, как страх, злость, ярость. Она не выплёскивается наружу, а остаётся внутри человека, в его душе. Постепенно накапливаясь, зависть подтачивает ваше здоровье очень тихо и незаметно. Её можно сравнить с действием ржавчины.

Очень часто зависть принимает недоброжелательный характер. Завистник никогда не признается не только окружающим, но и себе, что он кому - то завидует. Ему кажется, что он не хуже других, что и работает он не меньше, но почему - то у соседа машина импортная, а у него российская, у соседа огурцы на грядке больше на пару сантиметров, да и дочь поступила в университет, а его чадо никак училище не закончит. Такой человек постоянно испытывает эмоциональное бессилие перед обстоятельствами, а это приводит не только к потере душевных сил, но и физических.

Упадок сил, не только физических, но и душевных, зачастую вызывает хандру, плохое настроение, а порой и депрессию. Острее всего на зависть в организме человека реагирует желудок. Даже без поступления пищи он активно выбрасывает соляную кислоту, отсюда и начинаются изжога, боли, а со временем это постепенно переходит в гастрит, а порой и в язву желудка.

Ну, а жажда получить то, что есть у соседа, да если можно, то и получше, совсем не даёт организму расслабляться, держит его в постоянном напряжении. И делает такой человек всё возможное и невозможное для того, чтобы догнать соседа, а порой и перегнать. А потом начинает удивляться, откуда у него в тридцать лет повышенное давление или язва желудка.

Бывает и тихая зависть, человек просто завидует, но чтобы догнать или перегнать своего конкурента у него даже мысли не возникает. Такой человек просто молча страдает, он может терять в весе, у него приступы апатии, он постоянно чувствует себя усталым и разбитым, ничего ему не интересно.

Так есть ли лекарство от зависти? Как избавиться от этого тихого, но такого страшного недуга? Во-первых, нужно осознать свою зависть и понять, что все болезни в организме начались именно из-за этого порока. А во - вторых, просто перестаньте сравнивать себя с другими людьми. У вас своя жизнь, своя судьба, вы такой человек, какой вы есть. Живите своей жизнью и не тянитесь ни за кем.

Совет священника.

Если зависть является вашей ведущей страстью, надо приложить все усилия, чтобы избавиться от нее. Любая страсть умаляется от сопротивления ей, а укрепляется от удовлетворения ей. Так и с завистью, надо постоянно противиться ей. Основное оружие против нее - это смиренная молитва ко Господу об избавлении от зависти.

Поскольку зависть богохульна, ибо содержит в себе несогласие с промыслом Божиим и недовольство Божьим распределением (почему мол у того есть это и это, а у меня нет?), то следует часто читать места из Писания и из святых отцов о Божьей благости, справедливости, мудрости и т.д. и уверять себя, что у Бога нет неправды и что Он все делает самым лучшим и полезным для нас образом. Надо укорять себя в неразумии, невежестве и непонимании Бога и смиряться со всеми обстоятельствами, которые не от нас происходят. Надо часто повторять слова Писания: "Мала безумному часть, которая перед глазами его." Надо погрузиться в истинное покаяние и оплакивать свое погибельное состояние, тогда Господь прикоснется сердца, и мы уразумеем опытно, что значат слова: " Вкусите и увидите, как благ Господь!" А после этого зависти не будет места .

Свт. Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном.

По его утверждению, зависть - прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

«Завидовать хуже, чем враждовать, - говорит святитель. - Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний - скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне - явно или неявно выраженный конфликт.

Со стороны того, кто получит вожделенную должность, конфликт будет исчерпан, как только он займет кресло. А вот «неудачник», если он вообще склонен к зависти, конфликт усугубит еще сильнее и непременно впадет в этот грех - даже когда он найдет другую работу, он будет помнить, что вот этот негодный человек занял ЕГО место.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния - попытаться его рационализировать.

Человек успешен - значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний - значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг - значит, нужно стремиться сделать своим другом его - уже ради того, что через него прославляется Бог.

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Общее для всего Священного Предания мнение - именно из зависти ополчился змей на Еву. Именно зависть к уникальному статусу человека как образа и подобия Божьего заставила его приложить усилия к его низвержению. Более того, и праматерь Еву диавол провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло». Вот зависть к этим несуществующим богам и толкает первую женщину на нарушение заповеди Божией. Так что, действительно, сатанинский порок.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата - идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Ветхозаветная история повторяется во все времена, пусть и без уголовщины. Во многих подростковых коллективах найдутся ребята, которые отличника, разъясняющего недалеким одноклассникам сложные задачи, обзовут «ботаном» - и хорошо если не подложат жвачку, а то и кнопку, на стул…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».

Свт. Василий Великий

Молитва - труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение - абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

«Недостойны еще нашего соревнования - богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это - орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства… А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть».

Второй совет - «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанном с честолюбием:

«Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю - сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

Свт. Феофан Затворник

Если противостоять завистнику добрым отношением довольно затруднительно, о чем прямо свидетельствует Священное Писание (приведенный выше пример Иосифа и его братьев, царь Саул, который продолжает завидовать Давиду и гнать его невзирая на его смирение…), то сам завистник может и должен преодолевать свою страсть через «не хочу» - именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было.

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, - тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется», - утверждает святитель Феофан Затворник.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.

Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным «кумушкам», вдруг узнает, что у ее благополучной, замужней и богатой подруги муж - наркоман, и все благополучие показное. Если процесс зависти еще запущен не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге… и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слез на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

Прп. Максим Исповедник

Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет: то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности не понебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждующему от оной», - рекомендует подход с рассуждением преподобный Максим Исповедник.

Он также отмечает, что самому избавляться от этой страсти следует по заповеди Апостола: «радоваться с радующимися и плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Первое сложнее. Пожалеть несчастного - естественное движение души. Порадоваться чужому счастью - действие сознательное и продиктованное искренней любовью, когда к ближнему относишься по-настоящему как к самому себе. Только автор знаменитых «Сотниц о любви» мог дать такой совет.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.

Свт. Григорий Богослов

Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее - обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости - уже в этой жизни она наказывает грешника.

Отцы говорят, что у завистника становится иссохшим лицо, он дурно выглядит… В нашей жизни завистника легко узнать по поджатым губам и морщинам. Он недоволен жизнью, он всегда ворчит (в особенности на объект своей страсти). Скажу больше: многие заболевания, имеющие психосоматический характер, от панкреатита до астмы, обостряются именно у завистника. «Несправедливо, что другой успешнее меня!» - эта мысль поедает несчастного, не только его душу, но и тело.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

«О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, - страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее!» - восклицает святитель Григорий.

Прп. Ефрем Сирин

В основе зависти лежит так называемый «агональный дух» - способность личности находиться в постоянной борьбе, соревновательности, соперничестве, агрессии. Агональность была характерной чертой античной культуры (оттуда большое количество игр и соревнований) и в совсем примитивной форме присутствует в современной жизни: соревноваться можно и в том, у кого круче айфон или моднее одежда.

Слово «агональность» - однокоренное к αγωνία (борьба). Этим словом мы называем предсмертное состояние, попытку организма бороться за выживание, последние судорожные вздохи. Это не совпадение - борьба за жизнь есть прямое следствие наличия в мире смерти. А смерть внесена в мир грехом и диаволом. Парадоксальным образом борьба, в природе являющаяся проявлением жизни, в мире человеческом сама по себе являет собой смерть.

Особенно это очевидно, когда некто «соревнуется» не в реальных жизненных ценностях, а во внешнем, выражающемся в примитивном «хочу быть круче». Так человек становится родней диаволу - одного с ним «агонального» духа.

«А кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, которым вошла в мир смерть (Прем. 2:24), - напоминает преподобный Ефрем Сирин. - В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой».

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.

«Почему у соседа новая квартира и машина, а я вкалываю с утра до ночи - и у меня ничего?» - негодует действительно работящий человек - и за этими мыслями не успевает жить. Вместо того чтобы потратить выходной на встречу с мамой, друзьями, любимой девушкой (не говоря уж о том, чтобы в церковь сходить) - он берет работу на дом, вкалывает еще больше, но ни квартиры, ни машины у него не появляется, а зависть ест все сильнее…

Прп. Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть - это душевная страсть».

Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая - довольствоваться велосипедом. Зато будут ноги здоровые.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий - зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать - преступно, молиться идолам - глупо, уводить супруга из семьи — аморально, воровать — отвратительно… Так вот, завидовать - тоже дурно.

«Если Бог сказал: «Не пожелай… всего, елика суть ближняго твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад».