Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»

Образовательная область: речевая

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Этот загадочный подводный мир!»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Программное содержание:

Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.

Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать выразительность речи и выразительность движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные: Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире - об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Словарная работа: батискаф, акваланг

Материалы и оборудование: глобус; презентация «Жители моря и океана», аудиопособия «Театральные шумы» («Море»); пазлы; картинки батискафа и обитателей моря; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы; игрушки обитателей морей и океанов; голубое полотно с изображением моря.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Вводная часть

Организационный момент

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях , опустимся в его глубины (беру глобус.)

А вот наш помощник. Ребята, это?

Проблемная ситуация (или мотивация)и постановка и принятие детьми цели занятия

Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?

А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Что означает голубая краска на глобусе?

Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок.

Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Разноцветным.

Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Дети садятся прямо на песок.

Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?

А, давайте вспомним с помощью чего можно опуститься на морское дно?

Правильно, молодцы.

В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ на модель кита).

Кто же это?

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же.

- «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).

Киты и дельфины - это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

На машине, на поезде, на самолёте, на теплоходе…

С помощью батискафа.

Синий кит.

Дельфин.

У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники - это приспособление к жизни в воде.

Повторяют движение.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная…

Чем питается акула?

Акулы могут напасть на человека?

Как же можно путешествовать по морскому дну?

Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это?

Давайте поиграем с рыбкой. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова?

Чей хвост?

Чьи жабры?

Чьё брюшко?

Чьи плавники?

Чьи кости?

Чья чешуя?

Чьё туловище?

Чьи глаза?

Игра «Без чего не бывает рыбы?».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?

Олодцы, отпустим рыбку плавать. Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили.

Солнечные лучи пробираются с трудом.

Рыбами, морскими животными.

Нет. У человека нет жабр.

Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Это рыбья голова

Это рыбий хвост.

Это рыбьи жабры.

Это рыбье брюшко.

Это рыбьи плавники.

Это рыбьи кости.

Это рыбья чешуя.

Это рыбье туловище.

Это рыбьи глаза.

Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта).

Физминутка

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями вперёд

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки

Двигаются навстречу друг другу.

Скрестить ладони рук, широко

расставив пальцы в стороны.

А вот это - рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх,

выполняя колебательные движения пальцами рук.

Гостей встречает осьминог.

Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний.

Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

1. Без чего не бывает моря?

2. Какая самая большая рыба в море?

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне?

4. У кого рот на брюхе?

5. Какая собака не лает?

6. На каком коньке нельзя покататься?

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме?

8. Родственник рака?

А теперь давайте поиграем «словами с крабом», проверим, кто быстрее всех правильно и четко сможет три раза повторить скороговорку про карпа и краба, которую мы выучили.

Скороговорка: «В озере карп, а в море - краб».

(Дети по очереди выполняют задание, все аплодируют друг другу.)

Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями.

Что вам понравилось на занятии?

Какие трудности испытывали?

Без воды.

Синий кит.

У камбалы.

У акулы.

Морская.

На морском.

Водолаз.

Рефлексия

«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, у детейлучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Цель: 1.Дать первоначальное представление о строении рыбы - вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, внизу брюшко, есть плавники; на голове есть рот и глаза. Познакомить с функциями глаз и рта: рыбка видит предметы вокруг себя, ртом ест корм. Показать, что этим рыбка похожа на детей.

2.Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

Ход занятия:

Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря - плеск волн, прибой, дети заходят в зал.

Воспитатель: - Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети: - Шум моря, волны плещутся о берег …

Воспитатель: - А кто из вас видел море? Купался в нем?

Ответы детей:

Воспитатель: - А вы хотели бы снова оказаться на море?

Ответы детей:

Воспитатель: - Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?

Ответы детей: - На корабле, на яхте, на лодке…

Воспитатель: - Давайте сейчас мы с вами сядем в лодочки и поплывем в путешествие по волнам.

Воспитатель:

Дети прижимают обе ладошки, не соединяя большие пальцы. Имитируют движение лодочки.

Дети под звуки музыки приплывают на середину «синего моря». (Зал украшен фигурами морских обитателей, на полу имитация моря. Дети рассматривают фигуры рыб и садятся на стульчики.)

Воспитатель: - Ребята, мы с вами приплыли на самую середину синего моря. И очутились в подводном мире. Посмотрите, здесь чей-то домик. Интересно кто в нем живет? Нужно отгадать загадку, тогда и узнаем, кто здесь обитает?

В воде она живет - нет клюва, а клюет.

Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали. (Воспитатель поднимает домик, в нем рыбка; достаёт из домика фигурку рыбки и укрепляет ее на магнитной доске.)

Воспитатель: - Давайте внимательно посмотрим на нее. Вот у рыбки туловище - вытянутое, длинное, впереди голова, а сзади хвост. У рыбки всегда спинка сверху, а брюхо снизу. На спине, на брюшке и на хвосте есть плавники.

А для чего рыбке нужны плавники?

Ответы детей: - Плавать…

Воспитатель: - Чтобы двигаться. А хвостовой плавник - это основной орган движения, он выполняет роль руля, особенно при крутых поворотах.

На голове у рыбки есть глаза. Сейчас узнаем, зачем нам нужны глаза. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Воспитатель машет рукой. Молчание.) А теперь откройте глаза. Что я делала? Не знаете. А я делала вот что. (Воспитатель повторяет свои действия.) Так зачем нам нужны глаза?

Ответы детей: - Чтобы видеть.

Воспитатель: Правильно, если закрыть глазки, то ничего не видно.

А для чего нужны глаза рыбке? Как вы думаете?

Ответы детей: - Чтобы видеть.

Воспитатель: - Правильно, чтобы видеть. Рыбка видит глазами все вокруг себя, так же, как и мы с вами. А что ещё есть на голове у рыбки?

Ответы детей: Рот.

Воспитатель: Правильно. Сейчас проверим, зачем нам с вами нужен рот.

Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его. (Воспитатель предлагает детям кусочки хлеба на зубочистках.)

А теперь сожмите губы и, не открывая рта, скажите: мама, папа. (Дети не могут.) Так зачем же нам с вами нужен рот?

Ответы детей: - Чтобы есть, разговаривать.

Воспитатель: - А для чего нужен рыбке рот?

Ответы детей: - Чтобы есть, разговаривать.

Воспитатель: - Правильно, так же как и нам с вами, для того чтобы есть и разговаривать. Ведь рыбки тоже умеют разговаривать, только очень тихо, поэтому их никто не слышит.

Ребята, скажите, а это рыбка настоящая или игрушечная. Конечно игрушечная, а раз это игрушка, значит, мы можем с ней поиграть. Дети, а как называется человек, который ловит рыб?

Ответы детей: - Рыбак.

Воспитатель: - Давайте сейчас поиграем в игру «Рыбаки и рыбки». Мальчики будут рыбаки, а девочки рыбки.

Проводится подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

«Рыбаки» берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх. А «рыбки» бегают произвольно, вбегая в круг и выбегая из него, пока звучит музыка. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить руки вниз и поймать рыбок. Та «рыбка», которая оказалась пойманной, присоединяется к «рыбакам».

Вместо музыки воспитатель может проговаривать слова:

Рыбки по морю гуляют,

Рыбки хвостиком виляют.

Осторожно, берегись!

На крючок не попадись!

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: - Ребята, вы так расшумелись, что не слышали, как рыбка разговаривает. А она мне сейчас на ушко сказала, что ей очень грустно.

Почему ты такая грустная? Что с тобой приключилось?

Ребята, оказывается, рыбки любят плавать друг к другу в гости. Синяя рыбка поплыла в гости к своей сестрице - красной рыбке и заблудилась. Потому что поднялись волны и начался шторм.

А как вы думаете, какие волны бывают?

Ответы детей:

Воспитатель: - Иногда бывают маленькие и спокойные, а когда шторм: высокие и пенящиеся, огромные. Давайте, вы мне сейчас покажете, какие бывают волны.

Проводится упражнение «Волна»

Воспитатель называет характер волн: спокойные, ленивые, а теперь веселые, а теперь злые, а теперь - шторм, огромные. Дети показывают руками и кистями рук волны (под музыку - «Шум моря»).

Вот какие бывают волны.

Воспитатель: - Какие огромные волны поднялись, взбаламутили всю воду и принесли целую кучу ракушек. (Воспитатель достаёт ёмкость с ракушками.)

Ребята, может быть еще что-то, кроме ракушек принесли волны. Давайте проверим.

Дети по очереди опускают руку в емкость с ракушками, находят части синей рыбки и называют их: голова, спинка, хвостик…

Проводится игра «Оживи рыбку»

Воспитатель: - Ребята, вы нашли части тела рыбки, а теперь нужно рыбку оживить. Из частей собрать целое. (Выходят дети по желанию и на столе собирают рыбку-пазл.)

Какие ребята молодцы! Нашли сестрицу для красной рыбки. Рыбки очень рады и теперь они смогут вместе поиграть. И ребятки тоже могут поиграть.

Проводится физкультминутка

Рыбка плавает в водице,

(Имитационные движения руками)

Рыбке весело нырять.

(Приседания)

Рыбка, рыбка, отзовись!

(Две ладошки вместе - к уху)

Мы хотим тебя поймать.

(Хлопки слева, справа)

Воспитатель: - А сейчас давайте присядем и повторим, что нового мы сегодня узнали.

Воспитатель называет предмет живой природы, а дети должны назвать способ передвижения объекта. Например, зайка - прыгает и бегает, птичка - летает, а рыбка что делает? - плавает. А что есть у рыбки для того чтобы

плавать? - плавники.

Воспитатель спрашивает, а что ещё есть у рыбки?

Воспитатель показывает рыбку, а дети называют части тела: спинка (где? - сверху), брюшко (где? - снизу), голова (где? - спереди), хвост (где? - сзади). А на голове, что есть у рыбки? Дети называют: глаза (для чего? - чтобы видеть), рот (для чего? - чтобы есть и разговаривать).

Воспитатель называет животное, а дети должны правильно определить место «дома» объекта: дупло, берлога, конура, море… Например, медведь живёт в берлоге, птичка на дереве в гнезде, а где живёт рыбка?

Дети называют: в реке, в море, в озере …

Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, рыбки очень рады и благодарны вам. Они хотят подарить вам эти красивые ракушки. А наше путешествие подошло к концу, и мы должны возвращаться в детский сад. Кладите свои ракушки в ладошки, садитесь в свои лодочки, и поплывем обратно.

Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.

Паруса подниму, синим морем поплыву.

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.

Дети имитируют движение лодочки и под музыку моря возвращаются в группу.

Атрибуты:

1. Картинки с изображением морских обитателей: медузы, рыбки, морские звезды, морские черепахи…

2. 2 одинаковые рыбки: красная и синяя (пазл)

3. Домик для рыбки

4. Ракушки в емкости

5. Ракушки в подарок

6. Магнитная доска, магнит, указка

7. Сухарики на зубочистках (на тарелке)

9. Аудиозапись музыки моря

Методическая разработка:

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» по теме:

«Подводный мир – в поисках буквы Р»

Коррекционно-образовательные:

  1. закрепить навык произношения звука [Р] в словах, фразах;
  2. упражнять в проведении звукового анализа слова, составлении слова по первому звуку (букве).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую и артикуляционную моторику, дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей умение работать в команде.

Оборудование и материалы:

  • сундук, письмо, предметная картинка «корабль», 3 удочки, дидактическое пособие «Узнай по первым буквам», плакат с изображением морских обитателей, предметные картинки с изображением морских обитателей (морской конёк, акула, кит, дельфин, морская черепаха, морская звезда, медуза, осьминог, краб, наборы для составления звуковых схем слов (пенал); пластмассовые фигурки морских обитателей «Подводное царство».

Ход образовательной деятельности

Ребята, когда я зашла в свой кабинет, то обнаружила вот этот предмет. (Занавеска убирается.)

Вы знаете, что это за предмет? (Сундук).

Как вы думаете, как этот сундук попал в наш детский сад? (Ответы детей).

Может, мы заглянем в него и это узнаем?!

Но сначала давайте произнесём заветные слова:

Сундучок, Сундучок,
Приоткрой-ка свой бочок!

(Открывают сундук, в котором лежит письмо, читают его).

До…огие …ебята!
В нашем подводном ца…стве случилась беда: злая волшебница похитила нашу любимую букву. Веселье навсегда исчезло из нашего ца…ства, а вместе с ним исчезли и многие подводные обитатели. На наше ца…ство злая волшебница наложила заклятье, кото…ое снимется лишь в том случае, если я найду себе хо…оших и ве…ных д…узей, кото…ые смогут выполнить все её задания и снять заклятье. Пожалуйста, помогите мне ве…нуть нашу букву. Очень надеюсь на вашу помощь.
Ваша …усалочка.

Как вы думаете, какую букву похитила злая волшебница? (Букву Р).

Ребята, поможем Русалочке? (Ответы детей).

Вы готовы выполнить все задания волшебницы?

Не подведём Русалочку? (Ответы).

Характеристика звука. (Согласный, твердый, звонкий (дрожащий)).

Ребята, где живет Русалочка? (В воде).

Кто из вас умеет плавать?

Кто умеет нырять?

Как мы ныряем? (Показывают дети).

Дыхательная гимнастика «Дельфин плывёт»:

И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох-выдох, наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого колена; 2 – вдох-выдох, наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого колена, и.п.

Ребята, сможем мы разговаривать под водой? (Нет).

Можем мы «улыбаться» под водой? (Упражнение «Улыбка»).

Как мы будем переговариваться с рыбками? (Упражнение «Клювик»).

Давайте надуем щёки как рыба-шар! (Надувают щёки).

Молодцы, команда готова!

Задание №1.

Злая волшебница хочет узнать, насколько хорошо вы знаете рыб, ведь вы должны стать настоящими друзьями Русалочки. Отвечайте полным предложением.

Чья голова у рыбы? (У рыбы рыбья голова).

Чьи жабры у рыбы? (У рыбы рыбьи жабры).

Чьё туловище у рыбы? (У рыбы рыбье туловище).

Чья чешуя у рыбы? (У рыбы рыбья чешуя).

Чей хвост у рыбы? (У рыбы рыбий хвост).

Чьё брюшко у рыбы? (У рыбы рыбье брюшко).

Чьи икринки у рыбы? (У рыбы рыбьи икринки).

Чьи кости у рыбы? (У рыбы рыбьи кости).

Молодцы, и с этим заданием вы справились!

Задание №2. «Рыбалка»

Нужно обязательно вернуть в подводное царство тех обитателей, в названии которых есть звук [Р]: морской конёк, акула, кит, дельфин, морская черепаха, морская звезда, медуза, осьминог, краб. (Дети берут удочки, встают на узкий мостик (дощечку) и «вылавливают» морских обитателей, определяют место звука в слове).

Задание №3.

Пособие «Отгадай по первым буквам». (Узнать, какое слово зашифровано: фартук, лук, аквариум, гриб; шапка, арбуз, рыба; репка, апельсин, дуб, утка, гриб, арбуз; гусь, ракета, удочка, шишка, арбуз).

«Четвёртый лишний»: флаг, шар, радуга, груша. (Лишний флаг, потому что в этом слове нет звука и буквы Р).

Ребята, может быть, это подсказка от самой Русалочки. Где же может быть спрятана буква Р? (Ответы детей).

Слово «флаг» вам ни о чём не говорит? (Корабль и другие ответы детей).

Верно, волшебница спрятала букву Р в корабле. Для того чтобы вернуть ее, вы должны справиться с последним заданием.

Задание №4.

Составить звуковую схему слова «Русалка». (Составление схемы слова детьми индивидуально).

Ребята, сегодня вы были настоящей командой, и стали верными и надёжными друзьями Русалочки. Такие друзья, как вы, никогда не оставят друга в беде. Вы помогли вернуть букву Р в подводное царство и, самое главное, вернули Русалочке её имя.

Ребята, что-то сундук тяжёлый. Давайте посмотрим, не осталось в нём чего-нибудь. (Дети обнаруживают «второе дно» в сундуке и находят письмо с подарком от Русалочки – пластмассовые фигурки «Морские обитатели»).

Дорогие ребята!

Я очень надеялась на вашу помощь, и вы не подвели меня!

К сожалению, рыбкам тяжело дышать на открытом воздухе, они дышат растворенным в воде кислородом. В благодарность за вашу помощь и доброту я дарю вам свои любимые игрушки, чтобы вы знали, что я всегда буду рядом с вами, в ваших сердцах, мои дорогие друзья!

Cергеева Анна Николаевна,
учитель-логопед

НОД в средней группе на тему: "Подводный мир"

Воспитатель: Панкратова Антонина Дмитриевна

Образовательные: Уточнять и закреплять знания детей о морских обитателях.

Развивающие: Развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, умение самостоятельно находить способы украшения костюмов, чувство цвета, эстетическое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру. Воспитывать заботливое отношение к природе, самостоятельность.

Оборудование: Презентация «Подводный мир»; ракушка с разнообразными предметы для украшения (пайетки, бисер, ракушки, бусинки); пластилин; силуэты морских обитателей, выполненных в технике «пластилинопластики»; ванночка наполненная песком с «сюрпризами».

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте девочки и мальчики! Давайте с вами знакомиться! Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она необычная, можно сказать волшебная, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Я возьму свое имя и положу в эту коробочку –Антонина Дмитриевна. Положите и вы свои имена в коробку. (собирает имена).
-Когда я была маленькой, меня называли ласково: Тонечка. Я тоже положу это имя в пакет. А вас как ласково называют мамы? Хотите положить и свое ласковое имя в пакет? (собирает имена)
-Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись… Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? Если дети не предложат, продолжает радостно) Я поймала имя Танечка. Это девочка или мальчик? Где у нас Танечка? Возьми свое имя, Танечка. Очень приятно с тобой познакомиться, Танечка! и т.д.

«Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята: мальчики и девочки - дружные и приветливые».

Релаксация.

Предлагаю вам лечь на ковер, закрыть глаза и представьте будто вы лежите на берегу теплого моря. (Провожу аутотренинг, под музыку для релаксации: "Океанский пляж").

Расслабьтесь, руки лежат свободно вдоль туловища, не напряжены. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Слегка колышутся волны, надо мною гордо кружат чайки. Мне хорошо и приятно, рядом со мной мой друзья, я хочу сними дружить, общаться, жить в мире. Я рад, что встретился с удивительным и прекрасным миром.

Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в царство подводного мира. Вы желаете заглянуть в подводный мир? В этом нам помогут волшебная коробочка и волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

с волшебством подружимся.

Хлопнули в ладоши и остановились.

на берегу теплого синего моря мы очутились.

-: Откройте глаза, присядьте на корточки, посмотрите на наше море.

Иногда море тихое, спокойное, как сейчас:

"Не шумит оно, не хлещет,

лишь едва, едва трепещет.

И в лазоревой дали,

Нежный плеск волны..."

Давайте представим, как море едва, едва трепещет:(дети берут ткань за края и слегка её колышут). Но море не всегда спокойное. Как только поднимется сильный ветер, шторм

"Море вздуется бурливо

зашумит, поднимет вой.

Хлынет на берег пустой

расплеснётся в шумном беге..."

Представьте, что наше море расплескалось, поднялись высокие волны(дети встают, сильнее колышут ткань). Нелегко приходится и подводным обитателям в такие минуты. Но вот, море успокоилось. Давайте мы с вами, опустимся на дно морское и понаблюдаем, за подводными обитателями. Закройте глаза, зажмите нос, присядьте на корточки. Откройте глаза. Вот мы с вами очутились в подводном царстве. (Слайд).

-Беседа:

Вот мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюск с волшебными раковинами. Как вы думаете, море - это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине?

Загадки (появляются на слайде обитатели моря)

1. Через море- океан плывет огромный великан

и с судна видит капитан: на великане бьет фонтант(кит).

Это самое большое животное в мире. многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках его говорят "Чудо- юдо"

2 . Что за дивная лошадка? очень странная повадка:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок: рыбок друг - (морской конек)

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

3 . Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - (осьминог)

Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

4 . Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

Ее боится даже кит, а безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина(акула)

Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.

5 . Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твердый, очень прочный.

Защитит и днём, и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель. (черепаха).

Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

6 . Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет(морская звезда)

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

7 Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода(медуза)

Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?(морские обитатели)

Дидактическая игра Собери картинку:

Рисование морское животное на манке:

Детям предлагается нарисовать пальчиком на манке любое морское животное. Каждый рисунок комментируется детьми. Я рисую.......

ФИЗКУЛЬМИНУТКА под музыкальное сопровождение (синтезатор)«Поймай рыбку по признакам»

Подготовка к игре: разложить рыбок.

Игрок бросает кубик.

звучит музыка (на сентезаторе). Дети быстро собирают в одну емкость рыбок на которой нарисован тот или иной знак который на кубике. .

Ребята мы уже задержались в гостях и нам пора возвращаться в детский сад. Обратное превращение. Встанем в круг, зажмём носы, закроем глаза и вынырнули. (Дети приседают с закрытыми глазами под музыку и встают).

В: Вам нравилось в подводном царстве?

От подводного царства нам осталась только вот эта картина, что бы мы помнили, что есть жизнь не только на земле, но и под водой.

Но здесь чего то или кого -то не хватает?

Ответы детей.

В: Я предлагаю сделать нам рыбок и пустить их в подводное царство жить. Но сначала мы подготовим наши руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок».

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб).

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем).

Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).

Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают).

Изобразительная деятельность.

Посмотрите, какие красивые рыбки. Ребята, как вы думаете,
рыбки видят нас? (да, видят, у них есть глаза).
-А как лучше назвать глаза рыбки: глаза, глазищи или глазки? Почему?
(глазки, они у рыбки маленькие).
-Где расположены глаза у рыбок? (глаза у рыбок расположены на голове)
-Что еще есть на голове у рыб?
-Зачем рот рыбке?
-А что еще рыбки умеют делать кроме того, что едят, смотрят?
-С помощью чего рыбы плавают?
-Где находятся плавники?
-Чем покрыто тело рыбы?
-Чешуя защищает рыб от повреждений.

Чешуя сверкает, переливается на свету. И чтобы наши рыбки были красивыми, мы им сделаем чешую.

Предлагаю выполнять парную работу в различных техниках. Комочки из салфеток, пайетки из пластилина, арбузные семечки, окрашенные крупы. Выберите сами материал из которого вы будете делать чешую для рыбки и саму рыбку.

Когда ваши рыбки будут готовы, вы подходите ко мне, и мы с вами заселим наше подводное царство рыбками.

А сейчас мы запустим наших красивых рыб в наш замечательный аквариум, который мы сделали раннее.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем рыбок запускать.

В наш аквариум глубокий.

Мы запустим их сейчас.

Рыбки плавают по кругу

Улыбаются друг другу.

Смотрят рыбы сквозь стекло,

Им уютно и тепло.

Ведь аквариум морской

Для рыбѐшек – дом родной.

Дальнейшая работа

Составить общую композицию (коллаж) – «Разноцветные рыбки»

Заключительная часть:

Ребята, мне очень понравились ваши рыбки. Наши рыбки не будут скучать, будут резвиться и играть вместе.

· А вам понравилось украшать рыбок? Какая рыбка понравилась больше всего? Чем она понравилась? У какой рыбки больше всего чешуек? Какая рыбка самая красивая? Почему она вам понравилась?

Что вы расскажете своим друзьям, маме, папе?

Вы, молодцы, у нас с вами получился очень красивое подводное царство.

Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы …….

А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания

Педагог А мне пора с вами прощаться, вы мне очень понравились. О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз?