1. Какие главные части можно выделить в клетке?

В клетке можно выделить оболочку, ядро, цитоплазму, которая включает основное вещество и различные органоиды.

2. Что такое органоиды?

Органоиды - это небольшие тельца разнообразной формы, которые выполняют различные функции.

3. Чем можно объяснить оранжевую окраску корнеплодов моркови?

Клетки корнеплода моркови содержат пластиды, которые несут в себе оранжевый пигмент, что и придает моркови такую окраску.

4. Что представляет собой ядро? Какие функции оно выполняет?

Ядро - небольшое плотное тельце, чаще всего округлой или овальной формы. Оно отделено от цитоплазмы тонкой ядерной оболочкой. В ядре хранится наследственная информация (т. е. информация обо всех признаках и свойствах данного организма.

5. Как вы думаете, почему одни сорта яблок сладкие, а другие - кислые?

В цитоплазме растительных клеток имеются вакуоли - прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком. Клеточный сок и вещества растворенные в нем определяют вкус плодов и других частей растений.

Лабораторная работа 3. Строение клеток кожицы чешуи лука

Цель: закрепить знания о строении растительной клетки; продолжить формировать умения изготавливать простейшие микропрепараты и работать с микроскопом.

Лабораторная работа 4. Строение клеток листа элодеи

Цель: расширить представление о строении растительной клетки; продолжать формировать умения изготавливать микропрепараты и работать с микроскопом.

Лабораторная работа № 1

Разнообразие отделов растений.

Цель: изучить разнообразие отделов растений.

Задачи урока:
познакомить учащихся с систематикой - наукой о многообразии и классификации организмов;
раскрыть задачи и значение систематики.
Ход урока:
I. Актуализация знаний
Заполнение схемы «Царства живой природы».

II. Изучение нового материала
1. Расширить знания учащихся о разнообразии организмов, населяющих Землю (рассказ учителя с элементами беседы).
2. Познакомить учащихся с понятием «систематика». Вид - исходная единица в систематике (рассказ учителя).
3. К. Линней - основоположник систематики. Двойные латинские названия видов (рассказ учителя с демонстрацией видов растений и животных на живых объектах, гербарных материалах, коллекциях).
4. Современная система органического мира. Основные систематические единицы (категории): вид, род, семейство, порядок (отряд), класс, отдел (тип), царство.
5. Значение систематики.

Лабораторная работа № 2

Экологические группы наземных растений по отношению к воде

План работы:

1. Прочитайте описание экологических групп растений.

2. Определите, к какой экологической группе относится данное вам растение.

3. Назовите признаки приспособленности к среде обитания у данного растения.

4. Приведите примеры растений, встречающихся в Республике Адыгея, которые относятся к данной экологической группе.

Экологические группы растений.

Гидатофиты - это водные растения, целиком или почти цели­ком погруженные в воду (элодея, рдесты, водяные лютики, ряска). Вынутые из воды, они быстро погибают.

Листья у гидатофитов тонкие, часто рассеченные; часто выражена разнолистность (гетерофиллия). Корневая система сильно редуци­рована или отсутствует совсем. Поглощение воды и минеральных солей происходит всей поверхностью тела. Опыление совершается над водой (реже в воде), а созревание плодов - под водой, так как цветоносные побеги выносят цветки над водой и после опыления снова погружаются.

Гигрофиты - наземные растения, произрастающие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах.

Теневые гигрофиты - это растения нижних ярусов сырых лесов (недотрога, бодяк огородный, многие тропичес­кие травы). Листья у них чаще всего тонкие, теневые. Высокая об­водненность тканей этих растений (80 % и более). Гибнут они даже при непродолжительной и несильной засухе.

Световые гигрофиты - это растения открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка).

Мезофиты - могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Произрастают при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и хорошей обеспеченности минеральным питанием. Это самая обширная и неоднородная группа по своему составу. Сюда входят деревья, кустарники и травы различных зон, многие сорные и большинство культурных растений.

Ксерофиты - растут в местах с недостаточным увлажнением. Способны регулировать водный обмен, поэтому сохраняют активность и во время непродолжительной засухи. Это растения пустынь, степей, песчаных дюн и сухих сильно нагреваемых склонов.

Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты и склерофиты.

Суккуленты - сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах: стеблевые (кактусы, кактусовидные молочаи); листовые (алоэ, агавы); корневые (кислица).

Склерофиты - внешне сухие, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Склерофиты можно разделить на две группы: эуксерофиты и стипаксерофиты.

Эуксерофиты - это многие степные растения с розеточными полурозеточными, сильно опушенными побегами (полукустарники, некоторые злаки, полынь холодная, эдельвейс эдельвейсовидный).

Стипаксерофиты - это узколистные дерновинные злаки (ковыли, тонконоги, типчак), свернутые в трубочку листья которых имеют внутри влажную камеру.

Лабораторная работа № 3

Устройство увеличительных приборов.

Цель работы: научиться правильному обращению с оптическими приборами (лупа световой микроскоп); методике приготовления препарата.

Оборудование и материалы: микроскоп, лупа.

Ход работы:

    Рассмотреть ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их значение?

    Изучите устройство микроскопа. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты.

    Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.

2. Регулировочные винты

4. Объектив

5. Предметный столик

7. Зеркальце

Лабораторная работа № 4

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт; часть луковицы
ХОД РАБОТЫ.

1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите, и снимите прозрачную кожицу.
2. Поместите препарат на предметное стекло. Рассмотрите под микроскопом.
3. Рассмотрите клетку при большом увеличении.

4. Зарисуйте в тетради строение клетки и подпишите ее части.

5. Сделайте вывод.

Вывод: Клетка – целостная биологическая система. Клетка является основной структурной единицей живого организма.

Лабораторная работа № 5

Состав клеток растений

Цель: изучить состав клеток растений.

Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, учебник

Ход работы:

    Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей.

    Нанесите 1-2 капли воды на стекло.

    Препаровальной иглой снимите кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.

    Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

    Накройте кожицу покровным стеклом.

    Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

    Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.

    Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.

    Вывод: Клетка – простейшая единица строения живого организма. Зеленый цвет растению придает хлорофилл в составе хлоропластов.

Лабораторная работа № 6

Строение клетки листа элодеи

Цель: изучить строение клетки листа элодеи.

Оборудование: лист элодеи, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, учебник.

Ход работы:

Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

■ В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

■ Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внима­ние на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.

Вывод. в клетках хорошо видны ядра и хлорофильные зёрна (при большем увеличении). Резко виден нижний слой более мелких клеток, видны межклетники и очертания клеток верхнего слоя.

Лабораторная работа № 7

Строение животной клетки.

Цель: сравнить строение растительной и животной клетки, и узнать о чем свидетельствует их сходство.

Клетка – это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма, его элементарная биологическая система. В зависимости от строения и набору органоидов клетки все организмы разделены на царства – прокариоты и эукариоты. Клетки растений и животных отнесены к царству эукариот. Они имеют ряд сходств и различий.

Общие признаки:

1) мембранное строение органоидов;
2) наличие сформированного ядра, содержащего хромосомный набор;
3) похожий набор органоидов, характерный для всех эукариотов;
4) сходстве химического состава клеток;
5) сходство процессов непрямого деления клетки (митоз) ;
6) сходство функциональных свойств (биосинтез белка) , использование преобразования энергии;
7) участие в процессе размножения.

Вывод: сходство в структурно-функциональной организации растительной и животной клетки свидетельствует об их общем происхождении и принадлежности их к эукариотам. Их различия связаны с разным способом питания: растения – автотрофы, а животные – гетеротрофы.

Лабораторная работа № 8

Строение покровной и синтезирующей ткани растений

Цель: познакомиться с видами тканей растительного организма, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.

Оборудование: микропрепараты «Продольный срез стебля кукурузы», «Поперечный срез корня тыквы», «Строение корня»; микроскопы; таблицы «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа».

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите микропрепарат «Строение корня» (рис. 1). Найдите образовательную ткань. На с. 30 учебника прочитайте о местонахождении образовательной ткани, особенностях ее строения в связи с выполняемой функцией. Данные внесите в таблицу.

Рис. 1. Внутреннее строение корня: 1 – корневой чехлик (покровная ткань) защищает зону делящихся клеток; 2 – зона делящихся клеток (образовательная ткань) осуществляет рост корня в длину

2. Рассмотрите корневой чехлик. Определите вид ткани, его образующей. На с. 30 учебника прочитайте об этом виде ткани. Данные внесите в таблицу.

Таблица. Ткани растительного организма

Вид ткани

Место нахождения

Особенности строения

Функции

Образовательная

Покровная

Механическая

Проводящая

Основная

3. На микропрепарате «Продольный срез стебля кукурузы» рассмотрите механическую ткань стебля. Обратите внимание на то, что клетки этой ткани имеют утолщенные одревесневшие оболочки, а живое содержимое отсутствует. Прочитайте об этой ткани на с. 30 учебника. Данные внесите в таблицу.

4. Рассмотрите рисунок проводящей ткани в учебнике на с. 31. Сравните его с увиденным под микроскопом (рис. 2), прочитайте информацию об этой ткани. Данные внесите в таблицу.

Рис. 2. Проводящие ткани стебля: 1 – ситовидные трубки луба (проведение органических веществ от листьев ко всем органам); 2 – сосуды древесины (проведение минеральных веществ, расворенных в воде, от корня ко всем органам)

5. Для изучения основной ткани листа рассмотрите микропрепараты, приготовленные учителем (рис. 3, 4). Это тонкий поперечный срез листа традесканции. Обратите внимание на особенность строения этой ткани – наличие хлоропластов, которые содержат пигмент хлорофилл. Он придает растениям зеленый цвет. О функции этой ткани прочитайте на с. 31 учебника. Данные внесите в таблицу.

Рис. 3. Внутреннее строение листа: 1 – кожица листа (защита листа, покровная); 2 – основная ткань (фотосинтез, клетки содержат хлоропласты); 3 – проводящий пучок (проведение веществ, укрепление жилок, механическая ткань); 4 – устьице (испарение воды, газообмен)

Рис. 4. Кожица листа. 1 – кожица листа (покровная ткань): клетки плотно прилегают друг к другу, защищая лист от повреждений

6. Сделайте вывод о наличии тканей, их разном строении и ответьте на вопросы:

– Как связано строение ткани с выполняемой функцией?
– Почему клетки покровной ткани близко прилегают друг к другу?
– Как отличить основную ткань от покровной?

Лабораторная работа № 9

Строение соединительных тканей животных.

Цель:

Оборудование: микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Рыхлая соединительная ткань», микроскопы, таблица «Схема строения животной клетки».

Ход работы:

Рис. 1. Виды тканей животного организма:
А – эпителиальная ткань; И – рыхлая соединительная ткань

1. Рассмотрите микропрепарат «Эпителиальная ткань» (рис. 1, А ). Найдите клетки эпителия, обратите внимание на особенности их строения (клетки плотно прилегают к друг другу, отсутствует межклеточное вещество). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу.

2. Рассмотрите микропрепарат «Рыхлая соединительная ткань» (рис. 1, И ). Обратите внимание на особенности строения ткани (наличие большого количества межклеточного вещества). Зарисуйте препарат.

3. Заполните таблицу.

Название ткани

Место расположения

Особенности строения

Выполняемые функции

Соединительная

А) костная

Б) хрящевая

Плотное межклеточное вещество

рыхлое межклеточное вещество

1. Опорная

2. Опорная и защитная

В) жировая

Жировые прослойки

3. Защитная

Кровеносные сосуды

жидкое межклеточное вещество.

Общее:

Клетки удалены друг от друга; межклеточного вещества много .

4. Транспортная

Вывод: Соединительная ткань состоит из основного вещества - клеток и межклеточного вещества - коллагеновых, эластических и ретику­лярных волокон. Она выполняет опорную, защитную и питательную (трофическую) функции.

Лабораторная работа № 10

Строение мышечных и нервной тканей животных.

Цель: познакомиться с тканями животного организма, особенностями их строения в зависимости от выполняемой функции.

Оборудование: «Гладкая мышечная ткань», «Нервная ткань», микроскопы, таблица «Схема строения животной клетки».

Ход работы:

1. Рассмотрите микропрепарат «Мышечная ткань» (рис.В). Обратите внимание на особенности строения мышечных клеток (это одноядерные клетки веретенообразной формы). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о видах, свойствах мышечной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.

2. Рассмотрите микропрепарат «Нервная ткань» (рис. Г). Обратите внимание на особенности строения нервных клеток (состоят из тела и многочисленных отростков двух видов). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о свойствах нервной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.

Название ткани

Строение

Функции

Примеры

Мышечная

Гладкая мышечная ткань , состоит из вытянутых клеток с палочковидными ядрами. Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из длинных, многоядерных волокон, имеющих хорошо заметную поперечную исчерченность.

придаёт форму телу, поддерживает, защищает внутренние органы.

Передвижение животных, способность реагировать на раздражение (амёба).

Клетки (нейроны) имеют звездчатую форму с длинными и короткими отростками

воспринимает раздражение и передает возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам; обеспечивают согласованную работу организма.

образует нервную систему, входит в состав нервных узлов, спинного и головного мозга.

Вывод: Нервная - к летки (нейроны) имеют звездчатую форму с длинными и короткими отростками. Функция передает возбуждение к мышцам, коже, другим тканям. Мышечная придаёт форму телу, поддерживает, защищает внутренние органы.

Практическая работа № 1

Влияние света на рост и развитие растений.

Задачи:

    Пронаблюдать за ходом прорастания семян и развитием растений в разных условиях.

    Применить полученные результаты на уроках биологии и в жизни.

Рост и питание проростка. Клетки корешка, стебелька и почечки зародыша, питаясь, делятся, растут, и зародыш превращается в проросток. При прорастании семени сначала появляется корешок. Развиваясь, он опережает другие органы зародыша, быстро укрепляется в почве и начинает поглощать из неё воду с минеральными веществами.

Пока проросток не достиг поверхности почвы для его роста и развития используются органические вещества, запасенные в семени. Но если они закончатся прежде, чем начнется процесс фотосинтеза, проросток может погибнуть. Поэтому для повышения урожайности возделываемых растений большое значение имеет строгое соблюдение сроков и правил проведения посевных работ.

«Влияние света на развитие растений».

Проросткам редиса создали разные условия. Одни выращивались на свету, другие в темном месте. На фото видно, что, растения, помещенные в темное место, стали отставать в развитии, стали слабыми, пожелтели, а потом и вовсе погибли. На снимке до эксперимента и после.


Из проведенного опыта я сделала вывод, что растения хорошо развиваются только на свету.

Вывод: Для прорастания семян необходимы условия: тепло, воздух и вода. А для нормального роста и развития растений после прорастания необходим еще и свет.

Практическая работа № 2

Сходство и различие клеток растений, животных и грибов.

Цель: изучить сходство и различие клеток растений, животных и грибов.

Все три основные группы организмов –

    животные,

    растения

Они являются эукариотами. Однако строение их клеток неодинаково. Эти различия наряду с особенностями питания легли в основу деления надцарства эукариот на три царства.

Животная клетка не имеет плотной клеточной стенки. В ней отсутствуют вакуоли, характерные для растений и некоторых грибов. В качестве резервного энергетического вещества обычно накапливается полисахарид гликоген.

Большинство клеток растений и грибов, подобно клеткам прокариот, окружено твердой клеточной оболочкой, или стенкой. Однако химический их состав различен. В то время как основой стенки растительной клетки является полисахарид целлюлоза, грибная клетка окружена стенкой, в значительной части состоящей из азотсодержащего полимера хитина.

Клетки растений всегда содержат пластиды, в то время как у животных и грибов пластид нет. Резервным веществом у большинства растений служит полисахарид крахмал, а у основной массы грибов , как и у животных, - гликоген.

Раздаточный материал

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ

Н.И. Сонин, А. А. Плешаков

Урок 5. Методы изучения природы

Практическая работа № 1

«Эксперимент»

Цель: овладение начальными исследовательскими умениями по проведению наблюдений, опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов.

Оборудование: истертый в порошок мел, химический стакан, стеклянная палочка.

Ход работы

Урок 6. Увеличительные приборы

Лабораторная работа № 1

«Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Цель: овладение начальными исследовательскими умениями по проведению наблюдений, усвоить навыки работы с увеличительными приборами; формулировке выводов.

Оборудование: микроскоп, ручная лупа, мякоть плодов томата (арбуза, яблока).

Ход работы

  1. Ответьте на вопрос: Для чего используют увеличительные приборы?

РУЧНАЯ ЛУПА

  1. Рассмотрите ручную лупу. Напишите названия её частей.
  2. Возьмите кусочки мякоти плодов. Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы видите? Сделайте записи в тетради.
  3. Сделайте рисунок.
  4. Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите? Сделайте записи в тетради.

СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП

  1. Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа.
  2. Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
  3. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
  4. Зарисуйте микроскоп в тетради.

Урок 8. Большой мир маленьких клеток

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток кожицы чешуи лука»

Цель: научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении растений; формулировке выводов.

Оборудование: микроскоп, предметное и покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, раствор йода, салфетка.

Ход работы

  1. Салфеткой протрите предметное и покровное стекла.
  2. На предметное стекло пипеткой капните 1 – 2 капли слабого раствора йода.
  3. С помощью препаровальной иглы снимите кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной чешуи лука.
  4. Поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте и накройте покровным стеклом.
  5. Подготовьте микроскоп к работе.
  6. Рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 56 раз.
  7. Зарисуйте группу клеток.
  8. Рассмотрите отдельную клетку при увеличении микроскопа в 300 раз. Найдите в клетке её основные части (оболочку, цитоплазму). Найдите и зарисуйте вакуоли.
  9. Зарисуйте клетку, подпишите её основные части.

Урок 10. Химический состав клетки: органические вещества

Лабораторная работа № 3

«Определение состава семян подсолнечника»

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических веществ (жиров).

Оборудование: лист бумаги, карандаш, семя подсолнечника.

Ход работы

  1. Положите семя подсолнечника между листами бумаги и сильно надавите на него тупым концом карандаша.
  2. Что появилось на бумаге? Как это можно объяснить?
  3. Запишите результаты в тетради.

Урок 45. Жизнь на разных материках: Евразия, Африка, Австралия

Практическая работа № 2

«Обозначение на контурной карте растительного и животного мира материков: Евразии, Африки, Австралии»

Цель:

Оборудование:

Ход работы

  1. На контурной карте проведите красной пастой границы следующих материков: Евразия, Африка, Австралия.

Урок 46. Жизнь на разных материках: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Практическая работа № 3

«Обозначение на контурной карте растительного и животного мира материков: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида»

Цель: осознание и осмысление материала о растительном и животном мире данных материков; работа с контурными картами;

Оборудование: контурная карта, атлас, учебник.

Ход работы

  1. На контурной карте проведите красной пастой границы следующих материков: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
  2. На контурной карте цветными карандашами разукрасьте растительный и животный мир.
  3. Подпишите растения и животных.

Урок 61. Здоровье человека и безопасность жизни: здоровый образ жизни

Практическая работа № 4

«Измерение роста и массы тела»

Цель: уметь работать с измерительными приборами: ростометр, напольные весы.

Оборудование: ростометр, напольные весы.

Ход работы

  1. Разденьте обувь.
  2. Встаньте на весы. Запомните свой результат.
  3. Встаньте прямо (лопатки вместе, подбородок прямо).
  4. Запишите данные в таблицу.
  5. Сравнивая свой результат с началом учебного года, сделайте выводы.

Рост

Сентябрь

Май

Вес

Сентябрь

Май

Урок 62. Здоровье человека и безопасность жизни: опасные ситуации

Практическая работа № 5

«Оказание первой доврачебной помощи»

Цель: привить навык оказания первой доврачебной помощи

Оборудование: йод; марлевая салфетка, бинт, жгут, резиновая грелка, холодная вода.

Ход работы

  1. Окажите первую доврачебную помощь при кровотечении:
  1. Обработайте кожу вокруг раны настойкой йода;
  2. Закроем рану чистой марлевой салфеткой или кусочком бинта;
  3. Наложим тугую повязку;
  4. ЗАПОМНИ! Если кровотечение не останавливается, необходимо обратиться к медицинскому работнику.
  1. Окажите первую помощь при растяжении связок:
  1. Налейте резиновую грелку или полиэтиленовый пакет небольшое количество холодной воды и охладим с их помощью поврежденный сустав (в течении 15 – 20 минут);
  2. Туго забинтуем сустав;
  3. Обратиться к медицинскому работнику.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района

«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

Н.И. Сонин

Урок 5. Химический состав клетки

Лабораторная работа № 1

«Определение состава семян пшеницы»

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, немного пшеничной муки.

Ход работы

  1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.
  2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.
  3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.
  4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода.
  5. Сделайте выводы.

Урок 7. Строение растительной клетки

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток живых организмов»

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток живых организмов.

Оборудование: микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, чешуйки репчатого лука, раствор йода.

Ход работы

  1. Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.
  2. С помощью пипетки нанесите 1-2 капли раствора йода на середину предметного стекла.
  3. Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.
  4. Накройте препарат покровным стеклом.
  5. Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.
  6. Сделайте схематический рисунок клеток кожицы лука в тетради.
  7. Укажите на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Урок 9. Строение животной клетки

Лабораторная работа № 3

«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов.

Оборудование:

Ход работы

  1. Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом.
  3. Найдите клетки и их структуры.
  4. Отметьте особенности строения клеток животных.
  5. Запишите в тетради отличия клеток животных от клеток растений.

Урок 13. Ткани растений

Лабораторная работа № 4

«Ткани растительных организмов»

Цель: показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы

  1. Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?
  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
  3. Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.
  4. Заполните таблицу.
  1. Сделайте вывод.

Урок 16. Нервная ткань

Лабораторная работа № 5

«Ткани животных организмов»

Цель: раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать формировать умение работать с микроскопами, рисунками и текстами как источником информации. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы

  1. Рассмотреть под микроскопом препараты разных типов тканей животных: эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.
  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
  3. Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.
  4. Заполните таблицу.
  1. Сделайте вывод.

Урок 19. Цветок и плод

Лабораторная работа № 6

«Изучение органов цветкового растения»

Цель: определить типы корневых систем; сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.

Оборудование: гербарии.

Ход работы

  1. Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте ее, подпишите части.
  4. Рассмотрите побеги смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
  5. Запишите выводы.

Урок 22. Органы и системы органов животных.

Лабораторная работа № 7

«Распознавание органов у животных»

Цель: рассмотреть органы позвоночных животных

Оборудование: муляжи животных.

Ход работы

  1. На препарате (муляже) рассмотрите органы.
  2. Рассмотренные органы соотнеси с системами органов.
  3. Заполните таблицу

Система органов

Особенности строения (органы)

Урок 33. Передвижение органических веществ в растении

Лабораторная работа № 8

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.

Оборудование: ветки древесных растений (береза, рябина) с подкрашенной древесиной, скальпель, лупы, таблицы строения стебля.

Ход работы

  1. Рассмотрите поперечный срез ветки березы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?
  2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?
  3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.

Урок 41. Опорные системы растений и позвоночных животных

Лабораторная работа № 9

«Разнообразие опорных систем животных»

Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных.

Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных, кости позвоночных животных.

Ход работы

  1. Рассмотрите предложенный материал, изучите текст и рисунки учебника на с. 97- 101.
  2. Заполните таблицу

Признаки

Раковины моллюсков

Панцирь рака

Кости позвоночных

Тип скелета

Типы тканей

Вещества

Свойства

Могут ли расти?

  1. Выводы.

Урок 42. Движение

Лабораторная работа № 10

«Движение инфузории туфельки»

Цель: сформулировать представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.

Оборудование: микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага, готовая культура инфузории туфельки.

Ход работы

  1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.
  2. Накройте каплю покровным стеклом.
  3. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.
  4. Рассмотрите препарат при малом и большом движении.
  5. Запишите наблюдения в тетрадь.

Урок 44. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах

Лабораторная работа № 11

«Перемещение дождевого червя»

Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Ход работы

  1. Рассмотрите дождевого червя.
  2. Понаблюдайте за движением червя.
  3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.
  4. После работы не забудьте вымыть руки!!!
  5. Сделайте вывод.

Урок 52. Вегетативное размножение растений

Практическая работа № 1

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения черенками.

Оборудование: стакан с водой, комнатное растение.

Ход работы

  1. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить.
  2. Осторожно срежьте лист с черешком.
  3. Поместите его в стакан с водой, так чтобы только черешок был в воде.
  4. Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.
  5. Меняйте воду каждые 3 – 4 дня.
  6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.
  7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.
  8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.
  9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.

Дневник для наблюдений

Этапы

Рисунок

Дата

Начало опыта

«_____» ________ 20 __г.

Появление корня

«_____» ________ 20 __г.

Образование корневой системы (4 – 5 корней длиной до 1 см)

«_____» ________ 20 __г.

Высадка в почву

«_____» ________ 20 __г.

Появление первого нового листа

«_____» ________ 20 __г.

Прирост побега составил 1 см

«_____» ________ 20 __г.

Урок 58. Рост и развитие животных

Лабораторная работа № 12

«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале)

Цель: познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых с разным типом развития: бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».

Ход работы

  1. Непрямое развитие насекомых
  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).
  2. Выделите этапы развития: яйца - личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).
  3. Сравните личинку и имаго.
  4. Объясните причину возникновения стадии куколки.

II . Прямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).
  2. Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.
  3. Сравните личинку и имаго.
  4. Объясните причину отсутствия стадии куколки.
  5. Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.

Практическая часть по итоговой аттестации учащихся 9 классов

по курсу «Биология»

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование: микроскоп, кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, чайная ложечка, покровное и предметное стекла,синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка

Гипотеза: я предполагаю, что в строении растительных и животных клеток есть черты сходства, но будут и отличия в строении, т.к. растения и животные отличаются по типу питания.

Ход работы:

1. Я отделил от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместил его на предметное стекло.

2. Нанёс капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накрыл препарат покровным стеклом.

3. Снял чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместил слизь на предметное стекло и подкрасил разбавленными в воде синими чернилами. Накрыл препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрел оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

Особенности строения клетки Растительная клетка Животная клетка
Рисунок 1.Мембрана(регулирует поступление и выделение веществ) 2.Цитоплазма(проц жизнед) 3.Ядро(регулирует функции клетки) 4.Вакуоль 5. Митохондрии(производят энергию из Б,Ж, УВ) 6.Ядрышко 7. Ядерный сок(кариоплазма) 8 Хромосомы(палочковид, наследственная информация) 9.Белки, жиры, углеводы.
Черты сходства Клеточная оболочка Цитоплазма Ядро
Черты отличия 1.Плотная клеточная стенка(целлюлоза, клетчатка), мембрана. 2.Есть пластиды(хлоро-, хромо-, лейкопласты) 3.Есть настоящая вакуоль 1.Тонкая клеточная мембрана 2.Есть митохондрии – образуется АТФ(универсальный источник энергии) 3.Нет настоящих вакуолей

Вариант № 2.

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

Что брали? Что делали? Что наблюдали? Объяснения
1. Кусочек кожицы луковицы, предметное стекло, йодная вода. 2. Чайная ложечка, слизь(клетки эпителия) с внутренней стороны щеки Сняли кожицу с луковицы, поместили на предметное стекло, накрыли покровным стеклом, рассмотрели в микроскоп. Снял чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместил слизь на предметное стекло и подкрасил разбавленными в воде синими чернилами. Накрыл препарат покровным стеклом Округлые плотно прилегающие друг к другу клетки с плотной клеточной стенкой, ядром, вакуолью и внутренним содержимым с органоидами. Клетки разной формы, с тонкой мембраной, внутри ядро и органоиды – нет вакуоли, нет пластид. Растительная клетка имеет плотную клеточную стенку, ядро, цитоплазму с пластидами, вакуоль, т.к. растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества (глюкозу) из неорганических(СО2 и Н2О Животная клетка имеет тонкую мембрану(обмен веществ), непостоянную форму, содержит митохондрии – образуют АТФ при расщеплении питательных веществ, нет настоящих вакуолей, т.к. интенсивен обмен веществ, продукты обмена выводятся, а не скапливаются в клетке, как у растений..

4. Сформулируйте вывод.



Вывод: действительно, клетки растений и животных имеют черты сходства - наличие клеточной оболочки(мембраны), внутреннего содержимого(цитоплазмы) и ядра, что объясняется единым происхождением живых организмов(вспомнить теорию Опарина, эволюцию неорганических веществ, коацерватную теорию). Но есть также черты отличия, которые объясняются различными эволюционными путями организмов, разными типами питания(автотрофы, гетеротрофы), различным способам извлечения энергии из питательных веществ, а также приспособлениями к разным условиям существования. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Лабораторная работа № 2

Тема: Свойства цитоплазматической мембраны.Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза.

Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Гипотеза: я предполагаю, что в растворе поваренной соли с клеткой будут происходить изменения, связанные с разной концентрацией веществ раствора и внутреннего содержимого клетки.

Продолжение. См. № 6/2008

Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии

Программа Н.И. Сонина

Лабораторная работа № 2. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов

Цель: познакомиться с физическими свойствами белков на примере яичного белка, жиров – на примере подсолнечного, сливочного масла и сала и углеводов – на примере сахара и крахмала.

Оборудование: яичный белок, растительное и сливочное масло, сало, сахар, крахмал, 9 стаканов с водой.

Класс делится на 3 группы (по желанию). Первая группа работает с яичным белком, подсолнечным маслом и сахаром, вторая – с яичным белком, сливочным маслом и крахмалом, третья – с яичным белком, салом и сахаром.

Инструктивная карточка

1. Обратите внимание, в каком агрегатном состоянии находится вещество, с которым вы работаете. Данные занесите в таблицу.

2. Проверьте органические вещества на растворимость в воде. Внесите вещество в стакан с водой, тщательно размешайте и обратите внимание, растворилось ли оно в воде. Данные занесите в таблицу.

Таблица. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов

3. Охарактеризуйте цвет вещества, данные занесите в таблицу.

4. Проверьте вещества на наличие запаха. Для этого поднесите емкость с веществом к лицу и движением ладони направьте воздух к носу. Данные занесите в таблицу.

5. Сделайте вывод о физических свойствах белков, жиров и углеводов.

Проверочные задания

Задание 1.

Ответьте на вопросы № 5 и 6, приведенные на с. 15 учебника. Ответ запишите в тетрадь.

Задание 2. Верно ли утверждение?

1. Все органические вещества хорошо растворяются в воде.

2. Белки – основные вещества клетки.

3. Жиры являются источником энергии и воды.

4. Белки являются хорошим теплоизолятором.

5. Углеводы переносят кислород и придают крови красный цвет.

6. Углеводы – источник энергии.

7. Растения запасают углеводы в виде крахмала.

8. Нуклеиновые кислоты отвечают за хранение и передачу наследственной информации.

При выполнении задания используйте материал учебника (с. 10–15).

Задание 3. Определите вещество.

1. Перед вами на столе следующие вещества: яичный белок, подсолнечное масло, сливочное масло, сало, сахар и крахмал. Предположите, какое из этих веществ хорошо растворяется в воде, и проверьте ваше предположение опытным путем.

2. На поверхности воды в пробирке пленка желтого цвета. Какое вещество образует эту пленку?

Задание 4. Вставьте пропущенные слова.

1. Маслянистая жидкость желтого цвета, не растворимая в воде – это … .

2. … – твердое кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворимое в воде.

3. … – прозрачное тягучее вещество желтоватого цвета, растворимое в воде.

4. Порошкообразное вещество белого цвета, не растворимое в воде – … .

Задание 5. Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Органическими веществами клетки не являются:

а) белки;
б) жиры;
в) вода;
г) углеводы.

2. Основным источником энергии в организме являются:

а) углеводы;
б) жиры;
в) белки;
г) нуклеиновые кислоты.

3. Растительные организмы запасают углеводы в виде:

а) гликогена;
б) крахмала;
в) клетчатки;
г) хитина.

4. Животные организмы запасают углеводы в виде:

а) гликогена;
б) крахмала;
в) клетчатки;
г) хитина.

5. У ряда животных функцию теплоизолятора выполняют:

а) белки;
б) углеводы;
в) вода;
г) жиры.

6. Хранение и передачу наследственных признаков от родителей к потомству выполняют:

а) белки,
б) жиры,
в) углеводы,
г) нуклеиновые кислоты.

7. Переносят кислород, участвуют в защите от инфекций и в свертывании крови:

а) белки;
б) жиры;
в) углеводы;
г) нуклеиновые кислоты.

При выполнении задания используйте материал учебника (с. 10–11).

Лабораторная работа № 3. Строение клеток живых организмов

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения животной и растительной клеток, рассмотреть основные органоиды клетки и описать их функции.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, раствор йода, фильтровальная бумага, марля, растения (лук репчатый, традесканция, элодея канадская, мох мниум), готовые микропрепараты (эпителий кожи человека, клетки соединительной ткани, костные клетки жаберной крышки рыбы, продольный разрез тела гидры).

Класс делится на 4 группы (по желанию). Первая группа готовит микропрепарат кожицы чешуи лука и рассматривает клетки эпителия кожи человека; вторая – готовит препарат кожицы листа традесканции и рассматривает клетки соединительной ткани; третья – готовит препарат клетки листа с верхушки стебля элодеи канадской и рассматривает костные клетки жаберной крышки рыбы; четвертая – готовит препарат клетки листа мха мниума и рассматривает продольный разрез тела гидры.

Инструктивная карточка

1. Подготовьте предметные и покровные стекла, тщательно протрите их марлей.

2. Пипеткой нанесите на предметное стекло каплю чистой воды.

3. Группа 1. С луковицы репчатого лука снимите наружные сухие чешуи. С поверхности белой мясистой чешуи препаровальной иглой отделите маленький кусочек прозрачной кожицы.

Группа 2 . С внутренней поверхности листа традесканции снимите кожицу.

Группа 3. Оторвите лист элодеи от растения с верхушки стебля.

Группа 4 . Оторвите лист мха мниума.

4. Группа 1. Положите кусочек кожицы в каплю воды на предметном стекле и расправьте его кончиком иглы. В препарат добавьте каплю раствора йода. Закройте кожицу покровным стеклом, удалите фильтровальной бумагой избыток воды.

Группа 2. Поместите кожицу листа традесканции в каплю воды на предметном стекле и накройте ее покровным стеклом.

Группа 3. На предметное стекло в каплю воды поместите лист элодеи и накройте покровным стеклом.

Группа 4. На предметное стекло в каплю воды поместите лист мха мниума и накройте покровным стеклом.

5. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом при малом увеличении.

6. Зарисуйте группу клеток, обратите внимание на их взаимное расположение.

7. Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа, найдите оболочку клетки, цитоплазму, вакуоли, пластиды и ядро. Обозначьте их на рисунке.

8. Рассмотрите животные клетки на готовых микропрепаратах вначале при малом, а затем при большом увеличении, найдите оболочку клетки, цитоплазму и ядро. Зарисуйте. Обозначьте органоиды клеток.

9. Сделайте вывод: в чем сходство и различие животной и растительной клеток.

После выполнения лабораторной работы выполните одно из проверочных заданий.

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1 . Живые организмы состоят из … .

2. Содержимое клетки ограничивает … .

3. … – жидкое содержимое клетки.

4. Хранение и передачу наследственной информации осуществляет … .

5. Вакуоли имеются только у … клеток.

6. В животной клетке отсутствуют …, …, … .

7. Клеточный сок содержится в … .

Задание 2. Выберите правильный ответ.

1. Определенную форму растительной клетке придает:

а) цитоплазма;
б) оболочка;
в) вакуоль;
г) ядро.

2. Клеточный сок в растительной клетке находится в:

а) цитоплазме;
б) вакуолях;
в) межклетниках;
г) ядре.

3. Жидкое вязкое вещество клетки – это:

а) вакуоль;
б) цитоплазма;
в) ядро;
г) оболочка.

4. Передачу и хранение наследственной информации осуществляет:

а) ядро;
б) цитоплазма;
в) вакуоли;
г) пластиды.

5. Зеленый цвет растениям придает пигмент:

а) антоциан;
б) хлорофилл;
в) каротиноиды;
г) ксантофилл.

6. У животной клетки отсутствуют:

а) пластиды;
б) ядро;
в) цитоплазма;
г) митохондрии.

7. Цитоплазма клетки:

а) осуществляет связь между частями клетки;
б) выполняет защитную функцию;
в) придает клетке форму;
г) обеспечивает поступление веществ в клетку.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. Структурной и функциональной единицей живого организма является клетка.

2. И в животных, и в растительных клетках есть ядро, цитоплазма, вакуоль, клеточная стенка и пластиды.

3. Клетка любого организма снаружи покрыта цитоплазматической мембраной.

4. В клетках кожицы лука отсутствуют пластиды.

5. Хлоропласты содержат пигмент хлорофилл.

6. Цитоплазма осуществляет связь между клетками.

7. Вакуоли – мешочки с клеточным соком.

8. Ядро осуществляет хранение и передачу наследственной информации.

9. Через оболочку осуществляется обмен веществ между внутренним содержимым клетки и межклеточным веществом.

10. Хлоропласты находятся только в клетках зеленых растений.

Продолжение следует