Этимология – удивительная наука, позволяющая на основе сравнительно-исторического языкознания легко и быстро определить происхождение того или иного слова. Однако в ее законы, как считают ученые, зачастую вмешиваются любители и пытаются установить связи по своему разумению. Даже специалистам, исследовавшим изменения морфологии слова, установить смысловую составляющую порой бывает непросто, а уж несведущим в этом деле и подавно. Отсюда и рождаются разного рода мифы.

Версии из области народной этимологии

.

Однако любая из версий имеет право на жизнь. Наиболее часто встречающаяся - сравнение слова «кладенец» с глаголом «класть» или кладом. Первая возникла из ассоциации с могуществом меча, который кладет (рубит) головы недругов налево и направо.
Версия про клад имеет несколько разъяснений:

Меч, украшенный драгоценными камнями, но на Руси драгоценности не называли кладом, да и украшений на нем никаких не было;
- меч, в сталь которого добавляли какие-нибудь примеси;
- сам меч настолько редкостный, что обладать им равносильно кладу, поскольку качественного стального оружия на Руси не знали.

Но все эти варианты ученые считают ничем иным, как этимологией, выдуманной народом. Хотя версия с добавками в сталь считается близкой к правде. Принимается наукой и то, что стальная заготовка для меча предварительно укладывалась кузнецом в землю. Но это как раз свидетельствует о том, что русские кузнецы умели делать оружие особенного качества.

Чтобы изготовить меч-кладенец, умелец брал стальные пруты разной прочности и скручивал их между собой. Затем заготовка растягивалась и расплющивалась, после чего скручивалась еще несколько раз. Когда мастер полагал, что сделал достаточное количество скруток, будущий меч погружался в почву с особым составом.

Закладывание меча представляло собой настоящий ритуал, а на поверхности земли воздвигался холм с валуном. По разным данным заготовка для меча могла храниться в земле от 5 лет до сотни, после чего меч подвергался окончательной ковке.

О чем свидетельствует древнерусский словарь

.

Если обратиться к древнерусскому словарю, то можно найти «уклад» - сталь. А «укладный» - соответственно стальной. Называли «Кладенец» на Руси не только меч воина, но и большой стальной нож для разделывания скотины. Некоторые специалисты языкознания стараются найти связь между появлением этого слова в древнерусском из других языков. Так, есть некоторое созвучие с древнеирландским claided и с латинским gladius, но эти версии достаточно спорны.

Специалисты уверены, что на Руси были кузнецы-оружейники, которые владели технологией изготовления особенных, прочных мечей из сварочного булата. Для этого чередовали укладывание стали на железо несколько раз, а затем ковали, многократно перекручивая. Если после обжига некоторые кусочки стали откалывались, то мастер укладывал их особым образом и проделывал операцию ковки еще и еще раз. На это уходило много времени и сил, но и меч-кладенец получался отменный.

Видео по теме

Источники:

  • Меч-кладенец
  • Русский язык: этимология слова "меч-кладенец"
  • Легендарный клинок непобедимости

Меч-кладенец - название грозного оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Как правило, это был древний меч правды и возмездия, который давался в руки не каждому, лишь тому, кто сможет с ним совладать. Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, где фигурируют разные персонажи, свидетельствует о том, что слово «кладенец» является не его собственным именем, а определением некоторой категории клинков. Существует несколько версий происхождения этого слова.

Инструкция

Корень «клад» имеет отношение к слову «класть» и идее чего-то надежно спрятанного, взятого из тайника или погребения. Меч мог быть закопан в земле, замурован в стене, скрыт от посторонних глаз под тяжелой плитой. Необходимо отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из или могилы. Оружие, принадлежавшее мертвым, обретало сверхъестественную силу и само становилось носителем смерти. Примером служит «Святогор и Илья Муромец». Желая ради шутки примерить гроб, богатырь Святогор лег в него, и не смог выйти на белый свет. Чувствуя приближение гибели, герой завещает Илье Муромцу свой меч.

Другой владелец меча-кладенца, богатырь по имени Еруслан Лазаревич, пребывал в поисках оружия, которым он мог бы сразить царя Огненного Щита. Заехав на поле брани, он обнаружил там говорящую голову исполинских размеров. Голова рассказала ему, что искомый меч находится под ней. Это событие также отражено в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Там голова настроена агрессивно и нападает на Еруслана (Руслана).

Князь Петр Муромский, соотечественник Ильи Муромца и муж Февронии, герой «Повести о Петре и Февронии», убил змея, пытавшегося совратить жену его брата Павла. Меч-кладенец Петр нашел спрятанным в монастыре. Ранее это оружие принадлежало Агрику - сыну и преемнику царя иудеев Ирода.

Меч-кладенец – это мощное информационное оружие, он отличался от обычных мечей тем, что по всей его поверхности шла руновязь (на клинке, а иногда и на рукояти), т.е. определённые заклинания. Руновязь создавала особую энергетическую структуру, силу вокруг меча. То есть, меч-кладенец – это оружие как бы магического воздействия, или как сейчас сказали бы «волшебный меч». Он пробивал любую отрицательную энергетическую защиту, потому что нет ничего мощнее славянских .

Меч-кладенец нужен был для победы над Кощеями — правителями . В сказках Кощей всегда в доспехах, т.е. защитных одеяниях (Серые всегда любили защиту себе устраивать), и простое оружие эти доспехи не берёт: «Ни калена стрела его не берёт, ни меч на травах закаленный его не сечёт, а берёт его только меч-кладенец» , он пробивает энергетическую защиту.

Понятия «Бес-смертный» и «Безсмертный»

Наши Предки чётко определили, что Кощей – это бес, и он всегда смертный (бес смертный), но поскольку раньше всё писали слитно, позднее так и начали воспринимать «бес-смертный», а в ХХ веке господин Луначарский вообще развёл бесовщину, ввёл слово «бессмертный», хотя в руском языке было понятие «БЕЗсмертный», и эти два понятия различны: есть Бес-смертный , т.е. бес и он всегда смертный, рано или поздно умрёт, а есть понятие Безсмертный , т.е. вечный.

У исследователей и читателей всегда вызывало оружие героев и богатырей. При помощи данных приспособлений народные защитники совершали некоторые из своих известных подвигов, борясь с различного вида врагами и освобождая невинных заложников. К подобным видам богатырского вооружения относится и меч-кладенец, поистине геройское оружие, обладающее магической силой.

Назначение

Обычно данное оружие попадало в хозяйские руки из какого-нибудь тайника и придавало, как правило, его владельцу свойство непобедимости. Так как меч-кладенец присутствует сразу в нескольких русских былинах и позволяет говорить о нем не как о чьем-то персональном оружии, а, скорее, как о некотором типе клинков, их категории.

Происхождение и значение слова

По свидетельству некоторых ученых, сам эпитет в русском языке происходит от слова «клад», связанного с глаголом «класть» (существует еще версия: меч, который кладет вражеское войско). Тогда становится понятным, почему меч - кладенец. Другие исследователи ведут происхождение от слова «укладный», то есть «стальной» (возможно, в незапамятные времена стальные мечи были редкостью, а значит, им приписывали магические свойства). Третья версия: связь с технологией производства оружия. В давнюю пору брусок железа закапывали в землю на некоторое время. Некачественные куски разъедала ржавчина. Затем будущий меч выкапывали, очищали от ржи и оставался качественный метал, из которого и ковали оружие. Существуют и иные версии происхождения самого слова. Но в любом случае суть остается одна: меч-кладенец представлял собой довольно грозное и эффективно разящее оружие для воина.

Как доставался

Само грозное оружие может достаться только достойному герою. Оно обыкновенно скрыто в земле или стене (замуровано), бывает спрятано под плитой (в одной из сказок - под печью). Для того чтобы добыть меч-кладенец, герой или богатырь должен доказать свои силы и способности (поднять печь, плиту, размуровать стену). Кстати, подобные мечи и истории о них характерны не только для восточнославянского фольклора. Сравните фрагмент древнегреческого мифа о Тесее, которому его мать показывает место под камнем, где спрятан меч отца. В некоторых случаях богатырь должен выкопать меч-кладенец из кургана или могилы. Это связано с поверьем, бытовавшим в давнюю пору, что оружие, которое принадлежит мертвым, имеет особую волшебную силу. Прикоснувшись к «тому свету», оно становилось и само по себе носителем смерти, смертоносным. В некоторых былинах меч достается более младшему богатырю в дар от более старшего, уходящего в мир мертвых (древнерусская былина «Святогор и Илья Муромец»).

В другой былине меч находится под обезглавленным туловищем богатыря-великана на бранном поле. Еруслан Лазаревич, беседуя с огромной отрубленной головой древнего воина, узнает об этом и добывает магическое оружие (сравните сказку в стихах «Руслан и Людмила», написанную Пушкиным, - там также разрабатывается подобная тема добычи артефакта богатырем).

А князь Муромский в произведении «Повесть о Петре и Февронии» находит разящий меч спрятанным в стене монастыря.

Владельцы меча

В более поздних фольклорных и литературных авторских произведениях подобное оружие является чуть ли не обязательным атрибутом, присущим главному герою. А владели такими мечами в разные времена и Святогор, и Муромец, и и Добрыня Никитич, и Еруслан, и Руслан, и Бова Королевич, и Иван Царевич. Что, безусловно, еще раз свидетельствует о том, что это были разные мечи.

«Меч-кладенец». Сказка об оружии

Собственно, меч-кладенец упоминается, как уже было сказано, во многих народных сказках, былинах, литературных произведениях. Например, в «Сказе о Иван-царевиче и мече-кладенце» главный герой идет целенаправленно добывать магическое оружие для борьбы со Змеем, который традиционно жжет церкви и поля, берет заложников и дань, всячески свирепствует. В результате враг повержен, народ отпущен, земли освобождены. И все при помощи магической силы данного острого инструмента. Кстати, устойчивое выражение «затупился меч-кладенец» означает в переносном смысле, что силы покинули человека (богатыря) и нет уже возможностей для продолжения битвы.

- «клад...» - обычно связывают со словом «класть», то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Также следует рассматривать другое значение слова «класть», а именно - меч-кладенец одним взмахом богатыря кладёт вражеское войско. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной » - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, отмечают его связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и лат. gladius .

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея . Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец » .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

  • Князь Олег Вещий
  • Илья Муромец - владеет мечом-кладенцом, прежде принадлежавшим Святогору .
  • Руслан из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила »
  • Буря-богатырь, коровий сын
  • Князь Петр из «Повести о Петре и Февронии »

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой » кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.

См. также

Напишите отзыв о статье "Меч-кладенец"

Ссылки

  • Долгов В. В. // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118-125.

Примечания

Отрывок, характеризующий Меч-кладенец

Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.
– Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни, – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу. – Как же вы не поймете, ваше превосходительство, милостивый государь, что растянуться по этому дефилею улицы деревни нельзя, когда мы идем против неприятеля.
– Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал.
Кутузов желчно засмеялся.
– Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши.
– Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции…
– Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают.
– Слушаю с.
– Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d"une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.]
К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна?
Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому:
– Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s"arreter et d"attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.]
Только что князь Андрей отъехал, он остановил его.
– Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu"ils font, ce qu"ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу.
Князь Андрей поскакал исполнять поручение.
Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге.
– Хорошо, хорошо, – сказал он князю Андрею и обратился к генералу, который с часами в руках говорил, что пора бы двигаться, так как все колонны с левого фланга уже спустились.
– Еще успеем, ваше превосходительство, – сквозь зевоту проговорил Кутузов. – Успеем! – повторил он.
В это время позади Кутузова послышались вдали звуки здоровающихся полков, и голоса эти стали быстро приближаться по всему протяжению растянувшейся линии наступавших русских колонн. Видно было, что тот, с кем здоровались, ехал скоро. Когда закричали солдаты того полка, перед которым стоял Кутузов, он отъехал несколько в сторону и сморщившись оглянулся. По дороге из Працена скакал как бы эскадрон разноцветных всадников. Два из них крупным галопом скакали рядом впереди остальных. Один был в черном мундире с белым султаном на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире на вороной лошади. Это были два императора со свитой. Кутузов, с аффектацией служаки, находящегося во фронте, скомандовал «смирно» стоявшим войскам и, салютуя, подъехал к императору. Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему.
Неприятное впечатление, только как остатки тумана на ясном небе, пробежало по молодому и счастливому лицу императора и исчезло. Он был, после нездоровья, несколько худее в этот день, чем на ольмюцком поле, где его в первый раз за границей видел Болконский; но то же обворожительное соединение величавости и кротости было в его прекрасных, серых глазах, и на тонких губах та же возможность разнообразных выражений и преобладающее выражение благодушной, невинной молодости.
На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул и оглянулся на такие же молодые, такие же оживленные, как и его, лица своей свиты. Чарторижский и Новосильцев, и князь Болконский, и Строганов, и другие, все богато одетые, веселые, молодые люди, на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях, переговариваясь и улыбаясь, остановились позади государя. Император Франц, румяный длиннолицый молодой человек, чрезвычайно прямо сидел на красивом вороном жеребце и озабоченно и неторопливо оглядывался вокруг себя. Он подозвал одного из своих белых адъютантов и спросил что то. «Верно, в котором часу они выехали», подумал князь Андрей, наблюдая своего старого знакомого, с улыбкой, которую он не мог удержать, вспоминая свою аудиенцию. В свите императоров были отобранные молодцы ординарцы, русские и австрийские, гвардейских и армейских полков. Между ними велись берейторами в расшитых попонах красивые запасные царские лошади.
Как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невеселый Кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи.
– Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович? – поспешно обратился император Александр к Кутузову, в то же время учтиво взглянув на императора Франца.
– Я поджидаю, ваше величество, – отвечал Кутузов, почтительно наклоняясь вперед.
Император пригнул ухо, слегка нахмурясь и показывая, что он не расслышал.
– Поджидаю, ваше величество, – повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа, в то время как он говорил это поджидаю). – Не все колонны еще собрались, ваше величество.
Государь расслышал, но ответ этот, видимо, не понравился ему; он пожал сутуловатыми плечами, взглянул на Новосильцева, стоявшего подле, как будто взглядом этим жалуясь на Кутузова.
– Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, – сказал государь, снова взглянув в глаза императору Францу, как бы приглашая его, если не принять участие, то прислушаться к тому, что он говорит; но император Франц, продолжая оглядываться, не слушал.
– Потому и не начинаю, государь, – сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, – выговорил он ясно и отчетливо.
В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянувшихся друг с другом, выразился ропот и упрек. «Как он ни стар, он не должен бы, никак не должен бы говорить этак», выразили эти лица.
Государь пристально и внимательно посмотрел в глаза Кутузову, ожидая, не скажет ли он еще чего. Но Кутузов, с своей стороны, почтительно нагнув голову, тоже, казалось, ожидал. Молчание продолжалось около минуты.
– Впрочем, если прикажете, ваше величество, – сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала.
Он тронул лошадь и, подозвав к себе начальника колонны Милорадовича, передал ему приказание к наступлению.
Войско опять зашевелилось, и два батальона Новгородского полка и батальон Апшеронского полка тронулись вперед мимо государя.

Меч–кладенец, помощник мужественных героев многих русских сказок, мечта любого воина. Если верить старинным легендам это оружие помогает победить в любом бою. Его использовали многие знаменитые богатыри из русских былин. Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми. Историки и исследователи русского языка так и не могут сойтись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название. По одной из официальных версий его имя происходит от слова «клад» и означает спрятанное сокровище. Во многих сказаниях его действительно требуется разыскать в каком-либо укромном месте или незнакомой стране, причем заполучить его могли не все, а только тот богатырь, которого признает это разумное оружие и который может справиться с ним

Другие исследователи утверждают, что «кладенец» от слова «класть», то есть такой меч это мощное оружие, способное положить одним только взмахом все несметное войско врага. В одном из словарей русского фольклора говорится, что такое имя мечу дали за особенность его изготовления, при которой материал, дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает стальной и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован.

Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы. Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.

Также происхождение названия « кладенец» может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius, в переводе на русский означающие меч. В некоторых легендах он называется Самосек, потому что мог самостоятельно бороться с врагом и убивать даже без помощи своего хозяина. В одном из сказаний, о Вавилоне был клинок с названием Аспид-змей, который превращался в это ядовитое животное. Богатырский меч это символ доблести и воинской славы. В древние времена был самым распространенным видом оружия. Он не мог достаться просто так, такой клинок было необходимо заслужить. Во всех былинах путь обретения такого оружия был очень трудным. Иногда это были очень длительные поиски и действительно, чтобы найти свой путь, настоящему воину нужно очень большое количество времени, сил и благоразумия. В других сказаниях, чтобы обрести Меч Кладенец, дающий непобедимость, его необходимо было достать из могилы или подземного царства, иначе говоря, победить смерть.


Таким образом, этот клинок являлся чем-то вроде моста, связывающего два мира, мир живых и мир мертвых, сам мог сеять смерть и давал своему владельцу сверхъестественную власть. Еруслан Лазаревич, сказочный герой, нашел этот меч под телом убитого воина Росланея. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря на поле брани. Это символ обретения знаний в воинском деле от мертвых к живым. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря Чтобы справиться с такими задачами требовалась недюжинная сила и огромная мудрость, во время поисков сам воин обретал отвагу и бесценный опыт. Пройдя через такую инициацию можно действительно стать непобедимым. Испытания прибавляют мудрости, без которой любая мощь теряет смысл, а благоразумие может победить любого врага. В некоторых былинах главный герой получал его в наследство от отца, доблестного богатыря, но с одним условием.


Получить оружие возможно было только, когда силы у юноши окрепнут настолько, чтобы поднять огромный валун, под который мудрый воин положил клинок. Это означает, что каждый мужчина, обучаясь боевому искусству, должен иметь терпение и стараться не опережать события, дожидаясь, пока его знания станут совершенными. Существует предание об Агриковом мече, утерянном артефакте древности. По легенде его изготовил Агрик, сын царя Ирода, известного своей жестокостью царя. Этот клинок мог как масло рубить стальные доспехи, светился в темноте ярким синеватым светом и давал в бою такое преимущество, что одним своим видом мог обратить в бегство абсолютно любое войско. Князь Андрей Боголюбский, окруженный врагами в 1149 году, смог спастись от смерти или плена, просто высоко подняв меч над головой. Упоминался этот артефакт и в легенде о Петре и Февронии.

Непобедимый клинок пытался разыскать Адольф Гитлер, на побережье реки Ока он даже послал специальную экспедицию. Как и следовало ожидать, никаких результатов это не принесло. Преданий о непобедимом мече на Руси существовало огромное количество. Сейчас никто не может точно знать был ли этот образ собирательным или действительно существовал великий магический артефакт невиданной силы, способный подарить неограниченную власть. Исторические мечи Европы Грус - меч Болеслава III Кривоустого. Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) - коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г. Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») - тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. Ликорн (Licorne) - исторический меч бургундских принцев. Шойс - меч Вильгельма Оранского. Щербец, коронационный меч королей польских. (Меч короля Болеслава, о котором речь шла выше, был дан ему ангелом и получил название «щербец» , так как он, Болеслав, прийдя на Русь по внушению ангела, первый ударил им в Золотые ворота, запиравшие город Киев на Руси, и при этом меч получил небольшое повреждение; повреждение же по-польски означает «щербина» , и поэтому и меч стал называться «Щербец») .


Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса Аскалон (Ascalon) -меч Св. Георгия (по средневековым легендам) . Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») - оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам) . Азот (Azoth) - магический меч Парацельса (по средневековым легендам) . Ворпэйл (Vorpale) - меч безголового всадника из голландско-американской легенды о Сонной Лощине (в американском фольклоре) . Дамоклов меч Меч-кладенец- меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре) . Огненный меч - принадлежит ангелу (херувиму) , поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия) . Тизона, Тисона (Tizona) - меч Эль Сида, национальное сокровище Испании. Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе) .

Его второй меч: Колада - менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе) . Хрисаор - золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» - Сангламор (Sanglamore) принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). (Эдмунд Спенсер, «Королева Фей») . Кельтские мечи Каладболг - призрачный спиральный меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain). Бальмунг - меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах») . В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле - Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung). Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином.