Ментальные карты (Mind Map) как интенсивная методика развития мышления учащихся на уроках английского языка в средней школе Гучок Ирина Григорьевна, учитель английского языка ГУО «Средняя школа №6 г. Жодино»


Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто К.Д. Ушинский


История создания и развития методики


Система записи

Линейная

Ментальные карты (Mind Maps)

  • Who was Robin Hood? Test 1
  • It is not often that we make a hero of a robber, but Robin Hood somehow seems to be different. Everybody knows it is wrong to steal, yet Robin Hood is admired. The reason for this, of course, is that he stole from the rich and gave to the poor.
  • Was Robin Hood a real man? We know that he was a favourite figure in the ballads and stories of England in the fourteenth and fifteenth centuries. We also know that according to these stories he lived in the twelfth century. In the year 1521, there appeared a Latin history which mentioned Robin Hood.
  • This is what it said: “About the time of Richard I, Robin Hood and Little John, the most famous of robbers, were hiding in the woods and stealing only from rich men; they killed none except those who resisted them or came to attack them. Robin had 100 men – all skilled archers – well trained for fighting. They were so good that not even 400 men dared to come against them.
  • All England sings of the deeds of this Robin; he did not allow any woman to be hurt, nor did ever take the goods from the poor; indeed he gave them a lot of the goods he stole from the abbots.”
  • Robin Hood definitely captured the imagination of the English people of that period, because he was a hero working for justice. Robin pleased them and they built around his name one legend after another. They made him a great sportsman, a wonderful archer, a loyal friend, and a lover of the green woods where he lived.
  • There are many theories about Robin Hood. One of these suggests that he was a Saxon, and among the last of those who held against the Normans when they conquered England. It seems certain that a man called Robin Hood really existed. But it is also quite clear that many of the stories about Robin Hood were made up by people.
  • Choose the right ending:
  • Robin Hood is admired because (he was a robber, everybody knows him, he helped people who had no money, he was different from others).
  • The Latin history mentioning Robin Hood was written in the (12 th , 14 th , 15 th , 16 th) century.
  • Robin Hood and his men killed (people they didn’t like, only rich people, skilled archers, people fighting against them).
  • Robin Hood didn’t let his men (offend women, steal from women, take the goods away from women, meet women and abbots).
  • The English people of the Middle Age made up stories about Robin because (he could fight skillfully with a sword, he was a great athlete, he wanted life to be fair, he was a great lover).
  • We certainly know that Robin Hood was (a ballad character, a Saxon king, a real man, a Norman conqueror).
  • A Romantic Story
  • Norah was 20 and wanted to get married to George. The young man (serve) in the Army and (send) to Africa on expedition. Norah (be) lonely ever since.
  • One evening she (lie) on the sofa. Her eyes (close). She (dream) about George. It (get) dark. Norah (feel) the wind (whisper) words of love in her ears …
  • She (wake) up suddenly. She (hear) light footsteps … She hurried across the room repeating: “Darling! Dearest! You (be) back at last!” The man (put) all his strength into pushing the girl away. He (be) a robber who (come) to Norah’s place in search of her money.


Принципы работы головного мозга

1. Лево- и правополушарное мышление

2. Ассоциативное мышление



  • Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека.
  • Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека.
  • Чем богаче его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.

  • Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения ментальной карты, объект от которого отходят все ассоциации;
  • Рисуйте карту по часовой стрелке ;
  • Используйте разные цвета – для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста;
  • Используйте ключевые слова – яркие, запоминаемые, «говорящие» слова;
  • Рисуйте – информация воспринимается намного быстрее;
  • Связывайте понятия – структурируйте информацию (5-7 ответвлений).

Выбирайте правильный цвет

цвет

скорость восприятия

оранжевый

коричневый





Education

the world


Discussion

Compare the system of education in Belarus and in Great Britain. Find similarities and differences between them. Explain their advantages and disadvantages.



  • Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности
  • Творите сами и вместе с учениками!

  • Обучение
  • Решение творческих задач
  • Планирование и разработка проектов разной сложности
  • Конспектирование лекций
  • Составление списков дел
  • Решение личных дел


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М. Булгаков

Что такое мыслительные карты?

Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века. (рисунок 1)

Мыслительные карты – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого.

Мыслительные карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект.

Карты Ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному, неограниченному мышлению.

Карты Ума – это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Карты Ума можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Существуют определенные правила создания мыслительных карт , разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:

  1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Почему я считаю возможным использование мыслительных карт на уроках английского языка?

Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов, в ней аккумулируется и выплескивается многовекторность слов. Именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Почему мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные?

Во-первых, учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления.

Во-вторых, представляя каждое слово в виде картинки, используется сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова – это функция левого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

В-третьих, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:

  • Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

Мыслительные карты можно использовать для:

1) работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

6) проведения “мозгового штурма”.

С помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные.

7) проведения дискуссии, дебатов.

Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.

Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом.

При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:

  • Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
  • Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
  • Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
  • Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

В своей работе я использовала мыслительные карты при изучении следующих тем :

  • Твоё идеальное будущее.
  • Моя будущая профессия.
  • Здоровый образ жизни.
  • Планирование романтических выходных.
  • Планирование идеального путешествия.
  • Покупка подарков на Новый Год (рисунок 2)
  • Спорт
  • Одежда
  • Экология (в частности, переработка отходов) (рисунок 3,4)
  • Фрукты и овощи (рисунок 5)
  • Животные
  • Современные изобретения
  • Литература, писатели
  • Средства массовой информации
  • Праздники в Росси, Великобритании, США
  • Города и страны (рисунок 6)
  • Семья (рисунок 7)
  • Политические системы и партии
  • Времена английского глагола в активном залоге и т.д.

рисунок 2

рисунок 3

рисунок 4

рисунок 5

рисунок 6

рисунок 7

Составление мыслительных карт помогает сделать изучение элективных курсов более интересным, позволяет изучить большое количество материала за ограниченное количество часов, выделяемых на курс. Я использую мыслительные карты в процессе преподавания элективного курса “Деловой английский язык”.

Порядок и особенности создания мыслительных карт

(на примере темы “Фрукты”). (рисунок 5)

  1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Fruit (фрукты), можно нарисовать корзину с фруктами или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
  2. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название фрукта, например apple (яблоко), orange (апельсин),pineapple (ананас),cherry (вишня), banana (банан). Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
  3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом (green), следующая ветвь – поговорка an apple a day keeps the doctor away, следующая – Ева и змей и т.д. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться с health (здоровье), vitamins (витамины) и т.д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на русский язык.
  4. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
  5. Поскольку время урока ограничено, я рекомендую ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.
  6. При работе над созданием карты учителя вместе с учениками, я рекомендую учителю давать детям возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слега, направляя их, выступая лишь в роли “художника”. При введении нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать это правило, давая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам.

Если учитель сам рисует мыслительную карту на доске или показывает уже готовую, а дети только перерисовывают её к себе на листы, составление карты является бессмысленным!

Тем не менее, я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А4 или на ватмане.

Оценивание мыслительных карт происходит с учётом

  • соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном;
  • правильности написания английских слов и выражений;
  • соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;
  • наличия оригинальных идей, оформительских решений;
  • проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

По моему мнению, создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на уроках по другим предметам (возможно на уроках истории, литературы, биологии и других). Например:

  • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, исторические личности, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.
  • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.
  • на уроках биологии можно составлять карты по темам птицы, растения, животные, системы организма человека и т.д.

Творите сами и вместе с детьми!!!

Закарьян Мария Михайловна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №471
Выборгского района Санкт-Петербурга

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Главная цель системно-деятельностного подхода - научить детей учиться, т.е. усваивать и перерабатывать информацию. На современном этапе развития общества объём информации настолько велик, что учащимся неизбежно приходится сталкиваться с определёнными требованиями к памяти, умению решать задачи и анализировать сложные данные. Если приложить меньше усилий, бОльшая часть информации останется неусвоенной. Упорство ведёт к снижению работоспособности, а учёба, как следствие, ассоциируется со скукой и постоянной усталостью.

Цель каждого учителя - заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит, в том числе, и от того, какие приёмы в обучении использует учитель.

Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном - это один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.

Тони Бьюзеномв описал и определённые правила создания карт памяти.

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение

2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Ментальные карты можно использовать:

Для работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент)

Для работы с лексическим материалом, объемы которого не так уж малы.



Для работы с фонетическим материалом


Для работы с текстовым материалом

При подготовке к устному монологическому высказыванию

При представлении результатов проектной деятельности .

В своей работе я наиболее часто использую MindMapsпри работе с лексикой. Это очень удобный и эффективный приём для повторения, актуализации и систематизации лексики по теме. Интеллект-карты помогают сделать процесс расширения словарного запаса более интересным и увлекательным.

Преимущества ментальных карт

  • удобны в использовании
  • показывают связи между явлениями, логику мышления
  • способствуют лучшему запоминанию информации
  • собирают воедино большое количество данных
  • развивают креативность, мышление

Применение интеллект-карт на уроках английского языка позволяет:

1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

3. Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

4. Организовать проектную деятельность школьников. Интеллект-карту можно использовать для представления результатов проектной деятельности.

5. Научить пользоваться специализированными словарями, справочниками с цельюовладения новыми языковыми средствами, увеличения объема знаний профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии).

В современном мире с большим потоком информации применение ментальных карт в обучении может принести огромные положительные результаты, так как дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в дальнейшем обучении и общении. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

Источники:

2. Бьюзен Тони и Барри. Супермышление. Попурри.- М,.2007 г.

3. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г.

В данной статье мы расскажем вам об очередном способе грамотно оформить и систематизировать материал для изучения иностранного языка.

«Интеллект-карты» или « mind maps ». Почему и как это работает?

Для многих из нас намного легче запомнить новый материал, записав нужную информацию на бумаге. И это неудивительно. Главной причиной полезности такого способа запоминания является работа нашего головного мозга, намного лучше усваивающего материал через ассоциации.

Так, представьте. Вы на экзамене и, выполняя задание по словообразованию, должны изменить ряд слов из одной части речи в другую. Вы понимаете, что вам нужно вспомнить суффиксы, скажем, существительного. Для этого вы пишите в черновик «noun» (существительное) и, рисуя стрелки от этого слова, выписываете все окончания данной части речи. Например, ship , ion , or , er и т.д. Выписывая их, вы вспоминаете их значение. Так, упомянутый выше суффикс ship означает «отношение / умение, мастерство / абстрактное понятие », ion «действие, состояние / абстрактное понятие », —or и –er «название действующего лица / профессия, род занятий / устройство со специальной функцией ».

И вот, записывая все суффиксы, вы, так или иначе, вспоминаете слова, в которых они используются: friendship (дружба) , inventor (изобретатель), plumber (водопроводчик), leader (лидер), situation (ситуация), absorption (поглощение) и т.д. Всплывающие в голове примеры подталкивают вас к изменению нужной основы слова, и вы вспоминаете (или даже угадываете) нужное вам окончание, записав полученный вариант в качестве ответа в тесте.

Зачем проводить такую долгую «операцию», спросите вы? Затем, что записывая на листке бумаги свои ассоциации и мысли, ваш мозг активируется и помогает найти правильный ответ.

«Mind map » позволяет организовать любые идеи, даже самые сложные, помогая систематизировать материал и запомнить / вспомнить его в процессе обучения.

Как использовать «интеллект-карты» для запоминания нового материала?

«Интеллект-карты» − идеальный способ систематизации материала по грамматике английского языка. Так, любую тему можно расписать от «А» до «Я» в виде схемы. Начали проходить время Present Simple ? Напишите тему в центре листа бумаги и нарисуйте «ответвления» от нее, которые приведут к объяснению использования данного времени.

Рисуя правило схематично, вы уже запоминаете его: мозг запоминает картинку, и это помогает вам вспомнить нужный материал, когда придет время. Перешли на новый уровень и узнали новое по данной теме? Просто дорисуйте схему, дополнив правило новой информацией.

В последующих публикациях мы расскажем вам, для чего именно можно применять «интеллект-карты» в процессе изучения иностранного языка, а также дадим практические рекомендации.

УРОК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ.

Г. В. Павлова, учитель первой категории, МКОУ «Саныяхтахская СОШ», Олекминский район, РС(Я)

Аннотация: урок разработан для обучающихся 5 класса с целью систематизации знаний с использованием технологии интеллект карт. Интеллект – карты помогают разнообразить урок и задействовать больший потенциал обучающихся. На данном этапе учащиеся развивают умения по составлению интеллект - карт. По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Правила создания интеллект-карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Предмет (направленность): английский язык.

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения : класс .

Тема урока : “Discovering places of interest”.

Тип урока: обобщение исистематизация.

Цель урока: систематизация знаний по теме “ Discovering places of interest ”с использованием интеллект – карт.

Дидактическая задача: организовать совместную деятельность обучающихся по составлению интеллект - карты.

Задачи урока:

1) Личностные:

1. Развитие критического мышления на основе интеллект – карт.

2. Развитие памяти, логического мышления при помощи интеллект - карт.

3. Формирование умения работать в группе.

● Познавательные: 1. Формирование умения выделять необходимую информацию из пройденного материала и использовать её для составления интеллект - карты.

2. Формирование умения определять основную и второстепенную информацию, оформлять её в интеллект – карту.

3. Формирование умения исследовать варианты решения задач, выбирать лучшее.

● Коммуникативные: 1. Формирование умения проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Формирование умения точно и кратко выражать мысли.

3) Предметные:

1. Формирование умения выделять главное с использованием интеллект- карты.

2. Активизация лексического материала по теме.

Оснащение: УМК Биболетова М. З. “ Enjoy English – V ”, листы А4 (по числу групп), фломастеры.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Good morning, children! I’m glad to see you, sit down please. How are you today?

II. Целеполагание .

Today we are going to summarize all knowledge about different places of interest in London and draw a mind – map.

III. Фонетическая разминка .

But first, let’s repeat the names of sights.

Big Ben

Westminster Abbey

Buckingham Palace

Tower Bridge

Westminster Bridge

The Tower of London

Trafalgar Square

London Eye

The Houses of Parliament

The British Museum

IV. Речевая разминка .

Is Big Ben a clock or a bell?

The tower of Big Ben is a symbol of London and Britain, isn’t it? And what tower is the symbol of Russia? The Tower of London is very old isn’t it? What is it famous for? Who founded Westminster Abbey? Where does the English Parliament work? Do you know where the Russian Parliament works?

V. Составление интеллект карты .

And now children your task is to draw your mind map. Let’s divide into two groups. Try to summarize your knowledge about London sights and draw your map. Every group will discuss and draw one of the branches of your mind map. Choose the main words and symbols (pictures) to each branch to express the main idea. Every group works 15 minutes with .

(Нахождение главного образа и определение основных ветвей карты. Обсуждаем что будет центральным образом нашей карты, основные её ветви.)

What will be the central image of your mind – map?

What symbols and pictures can we use?

That will be the main branches of your mind – map: sights, people or different things.

(Учащиеся делятся на 2 группы, выбирают лидера группы. Каждая группа выбирает свою ветвь для работы, работает с учебником, извлекая информацию, записывая ключевые слова, соответствующие своей ветви. Оформляют свою ветвь интеллект – карты на А4.)

VI .Защита интеллект-карт

(Представление группами своих работ. Составление единой интеллект – карты.)

Your time is over. Let’s listen to the first group. Fasten your work on the blackboard. (The first group demonstrates its branch and etc .)

Каждая группа представляет свою ветвь интеллект - карты, озвучивая на английском языке каждую подветвь, из которых на доске составляется единая интеллект – карта по теме “ Discovering places of interest ” . Остальные группы в это время записывают в свою карту ключевые слова представляемой на доске ветви.

(Развитие навыков монологической речи с опорой на интеллект – карту.Учащиеся рассказывают о достопримечательностях Лондона, используя интеллект – карту.)

Let’s tell about using our mind – map.

VII. Итог урока.

Лидер группы оценивает работу каждого члена своей группы.

Домашнее задание: составить свою интеллект – карту, рассказать по ней о любой из достопримечательностей Лондона.

Список литературы.

1. Биболетова М. З., Трубанёва Н.Н. УМК по английскому языку: Enjoy English V , - Обнинск: Титул, 2014