Налоговый аудит – не самая желанная процедура для предприятия, но она позволяет обойти ряд серьезных для компании проблем.

Вы узнаете:

  • Что такое налоговой аудит и с какой целью он проводится.
  • Какие существуют виды налогового аудита.
  • Как выбрать аудиторскую компанию.
  • Когда необходимо проводить инициативный налоговый аудит предприятия.
  • В каких случаях проводится досудебный налоговый аудит.

Что такое налоговый аудит

Налоговый аудит – это процедура, в ходе которой инспекторы проверяют отчетность предприятия в части уплаты обязательных взносов и устанавливают, насколько она достоверна. Отметим, в этих бумагах компаний сегодня содержатся определенные налоговые показатели, выходящие за рамки бухучета. Именно поэтому проверяющие должны обладать определенными профессиональными навыками и знаниями, чтобы судить о качестве отчетности.

Совет . Предварительно стоит проводить внутренний налоговый аудит, в ходе которого компания может детально изучить всю документацию, исправить выявленные ошибки и избежать штрафных санкций со стороны инспекторов.

Таким образом, налоговый аудит – это комплекс определенных услуг, которые оказывают как индивидуальные эксперты, так и специализированные компании. Процедура предусматривает проверку правильности начисления и уплаты обязательных взносов в бюджет и внебюджетные фонды, составление налоговой отчетности, проведение консультаций. Кроме того, сюда же может включаться организация, восстановление и ведение бухгалтерского учета в части, связанной с фискальными сборами.

По сей день неясно, какое место налоговый аудит занимает среди услуг, которые предоставляют индивидуальные специалисты и компании. Кроме того, аудит налогового учета не закреплен на законодательном уровне. В связи с этим следует развивать и совершенствовать методологические и организационно-методические основы данной деятельности.

Термин «налоговый аудит» часто можно встретить в спецлитературе и перечне услуг, которые оказывают как индивидуальные эксперты, так и организации. Но что именно представляет собой данный вид ревизии, какими особенностями обладает и что включает в себя, трудно сказать точно. В современном отечественном законодательстве и международных стандартах аудита понятие также не раскрывается полностью.

Опираясь на существующие научные данные и исследования на тему, специалисты трактуют налоговый аудит по-своему. По их мнению, он является комплексной независимой проверкой налогового учета, правильности начисления и уплаты взносов, оценкой фискальных рисков в деятельности компании.

В рамках аудита тщательно изучают соответствующую отчетность предприятия-заказчика. Цель такой проверки – выявление неточностей, допущенных при составлении финансовых или бухгалтерских отчетов, и их устранение в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Узнайте, как запрещено работать с 1 января 2019 года

Редакция электронного журнала «Коммерческий директор» подготовила подборку основных изменений, которые влияют на работу коммерческого отдела и всей компании в целом. Узнайте, кому бояться штрафов и как избежать проверок.

Какие виды налогового аудита существуют

Налоговый аудит бывает комплексным, тематическим и структурным. В рамках комплексной проверки специалисты исследуют всю годовую налоговую отчетность. Если проводится тематический аудит, ревизируются конкретные бумаги за выбранной отрезок времени. Структурный аудит налогового учета – это проверка декларации по отдельным видам обязательных взносов, уплачиваемых предприятием по месту расположения его филиалов.

Комплексный аудит является наиболее масштабной процедурой при организации налогового аудита. На ее проведение эксперты тратят много времени, а проверяемый объект – финансов. Это серьезное и большое обследование, в ходе которого в документации могут быть допущены некоторые неточности, как несущественные, так и весьма значительные. Вместе с тем комплексный аудит налогового учета – самый оптимальный вариант для клиента, если его ожидает плановая проверка фискальных органов. В ходе подобного обследования также можно лучше изучить расходы компании и понять, как их сократить.

Тематический аудит подходит клиентам, которые знают о наиболее проблемных сферах своего предприятия и стараются исправить недочеты. Благодаря этой проверке удается лучше изучить отчетность, найти и устранить пробелы. Тематическое обследование занимает меньше времени, чем комплексное, что также является его преимуществом.

Структурный аудит предпочитают использовать компании с многочисленными подразделениями. Этот вид проверки дает возможность узнать обо всей системе налогообложения предприятия, сравнить и уравновесить фискальную нагрузку на филиалы.

Существует и так называемый экспресс-аудит , выделяемый в отдельную категорию. Он сочетает в себе признаки комплексного и тематического и представляет собой проверку всей налоговой отчетности за максимально короткое время. К этому виду прибегают, если для проведения комплексного нет достаточных финансовых и временных ресурсов, а тематический выполнить нельзя, поскольку необходимо проверить большой объем информации. Помимо этого, экспресс-аудит налоговых рисков становится палочкой-выручалочкой для клиента, желающего приобрести целое предприятие или его часть. При этом анализируются потенциальные убытки в ходе реализации имеющейся фискальной политики или по одному из направлений деятельности организации, выставленной на продажу.

С какой целью проводится налоговый аудит

Прежде всего, налоговый аудит предприятия проводят, чтобы избежать штрафов из-за нарушения законодательных норм по уплате обязательных взносов и сборов. Функции налогового аудита – это проверка:

  • начислений и выплат налогов и сборов;
  • обоснованности применения льгот при расчете взносов в бюджет;
  • правильности формирования деклараций по налогам;
  • фискальных рисков;
  • формирования и отражения налогов в учете.

Налоговый аудит – важное мероприятие для любой компании. И чем выше риски при исчислении и уплате обязательных взносов, чем больше их объем у фирмы, тем острее ощущается потребность в таком обследовании.

Выполняя налоговый аудит, индивидуальный эксперт или специализированная компания старается провести все процедуры в соответствии с интересами заказчика, в частности по вопросам оптимизации и планирования налогообложения. Вместе с тем проверяющие исследуют, насколько правильно и обоснованно ведется расчет, как выплачиваются обязательные взносы, как компания использует льготы, как операции отражаются в соответствующих отчетах (зачастую о них ничего не сказано на законодательном уровне). В ходе обследования анализируют, как составлены налоговые декларации, отвечают ли они современным законодательным нормам.

Все процедуры налогового аудита позволяют минимизировать риски. Благодаря такой проверке руководитель компании не беспокоится о возможных штрафах и санкциях, которые на него могут наложить фискальные органы.

Таким образом, налоговый аудит позволяет увидеть ошибки, допущенные при составлении отчетов, узнать не только о недоимках, но и переплатах сумм обязательных взносов. При этом недочеты не всегда возникают из-за невнимательности бухгалтеров. Не последнюю роль здесь играет постоянно меняющееся фискальное законодательство. По итогам проверки организация может исправить погрешности и только потом передать результаты налоговой инспекции, избежав штрафов.

Сегодня аудиторские компании предлагают клиентам не только консультации и проверки. В течение последних нескольких лет заказчики стали интересоваться сопутствующими услугами – анализом финансово-хозяйственной деятельности, налоговым и управленческим консультированием, связанным в том числе с реструктуризацией компании, правовым сопровождением и представительством интересов в фискальных органах, автоматизацией бухучета и внедрением IT. Клиенты также заказывают оценку стоимости активов компаний как имущественных комплексов, предпринимательских рисков, создание и анализ инвестпроектов, разработку бизнес-планов и ряд других услуг. То есть популярность налогового аудита во всех его проявлениях растет изо дня в день.

Компании, которым крайне необходима проверка, заключают договор на проведение налогового аудита со специализированными организациями. Договор на налоговый аудит включает в себя объем работ, которые необходимо выполнить в рамках данной процедуры. Обычно общая стоимость услуги из-за этого возрастает.

Кем являются субъекты налогового аудита

Как правило, налоговый аудит заказывают крупные компании, ведущие разноплановую деятельность и проводящие операции по импорту и экспорту. Ввиду большого оборота средств на данных предприятиях их обязательства по налогам также велики. Суммы пеней и других денежных взысканий нередко очень высоки. Независимая проверка нужна таким фирмам в целях сокращения налоговых выплат, минимизации всевозможных рисков, в том числе штрафов.

Проведение налогового аудита для крупных компаний – выгодное мероприятие с экономической точки зрения. Организации устраняют ошибки и передают в фискальные органы грамотно оформленную достоверную документацию. Аудит позволяет исправить неточности в налоговом учете, под которым понимают не только исчисление обязательных взносов в бюджет с прибыли, описанных в гл. 25 Налогового кодекса РФ, но и расчет сумм всех платежей, вменяемых компании законом.

Субъектами налогового аудита также становятся предприятия, для которых проведение общих проверок такого формата обязательно. Речь в данном случае идет об ОАО, кредитных и страховых компаниях, фондовых и товарных биржах, инвестиционных фондах, государственных внебюджетных фондах, созданных за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц на основании закона РФ. Общий аудит налогового учета обязателен для организаций и ИП, имеющих ежегодную прибыль от продажи товаров или услуг более 500 тыс. МРОТ или размер активов баланса на конец отчетного года свыше 200 тыс. МРОТ, а также для других компаний, которым согласно законодательству требуется такое обследование. В таком случае анализ состояния исчисления и уплаты взносов в бюджет лучше выполнять в ходе обязательной аудиторской проверки.

Налоговый аудит также заказывают компании, в которых поменялся главный бухгалтер. Из-за этого, как правило, бухгалтерский и налоговый учет тоже перестраиваются, и порой не в лучшую сторону. Обычно все вопросы по расчетам с бюджетом решает главный бухгалтер, и наладить правильный фискальный учет, исправив погрешности предшествующего специалиста, довольно трудно. Аудит налоговой отчетности призван помочь компании в такой ситуации.

Проверку может заказать также владелец или руководитель предприятия, желающий узнать, правильно ли ведется начисление и уплата обязательных взносов.

Мнение эксперта

Как выбрать аудиторскую компанию

Алексей Дорожный,

директор по развитию бизнеса компании Bazis logistics & distribution, г. Москва

Планирование налогового аудита в 2008 году стало для нас важной задачей. О выборе специалистов в этой сфере впервые мы задумались, когда приняли решение о приобретении нескольких транспортных предприятий в российских регионах. Все располагало к выгодной покупке. Приобретение подобных компаний – довольно трудный процесс. Нам потребовалось узнать реальную стоимость предприятий, их имущества, движимых и недвижимых активов. Мероприятие усложнялось еще и тем, что существенная часть технических средств компаний находилась в залоге у банков.

Мы поняли, что самостоятельная оценка транспортных предприятий отнимет слишком много времени и сил. Кроме того, не факт, что результат окажется точным. И тогда мы стали думать – какой фирме поручить профессиональный аудит.

Вот как мы поступили.

  1. Провели анализ российского рынка , изучив аудиторские компании. Информацию брали из СМИ и Интернета. Первостепенным для нас был срок, в течение которого фирма оказывает аудиторские услуги (компании, работающие менее 5–7 лет, не рассматривали), ее репутация, перечень работ (насколько он обширен) и цена на них. В итоге мы сформировали список подходящих фирм с достаточным опытом деятельности, отличной репутацией и положительными рекомендациями заказчиков.
  2. Попросили наших клиентов порекомендовать фирмы , поскольку дорожим их мнением. Частью нашей целевой аудитории являются крупные холдинги и промышленные российские предприятия.
  3. Опубликовали в журнале «Главбух» информацию о тендере на предоставление услуг по аудиту. Далее выбрали заинтересовавшие нас фирмы и поручили своим специалистам обсудить с их представителями условия сотрудничества в рамках деловых встреч.
  4. Выбирая подходящего для нас аудитора, изучили практический опыт потенциальных партнеров , область деятельности (с какими фирмами работали, какие методики применяли). Зачастую знакомились с результатами проведенных ранее проверок, ведь даже то, как оформлена итоговая документация, может сказать о многом. Важно, чтобы в процессе переговоров аудиторские компании давали гарантии в письменном виде. К примеру, специалисты должны пообещать, что оценят фирму в соответствии с ее реальной рыночной ценой и что при проведении налоговой проверки инспекция не предъявит никаких претензий. Если мы видели, что фирма не уделяет данному вопросу должного внимания, не рассматривали ее.
  5. Чтобы удостовериться, что мы сделали правильный выбор, сначала просили аудитора выполнить анализ какого-нибудь узкого направления работы фирмы , не поручая ответственных вопросов. Далее смотрели, как компания справилась с заданием, и уже на основании этого определяли, стоит ли с ней сотрудничать.

В итоге на выбор подходящей аудиторской фирмы у нас ушло около одного-полутора месяцев. Мы не торопились, да и большая часть организаций не совсем охотно сообщала нам о практических наработках. Но все же поиски увенчались успехом. Мы нашли региональную компанию из Калуги, оценивающую именно транспортные активы и подобные виды бизнеса. Соотношением цены и качества предоставленных услуг мы остались довольны.

  • Как найти партнеров по бизнесу, которые увеличат ваши продажи

Методика проведения налогового аудита

Аудит налоговой отчетности каждая компания проводит по-своему, применяя наработанные методики. Универсальной схемы организации налогового аудита не существует. Несмотря на то что фискальная система в России едина, все предприятия работают по разным схемам исчисления обязательных платежей в бюджет. Из-за этого нередко возникают неточности и нарушения. Задача налогового аудита заключается именно в поиске и исправлении ошибок, допущенных компанией.

В рамках обследования организация или частный аудитор выполняет некое задание, изучая бухгалтерскую и налоговую отчетность. В ходе проверки становится ясно, соответствует ли документация законодательным требованиям, отражены ли в ней процессы уплаты взносов в различные бюджеты и внебюджетные фонды.

При налоговом аудите компания сначала оценивает действующую систему формирования обязательных платежей на обследуемом объекте. Далее проверяется и подтверждается (или не подтверждается) правильность начисления и уплаты взносов в бюджет и внебюджетные фонды. После этого фирма оформляет и предоставляет результаты проверки.

На каждой стадии налогового аудита специалисты проводят определенные мероприятия. Сначала анализируют элементы системы налогообложения экономического субъекта, определяют основные факторы, влияющие на налоговые показатели, проверяют, верно ли исчисляются взносы. На этом же этапе проводится правовая и налоговая экспертиза действующей системы хозяйственных отношений, анализ схемы оборота документов, оценка функций и полномочий служб, отвечающих за расчет и погашение обязательных платежей. Также специалисты предварительно определяют налоговые показатели экономического субъекта. Благодаря перечисленным выше действиям удается разобраться в тонкостях главных хозяйственных операций анализируемой компании, понять, соответствует ли система исчисления взносов в бюджет законодательным требованиям, узнать об обязательствах по налогам и возможных рисках.

Далее следует основной этап анализа. Здесь главное – выявить участки, проверить которые нужно особенно тщательно. Предварительный анализ позволяет узнать о слабых местах налоговой системы компании. Именно поэтому анализировать все ее участки не нужно. К примеру, на первой стадии обследования аудитор может понять, что у проверяемого объекта возникнут сложности с НДС на экспорт в связи с реализацией товаров (работ, услуг) за границу, с налогом на прибыль трудности могут быть вызваны неправильным учетом доходов и расходов для налогообложения. Также не исключены проблемы с акцизами, если предприятие занимается реализацией подакцизных товаров, и т. д. Вместе с тем аудит налогового учета способен показать и безопасные области деятельности. Чаще всего такими участками являются простые налоги (на рекламу, транспортный налог и т. д.).

Проверять порядок исчисления обязательных взносов в компании можно выборочно. Но если речь идет о крупном предприятии с разветвленной системой, множеством филиалов, дочерних фирм с разным порядком налогообложения, оценивать нужно все. В данном случае проверке подлежат налоговые отчеты, которые субъект предоставляет по установленным формам, соответствие начисления обязательных взносов законодательным нормам, период их погашения и другие процедуры.

Каждый вид выплат специалисты анализируют по-разному. Так, при проверке исчисления налога на прибыль оценивается подтверждающая документация и экономическая обоснованность расходов.

Аудиторы также исследуют, правильно ли сформирована налоговая база, как заполнены налоговые декларации. Как было отмечено выше, налоговый учет – это регистрация всех операций, в том числе бухучет, включающий в себя информацию, влияющую на фискальные начисления компании. В данный момент почти все обязательные взносы рассчитываются на основании данных бухучета. Исключение составляет лишь налог на прибыль.

В ходе экспертизы специалисты анализируют бухгалтерский и налоговый учет за весь срок, выделенный для проверки. Аудиторы рассматривают первичную документацию, просят руководство пояснить, в соответствии с какими методиками и показателями ведется налоговый расчет. Эксперты, бухгалтерская, юридическая службы и руководство компании при этом взаимодействуют друг с другом.

Аудиторы должны знать о специализации проверяемого объекта, представлять, как он работает. В качестве примера можно привести обналичивание денежных средств. Чтобы документально оформлять подобные процедуры, компании часто прибегают к заключению фиктивных договоров подряда. Такие сделки следует грамотно юридически оформлять. В противном случае компания рискует столкнуться с неприятностями. При проверке эксперту следует уделить внимание всем проблемным и рисковым сделкам объекта (с точки зрения налогообложения). В связи с этим и руководству, и бухгалтерской службе нужно предоставить аудитору и формальные, и фактические сведения о своей работе.

Обследуемый объект и эксперт должны тесно взаимодействовать между собой еще и потому, что в течение проверки бухгалтерии следует быстро устранять выявленные недостатки. Налоговый аудит предприятия призван не найти как можно больше погрешностей и отразить это в отчете, а исправить ошибки совместно с сотрудниками компании. Если какие-то пробелы нельзя устранить в силу тех или иных обстоятельств, эксперты отражают это в отчете и консультируют работников, как в будущем не столкнуться с подобными ситуациями.

Третий, завершающий, этап налогового аудита – подведение итогов и оформление заключения. Оно должно содержать в себе мнение экспертов о том, насколько полно и верно в компании ведутся расчеты, как экономический субъект отражает и перечисляет платежи в бюджет и внебюджетные фонды, верно ли он применяет и использует налоговые льготы.

Но непосредственно в заключении отсутствуют рекомендации и аналитические данные. В связи с этим заказчик аудита налогового учета должен требовать отчет о проделанной работе, где детально описаны все выявленные недостатки вместе с предложениями по их устранению. Проводившая проверку компания или частный специалист полностью отвечает за достоверность данных и их занесение в итоговый документ обследования.

  • Как бороться с должниками: 5 шагов к организации финансового контроля

Какова степень ответственности аудиторов при проведении налогового аудита

И специалисты аудиторской компании, и сотрудники фискальной службы могут обнаружить нарушения действующего закона. Но при этом цель налоговой инспекции – привлечь компанию к ответственности. Задача же аудитора – указать на ошибки и помочь их исправить, как раз предотвратив возможные штрафы. У независимых экспертов нет полномочий обязывать клиентов выполнять те или иные процедуры. Они вправе лишь консультировать и советовать, как поступить.

Если аудитор выявляет неточности в бухгалтерских отчетах, нарушения Налогового кодекса РФ, то непременно сообщает об этом руководителю компании-заказчика и предлагает внести коррективы в отчетность, уточнить расчеты и налоговые декларации. Если бухгалтерский отдел не учитывает рекомендации и не устраняет ошибки, эксперт вправе письменно уведомить об этом руководство компании и отметить, какие меры ответственности предусмотрены за нарушения. Далее руководитель определяет, принимать во внимание выводы аудиторской компании или нет. То есть проверяющий перестает отвечать за последствия деятельности обследуемого субъекта. При этом он наделен определенными обязательствами перед заказчиком. К примеру, не имеет права разглашать конфиденциальные коммерческие данные предприятия, где проводит ревизию.

Как только налоговая проверка и аудит завершается, клиент может заказать иные услуги экспертной компании. К примеру, воспользоваться рекомендациями по оптимизации действующей системы налогообложения, провести налоговый аудит лизинговых операций, узнать о схемах начисления обязательных платежей с учетом специфики бизнеса, с помощью эксперта попробовать рациональнее применить налоговые льготы, выработать комплекс мер по оптимизации взносов в бюджет и внебюджетные фонды и снижению рисков, связанных с методиками их расчета. Предприятие также может воспользоваться рекомендациями, как сделать так, чтобы принципы налогообложения отдельных филиалов или дочерних компаний соответствовали единой системе, как контролировать правильность начисления взносов и сборов внутри организации, как адаптировать существующую систему налогового планирования и учета к вероятным изменениям требований фискального законодательства.

Аудитор вправе защищать интересы проверяемого объекта перед налоговой инспекцией. Взаимодействие с фискальными органами в процессе и по итогам обследования необходимо, чтобы получать разъяснения по актам проверок, которые их сотрудники выполняли на предприятии, и разрешать конфликты между анализируемым объектом и инспекцией.

Как уже было отмечено, аудиторская компания, предоставляя дополнительные услуги, может указать на различные нарушения в деятельности проверяемого объекта и разъяснить, какие санкции за них предусмотрены. Эксперт вправе порекомендовать, как устранить неприятные последствия, связанные с выявленными отклонениями от требований Налогового кодекса РФ, разработать новые проекты по формированию единой системы налогообложения предприятия и каких-либо его частей. Кроме того, проверяющая компания вправе дать советы относительно адаптации элементов и регистров бухучета (в том числе при использовании компьютерной обработки информации) к выбранной концепции управления обязательными платежами, выработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в фискальном законодательстве и иным параметрам, значительно влияющим на полноту, точность и своевременность начисления и внесения взносов в бюджет и внебюджетные фонды. При этом аудиторы часто вырабатывают оперативные управленческие и организационно-правовые методы по созданию постоянно действующей системы налогового планирования.

Стоит отметить, что должный эффект оказание дополнительных услуг оказывает в том случае, если перед этим провели непосредственно налоговый аудит предприятия. Если же такой проверки не было, специалисты не могут использовать все необходимые сведения о компании и ее направлениях, а значит, находить рациональные пути устранения недочетов.

Сегодня в России многие методы аудита налоговых отчетов определены не до конца, не выбрана их суть. Непонятно, какие цели и задачи преследует данная проверка, по каким принципам и критериям она проводится. Нет единых подходов к анализу налоговых отчетов, аудит не описан поэтапно. Проверку расчетов по обязательным платежам оценивают с тех же позиций, что и для бухгалтерских (финансовых) отчетов. Методика налогового аудита должна состоять из теории и практических рекомендаций. Только в этом случае обследование будет проведено качественно. В ходе проверки непременно следует учитывать особенности работы и специфику налогообложения предприятия.

Итоги аудита оформляют в виде заключения и отчета. Отметим, что на законодательном уровне данная документация никак не закреплена. Это говорит о том, что если налоговая инспекция будет проверять предприятие, заключение аудита в расчет она не примет. Сегодняшний практический опыт свидетельствует о том, что благодаря аудиту намного проще организовать эффективную систему налогообложения в нынешних условиях.

Когда необходимо проводить инициативный налоговый аудит предприятия

Как было отмечено ранее, аудиторские компании и индивидуальные эксперты проверяют систему налогообложения хозяйствующего субъекта, помогают в разработке и ведении отчетов. Специалисты проводят аудит налоговых рисков, консультируют по вопросам, связанным с исчислением и выплатой обязательных взносов. Эксперты анализируют бухгалтерские отчеты, выявляют ошибки, противоречащие законодательным нормам, и устраняют их.

Обычно услуги таких специалистов заказывают крупные предприятия со множеством филиалов или многоуровневой структурой и большим документооборотом. Компании среднего и малого бизнес-сегмента пользуются услугами аудиторских компаний, чтобы оптимизировать налогообложение.

Крайне важным является своевременное проведение налогового аудита. Если вся отчетность приводится в соответствие с законодательными нормами, компания может избежать большей части проблем. Инициативный налоговый аудит не является обязательным мероприятием. Провести его специализированная компания может только в том случае, если этого хочет непосредственно клиент, то есть, по его волеизъявлению. Налоговый аудит не гарантирует освобождение от проверок фискальных органов. Однако крупным предприятиям независимое обследование нередко необходимо, поскольку позволяет существенно сократить расходы. Ниже мы рассмотрим выгоду для компаний от проведения налогового аудита.

  • Управленческая отчетность: виды отчетов и порядок их составления

Выгодно ли проводить инициативный налоговый аудит

Точно рассчитать сумму средств предприятия, сэкономленных благодаря налоговому аудиту, невозможно, так как ошибки в отчетах бывают разными. Однако на основе нескольких примеров эффективной проверки такого рода можно составить объективное представление о данном процессе.

Пример . Одна компания, поставляющая полезные ископаемые и сырье, решила оспорить результаты налоговой проверки. Предприятие обязали доплатить свыше 10 млн рублей в связи с предъявлением к нему претензий. С этими требованиями компания не согласилась и обратилась в аудиторскую фирму. По итогам оспаривания проверки поставщика освободили от выплаты 10 млн рублей, а также возместили судебные издержки на сумму 300 тыс. руб. Стоимость аудита составила 950 тыс., ROI оценивается в 985 %.

Таким образом, налоговый аудит иногда позволяет не только избежать лишних расходов, но и вернуть потраченные средства.

Пример. Фирма по производству мебели, поставляющая 40 % своих товаров за рубеж, хотела воспользоваться правом на возврат НДС из бюджета, но не смогла, в связи с чем и попросила помощи у аудиторов. В ходе судебного разбирательства, инициированного аудиторской компанией, удалось вернуть 6 млн рублей и наладить схему возврата НДС.

Налоговый аудит ставит перед собой очень важную цель – оптимизировать расходы проверяемого субъекта.

Пример. Аудиторская компания оказала поддержку крупному технопарку. В ходе обследования эксперты проверили, как распределяется НДС между несколькими видами деятельности. Итоги показали, что в течение трех лет клиент переплатил свыше 30 млн рублей. Аудитор предложил распределять НДС по другой схеме, благодаря чему избавил технопарк от лишних расходов.

Примеры, описанные выше, показывают, насколько выгоден для компаний налоговый аудит. Затраты на его проведение окупаются практически моментально. Но чтобы процедуры налогового аудита стали максимально эффективными, предпочтение следует отдавать тому виду проверки, которая более всего соотносится со спецификой деятельности компании в данный момент.

Проведение налогового аудита для всех предприятий почти одинаково. Отличаться оно может только с учетом особенностей бизнеса.

К примеру, к добыче полезных ископаемых в России применяется множество налогов. Сумма и порядок их выплаты определяются добываемым ресурсом (компании могут заниматься разработкой металлов, нефти, минералов и т. д.). Нарушения в выплате НДПИ, как правило, связаны со специфическими и адвалорными ставками.

Ошибки в уплате налога на прибыль чаще всего бывают вызваны неверно сформированной налоговой базой, неправильным применением налоговых льгот или простыми математическими просчетами. Неточности при начислении НДС, как правило, связаны с учетом данного налога к вычету. По таким же методикам выстраиваются схемы уклонения от выплат.

Некоторые налоговые взносы на транспорт вообще не нужны. К ряду транспортных средств не применяются обязательные выплаты в принципе.

Неточности в налогах на имущество обычно вызваны неверно составленными договорами на аренду. Эксперты смотрят, грамотно ли они сформулированы юридически, выявляют ошибки, допущенные и клиентом, и его контрагентом.

В Налоговый кодекс РФ довольно часто вносятся коррективы. Помимо этого, меняется значение существующих законодательных норм. Учитывая все это, налоговый аудит – лучшее решение, позволяющее избежать как денежных штрафов, так и более серьезных санкций. Такая помогает позволяет предприятию не переплатить сегодня и избежать лишних расходов по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в дальнейшем.

В каких случаях проводится досудебный налоговый аудит

В фискальной службе достаточно давно действует досудебный аудит – одно из структурных подразделений этого органа. Его деятельность позволяет разрешить сложные ситуации с налогоплательщиками, выявить и урегулировать проблемы в деятельности налоговых инспекций, не прибегая к долгим разбирательствам в суде.

Работает досудебный аудит по достаточно простому и отлаженному принципу. Налогоплательщики обращаются в фискальную службу с жалобами и возражениями. Далее рассматривают, правомерно ли при работе с заявлениями действуют (или бездействуют) налоговые органы. Если выясняется, что права предприятия нарушены, в ходе досудебной проверки выполняются все необходимые процедуры по их восстановлению.

Досудебный аудит для налогоплательщиков очень полезен. Оформление и подача жалоб, в сравнении с судебным производством, осуществляется быстрее и проще. Это связано с тем, что заявление можно составить в относительно свободной форме. Не требуется участие консультантов и адвокатов, нет госпошлин при его подаче. Когда апелляционная жалоба поступает в налоговую инспекцию, все мероприятия по реализации оспоренных решений, вынесенных по итогам проверок, приостанавливаются.

Досудебный аудит налогового учета имеет и еще одно весомое преимущество – урегулирование проблем в кратчайшие сроки. На основании общего правила жалобу изучают всего в течение месяца. Налоговый орган выносит то или иное заключение по результатам ее рассмотрения. Данное решение нижестоящие инспекции исполняют сразу же.

Помимо этого, досудебный аудит, несмотря на внутриведомственную основу данной системы, объективен и независим. Почему? Куратором этой структуры выступает руководство налогового органа. Проведение досудебного аудита строго регламентировано, и никаких дополнительных процедур в его рамках проводить нельзя. При изучении жалоб и возражений учитывают сформировавшуюся судебную практику. Существующие показатели оценки эффективности аудита предусматривают исключительно глубокое и детальное изучение жалоб и возражений, без формальностей.

Налоговый аудит ― это один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Налоговый аудит представляет собой оценку существующей модели налогообложения компании клиента, а также разработку заключения о возможности повышения эффективности в среде налогового учета компании.

Под налоговым аудитом мы подразумеваем специальное аудиторское задание по рассмотрению порядка формирования бухгалтерских и налоговых отчетов клиента с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты предприятием клиента налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом, а т.к. объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, то такой метод проверки вполне применим для налогового аудита.

Целью налогового аудита являются:

· подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов

· общий анализ системы налогообложения экономического субъекта;

· определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

· проверка методики исчисления налоговых платежей;

· предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

· подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды

· минимизация налоговых выплат

Заказчики налогового аудита

Для того, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, компаниям целесообразно и экономически выгодно проводить налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств, которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Методика налогового аудита

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:

· предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;

· проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

· оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия.

Так, на первом этапе необходимо:

· провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

· проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;

· провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;

· проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

· осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.

В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством. В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.

На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

Т.е. при проведении налогового аудита рассматриваются следующие вопросы:

· Оценка правильности определения налогооблагаемой базы;

· Оценка правомерности применения налоговых льгот;

· Оценка правильности расчета налоговых обязательств, в том числе:

§ налогу на добавленную стоимость,

§ акцизам,

§ налогу на прибыль организаций,

§ налогу на доходы физических лиц,

§ единому социальному налогу,

§ таможенным пошлинам и сборам,

§ налогу на имущество организаций,

§ транспортному налогу,

§ земельному налогу,

§ налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов,

Субъекты финансово-хозяйственной деятельности, рано или поздно, сталкиваются с налоговой проверкой. И к этому мероприятию нужно быть готовым. Чтобы свести к минимуму риск штрафов и взысканий за ошибки в налоговом учете лучшее, что можно сделать – это заказать независимый аудит.

Налоговый аудит – это и есть налоговая проверка, только в этом случае аудитор на вашей стороне и защищает интересы вашей компании.

В ходе проверки отчетности уделяется внимание своевременной уплате налогов в бюджет, проверяется правильность применения льгот, уточняются затратные статьи организации, взаимодействие с нерезидентами, а также анализируются все те вопросы, которые возникнут у инспектора в ходе проверки.

Проведение налогового аудита

В комплекс услуг по аудиту налогового учета организации входят следующие мероприятия:

  • Проверка соблюдения налогового законодательства. Специалист проверяет правильность заполнения первичных документов, соответствие действующему законодательству, грамотное отражение их в регистрах, выполняет проверку правильности уплаты налогов. Аудит отчетности проводится сплошным или выборочным методом.
  • Проверка обоснованности льгот. Аудитор определяет, насколько правомерны налоговые льготы, проверяют наличие подтверждающих документов и то, насколько они соответствуют законодательству.
  • Проверка деклараций. Данный этап предполагает сверку данных регистров и деклараций, сроки представления отчетности в налоговые органы и полноту информации.
  • Оценка налоговой нагрузки. Аудитор оценивает размер нагрузки предприятия по налогам, готовит рекомендации по ее снижению.
  • Поиск налоговых рисков. Специалист оценивает риски организации и дает рекомендации по их уменьшению.
  • Последний этап — предоставление аудиторского отчета.

Самое главное в аудите – выбрать опытного и грамотного аудитора, от которого зависит результат проверки. Внутренний аудит налогов и сборов позволяет выявить ошибки и разработать методы по их устранению.

Все виды налогового аудита от «АВТ Консалтинг»

Как показывает наша практика, польза от аудита в десятки раз превышает затраты на данную услугу. Заказав в юридической компании «АВТ Консалтинг» налоговый аудит предприятия, вы оцените следующие преимущества:

  • Большой опыт и обширная практика в аудите дает нам возможность быть в курсе всех изменений законодательства.
  • Наши юристы имеют высокую квалификацию и богатый стаж за плечами.
  • Если в вашей организации запланирована срочная налоговая проверка, мы выполним срочный заказ, чтобы вы успели подготовиться до ее начала.
  • Гарантируем полную конфиденциальность.
  • Устанавливаем разумные цены на аудит управления налоговыми потоками и другие виды аудита.

Цена налогового аудита компании зависит от числа контрагентов, объема выручки и потребности клиента. Чтобы узнать точную стоимость и заказать услугу, свяжитесь с нами удобным способом. Первичная консультация у нас бесплатна!

Налоговый аудит – процедура, при проведении которой стоит учитывать ряд особенностей. Выясним, что это такое, когда и кем осуществляется, какова цель такой проверки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процесс по сбору и анализу разных данных на фирме позволяет определять, насколько достоверным является ее финансовое положение.

Для этого проводят ряд мероприятий, в том числе и аудиторскую проверку. При такой проверке анализируется бухгалтерская и финансовая отчетность и иные документы.

Что нужно знать

Налоговый аудит является отдельным направлением в системе отечественных проверок такого плана.

Понятие возникло не так давно, и до сих пор остаются споры относительно того, имеет ли оно право существовать. Не совсем ясна ситуация и с самим содержанием аудита.

Основные понятия

Налоговый аудит – это выполнение аудиторским предприятием специальных аудиторских заданий по рассмотрению отчетности экономических субъектов.

Цель – выразить мнение об уровне достоверности и соответствии нормативам, что установлены законодательными актами, порядке формирования и отражения в учете налоговых сумм.

Подобные проверки проводят как на малых предприятиях, так и в больших организациях. В роли заказчиков обычно выступают коммерческие фирмы, что заняты не одним видом деятельности сразу.

Чтобы не допустить ошибок при подготовке отчетов, стоит детально изучить законодательные положения. А для этого нужно знать, что такое налоги, аудит, отчеты налогового характера.

Выполняемые задачи

Налоговый аудит проводят, чтобы:

  • снизить налоговые риски;
  • выявить уязвимые моменты налоговой политики компании;
  • сформировать уверенную позицию в отношениях с бюджетом перед проверкой;
  • определить, насколько правильно исчислена сумма налогов, что должны уплачиваться в госорганы;
  • предоставить руководителю компании данные, которые нужны, чтобы оптимизировать налогообложение фирмы-клиента.

Проводя налоговый аудит, компания сможет решить такую задачу:

Действующие нормативы

На данный момент актуальна Методика деятельности аудиторов, что была одобрена Комиссией аудиторской деятельности при .

Стоит учитывать положения таких документов:

  1. Определение Президиума ВАС №ВАС-12510/12 от 8 ноября 2012.

Налоговый аудит предприятия

Определенные фирмы должны каждый год проводить аудит отчетности ().

Проверка обязательна для:

  • акционерных обществ;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • страховых предприятий;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитными компаниями.

Иные компании должны проводить аудит в таких случаях:

  • если фирма подает консолидированные отчеты;
  • если объемы выручки компании от продажи товара более 400 млн. рублей;
  • если размер активов баланса более 60 млн.;
  • если такое обязательство устанавливается иными законодательными нормами.

Полный список ситуаций, когда аудит обязателен, содержится в ФЗ № 307.

Кто осуществляет процедуру?

Налоговый аудит проводит:

  • работник компании;
  • специальная подрядная компания.

Периодически необходимо проводить внутренние проверки. На крупных предприятиях может быть создан специальный отдел, которые занимается осуществлением аудита.

Но более частая ситуация, когда предприятие составляет , что специализируется на проведении проверки.

Обязательная проверка проводится не только аудиторской фирмой, но и индивидуальными аудиторами ( , —).

Выбирая аудитора, стоит убедиться:

  • что компания является членом саморегулирующих фирм аудиторов;
  • что компания является независимой.

Аудитор должен иметь представление о том, чем на самом деле занимается организация. Часть предприятия составляют ряд фиктивных договоров, которые в дальнейшем приведут к неприятным последствиям.

Проверяющая компания должна рассмотреть все проблемные и рисковые сделки. А для этого руководство предприятия должно подать все необходимые фактические сведения.

Компания и аудитор должны взаимодействовать и потому, что так возможно своевременно исправление ошибок, что выявляются.

Нужно ли заключать договор?

Специализированные организации осуществляют аудит на основании заключенных контрактов на выполнение аудиторских заданий, где отражают все моменты, по которым требуется дать независимое мнение.

Часто договора заключаются на ряд услуг по аудиту. Осуществляют проверку не только учета готового товара, но и проводят иные мероприятия.

По какой программе?

В отличие от обязательных проверок, что проводятся за год, инициативная проверка осуществляется за любой временной отрезок и с углубленным аудитом определенного участка учета.

Инициативную проверку осуществляют с целью:

Налоговый аудит – проверка и анализ таких сведений:

  • существующей системы и вида деятельности фирмы;
  • , сделок, документооборота;
  • принципов использования базы налогообложения;
  • расчетов налоговых платежей;
  • оформления налоговой декларации;
  • своевременности и полноты уплаты налоговых сумм.

При проведении аудита используются методы, что схожи с проверками, которые проводятся представителями налоговой службы . Расчет и уплата налоговых сумм проверяется в тематическом разрезе.

Но в том случае, когда предприятие имеет сложную и объемную систему налоговых обязанностей, что имеет обособленное подразделение, применяющие разные налоговые режимы, проверка будет сплошной.

Этапы проведения

Универсальной методики проведения аудиторской проверки не существует. Проверка проводится в несколько этапов, на каждом из которых проводится ряд мероприятий.

Рассмотрим, какие этапы проведения аудита на предприятии:

  • проводят экспертизу налоговой системы, что используется в компании;
  • проверяют, правильно ли произведено расчеты и уплачено налог;
  • оформляют результаты осуществления налогового аудита;
  • выдают рекомендации.

Первый этап включает такие мероприятия:

  • осуществляется анализ;
  • изучаются элементы налоговой системы аудируемого предприятия;
  • определяется, как влияют налоговые показатели основных факторов;
  • проверяется методика расчетов налоговых сумм, что должны перечисляться;
  • оценивается документальный оборот;
  • изучается работа службы, что ответственна за расчеты и перечисление налоговых сумм;
  • оцениваются налоговые показатели аудируемой организации.

На основном этапе определяют, на каком участке налогового контроля нужно провести углубленную проверку. Предварительный анализ позволит определить все проблемные места налоговой системы компании.

А это говорит о том, что проведение полноценного является не всегда оправданной процедурой.

К примеру, уже на первой стадии можно определить, что проблемы могут возникать с экспортным , если фирма продает товар за границу, с , поскольку учет затрат и прибыли не был организован надлежащим образом.

При аудите того, правильно ли произведено расчеты налогов:

  • исследуют отчеты – декларации, расчеты по налоговым платежам, справки по ;
  • проверяют правомерность применения льгот;
  • проверяют, правильно ли определены числовые показатели;
  • анализируют, вовремя и в полной мере ли уплачено налоговые суммы;
  • оценивают корректность учетов налогов.

При оформлении результатов:

  • производится оценка результатов проверки;
  • готовятся соответствующие документы.

Формирование отчета

Результат обязательного аудита – или отчетности аудиторов, а инициативного – только отчетность.

Аудиторская отчетность – данные, что получена по итогам проверки. Она отражает данные, что стали известны аудиторам при проверке. Аудиторы не будут исправлять ошибки. Они только выявляют их.

Готовится в 2 экземплярах, один из которых остается в аудиторской компании. В отчете будет отражаться:

  • характеристика системы налогового учета предприятия и факторов, что влияют на величину налоговых платежей;
  • обнаруженные несоответствия и нарушения законодательных положений со ссылками на соответствующие законы;
  • сумма доначисленного налога, величина пени и штрафа;
  • сумма недоплаченного или переплаченного налога;
  • список налоговых деклараций, что должны быть исправлены;
  • информация о способе исправления обнаруженного нарушения и снижения налогового последствия.

Особенности проведения и оформления результатов

При проведении аудита на предприятии нужно учитывать ряд нюансов. Определим самые важные.

Налоговой политики аудируемого лица

Проверка учетной политики с целью бухучета – важный раздел аудита. Его результаты могут влиять на мнение аудиторов о достоверности финансовых отчетов компании.

Задачи:

О понятии учетной политики сказано в . Ее утверждают приказами. Системой налогового учета обеспечиваются правила первичного регистрирования фактов деятельности.

Рассматриваются организационно-технические и методологические разделы. Анализируют ряд вопросов:

  • кто проводит налоговый учет в компании;
  • как составляются формы первичных документов;
  • какие технологии используются при обработке данных для налогового учета;
  • как составляются формы аналитического регистра по налоговому учету;
  • устанавливается ли список лиц, что вправе подписывать налоговые регистры.

В учетной политике по обложению налогами выясняют:

Результат проверки учетной политики отражается в аналитических частях аудиторских заключений и является конфиденциальным. Несоответствие указывается в итоговых частях заключений.

Предприятия, что осуществляют облагаемый и необлагаемый НДС вид деятельности, и фирмы, что продают товар за границу и в пределах страны, должны предусматривать параграфы, что посвящаются организации раздельного учета НДС.

Основные нарушения:

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

Деятельность аудиторов может включать 2 компонента – обязательную проверку и сопутствующие услуги. Последние занимают все более значительное место по количеству и виду предоставляемых .

Чтобы выполнять сопутствующие услуги, исполнитель должен быть компетентным в отрасли аудита, бухучета, обложения налогами, экономики.

Сопутствующими услугами называют отличные от аудита услуги, когда выражается независимое мнение о данных предприятия.

Имеют в виду:

  • постановку, восстановление и ведение бухучета, подготовку отчетов, предоставление консультаций по бухгалтерским операциям;
  • консультации относительно налоговых платежей;
  • анализ деятельности организации и ИП;
  • консультации в отрасли экономики, финансов и управления, также относительно реорганизации и приватизации фирм;
  • автоматизацию бухучету и внедрение ИТ;
  • оценку стоимостных показателей имущественных объектов, оценку компании как имущественного комплекса и предпринимательского риска;
  • разработку и анализ инвестиционного проекта, составление бизнес-плана;
  • проведение мероприятий аудита финансовых данных и иных данных;
  • обучение согласно законодательству России специалистов в отраслях, что связаны с деятельностью аудиторов;
  • предоставление иных услуг.

Аудиторское предприятие не может вести деятельность, что влечет возникновение конфликтной ситуации с аудируемой организацией.

Сопутствующие услуги делятся на такие группы:

Сопутствующие услуги могут быть совместимыми и несовместимыми. В первом случае они предоставляются в то же время, когда проводится обязательный аудит.

Если оказываются несовместимые услуги, стоит помнить, что аудит не может быть проведен аудитором, что занимался в течение 3 лет восстановление и ведением бухучета, составлял отчеты.

Предоставляя сопутствующие услуги аудиторское предприятие должно придерживаться порядка определения степени существенности на базе системы базовых показателей

Субъекты ответственны:

  • за выполнение норм законодательства;
  • полноту и юридическую подготовку документации;
  • точность подачи документов и данных.

Результат – документ. Это расчет, консультация, письменный первичный документ, регистр учета, отчеты и справки.

При аудите предприятия дается оценка работы фирмы, проверяется отчетность и выражается мнение о том, насколько она достоверна.

Налоговый аудит в качестве отдельного вида аудита отдельно не выделяют. Его относят к категории сопутствующих услуг. А значит, он инициативный, то есть не обязательный.

Аудит предприятия – важная процедура. По итогам проведенной проверки будет определено существующие ошибки.

Станет ясно, есть ли риски того, что предприятие будет привлекаться к ответственности. Руководители получат данные о внутренних системах налогового контроля.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Аудит налоговой отчетности представляет собой проверку финансовой документации на ее соответствие положениям НК. Данное мероприятие может быть санкционировано как контрольными органами, так и руководителем предприятия. Рассмотрим далее его особенности.

Зачем нужно проведение налогового аудита

Руководитель предприятия может инициировать проверку, не дожидаясь ревизии контрольных органов. Налоговый аудит в этом случае позволит своевременно выявить недочеты в документации и исправить их. Это, в свою очередь, предупредит санкции за нарушения, а также исключит вероятность переплат в бюджет. Специалисты, выполняющие , выявляют ошибки, которые могут возникнуть не только вследствие недостаточного профессионализма лица, ответственного за составление документации, но и по причине достаточно частого внесения изменений в действующее законодательство.

Специфика проверки

Инициативный налоговый аудит зачастую оказывается необходимым. Это особенно актуально для крупных предприятий, поскольку позволяет существенно оптимизировать затраты. Налоговый аудит может выполняться не только перед официальной проверкой контрольных органов. Целесообразно организовать ревизию и при смене гл. бухгалтера либо иного специалиста, ответственного за оформление деклараций и отчисление обязательных бюджетных платежей. Следует отметить, что в случае выявления переплат по налогам, их можно будет вернуть только в течение 3-х лет после их совершения. В этой связи своевременность аудита имеет большое значение.

Классификация

Налоговый аудит может быть:

  1. Комплексным. Этот вид проверки потребует от руководителя больших временных и финансовых затрат. Процедура предполагает масштабную ревизию всей документации. Однако при такой проверке есть вероятность того, что определенные нюансы будут пропущены. Они могут быть и незначительными, но могут оказывать и существенное влияние на достоверность сведений в отчетности. Вместе с тем комплексный целесообразно выполнять перед плановой проверкой контрольных структур. Кроме того, такая ревизия позволит выявить направления расходования средств и оптимизировать их.
  2. Тематическим. Такой вид проверки подходит тем предприятиям, которые знают свои проблемные места. Тематический аудит налогового учета позволяет провести тщательное изучение конкретных элементов отчетности. Как правило, такая проверка занимает намного меньше времени, чем комплексная, что, несомненно, является еще одним его достоинством.
  3. Структурным. Такой налоговый аудит подойдет для предприятий, имеющих сеть подразделений. В ходе этой проверки будет охвачена вся система обложения. В ходе структурного аудита можно сравнить нагрузку разных подразделений и сбалансировать ее.

Методика

Налоговый выполняется в два этапа. На первом осуществляется предварительная оценка существующей на предприятии системы обложения, на втором - проверка правильности отчислений. В свою очередь, указанные этапы включают в себя различные мероприятия. На первой стадии:

  1. Выявляются факторы, оказывающие влияние на показатели отчетности.
  2. Проверяется методика начисления платежей.
  3. Осуществляется диагностика документооборота и работы отделов, несущих ответственность за отчисления.
  4. Рассчитываются налоговые показатели предприятия.

По итогам первого этапа специалисты получают представление о специфике деятельности компании и оценивают вероятные нарушения положений законодательства, намечают слабые зоны. Сроки выполнения указанных мероприятий будут зависеть от объема документооборота и величины самого предприятия.

Проверка правильности отчислений

На этом этапе анализируются декларации по налогам с прибыли, НДФЛ, НДС, справки по авансам и пр. Средняя продолжительность проверки, как правило, не более 5 дней на одно отчисление. Если предприятие имеет несколько подразделений или ведет деятельность на разных уровнях, то длительность анализа может увеличиться. В результате анализа специалисты формулируют выводы о структуре обложения, исправляют недочеты, предлагают разные варианты оптимизации.

Экспресс-проверка

Этот в определенной степени объединяет тематический и комплексный анализ. Экспресс-проверка предполагает изучение всей отчетности в сжатый срок. Ее выполняют тогда, когда у предприятия недостаточно времени для проведения других видов аудита, а объем документации достаточно большой. Экспресс-проверка незаменима и в случаях, когда намечается приобретение крупной компании или ее доли. В ходе аудита выполняется оценка или всех или определенной их части по конкретному направлению работы.

Заключение

Налоговый аудит практически на всех предприятиях осуществляется по приведенной выше схеме. Те или иные особенности выполнения проверки могут обуславливаться спецификой работы предприятия. Например, добыча ископаемых облагается разными налогами, порядок и размер выплаты которых отличается в зависимости от сырья (минералы, нефть, металлы и пр.). Нарушения при отчислениях с прибыли, как правило, связаны с неправильным определением базы обложения, использованием льгот либо математическими неточностями. При этом ошибки при расчете НДС обуславливаются неверным применением налога к вычету. В некоторых случаях предусмотренная в законе схема используется для уклонения от уплаты его в бюджет.