Военный врач , фармаколог и натуралист . Считается одним из отцов ботаники и фармакогнозии , а также автором одного из самых полных и значительных собраний рецептов лекарственных препаратов, дошедших до наших дней, известным под названием De Materia Medica.

Биография

Венский Диоскорид и другие справочники

В отличие от многих античных авторов, труды Диоскорида не нуждались в повторном «открытии» в эпоху Ренессанса , поскольку никогда не исчезали из круга профессионального интереса. На протяжении 1500 лет они неоднократно переписывались с добавлением иллюстраций , комментариев, вставок из арабских и индийских источников. Многие из таких манускриптов , самые ранние из которых относятся к V-VII векам нашей эры, сохранились до наших дней. Самый известный из них - Венский Диоскорид (создан в начале VI века для Аникии Юлианы), хранящийся в Австрийской национальной библиотеке . Благодаря 435 тщательно выполненным рисункам растений и животных Венский Диоскорид представляет не только научный, но и художественный памятник, образец византийского стиля.


Диоскорея

В честь Диоскорида названо несколько родов растений

  • Диоскорея (Dioscorea ) из семейства Диоскорейные ,
  • Диоскореофиллум (Dioscoreophyllum Engl. ) из семейства Луносемянниковые ,
  • Диоскоридея (Dioscoridea Bronner ) из семейства Виноградные .

Диоскоридом впервые описано важнейшее практическое достижение греко-египетских алхимиков - явление амальгамирования металлов.

Напишите отзыв о статье "Диоскорид"

Примечания

Литература

// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Диоскорид

«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
«А сколько раз я гордился ею, гордился ее величавой красотой, ее светским тактом, думал он; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. Отец, шутя, возбуждал ее ревность; она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что она не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».
Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая нибудь дура… поди сам попробуй… allez vous promener», [убирайся,] говорила она. Часто, глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил ее. Да я никогда не любил ее, говорил себе Пьер; я знал, что она развратная женщина, повторял он сам себе, но не смел признаться в этом.
И теперь Долохов, вот он сидит на снегу и насильно улыбается, и умирает, может быть, притворным каким то молодечеством отвечая на мое раскаянье!»
Пьер был один из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя. Он переработывал один в себе свое горе.
«Она во всем, во всем она одна виновата, – говорил он сам себе; – но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал этот: „Je vous aime“, [Я вас люблю?] который был ложь и еще хуже чем ложь, говорил он сам себе. Я виноват и должен нести… Что? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, – подумал он, – и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня.
«Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были правы с своей точки зрения, так же как правы и те, которые за него умирали мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? – Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи. «Зачем я сказал ей: „Je vous aime?“ все повторял он сам себе. И повторив 10 й раз этот вопрос, ему пришло в голову Мольерово: mais que diable allait il faire dans cette galere? [но за каким чортом понесло его на эту галеру?] и он засмеялся сам над собою.
Ночью он позвал камердинера и велел укладываться, чтоб ехать в Петербург. Он не мог оставаться с ней под одной кровлей. Он не мог представить себе, как бы он стал теперь говорить с ней. Он решил, что завтра он уедет и оставит ей письмо, в котором объявит ей свое намерение навсегда разлучиться с нею.
Утром, когда камердинер, внося кофе, вошел в кабинет, Пьер лежал на отоманке и с раскрытой книгой в руке спал.
Он очнулся и долго испуганно оглядывался не в силах понять, где он находится.
– Графиня приказала спросить, дома ли ваше сиятельство? – спросил камердинер.
Но не успел еще Пьер решиться на ответ, который он сделает, как сама графиня в белом, атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы en diademe [в виде диадемы] огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно; только на мраморном несколько выпуклом лбе ее была морщинка гнева. Она с своим всёвыдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере. Она знала о дуэли и пришла говорить о ней. Она дождалась, пока камердинер уставил кофей и вышел. Пьер робко чрез очки посмотрел на нее, и, как заяц, окруженный собаками, прижимая уши, продолжает лежать в виду своих врагов, так и он попробовал продолжать читать: но чувствовал, что это бессмысленно и невозможно и опять робко взглянул на нее. Она не села, и с презрительной улыбкой смотрела на него, ожидая пока выйдет камердинер.

Диоскорид древнегреческий военный врач, фармаколог и натуралист. Считается одним из отцов ботаники и фармакогнозии, а также автором одного из самых полных и значительных собраний рецептов лекарственных препаратов, дошедших до наших дней, известным под названием De Materia Medica.

Диоскорид грек по происхождению, Диоскорид много странствовал вместе с римской армией при императоре Нероне, занимаясь военной медициной, коллекционированием и определением растений и других медицинских веществ различного происхождения.

«De Materia Medica» была закончена в 77-78 годах нашей эры. В основу этой работы были положены рецепты из ещё более древних собраний греческого врача и фармаколога, который был личным врачом понтийского царя Митридата VI Евпатора около 100 года до нашей эры.
Фармакологические рецепты Диоскорида упоминаются в трудах Галена, Авиценны и всех врачей Средневековья. Дословное воспроизведение некоторых записей Диоскорида у Плиния, возможно, указывает на использование одних и тех же источников.

Основная работа Диоскорида - De Materia Medica (О лекарственных веществах) содержит описания более 1000 различных медицинских препаратов. В том числе 813 растительного,101 животного и 102 минерального происхождения, и состоит из пяти книг:
1. Специи, масла, мази и деревья, а также соки, смолы и фрукты.
2. Животные, мед, молоко, жиры, зерна и овощи
3. Корни, соки, травы и семена
4. Остальные травы и корни
5. Вина и металлы

Автор сгруппировал описания по морфологическим признакам. Для многих веществ указал места распространения и нахождения, привёл синонимы на разных языках, изложил способы добывания и приготовления лекарственных средств, привёл сведения о ряде химических процессов. До открытия Нового Света, а с ним и новых растений и других видов фармакологических веществ, De materia medica считалась основным и полным источником по ботанике и фармакологии.

Описания Диоскорида, в отличие от описаний Плиния Старшего, свободны от грубых ошибок, предрассудков и магических толкований. Многие из названий растений, которые используются сегодня, были взяты Карлом Линнеем из произведений Диоскорида.

В честь Диоскорида названо несколько родов растений
Диоскорея (Dioscorea L.) из семейства Диоскорейные,
Диоскореофиллум (Dioscoreophyllum ENGL.) из семейства Луносеменниковые,
Диоскоридея (Dioscoridea BRONNER) из семейства Виноградные.
Диоскоридом впервые описано важнейшее практическое достижение греко-египетских алхимиков - явление амальгамирования металлов.

«De materia medica» («О лекарственных веществах») содержит описание 600 лекарственных растений и 1000 различных медицинских препаратов.

Она состоит из пяти книг и содержит сведения «по приготовлению, свойствам и тестированию лекарств» (как сам Диоскорид пишет в Предисловии к первой книге), каждая глава посвящена описанию одного вещества, его характеристике, приготовлению и лечебным свойствам.

В отличие от своих предшественников Диоскорид отличался исключительной недоверчивостью к чужому мнению, ему было чуждо преклонение перед авторитетами, поэтому всю полученную информацию он проверял лично, и действие каждого растения и препарата исследовал самостоятельно на себе и на воинах римской армии (благо, недостатка в больных он не испытывал).

В труде «De materia medica» («О лекарственных веществах») Диоскорид подразделил все растения на 4 группы: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные.

Медицинские (или лекарственные) растения по-Диоскориду делятся на «терапевтические группы по лекарственному действию динамического, кинетического характера»: разогревающие, вяжущие, смягчающие, сушащие, охлаждающие, сгущающие, расслабляющие, питательные.

Диоскорид впервые классифицировал лекарственные растения по их терапевтическим группам, на основе сходства лекарственного (сейчас мы бы сказали – фармакологического) действия. Этот организационный формат явился огромным вкладом в науку и, по сути, был предвестником создания фармакопеи.

В Средние века «De materia medica» считалась основным источником знаний по ботанике и фармакологии.

Многие названия растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом. Только в XVI столетии, когда знания о природе стали более обширными, ботаники начали составлять свои собственные описания растений, без оглядки на Диоскорида.

Труды Диоскорида упоминаются у Галена, Плиния и в страницах Канона медицинских наук Авиценны.
В отличие от многих античных авторов труды Диоскорида не нуждались в повторном «открытии» в эпоху Ренессанса, поскольку никогда не исчезали из круга профессионального интереса.

Существуют многочисленные греческие рукописи, а также арабские и латинские переводы его трудов. На протяжении 1500 лет они неоднократно переписывались с добавлением иллюстраций, комментариев, вставок из арабских и индийских источников. Многие из таких манускриптов сохранились до наших дней, самые ранние из которых относятся к V–VII векам нашей эры.

Самый известный из них – «Венский Диоскорид», созданный в начале VI века в Константинополе и сегодня хранящийся в Австрийской национальной библиотеке. Благодаря 435 тщательно выполненным рисункам растений и животных, «Венский Диоскорид» представляет собой не только научный, но и художественный памятник, образец византийского стиля.
В 1997 году ЮНЕСКО внесло «Венский Диоскорид» в международный реестр «Память мира».

Педаний [греч. Διοσκορίδης; лат. Dioscorides Pedanius] (ок. 40, Аназарв, Киликия - 90), рим. военный врач греч. происхождения, автор трактата Περ ὕλης ἰατρικῆς (De materia medica, О лекарственных растениях), известного во мн. списках, в т. ч. иллюминированных, самый знаменитый из к-рых - т. н. Венский Диоскорид.

Д., один из основоположников ботаники, получил образование в Тарсе или Александрии. Очевидно, имел возможность познакомиться в Александрийской б-ке с трудами своих предшественников, в т. ч. греч. авторов Кратея, Дионисия, Метродора, создавших иллюстрированные гербарии, упоминаемые Плинием Старшим в «Естественной истории» (Plin . Sen . Natur. Hist. XXV 4). Во время военных походов императоров Нерона (54-68) и Веспасиана (69-79) в Греции, Италии, М. Азии и Провансе он сочетал медицинскую практику с собиранием и изучением растений. Трактат «О лекарственных растениях» был написан между 50 и 78 гг. и посвящен его учителю Арею из Тарса. Вероятно, нек-рые сведения для этой работы были почерпнуты из соч. Теофраста (ок. 372-286 гг. до Р. Х.) «Исследование о растениях». В трактате, состоящем из 5 книг, кратко описывается более 600 растений, их ареал, а также ок. 1 тыс. рецептов приготовления лекарств из них и более 4,7 тыс. способов их применения в медицинской практике; упоминаются также лекарства минерального и животного происхождения.

Удобство и новизна изложения в сочетании с практическими сведениями способствовали популярности сочинения Д. на протяжении средневековья. Основной блок комментариев исследования возник в X-XIV вв. в Византии, что было связано с открытием новых лекарственных свойств ряда растений. Оно было переведено на латынь, араб. и арм. языки и до эпохи Возрождения оставалось одним из главных источников знаний по ботанике и фармакологии на территории от Сев. Атлантики до Индийского океана.

Самым ранним рукописным текстом без миниатюр, принадлежащим Д., является маленький фрагмент палимпсеста V-VI вв. из Неаполитанской национальной б-ки (Lat. 2. fоl. 62, 65).

Т. н. Венский Диоскорид содержит рукопись (Vindob. Med. gr. 1), созданную ок. 512 г. в К-поле для Аникии Юлианы , дочери Флавия Аникия Олибрия (в 464 был консулом, в 472 в течение 7 месяцев - августом Зап. Римской империи) и Плацидии, дочери имп. Валентиниана III. Манускрипт был преподнесен Аникии Юлиане жителями к-польского предместья Гонораты в благодарность за постройку ею церкви. В посвятительной надписи, имеющей форму акростиха, воздается хвала благотворительнице и храму. На л. 6v помещено изображение Аникии Юлианы, восседающей в кресле в окружении аллегорий Великодушия (μεγαλοψυχία) и Мудрости (φρόνησις), у ее ног представлена аллегория Благодарности искусств (εὐχαριστία τεχνῶν). Это самое древнее из сохранившихся донаторских изображений в визант. искусстве. Рукопись из Вены включает также текст «Carmen de herbis» (Стихи (?) о растениях), приписываемый Руфу из Эфеса и представляющий собой переложение трактата Дионисия Филадельфийского (?), а также парафраз «Териаки» (сочинения о змеях и противоядиях от змеиных укусов) Никандра.

Манускрипт украшен 383 полностраничными изображениями растений (возможно, их было 435). Первоначальное расположение статей изменено: они следуют друг за другом в алфавитном порядке. Трактат о птицах из 3 книг тоже иллюстрирован: в первых 2 изображения птиц размещаются между фрагментами текста, а в 3-й на л. 483v представлена таблица, состоящая из 24 ячеек, в каждой из к-рых помещена птица. В начале рукописи находятся 2 полностраничные миниатюры, на к-рых изображены 7 знаменитых фармакологов, среди к-рых на л. 3v представлен Д. Он же на л. 4v изображен сидящим в кресле и указывающим на корень мандрагоры, к-рый держит стоящая перед ним аллегория Открытия (εὕρεσια). Еще одно изображение Д., пишущего в книге, лежащей на коленях, находится на л. 5v. За его спиной - портик с нишей с аллегорией Изобретения (ἐπινοια), держащей в руках корень мандрагоры. Мандрагору рисует с натуры сидящий за мольбертом художник.

Рукопись сменила мн. владельцев, о чем свидетельствуют пометки на ее полях: на лат. (сделаны с 1204 по 1261), евр. и араб. (относятся к времени после 1453) языках. До падения Византии манускрипт находился в К-поле и, очевидно, неоднократно копировался. Одна из копий была выполнена мон. Неофитом в сер. XIV в. в мон-ре св. Иоанна Предтечи в К-поле (Paris. gr. 2286). Еще одна рукопись, близкая к венской как по составу текстов, так и по иллюстративному принципу и, возможно, с нее скопированная, находится в Нью-Йорке в б-ке Пирпонта Моргана (M 652). Она была создана в X в. в К-поле и иллюстрирована более чем 750 изображениями растений и животных.

Алфавитный порядок статей сохранен и в рукописи кон. VI - нач. VII в., хранящейся в Неаполе в национальной б-ке (Ms. ex-Vind. Gr. 1), выполненной предположительно в Равенне. В ней изображения растений занимают верхнюю часть листа, ниже находятся их описания, расположенные в 2 или 3 столбца.

Миниатюры венского и неаполитанского кодексов позволяют идентифицировать растения, но, вероятно, они выполнены не с натуры. В неаполитанской рукописи они более реалистичны. В позднейших копиях изображения становятся менее узнаваемыми, схематичными. Иногда рядом с растениями появляются фигурки людей, может быть пациентов. Так оформлена рукопись, по-видимому созданная в кон. VIII в. в Египте или Палестине (Paris. gr. 2179).

Мн. греч. рукописи Д., в т. ч. хранящаяся в Вене, содержат на полях надписи и комментарии на араб. языке, свидетельствующие об их использовании в мусульм. среде.

Изд.: De codicis Dioscuridei Aniciae Iulianae, nunc Vindobonensis Med. gr. 1: Historia, forma, scriptura, pictoris / Ed. J. de Karabacek. Leiden, 1906; Pedanii Dioscuridis Anazarbei: De Materia Medica Libri Quinque / Ed. M. Wellmann. B., 1958. 3 vol.; The Greek Herbal of Dioscorides / Illustr. by a Byzantine A. D. 512, Englished by J. Goodeaer, A. D. 1655, еd. R. T. Gunther. Oxf., 1934. N. Y., 1968r; Dioscurides: Codex Vindobonensis Med. gr. 1 / Komment. v. H. Gerstinger. Graz, 1965-1970. 5 Bde; Dioscurides Neapolitanus: Biblioteca Nazionale di Napoli. Cod. ex Vindob. Gr. 1 / A cura di C. Bertelli, e. a. R.; Graz, 1992; Der Wiener Dioskurides: Cod. Med. Gr. 1 / Komment. v. O. Mazal. Graz, 1998-1999. 2 Tl.; Dioscorides: De Materia Medica: A New Indexed Version in Modern English / Introd. by T. A. Osbaldeston. Johannesburg (S. Africa), 2000.

Лит.: Spatharakis I . The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976. P. 145-151; Mazal O . Pflanzen, Wurzeln, Säfte, Samen: Antike Heilkunst in Miniaturen des Wiener Dioskurides. Graz, 1981; Riddle J . M . Byzantine Commentaries on Dioscorides // DOP. 1984. Vol. 38. Р. 95-102; idem . Dioscorides on Pharmacy and Medicine. Austin (Texas), 1985; Beck L . Y . Dioscorides. De Materia Medica. Hildesheim: Olms, 2005; Nickel D . Text und Bild im antiken medizinischen Schrifttum // Akademie-Journal. Mainz, 2005. Bd. 1. S. 16-20; Сорокина Т . С . История медицины. М., 20065. С. 170.

И. А. Орецкая

Диоскорид древнегреческий военный врач, фармаколог и натуралист. Считается одним из отцов ботаники и фармакогнозии, а также автором одного из самых полных и значительных собраний рецептов лекарственных препаратов, дошедших до наших дней, известным под названием De Materia Medica.

Диоскорид грек по происхождению, Диоскорид много странствовал вместе с римской армией при императоре Нероне, занимаясь военной медициной, коллекционированием и определением растений и других медицинских веществ различного происхождения.

«De Materia Medica» была закончена в 77-78 годах нашей эры. В основу этой работы были положены рецепты из ещё более древних собраний греческого врача и фармаколога, который был личным врачом понтийского царя Митридата VI Евпатора около 100 года до нашей эры.
Фармакологические рецепты Диоскорида упоминаются в трудах Галена, Авиценны и всех врачей Средневековья. Дословное воспроизведение некоторых записей Диоскорида у Плиния, возможно, указывает на использование одних и тех же источников.

Основная работа Диоскорида - De Materia Medica (О лекарственных веществах) содержит описания более 1000 различных медицинских препаратов. В том числе 813 растительного,101 животного и 102 минерального происхождения, и состоит из пяти книг:
1. Специи, масла, мази и деревья, а также соки, смолы и фрукты.
2. Животные, мед, молоко, жиры, зерна и овощи
3. Корни, соки, травы и семена
4. Остальные травы и корни
5. Вина и металлы

Автор сгруппировал описания по морфологическим признакам. Для многих веществ указал места распространения и нахождения, привёл синонимы на разных языках, изложил способы добывания и приготовления лекарственных средств, привёл сведения о ряде химических процессов. До открытия Нового Света, а с ним и новых растений и других видов фармакологических веществ, De materia medica считалась основным и полным источником по ботанике и фармакологии.

Описания Диоскорида, в отличие от описаний Плиния Старшего, свободны от грубых ошибок, предрассудков и магических толкований. Многие из названий растений, которые используются сегодня, были взяты Карлом Линнеем из произведений Диоскорида.

В честь Диоскорида названо несколько родов растений
Диоскорея (Dioscorea L.) из семейства Диоскорейные,
Диоскореофиллум (Dioscoreophyllum ENGL.) из семейства Луносеменниковые,
Диоскоридея (Dioscoridea BRONNER) из семейства Виноградные.
Диоскоридом впервые описано важнейшее практическое достижение греко-египетских алхимиков - явление амальгамирования металлов.

«De materia medica» («О лекарственных веществах») содержит описание 600 лекарственных растений и 1000 различных медицинских препаратов.

Она состоит из пяти книг и содержит сведения «по приготовлению, свойствам и тестированию лекарств» (как сам Диоскорид пишет в Предисловии к первой книге), каждая глава посвящена описанию одного вещества, его характеристике, приготовлению и лечебным свойствам.

В отличие от своих предшественников Диоскорид отличался исключительной недоверчивостью к чужому мнению, ему было чуждо преклонение перед авторитетами, поэтому всю полученную информацию он проверял лично, и действие каждого растения и препарата исследовал самостоятельно на себе и на воинах римской армии (благо, недостатка в больных он не испытывал).

В труде «De materia medica» («О лекарственных веществах») Диоскорид подразделил все растения на 4 группы: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные.

Медицинские (или лекарственные) растения по-Диоскориду делятся на «терапевтические группы по лекарственному действию динамического, кинетического характера»: разогревающие, вяжущие, смягчающие, сушащие, охлаждающие, сгущающие, расслабляющие, питательные.

Диоскорид впервые классифицировал лекарственные растения по их терапевтическим группам, на основе сходства лекарственного (сейчас мы бы сказали – фармакологического) действия. Этот организационный формат явился огромным вкладом в науку и, по сути, был предвестником создания фармакопеи.

В Средние века «De materia medica» считалась основным источником знаний по ботанике и фармакологии.

Многие названия растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом. Только в XVI столетии, когда знания о природе стали более обширными, ботаники начали составлять свои собственные описания растений, без оглядки на Диоскорида.

Труды Диоскорида упоминаются у Галена, Плиния и в страницах Канона медицинских наук Авиценны.
В отличие от многих античных авторов труды Диоскорида не нуждались в повторном «открытии» в эпоху Ренессанса, поскольку никогда не исчезали из круга профессионального интереса.

Существуют многочисленные греческие рукописи, а также арабские и латинские переводы его трудов. На протяжении 1500 лет они неоднократно переписывались с добавлением иллюстраций, комментариев, вставок из арабских и индийских источников. Многие из таких манускриптов сохранились до наших дней, самые ранние из которых относятся к V–VII векам нашей эры.

Самый известный из них – «Венский Диоскорид», созданный в начале VI века в Константинополе и сегодня хранящийся в Австрийской национальной библиотеке. Благодаря 435 тщательно выполненным рисункам растений и животных, «Венский Диоскорид» представляет собой не только научный, но и художественный памятник, образец византийского стиля.
В 1997 году ЮНЕСКО внесло «Венский Диоскорид» в международный реестр «Память мира».

«De materia medica» («О лекарственных веществах») содержит описание 600 лекарственных растений и 1000 различных медицинских препаратов .
Она состоит из пяти книг и содержит сведения «по приготовлению, свойствам и тестированию лекарств» (как сам Диоскорид пишет в Предисловии к книге 1), каждая глава посвящена описанию одного вещества, его характеристике, приготовлению и лечебным свойствам.
В отличие от своих предшественников Диоскорид отличался исключительной недоверчивостью к чужому мнению , ему было чуждо преклонение перед авторитетами, поэтому всю полученную информацию он проверял лично, и действие каждого растения и препарата исследовал самостоятельно на себе и на воинах римской армии (благо, недостатка в больных он не испытывал).

В труде «De materia medica» («О лекарственных веществах») Диоскорид подразделил все растения на 4 группы: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные.
Медицинские (или лекарственные) растения по-Диоскориду делятся на «терапевтические группы по лекарственному действию динамического, кинетического характера »: разогревающие, вяжущие, смягчающие, сушащие, охлаждающие, сгущающие, расслабляющие, питательные .
Диоскорид впервые классифицировал лекарственные растения по их терапевтическим группам, на основе сходства лекарственного (сейчас мы бы сказали – фармакологического) действия. Этот организационный формат явился огромным вкладом в науку и, по сути, был предвестником создания фармакопеи.
В Средние века «De materia medica» считалась основным источником знаний по ботанике и фармакологии.

Многие названия растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом . Только в XVI столетии, когда знания о природе стали более обширными, ботаники начали составлять свои собственные описания растений, без оглядки на Диоскорида.

Труды Диоскорида упоминаются у Галена и Плиния.
В отличие от многих античных авторов труды Диоскорида не нуждались в повторном «открытии» в эпоху Ренессанса, поскольку никогда не исчезали из круга профессионального интереса.
Существуют многочисленные греческие рукописи, а также арабские и латинские переводы его трудов. На протяжении 1500 лет они неоднократно переписывались с добавлением иллюстраций, комментариев, вставок из арабских и индийских источников. Многие из таких манускриптов сохранились до наших дней, самые ранние из которых относятся к V–VII векам нашей эры.
Самый известный из них – «Венский Диоскорид», созданный в начале VI века в Константинополе и сегодня хранящийся в Австрийской национальной библиотеке. Благодаря 435 тщательно выполненным рисункам растений и животных, «Венский Диоскорид» представляет собой не только научный, но и художественный памятник, образец византийского стиля.
В 1997 году ЮНЕСКО внесло «Венский Диоскорид» в международный реестр «Память мира».

Афоризм Диоскорида : «Последним из того, что мы скидываем перед смертью, являются одеяния славы».