1. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

2. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

4. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16

6. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

9. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

10. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.

14:51 — REGNUM

Законопроект, продлевающий на три года право бывших граждан СССР оформить гражданство России или вид на жительство, внес в Госдуму первый зампред комитета по делам СНГ Константин Затулин («Единая Россия»), передает корреспондент ИА REGNUM 2 ноября. Парламентарий предлагает продлить действие норм, предусмотренных главой VIII закона «О гражданстве Российской Федерации», до 1 января 2020 года.

Напомним, что эта глава дала право на оформление гражданства РФ двум категориям лиц. Во-первых, тем, кто имел гражданство СССР и прибыл для проживания в РФ до 1 ноября 2002 года, не приобрел гражданство РФ, но и не имеет иного гражданства или вида на жительство, либо прописки (вида на жительство) в другом государстве, также их взрослые или несовершеннолетние дети. При этом от них не требуют получать разрешение на временное проживание или вид на жительство, предъявлять данные об источнике средств к существованию, сдавать экзамен по русскому языку. Во-вторых, тем, кто до 1 июля 2002 получил паспорт гражданина РФ на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение (паспорт изъят или считается недействительным), они могут быть признаны гражданами РФ вместе с несовершеннолетними детьми.

Принятые поправки в 2012 году затрагивали интересы более 70 тыс. соотечественников, напомнил Затулин, нормами, по данным МВД, воспользовались 45 тыс. человек. «Однако еще несколько тысяч наших соотечественников, подпадающих под нормы данной главы, остаются с неурегулированным статусом», — отмечает он.

Согласно закону, действие норм заканчивается 1 января 2017 года, а те, кто не воспользовался ими, обязаны в течение трех месяцев — до 31 марта 2017 года выехать из России, иначе они будут депортированы.

«Законодательное требование о депортации бывших граждан СССР, по каким-либо причинам не оформивших гражданство или вид на жительство до 1 января 2017 года, дискредитирует Российскую Федерацию и во многих случаях — невыполнимо», — подчеркнул Затулин. «В какую страну будут депортированы граждане, прибывшие в Россию и проживающие здесь более 14 лет? Уже имеется немало громких и позорных примеров депортации русских людей из России, не сумевших оформить гражданство РФ, часто по вине или небрежению наших государственных органов», — указал он.

Парламентарий в качестве аргумента принятия закона также указал на то, что бремя депортации ложится на государство, которое должно будет решать эти проблемы и организационно, и финансово.

Принятие закона позволит воспользоваться нормами еще тысячам соотечественников, не успевающих сделать это до 1 января 2017 года, а также избежать масштабной административной работы и финансовых затрат по выявлению и депортации лиц, не определивших свой правовой статус на территории РФ в соответствии с законодательством, уверен Затулин.

Депортация народов начались задолго до войны: в 1935 году из приграничных районов с Финляндией стали выселять финнов (30 000 человек), затем депортировали 40 000 немцев и поляков из Винницкой и Киевской областей Украины.

В 1937 году «освободили» от курдов иранцев и армян приграничные районы Закавказья, потом занялись Дальним Востоком, переселяя корейцев, китайцев, поляков, прибалтов и немцев в Среднюю Азию. Когда Красная армия вошла в Прибалтику, началось выселение поляков и тех, кто недавно перешел через границу, то есть евреев.

Немцы

С началом войны депортация приняла новый размах. Для этого в аппарате НКВД был создан Отдел спецпоселений. Зная, что перед войной в Германию уехало 406 000 немцев, Сталин счел их нелояльными и летом 1941 года подписал Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», по которому «Республика немцев» была ликвидирована, а ее жители - 440 200 человек на 188 эшелонах оперативно вывезены в 107 населенных пунктов Сибири и северного Казахстана; на сборы давалось 24 часа.

Затем занялись немцами в европейской части СССР, депортация которых завершилась к лету 1942 года; из Закавказья через Каспий было вывезено 25 000 немцев в Казахстан. По данным историка Аркадия Германа («Депортация советских немцев из европейской части СССР») было депортировано 950 000 русских немцев, 73 % перевезли в Сибирь, 27 % – в голые степи Казахстана.

Под депортацию попали финны-ингерманландцы, которых ссылали в Иркутскую область, в Якутию и в Красноярский край.

В конце января1942 года из Керчи выселили 438 итальянцев; их заподозрили в симпатии к фашистам.

Крымские татары

Депортация продолжилась на освобожденных от фашистов землях. 11 мая 1944 года Сталин подписал постановление о выселении из Крыма крымских татар; обоснованием стала записка наркома Берии, в которой указывалось дезертирство 20 000 татарских бойцов, организация угона русских в Германию. Позже узнали о преступлениях спецподразделений татар, действовавших совместно с СС. Немецкий фельдмаршал Эрих Манштейн вспоминал, что отряды крымско-татарских добровольцев по жестокости превосходили части СД.

На депортацию отвели двое суток, на сборы давали полчаса. Боестолкновений избежали, но изъяли много оружия и 49 минометов. По данным Отдела спецпоселений в Узбекистан вывезли 151 136 татар, в Марийскую АССР - 8 597, в Казахстан – 4 286, остальные попали в трудовые колонны. Всего было депортировано 193 865 татар, из которых в первые полгода от голода, холода и болезней умерло 16 052 человек. Под репрессии попали цыгане, которые в годы войны выдавали себя за татар, чтобы выжить.

Болгары, греки и армяне

Далее Сталин подписал поставление о выселении 37 000 «немецких пособников из числа болгар, греков и армян». Депортацию провели за один день - 27 июня 1944 года а после выслали под Фергану всех, у кого были просроченные иностранные паспорта: греков, турков, иранцев, венгров, румын, итальянцев и немцев. В докладной Берии значилось, что с полуострова выселено 12 422 болгар,15 040 греков, 9 621 армян, 1 119 немцев и 3 652 иностранцев. Прошли «чистки» в Красной армии, на спецпоселения были отправлены 559 греков, 582 болгарина, 574 армянина и 184 офицеров других национальностей.

С 1945 по 1950 год умерло 16 055 человек из депортированных.

Чеченцы и ингуши

Причиной высылки вайнахов стало дезертирство из РККА, «антисоветская» деятельность муфтиев и восстания 1942 года. Историк Николай Гродненский в книге «История вооруженного конфликта в Чечне», рассказывает, что в 1943 году на оперативном учете НКВД состояло 8 535 вайнахов, 457 человек подозревали в связях с фашистами. Было известно, что в 1942 году чеченцы учредили подпольную «Партию кавказских братьев», предусматривающую создание Федеративной республики «по мандату Германской империи».

С1941 год по 1944 НКВД ликвидировал 55 банд, по горам ходили еще 200. Решение о ликвидации Чечено-Ингушетии было принято на заседании политбюро, и Берия лично провел операцию. Для депортации вайнахов было привлечено 100 000 военных, но она растянулась с 23 февраля 1944 года по 9 марта: население сопротивлялось и сбегало в горы. Было застрелено 780 человек, арестовано 2 016 человек, изъято 20 000 автоматов, пулеметов и винтовок. 6 544 горца сумели сбежать в горы. Всего в Казахстан и Киргизию вывезли 493 269 вайнахов, затем еще 28 000 – из Дагестана, 2 700 – из Грузии.

Калмыки

Гнев вождя калмыки вызвали сотрудничеством с оккупантами: в 1942 году был создан Калмыцкий кавалерийский корпус, который принимал участие в боевых действиях и карательных походах. В 1943 году ситуация оставалась сложной: банды грабили магазины, убивали коммунистов и офицеров, было зарегистрировано 18 столкновений с отрядами НКВД, учитывая это, власти решили провести 28-29 декабря 1943 года операцию «Улус». С родных мест было сорвано 93 139 калмыков. Под депортацию попали русские женщины, вышедшие замуж за калмыков, а вот калмычки, вышедшие за русских сумели избежать печальной участи. Как пишет военный историк Михаил Семиряга (« Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны») операция позволила выявить 750 бандитов, полицаев и немецких связных. Калмыков выслали в Омскую, Новосибирскую, Тюменскую области и в Красноярский край.

Кроме этого, были депортированы: карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, эстонцы, литовцы и латвийцы, хемшины, русские и многие другие, – всего около 30 народов России. Несправедливость коснулась многих, ведь тысячи татар, чеченцев, калмыков, греков, армян и немцев честно воевали на фронтах Великой Отечественной или работали в тылу. Но слова Сталина «Сын за отца не отвечает» оказались лживыми: за преступления одних людей расплатились сотни тысяч других, невинных.

О каких масштабах речь? Все данные оценочны.

2 декабря президент провел в Санкт-Петербурге заседание Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку. Владимир Путин между прочим заметил: «В нашей стране, так же как и в Соединенных Штатах, — примерно равное количество людей, находящихся на нелегальном или полулегальном положении, это свыше 10 миллионов человек. И, безусловно, мы с вами должны это иметь в виду, поскольку это вызывает законные озабоченности и раздражение у местного населения, особенно в крупных российских городах».

Первое января могло стать черным днем, конечно, не для всех 10 миллионов.

1 января 2017 года заканчивается действие главы VIII.1 Закона «О гражданстве Российской Федерации». Она упрощала легализацию:

а) имевшим гражданство СССР и прибывшим в РФ до 1 ноября 2002 года, если они не имеют другого гражданства, вида на жительство или прописки в иностранном государстве;

б) их детям;

в) тем, кто получил паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года, но у кого впоследствии органы не определили «наличие гражданства РФ», имеющим гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

По данным МВД, эта глава облегчала оформление гражданства (не требовалось добиваться разрешения на временное проживание или вида на жительство, предъявлять данные об источнике средств к существованию, сдавать экзамен по русскому языку) более 70 тыс. соотечественникам, однако воспользовались ее нормами 45 тысяч. Остальные — не менее 25 тыс. человек — обязаны были выехать из России. Законом от 12 ноября 2012 года устанавливался срок: до 31 марта 2017 года (не позднее трех месяцев со дня окончания срока действия главы VIII.1), иначе — депортация.

Петр Саруханов / «Новая газета»

Законопроект, продлевающий действие этой главы еще на три года, внес в ноябре первый зампред Комитета по делам СНГ Константин Затулин. 8 декабря, накануне рассмотрения, к числу инициаторов проекта добавили Ирину Яровую. И Дума его поддержала. Примечательно, что законодательное требование депортации бывших соотечественников, то есть результаты работы прежнего состава Думы, состав нынешний (не сказать, что сильно отличающийся) назвал «дискредитацией РФ».

«Не терпится опробовать Нацгвардию»

СПЧ меж тем рекомендует провести иммиграционную амнистию для соотечественников, ставших «нелегалами поневоле» из-за несовершенства законодательства. Соответствующие письма из администрации президента разослали первым лицам всех ведомств, причастных к миграции. Как пишет председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова, «к сожалению, ответы получены пока неутешительные».

Куда хотели депортировать всех этих людей? Или собираются депортировать через три года? Они не менее 14 лет (кто-то всю жизнь) живут в России, многие из них — русские и коренные россияне. Куда их?

Президент Уральской ассоциации беженцев, консультант-эксперт Общественной палаты Свердловской области Людмила Лукашёва говорит о необходимости срочных мер: «Если бы хотя бы одно ведомство откликнулось на наши прежние обращения, нам не пришлось бы в авральном режиме предупреждать ту гуманитарную катастрофу, к которой подталкивают общество те, кому не терпится опробовать Нацгвардию». Это цитата из письма Лукашёвой от 9 декабря, когда еще было неизвестно, как отреагирует Дума на проект Затулина. А отправлено это письмо Сергею Меняйло, сибирскому полпреду президента. Почему ему? Потому что в Красноярске живет Наталья Коверник, героиня серии публикаций «Новой газеты» ( за 2011 год, и с.г.). Конституционное право Коверник на изменение гражданства присвоили чиновники. Они отказывают ей в том, что она — гражданка России.

Между тем: Н. Коверник родилась 28.10.1961 в Красноярске. Ее мать, Игнатова Александра Васильевна, уроженка д. Ново-Михайловка Партизанского района Красноярского края, являлась гражданкой России по рождению, российского гражданства не прекращала, иного не приобретала. Ее отец, Игнатов Виктор Павлович, уроженец д. Осиповки Туруханского района Красноярского края, являлся гражданином России по рождению, российского гражданства не прекращал, иного не приобретал. «Коверник приобрела гражданство РФ на момент своего рождения и продолжает в нем состоять, поскольку не ходатайствовала о его прекращении», — цитирую экспертное заключение от Лукашёвой. Да, на момент распада СССР Коверник постоянно проживала на территории, отошедшей к Республике Украина. Но поскольку у РФ нет договора о двойном гражданстве с Украиной, полномочные органы РФ не имеют права признавать Коверник гражданкой Украины. «Иное толкование закона и следующие за ними действия фактически произвольно без свободного волеизъявления гражданина лишают Коверник законно приобретенного российского гражданства, нарушают статью 6 Конституции, умаляют достоинство ее личности».

В истории Коверник со всей наглядностью отражаются некоторые сущностные черты российской государственности. С ее желанием осчастливить всех вовне, с раздачей российских паспортов иностранным деятелям искусств, жителям Южной Осетии и Абхазии, с борьбой против «произвольного лишения гражданства» как инструментария Риги и Таллина. С наделением двух миллионов крымчан российскими паспортами, чему не помешали их украинские паспорта, и отказе Коверник признать ее российское гражданство из-за того же украинского паспорта.

«Судя по поведению и ответам, направляемым руководством местного миграционного ведомства, в его структуре отсутствуют специалисты, компетентные в вопросах определения гражданства РФ, — пишет Лукашёва. — К сожалению, это типично не только для Сибири. Нам известен единичный случай, когда руководство местного миграционного ведомства положительно отреагировало на гражданскую инициативу по самоопределению статуса гражданства. Это было в Челябинской области. В нашем регионе, несмотря на положительную судебную практику, уже бывшее УФМС во главе с уже бывшим начальником вступило в открытую конфронтацию с гражданами и годами устраивало бюрократическую волокиту вокруг нежелания соотечественников, не утративших гражданства России по рождению, получить паспорт без повторного приобретения гражданства».

Коррупция в режиме ожидания

На антикоррупционном форуме в Екатеринбурге 5 и 7 декабря, организованном областной Общественной палатой, констатировали: реформирование ФМС проходит в закрытом режиме. Октябрьские обращения Лукашёвой к первому замглавы МВД Александру Горовому, в четыре думские фракции с предложениями о реформировании ФМС остались без ответа. И нет причин ждать изменений к лучшему.

«В настоящее время коррупция в сфере миграции перешла в режим ожидания (на период реформ), но и деятельность миграционного ведомства по осуществлению основных функций (паспортизация, определение наличия гражданства, исполнение решение суда по миграционным спорам) сведена на нет. До настоящего времени не исполнено ни одно решение суда, вступившее в силу по спорам, прошедшим под контролем нашей организации и ее партнеров», — констатирует Лукашёва.

Она просит Меняйло поручить главному фединспектору в СибФО взять под личный контроль соблюдение прав Коверник.

После выхода последней нашей заметки о деле Коверник мне позвонила полковник Ирина Мужецкая, начальник отдела информации и общественных связей краевого УМВД, и пригласила для конструктивного диалога к начальнику бывшего территориального управления ФМС, теперь Управления по вопросам миграции краевого УМВД. Я в эту контору не ходок, потому что слушать в 129-й раз одни и те же аргументы, почему Коверник никогда не была гражданкой РФ и почему ее «по-хорошему» надо выдворять, — бессмысленно. Коверник же — куда деваться — пошла. Вышла и подтвердила: аргументация не меняется.

Слушайте. Все независимые юристы, к которым обращались и я, и Коверник, говорят: гражданства РФ и РСФСР — одно и то же, состоялось лишь переименование. См., например, закон РСФСР от 25.12.1991 № 2094-I: «Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия)». И — ничего о прекращении чьего-либо гражданства. Гражданин России по рождению (не важно, как называлось государство — Российская империя, РСФСР или РФ) остается ее гражданином навсегда, если только сам не откажется от гражданства.

Есть определения Конституционного и Верховного судов, где разъясняется, что лица, имевшие российское гражданство по рождению, не утрачивают его в силу автоматического принятия гражданства стран СНГ и в силу проживания за пределами России. Но кому и как тыкать этими определениями?

Только сейчас власти озаботились многолетним игнорированием решений КС — внесенный президентом законопроект, который должен прекратить эту практику, Госдума 9 декабря приняла в первом чтении. Толкование законов от КС станет безоговорочным для госорганов и приоритетным для судов при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их законных прав и свобод. Законопроект оговаривает необходимость пересмотра ранее принятых решений по таким делам.

Президент говорит

Возвращаясь к заседанию в Санкт-Петербурге 2 декабря. Президент, в частности, заметил: «Я неоднократно обращал внимание правительства на то, что вопросы, связанные с приобретением российского гражданства, особенно определенными категориями граждан бывших республик Советского Союза, должны быть максимально разбюрокрачены».

То есть президент уже устал говорить чиновником одно и то же.

Ну если Путина не слышат, не знаю, есть ли смысл газете повторять прописные истины. И все же.

Еще раз: никакие чиновники, пусть самые великие, не вправе отнимать у человека гражданство. Народ, его персональный состав, пусть он им совсем не нравится, — не в их компетенции. Кровь и почва — предки и место рождения — им не подконтрольны.

Вторичное государство может фиксировать движение первичных крови и почвы, но уж никак не пытаться ими командовать.

Законодательство России это, собственно, и утверждает.

Все, что требуется от миграционных чиновников по делу Коверник, — это выполнить свои функциональные обязанности. Первым пунктом в их полномочиях указано «определение наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ». И определяться оно должно на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР. Другими словами, чиновники должны провести регламентированную законом проверку наличия у Коверник гражданства РФ (оно тут же обнаружится) и выдать ей паспорт гражданина России, а не интересоваться тем, получала ли она гражданство Украины и каково законодательство Украины? Какое им дело до Украины?

А вот полномочий не признавать коренных россиян гражданами РФ у территориальных органов исполнительной власти нет. И нет таких законов, на основании которых они могли бы это делать.

Лукашёва предлагает объявить конкурс на разработку программы повышения квалификации работников МВД «Компетенция «Гражданство РФ», обучить этой компетенции весь руководящий состав управления МВД по вопросам миграции и его территориальных структур. Госдума могла бы этим озаботиться хотя бы для того, чтобы спустя три года не пришлось искать тех, кто дискредитирует Россию.

А еще Лукашёва предлагает объявить конкурс на разработку электронной госуслуги «Определение наличия/отсутствия гражданства РФ» на основе технологии определения гражданства Уральской ассоциации беженцев (к слову, лауреата нацпремии «Гражданская инициатива»).

Коверник:

— Я об этой компьютерной программе говорю с 2005 года, после своего судебного решения. Вводишь место рождения, наличие/отсутствие решения о прекращении российского гражданства; наличие заявления о приобретении иностранного гражданства в порядке оптации (т.е. добровольного выбора) по двусторонним международным договорам об упрощенном порядке приобретения гражданства иного государства (Казахстан, Киргизия) и т.д. И железяка не будет мне врать в глаза и сочинять небылицы про оптацию при отсутствии двустороннего международного договора по вопросам гражданства, прекращения существования РСФСР и не будет нести другую околесицу, которую слушать стыдно. Всего-то: провести тестирование. Но тогда придется ох как сократить штатную численность МВД… Жалко, сын мой не сможет участвовать в таком конкурсе — не россиянин же… А ведь программист, хотя власти сделали все возможное, чтобы я не смогла дать ему образование.

* * *

Это очевидная несправедливость, по каким угодно меркам — не признавать гражданство России за русскими по крови, по рождению, никогда не отказывавшимися от этой земли. Никому не дано отнимать у человека его право на гражданство, на родину. Оно естественное или, если угодно, данное Богом.

Депортация народов — форма репрессий, своеобразный инструмент национальной политики.

Советская депортационная политика началась с выселения белых казаков и крупных землевладельцев в 1918—1925 годах

Первыми жертвами советских депортаций стали казаки Терской области, которые в 1920 году были выселены из своих домов и отправлены в другие местности Северного Кавказа, в Донбасс, а также на Крайний Север, а их земля была передана осетинам. В 1921 году жертвами советской национальной политики стали русские из Семиречья, выселенные из Туркестанского края.

К 1933 г. в стране насчитывалось 5300 национальных сельсоветов и 250 национальных районов. Только в одной Ленинградской области было 57 национальных сельсоветов и 3 национальных района (Карельский, Финский и Вепсский). Действовали школы, в которых преподавание велось на национальных языках. В Ленинграде в начале 1930-х издавались газеты на 40 языках, в том числе на китайском. Велись радиопередачи на финском языке (В Ленинграде и Ленинградской области тогда проживало около 130 тысяч финнов).

С середины 1930-х годов начинается отказ от прежней национальной политики, выразившийся в ликвидации культурной (а в ряде случаев и политической) автономии отдельных народов и этнических групп. В целом это происходило на фоне централизации власти в стране, перехода от территориального к отраслевому управлению, репрессий против реальной и потенциальной оппозиции.

В середине 1930-х в Ленинграде сначала были арестованы многие эстонцы, латыши, литовцы, поляки, финны и немцы. С весны 1935, на основании секретного указания народного комиссара внутренних дел Г. Г. Ягоды от 25 марта 1935, из приграничных районов на северо-западе были принудительно выселены местные жители, основная часть из которых были финны-ингерманландцы.

15 тысяч семей лиц польской и немецкой национальностей (около 65 тыс. человек) были выселены с Украины, территорий, прилегающих к польской границе, в Северо-Казахстанскую и Карагандинскую области. В сентябре 1937 года на основании совместного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428—326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного Сталиным и Молотовым, 172 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока. Выселение некоторых наций с пограничных территорий иногда связывается с военными приготовлениями.

С конца 1937 года постепенно были ликвидированы все национальные районы и сельсоветы за пределами титульных республик и областей. Также за пределами автономий было свёрнуто преподавание и выпуск литературы на национальных языках.

Депортации времён Великой Отечественной войны

В 1943—1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей,чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов — в основном по обвинению в коллаборационизме, распространённому на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов. Всего в годы Великой Отечественной войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальности.

Депортация немцев

28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай. Частично немцы были отозваны из действующей армии. В 1942 началась мобилизация советских немцев в возрасте от 17 лет в рабочие колонны. Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках.

Были депортированы также представители народов, страны которых входили в гитлеровскую коалицию (венгры, болгары, многие финны).

На основании решения Военного совета Ленинградского фронта от 20 марта 1942 г. из прифронтовой зоны в марте-апреле 1942 года было депортировано около 40 тысяч немцев и финнов.

Те из них, кто вернулся домой после войны, были повторно депортированы в 1947—1948 гг.

Депортация карачаевцев

По переписи 1939 года на территории Карачаевской АО проживало 70 301 карачаевец. С начала августа 1942 и по конец января 1943 года она находилась под немецкой оккупацией.

12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября остановление СНК СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР. В этих документах причины выселения объяснялись

Для силового обеспечения депортации карачаевского населения были задействованы войсковые соединения общей численностью в 53 327 человек и 2 ноября состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев.

Депортация калмыков

В начале августа 1942 года большая часть улусов Калмыкии была оккупирована и освободили территорию Калмыкии только в начале 1943 года.

27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, а 28 декабря постановление СНК за подписью В. М. Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. В операции по выселению калмыцкого населения, получившей кодовое название «Улусы», участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, а руководство за ходом операцией осуществлял начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор Маркеев.

Депортация чеченцев и ингушей

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», а 31 января вышло постановление Государственого Комитета Обороны о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 20 февраля вместе с И. А. Серовым, Б. З. Кобуловым и С. С. Мамуловым, Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, в которой были задействованы до 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и «СМЕРШ», а также около 100 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в «учениях в горной местности». 21 февраля он издал приказ по НКВД о депортации чечено-ингушского населения. На следующий день он встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции и предложил провести необходимую работу среди населения, а уже утром следующего дня началась операция по выселению.

Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года. Операция началась по кодовому слову «Пантера», которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения.

По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветских элементов», изъято более 20 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулеметов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека.

Депортация балкарцев

24 февраля 1944 года Берия предложил Сталину выселить балкарцев, а 26 февраля он издал приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из КБ АССР балкарского населения». За день до этого Берия, Серов и Кобулов провели встречу с секретарём Кабардино-Балкарского обкома партии Зубером Кумеховым, в ходе которой было намечено в начале марта посетить Приэльбрусье. 2 марта Берия в сопровождении Кобулова и Мамулова съездил в Приэльбрусье, сообщив Кумехову о намерении выселить балкарцев, а их земли передать Грузии, чтобы та могла иметь оборонительный рубеж на северных склонах Большого Кавказа. 5 марта вышло Постановление ГКО о выселении из КБ АССР, а 8-9 марта началась операция. 11 марта Берия доложил Сталину, что «балкарцев выселено 37 103 человека»

Депортация крымских татар

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них — крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Депортации азербайджанцев

Весной 1944 года принудительные переселения были проведены в Грузии. В конце марта 608 курдских и азербайджанских семей численностью 3240 человек — жители Тбилиси, «самовольно оставивших работу в сельском хозяйстве и прибывших на проживание в Тбилиси» , были переселены внутри Грузинской ССР, в Цалкинский, Борчалинский и Караязский районы. В городе была оставлена только 31 семья военнослужащих, инвалидов войны, педагогов и учащихся вузов. В соответствии с постановлением ГКО № 6279сс от 31 июля того же года из пограничных районов Грузинской ССР были выселены турки-месхетинцы, курды, хемшилы и другие, причём подконтингент «другие» состоял в основном из азербайджанцев. В марте 1949 года численность азербайджанских спецпоселенцев, выселенных из республики, составляла 24 304 человека, которые в течение 1954—1956 гг. фактически были сняты с учёта спецпоселений.

В 1948—1953 гг. переселению подверглись азербайджанцы, проживавшие в Армении. В 1947 году первый секретарь Коммунистической партии Армянской ССР Григорий Арутинов добился принятия Советом министров СССР постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР», в результате чего до 100 тысяч азербайджанцев подверглись переселению «на добровольных началах» (а по сути — репатриации) в Азербайджан. 10 000 человек было переселено в 1948 году, 40 000 — в 1949 году, 50 000 в 1950 году.

Депортация турок-месхетинцев

Он отметил, что «НКВД СССР считает целесообразным пересилить из Ахалцихского, Ахалкалакского, Адигенского, Аспиндзского, Богдановского районов, некоторых сельсоветов Аджарской АССР — 16 700 хозяйств турок, курдов, хемшинов» . 31 июля Государственный Комитет Обороны принял постановление (№ 6279, «совершенно секретно») о выселении из Грузинской ССР в Казахскую, Киргизскую и Узбекскую ССР, как отмечалось в документах Отдела спецпоселений НКВД СССР, 45 516 турков-месхетинцев. Всей операцией, по приказу Берии, руководили А. Кобулов и грузинские наркомы госбезопасности Рапава и внутренних дел Каранадзе, а для её осуществления выделялось всего лишь 4 тыс. оперативных сотрудников НКВД.

Положение депортированных народов

В 1948 г. был принят указ, запрещавший немцам, а также другим депортированным народам (калмыкам, ингушам, чеченцам, финнам и т. д.) покидать районы депортации и возвращаться на родину. Те, кто нарушал этот указ, приговаривались к лагерным работам на 20 лет.

Реабилитация

В 1957—1958 были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к национальным конфликтам (так, начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; ингушами в Пригородный район заселенный осетинами и переданный Северо Осетинской АССР.

Однако значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы и др.) и в это время не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину.

28 августа 1964 г., то есть 23 года спустя после начала депортации, Президиум Верховного Совета СССР отменил ограничительные акты в отношении депортированного немецкого населения, а указ, снявший полностью ограничения в свободе передвижения и подтверждавший право немцев на возвращение в места, откуда они были высланы, был принят в 1972 г.

14 ноября 1989 года Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений.

В 1991 г. был принят Закон о реабилитации репрессированных народов, который признал депортацию народов «политикой клеветы и геноцида» (статья 2).

Спустя 15 лет после признания в СССР, в феврале 2004 года Европарламент также признал факт депортации чеченцев и ингушей в 1944 году актом геноцида.