Один из древнейших праздников, история которого уходит корнями в глубину тысячелетий. Сами иудеи называют его «Песах», что в переводе с иврита означает «пройти мимо» или «миновать». Отвечая на вопрос, когда еврейская Пасха отмечается в Израиле, нужно отметить, что она празднуется в 15-й день месяца нисана, однако все даты иудейского календаря являются плавающими, и потому по юлианскому стилю памятное событие может выпадать на различные числа, в зависимости от конкретного года.

История : праздник связан с историческим событием, подробно описанным во второй книге Торы, которая в русской традиции названа «Исход». Это библейская легенда о рабской жизни евреев в Египте, преследованиях малочисленного народа фараоном и его жрецами, а также о последующем освобождении. Понятие «миновать» связано с повелением Бога помазать кровью жертвенного ягненка, чтобы ангел смерти смог пройти мимо еврейских домов и умертвить только первенцев египтян.

Исследователи убеждены, что корни Песаха следует искать в двух архаичных и уже позабытых сельскохозяйственных праздниках. Один из них связан с новым приплодом скота, когда иудеи должны были приносить в жертву одного ягненка без видимых пороков, а другой - с первой жатвой. Собирая ячмень, люди полностью уничтожали сохранившийся в доме старый хлеб и выпекали из зерен нового урожая лепешки, которые получили название «маца».

Значение праздника : такие праздники в Израиле, как Песах, получили не только ярко выраженное религиозное значение, но и другой ключевой момент, о котором современные иудеи нередко забывают. Так, по своей сути Еврейская Пасха стала поворотным событием в формировании отдельно взятого народа и последующей национальной идентификации евреев в качестве отдельного этноса.

До исхода, описанного в Торе, рабы являлись обычными подданными фараона, хотя они и сохраняли некоторую самобытность и религиозную специфику по отношению к остальным жителям Египта. После выхода с территории могущественной страны евреи во главе с вождем Моисеем стали настоящим народом со своей иерархией и институтами, а после перехода в Землю Обетованную сумели основать собственное государство, возвести единственный храм для служения Всевышнему и создать первую в своей истории царскую династию.

Празднование : еврейская Пасха по традиции празднуется в течение восьмидневного срока, и для каждого дня свойственны не только определенные религиозные ритуалы, но и соответствующие деяния верующих. Во время церемонии, называемой «седером», каждое поставленное на стол блюдо символизирует какие-либо эпизоды, связанные с исходом из Египта. К примеру, маца, выпекаемая в виде тонких и плоских лепешек, ассоциируется с незаквашенным тестом, которое евреям пришлось в спешке взять с собой, когда они были вынуждены спасаться от преследования войск фараона.

К обязательным блюдам относится смесь орехов и яблок, чашка с соленой водой, хрен или горькая трава. Они служат напоминаем о том, как предкам современных евреев приходилось лепить глиняные кирпичи на строительстве пирамид, проливать слезы и испытывать горечь от рабской жизни и полного бесправия. Еврейская Пасха - это не только застолье, каждый прием пищи сопровождается определенным набором благословений и молитв, а также чтением псалмов.

В конце церемонии всякий раз звучит фраза: «В будущем году - в Иерусалиме!», которая ассоциируется с завершением «рассеяния» среди остальных народов и возвращения на Основные религиозные ритуалы проводятся в синагогах, раввин читает Песнь Песней, а в радостную и праздничную атмосферу погружаются все верующие, которые должны петь и танцевать, воздавая хвалу Всевышнему.

.
Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля и во второй и восьмой) день.
хамец , седер, маца , Хаггада

Связан с Шавуот

Позднее, во время существования Иерусалимского храма , пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Пасхальный Седер

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века

Основная статья: Седер

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер / са́йдэр ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Хаггаду , где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Агады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера) каждый еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.

Маца

Маца машинного изготовления.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохраненная маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - маро́р .

Праздничная неделя

Исру хаг

Следующий день после праздника Песах называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот) с остальными днями в году.

Отсчёт дней Омера

С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер ») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.

Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50-й день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру », а на 8-й - «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру ».

Седьмой день Песаха

Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев. ). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх. ). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Песах у самаритян

Самаритяне празднуют Песах на священной горе Гризим , где приносят жертву (в жертву приносится единица скота) . Такие отличия от общееврейского празднования связаны с тем, что самаритяне признают исключительно письменную Тору и не признают устную.

См. также

Сноски и примечания

Ссылки

  • Песах - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Проведение пасхального седера с участием рава Ицхака Зильбера (видеофильм)

И восемь дней в странах диаспоры .

Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня - в диаспоре) - праздничные в полном смысле (иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготов­ление пищи разрешено); в остальные дни - хол х а-мо‘эд (`праздничные будни`) - работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма , не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй (Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг х а-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца ; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (х аг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (тал ) и полностью - Х аллел (в странах рассеяния Х аллел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней ; в последний день Песаха читается Х азкарат нешамот . Этот день принято связывать с переходом через Красное море . В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы (хаг х а-херут ).

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее - на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошиях у централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского . Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).

Еврейский праздник Песах - хорошо известный «праздник свободы», отмечаемый в честь Исхода евреев из . Песах - это и национальный праздник еврейского народа. Тора дана народу, когда он уже осознал себя, а это произошло после того, как потомки наших праотцев прошли через рабство в Египте.

Песах есть рождение еврейского народа ; его уроки борьбы и самобытности продолжают формировать основу еврейского сознания спустя 3300 лет после свершившихся событий.

Песах в 2018 году

Праздник Песах длится 8 дней в диаспоре (в Израиле 7 дней); его начало приходится на канун 15 нисана (вечер 14 нисана ); завершение - 22 нисана (с 30 марта по 7 апреля в 2018 году).

Название праздника “Песах” берёт своё начало от события последней казни, - поражение египетских первенцев - и напоминает про обещание Всевышнего: “…пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной” (Шмот , 12:23). Всевышний «прошёл мимо» (песах) еврейских домов, миновал их и не тронул.

Ночь Седер Песах

Этот вечер (после наступления темноты) на исходе 14-го числа месяца нисана, по еврейскому календарю, отмечается празднованием ритуальной семейной трапезы. За пределами Эрец-Исраэль принято проводить два седера - в этот вечер и следующий. В Израиле - Седер Песах проводится только в одну первую ночь. Сама идея седера основана на библейских стихах из книги Шмот , (главы 1-15):

Рассказ об Исходе из Египта (магид ) в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы . Цель Седера - дать ощутить каждому еврею опыт выхода «из рабства в свободу». Каждая семья в этот вечер и ночь чувствует себя так, как будто бы она выходит из Египта в режиме реального времени. Как написано в , мы рассказываем и подробно излагаем 10 казней. Мы едим особенную пасхальную еду (символы рабства и свободы); кроме того, праздничная трапеза включает , которых люди ждут с нетерпением в течение года (подумайте о шариках из мацы !) Мы произносим хвалу и надеждой на встречу в «следующем году в Иерусалиме!»


Седер
- особое таинство семейных уз как взрослых, так и детей, сосредоточенных на главной ночи праздника Песах . Дети с наслаждением поют , например, , задают вопросы от имени , читают повествование об Исходе из Египта; пытаются «украсть» афикоман и открывают дверь .

Маца - главный символ Седера

Главной особенностью и законом праздника Песах является заповедь есть пресный ) и строжайший запрет не только употреблять, но даже иметь в своем доме . есть главный символ Седера: наиболее распространённой причиной употребления мацы является то, что на утро Исхода евреи так спешили выйти из Египта, что хлеб не успел забродить и подняться. Маца - это тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкасались прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут . (В настоящее время распространена маца, изготовленная машинным способом, хотя многие по-прежнему предпочитают мацу, сделанную вручную. Современная техника не только дает возможность изготовить мацу требуемого стандарта, но и увеличивает скорость процесса, что уменьшает опасность брожения).

Маца может быть круглой и прямоугольной, форма мацот не имеет особого значения. Особая мицва Седера - вкушение мацот . Каждый должен съесть две трети квадратного кусочка мацы (или половину круглой мацы ) , облокотившись на левую руку в течение 4 минут . В конце праздничной трапезы подаётся особый «десерт» - кусочек мацы, афикоман .

Четыре бокала

Вино - символ веселья и радости. В Седер мы пьём четыре бокала вина. Они символизируют четыре обещания свободы, данные Всевышним народу Израиля: “И выведу вас из-под ига египтян…”; “И избавлю вас…”; “И спасу вас…”; “И приму вас…” (Шмот , 6:6,7). Следующий стих начинается словами: “И введу вас в эту землю…”. Это пятое обещание, которое символизирует пятый бокал, называемый “бокалом Элияѓу” (кос Элияѓу). Его не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции, Элияѓу считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. У каждого участника Седера должен быть свой бокал, объёмом не менее 98 мл. Попытайтесь выпить вино в бокале полностью (или большую её часть ) в течение 4 минут; каждый из четырёх бокалов в знак выражения свободы пьют, наклоняясь слегка влево и назад, полулежа, опираясь на левую руку .

Карпас

Перед началом Седера мы едим карпас - овощи (например, сельдерей, петрушку, картофель), макая их в солёную воду в знак воспоминания о слезах и каторжном труде евреев. Глава Седера , а затем и все присутствующие, обмакнув в соленую воду кусочек карпаса , съедают его, предварительно благословив: Благословен Ты, Г-сподь, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли. Это благословение выводит также и марор , который будет съеден позже.


Горькие травы, марор

Горькие травы. Хотя у многих есть обычай есть ; допускается в пищу и римский салат. («Красный хрен» в банках, купленный в магазинах, есть нельзя, ибо это смесь большего количества свёклы и меньшего количества хрена). Марор также макают в харосет , густое пюре из фиников, вина, орехов и яблок. Участники Седера, не облокачиваясь на левую руку, съедают по кусочку марора (минимальным объемом - кезайт ), обмакнув его в харосет и произнеся прежде благословение:

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать горькую зелень.

Контрольный перечень необходимого для проведения Седера

Седер означает «порядок», поэтому нужно запомнить много важных подробностей. Не забывайте: ваш Седер должен включать:

Блюдо Седер Песах , (кеара ) на которое выкладывается:

  1. сельдерей, петрушка или картошка (карпас );
  2. салат-латук (марор );
  3. хрен (хазерет );
  4. харосет ;
  5. жареное куриное крылышко (зроа );
  6. яйцо вкрутую (бейца );
    • маца , покрытая сверху салфеткой (три квадратных или круглых мацот (плюс дополнительная маца );
    • вино и виноградный сок;
    • Агадот шель Песах ( пасхальная Агада для каждого участника Седера);
    • бокал для Элияѓу;
    • солёная вода;
    • бокалы для кидуша;
    • подушки для возлежания хозяина дома;
    • призы за находку афикомана

Помещения без квасного (хамца)


Во время пасхальной недели евреям запрещено есть или держать у себя хамец (квасное). По этой причине мы уничтожаем (или продаём) весь хлеб, печенье, макароны, пиво и т. д., приобретая другие продукты со знаком за неделю и раньше до начала праздника Песах .

Поиск и сожжение квасного (бдикат хамец )

Накануне праздника Песах, вечером, мы организовываем на предмет нахождения запретного квасного ( ). Бдикат хамец совершается при помощи свечи и оставляет незабываемые впечатления у всей семьи. Любой оставшийся хамец сжигают на следующее утро (срифат хамец ) или продают не еврею на передержку, пока не закончится Песах . Продажа должна быть серьёзной и юридически обоснованной; она осуществляется при помощи квалифицированного раввина. Любая проданная еда должна быть закрыта в шкафу и накрыта плёнкой.

Еврейская пасха является самым древним и значительным иудейским праздником. Она всегда выпадает на весну, как и православная пасха, но посвящена другим событиям и имеет свои особые традиции. Поговорим о них подробнее, чтобы лучше понять уникальность этого народа.

История праздника

В чем суть еврейской пасхи? Считается, что в эти дни более 3 тыс. лет назад иудеи смогли покинуть Египет, где провели в рабстве более 200 лет. Сопровождалось это многочисленными чудесами, описанными в Торе. С тех пор началась история еврейской нации.

Название праздника произошло от слова "песах" ("прошедший мимо"). Вождь Моисей просил фараона отпустить его угнетаемый народ, но не встретил понимания. Тогда Бог наслал на египтян 9 "казней". Сначала воды Нила стали кровавыми, затем дома атаковали полчища жаб, мух и оводов, начался мор скота, не затронувший евреев. Тела египтян покрылись язвами, огненный град уничтожал их дома, а саранча - урожай. Густая тьма три дня покрывала все вокруг, сковывая движения людей. Чтобы избавиться от обрушившихся бед, фараон давал обещание освободить евреев, но каждый раз отказывался исполнять его.

Десятая кара была самой суровой. Ангел смерти забрал всех первенцев у египтян, начиная с фараона. Евреям накануне страшной ночи было велено заколоть годовалого ягненка, съесть его с горькими травами, а кровью животного пометить дверь. Смерть проходила мимо их домов. После последней кары фараон разрешил египетскому народу уйти. Через три дня за ними была послана погоня. Бог снова спас беглецов, приказав морю расступиться перед ними. Египтяне погибли в сомкнувшихся водах. Так евреи обрели свободу.

Дата празднования

Тайная вечеря перед казнью Иисуса Христа, на которой он уподобил себя принесенному в жертву ягненку, пришлась как раз на первый день еврейской пасхи. Какого числа отмечается этот праздник? Он начинается в 14-й день нисана, первого месяца по библейскому (лунному) календарю. По григорианскому исчислению это соответствует весенним месяцам (март или апрель).

Праздник на территории Израиля продолжается 7 дней. Первый и последний становятся официальными выходными. Также на этот период приходятся школьные каникулы. В других странах, где проживают еврейские диаспоры, пасху отмечают 8 дней.

Запреты

Бог запретил людям работать в первый и последний день еврейской пасхи. Какого числа она не отмечается и на какие дни недели выпадает при этом не учитывается. В середине праздничной недели разрешалось выполнять только самые необходимые дела, которые нельзя отложить на более поздний срок.

Строгие ограничения касаются пищи. В доме не должно быть продуктов, которые приготовлены путем брожения или с использованием закваски. Сюда относятся различные хлебобулочные изделия, макароны, ликеры, пиво, квас, некоторые виды консервов. Такие продукты называют "хамец" ("квасное").

Связан запрет с тем, что древние евреи, торопясь покинуть Египет, не стали дожидаться, пока тесто поднимется. С собой они взяли только пресные лепешки ("маца"). Перед праздником проводится генеральная уборка. Когда начинается еврейская пасха, в доме не должно оставаться ни крошки хамеца. Все уничтожается.

Накануне праздника глава семьи лично обходит дом с горящей свечой. Свет во время ритуала гасится. Задача мужчины: найти остатки хамеца. Чтобы усилия не оказались напрасны, 10 кусочков хлеба прячутся в разных местах. Их необходимо пером смести в деревянную ложку и сжечь следующим утром.

Праздничный стол

На еврейскую пасху принято готовить много блюд. Подаются они на посуде, специально припасенной для этих целей. В нее никогда не кладут хамец.

Символическими продуктами являются:

  • Зроа. Это жареная баранина или куриная ножка на кости. Блюдо заменило ягненка, которого еврейские семьи долго приносили в жертву, вспоминая о побеге из Египта.
  • Маца, или пшеничные пресные лепешки.
  • Марор. Так называют горькую зелень: хрен, листья салата, базилик. Она напоминает о горечи рабства.
  • Карпас. Это весенние овощи, символизирующие возрождение. Их макают в соленую воду, напоминающую о пролитых евреями слезах.
  • Бейца, или крутое яйцо. После варки оно становится твердым, как и характер евреев, вынесших все испытания.
  • Харосет, сладкая смесь из орехов, изюма, тертого яблока, красного вина и корицы. Своим цветом она похожа на глину, из которой рабы строили города для египтян.

Подается к столу и красное вино. Каждый присутствующий обязан выпить 4 бокала в память о 4 обещаниях, которые Бог дал евреям. Детям наливают виноградный сок. Пятый бокал ставят для пророка Илии.

Начало еврейской пасхи

Праздник отмечают вечером, после наступления сумерек. С утра первенцы в еврейских семьях должны держать пост. За маленьких детей это делает отец. Так люди выражают благодарность Богу, который пощадил еврейских первенцев во время "десятой казни".

Вечером зажигаются свечи и начинается пасхальная трапеза - седер (в переводе "порядок"). Его основная цель - познакомить детей с историей своего народа. За столом собирается вся семья, также могут приглашаться неимущие. Порядок трапезы был разработан в Средние века и включает в себя следующие элементы:

  1. Кадэш - произнесение благословения.
  2. Урхац - ритуальное омовение рук.
  3. Карпас, когда овощи окунают в соленую воду.
  4. Яхац, или деление маццы надвое. Одну половину откладывают, и дети стараются выкрасть ее.
  5. Маггид (повествование). Младший ребенок задает вопросы о еврейской пасхе. В качестве ответа зачитывается "аггада" - легенда об исходе из Египта.
  6. Рахца - омовение рук перед поеданием маци.
  7. Моци - слова благословения.
  8. Маца - поедание пресной лепешки.
  9. Марор - вкушение тертого хрена и горькой зелени.
  10. Корэх - мацу едят вместе с зеленью.
  11. Шулхан-арух - праздничная трапеза.
  12. Цафун - дети возвращают в обмен на подарки украденную половину мацы. Она съедается.
  13. Барех - благодарственная молитва.
  14. Халлел - чтение псалмов, восхваляющих пророка Илию.
  15. Нирца - завершение обряда распитием вина.

После трапезы собравшиеся долго не расходятся, вспоминая об исходе евреев и распевая песни.

Пасхальная неделя

Утром следующего дня читается "Молитва о росе", которая знаменует приход весны. Традиции еврейской пасхи связаны с паломничеством. Люди отправляются на экскурсии, совершают длительные прогулки, воспроизводя древнее хождение по пустыне.

В последний день вспоминают чудесный переход евреев через расступившиеся море. В синагогах читают соответствующий отрывок из Торы. Многие израильтяне отправляются к водоему, чтобы на его берегу спеть "Песнь на море". Вечером в домах вновь зажигаются праздничные свечи, и семья собирается за одним столом.

Евреи - особая нация, которая всегда найдет выход из сложной ситуации. Вот несколько примеров этому:

  • Хамац перед пасхой нужно ликвидировать. Дорогостоящее спиртное евреи приносят раввину, которые за символическую цену продает его людям других национальностей. После праздников хамац выкупают.
  • От пасхального поста освобождаются первенцы, принимающие участие в трапезе, посвященной радостному событию. Поэтому в синагоге к этому дню заканчивают изучать раздел Талмуда и после утренней молитвы собираются за столом.

Еврейская пасха - очень древний праздник свободы и обновления, с которого началась когда-то история этого народа.