«Логическое мышление» - Игровые технологии. В трех букетах всего 15 роз. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций. Мышление. Направление игры. Интеллектуальный марафон. Использование игры: Логические задачи. Сколько роз в каждом букете? Виды мышления. В первом и во втором вместе 8 роз, а во втором и в третьем вместе 12 роз.

«Мышление» - Теория ментальных моделей (Ф. Джонсон-Лэйрд). 4. По наличию средств: - Творческие и репродуктивные задачи. Два определения мышления: В широком и узком смысле (В. Петухов). Отдельные классификации: а) Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Дж. Проблема - проблемная ситуация с недостаточно выявленными условиями и неопределенной целью.

«Тренинг мышления» - Национальный комитет по задачам в сфере образования США. Критическое мышление. И умирают, так и не начав. Как принимаются решения? Необходимость в навыках критического мышления. Определение критического мышления. Решения, которые мы принимаем, отразятся на жизни будущих поколений. Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество».

«Суждение как форма мышления» - Неверно, что все кошки серые. Если боишься волка, то в лес не пойдешь. Бабочки –капустницы бывают белыми или желтыми. Суждение как форма мышления. Все рыбы умеют плавать. Общеутвердительные Все … Частноотрицательные Некоторые не… Сложные. Виды простых суждений. Сложные суждения. Строятся с помощью связок «И» «ИЛИ» «ЕСЛИ…, ТО…» «НЕВЕРНО, ЧТО…».

«Развитие критического мышления» - Приемы по развитию навыков прогнозирования. Запоминание. «Двухчастный дневник». Аргумент одной группы – контраргумент другой. Зачем? Простой вопрос. Аквариум. Учащиеся могут переходить в другой угол. Почему «6 W». Перепутанные логические цепочки. Визуальные формы организации изучения материала. Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими.

«Внимание память речь мышление» - По степени новизны и оригинальности. «Практик». Лекция № 4 Мышление и речь. Свойства восприятия: Слуховое. Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие. Общее представление о памяти. Лекция № 5 Воображение: Проприоцептивное. По форме. По степени рефлексии. Функции и формы выражения воображения. Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику.

  • Мышление. Общая характеристика мышления.
  • Классификация видов мышления по различным основаниям.
  • Основные функции мышления.
  • Мыслительные операции.
  • Логические формы мышления.
  • Виды мышления.
Мышление. Общая характеристика мышления.
  • Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).
Классификация видов мышления по различным основаниям. Основные функции мышления
  • Основные функции мышления
  • Установление всеобщих взаимосвязей.
  • Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.
  • Обобщение свойств однородной группы явлений и т.д.
Мыслительные операции
  • Мыслительные операции
  • В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
  • Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.
  • Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
  • Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.
  • Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки
Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.
  • Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.
  • В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.
  • Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.
  • Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.
Логические формы мышления
  • Логические формы мышления
  • В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.
  • Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
  • Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.
  • Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими
  • Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.
  • Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.
  • Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.
  • Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.
  • Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).
  • Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
  • Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
  • Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.
Суждения образуются двумя способами:
  • Суждения образуются двумя способами:
  • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
  • Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.
  • Истинное суждение – это объективно верное суждение.
  • Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.
  • Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса.
  • Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.
  • Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.
  • Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
  • Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.
  • Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
  • Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Виды мышления
  • Виды мышления
  • Выделяют различные виды мышления.
  • Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
  • Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
  • Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
  • Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
  • Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
  • Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
  • Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
  • Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
  • Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.
  • Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
  • Индивидуальные особенности и
  • Качества мышления
  • Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.
  • Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.
  • Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.
  • Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
  • Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени
Список литературы
  • Список литературы
  • Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
  • Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
  • Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
  • Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
  • Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
  • 8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.

2 слайд

Я мыслю – значит, я существую. Декарт Мышление – основа познавательного процесса.

3 слайд

Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

4 слайд

МЫШЛЕНИЕ Установление всеобщих взаимосвязей Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Обобщение свойств однородной группы явлений и др. Основные функции

5 слайд

По форме По степени новизны и оригинальности По характеру решаемых задач По степени развернутости Интуитивное Дискурсивное Классификация мышления Наглядно-образное Наглядно-действенное Продуктивное (творческое) Репродуктивное (воспроизводящее) Практическое Теоретическое Абстрактно-логическое Виды мышления

6 слайд

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

7 слайд

По характеру решаемых задач различают мышление: - теоретическое; - практическое. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил.

8 слайд

По степени развернутости различают мышление: дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

9 слайд

По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

10 слайд

По средствам мышления различают мышление: вербальное; наглядное. Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

11 слайд

Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного отвлечение существенных свойств предмета от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Мыслительные операции Анализ Синтез Абстракция Сравнение Обобщение

12 слайд

Взаимосвязь форм мышления Умозаключение форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии. Суждение форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

13 слайд

Качества мышления Глубина мышления Самостоятельность мышления Гибкость мышления Критичность мышления Быстрота мышления Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени

16 слайд

Использованная литература: Р.С. Немов, Психология. Учебник- М., Юрайт 2009, ч.1 Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. В.Г. Крысько, Психология и педагогика в схемах и таблицах. - М., 2000. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонов В.А., Фаликман М.В. (ред.) Психология мышления

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Получение знаний или познание реальной действительности - это её отражение в сознании человека. Существует две формы познания: чувственная (с помощью органов чувств) и логическая (абстрактное мышление). Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. Мышление - это сознательный процесс переработки и усвоения информации. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания.

3 слайд

Описание слайда:

Мышление помогает: Познать законы окружающего мира; Сделать научное открытие; Получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.

5 слайд

Описание слайда:

Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации», «столица Российской Федерации». Примеры суждений: «у квадрата все стороны равны», «масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн». Примеры умозаключений: Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные, то все воробьи являются животными.

6 слайд

Описание слайда:

Примеры умозаключений: Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн. Масса африканского слона достигает 7,5 тонн. Таким образом: Вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов. Формы получения умозаключений: Если все A являются B, а все B являются C, то все A являются C.

7 слайд

Описание слайда:

Как развить абстрактное мышление? Стоит ли говорить о том, что способность к абстрактному мышлению у всех отличается? Одним людям дано красиво рисовать, другим – писать стихи, третьим – абстрактно мыслить. Однако формирование абстрактного мышления возможно, и для этого нужно с раннего детства давать мозгу повод для размышлений. В настоящее время существует масса печатных изданий, которые дают пищу для ума – всевозможные сборники задачек на логику, головоломок и тому подобного. Если вы хотите заниматься развитием абстрактного мышления у себя или своего ребенка, достаточно находить всего 30-60 минут дважды в неделю, чтобы погружаться в решение подобных заданий. Эффект не заставит себя ждать. Замечено, что в раннем возрасте.

8 слайд

Описание слайда:

Полное отсутствие абстрактного мышления может породить не только множество проблем с творческими видами деятельности, но и с изучением тех дисциплин, в которых большинство ключевых понятий – абстрактные. Именно поэтому важно уделять этой теме много внимания. Правильно развитое абстрактное мышление позволяет познать то, что еще не было познано никем ранее, открыть различные тайны природы, отличить истину от лжи. К тому же, этот метод познания отличается от прочих еще и тем, что не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом и позволяет удаленно делать важные умозаключения и выводы.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Презентацию на тему "Мышление" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.

Слайд 3

Функции мышления Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Другие функции: Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Решение проблем и задач Целеобразование Рефлексия

Слайд 4

Виды мышления

Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое. В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.

Слайд 5

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка. Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Слайд 6

Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Основные мыслительные операции

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Слайд 10

Формы мышления

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Слайд 11

Мышление и речь

Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи. Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращённостью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных.

Слайд 12

продолжение

Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие её формирования.

Слайд 13

Слайд 14

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:

Широта Гибкость Самостоятельность Глубина

Быстрота Оригинальность Критичность

Слайд 15

Слайд 16

Творческое мышление

Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей. Дж.Гилфорд предложил рассматривать творческое мышление с точки зрения доминирования в нем 4 особенностей: Оригинальность (нетривиальность, необычность высказываемых идей); Семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике);

Слайд 17

Образная адаптивная гибкость (способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны); Семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации). Дж.Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное (нахождение единственного точного решения); дивергентное - включающее нахождение оригинального решения в результате поиска по многим направлениям

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.