ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Чехии в 1400-1485 годах, имевшее революционный характер.

На-зы-ва-ет-ся по име-ни идео-ло-га чешской Ре-фор-ма-ции Я. Гу-са . Воз-ник-ло вслед-ст-вие обо-ст-ре-ния со-ци-аль-ных, по-ли-тических и меж-на-цио-наль-ных про-ти-во-ре-чий. Про-хо-ди-ло под ло-зун-га-ми ре-фор-мы Церк-ви, хо-тя сте-пень и глу-би-на этой ре-фор-мы по-ни-ма-лись уча-ст-ни-ка-ми дви-же-ния по-раз-но-му. По-ли-тической це-лью Гуситского движения бы-ло свер-же-ние в Че-хии вла-сти немецкой оли-гар-хии - свет-ских, ду-хов-ных фео-да-лов и городского пат-ри-циа-та. В Гуситском движении уча-ст-во-ва-ли все слои чешского об-ще-ст-ва: кре-сть-ян-ст-во, го-ро-жа-не, дво-рян-ст-во, часть ду-хо-вен-ст-ва. Главными идео-ло-га-ми дви-же-ния яв-ля-лись ма-ги-ст-ры Праж-ско-го университета. На раз-ных эта-пах раз-ви-тия Гуситского движения ли-ди-рую-щая роль в нём при-над-ле-жа-ла различным со-ци-аль-ным сло-ям и груп-пам, вы-сту-пав-шим под соб-ст-вен-ны-ми ло-зун-га-ми и пре-сле-до-вав-шим свои це-ли.

Обыч-но вы-де-ля-ют несколько эта-пов раз-ви-тия Гуситского движения, ко-то-рое ино-гда пред-став-ля-ют как со-во-куп-ность не-сколь-ких дви-же-ний, объ-еди-нён-ных по вре-ме-ни, но раз-лич-ных по со-дер-жа-нию.

1-й этап Гуситского движения да-ти-ру-ет-ся при-бли-зи-тель-но 1400-1419 годами. Главным тре-бо-ва-ни-ем в этот пе-ри-од бы-ла ре-фор-ма ка-то-лической церк-ви . Уча-ст-ни-ки дви-же-ния кри-ти-ко-ва-ли её по-ро-ки (без-нрав-ст-вен-ность, тя-гу к рос-ко-ши, си-мо-нию и т. д.), вы-дви-га-ли тре-бо-ва-ния се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-ной соб-ст-вен-но-сти (в Че-хии ка-то-лическая цер-ковь вла-де-ла 1/3 всех зе-мель) и ли-к-ви-да-ции при-ви-ле-гий ду-хо-вен-ст-ва. Ма-ги-ст-ры Праж-ско-го университета, пре-ж-де все-го Я. Гус, вы-сту-па-ли с про-по-ве-дя-ми, уст-раи-ва-ли дис-пу-ты, пуб-ли-ко-ва-ли трак-та-ты и те-зи-сы ан-ти-цер-ков-но-го со-дер-жа-ния. Гус за-яв-лял, в ча-ст-но-сти, что су-ще-ст-вую-щая Цер-ковь при-шла в про-ти-во-ре-чие с уче-ни-ем о ней, из-ло-жен-ным в Биб-лии, и при-зы-вал вер-нуть её в то со-стоя-ние, в ко-то-ром она на-хо-ди-лась на на-чаль-ном эта-пе сво-его су-ще-ст-во-ва-ния. На-ря-ду с Гу-сом тре-бо-ва-ния ре-фор-мы Церк-ви и ли-ше-ния ду-хо-вен-ст-ва при-ви-ле-гий вы-дви-га-ли Ми-лич из Кро-мер-жи-жа, Мат-вей из Яно-ва и Ие-ро-ним Праж-ский. Их про-по-ве-ди по-лу-ча-ли ши-ро-кий от-клик у на-се-ле-ния Че-хии.

Сто-рон-ни-ки Я. Гу-са, под-дер-жи-вав-шие при-зыв к борь-бе с «пло-хой Цер-ко-вью», по-сте-пен-но раз-де-ли-лись на два ла-ге-ря. За-жи-точ-ные слои (бюр-гер-ст-во, дво-рян-ст-во , уни-вер-си-тет-ские ма-ги-ст-ры) об-ра-зо-ва-ли уме-рен-ное кры-ло Гуситского движения, ко-то-рое до-би-ва-лось се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва, вве-де-ния т. н. де-шё-вой Церк-ви, ли-ше-ния ду-хо-вен-ст-ва при-ви-ле-гий. Сво-ей це-лью они про-воз-гла-си-ли вве-де-ние об-ря-да при-ча-ще-ния ми-рян «под обо-и-ми ви-да-ми» (т. е. хле-бом и ви-ном из ча-ши), не-об-хо-ди-мость ко-то-ро-го бы-ла обос-но-ва-на Яко-убе-ком из Стршиб-ра и долж-на бы-ла под-чёр-ки-вать ра-вен-ст-во всех лю-дей пе-ред Бо-гом. Сим-во-лом это-го кры-ла Гуситского движения ста-ла ча-ша, а его пред-ста-ви-те-ли по-лу-чи-ли название ут-ра-к-ви-стов или по-до-бо-ев (в русской ли-те-ра-ту-ре - чаш-ни-ков). Их про-грам-ма, на-зы-вав-шая-ся «Че-ты-ре праж-ские ста-тьи», со-дер-жа-ла тре-бо-ва-ния к императору Си-гиз-мун-ду I: под-дер-жать вве-де-ние при-ча-ще-ния ми-рян из ча-ши и сво-бод-но-го бо-го-слу-же-ния, се-ку-ля-ри-за-цию цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва, со-хра-не-ние ус-та-но-вив-ше-го-ся в го-ро-дах по-ряд-ка. Вы-пол-не-ние этих тре-бо-ва-ний ут-ра-к-ви-сты объ-яв-ля-ли ус-ло-ви-ем при-зна-ния Си-гиз-мун-да I чешским ко-ро-лём.

Кре-сть-я-не, городская бед-но-та, мел-ко-по-ме-ст-ное дво-рян-ст-во, ре-мес-лен-ни-ки, низ-шее ду-хо-вен-ст-во и ре-лигиозные фа-на-ти-ки об-ра-зо-ва-ли ра-ди-каль-ное кры-ло Гуситского движения. В во-про-се о ре-фор-ме Церк-ви они шли зна-чи-тель-но даль-ше ут-ра-к-ви-стов, вы-сту-па-ли за пол-ную ли-к-ви-да-цию су-ще-ст-вую-щих по-ряд-ков и ус-та-нов-ле-ние спра-вед-ли-во-го об-щественного строя. Это кры-ло гу-си-тов по-лу-чи-ло название та-бо-ри-тов (по их ук-ре-п-лён-но-му ла-ге-рю Та-бор). Та-бо-ри-ты соз-да-ли ком-му-ну, в ко-то-рой пы-та-лись жить по За-ко-ну Божь-е-му. Од-на-ко сре-ди них не бы-ло по-ли-тического и идео-ло-гического един-ст-ва. Край-нее те-че-ние та-бо-ри-тов, пи-кар-ты, про-по-ве-до-ва-ли хи-лиа-сти-че-ские идеи (смотри Хи-ли-азм), од-на-ко боль-шин-ст-во пред-ста-ви-те-лей ра-ди-каль-но-го кры-ла Гуситского движения эти идеи не раз-де-ля-ло.

В 1415 году Я. Гус, а в 1416 году Ие-ро-ним Праж-ский бы-ли каз-не-ны по ре-ше-нию Кон-станц-ско-го со-бо-ра ка-то-лической церк-ви как ере-ти-ки, не-смот-ря на ох-ран-ную гра-мо-ту, вы-дан-ную им Си-гиз-мун-дом I. Из-вес-тие об их каз-ни при-ве-ло к со-ци-аль-но-му взры-ву в Че-хии.

30.7.1419 года в Пра-ге на-ча-лось вос-ста-ние, ко-то-рое зна-ме-но-ва-ло на-ча-ло 2-го эта-па раз-ви-тия Гуситского движения, час-то име-нуе-мо-го в ли-те-ра-ту-ре гу-сит-ской ре-во-лю-ци-ей. На этом эта-пе ве-ду-щую роль в Гуситском движении иг-ра-ли ра-дикаль-ные кру-ги во гла-ве с Я. Же-лив-ским. Они за-хва-ти-ли власть в Пра-ге и ря-де других го-ро-дов Че-хии, на-ча-ли гро-мить ка-то-лические мо-на-сты-ри и церк-ви. Си-гиз-мунд I от-верг ус-ло-вия «Че-ты-рёх праж-ских ста-тей». Опи-ра-ясь на со-юз с па-пой Мар-ти-ном V, он объ-е-ди-нил про-тив-ни-ков гу-си-тов в Че-хии и за ру-бе-жом и по-пы-тал-ся по-да-вить Гуситское движение си-лой. В 1420-1431 годах про-тив гу-си-тов бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но 5 кре-сто-вых по-хо-дов. В этот пе-ри-од встал во-прос не толь-ко о су-ще-ст-во-ва-нии Че-хии как го-су-дар-ст-ва, но и че-хов как на-ро-да. Че-хи бы-ли объ-яв-ле-ны ка-то-лической цер-ко-вью ере-ти-ка-ми, под-ле-жа-щи-ми ис-треб-ле-нию, а кре-сто-нос-цам обе-ща-но от-пу-ще-ние гре-хов и воз-на-гра-ж-де-ние иму-ще-ст-вом унич-то-жен-ных ими ере-ти-ков. Од-на-ко по-пыт-ки во-енного раз-гро-ма гу-си-тов за-кон-чи-лись про-ва-лом. 14.7.1420 года кре-сто-нос-цы бы-ли на-го-ло-ву раз-би-ты гу-си-та-ми под руководством Я. Жиж-ки и Про-ко-па Ве-ли-ко-го на Вит-ко-вой го-ре. 10.1.1422 года под Не-мец-ки-Бро-дом уча-ст-ни-ки 2-го кре-сто-во-го по-хо-да бы-ли раз-гром-ле-ны гу-сит-ским вой-ском под ко-мандованием Жиж-ки. 3-й кре-сто-вый по-ход за-вер-шил-ся осе-нью 1422 года бег-ст-вом кре-сто-нос-цев из-под Та-хо-ва. 16.6.1426 года вой-ска Си-гиз-мун-да I по-тер-пе-ли по-ра-же-ние при Ус-ти от чешской ар-мии, ко-то-рой ко-ман-до-вал Про-коп Ве-ли-кий. 4.8.1427 года у Та-хо-ва и 14.8.1431 года при До-маж-ли-це гу-си-ты раз-би-ли вой-ска, уча-ст-во-вав-шие со-от-вет-ст-вен-но в 4-м и 5-м кре-сто-вых по-хо-дах. Бо-рясь с внеш-ни-ми вра-га-ми, гу-си-ты пред-при-ня-ли ряд т. н. пре-крас-ных по-хо-дов за пре-де-лы Че-хии. В 1427-1428 годах они втор-га-лись в Си-ле-зию, в 1429-1430 годах в Сак-со-нию, Верх-нюю Фран-ко-нию и Ба-ва-рию, в 1433 году в Восточную Сло-ва-кию и по-пы-та-лись про-бить-ся к Бал-тий-ско-му мо-рю. Борь-ба гу-си-тов с втор-же-ния-ми кре-сто-нос-цев и их за-гра-нич-ные по-хо-ды по-лу-чи-ли название гу-сит-ских войн.

Внеш-няя уг-ро-за спо-соб-ст-во-ва-ла кон-со-ли-да-ции гу-си-тов. Од-на-ко по ме-ре её ос-лаб-ле-ния раз-но-гла-сия в Гуситском движении обо-ст-ри-лись, что при-ве-ло к воо-руж. столк-но-ве-ни-ям ме-ж-ду различными те-че-ния-ми гу-си-тов.

В хо-де гу-сит-ских войн про-изош-ла эво-лю-ция Гуситского движения. Та-бо-рит-ская урав-ни-тель-ная об-щи-на рас-па-лась, пи-кар-ты и их идео-лог М. Гус-ка бы-ли ис-треб-ле-ны уме-рен-ны-ми та-бо-ри-та-ми. Ли-ди-рую-щее по-ло-же-ние в Та-бо-ре за-ня-ли во-енные во-ж-ди и пред-ста-ви-те-ли ры-цар-ст-ва, взяв-шие на се-бя фор-ми-ро-ва-ние ар-мии, ко-то-рая на-нес-ла по-ра-же-ние кре-сто-нос-цам. В 1423 году в ре-зуль-та-те но-во-го раз-ме-же-ва-ния в ла-ге-ре та-бо-ри-тов от не-го от-де-ли-лось но-вое ра-ди-каль-ное кры-ло во гла-ве с Я. Жиж-кой, об-ра-зо-вав-шее свой во-енный и по-ли-тический центр (Ма-лый Та-бор) в Гра-дец-Кра-ло-ве.

Уме-рен-ные гу-си-ты в ре-зуль-та-те войн до-би-лись по-став-лен-ных це-лей: цер-ков-ные зем-ли бы-ли се-ку-ля-ри-зи-ро-ва-ны, из го-ро-дов из-гна-ны кон-ку-рен-ты - немецкие бюр-ге-ры. Цер-ковь Че-хии бы-ла ре-фор-ми-ро-ва-на в со-от-вет-ст-вии с гу-сит-ским уче-ни-ем. Это кры-ло Гуситского движения ста-ло скло-нять-ся к ком-про-мис-су с ка-то-лической Ев-ро-пой и к при-ми-ре-нию с Си-гиз-мун-дом I при ус-ло-вии при-зна-ния их основных тре-бо-ва-ний.

Та-бо-рит-ский ла-герь не счи-тал свои тре-бо-ва-ния вы-пол-нен-ны-ми, и хо-тя та-бо-ри-ты не бы-ли еди-ны-ми, их ар-мия про-дол-жа-ла ос-та-вать-ся но-си-те-лем ре-во-люционных тра-ди-ций и ме-ша-ла пра-во-му кры-лу Гуситского движения вос-поль-зо-вать-ся в пол-ной ме-ре пло-да-ми во-енных по-бед. Кро-ме то-го, про-дол-жи-тель-ные во-енные дей-ст-вия и бло-ка-да Че-хии ка-то-лическими го-су-дар-ст-ва-ми по-дор-ва-ли её эко-но-ми-ку и тор-гов-лю. В этой об-ста-нов-ке ут-ра-к-ви-сты всту-пи-ли в сго-вор с ка-то-ли-ка-ми и, объ-е-ди-нив-шись с ни-ми, 30.5.1434 года у деревни Ли-па-ны, близ Пра-ги, раз-гро-ми-ли ар-мию та-бо-ри-тов под ко-мандованием Про-ко-па Ве-ли-ко-го. Од-на-ко от-ря-ды та-бо-ри-тов, воз-глав-ляе-мые Я. Ро-га-чём из Ду-бы, про-дол-жа-ли ока-зы-вать со-про-тив-ле-ние до 1437 года, но и они бы-ли унич-то-же-ны, ко-гда па-ла их по-след-няя кре-пость Си-он. Тем са-мым за-вер-шил-ся ре-во-люционный этап Гуситского движения. Ре-шаю-щей си-лой ста-ли уме-рен-ные гу-си-ты, ко-то-рые вы-ра-бо-та-ли ус-ло-вия для при-зна-ния Си-гиз-мун-да I чешским ко-ро-лём. В это же вре-мя бы-ло дос-тиг-ну-то со-гла-ше-ние с ка-то-лической цер-ко-вью, ко-то-рая на Ба-зель-ском со-бо-ре в 1433 году при-зна-ла пра-во ми-рян на при-ча-ще-ние из ча-ши на тер-ри-то-рии Че-хии. 5.6.1436 года на съез-де в Йи-гла-ве бы-ли про-воз-гла-ше-ны Праж-ские ком-пак-та-ты, ко-то-рые гу-си-ты тол-ко-ва-ли как при-зна-ние всех про-изо-шед-ших из-ме-не-ний. В ию-ле 1436 года они бы-ли приз-на-ны Си-гиз-мун-дом I.

По-сле раз-гро-ма ра-ди-каль-но-го ла-ге-ря Гуситское движение всту-пи-ло в но-вый, 3-й этап сво-его раз-ви-тия - фа-зу со-гла-ше-ний с бывшими про-тив-ни-ка-ми и ре-ор-га-ни-за-ции об-ще-ст-ва. Этот про-цесс со-про-во-ж-дал-ся по-ли-тической борь-бой в ут-ра-к-ви-ст-ском и ка-то-лическом ла-ге-рях. По-бе-ду в ней одер-жа-ли ут-ра-к-ви-сты, из-брав-шие в 1458 году ко-ро-лём Йир-жи из По-деб-рад. При нём ук-ре-пи-лось по-ло-же-ние гу-сит-ской церк-ви, по-ли-тическая власть ут-ра-к-ви-стов, ста-ли вос-ста-нав-ли-вать-ся ме-ж-ду-народные кон-так-ты Че-хии. Од-на-ко внутренняя ста-биль-ность в стра-не на-ру-ша-ла по-ли-ти-ка римской ку-рии и стрем-ле-ние ка-то-лического ду-хо-вен-ст-ва вер-нуть се-бе преж-ние по-зи-ции. На-ча-лась вой-на ме-ж-ду чешским ко-ро-лём и его про-тив-ни-ка-ми - сою-зом ка-то-лического ду-хо-вен-ст-ва, под-дер-жан-но-го па-пой Рим-ским, и венгерским ко-ро-лём Мат-ве-ем Кор-ви-ном. В 1471 году Йир-жи из По-деб-рад умер. На чешский пре-стол ут-ра-к-ви-ст-ски-ми со-сло-вия-ми был из-бран Вла-ди-слав II Ягел-лон-чик, ка-то-лик, сын польского ко-ро-ля Ка-зи-ми-ра IV Ягел-лон-чи-ка, на ус-ло-ви-ях, мак-си-маль-но ог-ра-ни-чи-вав-ших ко-ро-лев-скую власть. По-ли-тическое управ-ле-ние со-сре-до-то-чи-лось в ру-ках со-слов-ной об-щи-ны из пред-ста-ви-те-лей дво-рян-ст-ва и ко-ро-лев-ских го-ро-дов. Вла-ди-слав II под-дер-жи-вал ка-то-ли-ков, что ста-ло при-чи-ной вос-ста-ния праж-ских ут-ра-к-ви-стов в 1483 году. Оно по-ка-за-ло, что ка-то-лическое мень-шин-ст-во не мо-жет вос-ста-но-вить до-гу-сит-ские по-ряд-ки. Ме-ж-ду кон-фес-сио-наль-ны-ми фрак-ция-ми в 1485 году был за-клю-чён Кут-но-гор-ский ре-лигиозный мир, ус-та-но-вив-ший рав-но-пра-вие ка-то-лической и ут-ра-к-ви-ст-ской церк-вей и в их рам-ках - сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния для всех сло-ёв чешского об-ще-ст-ва. Это со-бы-тие за-вер-ши-ло гу-сит-ский пе-ри-од чешской ис-то-рии.

Гуситское движение - од-но из важ-ней-ших со-бы-тий ев-ропейской ис-то-рии XV века. Оно но-си-ло об-ще-на-род-ный, ре-во-люционный ха-рак-тер, име-ло чёт-ко сфор-му-ли-ро-ван-ную идео-ло-гию и пре-сле-до-ва-ло цель до-бить-ся ре-фор-мы Церк-ви. Гу-си-там пер-вы-ми в Ев-ро-пе уда-лось по-дор-вать ге-ге-мо-нию цер-ков-ной идео-ло-гии и ос-ла-бить вла-ст-ные и иму-ще-ст-вен-ные по-зи-ции ка-то-лической церк-ви. Гу-сит-ские бо-го-сло-вы про-воз-гла-ша-ли не толь-ко ра-вен-ст-во всех пе-ред Бо-гом, но и сво-бо-ду мыс-ли и лич-но-сти. Гу-сит-ские пол-ко-вод-цы соз-да-ли но-вый тип ар-мии, но-вое ору-жие и но-вую во-енную так-ти-ку, что обес-пе-чи-ва-ло им не-по-бе-ди-мость и ис-поль-зо-ва-лось в ев-ропейских ар-ми-ях позд-ней-ших сто-ле-тий. Гуситское движение спо-соб-ст-во-ва-ло фор-ми-ро-ва-нию чешского национального соз-на-ния, со-хра-не-нию чешской национальной куль-ту-ры. С на-ча-лом Ре-фор-ма-ции в Ев-ро-пе в начале XVI века, про-воз-ве-ст-ни-ка-ми ко-то-рой вы-сту-пи-ли гу-си-ты, ут-ра-к-ви-сты сли-лись с лю-те-ра-на-ми.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ ГУСИСТКОГО ДВИЖЕНИЯ Выполнил ученик 6 класса «К» Бережной Артемий

2 слайд

Описание слайда:

Ян Гус Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 или 1371 г. (данные расходятся) в бедной семье. Мать его с детства привила Яну веру в Бога. В 18 лет он поступил в Карлов университет на факультет свободных искусств. После получения степени магистра Яну предложили должность преподавателя университета, в 1401 г. он был избран деканом факультета, а затем дважды избирался ректором. В Карловом университете Гус знакомится с трудами английского реформатора Джона Уиклифа, которые в корне меняют его взгляды на веру и жизнь, и он начинает выступать против папства. памятник Яну Гусу на Староместской площади

3 слайд

Описание слайда:

Вифлеемская часовня Трибуной для его проповеди стала Вифлеемская часовня. Эта простая с виду церковь совсем не похожа на пышные готические храмы, и основана она была простыми людьми, желающими слушать проповеди на чешском языке. Внутри нет ни икон, ни статуй, ни фресок и витражей. Только кафедра проповедника, место для хора, и просторный зал для слушателей. Сейчас в Вифлеемской часовне находится музей, проходят концерты, университетские мероприятия. Богослужения в настоящее время проводятся здесь лишь однажды в году - 6 июля, день казни Яна Гуса.

4 слайд

Описание слайда:

Новоместская ратуша В июле 1419 г. группа последователей Гуса во главе с Яном Желивским во время выступления у костела Св. Стефана потребовала от городского магистрата выпустить на свободу сторонников Гуса, арестованных за открытое проявление своих взглядов. В этот момент из Новоместкой ратуши кто-то бросил в собравшуюся толпу камень, на что собравшиеся отреагировали стихийным нападением на ратушу. Группа, руководимая Яном Желивским, в которой находился и Ян Жижка, впоследствии ставший героем гуситского движения, ворвалась в новоместский магистрат и выбросила из окон трех советников и семерых горожан, симпатизировавших противникам Гуса.

5 слайд

Описание слайда:

Город Табор Гуситское движение было сконцентрировано не только в Праге. Еще в 1420 г. появился центр этого движения в южно-чешском городе Табор, где группировались наиболее радикальные силы. После смерти магистра число его сторонников только увеличилось. Табориты вели войны с католиками, поэтому город изначально строился не как обычное поселение для жизни, а как укрепленный лагерь. Поэтому улочки в старом городе очень узкие, кривые и запутанные.

6 слайд

Описание слайда:

Табориты и Ян Жижка Табориты жили общиной и отвергали всякую иерархию. Часть их занималась ремеслами, обеспечивая армию, и часть воевала. В центре города, конечно же, главная площадь. Здесь находится собор, гусисткий музей и памятник Яну Жижке. Именно он придумал использовать вагенбург - скрепленные между собой повозки в качестве оборонительного укрепления и плацдарма для атак. Хотя изначально в табориты шли простые крестьяне и ремесленники, со временем они научились управляться с пушками, копьями, арбалетами и прочим оружием и стали грозным войском. памятник Яну Жижке в Таборе

1) Заполните контурную карту "Гуситские войны"

1.Закрасьте территорию Чехии в начале XIV века.

2.Обозначьте: а) границы Чешского королевства в начале XV века; б) границу Священной Римской империи.

3.Подпишите названия: Чехия, Моравия, Силезия, Польша, Тевтонский орден, Венгрия, Священная Римская империя, Прага, Табор, Липаны.

4.Обведите цветными кружками основные центры гуситского движения.

5.Покажите стрелками: а) Крестовые походы против гуситов; б) походы таборитов во главе с Яном Жижкой на помощь Праге в 1420 году; в) основные направления зарубежных походов таборитов;

6.Обозначьте места важнейших битв и подпишите их даты.

2) Заполните таблицу "Сторонники Яна Гуса".

  • Линии сравнения

    Сторонники - гуситы

    умеренные

    табориты

    1. Состав участников

    Зажиточные горожане и дворяне

    Крестьяне, основная масса горожан, бедное дворянство

    2. Требования

    Реформирование церковной службы, отмена церковных привилегий и упразднение землевладений церкви

    Реформирование церкви; уничтожение частной собственности; отмена повинностей, налогов и крепостной системы.

    3. Средства борьбы


    4. Итоги борьбы

    Рыцарская кавалерия и пехота с типичным вооружением

    Поражение. Многие крестьяне вернулись к феодалам. Перестали платить десятину

    Рыцарская кавалерия, пехота, вооруженная цепами, косами, пиками, топорами. Пушки небольшие

    Завладели церковными владениями, утвердилась гуситская церковь

3) Почему папа римский объявил Крестовые походы против гуситов?

    Ответ: Католическая церковь не хотела терять свои богатсва в Чехии. Папа Римский и императоры предприняли против гуситов 5 походов, но все они закончились поражением.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Гуситское Движение в Чехии

Выполнила: Ученица 6 "В" класса

Сергамаскина Анастасия

1. Чехия в XIV веке

В середине XIV века, как уже было сказано, чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV (см. § 23, п. 3). Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора.

Карл I избегал войн, но сумел расширить территорию Чешского королевства: он скупал земли, устраивал выгодные браки своих детей.

Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.

В это время Чехия переживала хозяйственный подъем. По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.

В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.

В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении.

Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.

Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса

В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371--1415).

Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» -- говорил Гус. чехия борьба гусит католический

От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы -- переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», -- утверждал Гус.

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.

Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии в городе Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд

Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь.

3. Начало вооруженной борьбы

Гуситы. Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.

Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

4. Крестовые походы против гусито в

Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.

В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот -- Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.

Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

5. Народное войско

В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство. После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко в глубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины -- бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

6. Конец гуситских войн

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

7. Значение гу ситского движения

Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину.

В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм -- собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Гуситы - чешское реформаторское религиозное движение под руководством Яна Гуса. Социально-политические причины возникновения гуситского движения. Основные идеи учения Яна Гуса и реакция общества. Вооруженная борьба гуситов, течения, итоги и значение.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Понятие и основные этапы распространения гуситского движения, причины и предпосылки его поражения. Формирование и утверждение соответствующей церкви. Ограничения королевской власти и изгнание немецкого населения из Чехии. Тевтонский орден в Польше.

    презентация , добавлен 24.12.2014

    Особенности экономического развития Чехии после окончания Тридцатилетней войны: феодальная реакция, обременительные налоги, разорение крестьян и их имущественное расслоение. Усиление католической реакции. Положение чешской деревни. Крестьянское движение.

    реферат , добавлен 10.07.2012

    Полный развал системы тимариотского землевладения. Изменения в положении болгарских земель в XVIII в. Подъем национально-освободительного движения. Культурно-просветительское движение и начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Идеология "аджорнаменто" в трудах западноевропейских теологов персоналистов. Основные положения, выдвинутые на II Ватиканском соборе и его итоги. Реформаторские движения в рядах католической церкви в 1950-1960-е гг. и значение привнесенных изменений.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2011

    Предпосылки правления Карла IV, его внутренняя и внешняя политика. Социально-экономическое развитие Чехии. Развитие чешской литературы. Основание Эммаусского монастыря в Праге. Повышение материального благосостояния Чехии. Создание первого университета.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Изучение взаимоотношений католической церкви и испанского государства в ХХ веке. Определение основных идейных течений католицизма. Анализ и оценка роли идеологов католицизма в политической мысли Испании в ХХ веке. Диктаторский режим генерала Франко.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    История возникновения первых политических образований на территории современной Чехии. Укрепление привилегированного статуса Чехии королем Карлом IV. Общая характеристика и основные положения "Золотой Буллы". Предпосылки и последствия гуситских войн.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Революционный подъем в Молдавии в середине 50-х годов XIX столетия. Пропаганда демократических идей, борьба против царизма за освобождение крестьян. Последствия проведения реформы 1861 года. Обострение классовой борьбы резешей. Рабочее движение Молдавии.

    доклад , добавлен 22.11.2010

    Швеция в начале XVI в.. Важное значение католической церкви в шведской политической жизни. Реформа и ослабление позиций католической церкви. Проведение и политические итоги Реформации. Ливонская война и военно-политический союз Швеции и Речи Посполитой.