Июнь-Хлеборост . Пробудилась к началу лета природа и теперь наступает ее активный рост, поэтому и месяц называют - Хлеборост. Колосится рожь, сады наполняются бурно цветущей зеленью. Солнце поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым.

Июнь: теплом окутывает землю

Описание природы лета в самом ее начале,в июне (I - II неделя) .
Пришло лето. Июнь. Природа летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромные корабли, тяжелые кучевые облака. И хотя месяц май под конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первые июньские дни нередко прохладные, порой дождливые. Огорчаться не стоит, ведь затяжная пасмурная погода в начале месяца ненадолго. Сухой антициклон принесет теплые ветра, а высоко стоящее в небе солнце обеспечит теплую и жаркую погоду. В июне температура воздуха умеренная без резких скачков и составляет в среднем +15 +17° C.

Лету нужно время, чтобы разгореться. Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки, когда солнце просыпается рано, а заходит очень не скоро, давая вволю нагуляться, прежде чем погрузиться в сумерки. А вот и солнце начинает припекать, наступают жаркие дни. Зелень вовсю цветет, одаривая съедобными травами. Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. Прогретый воздух источает аромат цветения.

И, вдруг, неожиданно, жаркое летнее солнце сменяют надвинувшиеся тучи. Небо стремительно темнеет. Ведь только что было солнце, а теперь его поглотила грозная тьма, надвигаясь фронтом, покрывает все живое во мрак. Природа настораживается, птицы затихают, лишь сильные порывы ветра с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути.

Первыми залпами ударяет гром, и тут же, водой как из ведра, заряжает ливень. Неба не видно, лишь отблески молний с треском чередуются с раскатами грома. Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. Небо светлеет, вспышки молний становятся реже, раскаты грома уходят в сторону. Проглядывают первые лучи солнца, ярко отражаясь в лужах. И снова жизнь летнего леса оживает, птицы радостно щебечут, животные выходят из укрытий. Тем временем в лесу, в самых потаенных темных местах появляются первые грибы.

Начало лета в народном календаре

"Ласточка утро начинает, а соловей вечер кончает "

В самом наступлении лета, издревна на Руси совершался уникальный обряд "крещение кукушки". После полного ухода зимы, холодных ветров и ненастий, надобно было задобрить летнюю природу на новые растительные силы, добрую погоду и на благородный урожай. В древней Руси описание лета с первых дней было так. Ранним утром в первое воскресенье лета русские девушки уходили в лес, чтобы найти траву ятрышник - ее называли кукушкины слезки, и затем, срывали, несли в избу, чтобы шить наряды, каждая для своей кукушки. Затем кукушек кумовали, встречаясь между собой, люди обнимались и целовались. Ведь породнясь друг с другом, став ближе, вместе они приближали к себе щедрость лета.

В июне всходит хлеб, не даром месяц июнь называли "хлеборостом". Всю первую декаду месяца на полях происходил активный сев, начиная с дней Фалалея-Огуречника и Олены, 2 и 3 июня, из названия которых видно, что в эти дни сажали огурцы, лен, запоздалую пшеницу, а также ячмень с гречихой. 7 июня появлялась тля, питающаяся соками растений, выделяя медвяные росы. К 11 июню на Федосью-Колесницу уже всходили колосья хлеба, к этому времени сажали бобы. С самого раннего рассвета до позднего заката люди трудились в поле, чтобы успеть до окончания сева, который приходился на вторую половину июня ко дню равноденствия.

Лето в русской поэзии

Лето… Одно из самых удивительных, красивых и ярких времен года. Летняя природа особенная, впечатляющая. У каждого лето ассоциируется с чем-то своим: звуками, запахами ощущениями. Это сочные луговые травы, аромат полевых цветов и даже сумрак, прохлада елового леса. Все природное великолепие лета нашло отражение в творчестве знаменитых русских поэтов. Они посвятили прекрасной поре огромное количество романтических, волнующих строк.

Настоящим гимном пробуждающейся природе является ода летнему утру Сергея Есенина. Его лето теплое, умытое серебристой росой, очаровательное в своем спокойствии. Эта восхитительная природная идиллия ежедневно разлетается с наступлением дня на осколки повседневных забот, чтобы следующим утром возродиться снова.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

Афанасий Фет в своем творчестве глубоко описывает природу летом, в частности, строки стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», вызывают ассоциацию со зрелостью чувств, взаимоотношений. Аллегоричность строк передает особую остроту жизни и смысловую наполненность через романтические чувства, легкость бытия и ауру беспечности.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Лето бывает разным. Каждый видит его по-своему, испытывая порой смешанные и противоречивые, но неизменно сильные чувства.

Июнь: солнце идет на поворот

Описание летней природы июня (III - IV неделя) .
Продолжает цвести сирень, запах свежей травы разносится по округам. Летняя природа наполняет воздух растительными благовониями. Вот уже и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра, разносящих новую жизнь по округе. В лесу, в стоймах и водоемах разносится запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный.

Вовсю поспевает зелень, а вот уже и земляника проклюнулась к концу месяца. А за ней уже и черника поспевает, только успевай собирать. В утренние часы слышен крик ласточек, днем в водоемах квакают лягушки, а вечер заканчивается колыбельной песней соловья. Это время описывает летнюю природу как самое благодатное теплое время года для работы в поле, вечерних прогулок и ночных посиделок у костра.

По парковым аллеям проносится легким ветром белая метель из тополиного пуха, эдакая зима в пушистых теплых снегах. Полянки покрыты белыми головками полчища одуванчиков, словно сотни маленьких астронавтов высадились на землю. Вот-вот ветер, покачивая одуванчики из стороны в сторону, сорвет семена в парашутиках и понесет восвояси. Слышен писк птенцов, доносящийся с крон деревьев, родители едва успевают прокормить прожорливых взрослеющих птенцов. Молодняк растет быстро, не заметишь, как уже выскочит из гнезда, раз-два и полетел.

Вторая половина месяца в народном календаре

"Солнце с Петра-поворота смягчает ход, месяц на прибыль идет"

В июне цветут самые разные растения, лекарственные травы, поднимается Иван-да-Марья, на каждом шагу подорожники, лютики, приглаживается теплыми ветрами Иван-Чай. Лесные опушки рассыпаются в сочных точках ягод. В лесу можно насобирать много спелой земляники, а чуть позже на кустиках повыше покраснеет и дикая клубника.

Наступает день 25 июня - точка солнцеворота. С этого времени солнце поворачивает в сторону сокращения дней. Теперь по утрам низко над землей траву покрывает холодная роса. Эту природную воду можно пить, потому что она очень чистая, собранная из осевших паров воздуха, летняя роса не содержит отложения солей. Под конец июня 29 числа приходит Тихон, и, действительно, солнце сокращает ход, да, и птицы стихают. Солнце медленно, неспешными шагами зависает на небосклоне. Только в тени укрытия лиственных деревьев есть спасение от нарастающих в силе раскаленных лучей. Лето переходит в жаркий июль.

Лето в русской живописи

Русские художники очень красочно и разнообразно передают картину летнего пейзажа. Здесь можно увидеть и величественные зеленые деревья, и колосящееся поле, и необыкновенное бирюзовое небо с легкими нежными белыми облаками.


(Картина Б. В. Щербакова "Июнь в Подмосковье")

Описание летней природы необыкновенно красочно представлено на картине Б. В. Щербакова "Июнь в Подмосковье", где изображена настоящая зелень леса. С переднего правого угла в глубину картины, извиваясь проложенным руслом, лежит ровная гладь реки. По обе её стороны стоят могущественные деревья, похоже, что это сосны в вперемешку с лиственными породами. Справа, почти у реки одиноко стоит стройная березка. На переднем плане слева - стога убранного сена. Верхнюю часть картины занимает чистое небо, на котором видны только пушистые белые облака.

Попов Н. В.Радости учителя. Фенологические наблюдения // Донской временник. Год 2011-й. С. 60-65. URL: http://www..aspx?art_id=715

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ .

Литературные наброски

Описание природы по временам года

Описание весны - март

Шёл март 1969 года. Когда наступили по-весеннему погожие дни, я нетерпеливо зашагал по ещё вязкой дороге в загородную рощу.

Роща встретила меня мелодичным журчанием ручья, стремительно мчавшегося к затерявшемуся в гущине кустарников и деревьев оврагу. Мутный поток, врезавшись в загрязнённые завалы снега, обнажил его нижние чистые пласты, и в этой белоснежной оторочке стал выглядеть удивительно нарядным.

В глубине рощи открытая поляна полна радостной весенней сутолоки. Куда не глянь - всюду на талом снегу в лучах яркого солнца ритмично поблёскивают серебристые ручейки. Их такое множество, что кажется, будто сама земная твердь двинулась навстречу. Празднично отсвечивает зеркальная гладь щедро разбросанных по поляне лужиц. Кое-где над талым снегом победоносно возвышаются крохотные островки оттаявшей чёрной земли.

А вокруг тёмной стеной стоит молчаливый лес. И в этом мрачном обрамлении весёлая поляна засверкала ещё ярче.

Ещё больше описаний марта смотри по тегу #Март

Описание весны - Апрель

В первой половине апреля одним из первых среди деревьев зацветает кизил. Весь усыпанный букетиками золотисто-жёлтых цветков, он, как ночной костёр, горит на фоне тёмного, ещё оголённого сада. Если в эту пору весны из окна бегущего поезда вы увидите ярко-жёлтое деревце в промелькнувшем саду, знайте - это цветёт кизил. Гораздо скромнее наряд цветущих чуть позже бересты и вяза. Их тонкие ветки с пучочками красноватых пыльников мало обращают на себя внимание прохожих. И только сотни кружащихся вокруг веток пчёл сигнализируют о разгаре цветения. Вскоре зацветает ясенелистный клен. Разбросав далеко в стороны ветви и веточки, он густо развесил на них зелёную бахрому из длинных предлинных тычинок с коричневыми пыльниками. Неказист и этот наряд, но пчёлы так и льнут к нему. И далеко не каждая красавица садов привлекает к себе столько крылатых поклонников, сколько старый клён. Идешь мимо гудящего дерева и радуешься - весна!

Ещё больше описаний апреля смотри по тегу #Апрель

Описание весны - Май

Пришёл май. И спокойные акварельные краски апреля сменились сочными, кричащими мазками разгара весны, Это самое горячее время года для фенолога, в особенности в жаркие, сухие вёсны, когда деревья, кустарники, травы как бы сбиваются с векового ритма весеннего карнавала и начинают беспорядочно и торопливо облекаться в дорогие праздничные одежды.

Ещё неистово пылает на бульварах золотистая смородина, ещё стоит неумолчный гул пчёл над ликующими вишнями и только-только начинает раскрывать бутоны ароматная черёмуха, как ухе высоко в небо взметнулось белое пламя на нетерпеливых грушах. Огонь тотчас же перекинулся на соседние яблони и они мгновенно вспыхнули бледно-розовым заревом.

Налетевший суховей ещё сильнее раздул пожар весны и на землю словно хлынул цветочный ливень. Конский каштан, грубо оттолкнув в сторону красавицу сирень, заносчиво выступил вперед с ярко пылающими среди тёмной листвы праздничными факелами. Ошеломлённая неслыханной дерзостью, сирень сумела только через два дня восстановить свой пошатнувшийся престиж, выбросив на зависть соседей тысячи роскошных белых, кремовых, лиловых, фиолетовых букетов.

Ещё больше описаний мая смотри по тегу #Май

Описание лета - Июнь

В начале июня наступает так называемоe «раннее лето» - самая напряжённая, но и самая радостная, похожая на шумный праздник пора года, когда забота о подрастающем потомстве властно овладевает всей живой природой.

С утра до вечера не умолкает в степи, рощах и садах птичий хор. В нём участвуют тысячи разноголосых певцов, на все лады свистящих, щебечущих, чирикающих, каркающих, визжащих и пищащих. Воздух звенит от громких и тихих, радостных и тоскливых, мелодичных и резких звуков. Птицы поют стоя, сидя и на лету, во время отдыха и в самую горячую пору своего рабочего дня. Птичий мир охвачен таким радостным возбуждением, что песни сами вырываются на волю.

Вон ласточка с раннего утра до позднего вечера неутомимо рассекает воздух в погоне за мошками для ненасытных детишек. Уж тут, казалось бы, не до песенок. И всё же ласточка, штурмуя небо, щебечет что-то весёлое и беззаботное.

Вспомните, как на лету визжат от восторга чёрные стрижи. Да что говорить! Достаточно послушать в это время на стенном раздолье звонкие, полные счастья трели жаворонков, чтобы почувствовать восторженный трепет степи, oxвативший её от края до края.

Птичьему хору аккомпанируют, как умеют, полевые сверчки, кузнечики, шмели, пчёлы, комары и комарики, мухи и мушки и прочая стрекочущая и жужжащая бесчисленная рать насекомых.

А по ночам от зари до зари в рощах гремят страстные серенады соловьёв и, как безобразное эхо, им откликаются сотни лягушек на реке. Расположившись рядками вдоль кромки воды, они ревниво стараются перекричать друг друга.

Но этот пир природы не был бы пиром, если бы в нём не приняли самое горячее участие растения. Они приложили все усилия к тому, чтобы, как можно наряднее украсить землю. Тысячами разбежались по полям, и лугам и превратились в изумрудные ковры с причудливыми узорами из ярких венчиков всех красок палитры.

Воздух напоён ароматом стенных трав. Высоко в синем небе плывут белоснежные корабли-облака. Степь пирует.

Ещё больше описаний июня смотри по тегу #Июнь

Описание лета - Июль, Август

Быстро проходит ликующее раннее лето, и к концу июня степь начинает выгорать. Наступают самые страшные для трав месяцы - июль, август. Знойное солнце без огня и дыма почти сплошь испепелило степную растительность. От степи повеяло безжизненной полупустыней. Не видно ни одного ободряющего зелёного пятнышка.

Но у выжженной степи ещё сохранились кое-где утолки, полные необыкновенной красочности. Вон на обрыве, ступенчато спускающемся к речной долине, белеют какие-то загадочные пятна. Но трудно догадаться, что это такое. Ближе, ближе, и перед вами открывается чудесная бледно-розовая поляна, сплошь заросшая невысокими кустиками юринеи (наголоватка). Широко раскинувшись на уступе склона, она плавно ниспадает к долине. Неумолчный пчелиный гул стоит над тысячами бледно-розовых кустиков.

Поляна невелика, но так разительно и красиво выступает она на фоне потускневшего разнотравья, что поглощает всё ваше внимание и оттого кажется огромной и особенно прекрасной. Впечатление такое, будто стоишь посредине роскошной горной полянки.

Ещё больше описаний лета смотри по тегу #Лето

Описание осени - Октябрь

Пришёл октябрь, а с ним и золотая осень, та осень, что просится на полотно художника, левитановская - ласковая, задумчиво грустная, непередаваемо прекрасная.

Осень не любит кричащих красок бурной весны, ослепляющего дерзкого солнца, яростно рокочущей грозы. Осень вся в неуловимых тонах - мягких, нежных, чарующих. Она с тихой печалью прислушивается к шороху опадающих листьев, тишине уходящего на покой леса, прощальные крики журавлей в высоком небе.

Много красочности придают осенним пейзажам кустарники. Различные по внешнему виду, осенней окраске и по яркости, они пестрою толпой заполняют подлески и лесные опушки. Нежный румянец смородины и алые плети дикого винограда, оранжево красный боярышник и багряная свидина, пламенеющая скумпия и кроваво-красный барбарис, искусно вплетаясь в композиции картин осени, обогащают их неповторимой игрою красок на своих листьях.

На лесной опушке стоит стройный ясень в прекрасном плаще из бесчисленного множества неуловимых золотисто-зеленоватых полутонов, излучающих потоки спокойного света. Позолоченные ажурные листья то резко чеканятся на тёмной коре ствола и ветвей, то, повиснув в неподвижной воздухе, кажутся полупрозрачными, какими-то огненно-сказочными.

Высокая свидина, вся охваченная осенним пожаром, придвинувшись вплотную к ясеню, создала ни с чем не сравнимую игру красок - золота и багрянца. По другую сторону лесного красавца невысокий кизильник искусно украсил свои листья розовыми, красными и оранжевыми тонами и полутонами и разбросал их причудливыми узорами на тонких ветках.

Эта лесная картинка в натуре так хороша, что, любуясь ею, в душе испытываешь ощущение чудесной музыки. Только в эти незабываемые дни года можно наблюдать в природе такое необычайное богатство и гармонию красок, такую богатую тональность, такую тонкую красоту, пронизывающую всю природу, что не побывать в эту пору в лесу или роще - значит потерять нечто весьма ценное и родное.

Ещё больше описаний осени смотри по тегу #Осень

Красивое, сказочное описание природы зимой

Ни одна пора года не может сравниться по красоте и великолепию с белоснежной нарядной зимой: ни яркая, жизнерадостная, ликующая весна, ни лето, неторопливое и пыльное, ни чарующая осень в прощальных уборах.

Выпал снег, и за окном неожиданно возник такой сказочно-чудесный мир, столько пленительной красоты, поэзии открылось в приглядевшихся уличных бульварах, скверах и парках, что невозможно было усидеть в комнате. Непреодолимо потянуло воочию воспринять и необъятный молочно-белый купол неба, и мириады сыплющихся с выси игривых снежинок, и вновь ожившие деревья и кустарники, и всю преображённую природу.

У зимы нет другой кисти, кроме белой. Но присмотритесь, с каким неподражаемым искусством она владеет этой кистью. Зима не просто заметает осеннюю слякоть или безобразные следы прорвавшейся оттепели. Нет, она, мастерски используя игру светотеней, всюду создает живописные уголки зимнего пейзажа, всему придаёт необычный, художественный облик.

В зимнем, нарядном одеянии не узнать ни дряхлого корявого абрикоса, ни покосившейся обветшалой изгороди, ни безобразной кучи мусора. На месте безликого куста сирени возникло вдруг такое чудесное творение искусницы-зимы, что в восхищении перед ним невольно замедляешь шаги. И право же, не сразу скажешь, когда сирень прелестнее - в мае или сейчас, зимою. Ещё вчера тоскливо мокнувшие под дождем бульвары сегодня по прихоти зимы стали праздничным украшением.

Но у кудесницы зимы, кроме волшебных снежинок, припасено для покорения человеческих сердец ещё одно непобедимое оружие - драгоценные жемчужины инея.

Миллиарды иголочек инея превратили скромные скверы в сказочные лучезарные чертоги, внезапно возникшие на перекрёстках улиц. В мрачно черневших доселе оголённых лесах деревья, набросив хрупкие жемчужные одежды, стоят, словно невесты в подвенечных уборах. Непоседливый ветер, налетев на них, замер от восторга на месте.

В воздухе ничто не шелохнётся. Тишина и безмолвие. Царство сказочной снегурочки.

Бегут дни февраля. И вот уже снова март на пороге. И снова перед глазами проходят десятки раз виденные нами раньше сезонные картины природы. Скучно? Но природа не штампует свои творения по извечному образцу. Одна весна никогда не бывает копией другой, так же, как и остальные времена года. В этом красота природы и секрет её чарующей силы.

Очарование картин природы подобно очарованию бессмертных творений искусства: сколько бы мы ими не восхищались, сколько бы ни упивались их мелодиями, они не теряют своей вдохновляющей силы.

Красота природы развивает в нас благородное чувство прекрасного, пробуждает творческое воображение, без которого человек является бездушной машиной.

Ещё больше описаний зимы смотри по тегу #Зима

Охрана природы и школьное краеведение

Остаётся немного сказать об охране природы. Верный страж природы - бескорыстная любовь к ней. Уход школьников за пришкольным садом, занятия цветоводством, опытническая работа на пришкольных участках, на станциях юннатов - всего этого недостаточно для воспитания у школьников любовного, бережного отношения к природе, родной степи, лесу. Во всех подобных занятиях скрывается некое корыстолюбивое начало. Школьник с любовь ухаживает за «своим» деревцом и тут же ломает «чужое». Школьница восторгается богатством форм и красок у разводимых ею гладиолусов и пионов и не замечает чудесных полянок в природе.

В борьбе за сохранение родной природы школьное краеведение может оказаться одной из действенных мер. У учителя, сблизившегося с природой, бескорыстное, бережное отношение к ней, непритворное, без тени какой-либо сентиментальности, проявление радостных эмоций, вызываемых красками многоликой природы, родными пейзажами, будет невольно проскальзывать и передаваться школьникам на экскурсиях, в походах и при других подобных случаях. Так будут крепнуть ряды верных защитников природы.

Заканчивая своё повествование, замечу, что я ещё не дряхлый, всем недовольный ворчун. В меру своих сил продолжаю вести фенологические наблюдения, не прерываю научной связи с феноцентром (Ленинград), стараюсь следить за методической литературой, даю отзывы на присылаемые изредка работы, пишу. Словом, я ещё не забрался на теплую печку.

Школьная фенология

Много времени и сил я вложил также в школьную фенологию. Фенологические наблюдения дают меньше пищи творческим поискам учителя, чем новаторская работа с наглядными пособиями, но и они немало могут внести животворного элемента в работу учителя.

В 1918 году в связи со сбором гербария я начал вести отрывочные фенологические наблюдения над растениями и некоторыми животными. Раздобыв кое-какую литературу по фенологии, я упорядочил свои наблюдения и довольно успешно продолжал их.

Весною 1922 года ученики 5-6 классов железнодорожной школы были вовлечены мною в фенологические наблюдения. Я смастерил простенькие приборы - тенемер и угломер, при помощи которых школьники вели наблюдения за видимым движением солнца. Через год появились наши первые стенные таблицы с красочным изображением наблюдаемых фенообъектов, весеннего хода солнца и температуры. Никаких методических указаний по школьной фенологии в литературе того времени не было и, понятно, моё начинание имело промахи и неудачи. И всё же это была интересная, влекущая работа. Фенологические наблюдения нередко ставили передо мной вопросы, для разрешения которых надо было зорко и вдумчиво присматриваться к явлениям природы, рыться в книгах, и тогда открывались маленькие тайны природы.

От зорких глаз школьников ничего не ускользало ни ранней весной, ни в зимнюю пору. Так, 12 декабря они подметили плавающих подо льдом лягушек, а 28 декабря прыгающую во дворе жабу. Это было интересной новостью не только для школьников, но, скажу откровенно, и для меня. И вот в классе появилась наша первая стенная таблица с апрельскими фенонаблюдениями. Чего только на ней не было показано! Под графиком хода солнца и погоды, вычерченным мной, в порядке наступления явлений были изображены: начало линьки у коровы, лошади, собаки, кошки, пролёт птиц, прилёт ласточек, появление ящериц, лягушек, бабочек, зацветание трав и деревьев и другие. Рисунки выполнялись учениками и наклеивались на старую исписанную бумагу, с трудом добытую нами в конторе железнодорожной станции. Таблица далеко не блистала внешностью, но по содержанию была интересна и полезна в учебном отношении. Мы ею гордились.

Вскоре, установив связь с научно-исследовательским институтом Центрального Бюро краеведения (ЦБК), я начал отсылать ему сводки своих фенонаблюдений. Сознание того, что твои наблюдения используются в исследовательской работе ЦБК и ты тем самым участвуешь в них, стимулировало эти занятия.

ЦБК со своей стороны поддерживало мои начинания в школе, снабжая текущей литературой по фенологии.

Когда в 1937 году в Москве было созвано первое Всероссийское совещание фенологов, ЦБК пригласило меня. Совещание было весьма немногочисленно, и я был единственным представителем школ.

Начав с бесхитростных наблюдений за ходом сезонных явлений природы, я стал постепенно превращаться из простого наблюдателя в любознательного краеведа-фенолога. В своё время, работая в Новочеркасском музее, я рассылал от имени музея фенологические анкеты по всему Азово-Черноморскому краю, многократно выступал на областных и городских конференциях учителей с докладами о постановке и значении школьных фенологических наблюдений, печатался в областных и местной газетах. Мои доклады по фенологии на Всесоюзном географическом съезде в Москве (1955 г.) и на всесоюзном съезде фенологов в Ленинграде (1957 г.) получили положительные отклик в центральной печати.

Из своей многолетней практики по школьной фенологии мне хорошо запомнилась весна 1952 года, которую я встретил в далёкой, затерявшейся в верхнедонских степях станице Мешковской. В этой станице я с больной женой, нуждавшейся в целебном степном воздухе, прожил около года. Устроившись учителем в десятилетке, я в целях организации фенологических наблюдений принялся разведывать о местных возможностях для этих занятий. По словам школьников и местных жителей, в окрестностях станицы местами сохранились ещё нетронутые плугом остатки целинных степей, а балки заросли кустарниками, деревьями и травами.

Здешние степи по видовому составу растений отличались от известных мне степей Нижнего Дона. Для фенолога всё это было чрезвычайно заманчиво, и я с нетерпением ожидал прихода весны.

Как всегда, к фенологическим наблюдениям были привлечены школьники 6-10 классов, причем живущие как в самой станице, так и в окрестных хуторах, то есть за 5-10 километров от неё, что значительно расширяло площадь наших фенонаблюдений.

Рано весной в школе на видном месте повесили большую стенную таблицу с изображением пока ещё оголённого «фенологического дерева», на которой по ходу весны отмечались сезонные явления. Рядом с таблицей была помещена небольшая доска с тремя полочками, на которых стояли флакончики с водой для демонстрации живых растений.

И вот на таблице появились изображения первых вестников весны: скворцов, диких уток, гусей, а через несколько дней, к моему изумлению, и дрофа (?!). В степях Нижнего Дона от этой птицы-великана давным-давно и следа не осталось. Так наша таблица постепенно превращалась в красочное «фенологическое дерево», а живые цветущие растения с этикетками заполнили все полочки. Таблица и демонстрируемые растения привлекали к себе всеобщее внимание. За весну перед учащимися и учителями около 130 видов растений. Из них был составлен небольшой справочный гербарий.

Но это лишь одна сторона дела, так сказать, служебная. Другая заключалась в личных переживаниях учителя-фенолога. Нельзя забыть того эстетического наслаждения, которое я испытал при виде прелестных пролесок, в великом множестве голубевших под еще спящими деревьями в байрачном лесу. Я был один, и ничего не мешало мне воспринимать тонкую красоту природы. Подобных радостных встреч было у меня не так мало.

Свой опыт в Мешковской школе я описал в журнале «Естествознание в школе» (1956, № 2). В том же году рисунок моего Мешковского «фенологического дерева» был помещён в Большой Советской Энциклопедии (Т. 44. С. 602).

Фенология

(Пенсионер)

После выхода на пенсию я всецело занялся фенологией. На основе своих многолетних (1934-1950) наблюдений составил календарь природы Новочеркасска (Календарь природы представляет список сезонных явлений природы, расположенных в хронологическом порядке с указанием средних многолетних дат их наступления в данном пункте. Н. П.) и его окрестностей.

Я подверг математической обработке свои феноматериалы с целью выяснения их практической пригодности в местном хозяйстве. Попытался подыскать среди цветущих растений сигнализаторы лучших сроков проведения различных сельскохозяйственных работ. Это была исследовательская, кропотливая работа. Вооружившись пособием «Вариационная статистика» Поморского, я засел за утомительные вычисления. Так как результаты анализов оказались в общем ободряющими, я попытался не только подыскать среди цветущих растений сельскохозяйственные сигнализаторы, но и прогнозировать время их цветения, что значительно повыпало практическое значение предлагаемого приёма. Сотни проделанных мною анализов подтвердили правильность теоретических выводов. Оставалось теорию применить на практике. Но это было делом уже колхозных агрономов.

На протяжении всей своей продолжительной работы над вопросами сельскохозяйственных феносигнализаторов я держал деловую связь с феносектором Географического общества (Ленинград). На эту тему я неоднократно делал доклады на совещаниях специалистов по борьбе с вредителями сельского хозяйства в Ростове, на Всесоюзном съезде фенологов в Ленинграде (1957). В журнале «Защита растений» была опубликована моя статья «Феносигнализаторы в защите растений» (Москва, 1960). Ростиздат в 1961 году выпустил мою небольшую работу «Сигналы природы».

Как ярый популяризатор фенологических наблюдений среди широких кругов населения, я за свою многолетнюю деятельность на этом поприще, в особенности после выхода на пенсию, сделал множество докладов, сообщений, лекций, бесед, для которых свежий руками изготовил не менее сотни стенных таблиц и столько же более мелких.

Этот кипучий период моей фенологической деятельности всегда вызывает в душе отрадные воспоминания.

За долгие годы общения с природой и, в особенности, за последние 15-20 лет, когда я с конца марта и до конца октября почти ежедневно бывал в степи или роще, я настолько сжился с природой, что чувствовал себя среди растений, как среди близких друзей.

Идёшь, бывало, по июньской цветущей степи и радостно приветствуешь в душе старых друзей. Нагнёшься к коренной жительнице былого степного приволья - полевой землянике и «спросишь глазами», как ей живется в это лето. Постоишь в таком же молчаливом разговоре около могучего красавца железняка и зашагаешь к другим зелёным знакомцам. Необыкновенно радостны всегда бывали встречи после долгой зимы с весенними первоцветами - золотистым гусиным луком, нежными букетиками крохотной (1-2 см высоты!) крупки и другими питомцами ранней весны.

К тому времени мне перевалило уже за семьдесят, а я по-прежнему, как трёхлетний мальчик, любовался каждым степным цветочком. Это было не старческое сюсюканье, не приторная сентиментальность, а какое-то одухотворяющее слияние с природой. Нечто подобное, только несравнимо глубже и тоньше, испытывают, вероятно, большие художники слова и кисти, такие как Тургенев, Паустовский. Престарелый Сарьян не так давно сказал: «Я никогда не перестаю удивляться природе. И этот восторг перед солнцем и весною, перед цветущим абрикосом и величием гор-исполинов я пытаюсь изобразить на холсте» (Известия. 1966. 27 мая).

Шли годы. В 1963 году мне стукнуло 80 лет. Стали наседать стариковские болезни. Я уже не в силах был в тёплое время года уходить, как в прежние годы, за 8-12 километров в степь или сидеть не вставая за письменным столом по десять часов. Но меня по-прежнему неудержимо влекла к себе природа. И пришлось довольствоваться близкими прогулками за город.

Степь манит к себе своими бескрайними просторами, загадочно синеющими далями с древними курганами на горизонте, необъятным куполом неба, звенящими в выси песнями ликующих жаворонков, живыми многокрасочными коврами под ногами. Всё это вызывает в душе высокие эстетические переживания, усиливает работу фантазии. Правда, теперь, когда целина почти сплошь распахана, степные эмоции несколько ослабели, но донские просторы и дали остались столь же необъятными и влекущими. Чтобы ничто не отвлекало меня от наблюдений, я всегда брожу по степи в одиночку, причем не по накатанным безжизненным дорогам, а по заросшим непролазной гущиной трав и кустарников тропинкам, нетронутым плугом степным склонам, каменистым обрывам, безлюдным балкам, то есть по местам, где прячутся от людей степные растения и животные.

За долгие годы занятий фенологией у меня выработалась привычка и навыки присматриваться к красоте oкружающей природы, будь то широко открытый пейзаж или скромная фиалка, притаившаяся под кустарником. Эта привычка сказывается и в условиях города. Я не могу пройти мимо зеркальных лужиц, разбросанных на панели налетевшей летней тучкой, чтобы не заглянуть на миг в бездонную чудесную синеву опрокинутого неба. В апреле не могу не полюбоваться мимоходом золотыми шапочками одуванчиков, вспыхнувшими под приютившей их подворотней.

Когда пошатнувшееся здоровье не позволило мне вдосталь бродить по степи, я поплотнее придвинулся к письменному столу.

Начиная с 1934 года, краткие сводки моих фенологических наблюдений помещались в Новочеркасской газете «Знамя коммуны». В первые годы это были сухие информационные сообщения. Затем я начал придавать им описательный характер, а с конца пятидесятых годов - повествовательный с некоторой претензией на художественность.

Радостно было когда-то бродить по степи в поисках неведомых тебе растений, творить новые приборы и таблицы, работать над животрепещущими вопросами феносигнализации. Это развивало творческую мысль и облагораживало жизнь. И вот теперь моя притихшая было по старости лет творческая фантазия вновь нашла себе применение в литературной работе.

И начались радостные муки творчества. Чтобы набросать для газеты или журнала зарисовку из жизни природы, я нередко часами просиживал за письменным столом. Заметки регулярно печатались в новочеркасской и ростовской газетах. Сознание того, что мои заметки открывают глаза обывателей на прекрасное в примелькавшейся окружающей природе и тем самым призывают их к её охране, придавало значимость этим занятиям. На их материалах я написал две небольшие книжки: «Заметки фенолога» (1958) и «Степные этюды» (1966), выпущенные Ростиздатом.

Пейзажи А. Блока восхищают яркими красками и эмоциональным наполнением. Не исключение и «Летний вечер», который изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Летний вечер» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина» .

История создания

«Летний вечер» относится к раннему периоду творчества А. Блока. История создания стихотворения связана с пребыванием поэта в родовом имении под Москвой. Произведение Александр Александрович написал в декабре 1898 г. спустя несколько месяцев после поступления в Петербургский университет. Лето этого года юноша провел в имении Шахматово. Безмятежные теплые дни надолго сохранились в его памяти, а позже воплотились в стихотворении.

Тема

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа - поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята» . Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры - «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне» и эпитеты - «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина» . Тропы поражают простотой, некоторые - банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи» . Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 30.

Для справок.
Виды текстов.
В зависимости от содержания и характера изложения материала различаются: а) о п и с а н и е; б) по-, вествование и в) рассуждение.
В описательных текстах предметы или явления изо-бражаются путем перечисления характерных для них признаков. В начале или в конце описания дается представление о предмете или явлении в целом, основную часть составляют элементы описания - отрывки, рас-крывающие отдельные стороны изображаемого. Элементы описания приводятся по определенной системе: в порядке их важности, в порядке последовательности расположения в пространстве и т. д.
Повествовательные тексты содержат рассказ о событиях, который ведется в хронологической последовательности. В повествовании выделяются основные события, указывается порядок их следования, показывается их взаимосвязь. Примером подобных текстов может служить биографическое произведение, рассказ о путешествии и т. п.
Рассуждением называется такой вид текста, в котором исследуются предметы или явления, вскрываются причины, анализируются внутренние признаки, доказываются определенные положения. В доказательствах выделяются основное положение, истинность которого доказывается (так называемый тезис), и суждения, обосновывающие правильность тезиса (их называют аргументами).
489. Выясните приемы простого (делового) описания в приводимом ниже тексте.
КЛАССНАЯ КОМНАТА. Налево от двери были две полочки: одна - наша, детская, другая - Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги - учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали; коллекция книг на полочке Карла Иваныча если не была так велика, как на нашей, то была еще разнообразнее.
На другой стене висели ландкарты, все почти изо-рванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча.
На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна - изрезанная, наша; другая - новенькая, собственная; с другой - черная доска, на которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками - маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени.
Посредине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некраше- ных, но от долгого употребления залакированных табуретов.
Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, за которой стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа. Из окна направо видна часть террасы, на которой сиживали обыкновенно большие до обеда.
(Л. Н. Толстой)
Составьте описание улицы, на которой вы живете (опишите жилые дома по соседству, магазины, зеленые насаждения, виды городского транспорта, средства уличного освещения и т. д.).
Выясните приемы художественного описания в приводимом ниже тексте. Чем оно отличается от простого (делового) описания?
РОЩА.
Жара заставила нас наконец войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клен красиво раскинул свои легкие ветви. Касьян присел на толстый конец срубленной березы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по его тщедушному телу, кое-как закутанному в темный армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы.
Наскучив его безмолвием, я лег на спину и начал любоваться мирною игрою перепутанных листьев на далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спус-каются, отвесно падают в те стеклянно-ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгуща- ются в золотистую, почти черную зелень. Где-нибудь, далеко-далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плёса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо на-плывают и тихо проходят белые круглые облака, и вот вдруг все это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, - все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетание, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.
Вы не двигаетесь - вы глядите, и нельзя выра-зить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце. Вы глядите - та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними медлительной вереницей проходят по душе счастливые воспоминания; и все вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше и тянет вас самих за собой в ту спокойную, сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины.
(Я. С. Тургенев)
Опишите летний вечер по своим собственным наблюдениям. Всмотритесь в краски на небе, проследите их переливы, вслушайтесь в окружающие вас звуки. Привлеките, где это будет уместно, эпитеты, сравнения и другие изобразительные средства языка. Так как наблюдаемые явления будут происходить одновременно, используйте в основном глаголы в форме несовершен-ноговида (так называемое настоящее или прошедшее описательное).
Укажите черты описания и повествования в приводимом тексте.
Около полувека назад в дачном поселке Куоккала стоял неподалеку от станции деревянный домишко,
X. X.
над которым торчала несуразная башенка с разно-цветными, наполовину разбитыми стеклами. Там, в башенке, около полувека назад находилось мое жилье, и лестница туда была очень крутая.
По этой лестнице однажды, перед вечерними сумерками, очень легко, без одышки, взобрался ко мне пожилой человек - в первую минуту я принял его за посыльного - и подает мне письмо:
Из Питера, от Ивана Ивановича...
И называет фамилию одного очень небольшого писателя, который печатал в тогдашних газетах мелкие заметки об искусстве.
Я вскрываю конверт и читаю:
«Пользуясь любезностью Ильи Ефимовича Репина, который доставит Вам эту записку, спешу сообщить...».
Дальше я не читал. Мысль, что здесь, передо мною, в этой крохотной комнатке, создатель «Бурлаков», «Запорожцев», «Не ждали», «Ивана Грозного», «Крестного хода», привела меня в состояние крайней растерянности. Я стал усаживать его на свой единственный стул, но он сказал, что он только что с поезда, что ему нужно поскорее домой, и все же задержался на минутку, чтобы оглядеть мою скудную книжную полку.
Когда в Третьяковке или в Русском музее смотришь десятки картин, написанных репинской кистью, Репин кажется великаном. Самое количество этих картин поражает своей колоссальностью. И вот он стоит передо мною - небольшого роста, с улыбаю-щимся, крепким, обветренным, стариковским лицом, с прищуренным правым глазом, в черной шинельке, с накидкой, в самых обыкновенных деревенских перчатках, и даже не перчатках, а варежках, вокруг усов у него топорщатся рыжеватые волосы, совсем простой, даже как будто застенчивый, будто и не знает, что он - Репин.
Ах, вы и по-английски читаете! - сказал он, увидев на полке какую-то английскую книгу, и сказал таким уважительным голосом, словно умение читать на чужом языке было величайшей премудростью, недоступной обыкновенному смертному.
(К. И. Чуковский)
Опишите свое посещение музея или картинной галереи, сочетая повествование с описанием.
Дайте описание какого-либо производственного процесса, в котором вы принимали участие или который наблюдали.
Напишите короткую хроникальную заметку в стенгазету. В такого рода заметках содержатся ответы на вопросы что? где? когда?
Напишите в стенгазету более подробную корреспонденцию, в которой не только сообщалось бы о факте, месте и времени происшествия, но также указывались бы деятель и мотивы его действий (кто? что? где? когда? почем у?).
Составьте зарисовку внешности кого-либо из своих знакомых.
Используя материалы из спортивной жизни, напишите сочинение на тему «Какими качествами должен обладать настоящий спортсмен?».
Укажите черты повествования и рассуждения » приводимом ниже тексте.
Когда на южной окраине города рассвело, третья батарея уже окопалась и стояла замаскированная. За снегами поднялось зимнее солнце, и все увидели немецкие танки, изготовившиеся к атаке. Они не скры-вались, на глазах у всех перестраивались, и оттого, что двигались все время, их трудно было сосчитать. Но их было много.
v
V
Впереди несколько слева третьей батареи стояла тяжелая батарея другого полка. Комбата ее издали можно было отличить по высокой черной папахе с красным верхом. Он стоял у колеса пушки, одной рукой держа бинокль, другой, в перчатке, делал знаки расчету, и, повинуясь его руке, стволы пушек разворачивались. Видно было, как работают под щитом номера, наводчик крутит колесики поворотного и подъ-емного механизмов. Батарея готовилась открыть огонь по танкам.
После первого снаряда танки ожили. Они ждали этого, опасались идти в атаку по снежному полю, не зная наших огневых точек, и вызывали огонь на себя. Теперь всей мощью они навалились на батарею. Снаряды густо рвались вокруг нее, и батарейцы только отстреливались.
Оттуда по глубокому снегу бежал человек. Еще издали закричал рыдающим голосом:
Что же вы смотрите? На ваших глазах нас рас-стреливают, а вы стоите?
Это был лейтенант, командир взвода.
Величенко чувствовал на себе взгляды бойцов.
Быстро подошел Назаров:
Товарищ комбат, разрешите открыть огонь.
А танки все били по батарее. Одно орудие ее уже молчало. Снаряд угодил под колесо, и пушка осела набок, щит был погнут. Несколько человек осталось лежать в окопе, другие, рассыпавшись, бежали к садам.
Назаров ближе шагнул к Беличенко:
Если вы не прикажете, я сам открою огонь!
Я вас расстреляю на месте! - задохнувшись, тихо сказал Беличенко.
Когда он обернулся, он не встретил ничьих глаз.
На батарее уже и вторая пушка была подбита и не отвечала на огонь немецких танков. Расчет покинул ее. последние номера уже добегали до садов. Только комбат в своей высокой черной папахе с красным верхом сидел за колесом пушки сжавшись, не желая оставлять батарею, которую он сам погубил. Кому
этот его героизм теперь был нужен. Нет, не мог Бели- ченко открывать огонь. Не имел права, поддавшись чувству, принять бой в условиях, которые навязывали ему немцы. Открой он огонь, и танки обнаружат его замаскированную батарею и с выгодных позиций, издали расстреляют ее, как они только что расстреляли соседнюю. Он отвечал за жизнь людей, но эти же люди сейчас под его взглядом отводили глаза, как перед человеком, который сделал жестокое дело.
На разбитой батарее оставались снаряды, и он послал за ними бойцов. Низинами, садами, оврагами они пробрались туда и вынесли все ящики, а комбат по-прежнему сидел на батарее, оставшейся без пушек и без снарядов.
Но у Беличенко не было сейчас жалости к этому человеку. Да и времени жалеть не оставалось.
Здесь, на окраине садов, третья батарея встретила танки и отбила их, а потом потеряли атакам счет. И с каждой отбитой атакой укреплялось сознание, что хотя и нет уже никакой возможности, а все же держаться здесь можно.
(По Г. Я. Бакланову)
Опишите эпизод из вашей жизни, который вы считаете интересным. Для указания последовательности событий используйте глаголы в форме совершенного вида (так называемое прошедшее повествовательное).
Укажите элементы рассуждения в приводимом ниже тексте.
Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине - о том, что они долговечнее людей. Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Это хоро-шо знали еще современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме
Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.
Давно известно, что для любого поэта места, где складывалась его судьба, где открылись его «вещие зеницы», особенно дороги. Они остаются для него навсегда самыми примечательными на свете.
Начало своей творческой биографии сам Пушкин связывал не только с царскосельскими садами, но и с Михайловскими рощами. В Михайловском он осознал, «зачем на свет родился». Он постиг в нем истинную щедрость природы, ее безграничность, «красу, вечно сияющую». И он отдал сердце и любовь здешнему небу и земле, ее хлебу, цветам, деревьям и птицам. Михайловское было его домом, через окна которого он увидел свою Отчизну. Оно было его судьбой и счастьем.
Через любовь к цветам, птицам и травам к великому поэту пришла любовь к своему народу, любовь светлая, жизнерадостная, как чудесная песнь соловья или иволги.
Через любовь к природе Михайловского приходит радость и ко всем нам.
(С. С. Гейченко)
503. Прочитайте отрывок из книги М. М. Пришвина
«Дорога к другу». Сформулируйте основную мысль, выраженную в отрывке.
Человек семидесяти пяти лет, его жизнь на волоске, а он сажает сирень!
И мало того, он не один, и, может быть, не было времени, когда бы так страстно хватались люди за растения: все, кто может, сажают сады.
Это значит, во-первых, что люди живут все как бессмертные, презирая свое знание смерти; во-вторых, это значит, что лучшее у человека есть действительно сад.
Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не себе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения.
К какому виду изложения (описанию, повествова-нию,рассуждению) вы отнесете следующий текст? Мотивируйте свое мнение.
На днях в Коктебеле один плотник, толковейший молодой парень, указал мне могилу М. А. Волошина, расположенную высоко над морем на левом черепашьем берегу Ифигениевой бухты. Когда мы подняли прах на указанную в завещании поэта гору, пояснил он, все изумились новизне открывшегося вида. Только сам М. А. - наибольший, по словам плотника, спец в делах зоркости - мог так удачно выбрать место для своего погребения.
В руках плотника была магнитная стамеска. Он окунал в гвозди голую голубую сталь и вынимал ее всю упившуюся цепкими железными комариками. М. А. - почетный смотритель дивной геологической случайности, именуемой Коктебелем, - всю свою жизнь посвятил намагничиванию вверенной ему бухты. Он вел ударную дантовскую работу по слиянию с ландшафтом и был премирован отзывом плотника.
(О. Э. Мандельштам)
Напишите сочинение на тему «Что мне дает чтение произведений художественной литературы?». Каждое свое утверждение подкрепите нужной аргументацией.
Подготовьте устный пересказ приводимого ниже текста.
НЕОБЫЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Весной 1942 года немецко-фашистские самолеты забросали глубинными бомбами английскую подводную лодку. Когда бомбежка утихла, экипаж обнаружил, что лодка обречена: руль и системы подъема повреждены, связь на глубине не работала. Медленная смерть казалась неизбежной, единственная робкая надежда была на двух голубей: вдруг птицы помогут связаться с базой? Голубей поместили в спасательную капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу и стали ждать. Помощь пришла на вторые сутки, причем спасительницей оказалась голубка: в жестокий шторм она пролетела над океаном несколько сот километров и принесла на базу координаты лодки. За этот подвиг птице поставлен памятник и она навечно зачислена в экипаж лодки.
На острове Родос в Греции можно увидеть монументы оленей: животным воздана честь за истребление опасных змей.
Наибольшую благодарность людей заслужили, конечно, собаки. Какую только работу не выполняют они по поручению человека! Собака и сторож, и пожарник, и санитар, и сапер на войне, и незаменимый помощник пограничника, криминалиста, охотника; собаки первыми из живых существ побывали в космосе, на них испробованы операции с пересадкой сердца и множество других опытных операций. В 1935 году в поселке Колтуши по настоянию академика И. П. Павлова воздвигнут монумент, названный «Памятник неизвестной собаке».
В Париже поставлен памятник сенбернару по кличке Барри. На пьедестале выбита надпись: «Доблестный Барри спас от гибели сорок человек. Во время спасения сорок первого погиб». За этой надписью стоит полная драматизма история.
Вот как все произошло. Сенбернары - это собаки- горноспасатели: они разыскивают людей, когда бывают снежные обвалы. На спине большого и сильного животного приторочены средства первой помощи: продукты, бутылка вина, одеяло. Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. Таким образом Барри удалось спасти 40 человек. Сорок первый, обнаруженный под завалом, не подавал признаков жизни, однако собака раскопала его и, согревая дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнул- ся, открыл глаза, но, испугавшись, выхватил револьвер и выстрелил.
К счастью, концовка этого рассказа - легенда. На самом деле Барри жил при монастыре на горе Большой Сен-Бернар с 1800 по 1812 год, а когда состарился и стал слаб для работы в горах, то настоятель монастыря отправил его в столицу Швейцарии - Берн, и, как записано в одном документе, «город кормил его до самой смерти». Чучело Барри и сейчас можно видеть в Зоологическом музее в Берне.
507. Прочитайте текст научно-популярного содержания. Укажите особенности его изложения.
ЧТО МОЖЕТ РАСКРЫТЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ СУФФИКС.
«Как ваша фамилия?» - «Кузнецов». - «А ее?» - «Надеждина». - «А вот этого малыша в валенках?» - «Его фамилия Козловский».
Вот три вида суффиксов, при помощи которых чаще всего образуются наши русские фамилии: «-ов» (Столяров, Викторов, Ушаков), «-ин» (Добрынин, Пушкин, Дружинин), «-ский» (Вяземский, Жуковский, Даргомыжский).
Так же часто, как суффикс «-ов», встречаем мы в фамильных именах и его разновидность - суффикс «-ев»: Дмитриев, Сараев, Соловьев. <...>
Что может значить фамилия «Петров»? Она означает «принадлежащий Петру». «Град Петров» у Пушкина значит: «построенный, созданный Петром Первым».
В применении к человеку суффикс «-ов», когда он присоединяется к человеческому же имени, значит обычно: «сын такого-то». «Васильев» - это почти то же, что и «Васильевич». «Васильев» - либо сын, либо же потомок Василия.
Вплоть до самой революции крестьянство у нас в России почти не имело настоящих фамилий, которые переходили бы из поколения в поколение. Если у Петра рождался сын Николай, то он получал фамилию «Петров». Внук же Петра и сын Николая назывался бы чаще всего не Александр Николаевич Петров, а Александр Николаев.
В еще более далеком прошлом существовало обыкновение, совсем уж ясно показывавшее, что именно означал первоначально суффикс «-ов» или «-ев», входящий в состав наших фамилий. Тогда говорили так: «Лев Кириллов - сын Нарышкин; Борис Львов - сын Кречетов».
Именно поэтому, встречая какую-нибудь фамилию с этими суффиксами, мы имеем полное право предположить, что остальная часть слова была когда-то именем, мужским именем.
Чаще всего тут и предполагать нечего: ясно, что Петр, Иван, Григорий - это мужские имена. <...>
По-видимому, мужскими именами были когда-то многие слова, которых мы сейчас уже никогда не встречаем в этой роли; иначе откуда взялись бы такие фамилии, как «Чемоданов», «Быстров», «Киселев», «Чурбаков» и множество им подобных? Ведь все они означают не что иное, как «потомок Чемодана, Киселя, Чурбака».
(Л. В. Успенский)
508. По соответствующим разделам учебника русского языка подготовьте устное сообщение на одну из тем: «Типы простых предложений с одним главным членом», «Способы выражения сказуемого в предложениях с двумя главными членами», «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях». К каждой теме продумайте план ответа и подберите нужные примеры.
Для справок. Для самого общего ознакомления читателей с содержанием и назначением книги, статьи, сборника нередко к ним прилагается аннотация.
Аннотация - это краткая характеристика печатного издания, помещаемая в его начале, излагающая его содержание в виде перечня главнейших вопросов, иногда дающая также его оценку.
Ознакомьтесь с приводимой ниже аннотацией на книгу «Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах», предназначенную для учащихся старших классов. По этому образцу составьте аннотацию одной из прочитанных вами книг.
«Живые страницы» - своеобразная летопись жизни и творчества четырех великих представителей русской литературы первой половины XIX века: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского. Книга знакомит и с ближайшим их окружением. В ней освещены также наиболее важные события общественной жизни того времени, которые волновали писателей и нашли отражение в их произведениях.
Напишите отзыв о недавно прочитанной вами книге. В отзыве приведите краткое содержание книги, укажите идею, тему, сюжет, отметьте композицию, особенности языка и стиля, дайте оценку (понравилась ли книга или не понравилась? Почему?). В качестве образца используйте знакомые вам критические статьи на произведения художественной литературы.
.Напишите отзыв о просмотренном вами спектакле, кино- или телефильме. Изложите кратко их содержание, дайте оценку. Рассмотрите содержание приводимой ниже информации.
ПОЧВА И СУДЬБА. В этом году кинематограф отмечает 100-летие со дня рождения одного из крупнейших мастеров кино - Александра Довженко.
Важнейший для понимания новаторской поэтики режиссера фильм «Земля» и сегодня остается актуальным поводом для размышлений о насущных проблемах киноискусства. Летом 1929 года Довженко начнет работу над своим лучшим фильмом. Предчувствие возрождения, на-ступающего «золотого века» доминировало в той сре- де, частью которой был Довженко. Предметом спора, однако, было то, на кого ориентироваться в ренес- сансном процессе. На массы, на хлебопашца и его ценностный мир или же на сверхчеловека?
Украина представлялась нередко в виде нетронутой, спящей земли, которую надлежало взять силой, пробудить. Отсюда, именно отсюда симпатии к большевизму, к его силе. Слабые должны уйти, исчезнуть, раствориться - им не место здесь... Разве ж задумывались, что сильный, придя и утвердившись, начнет и своих идеологов вышвыривать куда-нибудь подальше.
Начало «Земли»: поле, волнуемое ветром, девушка и подсолнух. Последний есть наместник солнца на земле, знак его, и, стало быть, нам явлен образ земли, помеченной данным знаком. Девушка есть символ нетронутости, непорочности. Солнцу еще предстоит взойти над этой землей, пока же здесь вечерние су-мерки. Их выражением служит закат жизни Василёва деда - он уходит из жизни, подобно солнцу, тихо закатываясь за горизонт. И склоняются над ним подсолнухи, предвещая будущий восход. Только для этого нужно чье-то усилие.
Комсомолец Василь уходит в город и возвращается оттуда на тракторе, встречаемый всем селом.
Где-то близко солнце, его восход, его рождение и возрождение. Но чтобы это произошло, нужна искупительная жертва спасителя. Выстрел, смерть, похороны... И - солнце, вот оно дрожит в каждой капельке влаги, вот брызжет светлой небесной радостью дарованной, вновь возрожденной жизни. Спасена земля, возрожден снова род людской - нет конца этому волшебству.
Но большевик здесь не политический титан, побеждает не он, а сама жизнь, вовлекая в свой водо-ворот и большевика. Здесь преобладает поэзия земли, почвы, на которой взращен род людской. Дов-женко победил как художник. Он остается с нами как человек Возрождения в подлинном смысле этого слова, не тускнеющем от прикладного его использования, как художник неистовый, одержимый могучим стремлением обновить человеческую жизнь. Пусть не обновилась она, пусть снова впала во тьму, мрак и ужас. Мы все же верим... И можно ли не верить, когда снова и снова смотришь эти ликующие, победительные кадры «Земли»? Несмотря на ни что - человек прекрасен. В этом Довженко не сомне-вался никогда.
(До С. Тримбачу)