Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Фосфор - незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необхо­димое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений.

(2) Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (З)Связанный растениями фосфор пере­ходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с про­дуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; <...> имею­щиеся на Земле запасы фосфатов - это фактически невозобновляемые ресурсы.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) Обеспечить продовольствием растущее населения Земли возможно только благодаря применению удобрений, в частности фосфорных, которые извлекают в некоторых мес­тах из горных пород, богатых фосфатами, и эти ресурсы на Земле невосполняемы.

2) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фос­форных удобрений.

3) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добыва­ют из горных пород, богатых фосфатами.

4) Круговорот фосфора - незаменимого элемента для всего живого на Земле - в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невоз­можно.

5) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

именно оттого что таким образом несмотря на это например

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

КУЛЬТУРА, -ы, ж.

1) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Ис­тория к. К. древних греков.

2) Образование, умственное и нравственное. Человек высокой к.

3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шел­копряда.

4) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в пита­тельной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. орга­нической ткани.

5) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. речи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

принЯтый сОгнутый чЕрпать вероисповЕдание нормировАть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЯЗЫКОВОЙ барьер мешает людям общаться.

На каждый день МАСЛЕНОЙ недели существовали определённые обряды.

Очень благородный и ЧЕЛОВЕЧИЙ поступок - пожертвовать крупную сумму денег

больным детям или старикам.

ДЕЛОВОЙ стиль одежды мало подвержен влиянию моды.

КОРЕННОЕ население Австралии никогда не занималось скотоводством, так как на тер­ритории материка из крупных млекопитающих были только кенгуру.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖЁСТЧЕ камня алых ВИШЕН внезапно СПОТЫКНУЛСЯ

ВОСЬМИСОТ лет нет ГОЛЬФОВ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) Прогрессивная молодежь активно участвуют в борьбе за мир и права человека.

Б) Вернувшись в Россию, у него возник­ла идея написать о событиях граж­данской войны.

B) В «Фаталисте» рассказывается о жизни Печорина, служившего на Кавказе и решившем испытать свою судьбу.

Г) Согласно завещания А.С. Пушкина по­хоронили в Святогорском монастыре.

Д) Персонаж романа «Заговор равнодушных» польского писателя Бруно Ясенского предупреждал, что «бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле преда­тельство и убийство».

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

с...бака переск….чить выст..лить ут….пический раств….римый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр...пятствовать, пр…дирчиво и…подлобья, неи…бывный

Предп…лагать, п…трясающий в...бодрить, бе…платный

пр...одоление, пр…страстие

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

хлопотл…вый неприхотл...вый изменч..вый посп...вать выпровод..шь

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Непроница…мый слаж...нный потеш…шься прерыва…мый постел...т

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дворник наш (не)способен и муху обидеть. Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла. (Не)каждый способен на благородные поступки. (Не)лестный отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова. Неужели обед до сих пор (не)сварен?

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Рас­кройте скобки и выпишите эти два слова.

(ГОРЬКО)СОЛЁНАЯ морская вода разъедала ноги, и (ПО)ЭТОМУ мальчишки решили рыбачить с обрыва.

Я вздрогнул, ПОТОМУ(ЧТО) ЧТО(ТО) огромное пролетело над моей головой.

Чайковский заметил, что сосновые стволы ТО(ЖЕ) отбрасывают на подлесок и на траву очень слабый свет ЗОЛОТИСТО(РОЗОВАТОГО) тона.

(ПО)ПРЕЖНЕМУ разнообразие и сила освещения вызывали у него то состояние, когда кажется, что случится ЧТО(ТО) необыкновенное.

(ПО)СВОЕМУ ты будешь поступать тогда, когда поймёшь, что (В)ПОСЛЕДСТВИИ прихо­дится расплачиваться за необдуманные поступки, ПОТОМУ(ЧТО) музыка ускользала из памяти.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Самые необыкнове(1)ые, самые поэтичные страницы «Войны и мира» связа(2)ы с картинами природы, переда(3)ыми через восприятие ю(4)ой Наташи Ростовой, естест- ве(5)ой и искре(6)ей.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.

2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.

3) Кум стоял ни жив ни мёртв.

4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое () и стали лучшим средством передвижения.

5) Внезапно из-за леса выползла тёмная туча и сразу стало свежо.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с ок­руглого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым су­ществом.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледовитом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конечно (3) вызывает беспокойство по поводу то­го, что теперь (4) очевидно (5) площадь не покрытой льдом части океана будет больше.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) высказаны в работах некоторых аст­рофизиков (2) исследования которых (3) представляют несомненный интерес для всех учёных мира.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ангелина Семёновна выяснила (1) что Вениамин уколов не делал (2) и (3) что сейчас их делать уже поздно (4) потому что (5) если собака была бешеная (6) так и он в ближай­шие дни непременно должен взбеситься.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(I) 3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...

(4) - Дедушка, скажи что-нибудь грустное.

(5) - Осенние листья.

(6) - А грустнее?

(7) - Осенние звёзды.

(8) - Грустнее осенних звёзд бывает?

(9) - Осенние птицы.

(10) - Дедушка, есть осенние люди?

(II) Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.

14.- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15) Ответь, дед, мне это очень важно.

(16)- Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.

(18)- Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?

(20)- Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму - хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или наде­жда на вторую и третью?

(23) - Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.

(24) - Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.

(26) - Дед, она не любит меня.

(27) - А ты сам как к себе относишься?

(28) - Плохо, дедушка, совсем плохо.

(29) - А летать ты пробовал?

(30) - Дед, средний я, серый, какие там полёты.

(31) - Объясни, такого не понимаю.

(32) - Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать - они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью - их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.

(37) - Она тебя замечает?

(38) - Никто я для неё. (39)Моя жизнь - ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.

(41) - К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.

(42) - Шутишь, дед, какие объявления?

(43) - Продаётся собачья шкура.

(44) - А если придут за шкурой?

(45) - На вырученные деньги купишь скрипку.

(46) - Зачем мне скрипка, дед?

(47) - Станешь играть любимой.

(48) У меня нет родной деревни - мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя от­чизна - мой дедушка, его слова, его мысли. (50)0н учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.

(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52) Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.

(54) Как-то сказал:

(55) - Одни учёные утверждают: лунные кратеры - остатки потухших вулканов, другие доказывают - следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры - застывшие взгляды вели­ких. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше - взор Бунина, а прямо перед тобой - Маяковского; Луна - музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!

(59) - Не получается у меня, дед.

(60) - Что не получается?

(61) - Ничего не понимаю, во всём запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (6З)Может, я и есть осенний?

(64) - Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только

(65) - Ой, дед, завидую я тебе.

(66) - Это не так уж и плохо, я интересно жил

(69) - Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!

(71) Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:

(72) - Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

(По А. Попову)

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дед убеждён, что Мать, Родина, Любимая должны быть единственными.

2) Внук осознает свою «серость», одиночество и страдает от этого.

3) Противоречия между поколениями отцов и детей существовали и будут существовать всегда.

4) Внук завидует мудрому деду, его интересной жизни, радостному восприятию окру­жающего мира.

5) Дед грустит от того, что жизнь уже прожита и ничего не вернёшь назад.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 42 подтверждает содержание предложения 41.

2) Предложения 20-22 содержат ответ на суждение, высказанное в предложении 14.

3) 35 предложение текста является выводом из рассуждения, представленного в предло­жениях 32-34.

4) В предложениях 68-75 представлено описание.

5) В предложениях 48-50 представлено рассуждение.

22. Из предложений 26-30 выпишите контекстные синонимы.

23. Среди предложений 55-58 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

24. «Размышляя о роли деда в своей жизни, рассказчик использует такое синтаксическое средство, как (А) _______ (предложение 13). Почему же ему так дорог этот человек? (Б) _______ (предложение 50) даёт ответ на этот вопрос. В са­мом деле, внуку было очень сложно разобраться в себе, своих чувствах, о чём говорит употребление в лексике (В) _______ (предложения 33-34), и дед с помощью тон­кой, доброй (Г) ________ (предложения 39-47) помог подростку понять, как избавиться от ощущения собственной «серости», одиночества».

Список терминов:

1) ирония 2) эпитеты 3) контекстные синонимы 4) контекстные антонимы

5) сравнительный оборот 6) градация 7) гипербола 8) ряд однородных членов

9) вопросительные предложения

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Въезжая в новую пустую квартиру, рассказчик увидел в окне старый тополь.

2) Глядя на тополь, герой вспоминал детство и искал ответы на вопросы: кто ты? В чём смысл жизни?

3) Тополь до сих пор растёт рядом с домом рассказчика.

4) Каждую весну на тополе распускались листочки. И этот процесс рассказчик называет чудом обновления.

5) Герой ничуть не сожалеет о том, что старый тополь спилили, потому что он мог упасть и повредить дом или поранить человека.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным ? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-2 содержат элемент повествования.

2) В 17 предложении представлено описание.

3) Предложения 21-22 содержат повествование.

4) В предложении 12 представлено рассуждение.

5) В предложении 2 содержится рассуждение.

Ответ: ___________________________

22. Из предложения 15 выпишите антонимы .

Ответ: ___________________________

23. Среди предложений 14-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б,В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Вспоминая о когда-то росшем под окном тополе, Б. Ямпольский использует такие тропы, как

(А) ___________ («жил тысячами тысяч листьев» в предложении 6), (Б) ______________(«тополь им рассказывал обо мне» в предложении 9). Такой приём, как (В) _________________(в предложении 27), передаёт чувства автора. А такой троп, как (Г) _____________________(например, «прекрасных ветвей» в предложении 1), усиливает образность текста».

Список терминов

1) ряды однородных членов

4) гипербола

2) олицетворение

5) парцелляция

8) риторический вопрос

3) сравнительный оборот

6) противопоставление

9) эпитет

Ответ:

А

Б

В

Г

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 10

Часть 1

(1) Фосфор - незаменимый элемент питания растений , как , впрочем , и всех других организмов , и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур , необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли , возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений . (2) Фосфорные удобрения получают , разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород , богатых фосфатами . (3) Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям ( достаётся животным , человеку ), выделяется с продуктами обмена , попадает в сточные воды , реками выносится в океан , где в конце концов оказывается в морских осадках , но уже в очень малом количестве ; (....) имеющиеся на Земле запасы фосфатов - это фактически невозобновляемые ресурсы .

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация , содержащаяся в тексте ?

1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае , если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения .

2) Запасы пород , богатых фосфатами , возобновить невозможно , потому что круговорот фосфора в природе весьма незначителен .

3) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений .

2015
Вариант 10
Часть 1

(1) Фосфор - незаменимый элемент питания растений , как , впрочем , и всех других организмов , и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур , необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли , возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений . (2) Фосфорные удобрения получают , разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород , богатых фосфатами .

(3) Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям ( достаётся животным , человеку ), выделяется с продуктами обмена , попадает в сточные воды , реками выносится в океан , где в конце концов оказывается в морских осадках , но уже в очень малом количестве ; (....) имеющиеся на Земле запасы фосфатов - это фактически невозобновляемые ресурсы .

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация , содержащаяся в тексте ?

1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае , если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения .

2) Запасы пород , богатых фосфатами , возобновить невозможно , потому что круговорот фосфора в природе весьма незначителен .

3) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений .

4) И растительный , и животный мир не могут обходиться без фосфора , который добывают из горных пород , богатых фосфатами .

5) Круговорот фосфора - незаменимого элемента для всего живого на Земле - в природе весьма незначителен , поэтому запасы пород , богатых фосфатами , возобновить невозможно .

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста ?

именно

например

таким образом

оттого что

зато

Ответ: ___________________________

3. Прочитайте словарную статью , в которой приведены значения слова КУЛЬТУРА . Определите , в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру , соответствующую этому значению в словарной статье .

КУЛЬТУРА , -ы, ж.

1) Совокупность производственных , общественных и духовных достижений людей . История к . К . древних греков .

2) Образование , умственное и нравственное . Человек высокой к .

3) Разведение , выращивание какого - н . растения или животного ( спец .). К . льна . К . шелкопряда .

4) Разводимое растение , а также ( спец .) клетки микроорганизмов , выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях . Технические к . К . органической ткани .

5) Высокий уровень чего - н ., высокое развитие , умение . К . производства . К . речи .

Ответ: ___________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

знАчимость

врУчим

опОшлить

позвонИт

фОрзац

Ответ: ___________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Поторопитесь приобрести АБОНЕМЕНТЫ Московской филармонии на новый концертный сезон, чтобы насладиться встречами с талантливыми российскими и зарубежными артистами.

После бури на море установилось СРАВНИМОЕ затишье.

Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.

Перед усталыми путниками по-прежнему расстилалась НЕОГЛЯДНАЯ даль.

Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.

Ответ: ___________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

спелых АБРИКОСОВ

пусть ПОПРОБОВАЕТ

ЖЁСТЧЕ дерева

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

Ответ: ___________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

1) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога

Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

2) стилистически неоправданное согласования сказуемого с подлежащим .

В) ЦРУ сделал официальное заявление о непричастности к этой акции своих сотрудников

3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Г) Чехов шутил, что «моя голова совсем отбилась от рук и отказывается от сочинительства»

4) ошибка при употреблении однородных членов

Д) Кроме рисования я ещё пою.

5) ошибка в употреблении прямой речи

6) ошибка, связанная с построением причастного оборота.

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня . Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

игн..рировать

сем..нар

прил..жение

ц..нтральный

р…внина

Ответ: ___________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

в..помнить, неи..бежность

с..причастность, пр..контролировать

пр..тормозить, пр..вышение (скорости)

бе..перспективный, бе…нравственный

не…держанный, бе…жалостный

Ответ: ___________________________

10. Выпишите слово

расклан..ться

глянц..вый

выращ..вать

милост…вый

доверч…вый

Ответ: ___________________________

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Е

напил..шь

закле..вший

свер..шь

загон..шь

предъявля..шь

Ответ: ___________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)широкой, а узкой речки.

Оседает пыль, и взору открываются вовсе (не)высокие пирамидальные тополя.

Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости.

Ответ: ___________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.

Ответ: ___________________________

14. Укажите цифры , на месте которых пишутся две буквы Н.

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запеч(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

Ответ: ___________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.

2) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

3) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

4) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

5) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Ответ: ___________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву...

Ответ: ___________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Ответ: ___________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру ), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая ).

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

Ответ: ___________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

Ответ: ___________________________

(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.

(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.

- (6)Греетесь, живодёры! - глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.

- (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас... - (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.

(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.

- (15)Ложись! - (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.

- (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..

- (33)Тихо, друг, тихо! - (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом в снег и зашёлся в беззвучном плаче.

(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

- (39)Как теперь работать-то будешь, голова? - невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. - (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..

(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.

(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.

(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»

(53)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей. (По В. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) - российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий СССР.

20. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Врач перевязывал только своих, русских, а немцев приказал увести в сарай.

2) Солдат, стрелявший в пленных немцев, потерял всех родных и близких.

3) Раненый старший сержант сочувствовал пожилому немцу с обмороженными руками.

4) Борис одобрял действия солдата в маскхалате по отношению к немцам.

5) Борис стремился спасти пленных немцев от гибели.

Ответ: ___________________________

21. Какие из перечисленных утверждений является ошибочным ? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 представлено описание.

2) Предложения 6-7 содержат рассуждение.

3) В предложениях 11-13 содержится рассуждение.

4) Предложения 22-29 объясняют содержание предложений 30-32.

5) Предложения 54-56 содержат описание и рассуждение.

Ответ: ___________________________

22. Из предложения 48 выпишите антонимы.

Ответ: ___________________________

23. Среди предложений 15-21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Автор объективно описывает события жестокого военного времени, но его отношение к происходящему просматривается в использовании выразительных языковых средств. Писатель использует троп - (А) ________ («будто из чугуна отлито » в предложении 4, «вспугнутым вороньём » в предложении 13). Передать состояние солдата, потерявшего всех родных и близких, помогают синтаксические средства: (Б) _______(предложения 26-30), (В )_______ (в предложениях 14, 35, 45), а также лексическое средство - (Г) ________ («живодёры » в предложении 6), которое персонаж использует для характеристики немцев».

Список терминов:

1) эпитет

4) диалектизм

7) неполные предложения

2) фразеологизм

5) противопоставление

8) ряды однородных членов

3) сравнение

6) эмоционально окрашенное слово

9) литота

Ответ:

А

Б

В

Г

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

№ задания

Ответ

1

25

2

такимобразом

3

4

4

вручим

5

сравнительное

6

попробует

7

37251

8

центральный

9

сопричастностьпроконтролировать

10

глянцевый

11

предъявляешь

12

некого

13

чтобытакже

14

24

15

15

16

123

17

34

18

1

19

123

20

14

21

235

22

сжималразжимал

23

21

24

3786

Информация о тексте

Примерный круг проблем

1. Проблема бесчеловечности войны. (Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?)

1. Война - это страшное преступление против человечности, потому что она приносит непереносимые страдания и тем, кто защищает свою страну, и тем, кто оказывается на чужой территории: в бессмысленной жестокой бойне гибнут солдаты и мирные жители, миллионы людей остаются искалеченными и опустошёнными, теряют родных и близких.

2. Проблема мести вражеским захватчикам за преступление по отношению к мирным жителям. (Вправе ли солдаты, защищающие свою Родину, убивать пленных солдат, осуществляя месть за погубленных близких?)

2. Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, русские солдаты не должны убивать пленных, поэтому Борис закрывает немца своим телом и останавливает обезумевшего от горя солдата, потерявшего всех родных и односельчан.

3. Проблема отношения к пленным. (Как относились к пленным немцам русские солдаты?)

3. Русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь.

Список использованной литературы

1. ЕГЭ 2015. Русский язык. Экзаменационные тесты. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.Т.Егораева. – М. : Издательство «Экзамен», 2015.

2. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-й класс / Н.А.Сенина, Т.Н.Глянцева, Н.А.Гурдаева; под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

3. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: Издательство «Союз», 2001.

4. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие / под ред. О.В.Загоровской.- Воронеж, 2004.

5. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. - Ростов н/Д: Легион, 2012.

6. КИМы прошлых лет

Фосфор - незаменимый элемент питания растений (как, впрочем, и всех других организмов). Поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достается животным, в том числе и человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень рассеянной форме. Таким образом, имеющиеся на Земле запасы фосфатов - это фактически невозобновляемые, исчерпаемые ресурсы. На какое время их хватит человечеству? В редакционной статье, опубликованной недавно в журнале Nature, дан анализ экспертных оценок складывающейся ситуации. Прогноз экспертов не слишком оптимистичен: фосфора нам хватит не более чем на 50–125 лет.
На страницах популярных изданий и научных журналов нередко обсуждается вопрос о том, на сколько хватит растущему населению Земли природных запасов ископаемого топлива (нефти, угля, газа). Эти ресурсы, хотя и являются невозобновляемыми, могут заменять друг друга. Кроме того, существуют и альтернативные возобновляемые источники энергии (реки, ветер, солнце, биотопливо). Но помимо нехватки источников энергии растущее человечество сталкивается с другой, очень важной, но почему-то не привлекающей столько внимания проблемой - а именно, дефицитом незаменимых элементов питания растений - азота и фосфора. Добавление этих элементов в почву в виде азотных и фосфорных удобрений - обязательное условие поддержания высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
При этом ситуация с азотом и фосфором довольно сильно различается. Азот - хоть и в молекулярной, недоступной для растений и животных, форме - имеется в огромном количестве в воздухе. Связать же его и превратить в форму, пригодную для использования растениями, могут некоторые бактерии (например, живущие в клубеньках на корнях бобовых растений). Кроме того, в начале XX века был разработан процесс промышленной фиксации (связывания) атмосферного азота и превращения его в аммонийную форму (процесс Габера-Боша). В настоящее время количество азота, вносимого в почву с такими искусственно синтезированными удобрениями, уже превышает то количество, которое связывается на суше в ходе естественной азотфиксации бактерий.
С фосфором ситуация принципиально иная. Этот элемент не образует газообразных соединений, а его перемещения по поверхности планеты осуществляются главным образом с потоками воды. По сути, фосфор постепенно стекает с суши в океан. Возвращение же его на сушу определяется долговременными геологическими процессами поднятия океанического дна. Впрочем, в природных, ненарушенных человеком, экосистемах цикл фосфора почти замкнутый. Большая часть его, будучи использована растениями на собственный рост, снова возвращается в среду при разложении органических остатков микроорганизмами, а также в виде продуктов обмена веществ животных.
Проблемы возникают при выращивании сельскохозяйственных культур, так как значительная часть продукции растений изымается человеком, а с этой продукцией выносятся с полей и элементы минерального питания. Кроме того, человек стремится получить максимально высокий урожай, а для этого требуется внесение в почву дополнительных удобрений. Вернуть же использованный на полях фосфор, пустить его снова по кругу не удается.
Фосфорные удобрения получают при разработке некоторых горных пород, содержащих большое количество фосфатов. Таков, к примеру, апатит, залежи которого имеются на Кольском полуострове. Большое количество фосфатов сосредоточено на севере Африки, в Марокко и Западной Сахаре. Но в целом распределение запасов пород, содержащих фосфор, по поверхности суши крайне неравномерное. По существующим оценкам более 70% их сосредоточены всего в нескольких странах: в Марокко, Китае, США и России.
Что касается общего количества фосфатов, которые в принципе могут быть освоены человеком, то по данным Геологической службы США (US Geological Survey) оно составляет 62 миллиарда тонн. Эта цифра включает как те 15 млрд тонн, которые уже разрабатываются, так и те, разрабатывать которые считается пока нерентабельным: они или находятся в море, или содержат значительные примеси токсических элементов, прежде всего кадмия. В 2008 году общее количество добытых фосфатов составило 161 миллион тонн. Согласно оценкам экспертов Геологической службы США, потребности в удобрениях в ближайшие 5 лет будут возрастать ежегодно на 2,5–3%. Если подобный темп использования фосфатов сохранится, то все мировые запасы их могут быть израсходованы за 125 лет. Близкие оценки дают и эксперты Международной ассоциации производителей удобрений (International Fertilizer Industry Association). Они полагают, что спрос на удобрения сначала будет возрастать, а с середины текущего столетия начнет уменьшаться. Хватить существующих запасов фосфатов, согласно их расчетам, должно примерно на 100 лет.
Однако другие прогнозы еще более тревожные. Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO - Food and Agricultural Organization) для обеспечения продовольствием растущего населения Земли необходимо, чтобы продукция сельского хозяйства к 2050 году удвоилась. Если при этом допустить сохранение наблюдающегося сейчас ежегодного увеличения потребления удобрений на 3% и учитывать только удобные для разработки месторождения, то запасов фосфатов хватит лишь на 50 лет.
обсуждаемой статье в Nature подчеркивается в то же время, что компании производителей удобрений не раскрывают полностью имеющихся у них данных. Правительства отдельных стран также делают противоречивые заявления. Например, Китай, когда вступил во Всемирную торговую организацию, указал, что его запасы фосфатов составляют 8 млрд тонн, хотя ранее приводил цифру только 2 млрд тонн. Специалисты из международных объединений призывают к налаживанию системы независимой экспертизы имеющихся запасов, однако признают, что наладить такую экспертизу очень непросто. В самое последнее время некоторые компании стали вкладывать большие средства в разработку отложений, отличающихся сравнительно невысоким содержанием фосфатов, а также находящихся под водой. Неудивительно, что цены на фосфаты при этом сразу резко подскочили. В прошлом году в некоторые моменты цена доходила до 500 долларов США за тонну, хотя годом раньше средняя цена была в 5 раз ниже.
Очевидно, что на повестку дня выходит вопрос о хотя бы частичном возвращении в оборот использованного фосфора, о сокращении его стока в океан и повторном использовании на сельскохозяйственных угодьях. Важным источником фосфатов могут стать, в частности, стоки животноводческих ферм, а также осадки, образующиеся в канализационных трубах. Соответствующие технологии, по-видимому, скоро начнут быстро развиваться. Фосфор - слишком дорого достающийся нам элемент, чтобы допускать и в дальнейшем его безвозвратное использование.
А. Гиляров, elementy.ru (Nature. 2009. V. 461. P. 716–718)

Задание 1 ЕГЭ +Ответы

Задание 1

1) Город Эфес достиг небывалого расцвета, потому что его покровительницей была богиня Артемида.

2) Процветающие горожане в знак признательности и благодарности решили построить храм в её честь.

3) Решение построить храм в честь богини Артемиды в процветающем городе Эфесе было продиктовано практическими соображениями богатых горожан-ростовщиков.

4) Эфесцы вели крупные ростовщические операции, отдавая деньги под большие проценты.

5) Возводя храм богине Артемиде в Эфесе, крупные ростовщики надеялись на то, что покровительница города поможет увеличить их доходы.

2. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.

2) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений.

3) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами.

4) Круговорот фосфора - незаменимого элемента для всего живого на Земле - в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно.

5) Запасы пород, богатых фосфатами, возобновить нельзя, так как круговорот фосфора, вещества,которое является незаменимым для всего живого, крайне незначителен.

(1)Фосфор - незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; (....) имеющиеся на Земле запасы

фосфатов- это фактически невозобновляемые ресурсы.

3. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.

3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, в том числе за счёт расширения диапазона звукописи.

4. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.

2) Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области.

3) Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.

4) Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.

5) В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.

5. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Историческое развитие языка есть последовательное накопление его основных норм, которые необычайно устойчивы.

2) Языковая норма одновременно устойчива и изменчива, и поэтому она является важным условием не только стабильности, но и развития языка.

3) Изменчивость языковой нормы, испытывающей влияние разговорной речи, является важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность языка.

4) Развитие языка определяется влиянием на него разговорной речи, диалектов, заимствований и т. п.

5) Устойчивость языковой нормы как одного из необходимых условий стабильности системы языка всё же не абсолютна: она изменяется под влиянием множества факторов, благодаря чему литературный язык постоянно развивается.

6. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Пчеловоды издавна умели управлять пчёлами, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения.

2) «Дрессировка» пчёл с помощью вещества с определённым запахом, издавна известная пчеловодам, широко используется и в наши дни для увеличения количества нектара, собираемого с определённых растений.

3) Пчёлы, которые попробовали сироп с определённым запахом, мобилизуют других пчёл на поиски нужного медоносного растения.

4) В современном пчеловодстве широко используется так называемая дрессировка пчёл, при которой насекомых с помощью того или иного сорта мёда направляют на определённые медоносные растения.

5) Используя вещества с определённым запахом, пчеловоды с давних пор и по настоящее время «дрессируют» пчёл, благодаря чему насекомые направляются на нужные медоносные растения, что позволяет увеличить количество нектара, собранного с определённых цветов.

(1) В старину пчеловоды умели управлять деятельностью пчёл, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения: стремясь направить пчёл, например, на цветущую липу, на ночь или рано утром угощали их липовым мёдом, а когда зацвела гречиха - гречишным мёдом.

(2) Этот простой приём, называемый условно дрессировкой, широко используется и в современном пчеловодстве, только вместо мёда пчёлам дают надушенный сахарный сироп. (3)<...> пчёлы, попробовавшие сироп с определённым запахом, не только сами участвуют в собирании нектара с этим запахом, но и мобилизуют своих сестёр на поиски нужного медоноса, что позволяет значительно увеличить количество нектара, собранного с определённых растений.

7. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Готлиб Даймлер, основатель и руководитель компании «Даймлер-Мотор- Гезельшафт», дал австрийскому коммерсанту Эмилю Эллинеку, купившему у фирмы крупную партию машин на сумму более полумиллиона золотых марок, право назвать новую серию автомобилей по своему усмотрению.

2) Автором наименования марки «Мерседес» был вовсе не руководитель компании «Даймлер-Мотор-Гезельшафт» Готлиб Даймлер, а австрийский дипломат и автолюбитель Эмиль Эллинек, получивший право дать имя новой серии автомобилей при покупке крупной партии у компании Даймлера и назвавший эту серию машин в честь своей дочери Мерседес.

3) В 1902 году австрийский дипломат и автолюбитель Эмиль Эллинек купил у компании «Даймлер-Мотор-Гезельшафт» партию из 36 автомобилей на сумму более полумиллиона золотых марок.

4) Автомобили под маркой «Мерседес» начали выпускаться в 1902 году компанией «Даймлер-Мотор-Гезельшафт», во главе которой стоял австрийский дипломат и автолюбитель Эмиль Эллинек, давший название новой серии автомобилей в честь своей любимой десятилетней дочери по имени Мерседес.

5) Название торговой марки «Мерседес» появилось благодаря австрийскому дипломату и автолюбителю Эмилю Эллинеку, который купил крупную партию автомобилей у компании «Даймлер-Мотор-Гезельшафт» с условием, что он назовёт новую серию машин по своему усмотрению, после чего он дал этой серии имя своей любимой дочери Мерседес.

8. Задание 1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Египет расположен на северо-востоке Африки, он является родиной величайших цивилизаций Азии.

2) По уровню развития Древний Египет равновелик современным ему цивилизациям Европы.

3) Помимо иных своих достижений, древняя цивилизация Египта прославилась грандиозными инженерными работами и колоссальными архитектурными сооружениями.

4) Египет был страной с высокоразвитой религиозной культурой, литературой и изобразительным искусством.

5) Египет уже в глубокой древности был цивилизованным государством, прославившимся, помимо всего прочего, инженерными работами по созданию сети водоотводных каналов и крупнейшими архитектурными сооружениями.

9. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

10. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Наука отрицает то, чему не находит объяснения, стремясь избежать опасных путей.

2) В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба.

3) Постановление Французской академии об отказе изучать метеориты лишь один из примеров того, как отрицание непонятного тормозило развитие науки.

4) В XIX веке все описания метеоритов - «небесных камней» - считались плодом фантазии.

5) Отрицание того, что ещё не нашло объяснения, не раз тормозило развитие науки, что подтверждает и постановление Французской академии об отказе изучать метеориты.

11. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Поскольку растительный планктон - основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4) Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - растительный планктон.

5) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

12. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этого народа на протяжении веков оставалось земледелие.

2) В течение многих веков основным занятием восточных славян было земледелие, поэтому и древнерусская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

3) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей - земледельцев и ремесленников.

4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.

5) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.

13. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Ещё до того, как приступить к изготовлению предмета, человек создаёт образ этого предмета в мыслях, то есть разрабатывает проект того, что ему нужно.

2) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.

3) Проектирование - это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.

4) Способность действовать сознательно, используя творческий подход, отличает человека от животных.

5) Для удовлетворения своих потребностей человек действует сознательно, используя орудия труда.

14. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Живущие во рту бактерии разрушают зубную эмаль, несмотря на её прочность, поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

2) На зубах человека со временем могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, живущие во рту, образуют кислоты, разрушающие зубную эмаль.

3) Нужно соблюдать гигиену полости рта, чтобы живущие во рту бактерии не разрушали зубную эмаль.

4) В зубах могут образоваться дупла, поэтому необходимо каждый день чистить зубы.

5) Зубная эмаль - самый прочный материал, который создан организмом человека, и невидимые маленькие бактерии не способны его разрушить.

15. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Во всех трудах Архимеда есть описание его технических изобретений.

2) Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является описание математических методов и его технических изобретений.

3) Архимед, как и многие другие учёные того времени, считал важным прежде всего научные разработки, а практическому применению полученных им теоретических решений уделял значительно меньше внимания.

4) Архимед разработал математические методы решения многих технических проблем, но описал лишь одно из своих изобретений, так как ценил прежде всего научные разработки.

5) Архимед, разработавший математические методы решения многих технических проблем, и многие учёные того времени значительное внимание уделяли практической пользе сделанных ими открытий.

16. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В книге, духовном завещании одного поколения другому, в той или иной мере отражаются все учения, которые потрясали умы человечества.

2) Книга воплощает в себе всю жизнь человечества, его всемирную историю, вобрала в себя все учения и все страсти людей.

3) Книга издавна считается своеобразным документом, духовным завещанием, в котором отражается материальная жизнь человечества.

4) Книга, вобравшая в себя все учения и страсти человеческие, отражает жизнь человечества.

5) В книге отразились все переживания человечества, не зря она передаётся из одного поколения к другому.

17. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Только художник способен познавать окружающий мир, при этом передавая и выражая своё мироощущение и душевное состояние, оставляя в художественном произведении что-то неразгаданное.

2) Наука и искусство во многом похожи, они требуют от человека восприятия окружающего мира.

3) В отличие от автора научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира, автор художественного произведения передаёт своё мироощущение и душевное состояние, и поэтому каждый человек видит в художественном образе что-то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.

4) Каждая эпоха и каждый человек по-своему воспринимают произведения искусства, ведь только художник способен открыть и исследовать объективные законы природы, не зависящие от его воли.

5) Художественное произведение, которое передаёт мироощущение и душевное состояние автора, отличается от научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира; в художественном образе каждый человек видит что- то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.

18. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Садово-парковая архитектура - важный элемент в жизни человека, поскольку в современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания городской экологии.

2) Архитектор, создавая сады и парки, может немного изменить существующий ландшафт или, наоборот, сформировать совершенно новый пейзаж.

3) В современных городах сады и парки - необходимый элемент жилой среды, но архитектор сам выбирает, как он будет формировать тот или иной сад или парк.

4) Садово-парковая архитектура - важный элемент в жизни современного человека, служащий поддержанию городской экологии и здоровья его обитателей, предполагает возможное изменение архитектором существующего ландшафта или создание совершенно нового пейзажа.

5) Садово-парковая архитектура, предполагающая возможное изменение архитектором существующего ландшафта, является важным элементом в жизни современного человека и служит для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей.

19. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря возможности представлять практически любую информацию в числовой форме компьютер, первоначально созданный как устройство для вычислений, сегодня - универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.

2) Принципиальное отличие сегодняшнего компьютера от первоначально созданного состоит в том, что он позволяет проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции - программе.

3) Компьютер, представляющий любую информацию в числовой форме, первоначально созданный как устройство для вычислений, сегодня является универсальным средством для обработки всех видов информации.

4) Компьютеры превратились в средства для обработки некоторых видов информации, используемых человеком, потому что проводят сложные вычислительные операции по заранее заданной инструкции.

5) Современные компьютеры могут обрабатывать без участия человека некоторую информацию, которая представлена в числовой форме.

20. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.

21. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоёв населения.

3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

4) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

5) Помогая профессильнальным строителям при строительстве пирамид, крестьяне только осуществляли транспортировку камня, при этом этот труд оплачивался.

22. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Простой и короткий тезис содержит одну мысль, он лучше составного.

2) Разногласия в споре могут возникнуть из-за сложности тезиса, намечающего несколько мыслей.

3) Составные тезисы могут внести в спор запутанность и неопределённость, так как они намечают несколько мыслей, которые приведут к разногласию.

4) В споре доказательство тезиса, сформулированного в форме простого предложения, выстраивается и воспринимается яснее, поэтому нужно составные тезисы расчленять на элементарные суждения.

5) Сложно оформленные тезисы вызывают трудности при обсуждении, поэтому нужно стремиться к тому,чтобы тезис был простым, разделённым на пункты.

(1)Надо всячески стараться, чтобы тезис был возможно проще и выражен короче, потому что сложный тезис намечает несколько мыслей, а значит, несколько пунктов разногласий. (2)Составные тезисы вносят в спор крайнюю запутанность, сбивчивость и неопределённость. (3)(...), встретившись с ними, необходимо сейчас же расчленить их на составные элементарные суждения и рассматривать

каждый пункт разногласия отдельно.

23. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чехов не мог писать длинные рассказы, так как формат журналов, в которых он публиковался, был мал.

2) За годы сотрудничества в петербургских журналах Чехов привык писать кратко, и эта привычка стала главной чертой его творчества.

3) Чеховская деталь, в которой концентрировалось многое, помогала сказать кратко о самом главном.

4) Чехов гордился тем, что умел о многом писать кратко.

5) Умение писать коротко, использовать детали, заменявшие длинные описания, было вначале необходимостью, а затем стало визитной карточкой Чехова.

24. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

2) Изменения в составе языка происходят неравномерно.

3) Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социальных перемен.

4) Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни.

5) Активное пополнение лексического состава языка происходит во времена социальных изменений, так как языку новые слова нужны для новых понятий.

25. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.

2) Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

3) В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнём и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

4) Умение пользоваться огнём позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.

5) Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

26. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Лекарства нужно принимать только по назначению врача с учётом всех его рекомендаций во избежание нежелательных реакций организма на их приём.

2) Человеку необходимо принимать лекарства, которые назначает врач.

3) У некоторых людей бывает аллергия на определённые вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, ряд лекарств нельзя принимать одновременно друг с другом или с отдельными продуктами.

4) Чтобы предупредить нежелательные последствия, необходимо принимать лекарства только по назначению врача в соответствии с его рекомендациями.

5) Реакция организма на приём лекарства может быть непредсказуемой, поэтому следует воздерживаться от их приёма.

27. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Неоновая, или флуоресцентная, лампа, которая была изобретена Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, а галогенная лампа ещё более яркая.

2) Разнообразные осветительные приборы: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники - благодаря учёным и изобретателям становятся всё более яркими и экономичными.

3) Учёные и изобретатели создают всё более совершенные осветительные приборы: неоновая лампа потребляет энергии меньше, чем электрическая, а галогенная лампа ярче и экономичнее неоновой лампы.

4) Сначала учёные и изобретатели придумали электрическую, потом галогенную и, наконец, неоновую лампу.

5) Результатом работы учёных и изобретателей в области совершенствования осветительных приборов стала сначала электрическая лампа, затем более экономичная неоновая и, наконец, более яркая и наиболее экономичная галогенная лампа.

28. Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах.

2) В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.

3) Автомобиль как транспортное средство становится всё более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьёзные задачи.

4) Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять её промышленными отходами.

5) Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую среду, чем обычные автомобили, количество которых растёт, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.

Результаты Задание 1 ЕГЭ