ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ц

АСА-АЦА-АСА

ОСО-ОЦО-ОСО

УСУ-УЦУ-УСУ

ЫСЫ-ЫЦЫ-ЫСЫ

Слова

Сок – цок свет – цвет лиса - лица

Сел – цел бусы – бутцы сабля - цапля

Бас – пас сабля – цапля светик - цветик

Сено – цена светик – цветик садить – цедить

Прицел – присел целить – селить ценить – синить

Оценить – осенить цвел – свел расцвет – рассвет

Синица, сальце, словцо, сцена, сцепление, станция, столица, спица, свинец, ситец, песец, скиталец, сеянец, столбец, месяц, писательница, письмецо, маслице, бессонница, восклицание, гусеница, пословица, лисица, лестница, косица, спится, снится, смеется, садится, кусается, спускается, славится, спасается, оступается, светится, сломается, свалится, сомневается, ссорится, сгибается, стыдится, склоняется, сдается.

С цаплей, с цепью, с цукатом, с цыганом, с цыпленком, с цирком, с целью, с циновкой, с лестницей.

Самоцвет, самоцель, соцветие, социальный, сахарница, сухарница, салатница, расцепить, расценить, расцветать, расцарапать, спецовка, специалист, специальность, сцапать, сцепить, сцепка, сценка, сценарий, сценарист.

Стальная цепь. Цепная собака. Степная птица. Вкусное мясцо. Степная станция. Синие цветы. Садовый цветок. Целый стакан. Гусеница капустницы. Куцый пес. Ценная посуда. Сломанная спица. Кусты акации. Сильный боец. Смелые бойцы. Садится солнце. Снится сон. Цветной ситец. Цыганская песня.

Заяц сидел у сосны.

Лисица увидела зайца.

Заяц скрылся в кустах.

В саду цветы.

Соня любит цветы.

Соня сорвала цветок.

У нас цыплята.

Соня кормит цыплят.

Цыплята любят просо.

У Славы цапля.

У цапли длинный нос.

Цапля ходит за Славой.

Улица залита солнцем.

Зайца спасают ноги.

Заяц всех боится.

Цыбик – цепная собака.

Зимой птицам холодно.

С юга прилетели цапли.

Птицы поедают гусениц.

Курица увидела лисицу.

Гусеница съела все листья.

Друзья леса заботятся о деревьях.

Альпинисты поднимаются в горы.

Экспедиция отправилась на север.

Мы посетили выставку детских рисунков.

На кустах акации зацвели цветы.

Пословица не даром молвится.

У Симы платье из ситца.

Отец написал письмецо.

Сеня выпил целый стакан сока.

Заглянет солнце к нам в оконце.

Синица схватила гусеницу.

Лена повесила полотенце.

Сеня ел хлебец с сальцем, а Соня с маслицем.

Светит месяц, светит ясный.

Гусеницы объели листья капусты.

Кто смел, тот и цел.

Молодец на овец, а на молодца – сам овца.

Птицы –вестники весны.

В саду зацвели цветы.

Сима готовится к экзаменам.

Самолет спускается на землю.

В конце села стоит кузница.

В столице много высотных зданий.

Соне исполнилось двадцать лет.

Синица свила гнездо на осине.

На столе стоит ваза с цветами.

Слава смотрит детский спектакль.

Пловцы готовятся к соревнованию.

До конца игры осталось семь минут.

Синица попала в силок.

Роса блестит на солнце.

В редакцию принесли письмо.

В году двенадцать месяцев.

У нас в саду цветет акация.

Волк унес из стада овцу.

Зимой дети катаются на санках.

Передавался праздничный концерт.

Футболисты боролись за золотые медали.

Хоккеисты выступали во Дворце спорта.

Пословицы:

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Орел – царь-птица, а сокола боится.

Где тонко, там и рвется.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Пословица во век не сломится.

Поговорка – цветок, пословица – ягодка.

Скороговорки

Съел молодец тридцать три пирога с творогом.

Съел, наконец, кузнец варенец.

Рассказать вам сказку-небылицу про зайку и лисицу?

Жили-были журавль да овца, накосили стожок сенца.

Не сказать ли сказку с конца?

Связная речь

Кот лисицу пригласил,

Глаз с кокетки не сводил.

Их счастливый случай свёл.

Кавалер от счастья цвёл!

Рядом веселится цапля,

У неё не нос, а сабля!

Прилетела из села,

Голова едва цела!

Марина Труфанова
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] - [ц]»

Конспект НОД по звуковой культуре речи .

Тема : «Дифференциация звуков [с] , [ц]» .

Программное содержание :

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с] , [ц] на слух и в собственной речи , отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками .

2. Упражнять в определении позиции звука в слове .

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса , совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование : магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки : слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы : огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка» .

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

С какого звука начинается слово «слон» ? (с)

А теперь произнесите звук с протяжно . На что похоже? (на звук сдувающегося шарика )

- Давайте покажем : вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с .

Придумайте слова, в которых есть звук с . (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

А теперь послушайте другую загадку :

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

С какого звука начинается слово «цапля» ? (ц)

Попробуйте громко произнести звук ц . (Произносят)

На что похож этот звук ? (Как стрекочет кузнечик)

Давайте все пострекочем, как кузнечики.

Придумайте слова со звуком ц .

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц .

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

С каким звуком чистоговорка ? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

С каким звуком чистоговорка ? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц . А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах . На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол» .

Пальчиковая гимнастика «Ножницы» .

Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы» .

Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше - суп да ложки

В слове стол где находится звук звук с ? (в начале слова)

(в первое)

Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

Ребята, отгадайте загадку :

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

В слове заяц где находится звук ц ? (в конце слова)

Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка .

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек» .

А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек» . У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц . Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

Послушайте и повторите скороговорку :

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

12. Подведение итогов :

С какими звуками мы сегодня работали ?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш .

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов.

Сад, цапля, сок, сук, сабля, цепи, сало, сани, целый, цып­ки, сыпать, цифра, цирк, сила, циркуль, сухо.

Задание 2. Прослушайте слова. Запишите слоги с буквой с или ц.

Яйцо, коса, овца, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, коль­цо, водица, роса, пуговица, красавица.

Задание 3. Закончите слово, вставив слоги:

а) са. или ца:

Ли..., ов..., пти..., колба..., лиси..., кури..., голо..., пугови..., мельни..., поло.., ле…,ули...;

б) со или цо;

Ли,.., коле..., яй..., про..., коль...;

в) Сы или цы:

ве..., паль..., огур..., но..., ножни..., бу..., пугови..., глобу..., бой..., молод..., какту..., мельни..., колод....

Задание 4. Сравните пары слов По звучанию и смыслу. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары слов. Устно с каждым словом со­ставьте предложение.

Цвет - свет, цел - сел, светик - цветик, селиться - це­литься.

Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с и ц. Составьте схемы слов. Надпишите буквыс, ц над соответствующим слогом, под схемой напишите нужное слово.

Спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, стан­ция, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец, скворец, птица, демонстрация.

Задание 6. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы с или ц.

ку…ок, ...апля, по...адка, ...епь, реди...ка, ...веток, ку­ри...а, фоку..., мельни...а, ...такан, огуре..., ...тук, ле...,

ЯЙ...О, голо..., куни...а, ...ундук, ...веты, капу...та, ...игейка, крыль...о, ака...ия, опера...ия, ...тан...ия, ме...я..., ...вине..., летопи...е..., ли...твенни...а, занимает...я, кусает...я, спускает...я, целит...я.

Задание 7. Составьте слова из слогов. Запишите слова. Разделите их на слоги. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц - черным.

Ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ни, ку, ца, три, сес, ца; мо, пись, сец, но; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; тер, цис, на; кон, ту, ция.

Задание 8. Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Подчеркните бук­вы с, ц разными карандашами.

На шесте - дворец. Пять братцев, Во дворце - певец. Всем одно имя. А зовут его.... Годами равные,

Ростом разные.

На пальце одном Доброе, хорошее Ведерко вверх дном. На людей глядит, Рогатый, а не бодается. А людям на себя

Глядеть не велит.

Отгадки: скворец, пальцы, наперсток, солнце.

Задание 9.

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы;

б) с делением на слоги.

(Используются ранее отработанные слова.)

Дифференциация с - ц-в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквыс, ц разными ка­рандашами:



а)акация, расцвели, солнце, цветет, цветы, светит, водица, клюется, курица льется. дворец, кусается, куница, строится, боец, открывает­ся, пуговица, целитея,

Задание 2. Спишите словосочетания, проговаривая слоги. Подчерк­ните буквыс, ц.

курица с цыплятами, у крыльца акация, клумба с цветами, солнце за лесом, пестрая курица свежая водица, старая медведица, сладкий леденец, собака на цепи, знакомая улица, старая мельница, свежее лицо.

Задание 3. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями, представленными в предыдущем задании.

Задание 4. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. За­пишите предложения.

Зиме конец, летит.... Курица зовет.... Сахар хранится в.... Лист в книге называется.... Москва - ... нашего государства. Детеныш птицы называется.... Опасный вредитель для садов и огородов -.... Поезд подходит к.... В году двенадцать.... Сегод­ня целый день светит....

Задание 8. Спишите текст и пословицы, проговаривая слоги. Подчер­кните буквыс, ц.

На кусты напали гусеницы. Синица съела гусеницу. Лиси­ца гонится за зайцем. У брата есть сестрица. Красавица девица сидит в темнице, а коса на улице. Перелетные птицы - вест­ники весны. На улице цветет акация.

Весна красна цветами, а осень -снопами.

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Орел - царь-птица, а сокола боится.

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Это...ад. В...аду много...ветов. Е...ть и а...тры, и на...тур…ии, и цикламены, ...вета...елый день в...аду. Она...ама поливает...веты. Кра...ивый у...веты...ад.

Лиса и заяц

Увидела ли... и... а зай... а. Подкрала...ькнему. Зая... заме­тил ли...у и в ку...ты. Ли...и...а за ним. Зая... за ку...т, и ли...и...а за ку...т. Куда зая..., туда и ли...и…а. ...елый день гоняла...ь ли...и...а за зай.. .ем, но так и не поймала. Молоде... зая...!

Подумайте и скажите, почему заяц молодец. Ответ запишите.



Над лесом солнце. Птицы покинули сады. В садах появи­лись гусеницы. Расцвела сирень. В кустах свистит синица. Любит лисица сцапать в деревне курицу. Сова перекликалась со своими птенцами. На сквере целая клумба нарциссов.

Наступила весна. Засияло солнце. Прилетели с юга сквор­цы и цапли. Скворцы поселились в скворечниках, а цапли стали вить гнезда. Скворцы и цапли стали выводить птен­цов.

Дифференциация ч - ш Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первый звук в словах чайник, шапка. Охаракте­ризуйте звуки ч, ш. Сравнитеих по артикуляции.

Задание 2. Скажите, какие из этих звуков схожи по артикуляции. ч,ц,ы,ш,п.

Задание 3. Прочитайте слоги и звуковые сочетания:


"

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч - Ш

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары.

ча - ша ша - ча аша - ача оше - оче чо - шо шо-чо, ошо - очо уше - уче чу - шу шу - чу ушу - учу оши - очи чи-ши,ши-чи.уши-учи ешу-ечу.

Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

Ча, ша, чу, шу, ше, че, чо, шо, ши, чи; чта. шта, што. что, чле, шле, чка, шка. чре, шту, чту.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные.

Оша, оши, очи,ачу, ечу, ешу, еши, ашо, ачо,аче, оче.

Задание 4. Прослушайте, повторите и запишите ряды слогов в той же. последовательности.

ча - ша - ча шу - чу - шу ча - ша - ча - ша

ша - ча - ша чу - шу - чу шо - чо - чо - шо чо - шо - чо ши - чи -ши чу - шу - шу - чу шо - чо- шо чи - ши - чи ша -чи- ши - чи.

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение различать С-Ц в устной и письменной речи;

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: картинки: самовар, цыпленок; таблицы для мнемонического приема, слоговые таблицы, таблички со словами, карточки с текстом «Цапля и лиса».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II . Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков из начала слов по предметным картинкам.

Что изображено на картинке? (САМОВАР). Выделите первый звук. Охарактеризуйте звук (согласный, свистящий, глухой). Аналогичная работа со вторым звуком. (ЦЫПЛЕНОК).

2. Сравнение звуков по артикуляции. Обязательно обратить внимание учащихся на то, что звук С - простой, а Ц - сложный.

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением.. Мнемонический прием.

Села мышка в уголок Вот какая буква Ц:

Съела бублика кусок. С коготочками на конце

Коготок-царапка

Как кошачья лапка.

III. Закрепление материала.

1. Диференциация С-Ц в слогах.

а) Прочитайте слоги по слоговой таблице:

са-ца ца-са аса-аца осе-оце
со-цо цо-со осо-оцо есо-ецо
су-цу цу-су усу-уцу усе-уце
сы-цы цы-сы исы-ицы исе-нце

б) Прослушайте н повторите слоги.

СА-ЦА-СА СО-ЦО-СО ЦУ-СУ-ЦУ

СО-СО-ЦО СУ-ЦУ-СУ ЦА-СА-ЦА

СА-ЦА-СА-ЦА ЦО-СО-ЦО-СО

в) Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные.

АЦУ, ИСЕ, ИСА, УЦУ, ЦУ, ЕСУ, ИСУ, ЕЦУ, ОЦЫ, ОСЫ, ОСИ.

Подсчитайте количество букв С, Ц. Определите, каких букв больше.

2. Диференциация С-Ц в словах.

а) Прослушайте слова, определите наличие и место звуков С, Ц.

СПИЦА, ЛИСИЦА, СИНИЦА, ГУСЕНИЦА, СТОЛИЦА, МЕСЯЦ, ПЕСЕЦ, СИТЕЦ, СКВОРЕЦ, ОТЕЦ, ПТИЦА, СТРАНИЦА.



б) Игра «Слово рассыпалось».

Нужно составить слово, которое рассыпалось.

КАРИНОС (соринка), КЕЦВОТ (цветок).

в) Отгадывание загадок, графический разбор слов-отгадок.

Спереди - пятачок, Голубой аэропланчик

Сзади - крючок, Сел на белый одуванчик (СТРЕКОЗА).

Посредине спинка.

А на ней щетинка. Нарядные сестренки

(СВИНЬЯ) Весь день гостей встречают

В дом чужого не пущу. Медом угощают. (ЦВЕТЫ)

Без хозяина грущу

Был белый дом. Проживают в трудной книжке

Чудесный дом. Хитроумные братишки,

И что-то застучало в нем, Десять их, но братья эти

И он разбился, и оттуда Сосчитают все на свете. (ЦИФРЫ)

Живое выбежало чудо.

(ЦЫПЛЕНОК)

в) Работа с табличками. Подумайте, как правильно расставить слова, чтобы получились словосочетания. Напишите эти словосочетания. (Запись на доске)

Прочитайте словосочетания.

3. Дифференциация С-Ц в предложениях.

Закончите предложения, вставив пропущенные слова. Запишите предложения.

Зиме конец, летит....

Курица зовет....

Детеныш называется....

Опасный вредитель для садов и огородов - ....

Сегодня целый день светит ….

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация С-Ц в связной речи.

Прочтите текст.

Цапля и лиса.

Около леса было болото. На болоте жила Цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица, вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилагь залягушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльям. Лисица, убежала. Цапля успокоила своих птенцов.

Вопросы: Кто жил на болоте?Кто был у цапли?Как устроилась лисица?Что делала цапля?Что делала в это время лисица? Чем закончилась эта история?

Перескажите содержание текста.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 48

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С, Ц.

Цели:

1. Закрепить умение различать согласные С, Ц в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, таблица с кроссвордом, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте их. В чем разница их артикуляции?

Игра «Лесенка»

СТОЛЫ ЦИФРА

САЛЮТЫ ЦЫПЛЕНОК САМОВАР

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация С-Ц в слогах.

а) Запишите первые буквы каждого слога.

СА, ЦА, СЫ, СИ, СЕ, ЦЫ, ЦО, СО, СЯ.

Определите каких букв больше.

б) Образуйте слоги:





2. Дифференциация С-Ц в словах.

а) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

б) Разгадывание кроссворда.


Ответ: Все его любят, а посмотрят на него, так каждый морщится. (СОЛНЦЕ).

в) От слов, данных в скобках, образуйте новые слова при помощи суффикса СК.

Напишите получившиеся словосочетания. Обозначьте корень и суффикс каждом слове.

Что такое суффикс? Какое значение в речи имеют суффиксы? (При помощи суффиксов образуются новые слова).

Образец: городская улица

(завод) район, (солдат) ремень.

(флот) старшина, (словарная работа)

г) Прочитайте слова. Начертите их слоговые схемы. Впишите в схемы слоги с буквами С, Ц.

Образец: си тец. стре __ за

СВЕТЛИЦА, МЕСЯЦЫ, СЕРДЦЕ, САЖЕНЕЦ, ГУСЕНИЦА, ЛЕСТНИЦА, ПИСЬМЕЦО. (1 ученик - у доски).

Все сверяют свои записи с записью на доске.

3. Дифференциация С, Ц в словосочетаниях и в предложениях.

а) Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.

Спишите словосочетания правильно. Подчеркните буквы С, Ц разными пастами.

Ясный месяц.

Блестит кольсо.

Цветы цирени.

Цвежая водица.

Толстая гусениса.

Целый цтакан.

Пестрое платьисе.

Прочтите словосочетания.

б) Из данных слов составьте и напишите предложения, подчеркните буквы С, Ц разными пастами,

Крыльце, сидел, на, дед, старый. Семен.

Саша, пятницы, выписался, в, больницы, из.

Лариса, палец, оцарапала, спицей, сильно.

Вырастил, теплице, Сергей Сергеевич, огурцы, прекрасные.

Прочтите предложения, найдите их главные члены.

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Си Ц в связкой речи. Работа с перфокартами. Вставьте нропущенные буквы.

…ила ломит все, а ум - …илу.

Слово - …еребро, молчание - золото.

По …скрету всему …вету.

Молоде... против ове… а против молодца - сам ов…а.

…ыплят по осени …читают.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чем занимались на занятии? С каной целью?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 49

Цель

Закрепить навыки различения и произношения звуков ц - с в слогах, словах и фразах; учить подбирать родственные слова, выполнять звукослоговой анализ слов; работать над предложением закрепить навыки пересказывания; формировать навыки печатания предложений, составления новых слов из заданного слова; развивать фонематический слух, память, внимание и логическое мышление.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Садится тот, кто назовет «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки» со звуком ц или С; П. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (О звуках ц - с).

II. Основная часть

1. Артикуляция звуков.

При произнесении звука ц язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от
нижних зубов.

При произнесении звука с язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, воздушная струя направлена на кончик языка, язык спокоен.

2. Установление сходства и различия между ц и с.

3. Характеристика звуков.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ас-ац ац-ац-ас ус-ус-уц

ца-ца-са уц-уц-ус со-со-цо

4. Игровое упражнение.

Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши один раз, если услышат в слове звук ц, и хлопают два раза, если услышат звук с.

Словарный материал: граница, сабля, седло, куница, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, ножницы, пятница, рукавица, соболь, снегирь,

5. Педагог предлагает детям сказать, в названиях каких дней недели встречаются звуки с, с", ц (среда, пятница, суббота, воскресенье).

6. Игровое упражнение «Доскажи словечко».

На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его... (скворец).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери.

И вдруг - вспорхнули яблоки,

Ведь это... (снегири).

Не спеша огонь тут ходит,

Землю он кругом обходит.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это... (солнце).

7. Дидактическая игра «Что кому».

Логопед выставляет картинки, в названиях которых есть звуки ц - с: огурец, яйцо, ножницы, цветы, цифры, блюдце, циркуль, кисточка, краски. Далее педагог произносит начало фразы, а дети ее заканчивают.

Портнихе для работы нужны - ... .

Повару- ....

Математику - ....

Продавцу - ....

Художнику - ....

8. Подбор родственных слов.

Цвет - цветы цветник самоцветы. цветной, разноцветный и т.д.

Свет - светло, светить, просвет светлый, светлячок

9. Звукослоговой анализ слов:

сестрица сахарница

10. Составление предложений по опорным словам овца, синица, курица, яйцо. Птенцы пылесос, сети, сапки

11. Пересказ рассказа «На границе»

III Физкультминутка.

IV . Дидактическая игра «Вставь пропущенную букву» (работа с карточками).

Словарный материал:

..пи...а, ..ини...а ли..и...а, ..е...три...а. ле...тни...а гу..ени...а, ...ахарни...а. пи...ъме...о. пе.. ...ы...квор...ы ре...олн...е, ме...я.... ...вине...

2. Печатание предложений.

У лисицы лисята. Отец написал письмецо. У Симы платье из ситца. На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу

3 Дидактическое упражнение «Из букв слова лиственница составьте новые слова» (лес, сила, лист, цена, стена. Лена. вес. слива вина ивет. наст, нести, вела).

V . Подведение итога занятия.

Тема.Звук щ. Буква щ

Цель

Закрепить навык произношения звука ш в слогах, словах и фразах: закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии; работать над предложением; познакомить с правилом правописания ща, щу; учить звукослоговому aнaлизу слов, печатанию слов; разучить с детьми стихотворение развивать фонематический слух, память, внимание, мышление

Ход занятия

I . Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуком щ.

II. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?» (О звуке щ).

1. Артикуляция звука щ.

2 Характеристика звука щ (согласный, глухой всегда мягкий).

3- Речевая зарядка с выделением, ударного слога:

ща-щи-щу-ще ащ-ощ-ущ-ищ щи-ща-ще-щу ощ-ущ-ищ-ащ щу-ще -ща -щи ящ -ещ -ющ -ищ

Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Щи-щи-щи - мы сварили щи.

Ащ-ащ-ащ - у Ирины синий плащ.

Словарный материал: шёлк, щекотать, шептать, щелкунчик, честный, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, чеснок, щегол, шепот, щавель, ящерица.

5. Дидактическая игра «Угадай слово»:

а) заменить в слове первый звук на звук щ.

река - щека мель - щель кепка - щепка

мука - щука кит - щит венок - щенок

тучка - щучка тетка - щётка;

б) заменить в слове последний слог на слог щи:

лети - лещи пили - пищи

плати - плащи веки - вещи

розы - рощи чаши - чащи

6. Игровое упражнение «Подбери слово по смыслу».

Я колол дрова, и... кепка

Отлетела от бревна.

Я надел скорее... щепку -

Целее будет голова!

Вот так рыба, вот так... мука

На крючок попалась мне.

Тяжело, ну просто... щука,

Удочку держать в руке.

Появилась в небе... щучка,

Капли капают уже.

Плещется в речушке... тучка,

Рыбаки спешат к реке,

Все колдуньи злые... щётки Любят рыскать по домам. Любят брать чужие... тётки

И лететь по злым делам.

7. Образование существительных, обозначающих профессии:

Работает на кране - крановщик.

Точит ножи- точильщик.

Играет на барабане - барабанщик.

Регулирует уличное движение- регулировщик.

Кладёт стены- каменщик.

Пилит дрова- пильщик.

8. Заучивание стихотворения.

Этой щёткой чищу зубы.

Этой щёткой - башмаки.

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

III. Физкультминутка.

Мы расправили все плечи, И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

IV. Показ буквы щ.

На расчёску щ похожа -

Три зубка всего.

Ну что же.

Знакомство с правилом правописания ща, щу

Звукослоговой анализ слов:

щука щавель

Дидактическая игра «Слоги перепутались», Словарный материал:

ка,щу щц,ле

ща,ро щик,я

гол, ще ка, щецы, щип ка, щеп

щи, кле

Дидактическая игра «Волшебные шары».

Печатание слов:

чаща, щука, роща, пища, гуща, ищу, тащу, щавель.

V .Подведение итога занятия.

Тема. Дифференциация звуков щ - с - с"

Цель

Закрепить навык различения звуков щ- с -с" в слогах, словах и фразах; уточнить представления о словах, обозначающих предметы, действия, признаки; закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии, а также навыки образования и употребления степеней сравнения прилагательных и наречий; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложениями с предлогами; формировать навыки пересказа, печатания слов и предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот. кто назовет слова со звуком щ в начале слова, со звуком с или с" в середине и в конце.

II . Повторение пройденного.

1. Артикуляция звуков Щ, с. с".

2. Характеристика звуков.

3. Установление различия и сходства между звуками.

4. Речевая зарядка:

ща-ся-ся сю-сю-щу ос-ощ-ось

се-ще-се ща-ща-ся ещ-есь-ещ

Ся-ща-ся - мы поймали карася.

Щу-сю-щу - я товарища ищу.

5. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши».

На звуки с, с" надо хлопнуть в ладоши два раза, на звук щ - один раз.

Словарный материал: сапоги, щука, беседка, сыр, щелкунчик, самолёт, щавель, серёжки, роща, снегири, клещи, щегол, семья, щётка, автобус, пища.

6. Дидактическое упражнение. На звук щ надо называть слова, обозначающие предметы, а на звук с или с" - слова, обозначающие признаки или действия.

7. Закрепление навыков образования существительных, обозначающих профессии.

Чистит обувь- ... Выращивает сад- ... Чинит часы - ...

Дрессирует животных - ... Остекляет окна - ... Работает на экскаваторе - ...

8. Дидактическая игра «Сравни предметы» (на образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий).

Словарный материал:

Красивое платье.

У Саши еще красивее.

У Сони платье самое красивое красивейшее.

Красивый плащ. У Симы плащ еще красивее.

Симин плащ красивый, красивейший.

Сладкий пирог. Пирожное еще слаще, а торт сладчайший.

Сладкий чай. Компот еще слаще.

9. У детей на столах лежат картинки со звуками с, с", щ в названиях.

а) назвать картинки;

б) составить к словам схемы;

в) придумать предложения, используя предлог.

10. Пересказ рассказа «Щенок».

Саша и Сеня нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили его домой. Сеня положил щенка в ящик. Саша дал ему молока. Щенок заснул.

III. Физкультминутка.

IV. Печатание слов:

сварщик, носильщик, хвостище, стекольщик, носище, освещать, блестящий.

V . Печатание предложений:

Сима варит щи. В сенях пищит щенок. На осинах щеглы. На стене синий плащ.

VI. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки ф, ф". Буква ф

Цель

Закрепить навыки произношения и различения звуков ф, ф" в слогах, словах и фразах; упражнять в подборе родственных слов, слов к схемам; работать над предложением; познакомить с буквой ф; упражнять в образовании новых слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I . Организационный момент. Логопед читает четверостишие.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

П. Задает вопрос: «Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?»

Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

1. Артикуляция звука.

2. Характеристика звука (согласный, глухой, твердый, мягкий).

3. Речевая зарядка:

фа-фу-фи-фе сфа -сфо-сфу-сфы иф -лиф-лифт аф-уф -иф -еф

пфа-пфо-пфу-пфи аф-фа -фла -флаг

4. Дидактическая игра «Светофор».

Дети поднимают синий светофор, если услышат твердый звук ф, и зеленый, если услышат мягкий звук ф.

Словарный материал: Федя, фабрика, шофёр, фикус, светофор, ферма, фокус, филин, факел, телефон, фрукты, фен, фартук, телеграф, финиш, футбол, пуфик, кофта.

5. Дидактическая игра «Измени слово».

а) Измени первый звук в слове:

пара - фара плот - флот

бантик - фантик коза - роза вены - фены вата - фата

норма - форма марш - фарш

б) Измени третий звук в слове:

косточка - кофточка каштан - кафтан пудик - пуфик каре - кафе

лист - лифт арка - арфа

6. Подбор родственных слов:

Фото - фотография, фотограф, фотоаппарат...

Подбор слов к схемам.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Нашла я в сливе... кофточку, Надела Феня... косточку.

На клёне зеленеет... лифт, Наверх нас поднимает... лист.

Созрел на дереве... кафтан, Зимой надену я... каштан.

На дерево уселся ...граф, Живёт в красивом доме... грач.

9. Игровое упражнение «Составь предложение». Словарный материал:

Фрося, ароматный, купить, тётя, вафли. Флот, мой, Федя, на, брат, служить. Футбол, во, ребята, играть, в, двор. Положить, и, кофта, в, мама, шкаф, шарф. Федя, фабрика, на, мама, работать. Фабрика, с, дядя, возить, Федя, товар, в, магазин.

III. Физкультминутка.

IV . Знакомство с буквой.

Составление схем к словам фабрика, флот.

Игровое упражнение «Подбери слово». ф... - флаг, фата, фото, флот, Федя, фара.. . . ф- шарф, шкаф.

. . ф . . -кофта, буфет, лифты, вафли, цифра, пуфик.

Игровое упражнение «Составьте новые слова»:

а) из слова флот брать по одной букве и добавлять в конец каждого из четырех слов, чтобы получились новые слова. пена метр

б) из букв слова фотография составить новые слова (фотограф, фото, гора, рот, граф, тигр, торг, игра, Рита, тир, рога, гори, горит, Ира, рота, гиря).

V . Подведение итога занятия.

Тема. Буква ю

Цель

Познакомить с буквой ю; работать над предложением; учить пересказывать связный текст (рассказ); развивать память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет мягкий согласный звук в словах олень, пирог, носки, изюм, петух, ведро, пила, линейка, пень и др.

II . 1. Знакомство с буквой ю.

Чтобы о не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось?

Получилась буква ю.

2. Показ буквы.

«Из скольких элементов состоит?»

3. Нахождение в кассе букв.

4. Прописывание в воздухе.

5.. Печатание в тетрадях.

6. Чтение слоговой таблицы с буквой ю.

7. Дети выкладывают слово лук. Уточняется значение слова. Дается характеристика звука л. Буква у заменяется на букву ю.

Дети читают слово и объясняют его значение.

Уточняется характеристика звука л’

Логопед объясняет, какую букву пишут после мягкого л’.

8. Игровое упражнение «Буквы рассыпались». Словарный материал:

а, л, ю - юла ю, с, а, л, т- салют и, ю, р, к, б - брюки

д, л, и, ю - люди з, м, ю, и - изюм и, к, л, ю, т - лютик

т, ю, р, а - юрта

9. «Слоговой аттракцион». («Кто больше назовет слов, которые заканчиваются слогом ют»).

Падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют,

делают, моют, купают, читают и др.

10. Составление предложений со словами (см. пункт 9) с помощью предлогов. Составление схем предложений.

11 .Пересказ рассказа «В саду».

Наступила весна. Юра, Юля, Люся и Ванюша работают в саду. Они работают хорошо. Юра и Ванюша копают ямки, Юля и Люся высаживают саженцы малины. Тут будет малинник. Летом вырастет вкусная малина. Малину будут есть вместе.

Ответы на вопросы по тексту.

Чтение с установкой на запоминание.

Пересказ.

III. Физкультминутка.

IV . Составление из букв слова парашютист новых слов и запись слов в тетрадь (пар, тир, старт, Саша, пир, тара, артист, шар и др.).

V . Печатание слов под диктовку:

юбка, салют, каюта, юноша, изюм, юмор.

VI . Подведение итога занятия.