Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) (ноябрь)

Диагностика предназначена для определения уровня следующих важных психических черт: тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

Тревожность: не тревожные 14

Допустимая тревожность 6

Очень тревожные 0

Фрустрация: высокая самооценка, устойчивы к неудачам 11

Фрустрация имеет место 9

Низкая самооценка, избегают неудач 0

Агрессивность: спокойны 13

Средний уровень 6

Агрессивны, невыдержаны 1

Ригидность: легкая переключаемость 12

Средний уровень 6

Высокая ригидность 2

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях.

Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Ригидность – одна из важнейших черт личности, представляющая собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)...

методика "Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков."

Данная методика Д.Ступницкой может вам пригодиться для отслеживания формирования у учащихся универсальных учебных навыков. привожу вариант обработки материалов в 7 а классе по английскому языку....

Методики диагностики детско-родительских отношений "Анализ семейных взаимоотношений"

Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей,...

Подробности Категория: Психические состояния/свойства личности

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

онлайн версия теста Айзенка (диагностика самооценки психических состояний)

Предлагаем Вам описание различных психических со­стояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

Психические состояния

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

Не чувствую в себе уве­ренности.

Часто из-за пустяков краснею.

Мой сон беспокоен.

Легко впадаю в уныние.

Беспокоюсь о только воображаемых еще не­приятностях.

Меня пугают трудности.

Люблю копаться в сво­их недостатках.

Меня легко убедить.

Я мнительный.

10.

С трудом переношу вре­мя ожидания.

11.

Нередко мне кажутся безвыходными поло­жения, из которых можно найти выход.

12.

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13.

При больших неприят­ностях я склонен без достаточных основа­ний винить себя.

14.

Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бес­плодной.

16.

Я нередко чувствую себя беззащитным.

17.

Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18.

Чувствую растерян­ность перед трудностя­ми.

19.

В трудные минуты жиз­ни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

20.

Считаю недостатки сво­его характера неиспра­вимыми.

21.

Оставляю за собой пос­леднее слово.

22.

Нередко в разговоре пе­ребиваю собеседника.

23.

Меня легко рассердить.

24.

Люблю делать замеча­ния другим.

25.

26.

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27.

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28.

Предпочитаю лучше руководить, чем под­чинять.

29.

У меня резкая, грубо­ватая жестикуляция.

30.

Я мстителен.

31.

Мне трудно менять при­вычки.

32.

Нелегко переключаю внимание.

33.

Очень настороженно отношусь ко всему но­вому.

34.

Меня трудно переубе­дить.

35.

Нередко у меня не вы­ходят из головы мыс­ли, от которых следо­вало бы освободиться.

36.

Нелегко сближаюсь с людьми.

37.

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38.

Нередко я проявляю упрямство.

39.

Неохотно иду на риск.

40.

Резко переживаю от­клонения от принято­го мною режима.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

1 - 10 вопросы

тревожность

II.

11 - 20 вопросы

фрустрация

III.

21 - 30 вопросы

агрессивность

IV.

31 - 40 вопросы

ригидность

I. Тревожность

II. Фрустрация

III. Агрессивность

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов.

    Не чувствую в себе уверенности.

    Часто из-за пустяков краснею.

    Мой сон беспокоен.

    Легко впадаю в уныние.

    Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

    Меня пугают трудности.

    Люблю копаться в своих недостатках.

    Меня легко убедить.

    Я мнительный.

    Я с трудом переношу время ожидания.

    Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

    Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

    При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

    Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

    Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

    Я нередко чувствую себя беззащитным.

    Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

    Я чувствую растерянность перед трудностями.

    В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

    Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

    Оставляю за собой последнее слово.

    Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

    Меня легко рассердить.

    Люблю делать замечания другим.

    Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

    Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

    Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

    У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

    Я мстителен.

    Мне трудно менять привычки.

    Нелегко переключать внимание.

    Очень настороженно отношусь ко всему новому.

    Меня трудно переубедить.

    Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

    Нелегко сближаюсь с людьми.

    Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

    Нередко я проявляю упрямство.

    Неохотно иду на риск.

    Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

    1…10 вопрос – тревожность;

    11…20 вопрос – фрустрация;

    21…29 вопрос – агрессивность;

    31…40 вопрос – ригидность.

Оценка и интерпретация баллов:

    Тревожность: 0…7 – не тревожны.

8…14 – тревожность средняя, допустимого уровня.

15…20 – очень тревожные.

II. Фрустрация: 0…7 – не имеет высокой самооценки, устойчивы к неудачам,

не боитесь трудностей;

8…14 – средний уровень, фрустрация имеет место;

15…20 – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей,

боитесь неудач, фрустрированы.

    Агрессивность :0…7 – вы спокойны, выдержаны;

8…14 – средний уровень агрессивности;

15…20 – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность: 0…7 – ригидности нет, легкая переключаемость;

8…14 – средний уровень;

15…20 – сильно выраженная ригидность, неизменность

поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

Тест Типы психологического совершенствования человека (е.И. Головаха и н.В. Панина)

Почти каждому человеку хотелось бы видеть себя и других в чем-то совершеннее. Из психологических качеств чаще всего не хватает тех, которые перечислены в таблице. Представьте, что у вас появилась уникальная возможность развить в себе любое из этих качеств – но только одно. Что именно Вы хотели бы добавить себе в первую очередь? Обводите номер соответствующего качества в левой половине таблицы (Себе).

А теперь представьте, что стало возможным развить любое из указанных качеств в других людях, но опять же только одно. Что бы Вы хотели добавить окружающим в первую очередь? Обведите номер этого качества в правой половине таблицы (Другим).

Себе

Другим

Выдержки 1

Доброжелательности 2

Искренности 3

Силы воли 4

Сочувствия 5

Уверенности 6

Интерпретация. Существует четыре типа психологического совершенствования. Для Вас наиболее характерен тот, который обозначен буквой, стоящей на пересечении выделенных Вами строки и столбца:

А – стать тверже вместе со всеми (сделать мир сильнее);

Б – утвердиться самому в более мягком окружении;

В – смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим;

Г – стать мягче вместе со всеми (сделать мир добрее).

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ (по Г. АЙЗЕНКУ).

Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла, если подходит, но не очень, то1 балл, если совсем не подходит- то0 баллов.

1 Не чувствую в себе уверенности.

2 Часто из-зи пустяков краснею.

3 Мой сон беспокойный.

4 Легко впадаю в уныние.

5 Беспокоюсь о только воображаемых ещё неприятностях.

6 Меня пугают трудности.

7 Люблю копаться в своих недостатках

8 Меня легко убедить.

10 С трудом переношу время ожидания.

11Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

12 Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13 При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14 Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15 Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной..

16 Я нередко чувствую себя беззащитным.

17 Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18 Чувствую растерянность перед трудностями.

19 В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

20 Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

21 Оставляю за собой последнее слово.

22 Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23 Меня легко рассердить.

24 Люблю делать замечание другим.

26 Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27 Когда разгневуюсь, плохо себя сдерживаю.

28 Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29 У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

31 Мне трудно менять привычки.

32 Нелегко переклячаю внимание.

33 Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34 Меня трудно переубедить.

35 Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

36 Нелегко сближаюсь с людьми.

37 Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38 Нередко я проявляю упрямство.

39 Неохотно иду на риск.

40 Резко переживаю отклонения от принятого мною режима.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

1. 1-10 вопросов тревожность

2. 11-20 вопросов фрустрация

3. 21-30 вопросов агрессивность

4. 31-40 вопросов ригидность

0-7 баллов не тревожные;

8-14 баллов тревожность средняя, допустимого уровня;

15-20 баллов очень тревожные.

0-7 баллов у Вас высокая самооценка, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей;

8-14 баллов средний уровень, фрустрация имеет место;

15-20 баллов у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач.

0-7 баллов вы спокойны, выдержены;

15-20 баллов вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми.

0-7 баллов ригидности нет, лёгкая переключаемость;

8-14 баллов средний уровень;

15-20 баллов сильно выраженная ригидность, Вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.

VII. Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

Инструкция: «Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов».

Бланк методики диагностики психических состояний (по Г. Айзенку)

Подсчитайте сумму баллов за каждую из четырех групп вопросов:

1. № 1-10– тревожность.

2. № 11-20 – фрустрация.

3. № 21-30 – агрессивность.

4. № 31-40 – ригидность.

– 0-7 баллов – не тревожные;

– 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;

– 15-20 баллов – очень тревожные.

– 0-7 баллов – высокая самооценка, устойчивость к неудачам и отсутствие страха перед трудностями;

– 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

– 15-20 баллов – низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

­ 0-7 баллов — вы спокойны, выдержены;

­ 15-20 баллов — вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми.

­ 0-7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость;

­ 8-14 баллов — средний уровень;

­ 15-20 баллов — сильно выраженная ригидность, Вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.

VIII. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

Цель: определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе.

Описание: методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ «да» или «нет». Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Процедура проведения: испытуемому предлагается протокол с вопросами. Ему необходимо ответить на каждый вопрос «да» или «нет», отмечая при этом свой ответ определенным образом в соответствующих графах в бланке ответов.

Инструкция: «Прочитав вопрос, ответьте на него «да» или «нет», отмечая свой ответ определенным образом в предложенном бланке ответов. Отвечайте исходя из того, что больше соответствует вашему состоянию или представлениям о себе».

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятий.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Запоры у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен – я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывал, что при обсуждении некоторых вопросов особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, т.к. боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:

«ДА» — вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

«НЕТ» — вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68.

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

«НЕТ» — вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно – психическая устойчивость.

Методики диагностики психического состояния

Если исключить методы диагностики функционального состояния путем снятия психофизиологических показателей, то пожалуй самой распространенной группой методов окажутся опросники, направленные на самооценку своего ПС испытуемым.

Одной из самых распространенных методик диагностики ПС в отечественной психологии является САН , направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся ПС (по 10 на каждую шкалу).

Распространенным также является методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером (см. его статью в ) и адаптированная Ю.Л. Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя выступает в качестве ПС.

Среди наиболее известных опросников на диагностику ПС можно еще указать «Опросник нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина , содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым : «Опросник психических состояний школьника» и «Опросник психических состояний учителя». Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как «азарт», «гнев», «ненависть», «досада», «чуткость» и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого ПС.

Интерес представляют три опросника, предложенные В.И. Чирковым : ФПС-1Л (шкала Ликерта; 4 параметра: «мотивация», «настроение», «оценка успеха» и «уровень бодрствования»), ФСП-2Л и ФСП-2Т (соответственно — шкалы Ликерта и Тэрстоуна; 5 параметров: «настроение», «оценка вероятности успеха», «мотивация», «уровень бодрствования» и «отношение к работе»).

Существует и ряд прикладных (по отношению к разным профессиям) опросников ПС. В качестве примера можно указать сборник , в котором опубликован ряд опросников, касающихся уровня стресса и тревожности спортсменов.

К методам, не относящимся к опросникам можно отнести диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи , автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа , методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица и др.

К опросникам можно отнести еще и методику Семикина В.В. «Рефлексия», позволяющую оценивать также параметры как функциональный комфорт, операциональная напряженность, эмоциональная напряженность, начальная стадия утомления, состояние выраженного утомления .

Пример использования классификации ПС для диагностики их можно найти у А.И. Юрьева : по условиям деятельности (осознание цели, достаточность средств и очевидность результатов) праксические состояния делятся на 8 видов (функциональный комфорт, психическое утомление, психическая напряженность, отсутствие мотивации, эмоциональный стресс, монотония, тревожность, индифферентное состояние) и предлагается методический прием оценки текущего ПС и предсказывания будущего ПС по условиям трудовой деятельности.

К проективным методикам относится «Физиологический тест Кунина», позволяющий оценивать общую удовлетворенность работой .

Использование цветового теста Люшера тоже относится к проективным методикам, и в последнее время он довольно широко используется для диагностики ПС. Базируясь на концепции М. Люшера о значениях основных четырех цветов, Н.А. Аминов предлагает диагностировать структуру текущих доминирующих мотиваций в ПС: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность), предпочтение зеленого — мотив самоутверждения (доминирование-подчинение), предпочтение красного — поиск ощущений (возбуждение-скука), желтого — мотив конструктивного самовыражения (реактивность-заторможенность) . К. Шипош предложил так называемый коэффициент вегетации:

где Кв — коэффициент вегетации, Кр — номер позиции красного цвета (нумерация начинается с наиболее предпочтительного цвета), Ж — позиция желтого, С — синего, З — зеленого. Значения Кв > 1 трактуются как эрготропное доминирование (преобладание возбуждения симпатической нервной системы), Кв

Тест "Самооценка психических состояний" (по Айзенку)

Иногда спланировать и воплотить положительные изменения в своей жизни нам мешают не столько внешние обстоятельства, сколько наши внутренние проблемы – неуверенность, тревожность, боязнь поменять хоть что-то (вдруг не получится?), неготовность выйти из зоны комфорта, отношение к окружающему миру, как к театру военных действий. Готов ли ты идти вперед или не уверен, что в нынешнем состоянии сможешь принять верное решение? Оценить актуальное состояние тебе поможет эта методика.

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

Описание состояний (Айзенк)

  • 1) Не чувствую в себе уверенности.
  • 2) Часто из-за пустяков краснею.
  • 3) Мой сон беспокоен.
  • 4) Легко впадаю в уныние.
  • 5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
  • 6) Меня пугают трудности.
  • 7) Люблю копаться в своих недостатках.
  • 8) Меня легко убедить.
  • 9) Я мнительный.
  • 10) Я с трудом переношу время ожидания.
  • 11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
  • 12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  • 13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  • 14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  • 15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  • 16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
  • 17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  • 18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
  • 19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  • 20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
    • 21) Оставляю за собой последнее слово.
    • 22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
    • 23) Меня легко рассердить.
    • 24) Люблю делать замечания другим.
    • 25) Хочу быть авторитетом для других.
    • 26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
    • 27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
    • 28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
    • 29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
    • 30) Я мстителен.
    • 31) Мне трудно менять привычки.
    • 32) Нелегко переключать внимание.
    • 33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
    • 34) Меня трудно переубедить.
    • 35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
    • 36) Нелегко сближаюсь с людьми.
    • 37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
    • 38) Нередко я проявляю упрямство.
    • 39) Неохотно иду на риск.
    • 40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
    • Обработка результатов

      Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

      I. 1. 10 вопрос — тревожность;

      II. 11. 20 вопрос — фрустрация;

      III. 21. 29 вопрос — агрессивность;

      IV. 31. 40 вопрос — ригидность.

      Оценка и интерпретация баллов

      0. 7 баллов — не тревожны;

      8. 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

      15. 20 баллов — очень тревожный.

      0. 7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

      8. 14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;

      15. 20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

      0. 7 баллов — вы спокойны, выдержаны;

      8. 14 баллов — средний уровень агрессивности;

      15. 20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

      0. 7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость,

      8. 14 баллов — средний уровень;

      15. 20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

      Методика самооценки эмоциональных состояний;

      Инструкция к тесту

      «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов».

    • 10. Совершенное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.
    • 9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
    • 8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
    • 7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
    • 6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.
    • 5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
    • 4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.
    • 3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.
    • 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
    • 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
    • 10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
    • 9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
    • 8. Много энергии, сильная потребность в действии.
    • 7. Чувствую себя свежим, в запасе значительная энергия.
    • 6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
    • 5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
    • 4. Довольно усталый. В запасе не очень много энергии.
    • 3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
    • 2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.
    • 1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.
    • 10. Сильный подъем, восторженное веселье.
    • 9. Возбужден, в приподнятом состоянии. Восторженность.
    • 8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
    • 7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
    • 6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».
    • 5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».
    • 4. Настроение подавленное и несколько унылое.
    • 3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.
    • 2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
    • 1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Уверенность в себе – беспомощность.
    • Уверенность в себе – беспомощность

      • 10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу.
      • 9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
      • 8. Очень уверен в своих способностях.
      • 7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
      • 6. Чувствую себя довольно компетентным.
      • 5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.
      • 4. Чувствую себя довольно неспособным.
      • 3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
      • 2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
      • 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.

      Обработка результатов теста

      Измеряются следующие показатели:

      Индивидуальная самооценка И – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из соответствующей шкалы.

      Интерпретация итогового балла:

      0 – 10 баллов – общий тон эмоционального состояния крайне негативный; состояние может указывать на депрессивные тенденции.

      11–-20 баллов – общий тон эмоционального состояния скорее негативный, чем позитивный; пессимистический настрой личности.

      21 – 30 баллов – общий тон эмоционального состояния позитивный.

      31 – 40 баллов – общий тон эмоционального состояния выражено положительный; характерно для уверенных в себе, энергичных оптимистов.

    • Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.94-96.
    • Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001.
    • Эту методику будем проходить в группе во время практического занятия!

      6. Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н. Лутошкина

      Назначение методики . Изучение динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе. Имеется опыт применения данной методики для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм образовательного процесса в учебных заведениях и т. п.

      Методика диагностики «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку)

      Методика диагностики «Самооценка психических состояний»

      Психические состояния

      Подходит, но не очень

      Не чувствую в себе уверенности.

      Часто из-за пустяков краснею.

      Легко впадаю в уныние.

      Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

      Меня пугают трудности.

      Люблю копаться в своих недостатках.

      Я с трудом переношу время ожидания.

      Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.

      Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

      При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

      Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

      Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

      Я нередко чувствую себя беззащитным.

      Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

      Я чувствую растерянность перед трудностями.

      В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

      Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

      Оставляю за собой последнее слово.

      Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

      Меня легко рассердить.

      Люблю делать замечания другим.

      Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

      Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

      Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

      У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

      Мне трудно менять привычки.

      Нелегко переключать внимание.

      Очень настороженно отношусь ко всему новому.

      Меня трудно переубедить.

      Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

      Нелегко сближаюсь с людьми.

      Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

      Нередко я проявляю упрямство.

      Неохотно иду на риск.

      Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

      Обработка результатов:

      Оценка и интерпретация баллов.

      Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств.

      Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления.

      Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу.

      Методика розроблена Є. Ільїним та П. Ковальовим і спрямована на визначення стриманості-нестриманості

      Критерии оценки вики-статьи Название статьи Группа Критерии Самооценка [Подробнее]

      Дана методика є фрагментом методики багатофакторного дослідження особистості Р. Кеттелла (фактор Н)

      Методика, техніка та особливості демонстраційного фізичного експерименту

      Запропонована методика застосовується для оцінки нахилів до діяльності у різних сферах, таких, як

      Методика призначена для виявлення схильності суб’єкта до конфліктності і агресивності як особистісних характеристик

      Клинические описания и диагностические указания», «Исследовательские диагностические критерии»

      При копіюванні матеріалу обов’язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.

      Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка

      1. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка

      диагностики таких психических

      как: тревожность,фрустрация, аг

      3. Инструкция к тесту

      психических состоянии. Если вам это

      состояние часто присуще, поставьте 2

      балла, если это состояние бывает, но

      изредка, поставьте 1 балл, если совсем

      не бывает – 0 баллов

      Часто из-за пустяков краснею.

      Мой сон беспокоен.

      Легко впадаю в уныние.

      Беспокоюсь о только воображаемых

      6. Меня пугают трудности.

      7. Люблю копаться в своих недостатках

      10.Я с трудом переношу время ожидания.

      11.Нередко мне кажутся безвыходными

      положения, из которых все-таки можно

      12.Неприятности меня сильно

      расстраивают, я падаю духом.

      13.При больших неприятностях я склонен

      без достаточных оснований винить себя.

      14.Несчастья и неудачи ничему меня не

      16.Я нередко чувствую себя беззащитным.

      17.Иногда у меня бывает состояние

      18.Я чувствую растерянность перед

      19.В трудные минуты жизни иногда веду

      себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

      20.Считаю недостатки своего характера

      21.Оставляю за собой последнее слово.

      23.Меня легко рассердить.

      24.Люблю делать замечания другим.

      26.Не довольствуюсь малым, хочу

      27.Когда разгневаюсь, плохо себя

      28.Предпочитаю лучше руководить, чем

      31.Мне трудно менять привычки.

      32.Нелегко переключать внимание.

      33.Очень настороженно отношусь ко

      34.Меня трудно переубедить.

      мысль, от которой следовало бы

      36.Нелегко сближаюсь с людьми.

      37.Меня расстраивают даже

      незначительные нарушения плана.

      38.Нередко я проявляю упрямство.

      39.Неохотно иду на риск.

      40.Резко переживаю отклонения от

      принятого мною режима дня.

      10. Обработка результатов теста

      I. Вопросы №1-10 – тревожность;

      II. Вопросы №11-20 – фрустрация;

      III. Вопросы №21-30 – агрессивность;

      IV. Вопросы №31-40 – ригидность.

      11. Интерпретация результатов теста

      0-7 баллов – тревожность отсутствует;

      8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого

      15-20 баллов – высокая тревожность.

      0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы

      к неудачам, не боитесь трудностей;

      8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет

      15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы

      избегаете трудностей, боитесь неудач,

      0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;

      8-14 баллов – средний уровень агрессивности;

      15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть

      трудности при общении и работе с людьми.

      0-7 баллов – ригидности нет, легкая

      8-14 баллов – средний уровень;

      15-20 баллов – сильно выраженная ригидность,

      неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже

      если они расходятся, не соответствуют реальной

    Анализ результатов исследования

    В проведенной среди подростков диагностической работе, направленной на выявление склонности к суицидальному поведению, детей группы риска, приняло участие 24 человека -- ученики 9 Б класса, МОУ "Средней общеобразовательной школы №107", из которых 15 девочек и 9 мальчиков. Один ребенок опекаемый, двое из неполных семей. Многие дети имеют систематические дисциплинарные замечания, нарушают школьный режим, не посещают занятия, имеют вредные привычки--курение и употребление алкогольных напитков, регулярно пропускают занятия. Успеваемость класса ниже среднего.

    Дети дружны, у класса есть негласный принцип -"взаимовыручка", охотно участвуют в любой творческой деятельности: смотр строя и песни, КТД, КВН, субботники. В общем, заинтересованы во всем, кроме школьных занятий.

    По результатам методики "Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона выяснилось, что у 82% учащихся преобладает низкий уровень ощущения одиночества у 15% детей - средний уровень и у 3% - высокий уровень ощущения одиночества.

    Рис.1. Результаты методики "Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

    Результаты данной методики позволяют сделать выводы о том, что большинство подростков исследуемой группы не ощущают себя одинокими, самооценка детей адекватна.

    Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности" выявил у 19% диагностируемых подростков высокий уровень тревожности, у 37% -средний и у 43% -низкий уровень тревожности.

    Рис.2. Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности". Уровень тревожности

    Высокий уровень агрессивности выявлен у 6%, средний у 50%, низкий уровень у 44% испытуемых.

    Рис.3. Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности". Уровень агрессии

    Высокий уровень фрустрации (устойчивость к неудачам) наблюдается у 69% учеников, средний уровень у 31%, низкий уровень (уход от трудностей) -0%.

    Рис.4. Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности". Уровень фрустрации

    Повышенный уровень ригидности у 13% опрошенных, средний уровень - 44%, низкий уровень - 43% учащихся.

    Рис.5. Тест Г. Айзенка "Самооценка психических состояний личности". Уровень ригидности

    В результате проведенного теста Г.Айзенка можно сделать выводы о том, что у большинства подростков адекватное отношение к окружающему миру и к себе. Они не испытывают тревожности и не склонны к агрессии.

    Подростки с повышенным уровнем тревожности застенчивы, робки. Тревожные подростки испытывают колебания самооценки и чувства одиночества и подавленности. Личность с повышенной тревожностью скорее причинит вред себе, чем другим. Чрезмерное же, выше среднего, развитие у личности агрессивных и враждебных качеств порождает конфликтность, озлобленность и может являться предрасполагающим фактором к совершению противоправных действий.

    В рисуночном тесте "Ваши мысли о смерти" у 97% учеников преобладает высокий уровень осознания отношения к смерти. Они изобразили старуху с косой, четко прорисовав детали, это указывает на то, что подростки осознают, что жизнь так устроена, и все живые существа когда-нибудь умрут. У них здоровое отношение к вопросу смерти. У 3% учащихся -низкий уровень, они обратили свое внимание не на фигуру, а на ее фон. Фон ярко закрашен, прорисованы мелкие детали, сама фигура практически не тронута. Это говорит о том, что подростки думают о смерти, настроены пессимистично, размышляют о своей горькой участи и несправедливости жизни.

    Рис.7. Результаты теста "Ваши суицидальные наклонности"

    Данные, полученные в ходе диагностики обобщены в Таблице 1.

    Таблица 1. Результаты диагностики.

    "Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества"

    Тест Г.Айзенка

    Тревожность

    Агрессия

    Фрустрация

    Ригиднось

    "Ваши мысли о смерти"

    1. Ксения А.

    2. Галина П.

    3. Дмитрий Б.

    4. Евгений Р.

    5. Ольга М.

    6. Андрей Л.

    7. Анатолий В.

    8. Мария К.

    9. Александра А.

    10. Данил Ш.

    11. Владислав С

    12. Сергей Н.

    13. Дмитрий

    14. Алексей А.

    15. Дарья Б.

    16. Елена Х.

    17. Максим Д.

    18. Мария Ш.

    19. Юлия Н.

    20. Рита З.

    21. Диана Р.

    22. Юрий П.

    23. Илья Д.

    24. Олег М.

    Таким образом, как показала диагностика, одного испытуемого можно отнести к группе риска. У Александры А. наблюдаются предпосылки к проявлению суицидального поведения: заниженная самооценка, проявляется повышенная тревожность и агрессия, Александра А. думает о смерти и всерьез представляет, что бы было, если бы ее не было. У большей части испытуемых вышеперечисленные показатели в норме.

    Из всего вышесказанного следует, что необходима комплексная коррекционно-профилактическая работа с учениками школы по профилактике суицидального поведения подростков в групповых формах внеурочного взаимодействия.