В Омской области, впервые в Сибири, разработаны критерии оценки страховщиков, участвующих в конкурсах на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые проводят госорганы и муниципалитеты. Именно по результатам этих тендеров в УФАСы чаще всего поступают жалобы от участников, недовольных выбором конкурсных комиссий. И именно в таких ситуациях чаще всего звучат обвинения в сговоре.

Только за последние полгода из 70 жалоб, поступивших в УФАС Омского региона, восемь опротестовывали решение заказчика-госоргана, проводившего конкурс по выбору страховщика на оказание услуг по ОСАГО. В число недовольных решением конкурсной комиссии входили ОАО "ВСК" и ООО "Страховая группа "АСКО". ООО "Росгосстрах-Сибирь" и ЗАО "Страховая компания "ЗапСибЖАСО" подавали жалобы два раза, а ОАО "ГСК "Югория " - три раза. В пяти случаях результаты тендера были аннулированы, в одном - жалоба отозвана, одна жалоба признана необоснованной, еще одна - частично обоснованной.

"По конкурсам ОСАГО поступает очень много однотипных жалоб, так как сегодня нет единых критериев оценки участвующих в них страховщиков. В идеальной ситуации цена "автогражданки" должна быть единой у всех конкурсантов, если они имели полную информацию о страхуемом объекте и правильно рассчитали цену контракта. Все коэффициенты расчета строго регламентированы постановлением правительства N 739 и законом об ОСАГО. В то же время, согласно 94 ФЗ, для государственных и муниципальных заказчиков цена является обязательным критерием оценки участников размещения заказа в любых торгах и исключения для ОСАГО нет", - поясняет и. о. заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Омской области Тамара Шмакова. По ее словам, для соблюдения законодательства о размещении заказов и повышения эффективности проведения открытых конкурсов на оказание услуг по ОСАГО государственным и муниципальным заказчикам предложено устанавливать минимальную значимость такого критерия оценки участника, как цена контракта - на уровне 1-2%. Остальные баллы рекомендовано начислять, ориентируясь на качество услуг: наличие круглосуточной диспетчерской службы, закрепление штатных сотрудников для решения вопросов, возникающих у заказчика по вопросам ДТП, выезд представителя страховщика на место ДТП и оформление им документов. Важной также является квалификационная характеристика страховщика (доля ОСАГО в страховом портфеле, соотношение страховых премий и выплат по ОСАГО за предыдущий год). Значимость качественных и квалификационных критериев в общей сложности не должна превышать 20%. Оставшиеся 78-79% приходятся на срок оказания услуг - проведения осмотра (экспертизы), оценки поврежденного транспортного средства с момента обращения (не менее одного рабочего дня), принятия решения о наличии страхового случая с момента получения документов (не менее одного дня).

Собеседник "КС" уверен, что методика расчета критериев оценки победителей тендеров по ОСАГО будет взята на вооружение заказчиками.

"Конкурсы по ОСАГО действительно отличаются от всех прочих. Страховщики и страхователи должны действовать в рамках закона, а он устанавливает единые для всех правила по ОСАГО, поэтому тендер получается не совсем рыночный. Опыт предыдущих конкурсов показывает, что организаторы плохо знакомы с законодательством по обязательному страхованию, и нередко условия конкурса просто нелепы. Например, одна из госструктур пыталась провести по ОСАГО аукцион, - комментирует ситуацию председатель правления омской областной общественной организации "Общество по защите прав потребителей в сфере страхования" Игорь Пушкарь. - Думаю, что если организаторы конкурсов будут использовать рекомендованные критерии в качестве ориентира при проведении торгов по "автогражданке", конфликтных ситуаций станет значительно меньше". "К нам поступают обращения страховых организаций, несогласных с результатами проводимых конкурсов. Считаю некорректным использование в качестве основного критерия цену. Надеюсь, что заказчики-госорганы будут использовать предложенные рекомендации", - отмечает и руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в СФО Владимир Голубков.

Директор филиала ОСАО "РЕСО-Гарантия" (Омск) Александр Кузнецов также надеется, что большинство заказчиков будет использовать эти правила. Во-первых, можно получить объективную оценку участников конкурсов; не придется начислять максимальные баллы за нереальные обещания, такие как "прибытие представителя страховой компании на место ДТП в течение пяти или десяти минут" или "выплата в течение 15 минут после подачи заявления...". Во-вторых, меньше будет проблем с УФАС, а может, их не будет вовсе.

Руководитель управления методологии андеррайтинга и контроля страхового холдинга "СТИФ" Станислав Цой отмечает, что если госорганы будут придерживаться рекомендаций, предложенных УФАС, то расчеты страховщиков будут точнее и быстрее. По его словам, уже на этапе вскрытия конвертов можно будет отсекать "недобросовестных" участников, играющих на понижение тарифов. Участники конкурса изначально будут в равном положении. И победителями конкурсов будут не те, кто страховал в прошлом году (а значит, имеет больше информации), а кто реально предложит лучшие условия. Что касается таких критериев, как "доля ОСАГО в страховом портфеле" и "соотношение страховых премий и выплат по ОСАГО", то, по мнению Цоя, они напрямую указывают на сбалансированность портфеля страховщика, а значит, в какой-то степени на его финансовую устойчивость. "Однако вопрос - будут ли придерживаться заказчики-госорганы этих рекомендаций - достаточно сложен, - продолжает собеседник "КС". - Это объясняется тем, что сегодня у большинства заказчиков формированием конкурсной документации занимаются не вполне квалифицированные специалисты и поэтому зачастую они просто берут шаблоны из других конкурсов, например, по поставке товаров, и выставляют такие же требования в конкурсах по страхованию. При этом попытки получить какие-либо разъяснения заводят в тупик".

Генеральный директор ООО "Агентство страховых споров" Максим Седов, считает, что документ, разработанный в Омской области, по сути, ничего не изменит. Не будучи обязательным нормативным актом, он не способен реально решать проблемы, связанные с ОСАГО. По словам Седова, при таком виде страхования, как ОСАГО, взаимоотношения страхователя и страховщика максимально детально урегулированы законом.

"У страхователя при заключении договора ОСАГО нет особого выбора, - считает эксперт. - Независимо от выбора партнера он заплатит одну и ту же сумму и получит совершенно одинаковые условия страхования. И также независимо от выбора страховщика страхователь не столкнется с какими-либо проблемами, если цена вопроса не перерастет размер страховой суммы. Вот и получается, что критерии выбора страховщика по ОСАГО для госорганов лежат, скорее, в области иррационального. И усилия ФАС эффекта дать не в силах".

На официальном сайте ФАС России сообщается, что ведомство одобряет идею реформы ОСАГО. В частности, согласно с идеей вариативности полисов в зависимости от лимита страховых выплат. Отметим, что информация о такой новелле в сфере ОСАГО была распространена некоторыми СМИ в сентябре текущего года. Но пока она не нашла подтверждения в каком-либо проекте нормативно-правового акта, в частности, такие предложения не содержатся в Минфина России, общественное обсуждение которого завершилось 14 октября.

Наряду с этим, ФАС России подчеркнула, что введение новых коэффициентов страховых тарифов не поддерживает. К слову, Минфин России также не был намерен вводить дополнительные повышающие и понижающие коэффициенты, в частности, за опасное либо аккуратное вождение.

Кстати, еще раньше, в августе, Минфин России предлагал вовсе отменить коэффициенты мощности автомобиля в рамках ОСАГО (что также не отразилось на разработанном им законопроекте). Тогда же РСА о том, что выступает против такой инициативы, поскольку это приведет не только к снижению стоимости автостраховки для мощных автомобилей, но и к удорожанию страховки для маломощных авто. Сегодня же коэффициент мощности устроен таким образом, что для маломощных машин предусмотрена скидка, а для мощных – надбавка.

Вправе ли потерпевший, который получил страховую выплату на основании европротокола, предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда? Узнайте из материала "Страховая выплата по ОСАГО на основании европротокола" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

В числе прочего ФАС России заявила о собственных предложениях по реформе ОСАГО, причем уточняется, что речь идет об изменении концепции страховки в целом. Служба предложила перейти от страхования ответственности владельца транспортного средства как владельца источника повышенной опасности к страхованию ответственности водителя как лица, непосредственно способного причинить вред при использовании транспортного средства. Предполагается, что такой подход будет предпочтителен для страхователей.

(ФАС) России в целом поддержала разработанный Минфином проект поправок в закон об ОСАГО, сообщила ТАСС замглавы управления финансовых рынков ФАС Лилия Беляева . При этом страховщики выступают против предложенной Минфином конструкции "освобождения" тарифов.

ФАС, в частности, поддержала возможность введения трех категорий полисов ОСАГО, с учетом того, что страховщики не смогут навязывать автовладельцу определенную категорию, отметила Беляева. Напомним, что Минфин предлагал ввести полисы с лимитами 1 млн и 2 млн рублей (как по причинению вреда жизни и здоровью, так и по причинению вреда имуществу) в дополнение к существующему лимиту в ОСАГО в 400 тыс. рублей за вред автомобилю и в 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью. Кроме того, ФАС поддерживает предложенное Минфином расширение тарифного коридора по ОСАГО с учетом назначения транспортного средства (ТС) и целей использования (сейчас коридор базовой ставки тарифа ОСАГО устанавливается только для разных категорий ТС).

При этом ФАС усомнилась в возможности реализации ряда положений законопроекта, например, учитывать коэффициент "бонус-малус" (скидка за безаварийную езду и надбавка за совершенные аварии) для всех водителей, вписанных в страховку, а не только для собственника машины.

"ФАС России считает, что необходимо сохранить полномочия Банка России по контролю за правильностью расчета страховщиками страховой премии при заключении договоров ОСАГО", - подчеркнула Беляева.

Минфин разработал проект поправок в закон об ОСАГО, которые должны стать первым этапом по "освобождению" цен на ОСАГО от госрегулирования (сейчас тарифы устанавливает ЦБ РФ). Минфин предлагает дать страховщикам больше свободы в определении значения базовой ставки тарифа внутри установленного ЦБ коридора, а также дать страховщикам возможность самостоятельно устанавливать ряд "персональных" коэффициентов для каждого водителя, зависящих от его стиля вождения и числа штрафов за нарушение ПДД. Кроме того, ведомство предлагает вернуться к идее заключать договоры ОСАГО на несколько лет (сейчас максимум - год) и ввести три категории полисов с разными лимитами возмещения пострадавшему в ДТП.

Компания "Ингосстрах" считает "несвоевременными и в определенной степени губительными" большинство инициатив Минфина, изложенных в проекте поправок. Об этом говорится в заявлении компании, распространенном в среду.

Страховщик категорически против введения многолетних полисов, так как это серьезно повлияет на оценку страховых резервов и вызовет волну недовольства клиентов, так как корректировка тарифа по коэффициенту "бонус-малус" проводится ежегодно, отмечают в "Ингосстрахе".

Лимиты возмещения по жизни и здоровью могут составлять 2 млн рублей, как в других видах страхования, но только при полностью свободном тарифе, считают в "Ингосстрахе"

"В сложившейся ситуации внедрение этих мер приведет к окончательному краху системы ОСАГО", - говорится в заявлении. Чтобы этого не допустить, по мнению компании, нужно увеличить территориальные коэффициенты в убыточных регионах РФ, дать страховщикам возможность самим определять другие коэффициенты и затем провести полную либерализацию тарифов ОСАГО.

В Банке России ранее заявили ТАСС, что поддерживают идею либерализации тарифов ОСАГО, но предложенный Минфином подход считают не оптимальным. Регулятор готовит свои замечания к законопроекту.

Сейчас тариф ОСАГО для автомобилей физлиц установлен ЦБ РФ в коридоре 3432-4118 рублей. Для расчета цены полиса базовая ставка тарифа умножается на восемь коэффициентов, которые также устанавливает ЦБ.

Предложения о реформировании системы ОСАГО озвучил сегодня заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров на форуме «Страховой бизнес в эпоху перемен. Стратегия. Тактика. Практика».

Форум, организованный Агентством страховых новостей при поддержке Всероссийского союза страховщиков, состоялся 1 ноября 2016 года, в г. Москве.

Помимо представителей ФАС России, в этом мероприятии приняли участие представители Верховного суда Российской Федерации, Минфина России, Банка России, других министерств и ведомств, а также ведущие аналитики страхового рынка, топ-менеджеры страховых организаций и других компаний.

Основные темы форума были посвящены вопросам регулирования страхового рынка «в пользу потребителей», поведенческого надзора на страховом рынке, а также вопросам тактики ведения страхового бизнеса и внедрения различных инноваций.

Андрей Кашеваров представил антимонопольное ведомство на площадке страхового форума, выступив с докладом на тему: «Актуальные аспекты антимонопольного регулирования страхового рынка» в рамках стратегической сессии «Страховой рынок 2.0: перезагрузка».

В начале своего выступления Андрей Кашеваров представил статистику о поступающих в антимонопольные органы с 2014 года жалобах граждан на действия страховщиков в Южном федеральном округе. Как отметил замглавы Службы, в том числе в связи с действием положений так называемого «четвертого антимонопольного пакета» количество таких жалоб граждан к настоящему времени существенно сократилось.

При этом, по его словам, исходя из анализа основных тематик жалоб граждан, в последнее время наиболее актуальной проблемой как в Южном федеральном округе, так и во многих других регионах страны, является невозможность приобретения полисов ОСАГО, в том числе в связи с большими очередями в офисах страховых организаций и якобы отсутствием у них бланков полисов ОСАГО; а также сокращение страховщиками объемов продаж полисов ОСАГО. Отдельно также было отмечено, что существенная часть таких жалоб поступали в соответствующие периоды времени преимущественно на ПАО СК «Росгосстрах» (от 37% до 68% от общего количества жалоб).

В связи с этим Андрей Кашеваров прокомментировал ряд текущих дел, возбужденных по признакам злоупотребления ПАО СК «Росгосстрах» доминирующим положением, а также сговора других крупных страховщиков в части необоснованного отказа в заключении договора ОСАГО по различным поводам.

Особое внимание при этом представитель ФАС России уделил сложившейся положительной судебной практике, подтверждающей правомерность выносимых антимонопольными органами решений о нарушении антимонопольного законодательства на рынке ОСАГО, а также постановлений о привлечении к административной ответственности.

В продолжение своего доклада замглавы антимонопольного ведомства представил позиции ФАС России по некоторым законодательным инициативам регулятора страхового рынка.

В частности, Андрей Кашеваров озвучил мнение в отношении перехода к преимущественному восстановительному ремонту в системе ОСАГО, а также предложения по совершенствованию порядка определения размера расходов на такой ремонт.

Далее, говоря об изменениях тарификации в ОСАГО, Андрей Кашеваров сообщил, что ФАС России поддержал предложение Минфина России в части вариативности полисов ОСАГО в зависимости от лимита страховых выплат. Однако, было отмечено, что, к примеру, вопрос о введении новых коэффициентов страховых тарифов в настоящее время не может быть поддержан антимонопольным ведомством.

Важной частью выступления Андрея Кашеварова стало сообщение о разработанных ФАС России предложениях по изменению концепции ОСАГО в целом: «Мы предлагаем перейти от страхования ответственности владельца транспортного средства, как владельца источника повышенной опасности, к страхованию ответственности водителя, как лица, непосредственно способного причинить вред при использовании транспортного средства. Такой подход будет предпочтителен для страхователей, а также позволит, прежде всего, упростить и ускорить процедуру заключения договоров ОСАГО; упразднить необходимость проведения конкурсных процедур, в рамках госзаказа исключить необходимость контроля со стороны страховщиков за техническим состоянием транспортных средств», - сообщил Андрей Кашеваров.

В завершение своего выступления замглавы ведомства рассказал о разрабатываемых проектах Национального плана развития конкуренции, который предполагает, в том числе мероприятия, направленные на уменьшение участия государства в экономике в целях развития конкуренции, а также отдельной «дорожной карты» по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, предложения для включению в которую уже поступают в ведомство от крупнейших объединений финансовых организаций.

Судя по многим комментариям, которые можно встретить в сети Интернет, становится ясно, что далеко не все автолюбители в России знают, куда жаловаться на страховую компанию, если их законные права были нарушены. И это происходит как по вопросам обязательного, так и добровольного страхования.

При этом люди, столкнувшись с подобными проблемами, грозятся подать в суд и разобраться с нерадивыми СК. Но не стоит забывать, что для такого развития событий потребуются не только деньги, но и время, и, к сожалению, нервы. Поэтому рассмотрим, куда жаловаться на страховую компанию, не доводя дело до суда.

Первые шаги

Иногда разобраться с ситуацией удается очень просто. Ведь страховая компания состоит из сотрудников. И если неправомерные действия кого-либо из них привели к нарушению прав автовладельца, то сама СК и является той первой инстанцией, куда жаловаться на страховую компанию. Росгосстрах, Ресо-гарантия или любая другая СК обязана дать письменный ответ. Если же вы получили отказ или вам не ответили вообще, то нужно жаловаться дальше. При этом лучше, если у вас останется уведомление об отправке жалобы в страховую компанию.

ЦБ РФ

Контролирует деятельность автостраховщиков в настоящее время единственное госучреждение, на которое возложены соответствующие обязанности. Ей же принадлежит и функция выдачи лицензий страховым компаниям. Этой организацией является Центральный Банк РФ. В его обязанности входит также установка тарифов ОСАГО и справочников запасных частей. Центральный Банк проверяет финансовую состоятельность страховых компаний. В случае необходимости он может приостановить лицензию, или вообще отозвать ее. Более того, ЦБ в последние годы еще и нередко назначает временное руководство в те компании, которые считает проблемными.

Как помогает страхователям?

Получается, что российские страховщики полностью зависимы от Центробанка. Таким образом, главной инстанцией, куда жаловаться на страховую компанию в случае необходимости, является именно он.

Если вы точно и правильно сформулируете и направите письменную претензию, то вскоре получите ответ и увидите меры, принятые в отношении страховой компании. Среди санкций СК может ожидать наложение немалого штрафа.

ФАС

Федеральная антимонопольная служба — это еще одно учреждение, которое наделено обязанностями контроля за страховщиками и еще одна инстанция, куда жаловаться на страховую компанию. ФАС нередко наказывает автостраховщиков, если последние нарушают закон, в том числе касающегося ОСАГО.

Наверное, большинству, если не всем автовладельцам, знакомо навязывание дополнительных услуг автогражданской ответственности. Стоит полистать сайты о страховании, и можно встретить солидные наложенные на страховщиков в связи с этим. Значительную сумму придется выложить той компании, которая будет уличена в продаже диагностических карт или навязывании страхования жизни при приобретении страхового полиса.

Конечно, обычно в СК не соглашаются на уплату штрафа и пытаются обжаловать решение в судебном порядке. Но в большинстве случаев такие дела являются заведомо проигрышными для них. Поэтому платить все-таки придется. Таким образом у страховых компаний появляется мощный стимул для того, чтобы наиболее выгодно оказывать услуги качественно, чем постоянно рисковать и быть уличенными в незаконных действиях.

Таким образом, еще одним вариантом того, куда жаловаться на является ФАС, если появляются проблемы при приобретении или пролонгации договора. Более того, именно в это государственное учреждение следует обращаться в случае, если вам навязывают дополнительные услуги при оформлении автокредита. В то же время не забудьте, что здесь, как, впрочем, и для других инстанций, следует найти доказательства, чтобы привлечь СК к ответственности.

РСА

Является профессиональным объединением Основная цель создания этой некоммерческой организации заключалась в контроле за деятельностью ее участников и исполнением страхового законодательства. Однако на практике ее деятельность оказалась несколько иной. РСА за те страховые компании, у которых отозвали лицензии. Это очень действенная помощь для многих автовладельцев. Но вместе с тем стоит учитывать, что руководство организации состоит из главных лиц самых крупных страховых компаний. Поэтому жалобы могут рассматриваться теми же компаниями, на которых они и подаются.

ВСС

Другая организация, под названием «Всероссийский союз страховщиков», имеет аналогичные с предыдущей проблемы. Исходя из главных задач, которые задекламированы этими организациями, становится понятным, куда можно пожаловаться на работу страховой компании. Вто же время возникает вопрос о том, насколько объективными будут рассмотрены поступающие жалобы.

Безусловно, они их примут. Однако в действенности таких мер влияния на страховые компании есть все основания сомневаться. Изучив практику, можно сделать вывод о том, что намного более эффективными окажутся жалобы в государственные инстанции, нежели письменные обращения в объединения страховых компаний.

Но чем-то помогают?

Тем не менее, нельзя не указать и о помощи, которую автовладельцы получают от профессиональных объединений страховщиков. И хотя главная поддержка — информационная, но даже она бывает очень действенной. На сайте, к примеру, указаны все законы и другие нормативные акты, касающиеся сферы автострахования. Здесь же можно найти и другую полезную информацию.

Можно посчитать, во сколько обойдется будущий Также на сайте находятся справочники, где указана стоимость запчастей. Это позволит рассчитать наиболее точно денежную сумму на все детали, необходимые для восстановительных работ, которые требуются автомобилю после аварии.

Но очевидно, что это не та инстанция, куда жаловаться на страховую компанию по ДМС или страхованию жизни следует, если эти услуги навязываются при покупке полиса.

Роспотребнадзор

Можно ли рассчитывать на помощь Роспотребнадзора, если между страховщиком и страхователем возникают спорные ситуации? Исходя из сути полиса, автовладелец является потребителем. Именно поэтому инстанция вправе им помогать. И такие факты были, когда организация вступалась за права автовладельцев.

Министерство финансов, в свою очередь, при проблемах с ОСАГО или навязывании дополнительных страховок имеет свои рекомендации относительно того, куда жаловаться на работу страховой компании. Жалобы, исходя из этих рекомендаций, следует подавать только в Центральный Банк. В то же время автовладельцы могут обращаться и в Роспотребнадзор.

Если ничего не помогает

Кроме того, есть еще одна мощная инстанция. Это прокуратура. Ее сотрудники обязаны реагировать на нарушения прав и свобод автовладельцев. Это та инстанция, куда жаловаться на страховую компанию по КАСКО или ОСАГО можно. Но только если доказательств вины компании нет, то обращаться туда бесполезно. Доказательствами могут стать, например, показания очевидцев нарушений. Кроме жалоб по КАСКО и ОСАГО, сюда можно жаловаться и по поводу некорректного поведения сотрудников СК, например, если было грубое обращение к клиентам. В этом случае обидчиков может ожидать солидный административный штраф.

Заключение

Таким образом, получается, что несмотря на официальную рекомендацию обращаться с жалобами на автостраховщиков лишь в Ценральный Банк РФ, существует немало инстанций, куда автовладельцы могут пожаловаться в случае нарушения их прав.

Выбирая, куда обращаться, исходите из того, какого рода нарушение было зафиксировано в отношении вас. Желательно также, чтобы жалоба была подкреплена доказательствами. Тогда отвертеться страховой компании уже не получится.