Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости;папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции , разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.

Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого , воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.

Первый крестовый поход (кратко)

Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого на голову при Аскалоне.

По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Крестовые походы (конец XI – конец XIII века). Походы западноевропейских рыцарей в Палестину с целью освобождения Гроба Господня в Иерусалиме из-под власти мусульман.

Первый крестовый поход

1095 год – на Клермонском соборе папа римский Урбан III призвал к крестовому походу для освобождения святых мест из-под ига сарацинов (арабов и турок-сельджуков). Первый крестовый поход состоял из крестьян и малоимущих горожан во главе с проповедником Петром Амьенским. 1096 год – они прибыли в Константинополь и, не дождавшись подхода рыцарского войска, переправились в Малую Азию. Там плохо вооруженное и еще хуже обученное ополчение Петра Амьенского без особого труда разбили турки.

1097 год, весна – в столице Византии сосредоточились отряды рыцарей-крестоносцев. Основную роль в Первом крестовом походе играли феодалы Франции: граф Раймонд Тулузский, граф Роберт Фландрский, сын нормандского герцога Вильгельма (будущего завоевателя Англии) Роберт, епископ Адемар.

В походе также принимали участие граф Готфрид Бульонский – герцог Нижней Лотарингии, его братья Болдуин и Евстафий, граф Гуго Вермандуасский – сын французского короля Генриха I и граф Боэмунд Тарентский. Папа Урбан написал императору Византии Алексею I Комнину, что в поход идут 300 000 крестоносцев, но в большей степени вероятно, что в Первом крестовом походе участвовало несколько десятков тысяч человек, из которых хорошо вооружено было лишь несколько тысяч рыцарей.

К крестоносцам присоединился и отряд византийской армии, и остатки ополчения Петра Амьенского.

Основная проблема крестоносцев была в отсутствии единого командования. Принимавшие участие в походе герцоги и графы не имели общего сюзерена и не желали подчиняться друг другу, считая себя не менее знатными и могущественными, чем коллеги.

Первый на землю Малой Азии переправился Готфрид Бульонский, а за ним и другие рыцари. 1097 год, июнь – крестоносцы взяли крепость Никею и выдвинулись в Киликию. Армия крестоносцев шла двумя колоннами. Правой командовал Готфрид Бульонский, левой – Боэмунд Тарентский. Войско Готфрида продвигалось долиной Дорилеи, а Боэмунд шел долиной Гаргона. Никейский султан Солиман 29 июня атаковал левую колонну крестоносцев, не успевшую еще удалиться от Дорилеи. Крестоносцы смогли построить вагенбург (замкнутую линию обозов). Кроме этого, их расположение было прикрыто рекой Бафус. Боэмунд послал Готфриду гонца с отрядом, чтобы известить о приближении турок.

Турки обрушили на пехоту Боэмунда град камней и стрел, а после начали отступать. Когда крестоносцы кинулись вслед за отступающими, их неожиданно атаковала турецкая конница. Рыцари оказались рассеяны. Потом турки ворвались в вагенбург и вырезали значительную часть пехоты. Боэмунду удалось при помощи кавалерийского резерва отбросить неприятеля, но к туркам подошло подкрепление, и они вновь оттеснили крестоносцев к вагенбургу.


Боэмунд послал еще одного гонца к Готфриду, колонна которого уже спешила к полю боя. Она прибыла своевременно, чтобы заставить турок отступить. После крестоносцы перестроились для решающей атаки. На левом фланге встали южно-итальянские норманны Боэмунда, в центре – французы графа Раймунда Тулузского, а на правом – лотарингцы самого Готфрида. В резерве оставалась пехота и отряд рыцарей под общим командованием епископа Адемара.

Турки были повержены, а их лагерь достался победителю. Но легкая турецкая кавалерия смогла уйти от преследования без особых потерь. Тяжеловооруженные рыцари не имели шансов за ней угнаться.

Новых атак на соединенные силы крестоносцев турки не предпринимали. Однако переход по безводной каменистой пустыне сам по себе был тяжким испытанием. Большая часть лошадей пала от бескормицы. Когда крестоносцы, в конце концов, вошли в Киликию, местное армянское население встретило их как освободителей. Там основали первое государство крестоносцев – графство Эдесса.

1097 год, октябрь – войско Готфрида после семимесячной осады овладело Антиохией. Город попытался отбить султан Мосула, но потерпел тяжелое поражение. Боэмунд основал еще одно государство крестоносцев – княжество Антиохию.

1098 год, осень – армия крестоносцев выдвинулась к Иерусалиму. По пути она овладела Аккрой и в июне 1099 г. подошла к священному городу, который защищали египетские войска. Почти весь генуэзский флот, везший осадные орудия, египтяне уничтожили. Но один корабль смог прорваться в Лаодикею. Доставленные им осадные машины дали возможность крестоносцам разрушить иерусалимские стены.

1099 год, 15 июля – крестоносцы взяли Иерусалим приступом. 12 августа недалеко от Иерусалима, в Аскалоне, высадилась большая египетская армия, но крестоносцам удалось разбить ее. Во главе основанного ими Иерусалимского королевства встал Готфрид Бульонский.

Успеху Первого крестового похода поспособствовало то, что объединенному войску западноевропейских рыцарей противостояли разрозненные и враждующие друг с другом сельджукские султанаты. Самое же мощное мусульманское государство Средиземноморья – Египетский султанат – только с большим опозданием двинуло в Палестину основные силы своей армии и флота, которые крестоносцам удалось разбить по частям. Тут сказалась явная недооценка мусульманскими правителями грозящей им опасности.

Для обороны образованных в Палестине христианских государств создали духовно-рыцарские ордена, члены которых поселились на завоеванных землях, после того как основная масса участников Первого крестового похода вернулась в Европу. 1119 год – был основан (рыцарей Храма), несколько поздней появился Орден госпитальеров, или иоаннитов, а в конце XII века появился .

Второй крестовый поход (кратко)

Второй крестовый поход, который был предпринят в 1147–1149 годах, окончился безрезультатно. В нем принимало участие, по некоторым оценкам, до 70 000 человек. Крестоносцев возглавляли король Франции Людовик VII и германский император Конрад III. 1147 год, октябрь – немецкие рыцари потерпели поражение у Дорилея от конницы иконийского султана. После на армию Конрада обрушились эпидемии. Император вынужден был присоединиться к войску короля Франции, с которым раньше враждовал. Большинство германских воинов предпочло возвратиться на родину. Французов же в январе 1148 г. разбили у Хонами.

В июле крестоносцы на протяжении пяти дней безрезультатно осаждали сильно укрепленный Дамаск. 1149 год – Конрад, а потом Людовик вернулись в Европу, осознав невозможность расширить пределы Иерусалимского королевства.

Третий крестовый поход (кратко)

Во второй половине XII столетия султаном противостоявшего крестоносцам Египта стал Саладин (Салах ад-Дин), талантливый полководец. Он разбил крестоносцев при Тивериадском озере и в 1187 г. захватил Иерусалим. В ответ провозгласили Третий крестовый поход, который возглавили император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август и английский король .

При переправе через одну из рек в Малой Азии Фридрих утонул, и его войско, лишившись предводителя, распалось и возвратилось в Европу. Французы и англичане, двигавшиеся морем, захватили Сицилию, а после высадились в Палестине, но действовали в целом неудачно. Правда, после многомесячной осады они взяли крепость Аккру, а король Англии захватил недавно отложившийся от Византии остров Кипр, где взял богатую добычу. Там возникло королевство Лузиньянов, на целый век ставшее оплотом крестоносцев на Востоке. Но распри между английскими и французскими феодалами вызвали уход короля Франции из Палестины.

Лишивших помощи французских рыцарей Ричард так и не смог взять Иерусалим. 1192 год, 2 сентября – Ричард подписал с Саладином мир, по которому под контролем крестоносцев осталась лишь прибрежная полоса от Тира до Яффы, при этом Яффа и Аскалон были предварительно разрушены мусульманами до основания.

Четвертый крестовый поход (кратко)

Четвертый крестовый поход начался в 1202 г. и закончился в 1204 г. завоеванием вместо Палестины Константинополя и значительной части владений христианской Византии. Столица империи взяли штурмом 13 апреля 1204 г. и разграбили. Первый приступ, который был предпринят 9-го числа со стороны моря, византийцы отбили.

Спустя три дня при помощи перекидных мостиков рыцари взобрались на стены. Часть крестоносцев проникла в город через пролом, сделанный при помощи стенобитных орудий, и уже изнутри открыла трое константинопольских ворот. Внутри города войско крестоносцев не встретило уже никакого сопротивления, так как немногие защитники бежали в ночь с 12 на 13 апреля, а население не собиралось браться за оружие, считая борьбу бессмысленной.

После Четвертого похода масштабы следующих крестовых походов в значительной мере сократились. 1204 год – король Иерусалима Амори Лузиньян попытался утвердить свою власть в Египте, пораженном засухой и голодом. Крестоносцы разбили египетский флот и высадились в Дамиетте в дельте Нила. Султан аль-Адиль Абу Бакр заключил с крестоносцами мирный договор, уступив им ранее отвоеванную египтянами Яффу, а также Рамлу, Лидду и половину Сайды. После чего на протяжении десятилетия между египтянами и крестоносцами не было крупных военных конфликтов.

Пятый крестовый поход (кратко)

Пятый крестовый поход был организован в 1217–1221 г. для завоевания Египта. Его возглавили венгерский король Андраш II и герцог Леопольд Австрийский. Крестоносцы Сирии встретили пришельцев из Европы без особого энтузиазма. Иерусалимскому королевству, пережившему засуху, трудно было прокормить десятки тысяч новых воинов, да и с Египтом оно хотело торговать, а не воевать. Андраш и Леопольд совершили набеги на Дамаск, Наблус и Бейсан, осадили, но так и не взяли сильнейшую мусульманскую крепость Тавор. После этой неудачи Андраш в январе 1218 г. возвратился на родину.

На смену венграм в Палестину в 1218 г. прибыли голландские рыцари и немецкая пехота. Было решено завоевать египетскую крепость Дамиетту в дельте Нила. Она находилась на острове, была обнесена тремя рядами стен и защищена мощной башней, от которой к крепости тянулись мост и толстые железные цепи, преграждавшие доступ к Дамиетте со стороны реки. Осада началась 27 мая 1218 г. Использовав свои суда в качестве плавучих стенобитных орудий и применив длинные штурмовые лестницы, крестоносцы овладели башней.

Узнав об этом, египетский султан аль-Адиль, который находился в Дамаске, от не перенес эту новость и скончался. Его сын аль-Камиль предложил крестоносцам снять осаду Дамиетты в обмен на возвращение Иерусалима и других территорий Иерусалимского королевства в границах 1187 г., но рыцари под влиянием папского легата Пелагия ответили отказом, хотя султан пообещал отыскать и вернуть даже куски Животворящего креста, захваченного Саладином.

Пелагий фактически возглавил войско, примирил разные группы крестоносцев и довел осаду до конца. В ночь с 4-го на 5-е ноября 1219 г. Дамиетта была взята штурмом и разграблена. К тому времени подавляющее большинство ее населения умерло от голода и болезней. Из 80 000 уцелели лишь 3 000. Но предложение Пелагия идти на Каир крестоносцы отвергли, понимая, что для завоевания Египта сил не хватит.

Ситуация изменилась, когда в 1221 г. в Дамиетту прибыли новые отряды рыцарей из Южной Германии. По настоянию Пелагия, мирные предложения аль-Камиля были опять отвергнуты, и крестоносцы атаковали позиции мусульман у Мансуры к югу от Дамиетты. На помощь аль-Камилю пришли его братья из Сирии, так что мусульманское войско по численности не уступало крестоносцам. В середине июля начался разлив Нила, и лагерь крестоносцев затопило, тогда как мусульмане заранее приготовились к разгулу стихии и не пострадали, а потом отрезали армии Пелагия путь к отступлению.

Крестоносцы запросили мира. В это время египетский султан больше всего опасался монголов, уже появившихся в Ираке, и предпочел не искушать счастья в борьбе с рыцарями. По условиям перемирия крестоносцы оставили Дамиетту и отплыли в Европу.

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход возглавил в 1228–1229 г.г. германский император Фридрих II Гогенштауфен. Сам император перед началом похода был отлучен от церкви папой Григорием IX, назвавшим его не крестоносцем, а пиратом, который собирается «похитить королевство в Святой земле». Фридрих был женат на дочери короля Иерусалима и собирался стать владетелем Иерусалима. Запрет похода никак не повлиял на крестоносцев, которые шли за императором в надежде на добычу.

1228 год, лето – Фридрих высадился в Сирии. Там он смог уговорить аль-Камиля, воевавшего со своими сирийскими эмирами, возвратить ему Иерусалим и другие территории королевства в обмен на помощь против его врагов – как мусульман, так и христиан. Соответствующее соглашение заключили в Яффе в феврале 1229 г. 18 марта крестоносцы без боя вошли в Иерусалим.

Потом император возвратился в Италию, разбил посланную против него армию папы и вынудил Григория по условиям Сен-Джерменского мира 1230 г. снять отлучение и признать договор с султаном. Иерусалим, таким образом, перешел к крестоносцам только за счет угрозы, которую их армия создавала аль-Камилю, да еще благодаря дипломатическому искусству Фридриха.

Седьмой крестовый поход

Седьмой крестовый поход состоялся осенью 1239 г. Фридрих II отказался предоставить для крестоносной армии во главе с герцогом Ричардом Корнуэллским территорию Иерусалимского королевства. Крестоносцы высадились в Сирии и, по настоянию тамплиеров, вступили в союз с эмиром Дамаска для борьбы с султаном Египта, но вместе с сирийцами были в ноябре 1239 г. разгромлены в битве при Аскалоне. Таким образом, седьмой поход закончился безрезультатно.

Восьмой крестовый поход

Восьмой крестовый поход состоялся в 1248–1254 г.г. Его целью снова было отвоевание Иерусалима, захваченного в сентябре 1244 г. султаном ас-Салих Эйюб Наджм ад-Дином, которому помогала 10-ти тысячная хорезмийская конница. Почти все христианское население города вырезали. На этот раз в крестовом походе ведущую роль играл король Франции Людовик IX, а общее число крестоносцев определялось в 15–25 тыс. человек, из которых 3 тыс. составляли рыцари.

В начале июня 1249 г. крестоносцы высадились в Египте и захватили Дамиетту. В начале февраля 1250 г. пала крепость Мансура. Но там крестоносцы сами были осаждены армией султана Муаззама Туран-шаха. Египтяне потопили флот крестоносцев. Страдающая от голода армия Людовика покинула Мансуру, но до Дамиетты добрались немногие. Большинство было уничтожено или оказалось в плену. В числе пленных оказался и король Франции.

Среди пленников распространились эпидемии малярии, дизентерии и цинги, и мало кто из них уцелел. Людовика в мае 1250 г. выпустили из плена за громадный выкуп в 800 000 безантов, или 200 000 ливров. При этом от короля потребовали, чтобы крестоносцы ушли из Дамиетты. Остатки «христова воинства» ушли в Аккру. В скором времени в том же 1250 г. Туран-шах был убит, и к власти пришли мамлюки – наемные воины на службе султана. Первым мамлюкским султаном стал Муиз Айбек. При нем активные боевые действия против крестоносцев практически прекратились. Людовик еще 4 года оставался в Палестине, но, так и не получив подкреплений из Европы, в апреле 1254 г. возвратился во Францию.

Девятый крестовый поход

Девятый и последний крестовый поход состоялся в 1270 г. Он был вызван успехами мамлюкского султана Бейбарса. Египтяне в 1260 г. разбили монгольские войска в битве при Айн Джалуте. 1265 год – Бейбарс захватил крепости крестоносцев Кесарию и Арсуф, а в 1268 г. – Яффу и Антиохию. Крестовый поход опять возглавил Людовик IX Святой, а участвовали в нем только французские рыцари. На этот раз целью крестоносцев был Тунис.

Численность армии крестоносцев не превышала 10 000 человек. К тому времени рыцари уже не стремились далеко на Восток, так как легко находили работу в Европе, постоянно сотрясаемой феодальными междоусобицами. Играла роль как близость тунисского побережья к Сардинии, где собрались крестоносцы, так и стремление Людовика иметь базу для удара по Египту с суши. Он надеялся, что Тунис легко будет захватить, так как там не было крупных сил египетских войск.

Высадка в июле 1270 г. прошла удачно, но в скором времени среди крестоносцев разразилась эпидемия чумы, от которой 25 августа скончался и сам Людовик. Его брат Шарль I, король Обеих Сицилий, прибыл в Тунис со свежими силами, чем спас крестоносное войско от распада. 1 ноября он подписал договор, по которому тунисский эмир возобновил в полном объеме выплату дани королевству Обеих Сицилий. После этого крестоносцы ушли из Туниса. После провала Девятого похода дни крестоносцев в Палестине были сочтены.

1285 год – султан Египта мамлюк Килавун захватил крепости Марабу, Лаодикею и Триполи в Иерусалимском королевстве. Последним оплотом христиан в Сирии оставалась Аккра. 1289 год – между Килавуном и королем Кипрским и Иерусалимским Генрихом II было заключено перемирие, но вскорости оно было нарушено войсками Генриха, вторгшимися в пограничные области государства мамлюков. В ответ султан объявил крестоносцам войну.

Гарнизон Аккры, получивший подкрепления из Европы, насчитывал 20 000 человек. Но в рядах христиан не было единства. Осенью 1290 г. Килавун выступил в поход, но вскоре заболел и умер. Армию возглавил его сын Альмелик Азшараф. В марте 1291 года мусульмане подошли к стенам Аккры. Они располагали 92 осадными машинами. Переговоры о перемирии, предложенные защитниками города, не увенчались успехом. Пятого мая армия султана начала штурм. Накануне в Аккру прибыл король Генрих с небольшим войском, но в ночь с 15 на 16 мая он возвратился на Кипр, причем к его отряду присоединилось около 3 000 защитников города.

Оставшийся гарнизон насчитывал 12–13 000 человек. Они отбивали неприятельские приступы вплоть до 18 мая, когда мусульмане смогли разбить ворота, разобрать заваленные обороняющимися бреши в стенах и ворвались на улицы Аккры. Египтяне убивали мужчин-христиан и брали в плен женщин и детей. Часть защитников смогла пробиться к гавани, где села на суда и отправилась на Кипр. Но на море поднялась буря, и многие корабли затонули.

Несколько тысяч оставшихся на берегу крестоносцев укрылись в замке тамплиеров, который войска султана быстро смогли захватить штурмом. Некоторые из христианских воинов смогли прорваться к морю и сесть на корабли, остальные были истреблены египтянами. Аккру сожгли и сровняли с землей. Это было возмездием за убийство египетского гарнизона Аккры, которое совершил король Англии Ричард Львиное Сердце. После падения Аккры христиане оставили и несколько небольших городов в Сирии, находившихся под их контролем. Таким был бесславный конец крестовых походов.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1096-1270), военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа - Иерусалима и Гроба Господня.

Предпосылки и начало походов

Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26 ноября 1095 папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались "крестоносцами". Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Первый крестовый поход

В марте 1096 начался первый этап Первого крестового похода (1096-1101) - т. н. поход бедноты. Толпы крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на восток, отметив свой путь грабежами (они полагали, что, поскольку они воины Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками под Никеей 25 октября 1096.

Осенью 1096 в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями его были Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и др. К концу 1096 - началу 1097 они собрались в Константинополе, весной 1097 переправились в Малую Азию, где совместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня и передали византийцам. Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6 февраля 1098 была взята Эдесса, в ночь на 3 июня - Антиохия, год спустя, 7 июня 1099 они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городе жестокую резню. 22 июля на собрании князей и прелатов было учреждено Иерусалимское королевство, которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское и (с 1109) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский, получивший титул "защитник Гроба Господня" (его преемники носили титул королей). В 1100-1101 в Святую Землю отправились новые отряды из Европы (историки называют это "арьергардным походом"); границы Иерусалимского королевства установились лишь к 1124.

Выходцев из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой Земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии.

Второй крестовый поход

После того, как в 1144 турки завоевали Эдессу, 1 декабря 1145 был объявлен Второй крестовый поход (1147-1148), возглавленный королем Франции Людовиком VII и германским королем Конрадом III и оказавшийся безрезультатным.

В 1171 власть в Египте захватил Салах-ад-Дин, который присоединил к Египту Сирию и весной 1187 начал войну против христиан. 4 июля в длившейся 7 часов битве близ деревни Хиттин христианское войско было разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2 октября город сдался на милость победителя. К 1189 в руках крестоносцев осталось несколько крепостей и два города - Тир и Триполи.

Третий крестовый поход

29 октября 1187 был объявлен Третий крестовый поход (1189-1192). Поход возглавлял император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, короли Франции Филипп II Август и Англии - Ричард I Львиное Сердце. Немецкое ополчение 18 мая 1190 захватило г. Иконий (ныне Кония, Турция) в Малой Азии, но 10 июня при переправе через горную речку Фридрих утонул, и деморализованное этим немецкое войско отступило. Осенью 1190 крестоносцы начали осаду Акры - города-порта, морских ворот Иерусалима. Акра была взята 11 июня 1191, но еще до этого Филипп II и Ричард поссорились, и Филипп отплыл на родину; Ричард предпринял несколько безуспешных наступлений, в т. ч. два на Иерусалим, заключил 2 сентября 1192 крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад Дином и в октябре покинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман, столицей Иерусалимского королевства сделалась Акра.

Четвертый крестовый поход. Взятие Константинополя

В 1198 был объявлен новый, Четвертый крестовый поход, состоявшийся много позднее (1202-1204). Предполагалось нанести удар по Египту, которому принадлежала Палестина. Поскольку у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, Венеция, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, запросила в уплату помощь в завоевании христианского (!) г. Задар на Адриатическом побережье, что и произошло 24 ноября 1202, а затем побудила крестоносцев двинуться на Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом вмешательства в династические распри в Константинополе и соединения православной и католической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204 Константинополь был взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена т. н. Латинская империя. В 1261 православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции - Генуи - снова заняли Константинополь.

Крестовый поход детей

Ввиду неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т. н. крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов). Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

Пятый крестовый поход

Пятый крестовый поход (1217-1221) начался экспедицией в Святую Землю, но, потерпев там неудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 перенесли военные действия в Египет. 27 мая 1218 они начали осаду крепости Дамиетта (Думьят) в дельте Нила; египетский султан пообещал им за снятие осады Иерусалим, но крестоносцы отказались, взяли Дамиетту в ночь с 4 на 5 ноября 1219, попытались развить успех и занять весь Египет, но наступление захлебнулось. 30 августа 1221 был заключен мир с египтянами, по которому воины Христовы возвращали Дамиетту и уходили из Египта.

Шестой крестовый поход

Шестой крестовый поход (1228-1229) предпринял император Фридрих II Штауфен. Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен от церкви. Летом 1228 он отплыл в Палестину, благодаря умелым переговорам заключил союз с египетским султаном и в качестве за помощь против всех его врагов, мусульман и христиан (!), получил без единого сражения Иерусалим, куда вступил 18 марта 1229. Поскольку император находился под отлучением, возвращение Святого Города в лоно христианства сопровождалось запретом богослужения в нем. Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимом ему было недосуг, и в 1244 египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив резню христианского населения.

Седьмой и Восьмой крестовые походы

Седьмой крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254.

В 1270 тот же Людовик предпринял последний, Восьмой крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую Землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.

Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 пала Акра - последний оплот крестоносцев в Палестине.

И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147), еретиков и против турок в 14-16 вв., но они не включаются в общее число крестовых походов.

Итоги крестовых походов

Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

Д. Э. Харитонович

В конце мая 1212 г. в немецкий город Кёльн на берегу Рейна нагрянули вдруг необычные странники. Целая толпа ребятишек заполнила городские улицы. Они стучали в двери домов и просили подаяния. Но это были не обычные побирушки. На одежду детей были нашиты матерчатые чёрные и красные кресты, а на расспросы горожан они отвечали, что идут в Святую землю, чтобы освободить от неверных город Иерусалим. Предводительствовал маленькими крестоносцами мальчик лет десяти, который нёс в руках железный крест. Мальчугана звали Никлас, и он рассказывал, как во сне к нему явился Ангел и поведал, что Иерусалим освободят не могучие короли и рыцари, а безоружные дети, которых поведёт Господня воля. По милости Божьей море расступится, и они посуху придут в Святую землю, а сарацины, устрашась, отступят перед этим воинством. Многие пожелали стать последователями маленького проповедника. Не слушая увещеваний отцов и матерей, они отправлялись в путь - освобождать Иерусалим. Толпами и небольшими группами дети шли на юг, к морю. Сам Папа римский восславил их поход. Он говорил: "Эти дети служат укором нам, взрослым. Пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю".

Но на самом деле радости во всём этом было мало. В дороге дети гибли от голода и жажды, и ещё долго крестьяне находили у дорог и хоронили трупы маленьких крестоносцев. Конец похода был ещё печальнее: разумеется, море перед с трудом добравшимися до него детьми не расступилось, а предприимчивые купцы, как будто взявшиеся перевезти паломников в Святую землю, попросту продали ребятишек в рабство.

Но об освобождении Святой земли и гроба Господня, находящегося, по легенде, в Иерусалиме, помышляли не только дети. Нашив кресты на рубахи, плащи и знамёна, устремились на Восток крестьяне, рыцари, короли. Это произошло в XI в., когда турки-сельджуки, захватив почти всю Малую Азию, в 1071 г. стали хозяевами Иерусалима - священного города христиан. Для христианской Европы это было страшное известие. Турок-мусульман европейцы считали не только "недочеловеками" - хуже! - приспешниками дьявола. Святая земля, где родился, жил и принял мученическую смерть Христос, оказалась теперь недосягаемой для паломников, а ведь благочестивое путешествие к святыням было не только похвальным делом, но могло стать и искуплением грехов как для бедного крестьянина, так и для знатного сеньора. Вскоре стали доходить слухи о злодействах, творимых "проклятыми нехристями", о зверских муках, которым они якобы подвергали несчастных христиан. Христианин-европеец с ненавистью обращал взор на Восток. Но беды пришли и на земли самой Европы.

Конец XI в. стал тяжелейшим временем для европейцев. Начиная с 1089 г. множество несчастий обрушивалось на них. Лотарингию посетила чума, в Северной Германии произошло землетрясение. Суровые зимы сменялись летней засухой, после которой случались наводнения, неурожай порождал голод. Вымирали целые деревни, люди занимались людоедством. Но не меньше, чем от стихийных бедствий и болезней, крестьяне страдали от непосильных поборов и вымогательств сеньоров. Доведённые до отчаяния, люди целыми деревнями бежали куда глаза глядят, а иные уходили в монастыри или искали спасения в отшельнической жизни.

Феодалы также не чувствовали себя уверенно. Будучи не в состоянии довольствоваться тем, что давали им крестьяне (многих из которых унесли голод и болезни), сеньоры начали захватывать новые земли. Свободных земель уже не осталось, поэтому крупные сеньоры принялись отбирать поместья у мелких и средних феодалов. По самому ничтожному поводу вспыхивали междуусобицы, и изгнанный из своего поместья владелец пополнял ря-ды безземельных рыцарей. Без земли оставались и младшие сыновья знатных господ. Замок и земля доставались в наследство только старшему сыну - остальные же были вынуждены делить между собой коней, оружие да доспехи. Безземельные рыцари предавались разбою, нападая на слабые замки, а чаще безжалостно грабя и без того нищих крестьян. Особенно желанной добычей были не готовые к обороне монастыри. Объединившись в банды, благородные господа, как простые разбойники, рыскали по дорогам.

Злое и неспокойное время настало в Европе. Крестьянин, у которого солнце спалило посевы, а рыцарь-разбойник - дом; сеньор, не знающий, где раздобыть средства для достойной его положения жизни; монах, с тоской взирающий на разорённое "благородными" грабителями монастырское хозяйство, не успевающий отпевать умерших от голода и болезней, - все они в смятении и горе обратили взоры к Богу. За что он карает их? Какие смертные грехи ими совершены? Как их искупить? И уж не потому ли гнев Господень настиг мир, что Святую землю - место искупления грехов - топчут "слуги дьявола", проклятые сарацины? Снова взоры христиан обратились на Восток - не только с ненавистью, но и с надеждой.

В ноябре 1095 г. недалеко от французского города Клермон перед огромной толпой собравшегося народа - крестьян, ремесленников, рыцарей и монахов - выступил Папа Урбан II. В пламенной речи он призвал всех взяться за оружие и отправиться на Восток, чтобы отвоевать у неверных гроб Господень и очистить от них Святую землю. Всем участникам похода Папа обещал прощение грехов. Люди встретили его призыв криками одобрения. Возгласы "Так хочет Бог!" не раз прерывали речь Урбана II. Многим было уже известно, что визан-тийский император Алексей I Комнин обратился к Папе и европейским королям с просьбой помочь ему отразить натиск мусульман. Помочь христианам-византийцам победить "нехристей" будет, конечно, богоугодным делом. Освобождение же христианских святынь станет самым настоящим подвигом, несущим не только спасение, но и милость Всевышнего, который вознаградит своё воинство. Многие из слушавших речь Урбана II тут же давали обет идти в поход и в знак этого прикрепляли на свою одежду крест.

Весть о предстоящем походе в Святую землю быстро разлетелась по Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники в церквях и юродивые на улицах. Под влиянием этих проповедей, равно как и по призыву своего сердца, поднялись в святой поход тысячи бедняков. Весной 1096 г. из Франции и прирейнской Германии они двинулись нестройными толпами по дорогам, издавна известным паломникам: по Рейну, Дунаю и дальше - к Константинополю. Крестьяне шли с семьями и всем своим скудным скарбом, который умещался в маленькой тележке. Они были плохо вооружены, страдали от нехватки продовольствия. Это было довольно дикое шествие, так как по дороге крестоносцы нещадно грабили болгар и венгров, через земли которых проходили: отбирали скот, лошадей, продукты, убивали тех, кто пытался защитить своё добро. Будучи едва знакомы с конечным пунктом своего странствия, бедняки, подходя к какому-нибудь большому городу, спрашивали, "уж не есть ли это тот Иерусалим, куда они направляются?". С горем пополам, положив многих в стычках с местными жителями, летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя.

Появление этой неорганизованной, голодной толпы совсем не обрадовало императора Алексея Комнина. Правитель Византии поспешил отделаться от бедняков-крестоносцев, переправив их через Босфор в Малую Азию. Конец похода крестьян был печален: осенью того же года турки-сельджуки встретили их войско неподалёку от города Никеи и почти полностью перебили или, захватив в плен, продали в рабство. Из 25 тыс. "воинства Христова" уцелело только около 3 тыс. Оставшиеся в живых горемычные крестоносцы-бедняки вернулись в Константинополь, откуда некоторые из них стали возвращаться домой, а некоторые остались ждать прихода крестоносцев-рыцарей, надеясь до конца исполнить данный обет - освободить святыни или по крайней мере обрести на новом месте спокойную жизнь.

Крестоносцы-рыцари выступили в свой первый поход тогда, когда крестьяне начали свой печальный путь по землям Малой Азии, - летом 1096 г. В отличие от последних сеньоры были хорошо подготовлены к предстоящим сражениям и трудностям пути - они были профессиональными воинами, и им привычно было готовиться к битве. История сохранила имена предводителей этого воинства: выступивших первыми лотарингцев возглавлял герцог Готфрид Бульонский, норманнов Южной Италии вёл князь Боэмунд Тарентский, а рыцарями Южной Франции предводительствовал Раймонд, граф Тулузский. Их войска не были единой спло-чённой армией. Каждый отправившийся в поход феодал вёл свою дружину, а следом за своим сеньором снова тащились с пожитками сорвавшиеся с насиженного места крестьяне. Рыцари в пути, подобно прошедшим перед ними беднякам, занялись было грабежом. Наученный горьким опытом правитель Венгрии потребовал от крестоносцев заложников, что гарантировало довольно "благопристойное" поведение рыцарей по отношению к венграм. Однако это был единичный случай. Балканский полуостров был разграблен прошествовавшими по нему "христовыми воинами".

В декабре 1096 - январе 1097 гг. крестоносцы прибыли к Константинополю. Они вели себя с теми, кого вообще-то собирались защищать, мягко говоря, недружелюбно: произошло даже несколько военных стычек с византийцами. Император Алексей пустил в ход всё непревзойдённое дипломатическое искусство, так прославившее греков, - лишь бы защитить себя и своих подданных от необузданных "паломников". Но уже тогда чётко проявилась та взаимная неприязнь между западноевропейскими сеньорами и византийцами, которая позднее принесёт гибель великому Константинополю. Для пришедших крестоносцев православные жители импе-рии были хоть и христианами, но (после церковного раскола в 1054 г.) не братьями по вере, а еретиками, что не намного лучше неверных. Кроме того, европейским феодалам - недальним потомкам варварских племён - казались непонятными и достойными презрения древняя величественная культура, традиции и обычаи византийцев. Рыцарей бесил высокопарный слог их речей, а богатство вызывало просто дикую зависть. Понимая опасность подобных "гостей", стремясь использовать их военное рвение в своих целях, Алексей Комнин хит-ростью, подкупами и лестью добился от большинства рыцарей вассальной присяги и обязательства вернуть империи те её земли, которые будут отвоёваны у турок. После этого он переправил "христово воинство" в Малую Азию.

Разрозненные силы мусульман не смогли противостоять напору крестоносцев. Захватывая крепости, они прошли Сирию и двинулись в Палестину, где летом 1099 г. штурмом взяли Иерусалим. В захваченном городе крестоносцы учинили жесточайшую резню. Убийства мирных жителей прерывались на время молитвы, а затем начинались снова. Улицы "святого города" были завалены мёртвыми телами и залиты кровью, а защитники "гроба Господня" рыскали, растаскивая всё, что можно было унести.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории в начале XII в. рыцарями было создано четыре государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское, - сеньоры начали обустраивать свою жизнь в новых местах. Власть в этих государствах строилась на феодальной иерархии. Возглавлял её король Иерусалимский, остальные три правителя считались его вассалами, но на деле были самостоятельны. Огромное влияние в государствах крестоносцев имела церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. Церковные иерархи были одними из самых влиятельных сеньоров в новых государствах. На землях крестоносцев в XI в. возникли прославившиеся в дальнейшем духовно-рыцарские ордена: тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев.

В XII в. под давлением начавших сплачиваться мусульман крестоносцы начали терять свои владения. Стремясь противостоять натиску неверных, европейские рыцари в 1147 г. предприняли 2-й крестовый поход, который закончился неудачей. Последовавший за ним 3-й крестовый поход (1189- 1192 гг.) завершился столь же бесславно, хотя и возглавляли его три короля-воина: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Поводом к выступлению европейских сеньоров послужил захват в 1187 г. Иерусалима султаном Салах-ад-Дином. Поход сопровождали сплошные беды: в самом его начале, переправляясь через горную речушку, утонул Барбаросса; французские и английские рыцари неустанно враждовали между собой; и в итоге освободить Иерусалим так и не удалось. Правда, Ричард Львиное Сердце добился от султана кое-каких уступок - крестонос-цам оставили кусочек Средиземноморского побережья, а христианам-паломникам разрешено было в течение трёх лет посещать Иерусалим. Победой это, разумеется, назвать было трудно.

Рядом с этими неудачными предприятиями европейских рыцарей совершенно отдельно стоит 4-й крестовый поход (1202-1204 гг.), сравнявший с неверными православных христиан-византийцев и приведший к гибели "благородный и прекрасный Константинополь". Инициатором его стал Папа Иннокентий III. В 1198 г. он развернул грандиозную агитацию за очередной поход во имя освобождения Иерусалима. Папские послания были разосланы во все европейские государства, но, кроме того, Иннокентий III не обошёл своим вниманием ещё од-ного христианского правителя - византийского императора Алексея III. Он тоже, по мнению Папы, должен был двинуть войска в Святую землю. Кроме укоров императору за равнодушие к делу освобождения христианских святынь, римский первосвященник в своём послании поднял важный и давний вопрос - об унии (объединении разделившейся в 1054 г. церкви). На самом деле Иннокентий III мечтал не столько о восстановлении единства христианской церкви, сколько о подчинении Византийской греческой церкви Римско-католической. Император Алексей это прекрасно понял - в результате ни договора, ни даже переговоров не вышло. Папа был в гневе. Он дипломатично, но недвусмысленно намекнул императору, что в случае несговорчивости византийцев на Западе найдутся силы, готовые выступить против них. Иннокентий III не пугал - действительно, на Византию с жадным интересом поглядывали европейские монархи.

4-й крестовый поход начался в 1202 г., и первоначально его конечным пунктом намечался Египет. Путь туда лежал через Средиземное море, а крестоносцы, несмотря на всю тщательность подготовки "святого паломничества", флотом не располагали и потому вынуждены были обратиться за помощью к Венецианской республике. С этого момента маршрут крестового похода резко изменился. Дож Венеции Энрико Дандоло затребовал за услуги огромную сумму, а крестоносцы оказались неплатёжеспособны. Дандоло это не смутило: он предложил "святому воинству" компенсировать недоимки захватом далматинского города Задара, купцы которо-го конкурировали с венецианскими. В 1202 г. Задар был взят, воинство крестоносцев погрузилось на корабли, но... отправилось совсем не в Египет, а оказалось под стенами Константинополя. Поводом для такого поворота событий послужила борьба за престол в самой Византии. Дож Дандоло, которому понравилось сводить счёты с конкурентами (Византия соперничала с Венецией в торговле с восточными странами) руками крестоносцев, сговорился с предводителем "воинства Христова" Бонифацием Монферратским. Папа Иннокентий III поддержал предприятие - и маршрут крестового похода был во второй раз изменён.

Осадив в 1203 г. Константинополь, крестоносцы добились восстановления на троне императора Исаака II, который за поддержку обещал щедро заплатить, однако оказался не так богат, чтобы сдержать слово. Разгневанные таким поворотом дела, "освободители Святой земли" в апреле 1204 г. штурмом взяли Константинополь и подвергли его погрому и разграблению. Столица Великой империи и православного христианства была разорена и предана огню. После падения Константинополя была захвачена часть Византийской империи. На её развалинах возникло новое государство - Латинская империя, созданная крестоносцами. Она просуществовала недолго, до 1261 г., пока не рухнула под ударами завоевателей.

После падения Константинополя призывы идти освобождать Святую землю на время затихли, пока дети Германии и Франции в 1212 г. не отправились на этот подвиг, обернувшийся для них гибелью. Последовавшие следом четыре крестовых похода рыцарей на Восток успеха не принесли. Правда, во время 6-го похода императору Фридриху II удалось освободить Иерусалим, но "неверные" через 15 лет вернули себе утраченное. После провала 8-го крестового похода французских рыцарей в Северную Африку и гибели там французского короля Людовика IX Святого призывы римских первосвященников к новым "подвигам во имя веры Христовой отзыва не находили. Владения крестоносцев на Востоке постепенно захватывались мусульманами, пока в самом конце XIII в. не перестало существовать Иерусалимское королевство.

Правда, в самой Европе крестоносцы существовали ещё долго. Крестоносцами были, кстати, и те немецкие псы-рыцари, которых разбил на Чудском озере князь Александр Невский. Римские Папы вплоть до XV в. организовывали в Европе крестовые походы во имя истребления ересей. Но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за "неверными", эта утрата сопровождалась огромными жертвами - сколько паладинов осталось навеки в Святой земле? Но вместе с вернувшимися крестоносцами в Европу пришли новые знания и мастерство, ветряные мельницы, тростниковый сахар и даже такой привычный для нас обычай мыть перед едой руки. Так, многим поделившись и забрав в уплату тысячи жизней, Восток не уступил ни шагу Западу. Великая битва, длившаяся 200 лет, завершилась вничью.

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Выступление в было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Крестоносцы отправляются в первый крестовый поход. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского, XIII в.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским , герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим , бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого наголову при Аскалоне .

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

Второй крестовый поход – кратко , Бернард Клервоский – краткая биография

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Государства крестоносцев на Востоке

Третий крестовый поход (кратко)

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце . Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Фридрих Барбаросса - крестоносец

Четвертый крестовый поход (кратко)

Подробнее - см. в отдельных статьях Четвёртый крестовый поход , Четвертый крестовый поход – кратко и Взятие Константинополя крестоносцами

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи "Истории" Вильгардуэна, ок. 1330

Пятый крестовый поход (кратко)

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Штурм крестоносцами Пятого похода башни Дамиетты. Художник Корнелис Клас ван Виринген, ок. 1625

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен . За долгие отсрочки начала похода папа отлучил Фридриха от церкви (1227). На следующий год император всё же отправился на Восток. Пользуясь раздорами тамошних мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Угрожаемый ещё и султаном дамасксксим, аль-Камиль подписал с Фридрихом десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим и почти все земли, некогда отнятые у них Саладином. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.

Император Фридрих II и султан аль-Камиль. Миниатюра XIV века

Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело через несколько лет к возобновлению борьбы за Иерусалим и к окончательной его потере христианами в 1244 г. Иерусалим отняло у крестоносцев тюркское племя хорезмийцев, вытесненное из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.

Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход (кратко)

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода и постоянных нападений на христиан Палестины нового египетского (мамлюкского) султана Бейбарса тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 году Восьмой (и последний) крестовый поход. Крестоносцы поначалу вновь думали высадиться в Египте, но брат Людовика, король Неаполя и Сицилии Карл Анжуйский , склонил их плыть в Тунис, который был важным торговым конкурентом Южной Италии. Выйдя на берег в Тунисе, французские участники Восьмого Крестового похода стали ждать прибытия войска Карла. В их тесном лагере началась чума, от которой умер сам Людовик Святой. Мор причинил армии крестоносцев такие потери, что приехавший вскоре после смерти брата Карл Анжу предпочёл прекратить поход на условиях выплаты правителем Туниса контрибуции и освобождения им христианских пленников.

Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия , составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории. (Подробнее - см. в отдельных статьях

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, военно-колонизационные движения западноевропейского рыцарства, горожан, части крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом борьбы за освобождение христианских святынь в Святой земле из-под власти мусульман. Инициатором и вдохновителем крестовых походов была Римско-католическая церковь. Участники крестовых походов, именовавшие себя пилигримами, нашивали на одежды знак креста, отсюда их название - крестоносцы.

Предпосылками крестовых походов явилось сочетание социально-экономических, демографических, политических и религиозных факторов: развитие городов и товарно-денежных отношений, рост населения в Западной Европе, ускорившие процессы расслоения в обществе, широкое распространение мистических настроений, обострение борьбы между феодальными сеньорами за землю, резкое изменение военно-стратегической ситуации на Ближнем Востоке. Основная движущая сила крестовых походов - рыцарство. Охваченные религиозным порывом, воодушевлявшим участников первых крестовых походов и умело использовавшимся папством, крестоносцы руководствовались и сугубо практическими целями. Мелкое рыцарство стремилось приобрести на Востоке поместья, разбогатеть. Крупные сеньоры добивались создания собственных государств и владений. Крестьяне надеялись обрести за морем свободу от феодальных повинностей и материальный достаток. Купечество и значительная масса населения средиземноморских городов и городских республик - Пизы, Венеции, Генуи, Марселя, Барселоны намеревались захватить выгодные позиции в торговле на Ближнем Востоке. Римско-католическая церковь, дав крестовым походам идеологическое обоснование как священным войнам за освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от «неверных» и ради помощи христианам на Востоке, беря крестоносцев под особое покровительство, желала как укрепить своё влияние на Западе, так и утвердить его в завоёванных землях.

Поводом к началу крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками в 1070-1080-е годы Сирии и Палестины, захват ими, после разгрома византийских войск в битве при Манцикерте (1071), большей части Малой Азии и обращение византийского императора Алексея I Комнина к ряду западноевропейских государей с просьбой о помощи.

Первый крестовый поход (1 096-99). 27.11.1095 с проповедью крестовых походов на церковном соборе в г. Клермон выступил папа Урбан II, обещавший пилигримам многие привилегии и отпущение грехов. Монахи, среди которых особую популярность приобрёл проповедник Пётр Амьенский (Пустынник), широко распространили эту идею в народе. Весной 1096 года началось «святое паломничество» почти безоружной крестьянской бедноты на Восток. После длительного и тяжёлого перехода деморализованное крестьянское войско было истреблено сельджуками в сентябре 1096 года близ Никеи. Летом 1096 в поход выступили французские и южно-итальянские рыцари, шедшие отдельными отрядами во главе с лотарингским герцогом Готфридом Бульонским и его братом Балдуином (Бодуэном), нормандским князем Боэмундом Тарентским, графом Раймондом Тулузским (Раймундом де Сен-Жилем). Заключив союзный договор с византийским императором Алексеем I, они переправились в Малую Азию и нанесли ряд поражений сельджукам. 19.6.1097 капитулировала Никея (отошла к Византии), в 1098 были взяты Эдесса и, после длительной осады и тяжёлой обороны от подошедших войск эмира Кербоги, - Антиохия, ставшие столицами первых государств крестоносцев - одноимённого графства и княжества. В 1099 штурмом взят Иерусалим, с 1100 столица Иерусалимского королевства, в вассальной зависимости от которого находились остальные государства крестоносцев. Его правителем стал Готфрид Бульонский, а после его смерти в 1100 рыцари избрали первым королём его брата Балдуина (Бодуэна), графа Эдессы. В 1101-24 продолжались захваты земель Сирии и Палестины крестоносцами. В 1109 году было образовано графство Триполи.

Второй крестовый поход (1147-49) был предпринят в ответ на захват сельджуками Эдессы в 1144 году. Он возглавлялся французским королём Людовиком VII и германским королём Конрадом III; закончился поражением немецких крестоносцев и неудачей французов, безуспешно пытавшихся взять Дамаск.

Третий крестовый поход (1189-92) был вызван полным разгромом Иерусалимского королевства и захватом его столицы египетским султаном Салах ад-Дином в 1187. Предводители похода - император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце, враждовавшие между собой. Взяв Иконий (ныне Конья), Фридрих I погиб в 1190 году в Киликии при переправе через горную реку, его войско распалось. Англичане и французы в 1191 году взяли порт Акра, после чего Филипп II отбыл на родину. Ричард Львиное Сердце в 1191 завоевал отпавший ранее от Византии Кипр, ставший затем самостоятельным королевством (1192-1489), а в 1192 подписал с Салах ад-Дином мир, по условиям которого за Иерусалимским королевством сохранялось побережье от Тира до Яффы. Иерусалим отвоевать не удалось.

Четвёртый крестовый поход (1202-04) планировался папой Иннокентием III против Египта. Его участниками стали Венеция, французские, немецкие и фламандские рыцари, а предводителем маркиз Монферрата Бонифаций. Прибыв в Венецию, западноевропейские рыцари не смогли уплатить венецианцам деньги на снаряжение флота, предусмотренные первоначальным договором. Ради отсрочки долга вожди похода согласились на захват по пути следования г. Задар, на владение которым претендовала Венеция, но в те годы он принадлежал венгерскому королю. В 1202 году Задар был взят крестоносцами и передан Венеции.

Согласившись на просьбу о помощи в восстановлении на троне византийского царевича Алексея IV Ангела, чей отец Исаак II Ангел был низложен и ослеплён в 1195 году, в обмен на обещание 200 000 марок серебром и участие в походе в Святую землю, Бонифаций Монферратский при содействии дожа Венеции Энрико Дандоло направил поход к Константинополю. Высадившись в Галате, в июле 1203 года крестоносцы ворвались в подожжённый Константинополь и восстановили на престоле Исаака II и его сына Алексея IV. Последние не смогли выполнить условий договора и потеряли власть в результате переворота Алексея V Дуки. Крестоносцы приняли решение овладеть Византией и разделить её между собой. 12.4.1204 Константинополь взят штурмом и подвергнут грабежу. Многие его памятники были разрушены, церкви осквернены, сокровища и реликвии вывозились на Запад. Крестоносцам не удалось завоевать всю территорию Византии. Ими были образованы Латинская империя с центром в Константинополе (1204-61), императором был избран фландрский граф Бодуэн (Балдуин I), Фессалоникское королевство (1204-24) во главе с Бонифацием Монферратским, Морейское княжество на Пелопоннесе (1205-1432), Афинское герцогство (1205-1456) и др. Ряд кварталов в Константинополе, многие территории в Эгейском море, включая города Корон и Модон, острова Эвбея и Крит, достались венецианцам. Греческая церковь на завоёванных землях была поставлена под контроль папства, патриархом Константинопольским был избран католический прелат венецианец Томмазо Морозини. 4-й крестовый поход, направленный против христиан, ознаменовал глубокий кризис крестоносного движения, привёл к углублению раскола церквей, усилив неприятие унии греческим клиром и населением.

Пятый крестовый поход (1217-21) против Египта, в организации которого участвовали венгерский король Эндре II, австрийский герцог Леопольд VI, король Кипра Гуго I Лузиньян и правители государств-крестоносцев, закончился безрезультатно. Крестоносцам не удалось удержать взятый г. Дамьетта и, окружённые войском Айюбидов, они должны были капитулировать.

В ходе шестого крестового похода (1228-29) возглавлявший его император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен сумел путём мирных переговоров ненадолго вернуть Иерусалим (1229-44).

Седьмой крестовый поход (1248-54) против Египта и восьмой крестовый поход (1270) против Туниса, подготовленные французским королём Людовиком IX Святым, закончились разгромом армий крестоносцев. В 1291 последние владения крестоносцев в Сирии и Палестине были завоёваны султаном Египта.

Попытки организовывать крестовые походы на Восток предпринимались и в 14-15 веках. Это так называемые поздние крестовые походы, главным образом против турок-османов. Войско крестоносцев во главе с венгерским королём Жигмондом I Люксембургом (Сигизмундом I) было разгромлено османами в Никопольском сражении (1396). Войско во главе с королём Польши и Венгрии Владиславом III и трансильванским воеводой Яношем Хуньяди после ряда успехов было истреблено османами в битве при Варне (1444).

В ходе крестовых походов были образованы духовно-рыцарские ордена: в начале 12 века - иоаннитов (госпитальеров), около 1118 - тамплиеров (храмовников), в 1198 - Тевтонский орден Девы Марии (перемещён в Прибалтику в начале 13 века). Крестовые походы лишь на короткое время достигли своей прямой цели - освобождения от власти мусульман Гроба Господня (Святой земли). Они привели к большим людским и материальным потерям, к установлению на территории Сирии, Палестины, бывшей Византии - Латинской Романии - более сурового, чем ранее, сеньориального режима. Крестовые походы усилили миграционные процессы, содействовали образованию торговых факторий западноевропейских городов на Ближнем Востоке и росту товарообмена между Европой и Левантом. В результате крестовых походов, благодаря оттоку на Восток наиболее «мятежного» элемента, укрепилась централизация ряда государств Западной Европы. Походы способствовали прогрессу военного дела в Европе, стимулировали строительство военных и транспортных судов, в том числе скоростных и значительно большего водоизмещения, внедрению новых видов вооружения.

В форме крестовых походов осуществлялись Реконкиста на Пиренеях, завоевание и колонизация славянских земель 12-13 века, Альбигойские войны во Франции в 1209-1229, борьба с Гуситским движением в Чехии в 15 веке и др.

Лит.: А history of the Crusades / Ed. К. М. Setton. 2nd ed. Madison, 1969-1989. Vol. 1-6; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; История крестовых походов / Под редакцией Дж. Райли-Смита. М., 1998; Balard М. Croisades et Orient Latin XI - XIV siècle. Р., 2001; Мишо Ж. Ф. История крестовых походов. М., 2005; Успенский Ф. И. История крестовых походов. М., 2005.