Вопрос в ходе маркетингового исследования - это некоторое высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей идентифицировать характеристики изучаемого предмета исследования.
Существует много различных подходов к классификации вопросов. Наиболее известны следующие классификационные признаки (табл. 5.3):
по выполняемой функции;
по форме формулировки вопроса;
по форме предполагаемого ответа (по типу вопроса);
по форме представления вопроса.
Таблица 5.3 Классификация вопросов
Классификационный признак |
Виды вопросов |
|
Вопросы о фактах |
||
Вопросы о поведении |
||
Вопросы о знании или осведомленности |
||
Вопросы об установках и отношении |
||
Вопросы о мотивах |
||
Вопросы о намерениях |
||
По выполняемой функции |
Функционально-психологические вопросы |
Контактные вопросы |
Буферные вопросы |
||
Вопросы, поддерживающие респондента |
||
Вопросы для снятия установок |
||
Провоцирующие вопросы |
||
Контрольные вопросы |
||
Фильтрующие вопросы |
||
Уточняющие вопросы |
||
По форме предполагаемого ответа |
Открытые вопросы |
|
Полузакрытые вопросы |
||
Закрытые вопросы |
||
По форме вопроса |
Вопросы в прямой форме |
|
Вопросы в косвенной форме |
||
По форме представления вопроса |
Текстовые вопросы |
|
Графические шкалы |
||
Табличные вопросы |
||
Анимационные вопросы |
||
Мнемонические вопросы |
Функциональное назначение вопросов
В зависимости от преследуемой исследователем цели вопросы подразделяются на три основные группы:
Вопросы, характеризующие самого респондента («паспортичка»); это вопросы о ноле, возрасте, семейном положении, образовании, уровне доходов и т. д.
Результативные вопросы, имеющие непосредственное отношение к задачам исследования.
Функциональные вопросы, управляющие процессом коммуникации с респондентом. Эта группа необходима для упорядочения процедуры опроса; сведения, полученные с их помощью, могут не обрабатываться для целей исследования, но могут быть использованы для уточнения методик проектирования анкет.
В свою очередь, в ряду функциональных вопросов представлены:
функционально-психологические;
вопросы-фильтры;
контрольные вопросы;
уточняющие вопросы.
Функционально-психологические помогают перейти к вопросам другой направленности или тематики, снять психологические барьеры для ответа на вопросы о статусе или специфике поведения, завершить беседу. Эта группа вопросов, в свою очередь, тоже разнообразна:
контактные вопросы;
буферные вопросы;
вопросы, поддерживающие респондента;
вопросы для снятия установок;
провоцирующие вопросы.
Контактные вопросы помогают установить доверительные отношения с респондентом; как правило, такие вопросы уместны при проведении качественных опросов.
Буферные вопросы служат для разграничения отдельных тематических блоков и одновременно для нейтрализации влияния одних ответов на другие.
Вопросы, поддерживающие респондента, призваны укрепить мнение респондента о значимости его участия в проводимом исследовании.
Вопросы для снятия установок позволяют сгладить влияние предубеждений, могущих привести к искажению ответов респондента. Например, из соображений о престижности респондент может назвать более известную марку планируемого к покупке товара. Или респондент может расценить предлагаемые варианты ответа как социально неприемлемые в глазах общественности.
Провоцирующие вопросы стимулируют спонтанные, иногда очень ценные для исследователя, ответы.
Другие виды функциональных вопросов также служат управлению процессом коммуникации с респондентом. Зачастую вопрос адресуется не всей аудитории, а лишь ее части; в этом случае применимы вопросы-фильтры. Вопросы-фильтры призваны установить принадлежность респондента к какой-либо аудитории, например к пользователям определенного товара.
Контрольные вопросы (так называемый детектор) оценивают как искренность и серьезность респондента, так и добросовестность интервьюера. В арсенале этой группы - дублирующие вопросы, противоречивые позиции, вопросы с заранее известными ответами.
Уточняющие вопросы (востребованы в свободных формах опроса) позволяют вернуться к ранее обсуждавшейся теме для выяснения каких-либо нюансов.
Архитектура вопроса
Архитектура вопроса подразумевает композицию варианта формулировки собственно вопроса (в личной или безличной форме), варианта ответа (структурированного или неструктурированного) и варианта представления (изображения).
Прямые и косвенные вопросы
Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению респондента (например, «Что Вы думаете о...?»). Если же тематика вопроса может вызвать у респондента неприятные чувства или желание приукрасить действительность, то вопрос следует задавать в косвен ной форме, безотносительно личности опрашиваемого. Не рекомендуется использовать прямые вопросы об осведомленности респондента, скажем: «Знаете ли Вы о...?»; некоторые участники, скорее всего, ответят утвердительно, боясь показаться незнайками факта (или субъекта), который, возможно, широко известен. Примеры замены формулировки прямых вопросов на косвенные приведены в табл. 5.4.
Таблица 5.4 Примеры прямых и косвенных вопросов
Открытые и закрытые вопросы
Выбирая закрытую или открытую форму вопроса, следует учитывать возможности респондента предоставить достоверные сведения.
Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа. Имея подсказку, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если предлагается вариант, соответствующий его мнению или положению. Однако отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений.
Открытая форма вопроса не предполагает каких-либо подсказок и может быть рекомендована в ряде случаев:
При отсутствии информации о возможных вариантах ответов;
При наличии у аудитории четкого представления об изучаемой проблеме (например эксперты, специалисты);
При необходимости перегруппировки ответов для более углубленного анализа.
Примером вопросов подобного типа может быть: «Какой напиток Вы предпочитаете?» Чаще всего можно получить честный ответ, хотя и несколько неопределенный. Например, покупатель может сказать: «Безалкогольные напитки» (в то время как ожидалось, что будут названы более конкретные виды напитков). Поэтому к формулировке открытых вопросов следует относиться особенно внимательно.
Для достижения цели опроса открытые вопросы следует задавать без подсказки. Если вопрос первоначально задан в форме «без подсказки», нельзя позже повторить тот же вопрос с подсказкой. Например, спрашивается: «Когда Вы испытываете жажду, какие напитки Вы предпочитаете?» Если опрашиваемый затрудняется с ответом, интервьюер может подсказать: «Фруктовые соки? Пиво?» В этом случае интервьюер начинает давать ответы вместо респондента. Таким образом, ответ, данный после подсказки, никогда не будет таким же «верным», как ответ без подсказки.
Не всегда удается предусмотреть все варианты ответов в закрытом вопросе. В то же время, если у исследователей имеется представление о наиболее распространенных вариантах ответов и закрытая форма облегчила бы обработку ответов респондентов, то можно использовать полузакрытую форму вопроса. Полузакрытый вопрос представляет собой комбинацию из некоторого перечня возможных вариантов ответов и свободную строку для варианта «другое» или «свой вариант ответа».
Форма вопросов зависит от характера собираемых данных, формы опроса и методов анализа. Масштабные количественные опросы сопровождаются использованием небольших, сильно структурированных анкет, которые обрабатываются на компьютере. При проведении качественных опросов обычно применяются большие, неструктурированные анкеты, которые, как правило, обрабатываются вручную.
Виды закрытых вопросов
На практике используются следующие виды закрытых вопросов:
Дихотомический или простой альтернативный вопрос, содержащий два исключающих друг друга ответа (да, нет). Например, на вопрос «Покупаете ли Вы кофе в зернах?» возможны только два ответа «да» или «нет».
Альтернативный (многовариантный) вопрос, предлагающий выбрать из представленного набора ответов только один вариант. Например, на вопрос «Как часто Вы посещаете кинотеатр?» можно предложить такие варианты ответов: «один раз в неделю», «два-три раза в месяц», «один раз в месяц», «три-пять раз в год», «один-два раза в год», «совсем не посещаю». Очевидно, что выбрать в этом случае можно только один вариант ответа.
Вопрос-меню (многовариантный), включающий набор ответов, из которых респондент может выбрать несколько. Например, на вопрос: «В каких кинотеатрах Санкт-Петербурга Вы побывали?» респондент может выбрать несколько из названных вариантов ответов: «Аврора», «Колизей», «Кристалл-палас» и т. д.
Ранжирующие вопросы, когда респондента просят упорядочить перечисленные варианты ответов на базе субъективно ощущаемых преимуществ. Например: «Расставьте в порядке убывания важности для Вас следующие характеристики товара: цвет, габариты, материал, цена, удобство пользования».
Смысловые вопросы (многомерные шкалы), например семантиеский дифференциал.
Виды открытых вопросов
На практике используются следующие виды открытых вопросов:
Простой (свободный) вопрос типа: «Что Вы думаете о...?» Респондент отвечает в произвольной форме.
Словесная ассоциация. Респондент перечисляет слова, «всплывающие» в памяти при указанном слове.
Завершение предложения. Респонденту предлагается закончить предложение но собственному усмотрению.
Завершение рассказа.
Завершение рисунка (по типу комиксов), который надо дополнить высказываниями героев.
Тематический апперцепционный тест («перцепция» - восприятие); в этом виде вопросов предлагается придумать рассказ о том, что происходит на картинке и как далее будут развиваться события.
Представление вопроса
По форме представления вопроса выделяют:
Текстовые вопросы;
Графические шкалы;
Табличные вопросы;
Анимационные вопросы;
Мнемонические шкалы.
Текстовые вопросы - самый простой вариант в виде строчного текста Графические шкалы выглядят как луч с нанесенными вариантами ответов. Графическое изображение может быть одномерным (рис. 5.4), когда для представления вариантов ответов используется одна ось, или многомерным. Наиболее известным примером многомерной графической шкалы является карта-схема восприятия марок респондентами, которую зачастую называют шкалой восприятия (см. рис. 5.5). При построении многомерной шкалы первоначально выделяются характеристики, по которым респонденты оценивают объекты (марки), затем разрабатываются шкалы для получения непосредственной оценки объектов по выделенным характеристикам.
В какое время Вы посещаете компьютерный клуб?
Рис. 5.4. Графическая шкала
Рис. 5.5. Карта-схема восприятия
Табличные вопросы позволяют оценить объект по нескольким параметрам. Табличная форма может быть удобна для интервьюера при проведении телефонного или личного опроса, однако может быть затруднительна для респондентов, самостоятельно заполняющих анкету. Пример шкалы в табличной форме смотрите на рис. 5.6.
5 -отлично, 4 -хорошо, 3 -приемлемо, 2 - неудовлетворительно, 1 - плохо.
Рис. 5.6. Вопрос в табличной форме
Анимационные вопросы содержат рисунки, чаще всего в виде комиксов, чтобы передать суть вопроса. Анимационные вопросы выступают инструментом проекционных методов сбора информации, когда рисунок в косвенной форме позволяет выявить реальные мотивы поведения респондента. В то же время рисунки могут быть использованы для иллюстрации вариантов ответов (рис. 5.7). Анимация разнообразит приемы представления вопросов, развлекает респондента и особенно полезна при письменных опросах большого объема.
В какое время Вы посещаете компьютерный клуб? (Отметьте, пожалуйста, часы на циферблате.)
Рис. 5.7. Вопрос в анимационной форме
Мнемонические шкалы могут рассматриваться как вариант анимационного вопроса, поскольку тоже содержат рисунки. Мнемонические шкалы позволяют выразить эмоциональную реакцию респондента на заданный вопрос, облегчая тем самым как задачу исследователя по формулировке вариантов ответов, так и респондента при ответе;рис. 5.8).
Нравится ли Вам обслуживание в нашем магазине?
Рис.5.8. Мнемоническая шкала
Открытые и закрытые вопросы
Прямые и косвенные вопросы
Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению респондента (например, «Что Вы думаете о...?»). Если же тематика вопроса может вызвать у респондента неприятные чувства или желание приукрасить действительность, то вопрос следует задавать в косвенной форме, безотносительно личности опрашиваемого. Не рекомендуется использовать прямые вопросы об осведомленности респондента, скажем: «Знаете ли Вы о...?»; некоторые участники, скорее всего, ответят утвердительно, боясь показаться незнайками факта (или субъекта), который, возможно, широко известен.
Выбирая закрытую или открытую форму вопроса, следует учитывать возможности респондента предоставить достоверные сведения.
Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа. Имея подсказку, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если предлагается вариант, соответствующий его мнению или положению. Однако отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений.
Открытая форма вопроса не предполагает каких-либо подсказок и может быть рекомендована в ряде случаев:
При отсутствии информации о возможных вариантах ответов;
При наличии у аудитории четкого представления об изучаемой проблеме (например эксперты, специалисты);
При необходимости перегруппировки ответов для более углубленного анализа.
Примером вопросов подобного типа может быть: «Какой напиток Вы предпочитаете?» Чаще всего можно получить честный ответ, хотя и несколько неопределенный. Например, покупатель может сказать: «Безалкогольные напитки» (в то время как ожидалось, что будут названы более конкретные виды напитков). Поэтому к формулировке открытых вопросов следует относиться особенно внимательно.
Для достижения цели опроса открытые вопросы следует задавать без подсказки. Если вопрос первоначально задан в форме «без подсказки», нельзя позже повторить тот же вопрос с подсказкой. Например, спрашивается: «Когда Вы испытываете жажду, какие напитки Вы предпочитаете?» Если опрашиваемый затрудняется с ответом, интервьюер может подсказать: «Фруктовые соки? Пиво?» В этом случае интервьюер начинает давать ответы вместо респондента. Таким образом, ответ, данный после подсказки, никогда не будет таким же «верным», как ответ без подсказки.
Не всегда удается предусмотреть все варианты ответов в закрытом вопросе. В то же время, если у исследователей имеется представление о наиболее распространенных вариантах ответов и закрытая форма облегчила бы обработку ответов респондентов, то можно использовать полузакрытую форму вопроса. Полузакрытый вопрос представляет собой комбинацию из некоторого перечня возможных вариантов ответов и свободную строку для варианта «другое» или «свой вариант ответа».
Форма вопросов зависит от характера собираемых данных, формы опроса и методов анализа. Масштабные количественные опросы сопровождаются использованием небольших, сильно структурированных анкет, которые обрабатываются на компьютере. При проведении качественных опросов обычно применяются большие, неструктурированные анкеты, которые, как правило, обрабатываются вручную.
Что такое непрямой вопрос
Непрямой вопрос или indirect question задаётся для придания вежливости. Самый яркий пример: когда мы разговариваем с незнакомыми людьми. Сравните сами прямой и непрямой вопросы:
Прямой вопросНепрямой вопрос
Where is the bank?
Где банк?
Could you tell me where the bank is?
Не могли бы Вы подсказать, где находится банк?
Согласитесь, что прямой вопрос звучит несколько грубовато. Чтобы звучать вежливее, мы добавляем вводную фразу “Could you tell me”.
Особенности построения
При построении непрямого вопроса просто помните о двух простых правилах:
В начале indirect question стоит вводная фраза.
В непрямых вопросах НЕ используются вспомогательные do, does, did.
В непрямых вопросах ПРЯМОЙ порядок слов (как в утвердительных предложениях).
Структура построения следующая:
Вводная фразавопросительное слово
подлежащее
сказуемое
(глагол ставим в нужную форму)
Do you know
when
came?
Could you tell me
where
this company
is?
Рассмотрим примеры вводных фраз (использующихся в начале предложений):
Can you tell me – Не могли бы Вы подсказать…?
Could you tell me – Не могли бы Вы подсказать…? (Could делает фразу еще более вежливой и формальной).
Can I ask you – Могу я спросить Вас…?
Do you know – Вы знаете…?
Do you happen to know – Вы случайно не знаете…?
I wonder – Интересно…
I was wondering – Интересно …
Would you mind telling me – Вы не возражаете сказать мне…?
Do you mind me asking – Вы не возражаете, если я спрошу…?
Indirect question
Where is the university?
Где университет?
Do you know where the university is?
Вы знаете, где находится университет?
What do you know about it?
Что ты знаешь об этом?
Could you tell me what you know about it?
Вы не могли бы сказать мне, что Вы знаете об этом?
When does she start working?
Когда она начинает работать?
Would you mind telling me when she starts working?
Вы не против рассказать мне, когда она начинает работать?
Where were your colleagues?
Где были ваши коллеги?
I wonder where your colleagues were.
Интересно, где были ваши коллеги.
Why did you say that?
Почему вы сказали это?
Can I ask why you said that?
Могу ли я спросить, почему вы сказали это?
Where have you been?
Где вы бывали?
I’d like to know where you have been.
Я бы хотел знать, где вы бывали.
Общие непрямые вопросы (без вопросительных слов)
Когда строим непрямой общий вопрос (общие вопросы – это те, которые требуют ответа да или нет, то есть не имеют вопросительных слов), после вводной фразы ставится if или whether:
Вводная фразаIf/whether
подлежащее
сказуемое
дополнение (если есть)
Do you know
they
have
free wi-fi here?
Сравним прямые и непрямые общие вопросы.
Direct questionIndirect question
Is there a metro station near here?
Есть ли станция метро поблизости?
Do you know if there is a metro station near here?
Вы знаете, есть ли поблизости станция метро?
Can I buy tickets here?
Могу ли я купить билеты здесь?
Can you tell me whether I can buy tickets here?
Можете подсказать, могу ли я купить здесь билеты?
Do you have coins?
У вас есть монеты?
Would you mind telling me if you have coins?
Вы не могли бы сказать, есть ли у вас монеты?
Did you see her bag?
Ты видел её сумку?
I wonder if you saw her bag.
Интересно, видели ли вы её сумку.
Will you come?
Ты придёшь?
I’d like to know whether you will come.
Я бы хотела знать, придёте ли вы.
Нужно ли ставить вопросительный знак в конце непрямого вопроса?
В некоторых случаях ставится вопросительный знак, а в конце некоторых предложений вы можете увидеть точку. От чего же зависит выбор того или иного знака? Ответ прост – смотрим на вводную фразу. Если она представляет из себя вопрос, то будет ставиться вопросительный знак в конце, в ином случае – точка.
Вопросительный знакТочка
Can you tell me where the museum is?
I wonder which color you like.
Could you tell me what time it is now?
I was wondering how many children you have.
Can I ask you why you want to improve your English?
I’d like to know where you bought it.
Would you mind telling me if you like this one?
Do you know when the earliest bus is?
Do you mind me asking which color you would like to choose?
Основное правило при образовании вопросительных предложений в английском языке следующее: необходимо поменять местами подлежащее с вспомогательным глаголом.
Примеры вопросов на английском языке:
It is snowing. - Is it snowing?
Идет снег.- Идет ли снег?
He can speak Chinese. - Can he speak Chinese?
Он говорит по-китайски.- Он говорит по-китайски?
She will arrive at 5 o`clock. - Will she arrive at 5 o`clock?
Она придет в 5 часов.- Она придет в 5 часов?
Tom was driving fast. - Was Tom driving fast?
Том ездил быстро.- Том ездил быстро?
Если в повествовательном предложении нет вспомогательного глагола, в вопросительном предложении используется вспомогательный глагол нужного времени (do,does – настоящее время, did – прошедшее.)
You speak fluent Italian. - Do you speak fluent Italian?
Ты свободно говоришь по-итальянски.- Ты говоришь свободно по-итальянски?
Monica lives in Brussels. - Does Monica live in Brussels?
Моника живет в Брюсселе.- Моника живет в Брюсселе?
Большинство вопросительных предложений английского языка с вопросительными словами образуются по тому же принципу:
How often does he use it?
- Как часто он пользуется этим?
Why don`t you come?
- Почему ты не приходишь?
Where does your father work?
- Где работает твой отец?
How many books did you buy?
- Сколько книг ты купил?
What time did you go?
- Во сколько ты ушел?
Whose car were you driving?
- Чью машину ты водил?
Обратите внимание, что who, what и which могут играть роль подлежащего. Сравните:
Who is coming to lunch?
(who выполняет роль подлежащего)- Кто придет на ланч?
Who do you want to invite to lunch?
(you выполняет роль подлежащего)- Кого ты хочешь пригласить на ланч?
What happened?
(what выполняет роль подлежащего)- Что произошло?
What did you do?
(you выполняет роль подлежащего)- Что ты сделал?
Обратите внимание на расположение предлогов в этих вопросительных предложениях:
Who did you speak to?
- С кем ты разговаривал?
What are you looking at?
- На что ты смотришь?
Where does he come from?
- Откуда он?
Однако когда мы спрашиваем какую-то информацию, мы часто начинаем предложения с фразы “Do you know…?” или “Could you tell me….?” Это косвенные вопросы в английском языке, которые являются более вежливыми. Порядок слов в предложении в этом случае меняется.
Например:
Do you know where Kevin is?
- Ты знаешь, где находится Кевин?
Have you any idea if she has found it?
- Ты не знаешь, она уже нашла это?
Обратите внимание, что в этом случае мы не используем вспомогательные глаголы do, does или did, и в предложении остается прямой порядок слов.
Например:
Could you tell me what time Jessica arrived?
- Ты не мог бы сказать, во сколько приехала Джессика?
Would you mind telling me how often he plays tennis?
- Ты не мог бы мне сказать, как часто он играет в теннис?
Используйте “if” или “whether”, когда вопросительное слово отсутствует.
Has she done it? - Do you know if she has done it?
Она уже сделала это? – Ты не знаешь, она уже сделала это?
Is it ready? - Can you tell me if it is ready?
Это уже готово?- Не могла бы ты мне сказать, это уже готово?
Те же самые изменения в порядке слов происходят при косвенной речи. В этом случае глагол стоит в прошедшей форме:
What are you doing? - Damian asked me what I was doing.
Что ты делаешь?- Дэмиан спросил меня, что я делаю.
Do you work with Pamela? - He asked me if I worked with Pamela.
Ты работаешь с Памелой?- Он спросил меня, работаю ли я с Памелой.
Типы вопросов в английском языке.
Принято выделять 4 основных типа вопросительных предложений
Общие вопросы
Общие вопросы в английском языке – это вопросы, на которые можно ответить словами «да» или «нет».
Например:
Did she speak with him? (Она разговаривала с ним?). Ответ: да или нет.
Will you create the project? (Будешь ли ты создавать проект?). Ответ: да или нет.
Специальные вопросы
Специальные вопросы в английском языке - это вопросы которые почти всегда начинаются с вопросительных местоимений (слова на wh-) и требуют подробного, не односложного ответа. На специальные вопросы невозможно ответить «да» или «нет».
Например:
What team won the World Cup in 1998? (Какая команда выиграла Кубок Мира в 1998 году?).
Which specialists do you need for this work? (Какие специалисты нужны вам для этой работы?).
Where we should go? (Куда нам следует идти?).
Альтернативные вопросы
Альтернативные вопросы в английском языке - это вопросы которые предлагают отвечающему на выбор несколько вариантов ответа. Все возможные варианты ответа содержаться в тексте вопросительного предложения.
Например:
Do you want juice, lemonade or water? (Ты хочешь сок, лимонад или воду?).
Should I speak with her today or tomorrow? (Мне следует поговорить с ней сегодня или завтра?).
Разделительные вопросы
Разделительные вопросы в английском языке - это вопросы которые содержат повествовательную и вопросительную части. Вопросительная часть ставится в конце повествовательного предложения. Этот тип вопроса употребляется в английском языке, в случае если говорящий хочет узнать согласен ли человек с которым он разговаривает с его мнением.
Например:
George plays the guitar, doesn’t he? (Джордж играет на гитаре, не так ли?).
She is looking for something, isn’t she? (Она что-то ищет, не правда ли?).
There is a big football derby today, isn’t there? (Сегодня большое футбольное дерби, не так ли?).
We have forgotten the money, haven’t we? (Мы забыли деньги, не правда ли?).
Прямые и косвенные вопросы
Существует различие в построении прямых и косвенных вопросов:
В прямых вопросах применяется перевернутый порядок слов (глагол идет перед подлежащим), а в конце ставится знак вопроса.
В косвенных вопросах порядок слов такой же как в повествовательных предложениях на английском языке (подлежащее идет перед глаголом), а знак вопроса в конце не ставится.
Например:
When were we at top of this mountain? (Когда мы были на вершине этой горы?)
I wonder when we were at top of this mountain (Интересно, когда мы были на вершине этой горы).
Специальные вопросы в английском языке
Специальные вопросы в английском языке употребляются, когда говорящему необходимо уточнить какую-либо информацию.
Разделительные вопросы
Разделительный вопрос (question tags) всегда состоит из двух частей. Первая часть вопроса представляет собой повествовательное предложение, а вторая часть - это краткий общий вопрос.
Вопросительные предложения
Вопросительное предложение в английском языке – это один из видов предложения, который в общем случае используется для того, чтобы задать вопрос, и в конце обосабливается в тексте знаком вопроса (?).