Домбай хорош как для профессионалов, так и для начинающих горнолыжников и сноубордистов. Склоны Домбая достаточно широкие, лишенные излишней крутизны, при этом уверенно катающиеся горнолыжники найдут массу возможностей для внетрассового катания и фрирайда.

В Домбае несколько систем подъемников, которые доставляют лыжников в основную зону катания на четвертой и пятой очереди кресельной дороги. Основной эта зона катания (2600—3000 м) является потому, что здесь широкое плато, склон обрабатывается ратраком и катается здесь больше всего людей. Единого абонемента на все подъемники в Домбае не существует, три основные системы подъемников принадлежат разным хозяевам.

На Домбае действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, гондольная и (4,6)-кресельная канатные дороги, маятниковая канатная дорога и сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Основные трассы идут вдоль "Югославки" и 5-й кресельной дороги. Можно спускаться и на уровень ниже, до начала 4-й кресельной.

Маятниковая Канатная Дорога

Маятниковая канатная дорога (1630-2260 метров). Дорога сдана в эксплуатацию в 1986 году. Работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый, подвешенных на канатную дорогу. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз, по принципу "маятника", откуда и пошло её название. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2266 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути — 8 минут. Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, недалеко от гостиницы "Горные Вершины".
На верхней станции Маятниковой канатной дороги находятся одна из лучших панорамных площадок, сеть торговых палаток с различными сувенирами и товарами ручной работы, а также кафе и ресторанчики,очень удобна пересадка на все кресельные дороги. Время в пути - примерно 8 минут.

Гондольная Канатная Дорога

Гондольная дорога (1590-2270-3035-3200 м) запущена в эксплуатацию в декабре 2007 года. Это современный комплекс европейского уровня. Такие же канатные дороги устанавливаются в настоящее время на лучших альпийских курортах.
Первая станция Гондольной дороги стоит на противоположном берегу реки, почти напротив нижней станции Маятниковой канатной дороги. Она поднимает Вас на высоту 2270 м. Далее, от конечной станции Гондольной и Маятниковой канатных дорог, новая шестикресельная канатная дорога поднимает Вас на высоту 3035 м. И самая последняя очередь, запущенная в 2008 году, представляет собой четырехкресельную канатную дорогу, поднимает Вас на высоту 3200 м - высшую точку хребта Мусса-Ачитара. Общее время в пути - около 20 минут.

Канатно-Кресельные Дороги

Канатно-кресельные дороги (ККД) - самые первые канатки в Домбае. Они идельно подходят для экскурсантов в любое время года. С каждой очереди открываются великолепные виды на горы и окружающую природу.

Первая очередь ККД (1636-1751 м) - начинается не далеко от отеля "Крокус" и пролегает до Поляны ЛИИ. Эта очередь однокресельная. Подъем на этой очереди длится 8 минут. Не смотря на солидный возраст ККД, руководство старается уделять большое внимание качеству перевозок, утепляя кресла (приклеивают подстилки из современных высокопрочных материалов) и повышая качество обслуживания своих клиентов.

Вторая очередь ККД однокресельной дороги уходит на Русскую Поляну, где раньше была основная зона катания. С появлением 3-ей, 4-ой и 5-ой очередей ККД, основная зона горнолыжного катания была смещена и необходимость эксплуатации данной очереди отпала. В настоящее время 2-ая очередь не работает.

Третья очередь (1719-2266 метров) - парнокресельная. Берет свое начало от Поляны ЛИИ и тянется до схождения Маятниковой и Гондольной канатных дорог (2260 м), где расположена нижняя граница современной зоны катания. Эта канатная дорога уходит круто вверх. Большая часть пути проходит в лесу. Основное ее предназначение - доставка в зону горнолыжного катания. Подъем на этой очереди длится 14 минут.

Четвертая очередь (2266-2500 метров) - парнокресельная. Эта дорога ведет к основному месту скопления горнолыжников — на поляну под г. Муса-Ачитара на высоте 2500 м., где расположено множество кафе, пунктов проката, лыжехранилищ. Там же всегда можно найти инструкторов. Сюда идет широкий выкат с вершины г. Муса-Ачитара. Вдоль 4-й очереди можно кататься по дороге, регулярно обрабатываемую ратраками, а в очень снежную зиму возможно и внетрассовое катание. Длина трассы - около 1 км. Подъем на этой очереди длится 7 минут.

Пятая очередь (2500-3002 метров) - парнокресельная. Начинается она с поляны и заканчивается на плече г. Мусса-Ачитара (3000 м). Там же расположено самое высокогорное на Кавказе кафе "3012 метров". Основная трасса вдоль ККД - примерно 2,5 — 3 км, 1-2 раза в неделю обрабатывается ратраками. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны. Подъем на этой очереди длится 12 минут в зимнее время и 19 минут - летом.

Югославская канатная дорога

Югославская канатная дорога (2550-2980 м) - парнокресельная дорога. В начале 2000 года была запущена ещё одна очередь парнокресельного подъемника, ориентированная на лыжников и сноубордистов, так называемая "Югославка". Начинается она в 400 м левее от основной поляны на горе Мусса-Ачитара - чуть подняться, затем метров 200 спуститься и Вы на старте. Ведет "Югославка" туда же, что и 5-я очередь Канатно-кресельной дороги. По пути имеет промежуточную станцию примерно по середине основной трассы.

Бугельные подъемники. "Лягушатник" на четвёртой станции (2500 метров)

Бугельные подъемники длиной около 100 м, с поляны под Мусой обслуживают пологий склон для тренировок шириной метров 400 — "лягушатник". В этом "лягушатнике" обычно катание возможно с середины ноября — начала декабря.

Часы работы канатных дорог

Подъемники начинают работать с 8—8:30. 5-я очередь закрывается примерно в 16:00-16:30. Маятниковая КД работает до 17—18 часов.

Схема подъемников и горнолыжных трасс Домбая

На схеме подъемников и горнолыжных трасс Домбая обозначены кресельные и гондольные канатные дороги. Условные обозначения трасс соответствуют общепринятым стандартам:
Зеленые трассы - для начинающих. Простые, ровные трассы. Идеальны для катания горнолыжников, которые только обучаются катанию. Трассы ухожены, бугров нет.
Синие трассы - низкая степень сложности. Трассы с переменным рельефом. Подходит для лыжников, которые желают усовершенствовать технику своего катания. Трассы ухожены, бугров нет.
Красные трассы - средний уровень сложности. Имеют более возросшую крутизну. Предназначена для опытных лыжников и сноубордеров. Трассы отличаются тем, что на них практически нет пологих участков. Трассы ухожены, могут появляться бугры к концу дня при большом числе катающихся.
Черные трассы - высокий уровень сложности. Трассы для профессионалов. Они характеризуются узкими (но не пологими) местами, резкими поворотами с перепадами склона. Трассы ратраками не обрабатываются.



Добирались мы из Москвы до Минеральных Вод самолетом, далее до Домбая на такси. Договорились с "бомбилой" у аэропорта даже дешевле, чем через официальное такси в Минеральных Водах (2500 руб вместо 3000). Так что совет первый: запишите заранее несколько телефонов такси, и не спешите заказывать в самом здании аэропорта (там несколько стоек, где девушки активно призывают воспользоваться услугами именно их компании).
Наш путь к Домбаю проходил через земли терских казаков, черкессов и карачаевцев. Дорога, покрытая туманом, вела нас через поля, вдоль бурной лазурной реки Кубань и постепенно уводила в горы. Как-то незаметно равнины стали исчезать и привычный нашему глазу пейзаж перешел в кавказские вершины, поначалу голые и слоистые, на которых, по словам таксиста-экскурсовода, тренируются альпинисты. А с каждым километром после Карачаевска все отчетливее становились видны снежные шапки, ради которых мы и ехали в эти края. И вот, наконец, Он! Домбай! Величественные прекрасные глыбы гор вокруг просто завораживали!

Вид по дороге от Теберды к Домбаю .


Остановились мы в гостинице "Кристалл". Расположена она недалеко от подъемников, довольно уютная и чистая. Но, хоть и приехали мы к 14:30, а заселение там в 14:00, чистенький номер нас еще не ждал. Нам "благосклонно" разрешили оставить вещи в номере и попросили подождать, пока, наконец, его уберут. Переждали мы это время в кафе "Кристалл", там же, при гостинице. Персонал хоть и не особо радушный, но кухня очень вкусная. К слову сказать, самый вкусный шашлык из баранины в Домбае (не считая кафе в горах, о них чуть позже) мы попробовали именно там! Сочный, мягкий и ароматный шашлычок на бараньих ребрышках! Мммм... Также советую попробовать там хычин с сыром и зеленью. Хычин - местное национальное блюдо. Это лепешка из пресного теста с различными начинками. Самые распространенные на Домбае хычины: с сыром, сыром и зеленью, мясом, картошкой и сыром. И, конечно же, приятным дополнением ко всему этому кавказскому буйству вкусов и ароматов послужит чай на травах! Ароматный и очень вкусный! Наверное, это еще и потому, что питьевая вода на Домбае талая с горных вершин - чистая, необыкновенно вкусная и полезная.

Теперь о подъемниках. Весь подъем делится на несколько этапов.

Карта подъемников Домбая.

Первый этап: подъем через лесную полосу, где катаются только отпетые фрирайдеры. К таким мы себя не причисляем, а потому всегда проезжали мимо.:-) Первый этап можно преодолеть двумя способами: немецкая канатка Допель Майер или старая маятниковая дорога. Ездили в основном на Допель Майере, т. к. различий в цене нет, а вагончики в разы современнее и приятнее. В кассе билет стоит 400 руб с человека за подъем (спуск бесплатный), но совет второй: не спешите в кассу, гораздо проще обойти очередь (бывает такое в выходные и праздничные дни) и прямо подойти ко входу на канатку и договориться за 300 р. с охранником.

Первый этап подъема. Вагончик маятниковой канатной дороги.


Первый этап подъема. Вагончик гондольной канатной дороги Доппельмайер.


Далее начинается второй этап подъема . Завсегдатае Домбая пересаживаются на шестиместный подъемник и сразу едут наверх горы Мусса-Ачитара (что в переводе означает пастбище Муссы).
Мы же пересаживались на двухместный подъемник и попадали в так называемый лягушатник (4-ая очередь) . Целая куча кафешек, прокатов, в общем, тусовочное местечко для горнолыжников.
Отсюда уже несколько путей. Совсем начинающие остаются м-учиться здесь на учебных склонах, подъемники жуткие: чтобы подняться нужно обладать недюжей силой, народу тьма (особенно в выходные). Стоимость подъема 30 руб, можно также приобрести абонемент на целый день, и за 500 руб как следует подкачать мышцы рук, плеч и спины.
На такой шаг мы не отважились и после нескольких подъемов отправились с теми, кто чуть поопытнее, на 5-ую очередь (двухместный подъемник, о стоимости подъема напишу ниже). Также с 4 очереди можно пересесть на "Югославку " (крайний подъемник слева, если смотреть на гору), смысл которой, честно говоря, до сих пор остался нами не познан. :-)
Поднявшись на 5 очередь, которая, к слову сказать, находится на уровне 3012 м. над уровнем моря (и 1412 м. над уровнем Домбая), любители особенно острых ощущений и максимально обширных видов могут подняться еще выше на пик горы Мусса-Ачитара или в простонародье "Макушку" (3168 м. над уровнем моря). Туда ехать мы пока не отважились. :-)


Вид с 5 очереди подъемников горы Мусса-Ачитара .


Но какое же катание без лыж? Свои мы пока не приобрели (о чем, кстати, ни разу не пожалели за время поездки), а брали в прокате "Перекресток" на 4-ой очереди, сразу слева от подъемников.


Прокат "Перекресток". 4 очередь. Лягушатник.

Там огромный выбор лыж для всех уровней: от начинающих и до фрирайдеров. Советую выбирать прокат на 4-ой очереди, потому что очень удобно после катания сразу сдать лыжи и спуститься в комфортной обуви и без тяжестей. Не берите лыжи внизу, в Домбае. Куда удобнее взять их сразу на выходе с Допель Майера или в лягушатнике (4 очередь), да и цены проката наверху дешевле. Также советую не бегать от одного проката к другому, так как постоянным клиентам предусмотрены скидки и бонусы. :-)
Мы были очень довольны своим прокатом: радушные и дружелюбные профессионалы-горнолыжники, огромный выбор обуви под любую ногу и лыж под любой уровень катания. Мой выбор после пары дней проб различных вариантов остановился на лыжах Rossignol Bandit, выбор мужа пал на Fisher RC4. Прекрасные лыжи, которые отлично держали даже легкую наледь! И обошлось нам это удовольствие в 1000 руб в день за двоих (аренда лыж уровня для начинающих стоит 350 руб на каждого), а к концу нашего недельного пребывания были еще и скидки:-) Так что, спасибо Мураду и Ко за полезные советы и профессиональный подход к подбору горнолыжного оборудования.
Нетрудно посчитать, что взять лыжи в прокат куда менее накладно по деньгам, и куда легче добираться налегке! Так что еще один совет: не спешите покупать свои лыжи, если все ваше горнолыжное катание ограничивается лишь поездкой в горы раз в год:-) Куда выгоднее и проще взять лыжи в местном прокате.
Кстати там же, в прокате, мы оставляли и фотоаппаратуру. Катались налегке и в любое удобное время брали ее, чтобы запечатлеть яркие моменты нашего катания или чудеса природы вокруг. :-)


Парю в облаках на 4 очереди горы Мусса-Ачитара:-)


О подъемах и прокате рассказала, теперь о спусках :-) Опробовать мы успели лишь один, "пятерку ", как ее там называют. Но и там хватало впечатлений и разнообразия. Длина трассы около двух километров. Спуск новичка со всеми отдыхами длится минут 15 - 20, у более продвинутых горнолыжников - 8 мин. Подняться на эту трассу можно из "лягушатника" на двухместном подъемнике (5 очередь). Подъем стоит 100 руб. Также на эту трассу можно подняться и по "Югославке", но та высадит вас метров на 150 ниже. Подъем занимал у нас около 15 минут. В хорошую погоду мы наслаждались теплым горным солнышком и прекрасными видами вокруг!


Виды при подъеме на 5 очередь.

Сама трасса делится на 3 участка:
1. Просторная широкая и плавная целина, катиться по которой - одно удовольствие! Эта часть трассы сначала уведет вас траверсом под "Югославку", затем снова вернет к "пятерке" и начнется новый, более сложный этап трассы...
2. Начинается второй этап с "трубы" 1,5 метра шириной и довольно неплавным спуском. Начинающие проходят его в основном плужком. Сменяется этот участок участком чуть шире (метра 2 шириной) и более плавным спуском. И далее плавно переходит в третий этап.
3. Третий этап очень схож с первым: широкая просторная трасса плавненько выводит в лягушатник.
Сразу хочу оговориться: описывая эту трассу я лишь говорю о том, как едет большинство. Ведь, как часто говорят, на Домбае нет трасс, а есть лишь направления. И в этом его прелесть: каждый волен выбирать направление по вкусу. Катиться по трассе или целине. Так, например, 2 этап трассы не обязывает никого катиться траверсом по "кишке", вокруг не обрыв, а целина, просто чуть менее пологая и более продвинутые и экстремальные лыжники и сноубордисты ездили по ней, пользуясь трассой, как трамплином, пересекая ее поперек.

Ну а после усердного катания, конечно же, не заставляет себя ждать зверский кавказский аппетит:-) По совету Мурада (хозяина проката) мы отправились в кафе "Эрцог" на 4-ой очереди (рядом с подъемником на 5-ю очередь). И ничуть не пожалели! Великолепный вид на горы и парящих птиц, а также вкуснейшая, как домашняя, кухня! К слову сказать, это второе кафе со званием лучшего шашлычного заведения по нашему мнению. :-)

Вот, вроде, и все, что хотелось рассказать о катании. Мы свой отдых не стали ограничивать одними горными лыжами. А День Влюбленных решили отметить в тебердинском заповеднике: покатались на лошадях вдоль прекрасной речки Теберда (что в переводе означает "дар Бога"). Катание длилось 2 часа (стоимость 500 руб в час с человека). За это время мы и рысцу опробовали, и речку вброд перешли, и пофотографировались, и просто природой насладились.

Один из самых популярных горнолыжных центров Кавказа Домбай хорош и для профи, и для начинающих: каждый найдет там подходящие трассы. Курорт весьма компактен: все гостиницы сосредоточены на Домбайской поляне и находятся в непосредственной близости от подъемников, из одного конца поселка в другой можно дойти за 20 минут. Горнолыжный сезон длится с декабря по май.

Домбай находится на высоте в 1650 м на одноименной поляне близ места слияния нескольких рек. Здешние прекрасные места начали привлекать сюда туристов в первой половине 20 века: первая турбаза возникла на Домбае в 1921 г. До того Домбай был весьма скромненьким поселением, да и потом достаточно долго оставался таковым. Но после распада Союза туристическая инфраструктура курорта пережила мощный скачок, и сегодня на Домбае любителей спорта ждет более чем достаточное количество гостиниц и баз отдыха.

На курорте проводились международные соревнования Кубка мира по фристайлу, всероссийские соревнования по слалому, гигантскому слалому и сноуборду. Еще там настоящее раздолье для парапланеристов: несколько раз в году проводятся соревнования самого высокого уровня по этому виду спорта.

Как добраться до Домбая

Удобнее всего лететь в Домбай через Аэропорт Минеральных Вод . Оптимальный ж/д маршрут проходит через Невинномысск. Но независимо от способа перемещения, последние 180-200 км от аэропорта или ж/д станции придется ехать на общественном транспорте с пересадками или на такси. Единственный вариант попасть на курорт без пересадок - отправиться на авто.

Более подробно о том, как добраться до курорта, читайте .

Поиск авиабилетов в город Сочи (ближайший а/п к Домбаю)

Гостиницы Домбая

Домбай развивается, отстраивается и растет, так что гостиниц на курорте - на любой вкус и бюджет. Что приятно, много старых зданий было реконструировано, некоторые хотельеры даже прошли сертификацию, получив приятный статус 3-4*. Хватает в Домбае и уютных миниотелей, где всего 10-20 номеров. В частном секторе активно сдаются квартиры - это, пожалуй, наиболее экономичный вариант для больших компаний. Впрочем, несмотря на кажущееся изобилие, в период новогодних и рождественских каникул, а также под 8 марта мест практически не бывает - все забронировано заранее.

Стоимость размещения сильно зависит от сезона - под Новый год найти номер дешевле 3000 RUB маловероятно, зато в начале и конце периода катания можно остановиться в пределах 1500 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Семьям с маленькими детьми стоит обратить внимание на отель «Снежный барс» - там есть игровая комната.

Горные лыжи в Домбае

К счастью горнолыжников, которые ценят не только фасон своего костюма и изысканную кружку для глинтвейна, Домбай в последнее время развивается стахановскими темпами. Это место не столь прянично, как альпийские деревушки - красота местных гор скорее дикая, мощная, отчасти пугающая. Но зато и цены не столь высоки, как пики Альп, а вот условия для катания, кажется, совсем скоро сравнятся. В последние годы здесь построили массу отелей, открыли новую и современную очередь подъемников, «нагнали» отличную технику, набрали грамотную команду инструкторов и спасателей. Разумеется, в плане инфраструктуры Домбаю еще далеко до Куршевеля, но дайте ему пару лет, и мы его не узнаем.

Трассы Домбая

Спуск с вершины хребта Мусса-Ачитара (3012 м) - главного места катания в Домбае - можно осуществить по десятку вариантов трасс разной степени крутизны, сложности и скорости. Соответственно, зона катания здесь расположена на довольно внушительных высотах: 1630-3012 м, а общая протяженность трасс достигает 20 км. Есть как красные участки для профи, так и масса пологих спусков для «чайников».

Большинство склонов обеспечивают комфортное катание: умеренный наклон, сглаженный рельеф, мало бугров. Заканчиваются все спуски на большой пологой поляне, где стоит быть внимательным: тут резвятся саночки, учатся вставать на лыжи и доски новички и дети, сидят и болтают едва спустившиеся со склона лыжники.

Опытным спортсменам, любящим риск, можно посоветовать необъезженные склоны. Туристов вместе с инструктором доставляют вертолетом на вершину склона, а после спуска забирают («хели-ски», от англ. helicopter - «вертолет»). Всего разработано 6 подобных маршрутов. Удовольствие это, надо сказать, дорогое, но впечатления от него - незабываемые.

Отдыхающие в Домбае имеют возможность сравнить его горнолыжные трассы со склонами Красной Поляны , слетав в течение одного дня туда и обратно на вертолете.

Подъемники

Не так давно в Домбае построили новый горнолыжный комплекс канатных дорог, но и старую очередь канатно-кресельных подъемников не закрыли. Так что очередей стало меньше, а удовольствие от катания как минимум утроилось.

Новый комплекс состоит из 3 очередей - это 8-местная гондола «Домбай-1» с карманами для лыж, удобными сиденьями и автоматически открываемыми и закрываемыми дверьми, которая преодолевает за 6 минут почти 2 км; 6-местная креселка «Домбай-2» и 4-местная «Домбай-3».

Обратите внимание на часы работы, они разнятся: «Домбай-1» работает с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00, в выходные с 8:30 до 17:30, «Домбай-2» закрывается на полчаса раньше, а «Домбай-3» открыт всю неделю с 09:30 до 16:00.

Карты Домбая

Ски-пассы

На новый комплекс можно купить билет только на гондолу (400/250 RUB взрослые/дети 6-12 лет), на гондолу плюс креселку (700/500 RUB), либо на все 3 подъемника (900/550 RUB), которые доставят к самой вершине. Есть и ски-пассы на 1 день - 1400/850 RUB, 2 дня - 2540/1500 RUB, 5 дней - 5850/3500 RUB и другие.

На старом комплексе стоимость одного подъема на кресельной дороге - 150/75 RUB, на маятниковой дороге 200 RUB (экскурсантам без лыж 300 RUB), на сеть бугелей ски-пасс на день обойдется примерно в 500 RUB.

Что привезти

Большая (да и лучшая) часть сувениров в Домбае носит съедобный характер - это ароматный мед, варенье из молодых еловых шишек для укрепления иммунитета, козий сыр, горный чай, Прасковейское вино или первоклассная минералка.

Разумеется, повсюду продается стандартный набор подарков: магниты, тарелочки, статуэтки зубров и оленей. Есть и дорогие уникальные подарки, например, кабардинские кинжалы с резными рукоятками удивительно тонкой работы, а также изделия из овечьей шерсти - носки (от 150 RUB), свитера (от 400 RUB), шапки, шали. Встречаются и дубленки из овечьей шкуры, достаточно качественные, но дорогие. Самый большой выбор - на рынке, что в центре поселка, и наверху у подъемников.

Кафе и рестораны Домбая

Как это не удивительно, учитывая размеры поселка, но в Домбае открыто более 20 кафе и ресторанов , часть из них - прямо на склонах, так что подкрепиться, не отходя далеко от трасс, можно с легкостью. Более того, говорят, что самые бюджетные варианты обедов и завтраков будут именно на горе (если не считать, конечно, домашних трапез в арендованных квартирах). Кухня по большей части кавказская, то есть манты, шашлыки, всевозможные сырные пироги, чахохбили и тому подобные вкуснятины встречаются реально везде. При желании отужинать изысканно лучше обратить внимание на один из ресторанов при гостиницах и заказать форель - она здесь хороша. Недорого поесть можно знаменитыми хычинами - пирогами с картофельной, сырной и другими начинками. В среднем стоимость обеда зависит от аппетита - от 300 до 800 RUB.

Молодые горнолыжники, как известно, народ горячий и увлекающийся, так что на утро после тяжелой ночи не стесняйтесь попросить в кафе сусаб - «антиалкогольный» напиток из айрана и минералки, снимающий все последствия.

Лучшие фотографии Домбая

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография










Серебряная река в Домбае, Карачаево-Черкессия, Кавказ (около 3,5 часов в одну сторону). Разве что стоит зайти и поклониться нашедшим себе покой в горах Домбая альпинистам, чье кладбище находится на полпути к альплагерю «Алибек», примерно в 1 км от центра курорта. Встречает гостей трогательная деревянная табличка со словами Высоцкого: «Нет алых роз и траурных лент, И не похож на монумент, Тот камень, Что покой тебе подарил...»

Разумеется, стоит подняться на главную вершину Домбая Мусса-Ачитара. Большая часть лыжников окажется там так или иначе, ну а всем нерискующим скатываться с ее высот стоит хотя бы раз оказаться на этой вершине и полюбоваться видами окрестностей.

Чуть дальше от поселка - раздолье в плане экскурсий природного характера. В поселке Теберда находится визит-центр знаменитого Тебердинского заповедника, а также небольшой музей и зоопарк при нем. Маршруты интересны даже зимой , несмотря на снег здесь есть что посмотреть. Километрах в 10 от Теберды по трассе в сторону Ессентуков стоит Сентинский храм первой половины 10 века - удивительное по красоте и одухотворенности место. Стоит побывать и у нарзанных источников в Джамагатское ущелье, куда попасть проще всего на джипе с гидом-проводником.

Развлечения в Домбае невзыскательны: это боулинг, бильярд или пара дискотек при отелях, а также сауна в здании маятниковой канатной дороги. Вечерами лучшие места для отдыха - кафе и рестораны. В светлое время суток - катание на санях, коньках, прогулки на снегоходах, квадроциклах и тому подобные снежные развлечения.

4 вещи, которые нужно сделать на Домбае

  1. Купить домой теплые и уютные носки из овечьей шерсти - аутентичный хенд-мейд местных бабушек.
  2. Подняться к гостинице «Тарелка», что на склоне горы Мусса-Ачитара. Используя телефон и парочку спецэффектов, сделать селфи в стиле «меня украли НЛО».
  3. Почтить память погибших в Кавказских горах альпинистов, чье кладбище находится недалеко от Домбая.
  4. Провести час-два на Поляне тусовок: загорая, потягивая глинтвейн, наслаждаясь красочной горнолыжной толпой вокруг и нереальными видами на Кавказские горы.
  5. брь

    декабрь

    Местный климат - умеренно-континентальный, мягкий и благоприятный, с большим количеством солнечных дней и исключительной чистотой воздуха. Важный плюс курорта - обилие ультрафиолета, что позволяет загорать и кататься на лыжах одновременно (так что не забываем солнечные очки или маску).

За три года с момента моего последнего посещения в Домбае косметически обновили существующие трассы и даже лучше стали их готовить. В остальном стабильность, что в принципе не означает плохого катания, но местами вызывает разные эмоции.

В Домбае по-прежнему всего три трассы на всю гору (точнее две с половиной), правда в этом феврале логичнее называть их зонами катания, т.к. склон был раскатан по всей ширине из-за отсутствия свежего снега.

1. Верхние трассы от 3200 до подсадки на четырехкреселку из-за медленного недешевого подъемника мало интересны (трассы совсем узкие, а народу на них много) и там терпимо, если только на остальных канатках крупные очереди (к слову оказавшись на четвертой очереди в толпе, где на одного лыжника приходилось 5-7 пальтошников, я зарекся спускаться туда без острой надобности). По сути туда имеет смысл подниматься только ради фото с кругозора или похода дальше по хребту за фрирайдом.

2. Позитив начинается с трассы под шестикреселкой. Пару лет назад ее расширили и местами изменили траекторию. По сути это единственная полноценная красная трасса в Домбае, по которой приятно летать ранним утром, пока еще не много народа и можно быстро выкатать абонемент на шестикреслку (единичные подъемы стоят таких невменяемых денег, что за них надо еще кормить в полете и укрывать пледом).

3. Местами она даже огорожена. Перед бутылочным горлышком у нижней станции подъемника, где всегда был шкуродер, поставили пушку и стало намного лучше.

4. По цивилизованным меркам трасса честно красная, с одним не самым скоростным сужением метров 200.

5. Как только закрывают канатки, на трассы выползают три ратрака и работают до позднего вечера. Удивительно сложно с заправкой: из поселка дизель возится на гандолке в 30л бочках и у верхней станции перекачивается в баки ратраков.

6. Расширили так же трассу через лес (вроде еще в сезоне 2012), сделав из технологической дороги вполне приемлемый маршрут до поселка, хоть и повторяющий старый серпантин.

7. По ней можно вполне успешно кататься непогоду, когда наверху не включили канатки и глазу не за что зацепиться.

8. В зоне леса стало широко, но плоско. Зато есть куда уворачиваться от снегоходов (было примерно так). Сейчас снегоходы вроде только на поляне ЛИИ и остались, шальных заездов наверху я не застал.

9. Трасса "под пятой очередью" по трафику сравнима "шестикреселкой" за счет кафешной поляны, правда это основной маршрут начинающих после освоения лягушатников и публика на трассе соответствующая.

10. Общий перепад оказался 450м, длинна - 2.1км. Широкая только в верхней части и на выкате в легушатнике. В средней части на "шпильке" традиционно собирается толпа и часто лежат тела.

11. С утра трасса не так сильно разбита и можно быстро кататься. По местным байкам под "пятой" спускаются за полторы минуты, но это видимо по прямой, т.к. нам с трудом удалось проехать за 3 .

12. Это Радмила и ее родной склон.

13.

14. Выкат на лягушатник редко раскатывают даже к середине дня, т.к. учебные подъемники дотянули только до середины.

16. В этом сезоне "югославка" не работала совсем исключительно по экономическим причинам, а не потому, что израсходован ресурс (хотя это мой любимый подъемник, т.к. там никогда не было очередей даже на праздники). По-этому трассу на отрезке от промежуточной до нижней станции подъемника видимо тоже решили не ратрачить. В целом не верится, что подъемник был в минусе, скорее просто перестал давать суперсверхприбыль. Хорошо бы его выкупить и включить в один ски-пасс с новыми канатками, но этот утопичный сценарий наглядно проваливается, если посмотреть на четырехкреселку, где проход по общему ски-пассу работал только первый сезон и сейчас там снова бардак.

17. Зато с верхней станции "югославки" отличный дроп.

18. Не раскачивайте кабинку!

19. Домбай прогрессирует медленно, как будто насильственно и через не могу, а поля для перспектив огромны. Но когда достроят Архыз и обновят Приэльбрусье, поток туристов упадет в разы и будет символическим. И только горы не меняются...

  • Пригодна для катания: с ноября по май.
  • Расположение: на склоне вдоль 5-й очереди ККД (начало — на высоте 3000 м)
  • Характеристики: средний уровень сложности, длина — 2 км, переменный рельеф, ухожена, бугров нет, обрабатывается ратраками.
  • Для кого подходит: лыжникам, который хотят усовершенствовать свой уровень, опытным лыжникам, сноубордистам

Для новичков

Для новичков предлагают трассы зеленого цвета — пологие, ровные, простые и хорошо ухожеенные трассы. Отсутствие бугров. Рядом с отелем «Наступ» и гостиницей «Крокус» находится «Лягушатник» - пологий склон в Домбае для новичков, он оборудован бугельным подъемником. Его длина – 300 м.

Также Лягушатник есть на высоте 2250 м, на 4-й очереди ККД, 3 бугельных подъемника обслуживает этот склон по 100 м длиной каждый.

Склоны Мусса-Ачитара

Самым лучшим местом катания можно считать юго-западные склоны Мусса-Ачитара. В верхней части трасса ровная, без крутых перепадов. Эта трасса идеально подходит для тех, кто еще неуверенно чувствует себя в горах. В нижней части склона трасса круче, с наличием бугров. Тут находятся «красные», а местами «черные» участки, привносящие определенную остроту горнолыжникам.

Все большую популярность в последние годы приобретает сноуборд. Домбай более десяти лет является местом для проведения одного из самых крупных сноуборд-фестивалей.

Большинство горнолыжных спусков заканчиваются выкатом на поляну, которая находится под Муссой. Здесь нужно быть очень внимательными — поляну приметили не только сторонники скоростных спусков. Здесь много возможных саночников, а также экстремалов.


Хели-ски и Фри-райд на Домбае

Для экстремальных любителей лыж Домбай приготовил идеальные условия для Хели-ски (вертолетная высадка) и Фри-райда (катание вдали от горнолыжных трасс). В Домбае для фри-райдеров предусмотрены несколько маршрутов за пределами трасс. Большая часть этих маршрутов проходят по склону Мусса-Ачитара.

(варианты спусков с гидами)

Высокий уровень сложности — от 1 ч. до 3 ч. — спуски № 6,7,8

Средний уровень сложности — от 40 мин. до 2,5 ч. — спуски №2,3,5

Простой уровень сложности — от 40 мин. до 2,5 ч. — спуски №1,4,9

Инструкторы на Домбае

В Домбае работает школа лыжников, предоставляются услуги инструкторов, которые помогут в освоении сноуборда и горных лыж. Обучение осуществляется в группе или индивидуально. Также есть детские лыжные курсы. Потому, планируя в Домбай поездку, обязательно возьмите своих детей. На склонах курорта сейчас все чаще можно увидеть малышей, умело разъезжающих на маленьких лыжах.


Если после отдыха на лыжных склонах захочется выпить горячего глинтвейна или просто перекусить, то на поляне предусмотрено для этого большое число кафе и закусочных.