Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 города Рудня» Творческий проект «Моя малая Родина» Выполнили: ученики 1­б класса Руководитель: Рогова Наталья Николаевна 2

2015 год Содержание Введение …………………………………………. 1. 2. Основная часть …………………………………………. 2.1. Что такое «малая Родина»? ............................................. 2.2. Происхождение названия города Рудня …………………. 2.3. Что обозначает герб нашего города? …………………… 2.4. Песня о городе Рудня …………………………………… 2.5. Любимые места родного города …………………………. Заключение………………………………………………………. 3. 4. Источники …………………………………………………….. 5. Приложение ……………………………………………………….. 3

1. Введение Родная земля – вечная радость сердца! Григорий Коваль. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, к родной природе – месту, где человек родился. Самая близкая чувствам природа, это природа тех мест, где мы родились. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся. Пожалуй, самые сильные и волнующие воспоминания с детства – это воспоминание о родных местах, любимых тропинках, закоулках, о том, что делает любовь к родному краю неизменной и такой незабываемой. Мы решили осуществить проект «Моя малая Родина». Он разработан в рамках учебной дисциплины «Окружающий мир» ФГОС 1 класс. Для определения потребности учащихся в проекте мы провели мозговой штурм по следующей карте: 4

ЗНАЮ о своей малой ИНТЕРЕСУЮСЬ, хотел бы узнать УЗНАЛ, НАУЧИЛСЯ Родине Срок реализации – сентябрь­октябрь 2015 года. Используется который предполагает учёт возрастных, индивидуальных, психологических, системно­деятельностый подход, физиологических особенностей учащихся. Разные виды деятельности и рост формы общения обеспечивают положительную мотивацию, творческого потенциала учащихся, обогащения форм взаимодействия со взрослыми, сверстниками. Все мероприятия организуются в процессе учебной (проектные уроки), внеурочной (классные часы) деятельности. Цель: создать условия для накопления у детей 1 класса знаний о своём городе в процессе разработки детско­взрослого проекта «Моя – малая Родина». Задачи проекта: 1. Усвоение информации познавательного характера об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь. 2. Обогащать и систематизировать знания детей о родном городе. 3. эмоционально­ценностное Развивать отношение к достопримечательностям нашего города. 4. Выявление у учащихся способностей к оригинальному нестандартному решению творческих задач. 5. Развитие творческих способностей в ходе оформления фотовыставки «Моя малая Родина». 5

Проблемные вопросы: 1. Что такое «малая Родина»? 2. Является ли город Рудня малой Родиной? 3. Почему наш город называется Рудня? 4. Что обозначает герб нашего города? 5. Какие достопримечательности есть в нашем городе? Этапы проекта: уроки окружающего мира: «Что такое Родина?» ­ 18.09, Проект «Моя малая Родина» ­ 28.09 1. Подготовительный (погружение в проект):    2. Организационный:    выбор и организация групп участников проекта, определение направления работы: для детей под руководством учителя – поиск информации об истории г. Рудня, о его гербе, достопримечательностях,  для всех ­ экскурсия в районный музей (Приложение 1.) – 14.10,  совместно с родителями и учителем – выбор мест для фотографий любимых мест города, его достопримечательностей. 3. Осуществление деятельности:  промежуточное обсуждение по собранному фотоматериалу,  рассматривание фотографий с видами малой Родины; обработка данных, обмен идеями (в устной форме).  4. Обработка и оформление результатов проекта оформление результатов на стенде в коридоре начальной школы (фотовыставка):   в виде фотовыставки «Моя малая Родина», урок­проект по окружающему миру «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»,  оценивание. 5. Обсуждение результатов (рефлексия): 6

 участники проекта обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы,  участники обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.  рефлексия – самооценка проделанной работы. 6. Планируемые результаты обучения:  после завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:  проводить исследования по выбранной теме,  устно излагать свои мысли, делать сообщения, делиться информацией с одноклассниками,   устанавливать причинно­следственные связи, первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества. 7

2. Основная часть 2.1. Что такое «малая Родина»? Работа по теме началась с мозгового штурма «Моя малая Родина». Дети высказывали свои мнения. В итоге мы пришли к выводу, что МОЯ – моя семья, мои моя улица, моя МАЛАЯ – частичка маленькая страны. потому что здесь друзья, мой дом, школа… потому что это моей необъятной РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Моя малая родина – это место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные, место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. 8

Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по­разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя Родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства. Родину, как и отца с матерью, не выбирают. Ты её принимаешь, любишь такую, какая она есть. И только взрослея, человек постоянно осознает свою принадлежность к матери­родине, ответственность за нее, а главное – несоизмеримую любовь к ней. Так рождается гражданин, так формируется патриот. Во все времена поэты слагали стихи и песни о Родине. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. С именем Отчизны в сердце и на устах шли её лучшие сыны и дочери в бой с врагами, совершали героические подвиги. Ведь любовь к Родине можно сравнить только с любовью к своим близким. Потеря их означает глубокую скорбь, а потеря Родины – потерю человеческого счастья, потерю веры в будущую жизнь, потерю самого себя. А если нужно было постоять за любимую Родину, за её честь и независимость, то люди отдавали самое дорогое, что есть у человека – жизнь. Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Вот и я хочу описать свою Родину с её неповторимой историей возникновения и природой, с её памятными местами и многими другими важными для меня вещами. Наша малая Родина – Руднянский район Смоленской области. 9

2.2. Происхождение названия города Рудня Город Рудня расположен в 74 километрах к северо­западу от Смоленска. Название «Рудня» дали наши предки. Точнее, сначала местечко называлось «Родня». Под таким именем упоминается поселение в письменных источниках, завоевании этих рассказывающих о земель князем Андреем Ольгердовичем Полоцким в 1363 году. Буква появилась в названии чуть позднее, и связано это с добычей руды. Но только железная руда побудила людей заселить эти довольно «у» болотистые края. Дело в том, что река Малая Березина, в долине которой возник город, входит в систему Днепра. А озеро Большая Рутовечь - это уже система Западной Двины. Здесь проходила одна из дорог великого пути «из варяг в греки». В Рудне завершался большой волок судов из озера в реку. Другим конечным пунктом волока было Микулино. Долгие годы Рудня входила в состав Польского государства. С 1772 года Рудня в составе России. 10

Заметный след в жизни Рудни оставила Великая Отечественная война. Многие жители с оружием в руках отстаивали свободу и независимость нашей Родины. В этой местности сражалась с фашистами знаменитая батарея «Катюша» капитана И. А. Флёрова. А Знамя Победы над поверженным рейхстагом в Берлине 30 апреля 1945 года водрузил уроженец Рудни Михаил Егоров, удостоенный за этот подвиг звания Героя Советского Союза. Дети в процессе дидактической игры «Какой мой город?» дали определение нашему городу: Г – гордый, героический О – обворожительный, отличный Р – родной, радостный О – образцовый, огромный Д – добрый, деловой, дружный, душевный. Современная Рудня - это прекрасный и быстрорастущий город области. 11

2.3. Что обозначает герб нашего города? Герб является историческим символом города, государственности и власти. В центре красного поля (красный яркий цвет – цвет руды, добывавшейся когда­то на земле наших предков) расположена розетка из шести лепестков. Розетка – «говорящий» знак бога Рода, бога громовержца, дошедшего до наших дней из славянской мифологии. Перед этим богом преклонялись наши предки, верили в его могущество и силу. Знак бога – розетка – помещался на воротах, домах тогда живущих. Желтый или оранжевый цвет розетки – символ богатства, торговли, чем в древности славился наш город. В левом углу герба – герб города Смоленска. Герб обрамлен золотыми колосьями – символ принадлежности района к сельскохозяйственному производству, земледелию. Колосья оплетены лентой ордена Ленина в знак того, что крупнейшее предприятие района – молочно­консервный комбинат – имеет эту правительственную награду. 12

Герб увенчан башней о трех зубцах, отражающей статус города Рудни как районного центра. 2.4. Песня о городе Рудня Песню о нашем городе написал П. Шпаков (Приложение 2.). Петр Артемович родился 9 июня 1930 года в д. Лукавое. После окончания ремесленного училища начал работать в Руднянской типографии. Вскоре получил приглашение на работу – ответственным секретарем в редакцию местной газеты. Здесь стал заместителем редактора. Вся жизнь его была связана с газетой, которой отдано 42 года. Долгое время П. А. Шпаков являлся ректором университета культуры, 35 лет руководил, созданным им литературным клубом «Современник». 20 лет он ­ заместитель председателя районного отделения общества охраны памятников истории и культуры, один из основателей районного музея, неутомимый краевед. Петр Артемович награжден орденом «Знак Почета», бронзовой медалью ВДНХ, рядом Дипломов на Всесоюзных конкурсах Союза 13

журналистов СССР. Стихи П. Шпакова печатались в различных сборниках, альманахах, центральных газетах и журналах, читались по Всесоюзному радио, положены на музыку. 2.5. Любимые места родного города Любимые места родного города для наших ребят можно было распределить в три группы: 1. Исторически памятные места города – Руднянский исторический музей, памятник Скорбящая Мать, Памятный знак «Реактивная установка БМ­13», дом музей Героя Советского Союза М.А.Егорова, Кругловские высоты, Мемориальный комплекс жертвам холокоста, Мемориальный комплекс шести героям­минерам, Бюст капитана И.А.Флерова, М.А.Егорова, Братская могила возле школ №1 и 2 г.Рудни, Стена Героев с барельефами Героев Советского Союза – наших земляков и другие. 2. Социально­культурные объекты, объекты бытового назначения: магазины, детские сады, культурный центр, парк культуры и отдыха, райбольница, поликлиника, редакция газеты, школа № 1 и 2, ООО «Промконсервы» и другие. 14

3. Картины природы родного города. Учащиеся класса:     собрали материал о любимых местах города, сделали их фотографии, отобрали самые лучшие для выставки, разместили ее в коридоре начальной школы. 3. Заключение Проект «Моя Малая Родина» создавался два месяца. В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили, все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Получилась замечательная фотовыставка «Моя Малая Родина». На ней представлены лучшие фотографии наших учащихся. Участники проекта не только познакомились, но и:   выяснили некоторые данные о родном крае, поняли, что из малого складывается большое – наш район часть большой страны, которая называется Россией, учились работать в команде, принимать на себя разные роли и   обязанности, взаимопонимания, совместно посещали библиотеки, музеи. учились сотрудничать с родителями, добивались поняли роль наблюдений, книг и других источников информации в познании окружающего мира, 15

 учились использовать приобретенными знаниями и умениями в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране. Работа нам очень понравилась. Все ребята активно работали. Мы хотим еще, как можно больше узнать о своей родине. Наши фотографии имеют практическую, эстетическую и историческую ценность:    выставка фотографий украшает стену в коридоре школы, это напоминание о суровой истории нашего города, изображения на фотографиях радуют глаз, заставляют проходящих остановиться, рассмотреть их и подумать, полюбоваться, а для наших ребят они напоминают о тех днях, когда были сделаны. 4. Источники  Болотова С.А., Сибиченкова О.В. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – ч.2. – Смоленск: Русич, 2008. – с.177­179.  Джумкова З, Стерхова Л.П., Тихонов Д. Рудня. – Москва: Амипресс, 2004. – с.47­59, 89­121.  Стерхова Л.П. Рудня. Историко­социальный портрет района. – Смоленск: Рабочий путь, 1991. – с. 3­7, 36­43, 54­55, 68­69. Интернет­ресурсы:  http://rudnya.museum67.ru/istoriya­rudni/ ­ История Рудни. Из глубины веков.  http://rudnya.library67.ru/kraj­moj­gordost­moya/istoriya­goroda­ rudnya/ ­ История города Рудня  http://adm­rudnya.ru/istoriya­i­simvolika.html ­ История и символика. 16

Приложение 2. П. Шпаков Песня о местах тех не звучала, Где с тобой товарищ мы живем. Что же мы расскажем, запевала, О любимом городе своем? Летом здесь пух тополиный летает, Зимою искрится снегов синева. Рудня, чудесные люди тебя населяют. Которые любят и славят тебя. Здесь руду и в праздники, и в будни Из болот наш предок добывал. И огонь, зажженный в горнах Рудни, В домнах твоих, батюшка – Урал. И в труде и в ратном деле – боги­земляки. 24

Мы помним и храним: Люблина и Годова тревоги, Степанцова, Меркиной шаги. Память, уведи за годы­горы В май, в Берлин, где стяг Победы взмыл. Знаменосец Михаил Егоров – Рудни сын – в бессмертие входил. Мать скорбит о дочери и сыне, В караул бессмертный в Рудне встав. И «Катюша» ­ грозная машина Здесь взошла на вечный пьедестал. Мастера живут здесь и поныне Доброго, льняного волокна. И во многих знают странах мира Маленькие банки молока. О тебе вселенная узнает И на всех наречьях назовет, ­ Здесь Гагарин новый подрастает, Тот, что на Венеру курс возьмет. Богатей, цвети наш край заветный, Счастья вам, рудняне­земляки. 25

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1 г. СОВЕТСКА

Методическая разработка внеклассного

мероприятия: заседание клуба «Знаешь – говори, не знаешь - слушай».

Тема: Проект «Моя малая Родина»

Разработала учитель

начальных классов

М АОУ гимназии №1

Бобылева Ирина Викторовна

Советск

Класс: 1 «А» класс

Тип : Проект «Моя малая родина».

Примечание :

Организационный этап:

Обсуждение целей и задач проекта.

Составление плана работы под руководством учителя, устанавливаются сроки выполнения проекта.

Подготовительный этап:

Осуществлялась поисковая работа учащихся совместно с родителями, посещение библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме, поиск информации в сети Интернет, посещение всем классом городского музея, выполнение зарисовок интересующего их материала, подбор фотографий, чтобы оформить этот материал.

Этап реализации:

Промежуточное обсуждение по собранному материалу. Обработка данных.

Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей.

Заключительный этап:

Подготовка и оформление результатов в виде буклета или стенгазеты.

Защита проекта в классе

Рефлексия.

На данном уроке проводится отчёт о проделанной работе.

Тема проекта : Моя малая Родина – город Советск.

(Проект осуществляется в рамках внеурочной деятельности по предметам:русский язык, ИЗО, технология, литературное чтение)

Актуальность проекта:

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Работа над проектом будет способствовать развитию у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самоуправления.

Цели проекта:

Образовательные:

- Познакомить с новым видом работы - проектом; рас­ширять знания о своем родном городе;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Способствовать вос­питанию чувства гордости за свою малую родину.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знания: расширят знания о малой родине.

Умения: научатся составлять проект на тему.

Навыки: составлять устный рассказ.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков.

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности

Личностные:

Гражданская идентичность в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою Родину, народ и исто­рию, осознание своей этниче­ской принад­лежности, гума­нистические и демократиче­ские ценности многонацио­нального рос­сийского обще­ства

(при входе в класс, каждый получает по 3 шарика: красный, зеленый, желтый)

Ход работы:

    Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Девиз : “Авось” да “как-нибудь” до добра не доведут.

2. Формулирование темы проекта, постановка цели

Цели:

Организовать формулирование темы урока учащимися;

Организовать постановку цели урока учащимися.

(Звучит песня «С чего начинается Родина»)

Какое главное слово звучало в песне? (Родина)

Как называется наша Родина?

Наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живем и учимся.

Покажите нам всем на физической карте Россию!

(дети показывают на физической карте РОССИЮ)

Послушайте следующее стихотворение и попробуйте сформулировать тему нашего заседания.

Родина моя малая,
Я влюблена в твои радуги,
В лес твой, поля и реки
Я влюблена навеки.
Люди твои мне дороги,
Звуки твои и шорохи,
Тропки, что мною пройдены –
Это моя родина.

Итак, какая тема нашего заседания? (малая родина)
- У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться…

Но сегодня нам представилась возможность взглянуть на родные, до боли знакомые места. И поможет нам в этом фотоэкскурсия, рассказы, рисунки, которые подготовили вы и ваши родители

3. Закрепление нового

Цель:

Организовать работу над проектом.

Но сначала, Мудрая Сова хочет проверить, как вы запомнили ма­териал про самый главный город страны. Она приготовила для вас вопросы.

Попробуйте на них ответить!

(Ответы учитель вывешивает на доске.)

Самый главный, высший орган государственной власти. (Правительство.)

Москва - это столица. А еще что есть в Москве с таким же названием: Москва-...(река).

Самая высокая телевизионная башня.(Останкинская.)

Какого обитателя московского зоопарка называют «поло­скун»? (Енота.)

Главная достопримечательность Москвы.(Кремль.)

О каком городском московском транспорте говорится в за­гадке?

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы – в воздухе, а он

Держит их руками. (Трамвай, троллейбус.)

А теперь по первым буквам ответов прочитайте слово. (Про­ект.)

Познакомимся с новым видом работы – проектом.

Что такое проект? Как вы понимаете это слово? (Ответы детей.)

В Толковом словаре СИ. Ожегова дается такое определение: проект:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма или устройства;

2) предварительный текст какого-либо документа;

3) замысел, план.

Какая тема у нас сегодня? (Проект «Моя малая родина»)

4. Изучение нового

Цели:

Организовать обсуждение главных достопримечательностей своего города;

(Фотография: вид города сверху.)

Да ребята Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина.

А как вы думаете, что такое малая Родина?

(высказывания ребят)

Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.

И сегодня на уроке мы поговорим о нашей малой Родине.

Послушайте стихотворение и скажите: о чем идет речь?

«В моем сердце уголок найдётся

Для тебя, любимый край родной,

Ведь не зря ты малой родиной зовёшься,

Ты в душе всегда, всегда со мной!»

Догадались, о чем речь? (о нашей малой родине, о нашем городе)

Как называется область, в которой мы живём?

(герб Калининградской области).

А как называется город, в котором мы живём?

Составьте из букв название нашей малой родины.(С О В Е Т С К)

(герб нашего города.)

Найдите и отметь его в карте-схеме, раскрасьте кружком красного цвета.

(в группах лежат карты- схемы)

До 1946 г. Тильзит, Tilsit), второй по величине (после Калининграда) город Калининградской области. Под прежним названием "Тильзит" широко известен благодаря заключению в нем в 1807 г. императорами Александром I и Наполеоном I Тильзитского мира.)

А что вы знаете о своем родном городе? (Ответы детей.)

Как вы думаете, все ли вы рассказали о своем родном городе?

Знать свою родину, историю родного края должен каждый образованный человек.

А вы хотите больше знать о своем городе? (Ответы детей.)

Какие цели и задачи мы ставим при реализации проекта «Моя малая родина»? (Рас­ширять знания о родном городе).

Я рада, что вы такие любознательные. Но все сразу узнать невозможно. Поэтому мы с вами разделились на 3 группы. Каждая группа объединилась по общим темам, выбрала для себя свой проект и обдумала, как его будет выпол­нять. Распределить обязанности в группе нужно таким образом, чтобы каждому нашлось дело, чтобы никто не остался в стороне.

Сейчас мы с вами выслушаем выступления одноклассников, их рассказы о том, как они распределяли обязанности между собой и выразим свои мнения об их рассказах.

(Учитель называет темы проектов.)

1 группа: Достопримечательности моего города.

2 группа: Природа моего города

3 группа : Исторический памятник моего города.

5. Контролирующее задание

Цель:

Проверить умение работать с информацией;

Организовать выполнение самопроверки, самооценки.

(Проекты оформляются в виде газет, буклетов)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

Зафиксировать новое содержание заседания;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

(Учащиеся достают один из шариков и объясняют свой выбор, гости тоже голосуют)

7. Итог :-Ребята, наше с вами заседание клуба подошло к концу, но работа над проектом « Моя малая родина» продолжается, так как о нашем городе мы не все еще рассказали. Посмотрите на выставки!(в классе выставки: -почетных граждан Советска

Книги поэтов города Советска

Книги « Из Тильзита в Советск».)

(кратко рассказать о почетных гражданах Советска, познакомить с авторами книг нашего города, показать книги «Из Тильзита в Советск)

Может быть следующими темами ваших проектов будут именно эти!

Для каждого на этой планете большое значение имеет Родина – это то место, где человек родился, вырос, провел лучшие годы своей жизни. Неважно, что это - маленький поселок или большой город - оно всегда будет самым лучшим, самым любимым. Самые же теплые и радостные воспоминания всегда связаны с так называемой малой родиной.

Что такое Родина?

Слово «родина» произошло от очень древнего слова «род», которое обозначает людей, связанных кровным родством. От этого первоначального слова было создано немало других, не менее важных:

  • родители - отец и мать, у которых рождаются общие дети;
  • родня - близкие и дальние родственники;
  • родословная - список поколений одного рода;
  • народ - жители одной страны;
  • родина - страна, в которой был рожден человек.

Рис. 1. Родня.

Каждое из этих слов близко и дорого сердцу человека, поскольку означает начало всему живому на земле. У новорожденного малыша уже есть родина - место, где он будет расти, удивленно постигать окружающий мир, где завяжет первые знакомства, познает первые радости и горести. Эти ценные моменты невозможно отнять ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся глубоко в сердце.

Родина всегда имела большое значение для наших соотечественников. Недаром самим народом было создано столько замечательных пословиц на эту тему. Жить - Родине служить. Родина - мать, умей за нее постоять. Где родился, там и пригодился. Человек без Родины, что соловей без песни.

Олицетворением родной земли являются символы, которые есть у каждого государства - это герб, флаг и гимн. Символы - это своеобразные знаки отличия одного государства от других. Государственные символы России насчитывают не одну сотню лет: первый герб появился в конце 15 века, флаг - в 18 веке, а гимн - в 19 столетии.

Рис. 2. Герб России.

Малая родина

У каждого из нас есть две родины: большая и малая. Большая родина - это то государство, на территории которого живет человек, чьим гражданином он является.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К примерам малой родины можно отнести село, деревню, город, где человек появился на свет, провел свое детство, жил какое-то время или продолжает жить.

Именно малая родина так близка сердцу: здесь прошли все основные этапы развития человека, от первых шагов до последнего звонка в школе. Здесь знакома каждая тропинка, каждое деревце, здесь живут любимые друзья, соседи, родственники.

Рис. 3. Родная школа - тоже малая родина.

Даже у самой крошечной деревушки, не говоря уже о крупном городе, есть собственная история. Каждый уважающий себя человек должен знать историю родного края, помнить, кто был его основателем, какие важные события происходили здесь, чем славится родной город или поселок.

Что мы узнали?

При изучении темы «Малая родина» по программе 1 класса окружающего мира мы узнали, что такое родина, и насколько она важна для каждого человека. Также мы узнали, что существуют два понятия родины - большая и малая. Мы дали определение малой родине, узнали, как важно знать не только историю свой отчизны, но места, где ты родился и вырос.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 641.

ГОУ ТО «Барсуковская основная общеобразовательная

школа- интернат им А.М.Гаранина»

Творческий проект

по окружающему миру

Учитель: Артисова Н.В.

Подготовил ученик 1 класса:

Петрин Александр

2013 год

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит Родину.

Олицетворяют родную землю её символы. Каждое государство имеет свои символы – это Герб, Флаг, Гимн. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг - в 18 веке, а первый Гимн – в 19 веке .

    С чего начинается Родина?... Прежде всего, с того места, где мы
родились и выросли:

Гербом (эмблемой) города Тула является его исторический герб, утвержденный 8 марта 1778 года. Тульская область находится в центральной части России. Она занимает площадь 25,7 тысяч квадратных километров. В области насчитывается 23 района и 21 город. Тульская земля- это обширные поля с весёлыми перелесками на юге, задумчивые леса с живописными полянами на севере, крутые овраги и невысокие холмы, маловодные речки и цепочки сёл, небольшие города у перекрестий больших дорог и крупная индустрия. Это земля, воспетая Л.Н.Толстым и И.С.Тургеневым, В.А Жуковским, представленная на полотнах В.Д.Поленова и Г.Г. Мясоедова, давшая миру талантливых ученых и изобретателей, государственных деятелей и пламенных патриотов. Это историческое Куликово поле, дарящая очарование и вдохновение толстовская Ясная Поляна, загадочный тургеневский Бежин луг, неповторимые пейзажи на берегах Оки , раздольная прелесть Красивомечья и древняя гордая Тула.

Великую землю,

Любимую землю,

где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок вашего города, поселка. У меня есть свое излюбленное

местечко. Ах, как я люблю это райское местечко. Как же можно не гордиться мне своей родиной? Она принимает меня в свои объятия, всегда ласкова со мной, приветлива. Нет ничего прекраснее этого уголка России. Для меня –

«В этом доме я живу»

В настоящее время п. Барсуки занимает территорию 121.44 га. Население составляет 3873 человека. На территории поселка расположены ОАО «Барсуковское рудоуправление», клуб, здравпункт, детский сад, школа- интернат, средняя школа, ОАО «Тулаоблгаз», спорткомплекс. Есть на территории поселка и предприятия из сферы обслуживания это пошивочное ателье, парикмахерская, а так же сеть магазинов. Живы славные традиции поселка и, безусловно, у него есть будущее. 3.Каждый уголок нашего края привлекателен по- своему «А ты, наш поселок, похож на мечту. А ты, наш поселок, хранишь красоту. Как летние воды в закатной тиши, И русской природы, и русской души. И в майских просторах, и в кружеве зим Ты каждому дорого и каждым любим…»
Родник «Песочня»
    Кажется, неприметное на первый взгляд местечко…
А ведь какая красота! Природа – храм…

Какое чудо- Русский чистый лес!

В нем ветви сосны тянут до небес.

Плетут березы листьев кружева –

И сказки лета шепчет мне трава…

«Наша группа в походе по лесу»

Лес лаской встретит, даст свои дары:

Орехи, ягоды, букет цветов, грибы.

Лесов богатства очень нам нужны

И это чудо мы сберечь должны!!!


Широки местные просторы,

Хороши пруды, леса, луга.

Как прекрасна ты,

Земля моя родная,

Всей душою Любим мы тебя…


Но парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.

Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс!..

«Мой детский сад»

Веселый, грустный, дерзкий!

Ждет в жизни нас другой урок!

Уходит тихо детство...

Звени, звонок! Звени, звонок!

Уроки открывая.

Мы к знаньям движемся вперед, Усталости не зная!

«Школа, в которую я пошел в первый класс»

«Малая Родина, малая Родина,

Наша весна и любовь,

Горечь рябины и сладость смородины,

Осени хмурая бровь…

Сколько бы ни было читано - пройдено

Лет, километров и строк,

С нами всегда наша мала я Родина-

Наш благодатный исток…»

В жизни каждого человека происходят события, которые влияют на его судьбу и определяют его суть на все оставшиеся годы. Мне посчастливилось родиться и жить в таком месте, где меня окружают добрые, отзывчивые люди, мои родные и друзья.

Когда я вырасту, и может быть, уеду из поселка, самые лучшие моменты моей жизни, связанные с ним, навсегда останутся в моей памяти.

Я хочу, чтобы моя родина росла и процветала, преображалась и хорошела с каждым днем! Я люблю свой поселок, родную природу: леса, реки, луга, краше их нет ничего на всем белом свете. Это богатство и красоту я никогда ни на что не променяю.

На этих страницах представьте фоторассказ о своей малой родине. Постарайтесь в фотографиях и подписях выразить своё отношение к ней.

Псков - мой родной город. Он очень древний и красивый. В нем много достопримечательностей. Пскову 1113 лет.

Псковский кремль

Псковский кремль носит название Кром. Он был построен в конце XI - в начале XII века на берегу двух рек: Пскова и Великая. На протяжении столетий это была главная и самая защищаемая часть города. Здесь хранились запасы продовольствия, оружия, был воздвигнут собор и колокольня, а также Приказные палаты и гостевой дом. Вся территория Кремля обнесена крепостными стенами с семью башнями и глубоким рвом.

Ольгинская часовня

Эту часовню построили в Пскове совсем недавно - в 1999-2000 гг. Правда возведена она была на месте старинной часовни, разрушенной в XX веке. Новая часовня быстро стала одним из символов Пскова благодаря оригинальной архитектуре и удачно выбранному месту - тут открывается восхитительный вид на реку Великую.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Предположительно этот собор был построен в 1140 году. На протяжении многих лет он служил усыпальницей для псковских княгинь, а сейчас входит в состав мужского Крыпецкого монастыря.

Памятник Александру Невскому и его дружине

Этот памятник был воздвигнут на горе Соколиха в 1993 году. Он посвящен великому подвигу Александра Невского и его дружины - разгрому тевтонских рыцарей на льду Чудского озера .