Михаил Булгаков - русский писатель и драматург, автор множества произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. Достаточно назвать такие романы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» и повести «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Записки на манжетах». Многие книги и пьесы Булгакова были экранизированы.

Детство и юность

Михаил родился в Киеве в семье профессора-богослова Афанасия Ивановича и его супруги Варвары Михайловны, которая занималась воспитанием семерых детей. Миша был самым старшим ребенком и по возможности помогал родителям управляться с хозяйством. Из остальных детей Булгаковых известность получили Николай, ставший ученым-биологом, Иван, прославившийся в эмиграции как музыкант-балалаечник, и Варвара, которая оказалась прототипом Елены Турбиной в романе «Белая гвардия».

После окончания гимназии Михаил Булгаков поступает в университет на медицинский факультет. Его выбор оказался связан исключительно с меркантильным желанием – оба дяди будущего писателя были врачами и очень хорошо зарабатывали. Для мальчика, выросшего в многодетной семье, этот нюанс был основополагающим.


Во время Первой мировой войны Михаил Афанасьевич служил в прифронтовой зоне в должности доктора, после чего врачевал в Вязьме, позднее - в Киеве, в качестве венеролога. В начале 20-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность, сначала как фельетонист, позднее – как драматург и театральный режиссер МХАТа и Центрального театра рабочей молодёжи.

Книги

Первой опубликованной книгой Михаила Булгакова была повесть «Похождения Чичикова», написанная в сатирической манере. За ней последовали частично автобиографические «Записки на манжетах», социальная драма «Дьяволиада» и первое крупное произведение писателя – роман «Белая гвардия». Удивительно, но первый роман Булгакова критиковали со всех сторон: местная цензура назвала его антикоммунистическим, а зарубежная пресса отзывалась как о слишком лояльном как раз к Советской власти.


О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», который и сегодня читается с огромным интересом. Особенно выделяется рассказ «Морфий». С медициной связана и одна из самых известных книг автора – «Собачье сердце», хотя в действительности она является тонкой сатирой на современную Булгакову действительность. Тогда же была написана и фантастическая повесть «Роковые яйца».


К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. Например, «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» - в 1965-ом. А самый сильный и невероятно масштабный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 60-х годов и то – в сокращенном виде.


В марте 1930-го года потерявший почву под ногами писатель отправляет письмо правительству, в котором просит решить его судьбу – или разрешить эмигрировать, или дать возможность работать. В результате ему позвонил лично и сказал, что ему будет позволено ставить спектакли. Но издание книг Булгакова при его жизни так и не возобновилось.

Театр

Еще в 1925 году на сцене московских театров с большим успехом ставились пьесы Михаила Булгакова - «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия», «Бег», «Багровый остров». Через год министерство хотело запретить постановку «Дней Турбиных» как «антисоветскую штучку», но решено было этого не делать, так как спектакль очень нравился Сталину, который посетил его 14 раз.


Вскоре пьесы Булгаковы были все же сняты из репертуара всех театров страны и только в 1930-ом году, после личного вмешательства Вождя, Михаил Афанасьевич был восстановлен как драматург и режиссер.

Он ставит гоголевские «Мёртвые души» и диккенсовский «Пиквикский клуб», а вот его авторские пьесы « », «Блаженство», «Иван Васильевич» и другие при жизни драматурга так и не вышли в свет.


Единственным исключением стал спектакль «Кабала святош», поставленный по пьесе Булгакова « » в 1936 году после пятилетней череды отказов. Премьера прошла с громадным успехом, но труппа успела дать всего 7 показов, после чего пьеса была запрещена. После этого Михаил Афанасьевич увольняется из театра и в дальнейшем зарабатывает на жизнь как переводчик.

Личная жизнь

Первой женой великого писателя была Татьяна Лаппа. Их свадьба была более чем бедной – у невесты даже не было фаты, да и жили они затем весьма скромно. Кстати, именно Татьяна стала прототипом для Анны Кирилловны из рассказа «Морфий».


В 1925 году Булгаков познакомился с Любовью Белозёрской, происходившей из старинного рода князей. Она увлекалась литературой и полностью понимала Михаила Афанасьевича как творца. Писатель тут же разводится с Лаппой и женится на Белозерской.


А в 1932 году он встречает Елену Сергеевну Шиловскую, урожденную Нюрнберг. Мужчина бросает вторую супругу и ведет под венец третью. Между прочим, именно Елена выведена в самом знаменитом его романе в образе Маргариты. С третьей женой Булгаков прожил до конца жизни, и именно она приложила титанические усилия, чтобы впоследствии произведения ее любимого человека были опубликованы. Ни с одной из жен у Михаила детей не рождалось.


Существует забавная арифметически-мистическая ситуация с супругами Булгакова. Каждая из них имела по три официальных брака, как и он сам. Причем для первой жены Татьяны Михаил был первым супругом, для второй Любови – вторым, а для третьей Елены, соответственно, третьим. Так что мистика у Булгакова присутствует не только в книгах, но и в жизни.

Смерть

В 1939 году писатель работал над пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, в надежде, что такое произведение точно не запретят. Пьеса уже готовилась к постановке, когда пришло указание прекратить репетиции. После этого у Булгакова начало резко ухудшаться здоровье – он стал терять зрение, дала о себе знать и врожденная болезнь почек.


Михаил Афанасьевич вернулся к употреблению морфия для снятия болевых симптомов. С зимы 1940 года драматург перестал вставать с постели, а 10 марта великого писателя не стало. Похоронен Михаил Булгаков на Новодевичьем кладбище, а на его могиле по настоянию супруги положен камень, который ранее был установлен на могиле .

Библиография

  • 1922 - «Похождения Чичикова»
  • 1923 - «Записки юного врача»
  • 1923 - «Дьяволиада»
  • 1923 - «Записки на манжетах»
  • 1924 - «Белая гвардия»
  • 1924 - «Роковые яйца»
  • 1925 - «Собачье сердце»
  • 1925 - «Зойкина квартира»
  • 1928 - «Бег»
  • 1929 - «Тайному другу»
  • 1929 - «Кабала святош»
  • 1929-1940 - «Мастер и Маргарита»
  • 1933 - «Жизнь господина де Мольера»
  • 1936 - «Иван Васильевич»
  • 1937 - «Театральный роман»
Михаил Булгаков. 1920‑е годы Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и уже в следующем году начал публиковаться в тонких московских журналах — «Рупор», «Крас-ный журнал для всех», «Смехач» и других; устроился фельетонистом в газе-ту «Гудок» и стал постоянным автором берлинской газеты «Накануне». Пер-вые московские годы Булгакова ознаменовались появлением большого чис-ла очерков, заметок, репортерских отчетов, фельетонов, рассказов и пове-стей. До середины 1920-х годов Михаил Булгаков был известен как столич-ный писатель и лишь во второй половине 1920-х, после огромного успеха спектакля «Дни Турбиных», приобрел славу драматурга и практически оста-вил прозу. Мы выбрали пять рассказов Булгакова 1920-х годов, написанных в разных жанрах и на разные темы. Все вместе они дают представление о Булгакове-писателе того времени — о том, с чего он начинал и как работал со своим недавним прошлым и новой советской реальностью.

«Самогонное озеро» (1923)

«Самогонное озеро» — визитная карточка первых московских лет Булгакова. Переехав в столицу, он быстро обрел славу тонкого наблюдателя и остроумного летописца московского быта первой половины 1920-х годов. Главный редактор литературного приложения к берлинской газете «Накануне» Алексей Толстой просил московских сотрудников: «Шлите побольше Булгакова!» «Самогонное озеро» — самый характерный и смешной из этой серии рассказов и очерков.

Главный герой рассказа, занимающий комнату в коммунальной квартире № 50, под вечер, когда в «проклятой квартире» воцарилась тишина, намеревался почитать спокойно книжку, но чтение прервал крик петуха. Как выяснилось, петуха заживо ощипывал абсолютно пьяный неизвестный гражданин, собу-тыльник квартхоза Василия Ивановича. Главный герой спас петуха, и на время в квартире снова стало тихо, но затем ночью уже сам квартхоз выбил все стекла и избил свою жену. На шум вызвали пьяного председателя правления, а в три часа ночи к герою пришел, «качаясь, как былинка под ветром», Иван Сидо-рыч — второе лицо в правлении после председателя. Утром приходили другие пьяные соседи, а также младший дворник («выпивший слегка»), старший («мертво-пьяный») и истопник («в страшном состоянии»). Днем самогонную точку прикрыла милиция, но уже вечером «забил свеженький источник» по соседству, и повальное пьянство продолжилось с неменьшим размахом. Отчаявшийся герой с женой закрыли комнату и уехали на три дня к сестре.

Прототип Аннушки — Анна Федоровна Горячева Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков, по-видимому, почти буквально описывает свою жизнь в коммунальной квартире № 50 по Большой Садовой улице, 10, где он жил вместе с женой Татьяной Лаппа с осени 1921 года. Вместе с ними в ком-мунальной квартире жили еще 16 чело-век, большую часть которых состав-ляли рабочие из соседней типографии. Многие соседи Булгакова по комму-налке без труда узнаются в героях «Самогонного озера». Так, Аннушка — это Анна Федоровна Горячева, которая будет прототипом и знаменитой Ан-нушки-чумы из «Мастера и Маргари-ты», а квартхоз квартиры № 50 Василий Иванович — это Василий Иванович Болтырев, 35‑летний краскотер 2‑й Московской фабрики Гознака, который неоднократно грозил Булгакову высе-лением и порядочно трепал ему нервы.

О самогонных буднях квартиры вспоминала позднее и жена Булгакова: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А ми-лиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштра-фовать хотели». И сам Булгаков постоянно жаловался на шумную квартиру, мечтая поскорее съехать. В дневнике Булгакова сохранилась запись от 29 ок-тября 1923 года: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что насе-ляет эту квартиру». Покинуть квартиру № 50 Булгакову удалось только осенью 1924 года, а первое отдельное жилье с собственным кабинетом появилось у не-го лишь тремя годами позже.

«Китайская история» (1923)

«Китайская история», возможно, наименее известный рассказ Булгакова — и вместе с тем один из его лучших. Он выделяется своей нетипичностью: в рассказе нет коммунального быта, хорошо знакомого писателю, нет магазинов и ресторанов шумной эпохи нэпа, нет автобиографической основы — но есть Гражданская война.

Случайно попавший в Советскую Россию китаец ходя Ходя — прозвище китайцев, торговавших с лотков (см., например, в «Египетской мар-ке» Осипа Мандельштама: «Ночью снился китаец, обвешанный дамскими сумочками, как ожерельем из рябчиков»), а затем так стали называть всех китайцев. Сен-Зин-По тоскует по теплому Китаю в холодной чужой Москве. В опиумном салоне он потерял последние деньги и полушубок. Позднее «в каком-то гигантском зале с полу-круглыми сводами» китаец попадает к красноармейцам и его записывают добровольцем: оказывается, что Сен-Зин-По великолепный стрелок и в его «агатовых косых глазах от рождения сидела чудесная прицельная панорама». В первом же бою («блистательный дебют») Сен-Зин-По погибает, так до конца и не осознав происходящее.

Рассказ о трагической гибели китайца в огне Гражданской войны, которую он не понимает и в которой оказывается по чистой случайности, Булгаков явно противопоставляет знаменитой в то время повести Всеволода Иванова «Броне-поезд № 14.69», герой которой, красноармеец Син-Бин-У, обладает классовым чутьем, становится на сторону Красной армии и жертвует собой ради общей победы.

Спустя три года герои «Китайской истории» перешли в пьесу Булгакова «Зой-кина квартира» — одинокий потерянный Сен-Зин-По превратился в китай-ского бандита и убийцу, а старый китаец, владелец опиумного притона, стал в пьесе хозяином прачечной.

«Ханский огонь» (1924)

«Ханский огонь» также стоит особняком в череде булгаковских рассказов: это полностью выдуманная история с сильной фабулой и неожиданным финалом, написанная Булгаковым практически на спор:

«Сам довольно искушенный новеллист, В. П. Катаев, сравнивая с О’Ген-ри наших писателей, как-то пожаловался:
— Пишут плохо, скучно, никакой выдумки. Прочитаешь два первых абзаца, а дальше можно не читать. Развязка разгадана. Рассказ просма-тривается насквозь до последней точки.
Задетый за живое, вдруг встревает другой наш новеллист — Булгаков:
— Клянусь и обещаюсь: напишу рассказ, и завязку так и не развяжете, пока не прочитаете последней строчки».

Иван Овчинников. «В редакции „Гудка“»

Действие рассказа происходит в усадьбе-музее «Ханская Ставка». Старый смо-тритель Иона, служивший еще до революции у бывших ее хозяев, показывает дворец группе молодых экскурсантов. Среди них он отмечает двух загадочных посетителей — «голого» в одних шортах и пенсне и иностранца в золотых оч-ках. Дворец вызывает разные чувства у посетителей — комсомольцев, голого, буржуазной дамы с дочкой, таинственного иностранца. В конце концов, выпро-водив посетителей, Иона собирается закрыть музей, замечает того самого зага-дочного иностранца и вдруг узнает его лицо. Финал рассказа, как и обещал Булгаков, заранее предсказать невозможно.


Интерьер Овального зала в музее-усадьбе «Архангельское». 1954 год Фотохроника ТАСС

Прототипом дворца послужила, вероятно, усадьба Архангельское, в которой Булгаков побывал в 1923 году. Любопытная деталь: фамилию главного героя Тугай-Бег Булгаков использовал затем в качестве своего псевдонима.

В рассказе появляется важная для Булгакова тема эмиграции и противостояния дореволюционного мира (таинственный иностранец в золотых очках) и новой советской реальности (молодые комсомольцы-экскурсанты). В 1921 году Бул-гаков сам едва не покинул Россию на пароходе из Батума в Константинополь, а до этого в 1920 году во Владикавказе собирался оставить город вместе с белы-ми, но свалился с тифом. Татьяна Лаппа вспоминала позднее, как Булгаков упрекал ее:

«„Ты — слабая женщина, не могла меня вывезти!“ Но когда мне два вра-ча говорят, что на первой же остановке он умрет, — как же я могла вез-ти? Они мне так и говорили: „Что же вы хотите — довезти его до Казбе-ка и похоронить?“»

В эмиграции побывала вторая жена Михаила Булгакова — Любовь Евгеньевна Белозерская. Писатель расспрашивал ее о Константинополе, когда писал пьесу «Бег».

«Вьюга» (1926)

Михаил Булгаков. Около 1918 года Музей М. А. Булгакова

Рассказ «Вьюга» входит в знаменитый цикл «Записки юного врача», — а сим-волическая глубина рассказа, напря-женность действия, почти кинемато-графическая точность в изображении главной сцены погони и счастливая развязка делают «Вьюгу», как кажется, главным и самым захватывающим рас-сказом цикла.

Молодой врач, принимающий по сто крестьян в день, наслаждается неожи-данным покоем и горячей ванной: на улице вьюга, и никто не приехал на прием, — как вдруг ему приносят записку с просьбой срочно приехать к пациентке — невесте конторщика, о свадьбе которого говорила вся округа («„Мне в жизни не везет“, — тоскливо подумал я, глядя на жаркие дрова в печке»). Проклиная все на свете, врач соглашается ехать, безнадежно наблю-дает смерть юной девушки и на пути домой в разыгравшейся вьюге теряет до-рогу. Герой и сопровождающий его пожарный спасаются от стаи волков («Мыс-ленно я увидел короткое сообщение в газете о себе и злосчастном пожарном») и добираются домой — борьба со смертью в этот раз закончилась победой, но борьба эта не окончена: «Озолотите меня, — задремывая, пробурчал я, — но больше я не по… — Поедешь… ан, поедешь… — насмешливо засвистала вьюга».

Драматичный рассказ произвел настолько сильное впечатление на читателей, что один из них прислал в редакцию свой отклик с описанием похожего случая: «Волки: из жизни участковых медработников с. Балаклая, Изюмского округа».

Семь рассказов «Записок юного врача» публиковались в 1925-1926 годах в жур-нале «Медицинский работник». В их основе лежат реальные события из жизни писателя: в сентябре 1916 года он приехал работать земским врачом в село Ни-кольское Сычевского уезда (Смоленская губерния) и проработал в глухом крае единственным врачом почти год — до 20 сентября 1917 года. Уже тогда он на-чал делать первые наброски рассказов о своей жизни в Никольском. Хотя писа-тель сдвигает повествование на один год (действие начинается в 1917‑м, а не в 1916 году), а главный персонаж холост, в остальном рассказы довольно точно отражают его биографию.

Спустя несколько лет в письме Правительству СССР Булгаков назвал одной из своих главных задач «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Одним из таких русских интеллигентов, несо-мненно, был и молодой герой «Записок юного врача».

«Я убил» (1926)

Одна из важнейших булгаковских тем первой половины 1920-х годов, связан-ная с осмыслением опыта Гражданской войны, — это тема коллективной ответ-ственности. Как писала Мариэтта Чудакова, «участие — хотя бы и бездействи-ем — в убийстве соотечественников, ложащееся неискупимым бременем на всю дальнейшую судьбу каждого в отдельности и всех вместе, — этот био-графический мотив будет положен в основание художественного мира Бул-гакова».

Особенно здесь выделяются три рассказа: более ранние «Красная корона» и «Необыкновенные приключения доктора» и более поздний «Я убил». Так, главный герой «Красной короны» не в силах предотвратить убийство и смерть, и это в буквальном смысле сводит его с ума: «Я ушел, чтоб не видеть, как чело-века вешают, но страх ушел вместе со мной в трясущихся ногах». Он безна-деж-но пытается вернуться в прошлое и изменить ход событий.

Рассказ «Я убил» интересен именно тем, что в нем, кажется, в первый и послед-ний раз в художественном мире Булгакова нарушается этот принцип бездей-ствия героя и последующего мучительного чувства вины.

Главный герой рассказа доктор Яшвин в компании друзей рассказывает, как семь лет назад он умышленно убил пациента. Зимой 1919 года его насильно мобилизовали отступающие из Киева петлюровцы, он стал свидетелем зверств и жестокостей полковника Лещенко. Однажды доктора позвали к полковнику перевязывать рану: какой-то несчастный истязаемый сумел броситься на него с перочинным ножом. Именно здесь проходит та самая развилка, мучившая ге-роя рассказа «Красная корона». Доктор из пассивного свидетеля превращается в участника и вмешивается в происходящее: «Все у меня помутилось перед глазами, даже до тошноты, и я почувствовал, что сейчас вот и начались самые страшные и удивительные события в моей злосчастной докторской жизни». Доктор Яшвин застрелил полковника и сбежал из петлюровского плена.

Доктор Яшвин, щеголеватый, смелый, удачливый, спокойный и скрытный человек, несомненно, несет в себе черты Булгакова. Фабула рассказа тоже частично автобиографична: зимой 1919 года Булгаков как врач был насильно мобилизован петлюровцами, бежавшими от большевиков, наступавших на Киев. В плену у петлюровцев он стал свидетелем убийства человека на мосту. Потрясенный писатель смог ночью сбежать:

«И вот в третьем часу [ночи] вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой Варвара, сестра Михаила Булгакова. открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и состояние было ужасное — нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого пролежал целую неделю, больной был».

Татьяна Лаппа

Мучительные воспоминания о виденном в плену отразились в творчестве Бул-гакова. Так, в романе «Белая гвардия» появляется сцена убийства еврея у Цеп-ного моста:

«Пан куренной не рассчитал удара и молниеносно опустил шомпол на голову.Что-то в ней крякнуло, черный не ответил уже „ух“… Повер-нув руку и мотнув головой, с колен рухнул набок и, широко отмахнув другой рукой, откинул ее, словно хотел побольше захватить для себя истоптанной и унавоженной земли. Пальцы крючковато согнулись и загребли грязный снег. Потом в темной луже несколько раз дернулся лежащий в судороге и стих». 

В августе 1919 года после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под названием "Грядущие перспективы".

Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы".

В 1921 году он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР.

В 1921-1926 годах Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами "Гудок" и "Рабочий", журналами "Медицинский работник", "Россия" и "Возрождение".

В литературном приложении к газете "Накануне" были опубликованы "Записки на манжетах" (1922-1923), а также рассказы писателя "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все — 1922). В 1925-1927 годах в журналах "Медицинский работник" и "Красная панорама" были опубликованы рассказы из цикла "Записки юного врача".

Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти — писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам относятся повести "Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя" (1924) и "Роковые яйца" (1925), объединенные в сборник "Дьяволиада" (1925). Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 году повесть "Собачье сердце", более 60 лет пребывавшая в "самиздате".

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия" (1925). Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение.

Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 года) принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.

В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира" (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу "Бег" (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе.

Пьеса "Багровый остров" (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления.

В начале 1930 года его пьеса "Кабала Святош" (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.

Пьесы Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал "Письмо правительству", прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Иосифа Сталина Булгакову (18 апреля 1930 года). Вскоре Булгаков получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 года он был принят и в актерский состав Московского Художественного театра.

Работая во МХАТе, написал инсценировку "Мертвых душ" по Николаю Гоголю.

В феврале 1932 года "Дни Турбиных" во МХАТе были возобновлены.

В 1930-е годы одной из главных в творчестве Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", пьеса "Последние дни", роман "Мастер и Маргарита".

В 1936 году из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки "Мольера" Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.

В последние годы Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор Сергей Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Борис Асафьев), "Дружба" (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.

Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы "Батум" о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью.

В 1929-1940 годах создавался многоплановый философско-фантастический роман Булгакова "Мастер и Маргарита" — последнее произведение Булгакова.

Врачи обнаружили у писателя гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 года стал последний днем работы над романом.

Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

При жизни не увидели свет его пьесы "Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич", последняя из них была экранизирована режиссером Леонидом Гайдаем в комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Также после смерти писателя был опубликован "Театральный роман", в основу которого легли "Записки покойника".

Философско-фантастический роман "Мастер и Маргарита" до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей, неразмноженная рукопись была чудом сохранена. Роман впервые был напечатан в сокращении в 1966 году в журнале "Москва". Полный текст в последней редакции Булгакова был опубликован на русском языке в 1989 году.

Роман стал одним из художественных достижений русской и мировой литературы XX века и одной из самых популярных и читаемых книг на родине писателя, неоднократно экранизировался и ставился на театральной сцене.

В 1980-х годах Булгаков стал одним из самых издаваемых авторов в СССР. Его произведения вошли в Собрание сочинений в пяти томах (1989-1990).

26 марта 2007 года в Москве, в квартире на Большой Садовой улице, дом 10, где писатель проживал в 1921-1924 годах, правительством столицы был учрежден первый в России Музей М.А. Булгакова.

Михаил Булгаков был женат три раза. С первой супругой Татьяной Лаппа (1892-1982) писатель обвенчался в 1913 году. В 1925 году он официально вступил в брак с Любовью Белозерской (1895-1987), которая ранее была замужем за журналистом Ильей Василевским. В 1932 году писатель женился на Елене Шиловской (урожденная Нюренберг, по первому мужу Неелова), супруге генерал-лейтенанта Евгения Шиловского, с которой познакомился в 1929 году. С 1 сентября 1933 года Елена Булгакова (1893-1970) вела дневник, ставший одним из важных источников биографии Михаила Булгакова. Она сохранила обширный архив писателя, который передала в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а также Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому). Булгаковой удалось добиться публикации "Театрального романа" и "Мастера и Маргариты", переиздания в полном виде "Белой гвардии", издания большинства пьес.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Михаил Афанасьевич Булгаков (15 мая 1891 - 10 марта 1940) родился в Киеве в семье доцента духовной семинарии. Был крещен своим же отцом, который посчитал нужным дать сыну имя в честь хранителя Киева — архистратига Михаила.

Детство

В семье Булгаковых воспитывалось 7 детей, из которых Михаил был старшим. Как вспоминал в будущем писатель, мать относилась к ним со всей строгостью. Дети получали точное понятие, что такое зло и добро. Отец, в свою очередь, старался им привить большую любовь к науке.

Дом семьи Булгаковых располагался на Андреевском спуске, который знаменит своей энергетикой и неимоверными пейзажами. Мальчик с юных лет рос в особой атмосфере свободы и красоты.

До 9 лет Михаил получал домашнее образование, а затем отправился на обучение в Александровскую гимназию, где в начале 20 века преподавали самые сильные учителя Киева. Именно гимназийный период ознаменовался первыми творческими порывами будущего писателя: Михаил проявил себя как талантливый юный поэт и прозаик, а также — карикатурист и музыкант.

Юношество

После окончания гимназии вопрос о продолжении образования решался просто: в семье Булгаковых было много родственников-врачей. Да и смерть отца Афанасия от почечной болезни повлияла на выбор юноши. Михаил всегда проявлял интерес к тому, как «устроен человек». Уже на втором курсе он оставил холостяцкую жизнь, женившись на выпускнице гимназии Татьяне Лаппа.

Планы на обучение прервала Первая мировая война. Михаил принял решение работать в госпитале, но уже осенью получил назначение в Смоленскую губернию. Так он стал земским врачом.

Молодые годы

Военное время оказалось удручающим: среди заболевших часто встречалась дифтерия. Булгакову приходилось оказывать помощь каждому нуждающемуся. От этого пострадал и он сам, заразившись дифтерийной палочкой от больного мальчика. Спасительным лекарством оказался морфий. Михаил смог вылечиться от дифтерии, но не смог отказаться от наркотического вещества. Уже вскоре ежедневно ему требовалось вводить две дозы.

Находясь в наркотическом угаре, писатель садился за стол и пытался на бумаге передать все то, что «посещало» его голову в тот момент. И только благодаря жене он смог избавиться от пагубной привычки.

Доктор в отставке

После первой мировой войны многие представители интеллигенции покидали Россию. На то время Михаил нес службу военного врача на Северном Кавказе. Тяжелый тиф, сваливший писателя, не дал ему возможности вовремя эмигрировать из страны. Уже потом он не раз ставил в упрек своей жене то, что она не приняла решение и не вывезла его за границу. Причиной такого желания были особые взгляды Булгакова, которые шли вразрез с политическими верхами. Это четко можно проследить в его первых масштабных произведениях «Роковые яйца», «Собачье сердце, «Зойкина квартира».

Интересный факт: уважаемый профессор Преображенский из «Собачьего сердца» имел своего реального прототипа. Им стал дядя Михаила Булгакова, врач Николай Покровский. Само произведение было впервые опубликовано только в 1987 году.

В 1919 году писатель покинул медицинскую практику и женился снова. Его супругой стала Любовь Белозерская. Многие ошибочно считают, что произведение «Мастер и Маргарита», Булгаков посвятил ей. На самом деле его музой была Елена Шиловская, которая в 1929 году «получила звание» третьей законной супружницы писателя.

Роман «Мастер и Маргарита» стал настоящим отражением судьбы самого писателя. Несмотря на переплетение современного и исторического аспекта, ему было присвоено титул «Евангелия от Дьявола». Главный герой романа — Мастер, стал тем самым проводником между прошлым и настоящим: временами Понтия Пилата и современной Москвой 30-х годов.

В начале 30-х годов материальное состояние писателя желало лучшего. Ему пришлось написать письмо Сталину с просьбой или дать возможность работать ли разрешить выезд из страны. Так в жизни писателя появился театральный период. Им была написана даже пьеса о Сталине, которую запретили к постановке. Единственной пьесой, которая шла многие годы на сцене МХАТа, было произведение «Дни Турбиных».

В 1939 году Булгаков начинает снова употреблять морфий для снятия боли вследствие гипертонического нефросклероза. Именно эта болезнь была названа официальной причиной его смерти в марте 1940 года. Недруги поговаривали, что уход писателя ускорило его увлечение оккультизмом: нечистая сила предъявила свои права на его жизнь.

3 мая (15 мая по новому стилю) 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков - русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Детство и юность

Михаил Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922) на Воздвиженской улице, 28 в Киеве. В семье Булгаковых было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

Михаил Булгаков с детства отличался артистичностью, любовью к театральным постановкам. В семье часто разыгрывались домашние спектакли, автором шутливых пьес-водевилей и комических сценок выступал Михаил. В 1909 году он закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года Булгаков получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Профессию врача будущий писатель выбрал исключительно из материальных соображений. После смерти отца он остался старшим мужчиной в семье. Правда, мать во второй раз вышла замуж, но отношения с отчимом, в отличие от его младших братьев и сестёр, у Михаила не сложились. Он стремился, прежде всего, к финансовой независимости. К тому же в момент окончания университета Булгаков был уже женатым человеком.

С Татьяной Николаевной Лаппа (1892-1982) медицинский студент Булгаков обвенчался в 1913 году. Некоторые родственники М.А. Булгакова (в частности муж его сестры Варвары Леонид Карум) впоследствии упрекали его в том, что первый брак, как и выбор профессии, также был продиктован корыстным расчётом. Татьяна Лаппа оказалась «генеральской дочкой» (её отец являлся действительным статским советником). Однако Л. Карум имел все основания для предвзятого отношения к своему знаменитому родственнику: Булгаков вывел его в роли отрицательного персонажа (полковник Тальберг в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»).

По воспоминаниям самой Татьяны Лаппа, денежные трудности Булгаковых начались уже в день их свадьбы:

«Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о.Александр …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…».

Отец Татьяны присылал ей в месяц 50 рублей (по тем временам достойная сумма). Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг.

«Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. «Ну, значит, всё в ломбарде!», - вспоминала Т.Н. Лаппа.

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне, затем был направлен на работу в отдалённое село Никольское Сычёвского уезда Смоленской губернии. Именно здесь были написаны первые рассказы («Звёздная сыпь», «Полотенце с петухом» и др.). В Никольском, по словам Т. Лаппа, Михаил Афанасьевич пристрастился к наркотикам. В начале 1917 года он настойчиво ходатайствовал перед начальством о переводе в более крупный населённый пункт, где можно было скрыть от посторонних глаз его наркозависимость. В противном случае, Булгаков рисковал лишиться диплома врача. 20 сентября 1917 года Булгаков перешёл на работу в Вяземскую городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерическим отделениями.

Гражданская война

В конце февраля 1918 года супруги Булгаковы возвратились в Киев, поселившись вместе с младшими братьями и сёстрами Михаила в родительской квартире. Булгаков работает частнопрактикующим врачом-венерологом. К весне 1918 года ему удаётся полностью излечиться от морфинизма, однако, по воспоминаниям близко знавших его людей, в этот период Михаил Афанасьевич начинает злоупотреблять алкоголем.

Трагические события 1918 года в Киеве и участие в них Булгакова отчасти отражены в его рассказе «Необыкновенные приключения доктора» (1922) и романе «Белая гвардия» (1924). В последний день гетманства Скоропадского (14 декабря 1918 года) врач М.А. Булгаков был то ли мобилизован в его армию, то ли пошёл добровольно в качестве военного врача в один из офицерских отрядов. Отряды, состоявшие из добровольцев-офицеров и юнкеров, как известно, были распущены под свою ответственность заместителем главнокомандующего генералом Ф.А. Келлером. По воспоминаниям Т. Н. Лаппа, в тот день Булгаков ни в каких военных действиях не участвовал, а просто приехал домой на извозчике и «сказал, что всё кончено и будет Петлюра». Тем не менее, бегство доктора Турбина от петлюровцев, описанное потом в романе, вполне автобиографично. Этот эпизод биографы писателя относят к февралю 1919 года, когда М. Булгаков был насильно мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Петлюровцы уже покидали город, и на одном из переходов Булгакову удалось сбежать.

«Он потом рассказал, что как-то немножко поотстал, потом ещё немножко, за столб, за другой и бросился в переулок бежать. Так бежал, так сердце колотилось, думал инфаркт будет,» – вспоминала жена писателя Т.Н.Лаппа.

В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. А. Булгаков был мобилизован в Красную армию, опять же в качестве военного врача. 14-16 октября он вернулся в Киев и в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооружённых Сил Юга России, став военным врачом 3-го Терского казачьего полка. По версии жены писателя, Булгаков вплоть до прихода белых (август 1919 года) безвыездно находился в городе. В августе-сентябре 1919 года он был мобилизован как врач в Добровольческую армию и отправлен на Северный Кавказ. Участвовал в походе на Чечен-аул и Шали-аул против восставших горцев. 26 ноября 1919 года в газете «Грозный» был опубликован знаменитый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы».

В конце 1919 - начале 1920 годов М.А. Булгаков работал врачом в военном госпитале во Владикавказе, но в феврале 1920 года он делает свой окончательный выбор в пользу литературы, оставляет медицину и становится постоянным сотрудником газеты «Кавказ».

В феврале 1920 года белые оставляют Владикавказ. Супруги Булгаковы не смогли уйти вслед за отступающей армией: Михаил тяжело заболел сыпным тифом. Ему удалось скрыть факт своей службы в белой армии и избежать расправы, но впоследствии Михаил Афанасьевич неоднократно упрекал жену за то, что она не нашла возможности вывезти его из города. Если бы это произошло, Булгаков бы, вне сомнения, эмигрировал. И кто знает? Возможно, русская литература лишилась бы одного из гениальных прозаиков и драматургов XX века. Вряд ли эмигрант-Булгаков смог бы состояться как писатель в условиях беженской жизни, тем более – приобрести столь широкую известность.

Начало пути

По выздоровлении М.А. Булгаков поступает на работу во Владикавказский ревком. Он был назначен заведующим секцией подотдела искусств, ставил на сцене революционные пьесы собственного сочинения: «Самооборона», «Братья Турбины», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы». Особого успеха эти постановки не имели, а сам драматург чувствовал, что он способен на большее.

24 сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву. Он начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами «Правда», «Гудок», «Рабочий» и журналами «Медицинский работник», «Россия», «Возрождение». В это же время он опубликовал главы из повести «Записки на манжетах» в «Литературном приложении» к эмигрантской газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке», где М.А. Булгаков одно время работал разборщиком писем, было напечатано более 120 его репортажей, очерков и фельетонов.

В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз Писателей, преобразованный впоследствии в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей).

В 1924 году на вечере издательства «Накануне» начинающий писатель знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987). Вскоре она стала новой женой Михаила Афанасьевича. Женитьба на Белозерской, у которой были обширные связи в литературном мире, сыграла роль необходимой «ступеньки» в карьере мало кому известного автора. По наблюдениям современников, супруги не были духовно близкими людьми, но благодаря Белозерской и её знакомствам увидело свет самое значительное на тот момент произведение Булгакова – роман «Белая гвардия». Сразу после выхода первой части романа автору поступило предложение от МХАТа написать современную пьесу. В 1925 году появляются «Дни Турбиных».

На титульном листе «Белой гвардии», как известно, Булгаков поместил посвящение своей новой жене, чем нанёс смертельную обиду Т.Н. Лаппа. Татьяна Николаевна оставалась его верной спутницей на протяжении всех самых трудных лет болезни, революции, гражданской войны. Она стала очевидцем и участником описанных в романе киевских событий, но оставленной супруге не нашлось места ни на страницах произведения, ни в новой московской жизни писателя. Михаил Афанасьевич в полной мере осознавал свою вину перед этой женщиной (он в 1916 году настоял на аборте, который не позволил Т.Н. Лаппа более иметь детей). Уже после расставания Булгаков неоднократно говорил ей: «Из-за тебя, Тася, Бог меня покарает».

Успех и травля

За всё в жизни приходится платить. Успех пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе (1926 год) не отменил последующую травлю и практически полное запрещение произведений Булгакова в конце 1920-ых годов. Пьеса понравилась И.В. Сталину, но в своих выступлениях вождь соглашался: «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и только 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В.Маяковский, А.Безыменский, Л.Авербах, П. Керженцев и многие другие.

В конце октября 1926 года в Театре им.Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира». Однако пьеса «Бег», посвящённая событиям Гражданской войны, так и не была разрешена к постановке. Булгакову было предложено внести в её текст ряд изменений идеологического характера, которые он категорически отверг. В 1928-1929 годах «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров» сняты с репертуара столичных театров.

Роман «Белая гвардия» и особенно пьеса «Дни Турбиных» получили широкую известность в среде российской эмиграции. Однако «советского» творчества писателя белоэмигранты не принимали. В 1929 году у Булгакова рождается замысел романа «Мастер и Маргарита». По утверждениям Л.Е.Белозерской, первая редакция романа существовала в виде рукописи уже в 1930 году. Вероятно, роман писался с перспективой его публикации за границей: резкая критика окружающей действительности и обращение к теме Иисуса Христа полностью исключали его появление на страницах советской печати.

Когда все произведения Булгакова в Советской России были запрещены и перестали печататься, писатель всерьёз собирался покинуть СССР, чтобы воссоединиться со своей семьёй (два его брата жили за границей). В 1930 году Михаил Афанасьевич писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом, даже отчаянном материальном положении.

Писатель и Вождь

Затравленный и гонимый, советский драматург Булгаков написал также письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать в советской стране.

18 апреля 1930 года М.А. Булгакову позвонил сам И.В. Сталин. В кратком телефонном разговоре вождь высказал искреннее недоумение по поводу желания драматурга покинуть страну: «Что, мы вам очень надоели?» Булгаков ответил, что он русский писатель, и хотел бы работать в России. Сталин настойчиво рекомендовал ему подать заявление во МХАТ.

С 1930 по 1936 год М.А. Булгаков работал во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТа состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» по инсценировке Булгакова. 16 февраля 1932 года возобновили спектакль «Дни Турбиных». В письме своему другу П. Попову Булгаков сообщил об этом так:

Конечно, «замечательное распоряжение» было отдано никаким не правительством, а Сталиным. В это время он посмотрел во МХАТе спектакль по пьесе Афиногенова «Страх», который ему не понравился. Вождь вспомнил о Булгакове и приказал восстановить «Дни Турбиных» - что и было мгновенно исполнено. Спектакль сохранялся на сцене Художественного театра вплоть до июня 1941 года. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, разрешение ставить любимую Сталиным пьесу не распространялось.

В том же 1932 году М.А.Булгаков окончательно расстался с Л.Е. Белозерской. Его третьей женой стала Елена Сергеевна Шиловская, с которой он прожил всю оставшуюся жизнь.

В 1934 году Булгаков просит правительство СССР о предоставлении ему двухмесячной заграничной поездки «для поправки здоровья». Возможно, целью этой поездки являлось также и предложение эмигрантским издательствам очередного варианта «Мастера и Маргариты». В 1931 году, в виду своей несостоявшейся эмиграции, Булгаков начал писать роман заново и его вторую (далеко не последнюю) редакцию исследователи датируют именно 1934 годом.

Но Булгаков получает отказ. Товарищ Сталин прекрасно понимал: если Булгаков останется за границей, пьесу «Дни Турбиных» придётся снять с репертуара. Драматург становится «невыездным», но одновременно обретает и статус «неприкосновенного». В случае ареста Булгакова по какому-либо обвинению, вождь также мог лишиться любимого зрелища…

В 1936 году, после почти пяти лет репетиций, во МХАТе увидел свет спектакль «Кабала святош». Прошло всего семь представлений, и спектакль был запрещен, а в «Правде» помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде», Булгакову пришлось покинуть МХАТ. Он стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I», одновременно заканчивает последнюю редакцию рукописи «Мастера и Маргариты».

Казалось, что в конце 1930-ых годов шансы на публикацию романа в СССР были больше, чем в конце 20-х, когда Булгаков начал работу над ним. Снизился накал антирелигиозной пропаганды, а деятельность церкви усилиями властей была сведена к нулю. Оказались репрессированы или просто сошли со сцены многие булгаковские критики. РАПП был распущен, а в новый Союз писателей Булгакова приняли сразу же, в июне 1934 года. В 1937 году Михаилу Александровичу поступали предложения от многих известных издательств написать «советский авантюрный роман». Булгаков отказывался. Лишь однажды он решился предложить к публикации главы из «Мастера и Маргариты», но бывший редактор альманаха «Недра» Ангарский (впоследствии тоже репрессированный) чётко ответил: «Это напечатать нельзя.» «Почему?» – спросил Булгаков, желая услышать обоснованный ответ. «Нельзя,» – повторил Ангарский, отказавшись от каких-либо объяснений.

9 сентября 1938 года Булгакова посетили представители МХАТа. Они просили забыть прежние обиды и написать новую пьесу о Сталине. Булгаков был на многое готов, чтобы позволили напечатать его «Мастера и Маргариту». Пьеса «Батум» была написана в 1939 году, к 60-и летнему юбилею вождя. Конечно, Булгаков, вдохновившийся образом молодого Сталина, не мог получить ни материалов для пьесы, ни доступа к архивным документам. События «Батума» основаны на опубликованных в то время официальных источниках и представляют собой, в большинстве своём, художественный вымысел. Все, кому Булгаков читал пьесу, её хвалили (храбрецов ругать произведение о Сталине не нашлось). Сам Сталин тоже одобрил «Батум», но, вопреки ожиданиям автора, пьеса без лишнего шума тут же была запрещена к печатанию и постановке. Взявшись писать «заказную» пьесу, драматург и не подозревал, что Иосифу Джугашвили вовсе не нужны воспоминания о его дореволюционном прошлом. Непогрешимому Вождю народов, вне сомнения, было, что скрывать.

Болезнь и смерть

По воспоминаниям Е.С. Булгаковой (Шиловской), Михаил Афанасьевич с самого начала их совместной жизни часто говорил о своей скорой кончине. Друзья и близкие писателя воспринимали эти разговоры, скорее, как очередную шутку: несмотря ни на что, в жизни Булгаков был человеком весёлым и любил розыгрыши. В 1939 году, в 48 лет, он заболел нефросклерозом. Булгаков знал, что гипертонический нефросклероз – болезнь наследственная и смертельная. В прошлом врач, он, возможно, очень рано ощутил первые симптомы. В том же возрасте нефросклероз свёл в могилу отца Михаила Афанасьевича.

Состояние здоровья М. Булгакова быстро ухудшалось, он периодически терял зрение, продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот период писатель начал новую, последнюю правку романа «Мастер и Маргарита». Когда окончательно ослеп, он диктовал жене последние варианты глав. Правка остановилась 13 февраля 1940 года на словах Маргариты: «Так, это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С.Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

Похоронен М.А. Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е.С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Елена Широкова

По материалам книги Соколов Б. Три жизни Михаила Булгакова. – М.:Эллис Лак, 1997.