На подготовку водителей к маршу, особенно к ночному, требуется светлое время суток. Если светлого времени недостаточно, то некоторые вопросы подготовки разъясняются водителям на инструктаже перед началом марша. Однако объем работ по подготовке к маршу в этом случае не сокращается.

При подготовке к маршу водителям отводится достаточное время для отдыха; отдых особенно необходим, если марш будет совершаться но>чью.

При подготовке к предстоящему маршу водитель обязан получить на руки необходимые путевые документы: путевой лист, схему или кроки маршрута, а в случае необходимости - перечень населенных пунктов, расположенных на маршруте, с указанием расстояния до них, мест привалов, пунктов заправки горючим и технической помощи. Каждый водитель должен иметь при себе солдатскую книжку, удостоверение на право управления автомобилем и, если это положено, талон на право эксплуатации транспортного автомобиля.

Кроме того, водитель должен проверить, привести в порядок и уложить (закрепить) в соответствующих местах личное оружие, средства противохимической и противоатом* ной защиты.

Подготовка автомобиля

Подготовка автомобиля к маршу в составе колонны проводится водителем. В случае необходимости ему оказывается помощь силами подразделения технического обслуживания и ремонта. Чаще всего для этой цели привлекается личный состав, а также используется оборудование войсковой автомобильной ремонтно-эксплуатационной мастерской (ВАРЗМ) или подвижной авторемонтной мастерской (ПАРМ). Объем подготовки автомобиля зависит от его технического состояния, от характера задачи и условий, в которых предстоит "совершить марш.

До начала марша независимо от протяженности маршрута автомобиль подвергается контрольному осмотру перед выходом из парка и освобождается от ненужного и нетабельного имущества.

При определении вида технического обслуживания, проводимого в порядке подготовки автомобиля к маршу, учитывается протяженность маршрута (расстояние перевозки) и километраж (пробег), пройденный автомобилем после предыдущего номерного технического обслуживания. Это делается для того, чтобы необходимое техническое обслуживание автомобиля провести заранее, а не в ходе выполнения задачи (в пути).

Взвод (отделение, танк) всегда должен быть готов к маршу (передвижению своим ходом) и перевозкам различными видами транспорта в условиях постоянной угрозы применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия и средств дистанционного минирования, воздействия его авиации, воздушных десантов, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп и разрушений дорог и переправ. Это требует тщательной подготовки вооружения, техники и личного состава к маршу или перевозкам, высокой маршевой дисциплины и выучки личного состава.

Марш - организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж. Он может совершаться в предвидении вступления, в бой или вне угрозы столкновения с противником, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости. В зависимости от условий обстановки, и прежде, всего от его удаления и возможного характера действий противника, марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником, с применением оружия массового поражения или только обычного оружия, воздействием авиации, воздушных десантов, диверсионно-разведывательных групп, применением минно-взрывных заграждений и разрушений.

Марш в предвидении вступления в бой совершается в том случае, когда непосредственно с марша подразделениям предстоит выполнять боевую задачу: наступать, обороняться, вести встречный бой. Такие марши, как правило, совершаются в районе боевых действий.
Марш вне угрозы столкновения с противником осуществляется обычно в тылу своих войск. В этих условиях исключается возможность ведения боя с наземным противником, однако подразделения должны быть готовы к отражению ударов с воздуха действовать против диверсионно-разведывательных групп, в условиях воздействия высокоточного оружия, применения средств дистанционного минирования. Все марши совершаются, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости. Во всех случаях мотострелковые (танковые) подразделения должны своевременно прибыть в указанный район или на рубеж и быть в полной готовности к выполнению боевой задачи. Передвижение подразделений по направлению осуществляется к фронту, в тыл и вдоль фронта.

После марша подразделения сосредоточиваются в назначенном районе или развертываются на указанном рубеже для выполнения боевой задачи. Передвижение маршем обеспечивает постоянную организационную целостность и боевую готовность подразделений, быстрое их развертывание и вступление в бой или совершение маневра в целях обхода районов разрушений, пожаров и затоплений.

Во всех случаях командир должен обеспечить прибытие взвода (отделения, танка) в назначенный район или на указанный рубеж своевременно, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи.

Взвод (отделение, танк) совершает марш в колонне роты (взвода) с дистанциями между машинами 25-50 м. При движении по пыльным дорогам, в условиях ограниченной видимости, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении с повышенной скоростью дистанции между машинами увеличиваются.

При движении на открытой местности в условиях угрозы применения противником разведывательно-ударных комплексов дистанции между боевыми машинами увеличиваются и могут быть 100-150 м.

Маршевые возможности. Под маршевыми возможностями понимается способность подразделений к передвижению на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) на танках, автомобилях, в пешем порядке (на лыжах) из одного района в другой. Основными показателями маршевых возможностей подразделений являются

Средняя скорость движения и величина суточного перехода.
Средняя скорость движения взвода без учета времени на привалы может быть: на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), танках - 20-25 км/ч, на автомобилях при движении в составе отдельной автомобильной колонны - 25-30 км/ч; мотострелкового взвода в пешем порядке - 4-5 км/ч, на лыжах - 5-7 км/ч.
В горах, пустынях, северных районах, лесисто-болотистой местности и других неблагоприятных условиях средняя скорость движения колонн может уменьшаться до 15- 20 км/ч.
Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью.

Величина суточного перехода - это расстояние по маршруту движения от исходного пункта до наиболее удаленной точки района (рубежа назначения), преодолеваемое подразделениями за сутки. Протяженность маршрута измеряется по карте.

Средняя норма времени работы водительского состава (с сохранением боеспособности) в сутки составляет 10-12 ч, остальное время (12-14 ч) расходуется на обслуживание техники, на отдых, прием пищи. При совершении марша в пешем порядке величина суточного перехода определяется из расчета 7-9 ч движения в сутки и может составлять 30 - 40 км. Таким образом, чтобы определить величину суточного перехода, необходимо планируемую среднюю скорость движения умножить на рабочее время водительского состава.

В целях организованного совершения марша и своевременного выхода в указанный район (на рубеж) назначаются маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования, привалы и дневной (ночной) отдых (рис. 5).

Маршрут движения - это заранее намеченный путь следования подразделений через определенные пункты местности. Обычно он выбирается по лучшим на данной местности дорогам, в обход крупных населенных пунктов.

Исходный пункт-это условная точка, устанавливаемая старшим командиром по ясно видимым на местности или по карте ориентирам, с которой подразделения приступают к выполнению поставленной задачи на марше. Исходный пункт назначается для своевременного начала марша и выбирается на удалении 5-10 км от района расположения, что позволяет вытянуть колонну подразделения, набрать установленную скорость движения и дистанцию между подразделениями. Пункты регулирования назначаются обычно через 3-4 ч движения. Они позволяют регулировать скорость движения и организованно совершать марш.
Для отдыха личного состава, приема пищи, проверки вооружения и техники и их технического обслуживания в ходе марша назначаются привалы через 3-4 ч движения продолжительностью до 1 ч и один привал - до 2 ч во второй половине суточного перехода. Для пеших колонн привалы назначаются продолжительностью 10 мин через каждые 50 мин движения, а во второй половине суточного перехода - продолжительностью до 2 ч для приема пищи и отдыха личного состава.
При совершении марша на большие расстояния, кроме того, назначается дневной (ночной) отдых в конце каждого суточного перехода.
На привалах во время дневного (ночного) отдыха производятся техническое обслуживание вооружения и боевой техники, дозаправка машин горючим, организуются прием пищи и отдых личного состава.

Подразделения на марше могут быть объектом для нанесения ударов авиацией противника, поэтому в ходе движения и на привалах в подразделениях должна поддерживаться высокая готовность к отражению самолетов и вертолетов противника, снижению эффективности их ударов. Это требует надежного прикрытия подразделений от налетов воздушного противника, строгого соблюдения маскировки и дисциплины марша.
Походный порядок. При совершении марша подразделения выстраиваются в походный порядок. Мотострелковые (танковые)
подразделения совершают марш в колоннах. Походный порядок на марше состоит из колонны охранения, главных сил и подразделений технического обеспечения и тыла

Походное охранение (рис. 6.) организуется с фронта, флангов и тыла. С фронта подразделения охраняются дозорными отделениями (танками), головными дозорными и головными походными заставами. Для охранения главных сил с угрожаемых флангов высылаются боковые походные заставы, охранение подразделений с тыла осуществляется тыльными походными заставами.

Назначение органов походного охранения определяется направлением движения подразделений по отношению к противнику.
Дозорное отделение (танк) назначается в целях непосредственного охранения головной (боковой) походной заставы (головного дозора) и осмотра местности. Кроме того, дозорное отделение (танк) высылается для непосредственного охранения колонны главных сил с фронта и тыла.

Головная походная застава (головной дозор) следует по маршруту главных сил с задачей обеспечить беспрепятственное движение охраняемой колонны, исключить внезапное нападение противника на нее, не допустить проникновения разведки к ней и обеспечить выгодные условия для вступления в бой.

Боковая походная застава следует на уровне головы охраняемой колонны с задачей не допустить внезапного нападения противника с фланга.
Неподвижная боковая застава предназначена для прикрытия фланга охраняемой колонны. Она выходит на установленный ей рубеж, развертывается в боевой порядок и организует оборону в готовности к отражению противника.

Тыльная походная застава следует за охраняемой колонной в готовности к отражению нападения противника с тыла.

Удаление органов походного охранения должно быть таким, чтобы обеспечивался выигрыш времени для развертывания и организованного вступления в бой главных сил (см. таблицу 3).

Таблица 3. Органы походного охранения

Орган походного охранения Состав От кого высылается Удаление, км
Головная походная застава Мотострелковая (танковая) рота, усиленный взвод 5-10
Боковая походная застава От батальона, действующего в авангарде До 5
Тыльная походная застава Мотострелковый (танковый) взвод До 5
Неподвижная боковая застава Мотострелковый (танковый) взвод От подразделений главных сил До 5
Головной дозор Мотострелковый (танковый) взвод От головной походной заставы в составе роты 3-5
Дозорное отделение (танк) Мотострелковое отделение (танк) От головной походной заставы в составе взвода (головного дозора) Удаление, обеспечивающее наблюдение, поддержку огнем
Дозорные Два-три человека (один член экипажа) От дозорного отделения (танка) 100-200 м

Походное охранение выполняет свои задачи обычно в течение всего перехода. На привалах оно останавливается, занимает выгодный рубеж и продолжает нести службу в качестве сторожевой заставы

Управление подразделениями на марше осуществляется установленными сигналами и командами. Связь на марше обеспечивается зрительными сигналами (флажками, фонарями). Команды, подаваемые флажками (фонарями), дублируются и передаются по колонне всеми командирами машин.
Работа радиостанций на передачу до встречи с противником запрещается, радиосвязь организуется только для передачи данных от разведывательных органов и сигналов оповещения.

При подготовке к маршу проводятся мероприятия по боевому, техническому и тыловому обеспечению.

Боевое обеспечение имеет целью не допустить внезапного нападения противника, сохранения боеспособности и создания необходимых условий для успешного и своевременного выполнения поставленной задачи. Оно включает разведку, охранение, защиту от оружия массового поражения, тактическую маскировку, инженерное и химическое обеспечение.

Система обучения командиров, штабов и личного состава подразделений, частей и соединений организации и совершению марша. В РВСН организуется и проводится в ходе боевой подготовки в ракетных полках (рп), частях и подразделениях тыла [баз тылового обеспечения (бто), отдельных эксплуатационно-ремонтных групп (орэг) и др.] и специальных войск [технических ракетных баз (трб), ремонтно-технических баз (ртб), баз регламента средств связи (брсс) и др.] и штабов соединений.

М.п. командиров и офицеров штабов включает: изучение руководящих документов по организации и совершению марша, маршевых возможностей войск; тренировки в изучении полученной задачи, оценки обстановки и принятию решений на марш, планирование марша, доведение задач до войск, организации взаимодействия; морально-психологическую подготовку личного состава к маршу, всестороннее обеспечение и управление войсками при подготовке и в ходе марша и др. Обучение организации марша осуществляется в системе командирской подготовки, на штабных тренировках, командно-штабных и тактических учениях и др.

М.п. личного состава подразделений (частей и соединений) заключается в приобретении ими знаний, умений навыков по выполнению своих задач при подготовке и в ходе марша и включает: тренировку в погрузке (посадке) на боевые [автономные пусковые установки (АПУ) и др.] или транспортные [боевые машины дежурных сил (БМДС)] машины (агрегаты) и выгрузке (спешивании) с них; отработке порядка движения и дисциплины марша, мер безопасности в движении, ведении наблюдения и передачи команд (сигналов); действий при развертывании агрегатов (машин) на полевых боевых стартовых позиций (БСП) или (полевых позиций (ПП), учебных полевых боевых стартовых позиций (УПБСП) и др.) и приведении их в готовность к выполнению задач по предназначению; действий при нападении воздушного и наземного противника, террористических и экстремистских групп (формирований); действий при преодоления зон заражения, районов разрушений и пожаров, различных препятствий, минных полей и водных преград, а также в составе органов охранения, разведки и т.д.

Особое место в М.п. соединений и воинских частей РВСН занимает обучение механиков-водителей многоосных агрегатов. Она слагается из технической подготовки, вождения и тактической подготовки. На занятиях по технической подготовке изучают материальную часть машин, порядок подготовки их к движению, запуска двигателя, его прогрева для работы в эксплуатационных режимах, заправки топливом и маслом, охлаждающей жидкостью; порядок разворачивание (сворачивания) агрегатов в боевое (походное) положение; в правила пользования различными приборами управления; меры безопасности при эксплуатации машин, порядок проведения контрольного осмотра, выявления и устранения неисправностей и др. На занятиях по вождению в соответствии с требованиями курса вождения и программ боевой подготовки отрабатываются задачи и нормативы, рассчитанные на приобретение навыков вождения в различных условиях: основы и правила движения машин, преодоления сложных препятствий, вождение с приборами ночного видения, погрузка на переправочные транспортные средства и выгрузка с них, само вытаскивание и буксировка машин, выполнение нормативов по технической подготовке. Навыки практического вождения совершенствуются в ходе тактических занятий и учений, стрельб и др. мероприятий связанных с эксплуатацией боевых машин, в ходе которых механики-водители рп СПУ обучаются действиям при выполнении боевой задачи личным составом рп (рдн, гпп) в ходе совершения марша.

Для РВСН характерна значительная первичная подготовка механиков-водителей многоосных агрегатов на базе шасси МАЗ в учебных центрах. С вновь назначенными водителями после тренировок (отработки упражнений курса вождения) в вождении одиночных машин в составе подразделений проводятся 100- и 500 км. марши. На занятиях по тактической (тактико-специальной) подготовке механики-водители (водители) совершенствуют навыки вождения машин в колонне, выдерживания дистанции и заданной скорости, прохождения населенных пунктов, мостов, теснин и др. узких мест, преодоления различных препятствий и минных полей, развертывание из колонны в предбоевой и боевой порядок, действий на привалах, вынужденных остановках, при нападении воздушного противника и диверсионных групп и др. Важным условием высокой М.п. войск является повышение квалификации механиков-водителей (водителей), так для механиков водителей АПУ и др. многоосных агрегатов на базе шасси МАЗ, введено категорирование (1-5 категории). (См. рис.).

Значительное место в М.п. отводится занятиям с формированиями (отряд восстановления боевой готовности, аварийный отряд и др.) назначаемых от специальных войск и тыла при выводе последних в назначенные (полевые) районы. В ходе подготовки этих подвижных формирований совершенствуются навыки личного состава в согласованных действиях во время движения с решением тактических, огневых и специальных задач, а также их готовности выполнять задачи по предназначению в границах позиционного района соединения.

Первой ступенью слаживания подразделений, являются тактико-строевые занятия. На них отрабатываются техника выполнения приемов и способов действий в различных условиях совершения марша, а командиры и штабы приобретают практические навыки в управлении подчиненными подразделениями. Основной и наиболее эффективной формой М.п. являются тактические учения и маневры, на которых все вопросы подготовки и совершения марша решаются комплексно.

В ходе М.п. проводится обучение обеспечивающих подразделений, прежде всего выделяемых для несения комендантской службы.

Показателем высокой М.п. частей и подразделений соединений РВСН является прибытие совершающих марш формирований, подразделений, частей в назначенный район своевременно, в полном составе и готовности к немедленному выполнению боевой задачи.

Марш – организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи. Как правило, марш проводится ночью или в других условиях ограниченной видимости. В ходе боевых действий и в тылу своих войск он может проводиться и днем. Отделение совершает марш в колонне взвода на боевой машине пехоты , а иногда и в пешем по­рядке (на лыжах). При совершении подразделениями марша на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), танках в составе общей колонны - сред­няя скорость движения как днем, так и ночью должна быть 25-30 км/ч, - на автомобилях при движении в составе отдельной автомобильной колонны - 30-40 км/ч . При движении в пешем порядке - средняя скорость может быть 4-5 км/ч , - на лыжах - 5-7 км/ч. На марше дистанция между машинами (танками) может быть 25-50 м. Такая дистанция обеспечивает безопасность движения. При движении по пыльным дорогам, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы и спуски, а также при движении на повышенных скоростях дистанции между машинами увеличиваются и могут быть до 100 м. При остановке колонны дистанции между машинами сокращаются до 10 м. Этого пространства вполне достаточно для построения от­деления за машиной после высадки, а также для выезда (въезда) отдельных машин из колонны. В целях организованного совершения марша и своевременного выхода в указанный район (рубеж) назначаются:- маршрут движе­ния;- исходный пункт;- пункты регулирования;- привалы и дневной (ночной) отдых. Маршрут движения - это заранее намеченный путь следования подразделений через определенные пункты местности. Исходный пункт - это условная точка, устанавливаемая стар­шим командиром по ясно видимым ориентирам на местности или по карте, с которой подразделения приступают к выполнению по­ставленной задачи. Пункты регулирования назначаются для регулирования скорости движения колонны. Их назначают через 3-4 ч движения. Для отдыха личного состава, приема пищи, проверки состояния вооружения, боевой и другой техники и их технического обслужи­вания в ходе марша назначаются привалы. На привале механики-водители останавливают машины на пра­вой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанци­ях, установленных командиром. По команде командира отделения личный состав выходит из машины и располагается для отдыха справа от дороги. Наблюдатель, дежурный пулеметчик (наводчик орудия) остаются в машине. Механик-водитель производит контрольный осмотр машины и при необходимости совместно с назначенными ему в помощь солдатами устраняет выявленные неисправности. Огневые средства, назначенные для борьбы с воздушным противником, находятся в готовности к ведению огня. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ноч­ной) отдых . Для этого выбирается район с условиями, благоприят­ными для защиты от ядерного оружия и маскировки войск, а также с достаточным количеством источников воды. В этом районе отде­ление сходит с дороги, располагается в назначенном командиром извода месте. Для техники оборудуется укрытие, а для личного со­става отрывается щель; организуется наблюдение, непосредственное охранение, обслуживание и дозаправка техники; личному составу выдается горячая пища и предоставляется отдых.




26. Отделение в походном охранении.Задачи походного охранения.Порядок действий дозорного отделения в ходе совершения марша.Последовательность и содержание работы командира отделения после получения задачи на действие в качестве дозорного отделения.

Подразделения на марше охраняются походным охранением. Для непосредственного охранения, а также для осмотра местности от головной (боковой) походной заставы (головного дозора) в направлении движения, а от главных сил батальона (неподвижной боковой заставы) в стороны угрожаемых флангов (на угрожаемые направления) может высылаться дозорное отделение на удаление, обеспечивающее наблюдение за ним и поддержку его огнем. Его задача - предупредить охраняемое подразделение от внезапного нападения противника. Это удаление может быть 400-1200 м и объясняется тем, что дальность действительного огня пулемета КПВТ па БТР равна 2000 м, ПКТ- 1000 м, танковой пушки-2500 м, орудия, установленного на БМП,-1300 м. На этом расстоянии в условиях нормальной видимости будет обеспечиваться зрительная связь (т. е. прием сигналов и возможность поддержи его огнем). Необходимо отметить, что при движении в лесу, на резко пересеченной местности удаление дозорного отделения будет значительно сокращено. Задачу дозорному отделению ставит командир взвода или роты, от которых оно высылается. При постановке задачи отделению обычно указываются сведения о противнике и где возможна встреча с ним, задача отделения, маршрут и скорость движения, наличие впереди своих войск, порядок действий при встрече с противником и сигналы оповещения, управления и взаимодействия. Командир дозорного отделения, назначенного в походное охранение, обязан изучить по карте (схеме) маршрут движения, места вероятной встречи с противником и определить порядок движения и действий отделения при встрече с ним; установить порядок наблюдения за местностью и противником, а также за сигналами командира и порядок доклада, а затем отдать боевой приказ. В боевом приказе командир отделения указывает: - сведения о противнике; - задачу охраняемого подразделения; - задачу отделения, маршрут и скорость движения, порядок наблюдения, доклада о замеченном и действий при встрече с противником; - сигналы оповещения, управления, взаимодействия и порядок действий по ним; - время готовности к маршу и заместителя. После отдачи боевого приказа командир отделения проверяет готовность вооружения и боевой техники к выполнению боевой задачи и о готовности отделения докладывает командиру роты (взвода).
Движение начинается по команде командира взвода. До встречи с противником отделение движется безостановочно и так, чтобы не задерживать движение колонны охраняемого подразделения. Остановки в ходе движения делаются только по команде командира охраняемого подразделения. В ходе движения личный состав внимательно наблюдает за местностью и местными предметами в целях своевременного обнаружения противника. Как только противник будет обнаружен, командир отделения немедленно подает об этом установленный сигнал, указывает механику-водителю (водителю) укрытое место для остановки машины, подает отделению команду на спешивание, указывает цели наводчику-оператору, пулеметчику и гранатометчику. С выходом противника в зону действительного огня отделение внезапно открывает огонь, обеспечивая этим развертывание и вступление в бой охраняемого подразделения. В случае если дозорное отделение, совершая марш на закрытой местности и ночью, внезапно будет обстреляно противником, оно немедленно спешивается и вступает в бой. Для непосредственного охранения при движении пешим порядком командир дозорного отделения высылает дозорных. На пути движения дозорные осматривают местность и местные предметы, обращая внимание на все признаки, по которым можно обнаружить противника. Открытые места дозорное отделение проходит быстро. Не обнаружив противника, дозорные подают сигнал «Путь свободен». Командир дозорного отделения дублирует этот сигнал командиру, выславшему дозорное отделение, и продолжает выполнять задачу.


27. Методика тактической подготовки. Разработка плана проведения ТСЗ и подготовка к его проведению.

Тактико-строевые занятия занимают важнейшую роль в тактической выучке отделения и требуют от его командира больших теоретических знаний, высокого методического мастерства и особой ответственности за подготовку занятий. В ходе боевой учебы выработана следующая последовательность подготовки занятий: личная подготовка командира отделения, уяснение исходных данных; рекогносцировка и разработка плана проведения занятия; подготовка личного состава отделения, материальной части и учебной материально-технической базы. Подготовка командира отделения к проведению занятия осуществляется на показных и инструкторско-методических занятиях, инструктажах, но основным методом остается самостоятельная подготовка. Готовясь к занятию, сержант под руководством командира взвода уясняет изложенные в расписании занятий роты исходные данные: тему и учебные вопросы, отрабатываемые нормативы и время, а также расход моторесурсов и имитационных средств. Затем он изучает соответствующие разделы и статьи Боевого устава Сухопутных войск (взвод, отделение, танк), положения Методики тактической подготовки мотострелкового отделения и взвода, Сборника нормативов по боевой подготовке. Уясняя содержание того или иного учебного вопроса, командир отделения уточняет, какие приемы и способы действий будут отрабатываться на занятии и в какой последовательности. Командир отделения проводит занятие примерно в такой последовательности: В исходном положении он объявляет отделению первый учебный вопрос и порядок его отработки. Затем напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, доводит до обучаемых тактическую обстановку и приступает к отработке первого приема. Если при подготовке к занятию ознакомление с отрабатываемыми приемами не проводилось, то командир отделения показывает новый прием в целом и первый отрабатываемый его элемент, а если личный состав был ознакомлен с приемом ранее, то руководитель занятия только поясняет порядок его отработки по элементам и приступает к тренировке. Закончив отработку всех учебных вопросов , командир отделения при наличии времени проводит комплексную тренировку с личным составом по выполнению приемов и способов действий по всем учебным вопросам, а затем разбор, который является заключительной частью занятия. В разборе командир отделения указывает тему занятия, учебные цели и в какой степени достигнуты они в ходе занятия; анализирует действия солдат при отработке каждого учебного вопроса

При подготовке к маршу командир взвода (отделения, танка) обязан проверить исправность ма­шин, вооружения приборов ночного видения, средств защиты и пожаротушения, средств связи и свето­маскировки, заправку горючим, наличие и правильность укладки боеприпасов, средств специальной обра­ботки, шанцевого инструмента, возимого комплекта разминирования и средств повышения проходимо­сти. О готовности к маршу он докладывает командиру роты.

Боевое обеспечение взвода при подготовке к маршу включает:

Организацию разведки на марше;

Организацию походного охранения;

Организацию защиты от ОМП и химического обеспечения на марше;

Организацию противовоздушной обороны;

Организацию маскировки на марше;

Организацию инженерного обеспечения марша.

Разведка на марше ведется в целях своевременного добывания разведывательных данных о противнике и местности. Основным способом ведения разведки является наблюдение. Дан­ные о местности командир взвода получает при оценке местности по карте, а о возможных ее изменениях в ходе совершения марша - от старшего командира. Главным источником получения данных о противнике является информация, получаемая от вышестоящего командира и органов разведки, а при действиях в походном охранении - и от дозорного отделения (танка), удаление которого от головы колонны главных сил дозора должно обеспечивать непрерывное наблюдение за ним и поддержку огнем его действий.

Походное охранение организуется на марше с целью обеспечить беспрепятственное дви­жение главных сил, оградить их от внезапною нападения противника, обеспечить им выгодные условия для вступления в бой, а также не допустить проникновение наземной разведки против­ника к охраняемой колонне.

Защита от ОМП и химическое обеспечение на марше организуется с целью сохранения боеспособ­ности личного состава и обеспечения выполнения взводом поставленных задач. Это достигается свое­временным обнаружением радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) зараже­ния и оповещением о нем подразделений, умелым использованием индивидуальных и коллективных средств защиты, защитных свойств местности.

Противовоздушная оборона организуется в целях своевременного обнаружения воздушного про­тивника, оповещения личного состава о появлении его самолетов и вертолетов. Для этого в ходе всего марша во взводе ведется круговое и непрерывное наблюдение за воздушным противником заранее назначенными наблюдателями.

Маскировка на марше является одним из важных путей уменьшения потерь от ударов воздушного и наземного противника и достигается главным образом использованием маскирующих свойств местно­сти, условий ограниченной видимости, строгим соблюдением дисциплины марша и сохранения военной тайны. Она организуется командиром взвода в соответствии с полученной задачей и условиями обста­новки в целях скрытия своих подразделений от всех видов и средств разведки противника как в районах расположения, так и при совершении марша.

Инженерное обеспечение организуется и проводится в целях создания взводу необходимых условий для успешного совершения марша и повышения защиты личного состава и боевой техники от всех средств поражения. Для выполнения задач инженерного обеспечения марша взвод использует навесное бульдозер­ное оборудование, минные тралы, табельные средства маскировки, местные материалы и шанцевый ин­струмент.

Тыловое обеспечение заключается в пополнении до норм запасов всех материальных средств, эва­куации раненых и больных на медицинские пункты до начала марша. В ходе подготовки к маршу прово­дятся ремонт и техническое обслуживание боевых машин, их вооружения, приборов прицеливания и на­блюдения, уточняются место и время пополнения запасов горючего, боеприпасов, продовольствия, меди­цинского и иного имущества.

Командир взвода на марше обязан строго соблюдать установленный порядок движения и маскировки, не допускать задержек на переправах, в теснинах, тоннелях и населенных пунк­тах, вести непрерывное круговое наблюдение за наземным, воздушным противником и сигналами команди­ра роты, своевременно оповещать личный состав о противнике, а также о радиоактивном, химиче­ском, биологическом (бактериологическом) заражении.

Машины на марше двигаются только по правой стороне дороги, соблюдая установленную скорость движения, дистанции и меры безопасности. Для защиты от высокоточного оружия про­тивника максимально используются поля радиолокационной невидимости, образуемые складками местно­сти и местными предметами, а также придорожная растительность. На открытых участках маршру­та не допускаются скучиванье и остановка машин, скорость движения и дистанции между машинами увеличиваются.

При вынужденной остановке машина отводится на правую обочину или в сторону от дороги, где устраняется неисправность. После того как неисправность устранена, машина присоединяется к прохо­дящей колонне, свое место во взводе она занимает на привале. Остановившаяся неисправная машина объ­езжается только слева. Обгон колонн в движении запрещается. Ночью машины двигаются с использова­нием приборов ночного видения или светомаскировочных устройств, а при движении по участкам мест­ности, просматриваемым противником, и в светлую ночь - с полностью выключенными светом и прибо­рами ночного видения.

Управление взводом на марше осуществляется установленными сигналами. Радиосредства рабо­тают только на прием.

По сигналу оповещения о воздушном противнике взвод продолжает движение. Огневые средства, выделенные для ведения огня по низко летящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям, изго­тавливаются для открытия огня, люки боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков, кроме лю­ков, из которых будет вестись огонь, закрываются. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Нападение воздушного противника отражается огнем по команде командира взвода. При движении в пешем порядке мотострелковый взвод по команде командира занимает ближайшее укрытие и открывает огонь из стрелкового оружия по воздушным целям противника.

Минное поле, установленное средствами дистанционного минирования, взвод обходит или преодо­левает в составе ротной колонны за головной машиной по проделанному ею проходу. Мины, оказавшиеся перед машинами взвода, уничтожаются с использованием возимого комплекта разминирования (ВКР-1 или ВКР-2) или другими способами.

По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) за­ражении взвод продолжает движение. В боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и танках перед преодолением зон заражения люки, двери, бойницы и жалюзи закрываются, включается система защиты от оружия массового поражения. Личный состав, следующий в пешем порядке и на открытых машинах, надевает средства индивидуальной защиты. Зоны с высокими уровнями радиации, районы разрушений, пожаров и затоплений на маршруте движения взвод, как правило, обходит, при невозможности обхода зоны заражения преодолеваются с максимальной скоростью, с использованием имеющейся на машинах системы защиты от ОМП и средств индивидуальной защиты.

Частичная специальная и санитарная обработка проводится после выхода из зоны заражения по указанию командира роты, а при заражении личного состава отравляющими веществами - немедленно. Полная специальная и санитарная обработка проводится, как правило, в районе дневного (ночного) от­дыха или по прибытии в назначенный район.

В случае применения противником зажигательного оружия, а также при вынужденном преодоле­нии района пожаров люки, двери, бойницы и жалюзи боевых машин пехоты (бронетранспортеров), тан­ков закрываются. После выхода из района пожаров командир взвода организует тушение очагов огня на машинах, спасение личного состава и оказание пострадавшим первой медицинской помощи, после чего взвод продолжает движение. Раненые и больные после оказания им первой медицинской помощи на месте доставляются в медицинский пункт батальона.

На привалах машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанциях, установленных командиром взвода. Боевые машины пехоты (бронетранспортеры), танки размещаются по возможности под кронами деревьев, в радиолокационной тени местных предме­тов, а на открытой местности маскируются штатными маскировочными покрытиями и местными ма­териалами. Высадка из машин осуществляется только по команде (сигналу) своих командиров. Для отды­ха личный состав располагается справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели и дежурные пуле­метчики (наводчики орудий), а в командирских машинах и дежурные на радиосредствах. Огневые средст­ва, назначенные для отражения воздушного противника, находятся в готовности к ведению огня.

Экипажи машин (водители) проводят контрольный осмотр вооружения и техники, выполняют техническое обслуживание и совместно с назначенным в помощь личным составом устраняют выявленные неисправности. При вынужденных остановках на маршруте движения и устранении неисправности на боевой машине пехоты, танке поворот башни в сторону проезжей части категорически запрещается.

В горах при подготовке к маршу командир взвода уделяет особое внимание проверке исправно­сти ходовой части и механизмов управления машин. На каждой машине необходимо иметь специ­альные приспособления для предотвращения скатывания машин при остановках на подъемах и спусках. При преодолении опасных мест личный состав мотострелкового взвода обычно спешива­ется. При движении в пешем порядке скальные участки, осыпи и перевалы преодолеваются обычно по­взводно или по отделениям с соблюдением мер безопасности с обязательной страховкой друг друга или самостраховкой. На привалах и при расположении на отдых в горной местности личный состав и тех­ника располагаются в местах, безопасных от обвалов, камнепадов, осыпей, снежных лавин и затоплений.

В пустыне при подготовке к маршу осуществляется тщательная подготовка вооруже­ния и техники к движению в условиях высоких температур, бездорожья и песков, машины оснащаются средствами повышения проходимости, создаются дополнительные запасы воды, горючего и продовольст­вия. В жаркое время для предохранения личного состава от тепловых и солнечных ударов командир взвода должен следить за строгим соблюдением питьевого режима и исправной работой систем вентиляции боевых машин пехоты (бронетранспортеров) и танков. При движении в пешем порядке, особенно в зной и по пыльной дороге, дистанции и интервалы между военнослужащими в колонне взвода увеличиваются. На марше взвод строго придерживается маршрута или установленного азимута направления движения. Оставлять в пути одиночные машины запрещается.

Зимой перед маршем командир взвода обязан: принять меры к обеспечению личного состава сред­ствами против обморожения; убедиться в наличии зимнего дизельного топлива и специальных жидкостей в машинах и при необходимости принять меры к их дозаправке; проверить исправность средств подогре­ва двигателей машин; готовность вооружения к применению в условиях низких температур, а если пред­стоит движение по участкам с глубоким снежным покровом - и натяжение гусениц, а также оснащение машин средствами повышения проходимости; дать указания механикам-водителям о мерах предотвра­щения размораживания систем охлаждения двигателей; организовать просушивание обмундирования и обуви.

3. Последовательность и содержание работы командира взвода назначенного в походное охранение, средства усиления, походный порядок, удаление от охраняемой колонны.

Походное охранение батальона должно обеспечить беспрепятственное движение главных сил, ис­ключить внезапное нападение противника, обеспечить выгодные условия для вступления в бой, а также не допустить проникновения к ним наземной разведки противника. На подразделения охранения на марше возлагается также задача ведения разведки.

Походный порядок и походное охранение усиленного ТБ

Взвод на марше может назначаться в головную (ГПЗ), боковую (БПЗ), тыльную (ТПЗ) походную, а иногда и в неподвижную боковую (НБЗ) заставы или головной (тыльный) дозоры с задачей исключить внезапное нападение наземного противника на охраняемую колонну, обеспечить ей выгодные условия для вступления в бой и не допустить проникновения к ней наземной разведки противника. На подразделения охранения на марше возлагается также задача ведения разведки противника и местности.

Для охранения колонны на марше от батальона, следующего в передовом отряде или авангарде, высылаются: в направлении движения на удалении 5-10 км - головная походная застава в составе уси­ленных взвода или роты; на фланги и в тыл при необходимости - дозорные отделения (танки). Головная походная застава силой до роты высылает головной дозор в составе взвода на удаление 3-5 км, головная походная застава силой до взвода - дозорное отделение (танк) на удаление, обеспечивающее наблюдение за ним и поддержку его огнем. Боковая (тыльная) походная застава высылается на угрожаемое направле­ние в случае необходимости на удаление до 5 км, причем боковая походная застава движется по парал­лельному маршруту своей головой колонны главных сил на уровне головы колонны главных сил охраняемого подразделения. Неподвижная боковая застава назначается для прикрытия колонн подразделения в мес­тах, позволяющих противнику скрытно приблизиться к маршруту движения и внезапно напасть, а также в местах, где невозможно движение по параллельному маршруту боковой походной заставы. Ее удаление может быть до 10 км.

При угрозе нападения наземного противника в зависимости от характера местности от батальонов, со­вершающих марш в составе главных сил бригады, в качестве непосредственного охранения высылаются головные дозо­ры, а от замыкающего батальона - и тыльный дозор или дозорные отделения (танки) на удаление, обеспечивающее наблюдение за ними, поддержку их огнем и исключающее внезапность нападения наземного противника на охраняе­мую колонну.

Командир взвода, назначенного в походное охранение, при уяснении полученной задачи и оценки обстановки должен:

Уяснить задачу охраняемой колонны, свою задачу и время готовности к её выполнению;

Изучить по карте маршрут движения и характер местности;

Определить места вероятной встречи с противником и его возможных засад, а также порядок действий при встрече с противником дозорного отделения (танка) и главных сил взвода;

Определить состав дежурных огневых средств и наблюдателей, а также порядок подготовки взвода к маршу.

В боевом приказе командир взвода указывает:

Сведения о противнике;

После слова «приказываю» ставит задачу взводу (маршрут и скорость движения), построение колонны, дистанцию между машинами, исходный пункт и время его прохождения, задачи отделениям (танкам) и порядок действия при встрече с про­тивником);

Дозорное отделение (танк), его задачу и удаление;

Время готовности к маршу;

Свое место и заместителя.

При организации взаимодействия командир взвода указывает:

Порядок наблюдения, связи, открытия и ведения огня по воздушным целям;

Места вероятной встречи с противником дозорного отделения (танка), взвода и средств усиления;

Порядок соблюдения мер маскировки и пользования приборами ночного видения (светомаскировоч­ными устройствами), сигналы оповещения, управления и взаимодействия и порядок действий по ним.

После отдачи боевого приказа и организации взаимодействия командир взвода дает указания по обеспечению марша, защите от высокоточного, зажигательного оружия и оружия массового поражения противника, организует пополнение ракет, боеприпасов, горючего и продовольствия до установленных норм и проверяет готовность взвода к выполнению боевой задачи и докладывает командиру роты (батальона).


4. Действия головной (боковой, тыльной) походной заставы и головного дозора в охра­нении, при ведении разведки и при встрече с противником.

В установленное время командир взвода, назначенного в ГПЗ, вытягивает колонну на маршрут. Дозорное отделение занимает свое место в походном порядке ГПЗ. Исходный пункт взвод проходит точ­но в назначенное время и движется по указанному маршруту с заданной скоростью на удалении, которое зависит от полученной задачи и состава ГПЗ. Командир взвода, находясь в голове колонны главных сил ГПЗ лично ведет разведку противника и местности на маршруте, а также на рубежах вероятной встре­чи с противником. Разрушенные мосты, заминированные или поврежденные участки дороги, зараженные участки местности на маршруте движения головная походная застава (головной дозор) обходит, обозна­чая направления обхода указками. Командир взвода организует разведку и отыскание путей обхода, а при невозможности обхода организует и определяет порядок преодоления препятствий, заграждений. Тесни­ны, тоннели, мосты и другие узкие места головная походная застава (головной дозор) проходит безоста­новочно.

Головная походная застава (головной дозор) до встречи с противником движется с установленной скоростью. Мелкие группы противника (органы разведки и охранения) головная походная застава, как пра­вило, уничтожает атакой с ходу или огнем с места (из засады), а топографические карты, образцы ору­жия и другие документы захватывает и продолжает выполнять задачу. При встрече с превосходящим по силе противником она действует в зависимости от обстановки. Внезапным огнем с выгодной позиции и решительной атакой уничтожает его, а если решительной атакой уничтожить его не удалось, ГПЗ (ГД) упорно удерживает занимаемый рубеж и обеспечивает развертывание и вступление в бой главных сил ох­раняемой колонны.

Дозорное отделение (танк) продвигается скачками от укрытия к укрытию в указанном ему на­правлении и ведет наблюдение за местностью и противником. Закрытые участки местности, опушки ле­са, отдельные строения, ущелья и тоннели, узкие проходы, мосты и другие объекты оно осматривает и при необходимости выставляет знаки. Обо всем обнаруженном командир дозорного отделения (танка) немедленно докладывает выславшему его командиру.

С завязкой боя дозорным отделениям (танком) командир головной походной заставы выдвигается к позиции дозорного отделения (танка), или на пункт местности вблизи нее, откуда виден противник, бы­стро оценивает обстановку, принимает решение и ставит задачи короткими распоряжениями лично, по радио или связными. Данные о противнике и принятом решении командир головной походной заставы не­медленно предает старшему командиру (начальнику) по радио.

В ходе боя с походным охранением противника командир головной походной заставы ведет наблю­дение, управляет действиями подчиненных, стремясь упредить противника в открытии огня или совер­шении маневра, навязать ему свою волю и заставить вести бой в невыгодных условиях. Командир головной походной заставы постоянно докладывает старшему командиру (начальнику) обо всех изменениях обста­новки, действует согласно его распоряжения, обеспечивая развертывание и вступление в бой охраняемой колонны.

Взвод, назначенный в боковую походную заставу, следует на уровне головы охраняемой колонны по параллельному маршруту на удалении, установленном командиром, с задачей не допустить внезапного нападения противника с фланга. При встрече с мелкими группами противника боковая походная застава уничтожает его и продолжает выполнять поставленную задачу. При угрозе нападения превосходящих сил противника она занимает выгодную позицию и не допускает внезапного нападения его на охраняемую ко­лонну.

Взвод, назначенный на неподвижную боковую заставу, для прикрытия фланга охраняемой колонны к указанному времени выходит на определенный ему рубеж, развертывается в боевой порядок и организу­ет оборону в готовности к отражению возможной атаки противника. После прохождения охраняемой колонны взвод присоединяется к главным силам. Оставление позиций разрешается только после получения приказа командира, выславшего заставу.

Взвод, назначенный в тыльную походную заставу, совершает марш за охраняемой колонной на ус­тановленной командиром дистанции с задачей не допустить внезапного нападения противника с тыла. Мелкие группы противника тыльная походная застава уничтожает огнем из засад. При угрозе выхода превосходящих сил противника к охраняемой колонне она занимает выгодную позицию, огнем всех средств наносит поражение противнику, задерживает его и не допускает нападения на охраняемую колонну. Ко­мандир взвода, по приказу командира, выславшего заставу, организует разрушение мостов, переправ и до­рог. Для охраны колонны главных сил тыльной походной заставы от внезапного нападения противника ее командир на угрожаемое направление (в конец колонны ТПЗ) выделяет дозорное отделение (танк).