История
В 1828 году братья Усачёвы – Василий Николаевич и Петр Николаевич, купцы, успешно занимающиеся продажей чая, купили у вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы и занялись его обустройством.
Надо сказать, что в 1820-1830-х годах границу Москвы расширили, земляной вал снесли, а ров засыпали. Поскольку на месте образовалась очень широкая полоса земли, для дороги и тротуара оставили 25 метров, а остальное отдали местным землевладельцам с обязательным условием – сделать палисадник, посадить деревья и поставить хорошую ограду. Территория будущей усадьбы Усачёвых-Найдёновых располагался как раз возле земляного вала и вошёл в границы Москвы, так что его хозяева получили приличный кусок земли под палисадник.
Поскольку территория уже вошла в черту Москвы, несмотря на свой вид, усадьба считается городской.
Для обустройства усадьбы пригласили известного архитектора Доменико Жилярди. По его проекту главный дом, каретный сарай и конюшни образовывали внутренний двор. Парадных вход в главным дом находился во дворе. С южный стороны от дома в парк спускается закруглённый пандус, украшенный вазами и львами. Интересно, что приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве использован только в этом месте.
За конюшней находились хозяйственные здания и огороды. В парке, существовавшем ещё до строительства усадьбы установили несколько павильонов, в том числе музыкальный и Чайный домик. Возле дома построили грот. На краю холма, предположительно, по проекту ученика Жилярди А.Г. Григорьева установили две восьми-колонные беседки-ротонды.
Пётр Николаевич очень любил заниматься садоводством. Благодаря ему на территории парка появились оранжереи, пользующиеся популярностью среди москвичей.
При Усачёвых усадьба стала не менее роскошной, чем владения дворян. Её даже хотела купить Великая Княгиня Елена Павловна, но не сложилось.
В усадьбе часто устраивались приёмы, а сами Усачёвы были так популярны в обществе, что мост через Яузу недалеко от усадьбы длительно время назывался «усачёвским».
После смерти Петра Николаевича в 1848 году за усадьбой перестали следить и она постепенно пришла в упадок. В 1854 году её купил текстильный фабрикант и благотворитель Герасим Иванович Хлудов. Он занялся усадьбой, преобразил парк на английский манер, модный в те времена. В парке появились птичий двор, зверинец, а так же редкие виды растений, а оранжереях гости могли увидеть южные растения. В саду и главном доме провели водопровод, подключили калориферное отопление.
Герасим Иванович занимался коллекционированием картин и при нём в усадьбе появляется картинная галерея.
При нём дом часто посещали важные люди, чья деятельность связана с финансами.
После смерти Хлудова в 1885 году, его имение делят между собой четыре дочери, уже имеющие свои семьи. Позже Александра Герасимовна Найдёнова выкупает у сестёр усадьбу. Продолжая дело отца-благотворителя, Александра Герасимовна в 1888 году недалеко от усадьбы открывает дом призрения с храмом преподобного Герасима. Там была богадельня на 80 человек и дом бесплатных квартир на 150 вдов с сиротами.
По одним данным Найдёновы не живут в усадьбе, по другим, вместе с ними там поселяется и брат мужа Александры Герасимовны – Николай Александрович Найдёнов, предприниматель, 39 лет избиравшийся гласным городской думы, и увлекавшийся архитектурой старой Москвы.
Возможно, Найдёновы там жили только время от времени или приезжали на время приёмов. А приходили к ним в гости, как и купеческая элита, так и профессора.
Александра Герасимовна поддерживала усадьбу в отличном состоянии до самой революции. После чего в усадьбе разместился туберкулёзный санаторий «Высокие холмы». Название, по все видимости, произошло от месторасположения санатория.
В 1950-х годах по проекту реставрации И. Рубен и Г. Солодкой служебным постройкам и части декора был возвращён изначальных архитектурный облик. Немногим позже почти полностью отреставрированный Чайный домик сгорел, а концертный павильон просто полностью исчез с территории парка.
До нашего времени дожили главный дом, каретный сарай, конюшни, некоторые хозяйственные постройки, пандус, грот, две беседки-ротонды.
Парк иногда использовали для съёмок фильмов, например, встречается он в фильме «Покровские ворота».
После санатория на территории усадьбы располагался городской врачебно-физкультурный диспансер. С 1999 года на территории находится Московский научно-практический центр спортивной медицины.

Настоящее
Давайте прогуляемся по современной усадьбе Усачёвых-Найдёновых.
Расположена она совсем недалеко от метро «Чкаловская» и «Курская»-кольцевая. В первом случае нужно выбрать выход с переходом на кольцевую, во втором с переходом на Люблинскую линию. Недалеко от выхода будет широкая улица Земляной вал. Подходим к ней и смотрим на дома с другой стороны. Теперь надо повернуть налево и идти вдоль улицы прямо, не сворачивая. На пути попадётся один подземный переход, воспользуемся им, чтобы пересечь Верхнюю Сыромятническую улицу, что идёт перпендикулярно Земляному валу. Если позже на другой стороне вы увидите между двух домом интересную ограду в виде арок, а за ней лестнице – значит путь выбран верно, и скоро слева от вас появятся ворота в усадьбу.
Ворота в усадьбу находится выше тротуара, а перед ними находятся пандус и лестница. На одной колонне висит зелёный крест, а на другой таблички. Они сообщают нам, что этот объект охраняется государством и что здесь находится центр спортивной медицины. Поднимаемся наверх и видим ещё одну табличку – часы приёма больных, посетителей и запрет на спиртное.
Входим через старинные ворота на территорию. Справа располагается главный дом, он же здание администрации, слева спортивная аптека.
Сразу бросается в глаза, что окна главного здания украшены барельефами в виде львиных голов. Вход в дом находится за углом. Над входом большой козырёк, украшенный ажурным орнаментом, по бокам крыльца сидят львы и грифоны. Возле последних стоят зелёные скамейки.
Напротив входа располагается небольшой сквер с ёлочками, скамейкой, дорожками в три стороны. Слева от него – здание поликлиники, бывший каретный сарай. На нём тоже найти барельефы, псевдо-колонны.
Напротив главного дома находится бывшая конюшня, ныне травматологическое отделение, выполненное, как и остальные здания в одном стиле – таком простом, но в тоже время красивом. На первом этаже конюшни где-то посередине окон между ними находятся кольца, а чуть выше кое-где штырьки. Интересно, для чего они служат?
От травматологического отделения поворачиваем налево и идёт к хозяйственным постройкам. Там видно много деревянных домиков, современный съезд на территорию. Сразу на бывшей конюшней поворачиваем направо и идём к парку. Аллея, которую мы выбрали выводит к восточной беседке ротонде. За домом на газоне справа видим статую – мужчина с виноградом, а у его ног ребёнок.
По дороге беседке на дереве висит предупреждение о падающих ветках. Да и по виду деревья здесь древние, скрипучие, того гляди на тебя что-нибудь свалится.
Подходим к беседке, она сама и восемь колонн украшены повторяющимся рисунком. Сразу за беседкой начинается склон холма. Осмотревшись, идём ко второй по дорожке. Когда проходим половину, видим слева ступеньки – спуск низ.
Вторая беседка почти копия первой. Почти потому что кое-где более разрушенная. От неё поворачиваем направо – к зданиям центра. По пути нам встречаются три статуи и оболочка дерева, скреплённая железными полосками. Сначала склонившая голову девушка, потом дерево, а за ним справа юноша, слева женщина без правой руки.
Идём до конца дорожки и почти у самых ворот поворачиваем налево. Дорога приводит нас к гроту и пандусу. Часть грота облагорожена, там часто можно видеть как люди отдыхают и перекуривают.
Бортики пандуса украшены вазами, а у самого спуска на них сидят такие же львы как и на входе. Часть краски от стены главного дома и пандуса здесь отвалилась, так что видны кирпичи. Можно подняться туда и пройтись до самого здания.
Дальше идём по дорожке, перпендикулярно пандусу и плавно спускаемся вниз с холма. Над нами оказывается одна из беседок. Дальше наш путь лежит по прямой аллее вдоль холма.
Из интересного, что встретилось мне, это стул возле тополя (вроде бы), к которому идёт тропинка, а потом дальше идёт дорожка из одиночных следов. А дальше на заборе неожиданно начинается колючая проволока и убегает до самого конца с этой стороны.
Аллея постепенно заворачивает и поднимается на холм, выводя нас к административным корпусам, один из которых сейчас реконструируется. Идём мимо них дальше и доходим до старого фонтанчика. Пройдём от него до скульптур и повернём к выходу. Поднимемся по небольшой лесенке и окажемся во внутреннем дворе усадьбы. Повернувшись к воротам, увидим дула двух пушек, будто застрявших в фундаменте.
На этом наша прогулка по усадьбе заканчивается. Напоследок, можно уже за территорией пройтись немного в сторону Яузы и посмотреть на фасад дома со стороны дороги.

Спасибо за внимание!

Ещё фотографии:










Усадьба «Высокие горы

В центре Москвы, на Земляном валу, сохранился красивейший уголок старого города. Он отделен от магистральной улицы чугунной оградой. Там тишина, зеленые насаждения, вымощенные дорожки и извилистые тропинки, а также великолепные постройки, парковые украшения и сооружения, составляющие единый архитектурный ансамбль.

Это усадьба Усачевых – Хлудовых – Найденовых 1829–1836 годов, имеющая еще одно название – «Высокие горы». Усадебный комплекс был построен по проекту архитектора Д. Жилярди для купцов Усачевых. Позднее усадьбой владели купцы-промышленники Хлудовы, Найденовы.
Во время экскурсии-прогулки по усадьбе «Высокие горы» вы увидите уцелевшие достопримечательности, получите представление о несохранившихся объектах, познакомитесь с историей этого места, услышите рассказ о владельцах имения.

Облик усадьбы, в целом, сохранился до наших дней. Этот заповедный уголок старой Москвы не раз становился съемочной площадкой. На территории усадьбы «Высокие горы» снимались сцены из фильмов «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья», «Интердевочка».

Сейчас здесь располагается клиника спортивной медицины.

В ходе экскурсии вы узнаете:

  • Почему усадьба получила название «Высокие горы»
  • Об особенностях главного усадебного дома
  • Какие помещения входили в состав здания конюшни, и чем этот объект удивляет нынешних посетителей усадьбы
  • Какой укромный уголок занимали раньше сады и огороды
  • Какие скульптуры украшают регулярную часть парка, и где они были изготовлены
  • Где располагались несохранившиеся чайный и музыкальный павильоны, и как они выглядели
  • С какого места открывалась панорама старой Москвы, запечатленная на картине Боголюбова «Вид на Москву от дома Г.И. Хлудова»
  • Какое самое крупное благотворительное заведение основал Г.И. Хлудов, и где оно находилось
  • О знаменитых потомках Найденовых – последних владельцев усадьбы «Высокие горы»
  • Чем примечателен парковый грот, и какой интересный элемент он в себя включает
  • Что исчезло из беседок-ротонд, и какими они были раньше
  • Какие места усадьбы «засветились» в знаменитых сценах из фильмов «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья», «Интердевочка»
  • и о многом другом.

В ходе экскурсии вы увидите:

  • Главный усадебный дом (внешний осмотр) с изящным крыльцом и необыкновенным пандусом
    Конный двор с каретным сараем и конюшней
  • Регулярный парк с гротом, беседками-ротондами, парковой скульптурой, в котором сохранилось несколько вековых дубов
  • Дом А.Н. Найденова.

Место встречи - м. Чкаловская, далее выйти из метро в сторону ул. Земляной Вал. Встреча группы на автобусной остановке возле ТЦ «Атриум». Ориентир — рядом с остановкой будут главные ворота в Усадьбу Боткиных (адрес для навигатора — ул. Земляной Вал, 35, стр. 1.) Окончание: около ближайшей ст. м. Курская

Маршрут:экскурсия проходит по территории усадебного комплекса «Высокие горы»

Продолжительность: 1.5 часа

Экскурсовод: Ирина Петровна

Сделала подборку из различных источников после незабываемой прогулки по усадебному парку.
Вместо комментариев отрывки из статьи историка русского классицизма Е.В.Николаева Усадьба Усачевых в Москве (ныне санаторий "Высокие горы")
Чережи отсюда

"Усадьба купца Усачева принадлежит к числу тех памятников, которые составляют сердцевину русского ампира, источник его всемирной славы. Усадьба выстроена в 1829-1831 годах арх. Д.Жилярди (итальянцем, родившимся в Москве), который несомненно, использовал старый парк и часть старых построек. Некоторые павильоны, например беседки и Чайный домик (на месте которого была Турецкая палатка), построены уже после отъезда Д.Жилярди в Италию (в 1834 г.) и возможно даже не по его проекту."

"К воротам усадьбы с улицы ведет небольшой проезд с чугунными тумбами по сторонам. (прим.: Уничтожен в 1963 г. в связи с реконструкцией Земляного вала. Тогда же исчез и палисадник перед домом, изображенный на Жилярдиевском плане ). Еще недавно он был замощен булыжником, а тротуары его были выложены белокаменными плитами ". Проезд переносил вас на московскую улицу начала XIX века. Ворота растворялись и вы попадали на просторный парадный двор. Слово парадный здесь, впрочем мало уместно - двор окружен службами. Все прочно, красиво и немного прозаично."

Часть фотографий из домашнего архива.

"... Наконец, пройдя через полутемный сводчатый коридорчик с расписными стенами, вы замечаете, что вы уже не в доме, а на небольшой внутренней террасе, от которой уходит в парк пологий спуск (пандус). Парк врывается в комнату своей зеленью и светлыми далями..."

" Вы выходите из дома на площадку перед террасой и впечатление высоты и простора охватывает вас. Это и в самом деле одно из самых высоких мест в Москве. Дом невысок, но рельеф быстро понижается к Яузе и зрительно вы перелетаете все огромное пространство до противоположного берега, даже не до берега, а до гребня замыкающего пейзаж. Направо улица, сбегающая к Яузе (сейчас крутизна ее значительно нивелирована мостом) и поднимающая затем к высокому Таганскому холму. Вдали она замыкается прекрасно поставленной церковью Николы на Таганке. Слева густой парк, и вы идете таким образом, над самой улицей, как раз по границе усадьбы и города.
Не спуская глаз с дальних видов медленно сходите вы мимо ваз с изображением амуров. Пандус очень поэтичен. В нем счастливо соединяются монументальность парадного спуска с "милостью" заросшей травой садовой дорожки. Слева слегка прикрытый деревьями, справа совершенно открытый, он весь напоен воздухом и светом..."

" Чайный домик" располагавшийся в ценре парка ныне утрачен.
"... Сам домик представляет собой столь типичную для русских парков "Миловиду" (прим.: На фотографиях начала XX века он застеклен, причем переплеты дверей и окон грубо врезаны в белокаменные колонны ), но сквозь его колоны открываются не пруды и не рощи или дальние луга, а все тот же знакомый нам городской вид. Здесь после прогулки вы могли еще раз длительно любоваться им. Здесь можно было отдохнуть, позавтракать, осмотреть чудесные интерьеры домика, его росписи."

" ... в 1836 год уже после отъезда Жилярди из России были построены беседки. Как ни хороши они были сами по себе, в парке они мало необходимы. Видов они не отрывают, а расположение в непосредственной близости трех сооружений создает в этом участке парка некую тесноту..."

Ниже несколько моих фотографий.
Очень режет глаз евростолярка с зеркальным стеклом.

Детали лепного декора главного дома.

Из статьи Е.В.Николаева:
"За невысокой оградой видны темные вершины парка. Но приехавший в первую очеред попадал, конечно не в парк, а в дом. Входил в дом, как входят ныне, через крыльцо с огромным навесом, мимо настороженно сидящих грифонов."

"... Надо представить себе невысокую застройку противоположной стороны улицы (вместо современных домов), за которой далеко были видны сады правого берега Яузы. На левом берегу главенствовал тогда купол церкви Симеона Столпника, поставленный на сравнительно невысоком месте очень эффектно. Правее была видна огромная усадьба Баташевых, еще выше дом Тутомлина (теперь обезображенный надстройкой, а когда-то увенчанный бельведером) и на самом гребне Москвы-реки - ослепительная белая колокольня и фантастический силуэт церкви Никиты за Яузой. И, наконец, еще дальше - Замоскворечье с колокольнями церкви Иоанна Предтечи под Бором и св. Софии. Прямо перед вами - море крыш и сады левобережья Яузы. Высоко над ними видно завершение колокольни Новоспасского монастыря (до него по прямой более двух километров) Так, с первых минут пребывания в парке видно, на каком прекрасном, единственном в Москве месте расположена усадьба."

Тепло уходящего солнца.

Граффити на колонах беседки.

В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.

По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.

От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.

Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.

Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых-Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».

В парке усадьбы Усачевых-Найденовых - грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.


В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.


По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.


От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.


Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.


Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых—Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».


В парке усадьбы Усачевых-Найденовых — грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.