«Однажды в 2000 году выхожу я из кабинета, смотрю, по коридору школы прогуливается женщина в элегантном пальто, шляпе и перчатках. Оборачивается - Гурченко! Я просто дар речи потеряла! А Людмила Марковна спокойно так говорит: «Это вы теперь здесь директор? А я тут 10 лет проучилась. Хотите, покажу, за какой партой сидела?» Так началось наше знакомство и наша дружба.

Людмила Марковна потом еще несколько раз приезжала в Харьков, и мы с ней встречались, разговаривали. Она с удовольствием вспоминала свое харьковское детство, - рассказывает директор харьковской гимназии № 6 Леся Зуб.


Людмила Гурченко в фильме «Девушка с гитарой». 1958 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Помню, мне очень понравилась одна история. Как-то раз в Москве к Гурченко подошел мужчина и тихо сказал: «А ведь мы с вами вместе воровали…» Людмила Марковна опешила, но потом догадалась, о чем он, и пригласила земляка в кафе. Имелся в виду эпизод, когда Гурченко еще и шести лет не исполнилось, - именно тогда началась война. Ее отец ушел на фронт, а они с мамой - Еленой Александровной - остались в Харькове. Эвакуироваться не успели - не хватило мест в поезде. В октябре 1941 года в город вошли немцы. Облавы, аресты, казни, проблемы с продовольствием, комендантский час... А Люся знай себе носилась по городу с мальчишками - такими же голодными, как и она. Однажды ей предложили постоять «на шухере» на рынке - добычу потом разделили. Вот из этой-то компании и был тот мальчик, который, став взрослым, через много лет подошел к Гурченко на улице в Москве.



Люсе пять лет (справа)

Ее мать, узнав о том, чем довелось в тот день заниматься Люсе, просто-напросто заперла дочку дома. Но есть что-то было надо... Елене Александровне и самой в то время было 24 года, зарабатывать она не умела - рано вышла замуж и до войны сидела дома, растила Люсю... Когда муж ушел на фронт, Елена Александровна, оказавшись одна, совершенно растерялась. К счастью, Люся уже тогда так хорошо пела, что ей за «выступления» нет-нет да и отрезали кусок хлеба, наливали тарелку супа. Ну а у кого в Харькове в 1941 году была еда? У немцев. Вот Люся и ходила к немецкой части, пела песни. Причем на немецком языке. Поскольку в кинотеатрах тогда крутились немецкие фильмы, песни из них Люся просто выучила на слух, не вдаваясь в смысл. Солдаты, скучавшие по дому, были в восторге! Заработанного хватало и Люсе, и матери. Так они и прожили почти два года оккупации».


Люсе объявили бойкот за «предательство»

«Нам с Люсей было лет по восемь, когда мы познакомились, - рассказывает школьная подруга Гурченко, Нина Свит. - Это было еще во время войны. Жизнь была тяжелой, но возобновил свою работу Дом пионеров, и Люсины родители пришли туда работать. Недавно демобилизовавшийся отец - баянистом, мать - массовиком-затейником. В Елене Александровне чувствовалось тонкое воспитание - как мы позже узнали, она происходила из дворянской семьи. В отличие от Люсиного отца - Марка Гавриловича, который был человеком очень простым: с откровенным харьковским говором и вечным баяном на плече. Даже странно, как эти два совершенно разных человека могли так любить друг друга! Для тех суровых лет это было редкостью - так горячо выражать свои чувства, как это делали по отношению друг к другу Люсины родители. Мне кажется, что потом всю свою жизнь Люся искала именно такую любовь, как у родителей, и не находила...



Людмила Гурченко с родителями Еленой Александровной и Марком Гавриловичем Фото: RUSSIAN LOOK

Они и дочь обожали, особенно отец. Марк Гаврилович чуть ли не с рождения твердил ей: «Ты самая красивая! Ты будешь известной актрисой!» И Люся совершенно сроднилась с этой мыслью.

Вот уж кто не испытывал никакого стеснения, выходя на сцену. Ее не нужно было уговаривать - Люся сама искала зрителя. Помню, как она все бегала петь в госпиталь: там раненые ее ждали, хвалили... Пожалуй, только папа мог остановить Люсю, когда она начинала петь или танцевать. Она и любила, и умела быть заметной! Дружить с такой означало вечно быть в тени. Но я в артистки никогда не собиралась - вот мы с ней и дружили. Что она тогда из себя представляла? Худенькая, шустрая, востроглазая. Кожа да кости. В те времена это считалось некрасивым. Худая девочка - нездоровая девочка. Я, кстати, когда позже слышала об осиной талии Гурченко - мол, были у актрисы какие-то секреты, какие-то диеты, - усмехалась: «Секрет, ребята, в войне!» Поголодала Люся в том возрасте, когда ребенок должен расти, формироваться. И вот из-за этого - болезненная худоба на всю жизнь. Не от хорошей жизни!



«Секрет осиной талии Гурченко - в войне! Поголодала Люся в том возрасте, когда ребенок должен расти, формироваться. И вот из-за этого - болезненная худоба на всю жизнь». (Людмиле Гурченко 12 лет. Харьков)

Помню, как Люся появилась в школе № 6 - ни платья, ни чулок у нее не было. Она ходила в шароварах и в куртке, сшитой из байкового халата. Война ведь еще не закончилась, кругом бедность. В школах не хватало парт, тетрадей, мела, а учебник был один на пятерых. А уже в 1944 году несколько классов школы вывезли в пионерский лагерь. И там - о чудо! - кормили четыре раза в день. Давали даже «десерт» - кусочек сахара-рафинада раз в день. К сентябрю в Харьков стали возвращаться эвакуированные, их дети пошли в школу. Вот тут-то мы все - те, кто пережил оккупацию, - стали слышать за спинами презрительное: «Овчарки немецкие!» А уж Люсе доставалось в особенности: она же перед немцами пела, значит, «предательница» вдвойне. Девочки в ее классе (мы первое время учились с Люсей в параллельных) ей даже бойкот объявили. С ней не разговаривали, не брали ее играть, бывало, что даже больно толкали в коридоре… Но постепенно ситуация разрешилась: перед сеансами в кинотеатрах стали показывать кинохронику, где зверства немцев на оккупированной территории были показаны во всех подробностях. И постепенно эвакуированные стали сочувствовать нам - тем, кто пережил оккупацию. Вот и от Люси отстали.

«Вот стану актрисой - у меня таких, как он, тысяча будет!»


Все школьные годы мы проучились по системе раздельного воспитания - мальчиков с девочками объединили только в 1954 году, а мы окончили школу в 1953-м. Изредка проводились совместные с мальчиками школьные вечера, но этого было явно недостаточно для того, чтобы мальчики и девочки привыкли друг к другу и научились общаться. Общаться с мальчиками мы могли только в Доме пионеров. Вот Люся там и влюбилась - в Вову Серебрийского. Мы все вместе занимались у Люсиной мамы бальными танцами. Вова был самым красивым парнем - он нам всем нравился. Но только Люся решалась как-то бороться за его внимание - подойти, заговорить. Для нас это было неслыханно! Мать, Елена Александровна, видимо, заметила детское чувство Люси, потому что часто ставила их с Вовой в пару. Сразу было видно: Люся очень старается ему понравиться: и смотрит выразительно, и смеется мелодично, словно колокольчик, и какие-то смешные истории все рассказывает... Но ничего не получалось: Вова вел ее в танце со скучающим выражением лица. А в итоге и вовсе выбрал себе в подружки другую девочку, считавшуюся самой красивой в Доме пионеров. Люся пролила из-за всего этого немало слез. Помню, как она нет-нет да и запоет очередную грустную песню из какого-нибудь кинофильма. Или вдруг скажет: «Вот стану актрисой - у меня таких, как он, тысяча будет!»



«Весть о том, что Люся в Харькове, разнеслась среди подруг, и мы собрались в школе. Сидели и с раскрытыми ртами слушали ее рассказы о съемках «Карнавальной ночи». После этого Люся надолго пропала». (Людмила Гурченко и Юрий белов в фильме «Карнавальная ночь». 1956 г). Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Кинотеатр был для Люси как магнит, кино она просто обожала. И почти так же - театр. С первой парты возле окна, где Люся сидела в классе, был хорошо виден Харьковский украинский драматический театр имени Шевченко. Наверное, этот театр и сыграл в судьбе Гурченко знаковую роль. Там начали готовить спектакль «Ярослав Мудрый» и к премьере не успевали с костюмами. Попросили директора школы, чтобы школьницы помогли шить. Девочки взялись за дело, а в награду получили возможность приходить на спектакли. В итоге Люся выучила наизусть весь репертуар. Память у нее была невероятная: она могла с любого места воспроизвести любой монолог, включая все «гм» и «апчхи». Гурченко только и делала, что подражала кому-то из виденных ею актрис. Помню, как она отмечала свое 13-летие и исполняла мелодекламацию под восточный танец, который выучила по фильму «Индийская гробница» (папа, Марк Гаврилович, аккомпанировал дочке на баяне). На дне рождения была и наша классная руководительница, которую мы все любили и звали Зеброй за полосатую кофту.



«В школе все обсуждали поведение Люси, когда она, откусив по ошибке от чужого бублика, заявила рассерженной хозяйке: «Да ты еще будешь гордиться, что у тебя сама Гурченко надкусила бублик!» (Людмила Гурченко, 1950)

Клара Абрамовна разбиралась в искусстве, особенно в поэзии. Но Люсино выступление ей решительно не понравилось - танец и наряд выглядели слишком вызывающими для советской девочки. Ну а Люсе все эти условности были непонятны. Главное - быть в центре внимания, выступать, а по-советски она при этом выглядит или не по-советски - какое это имеет значение? Помню, как Люся скучала на уроках - сидела как на иголках, не могла дождаться звонка на перемену. И вот - звонок.

«После «Карнавальной ночи» мы ее больше не видели»


Я знала, что, раз уж моя подруга мечтает стать актрисой, рано или поздно наши дорожки разойдутся. Но сколько можно было, мы дружили. Помню, как встречали у нее дома Новый, 1953 год. На столе стояли компот, винегрет, картошка... Ни грамма спиртного! Курить никто из нас тогда даже не пробовал. Мы посидели, Люся нам спела, потом после двенадцати мы пошли во двор, на санках кататься. Вот и вся программа... А через полгода был наш выпускной.

«Если тебе плюют в спину, значит, ты идешь вперед!»

«Вскоре после головокружительного успеха в фильме «Карнавальная ночь» у Люси начались большие неприятности, - рассказывает земляк актрисы Константин Шердиц.

Дело в том, что вся страна уже считала ее кинозвездой, а значит, богатой и благополучной девушкой. Люсе приходило много писем с просьбой выслать денег. А она тем временем была бедной студенткой, имела единственное пальто и ездила в троллейбусе. Стипендии не хватало. Естественно, Гурченко хотелось подзаработать. А тут ее как раз стали приглашать на всякие концерты и за песенку «Пять минут» совали деньги в конвертах - помимо официального гонорара. Этот факт выплыл и был раздут. Говорят, сам министр культуры тогда сказал: «Фамилии такой не будет - Гурченко, сотрем в порошок!» И вот сначала в московских газетах появились заметки о нечестной жадной артистке, потом и наши, харьковские, подключились. Ну как же, ведь сверху скомандовали: «Фас!» Можно только представить, каково Людмиле Гурченко было читать в харьковских газетах о «выскочке с Клочковской улицы» (так и было написано!), которая зазналась и стала себя вести как звезда. Ну а последней каплей стало письмо, которое кто-то прислал Гурченко: «Что же вы нас опозорили, землячка?» Вот тогда она и поклялась в родной город больше не приезжать. Родители ведь сами к ней в Москву наведывались - так к кому ей было ездить? Она гордая была. Говорила: «Если тебе плюют в спину, значит, ты идешь вперед!»



Ну а потом, уже в 1996 году, когда я, будучи руководителем Харьковского управления культуры при мэрии, создал клуб земляков, позвонил Людмиле Марковне и пригласил ее приехать. Сначала она - ни в какую! Я едва успел сказать: «Это вам звонят из мэрии Харькова», а она уже пошла в атаку: «Что-о-ооооо? Харьков обо мне вспомнил? Ой, вот только не надо вот этих громких слов: «Мы - земляки», «Мы вас любим». Я этому не поверю!» И трубку положила. Но я еще несколько раз ей звонил. В конце концов Люся смягчилась. И приехала! И даже призналась мне: «Ты знаешь, Костя, я ведь много-много лет ждала такого вот звонка!» Оказалось, город ей даже снился, и Гурченко просыпалась в слезах, с мыслью: «Господи, неужели я так и помру, не побывав на родине?»



Помню, встречали мы ее на вокзале с хлебом-солью. Причем хлеб был черный, свежеиспеченный. Люся отломила кусочек, понюхала и говорит: «Ну и запах! Какой там «Диор»!» Она ведь войну пережила, оккупацию. И хлеб для нее - это все! Люся нам потом рассказывала: «Я, сколько себя помню, все время хотела жрать!» Мы ее угощали на славу: рыбные блюда она любила, вафельный торт. Но все в меру! Блюла фигуру.

Кульминационный момент был - ее выход на сцену. Гурченко страшно волновалась. А позже призналась из-за чего: «Я все думала: вдруг какой-нибудь идиот крикнет из зала: «Выскочка с Клочковской!» Ведь я бы не выдержала - умерла со стыда!» Спустя сорок лет, уже будучи известной актрисой, она по-прежнему была ранимой и хрупкой... И психологической защиты у нее выставлено не было. Но никакая защита и не понадобилась - когда Людмила Гурченко вышла на сцену, зал поднялся и аплодировал ей минут десять. А она просто стояла и плакала. Да, это было примирение! После этого Гурченко уже не раз приезжала и на гастроли, и просто погулять.



Всякий раз она занимала один и тот же номер в гостинице. И мы старались, чтобы к ее приезду номер был свободен. Иногда приходилось просить постояльцев: «Извините, но вы не могли бы переселиться? Приезжает Гурченко». Еще она любила, чтобы мы ее встречали с букетом полевых цветов. Вот и все ее требования. Мы с ней много гуляли по местам ее детства, и Люся рассказывала обо всем: об оккупации, как выживали, как спасались. О своей московской жизни она говорить не любила: ни про мужа, ни про дочь. Хотя то, что с мужем, Сениным, у нее все хорошо - сразу было видно. А вот с дочерью что-то, кажется, не ладилось. Я как-то раз спросил Люсю об этом, но она пресекла: «Пожалуйста, не будем на эту тему!» Про свое детство она могла говорить бесконечно - причем так, будто это было очень счастливое детство... Вот только никакая шляпа с широкими полями не помогала - Гурченко мгновенно все узнавали, и спокойно пройти по городу или по­ехать на метро ей никогда не удавалось. Но больше всего Люся любила гулять по брусчатке на высокой шпильке. Так и цокала каблучками! Оказывается, она еще девчонкой мечтала, как, став известной актрисой, пройдется, нарядная, по этой брусчатке - и все будут на нее любоваться. Так и вышло...»

Людмила Гурченко родилась в Харькове в семье Марка Гавриловича Гурченко и Елены Александровны Симоновой-Гурченко. Родители работали в филармонии: отец играл на баяне и пел, а мать помогала проводить праздники и массовки в школах и на заводах.

Способности к музыке и актерскому мастерству у Людмилы Гурченко проявились очень рано. Она вспоминала: "В буфете на верхней полке в вазе постоянно лежали конфеты. Я их получала за свои "выступления". А выступала я перед всеми, кто попадал к нам в дом". Во время войны, когда отец ушел на фронт, а будущая актриса осталась с матерью в оккупированном Харькове, выступления перед немцами помогли семье не умереть от голода.

В 1944 году Гурченко поступила в музыкальную школу имени Бетховена, поразив приемную комиссию исполнением песни "Про Витю Черевичкина".

После окончания школы в 1953 году Людмила Гурченко отправилась в Москву и поступила во ВГИК на курс народных артистов СССР С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. Уже через три года она дебютировала в фильме Яна Фрида "Дорога правды". В том же году на экраны вышла комедия Эльдара Рязанова , которая прославила молодую актрису на всю страну.

Однако после выхода фильма "Девушка с гитарой" в 1958 году за Гурченко закрепилось амплуа актрисы "легкого" жанра, а в прессе стали появляться разгромные статьи. Лишь годы спустя выяснилось, что стало истинной причиной травли. В 1957 году Гурченко вербовал КГБ для работы на Всемирном фестивале молодежи и студентов. "Я не могла в это поверить. Я отказалась, и это меня уничтожило на долгие годы", - признавалась актриса. И хотя сниматься в следующие десять лет Гурченко не переставала, по-настоящему интересных ролей у нее не было.

Новый этап в творчестве Людмилы Гурченко наступил в середине 1970-х годов. К тому времени она не только с успехом играла в музыкальных комедиях, но и раскрылась как драматическая актриса. В 1976 году Гурченко снялась с Юрием Никулиным в фильме Алексея Германа , а в 1979 получила главную роль в фильме Никиты Михалкова . В это же время фильм Андрея Кончаловского "Сибириада" с ее участием был удостоен гран-при Каннского кинофестиваля.

В 2009 году вышел фильм "Пестрые сумерки", где Людмила Гурченко не только сыграла главную роль, но и выступила как режиссер и композитор.

Людмила Гурченко выступала в дуэте со многими известными артистами. В частности, она записала песни с Андреем Мироновым, Арменом Джигарханяном, Аллой Пугачевой, группой Uma2rman, Борисом Моисеевым. Незадолго до смерти актриса снялась в клипе на песню Земфиры "Хочешь?".

Людмила Марковна Гурченко умерла 30 марта 2011 года в возрасте 75 лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Людмила Гурченко шесть раз была замужем. Первый раз вышла замуж в 18 лет. Последний супруг, Сергей Сенин, был с актрисой до самой смерти.

Отношения Гурченко с дочерью Марией вызывали немало кривотолков. Желтая пресса не упускала возможности покопаться в грязном белье. Сама Людмила Марковна говорила об этом так: "Мать я, честно говоря, никакая. Актрисе нельзя быть матерью. Все нужно отдавать или профессии, или детям. Я никогда не понимала, как можно сочетать работу и детей. Лично я выбрала первый путь. Хотя это, может, и жестоко".

  • После триумфа "Карнавальной ночи" Людмила Гурченко стала одной из любимых актрис Эльдара Рязанова . Но он дважды не утвердил ее на роль - ни в "Иронию судьбы" , ни в "Гусарскую балладу" .
  • Успех "Карнавальной ночи" не принес актрисе денег. Уже после выхода фильма она снимала маленькую комнатушку, которую называла углом.
  • Людмила Марковна очень гордилась тем, что не вступила ни в одну политическую и художественную организацию. Она единственная стала народной артисткой СССР, не имея партбилета.
  • Даже после первого оглушительного успеха в кино Гурченко довольно долго была стеснена в средствах. Свое первое концертное платье, которое привез ей вернувшийся с войны отец, актрисе пришлось продать, чтобы расплатиться с долгами семьи. Впрочем, через несколько лет друзья подарили ей почти точную копию наряда. Людмила Марковна хранила его до самой смерти.
  • Гурченко никогда не обижалась, если поклонники называли ее Люсей. Напротив, она гордилась тем, что даже став звездой, осталась своей для миллионов людей.
  • Актриса обожала своих двух собак - Пепу и Гаврика. В последние годы жизни Гурченко даже брала их с собой на гастроли и съемки.
  • Людмила Марковна сама писала песни и исполняла их на гастролях. Но открыто призналась в этом только после выхода своего режиссерского дебюта, фильма "Пестрые сумерки", в титрах которого она значилась в том числе и как композитор. В 1965 году на Всесоюзном музыкальном фестивале написанная ей песня "Праздник Победы" вызвала настоящий фурор и заняла первое место. Но критики обвинили Гурченко в спекуляции на чувствах людей, после чего актриса более 40 лет не признавалась, что пишет песни.

Звания и награды

Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала "Советский экран"
Народная артистка СССР (1983)

Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000)
Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (2005)
Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени (2010)

Фильмография

  • Легенда. Людмила Гурченко (2011)
  • Пестрые сумерки (2009)
  • Золотая рыбка (2008)
  • Первый дома (2007)
  • Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2007)
  • 1-й скорый (2006)
  • Высшая мера (2005), сериал
  • Горыныч и Виктория (2005), сериал
  • Осторожно, Задов! (2005), сериал
  • Взять Тарантину (2005)
  • УВД-2. Во власти (2004)
  • 12 стульев (2004)
  • Шукшинские рассказы (2004), сериал
  • Женское счастье (2000)
  • Старые клячи (2000)
  • Прохиндиада-2 (1994)
  • Послушай, Феллини! (1993)
  • Люблю (1993)
  • Гардемарины-3 (1992)
  • Белые одежды (1992)
  • Прощальные гастроли (1992)
  • Сексказка (1991)
  • Прости нас, мачеха Россия (1991)
  • Виват, гардемарины! (1991)
  • Нелюдь, или В раю запрещена охота (1990)
  • Наша дача (1990)
  • Имитатор (1990)
  • Моя морячка (1990)
  • Дорога в ад (1989)
  • А был ли Каротин? (1989)
  • Молодой человек из хорошей семьи (1989)
  • Ожог (1988)
  • Претендент (1987)
  • Аплодисменты, аплодисменты (1985)
  • Прохиндиада, или Бег на месте (1985)
  • Любовь и голуби (1984)
  • Рецепт ее молодости (1984)
  • Магистраль (1983)
  • Шурочка (1983)
  • Вокзал для двоих (1983)
  • Полеты во сне и наяву (1982)
  • Отпуск за свой счет (1981)
  • Любимая женщина механика Гаврилова (1981)
  • Идеальный муж (1981)
  • Особо важное задание (1981)
  • Сибириада (1980)
  • Познавая белый свет (1980)
  • Уходя - уходи (1978)
  • Пять вечеров (1978)
  • Красавец-мужчина (1978)
  • Обратная связь (1978)
  • Мама (1977)
  • Семейная мелодрама (1977)
  • Вторая попытка Виктора Крохина (1977)
  • Двадцать дней без войны (1977)
  • Сентиментальный роман (1977)
  • Строговы (1976)
  • Небесные ласточки (1976)
  • Преступление (1976)
  • Шаг навстречу (1976)
  • Дневник директора школы (1975)
  • Соломенная шляпка (1974)
  • Старые стены (1974)
  • Дети Ванюшина (1974)
  • Открытая книга (1973)
  • Дача (1973)
  • Цирк зажигает огни (1973)
  • Дверь без замка (1973)
  • Карпухин (1973)
  • Табачный капитан (1972)
  • Летние сны (1972)
  • Тень (1971)
  • Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1971)
  • Дорога на Рюбецаль (1971)
  • Один из нас (1970)
  • Мой добрый папа (1970)
  • Белый взрыв (1970)
  • Нет и да (1967)
  • Взорванный ад (1967)
  • Строится мост (1966)
  • Рабочий поселок (1966)
  • Женитьба Бальзаминова (1965)
  • Укротители велосипедов (1963)
  • Гулящая (1961)
  • Человек ниоткуда (1961)
  • Балтийское небо (1960-1961)
  • Роман и Франческа (1960)
  • Пойманный монах (1960)
  • Девушка с гитарой (1958)
  • Карнавальная ночь (1956)
  • Сердце бьется вновь (1956)
  • Дорога правды (1956)

Фильмография : Режиссер

  • Пестрые сумерки (2009)

Многие считали, что Людмила Марковна знает некое волшебное «средство Макрополуса», благодаря которому годы не властны над ней. Но на самом деле все обстояло по-другому. О том, как Гурченко боролась за свою молодость и красоту и чего ей это стоило, в день рождения актрисы рассказывает Teleprogramma.pro. Великолепная Гурченко Людмила Гурченко, архивное фото. Источник: Globallookpress.com Личное дело

Гурченко Людмила МарковнаЛюдмила Гурченко - советская, российская театра и кино, эстрадная певица, сценарист, режиссер, композитор, писатель. О пластических операциях, которые делала Людмила Гурченко, ходили легенды. Как и знаменитая Любовь Орлова , актриса очень хотела, чтобы зрители видели ее исключительно молодой и красивой. Ей подражали, ей восхищались, миллионы женщин мечтали, чтобы у них была такая же стройная талия (как говорили, всего 44 сантиметра), такой же миндалевидный разрез глаз, такие же точеные скулы, такие же чувственные губы…

Кадр из фильма «Карнавальная ночь», 1956 г.

В советские годы Людмила Гурченко была клиенткой знаменитого Института красоты на Арбате. По слухам, в первый раз к пластическим хирургам Гурченко отправилась еще в 70-х - именно тогда, как уверяют, форма ее глаз изменилась. Результат звезде понравился. Также некоторые считают, что в начале 70-х актриса могла немного откорректировать форму носа.

Кадр из фильма «Соломенная шляпка», 1974 г.

Потом, как рассказывают, в 80-х, не желающая выглядеть на свои 50 лет актриса прошла через круговую подтяжку лица, а также «возрастную» блефаропластику. В конце 80-х многие заметили, что скулы у Гурченко стали более четкими. Говорили также, что в 90-е Людмила Марковна обращалась к зарубежным пластическим хирургам, однако результаты ей не понравились, потом звезда не раз пыталась все исправить - уже на родине.

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», 1981 г. Источник: Globallookpress.com После «Карнавальной ночи», когда она оказалась в опале и не снималась, Гурченко очень боялась, что подобное повторится. Как-то звезда призналась: «У меня был очень тяжелый период забвения. Больше такого не хочу».

Она очень тяжело переживала из-за изменений во внешности, которые, увы, с возрастом неизбежны. Ежедневно делала физические упражнения, сидела на диетах, периодически пила препараты, выводящие из организма лишнюю жидкость и способствующие похуданию. При этом актриса была человеком невероятной самодисциплины. Коллеги рассказывали, что Людмила Марковна ежедневно занималась на тренажерах, чтобы не «терять» свою великолепную фигуру.

Кадр из фильма «Виват, гардемарины!», 1991 г. Вечно молодая

больше по теме

Цена молодости Любови Орловой: сплетни, секреты и пластические операцииБольше всего на свете кинозвезда №1 советской эпохи боялась старости и до последних дней изображала «юную девушку», пользуясь многочисленными уловками. Сама Людмила Гурченко никогда не скрывала, что делала пластику. Но в подробности не вдавалась. Ее бывший муж Константин Купервейс как-то рассказал, что однажды актриса сделала блефаропластику без наркоза: боялась, что из-за анестезии появятся отеки, а у нее скоро были съемки. А желтая пресса писала, что от многочисленных блефаропластик у актрисы перестали закрываться веки.

Людмила Гурченко, 2006 г. Источник: Globallookpress.com Ходили легенды, что в последние годы, когда врачи отказывались оперировать уже не раз прооперированную звезду, боясь осложнений, она требовала от них делать то, «что сказала» и объясняла: «Я должна быть красивой».

По одним данным, нестареющая Людмила Гурченко прошла через 8 пластических операций, по другим - через 17. Но точную цифру не знает никто. Пластический хирург Института красоты на Арбате Сергей Кулагов рассказывал, что у Людмилы Марковны был свой хирург, гранд-дама, у которой артистка сделала несколько операций. Потом, после смерти своего врача она обращалась к нему с просьбой «избавить от морщин», но медик отказал. По его словам, он «не мог найти решения, чтобы Гурченко осталась прежней», ее лицо на тот момент из-за постоянных подтяжек уже «было трудным».

Людмила Гурченко, 2007 г. Источник: Globallookpress.com Врач пытался отговорить артистку от дальнейших хирургических вмешательств, но не смог. Звезда обратилась к другим хирургам. При этом Кулагов отмечал, что Гурченко получала невероятный кураж от своих «обновлений», они добавляли ей драйв и придавали уверенности в себе. Цена молодости и красоты

больше по теме

Сергей Сенин и Людмила Гурченко: история любвиСергей Сенин и Людмила Грученко прожили вместе 20 лет. Несмотря на большую разницу в возрасте (артистка была страше своего супруга на 25 лет), все решения в доме принимал именно Сергей. Известный пластический хирург Александр Тепляшин рассказывал, что один из светил отечественной медицины, академик, колол Людмиле Гурченко клеточные экстракты, взятые из человеческих эмбрионов. В 90-е омоложение эмбриональными стволовыми клетками было на пике, все восхищались его невероятной эффективностью, люди действительно молодели на глазах.

Людмила Гурченко, 2008 г.

Артистка СССР театра и кино родилась 12 ноября 1935 года в городе Харьков. Отец Людмилы - Гурченко Марк Гаврилович (1898-1973) был крестьянином. Мать - Симонова-Гурченко Елена Александровна (1917-1999) дворянского рода. Будущие супруги познакомились в школе, где Елена училась в девятом классе, а Марк подрабатывал в музыкальном сопровождении. Не получив одобрения со стороны матери, Елена ушла из дома. Вышла замуж за Марка и родила Люсю. Впоследствии мать Людмилы так и не окончила школу, помогала мужу в организации мероприятий в филармонии. Отец был музыкантом: пел на праздниках, играл на баяне. Семья жила в скромной однокомнатной квартирке.

Когда пришла война, отец Людмилы отправился на фронт, несмотря на то, что не прошел отборы по состоянию здоровья. Людмила с матерью оказались в оккупированном Харькове. После того как фашисты заняли дом семьи Гурченко, маме с дочкой пришлось поселиться в квартире с балконом. До конца жизни Людмила ненавидела балконы, которые напоминали о голоде, холоде, войне и страхе.

С юных лет Людмила Марковна проявляла таланты, которые помогли семье пережить военный голод. Пела песни немецких кинокартин и танцевала перед вражескими отрядами, в ответ на это немцы отдавали остатки супа и хлеба.

Образование

Несмотря на трудные военные годы шестилетняя Людмила первого сентября 1943 года пошла в первый класс украинской школы №6.

В следующий год Люся перевелась в музыкальную школу имени Бетховена. В школьные года была душой компании, яркой звездочкой на утренниках и капустниках. Слыла модницей, перешив мамины наряды под себя. С малых лет Людмила понимала, что у нее одна дорога в жизни - путь актрисы.

В 1953 сразу после окончания школы переехала в Москву. Сдав вступительные экзамены поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии под руководством Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (окончила в 1958).

Начало творческого пути

Юная студентка впервые появилась в кинокартине “Дорога правды” в 1956 году. Досталась небольшая роль активистки комсомола. Игра начинающей звездочки не была заметна. В этот же год вышла знаменитая новогодняя картина Эльдара Рязанова “Карнавальная ночь”, которая прославила молодую студентку с прекрасным голосом и актерским мастерством. На этом волна успеха закончилась. Превратившись в заложницу образа девушки, которая умеет только петь и плясать. Карьера стала превращаться в подработку на “халтурках”.

С 1958 по 1965 и с 1968 по 1990 играла в Театре-студии киноактера. В 1963-1966 выступала в Московском театре “Современник”, после до 1969 являлась артисткой “Госконцерта”.

Новая волна популярности

В 1974 году роль Анны Смирновой (директора ткацкой фабрики) в мелодраме “Старые стены” превратила Гурченко в самую снимаемую актрису советского кинематографа. Спустя два года предстала в сложном и трагичном образе в драме “Двадцать дней без войны”, партнером по площадке стал Юрий Никулин, который всячески поддерживал Людмилу во время съемок. После завершения работы над картиной, остались верными друзьями. В это же время вышел еще один фильм “Мама”, где Гурченко увидели в роли обаятельной и привлекательной мамы-козы.

В 1982 году Людмила Марковна сыграла официантку Веру в драме «Вокзал для двоих». Сюжет этого фильма известен не только советскому человеку, но и современному поколению, как немолодая женщина обрела любовь заключенного Рябинина.

Ну и как же забыть экстравагантную и неповторимую разлучницу Раису Захаровну в трагикомедии Владимира Меньшова “Любовь и голуби”. Изначально этот образ принадлежал Татьяне Дорониной, но в ходе съемок режиссер поменял выбор в сторону Люды.

Личная жизнь

Официально наша популярная артистка состояла в браке четыре раза. Были гражданские супруги, краткосрочные романы. Такая жизнь складывалась из-за непростого характера актрисы. Она женщина, которая знала себе цену и боялась зависеть от мужчин.

Законные мужья актрисы

Первым мужем в 1954 году стал режиссер кинокартины “Сверстницы” Василий Ордынский. Познакомились еще во время учебы во ВГИКе. Прожили вместе год и более не вспоминали об отношениях друг с другом.

Вторым мужем в 1958 году стал писатель Борис Андроникашвили. За два года совместной жизни Людмила Гурченко родила дочку Марию и сразу же осталась одна. С Борисом общение не поддерживала.

Третьим мужем был актер Александр Фадеев. Александр отличался вздорным характером и нездоровыми пристрастиями. Брак состоялся в 1962 году. Звездный дуэт познакомился в культовом ресторане того времени ВТО. И снова союз оказался недолгим, продержался только два года. Окружающие породили немало слухов об этом расставании. Кто-то обвинял дурной характер Александра, по другой версии, он изменил Людмиле с Ларисой Лужиной во время съемок “Вертикали”.

Четвертым избранником стал Иосиф Кобзон. Он пытался подружиться с дочерью Ларисы - Марией, стать настоящим отцом. Но брак дал трещину спустя три года. Это испытание далось обоим нелегко. После расставания актриса и певец не общались четыре десятилетия.

После недолговечных браков Гурченко возложила надежды на незарегистрированный союз с музыкантом Константином Купервейсом. И, как ни странно, этот союз держался двадцать лет. Но и здесь отношения изжили себя.

Последняя любовь и смерть близких

Следующее счастье Гурченко нашла в лице продюсера Сергея Есенина, которые младше на двадцать пять лет (ей уже было 58). С ним жила до конца своих дней. Сергей не ладил с Машей, ее дочкой Леной, названной в честь бабушки и с сыном Марком, названного в честь дедушки. К 14 годам он пристрастился к наркотикам во время учебы в школе-интернате. Увы, жизнь Марка оборвалась в 17 лет из-за остановки сердца, когда принял инъекцию героина. Отношения Людмилы Марковны с Марией не были гладкими, но после смерти ситуация накалилась. Мать не простила дочери, что умолчала о смерти внука.

Мария скончалась в 2017 году в 58 лет в результате сердечной недостаточности.

Хобби

Людмила Марковна обожала модно одеваться. Коллекционировала красивые вещи: одежду, посуду, сувениры. Но не баловалась дорогими изысками, даже самую дешевую вещь превращала в шедевр. С детских лет могла сама перекроить одежду, сделать к ним украшения, которыми будут восхищаться все. Самостоятельно сшила около 200 нарядов, подбирая к ним шарфы, броши, пояса. У нее был вкус, как еще один дар в ее лице.

Вклад в российскую культуру

В 2007 году актрисе был вручен “Орден за вклад в культуру”.

В 1983 году получила звание Народной артистки СССР. Была не только актрисой, но и певицей, композитором. Записала около десяти музыкальных альбомов. Особенно восхваляют песни “Молитва” и “Хочешь”, где имеется полное сочетание владения голоса и актерского мастерства.

Смерть

12 ноября 2010 года Людмила Гурченко отпраздновала 75-летие на сцене. Ее поздравили президент Дмитрий Медведев, премьер-министр Владимир Путин, лидер Белоруссии Лукашенко.

Последней работой в кино стала “Легенда. Людмила Гурченко в Киеве”. Автобиографический проект начиная со студенческих лет певицы.

Умерла 30 марта 2011 года в 75 лет. Познала голодное детство во время войны, артрит, из-за которого деформировались суставы и причиняли невыносимую боль, потеряла близких людей, страдала от одиночества и непонимания. В феврале 2011 года ей провели операцию по замене тазобедренного сустава, сломанного в результате падения. 30 марта стала трудно дышать, потеряла сознание и рухнула на пол в доме, где сожительствовала с последним возлюбленным.

Врачи не успели помочь. Причиной смерти названа сердечная недостаточность. Похоронили в последнем ее шедевре: платье цвета шампанского, украшенном бисером, на Новодевичьем кладбище возле Вячеслава Тихонова и Олега Янковского.