Тема: Экономика: наука и хозяйство.

Цель урока: познакомить учащихся с основными экономическими понятиями.
Задачи:

    сформировать представление об экономике как науке; осветить основные вопросы экономики, экономической деятельности. Развивать умения учащихся свободно излагать свои мысли, работать с источником. Воспитывать интерес к экономике как к одному из блоков обществознания.
Тип урока: комбинированный. Основные понятия: хозяйственная система, экономика, макроэкономика, микроэкономика, экономические блага, ресурсы, производство, распределение, потребление.

Ход урока:

    Организационный момент.
Постановка целей и задач урока, знакомство с планом урока.(слайд №1, слайд №2) II. Основная часть.
    Понятие «Экономика». Предмет изучения экономической науки.
Учитель предлагает ученикам вспомнить, что слово «экономика» имеет двойное значение. Экономика – сложнейшая сфера жизни общества; употребляется в двух смыслах – хозяйственная система и наука. Сравните эти понятия(Слайд №3). Слово «экономика» греческого происхождения, впервые было использовано Ксенофонтом (ок.430 г. до н.э.). Триста лет назад появились ученые, систематизировавшие знания об экономической действительности. Вопрос учащимся: Почему экономическая наука возникла вместе с рыночной экономикой? (слайд №4). Ученые-экономисты изучали как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (занятость, внешнюю торговлю, экономическую политику государства), так и отдельные проблемы (спрос и предложение, конкуренция). Самые первые вопросы, интересующие ученых: ограниченность ресурсов, экономический выбор, т.е. как при ограниченном объёме ресурсов полнее удовлетворить потребности (слайд №4) Вопрос учащимся: Как вы думаете, какие факторы влияют на рост потребностей общества? Что происходит с ресурсами? Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Задание учащимся. Используя текст учебника заполнить слайд №5, дать определения «макроэкономики» и «микроэкономики». Оба уровня экономического анализа связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли – предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны. Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство. В широком смысле слова экономика – это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни (слайд №6). Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага. Процесс преобразования объектов природы в предметы потребления включает в себя несколько элементов: ресурсы, производство, распределение, потребление (слайд №6). Ещё одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением - это обмен (слайд №7). Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ, входят в понятие «экономическая сфера общества». Задание классу: Вспомните, какие ещё выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой. Успех решения главной проблемы экономики – определения наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов – во многом зависит от правил, принципов организации деятельности. Уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов – принцип рациональности (слайд №8). Задание классу: Сравните натуральное и товарное хозяйство. Какое из них наиболее полно учитывает принцип рациональности? Какое, на ваш взгляд, наиболее эффективно? Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов её организации, но и от экономических механизмов (слайд №9) Краткое сообщение ученика, освещающее работу экономических механизмов. Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведённых продуктов на необходимые товары и услуги. Чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объёма производства. Работа с учебником: Используя текст учебника, выделите пути увеличения объема производства; дайте определение термина «производительность»; используя полученную информацию, заполните слайд №10. Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты. В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП), слайд №11. Вопрос учащимся: Почему речь идет только о конечных продуктах? Приведите примеры. Ещё один часто используемый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП). Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получим ВВП на душу населения. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации (слайд №12). Задание классу: Продолжите и обоснуйте: « Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше …(товаров и услуг), и уровень жизни …(повышается). Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни …(снижается).» Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя: реальный ВВП и номинальный ВВП (слайд №13). III.Подведение итогов урока. Выводы урока: экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовыми потерями. Понимание общего характера функционирования экономики помогает её участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия. Домашнее задание : параграф 1, документ к параграфу.
Список использованной литературы
    Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина – М.: Просвещение, 2006 Школьный словарь по обществознанию; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова - М.: Просвещение, 2006.
Интернет-источники:
    http://slovari.yandex.ru

Определение «экономика» 1. Экономика – хозяйство страны. 2. Экономика – сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. 3. Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.


Главная задача экономики – выбор наиболее эффективного способа применения факторов производства для разрешения объективного противоречия между безграничностью потребностей и нехваткой ресурсов для их удовлетворения. 3 основных вопроса экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?


Типы экономических систем: 1. традиционная экономика, в которой все определяется обычаями; 2. командная экономика, в которой экономические решения принимаются государственными органами; 3. рыночная экономика, в которой производители и потребители действуют самостоятельно; 4. смешанная экономика, объединяющую самостоятельность покупателей и продавцов с регулирующим воздействием государства.


Уровни экономики УровеньЧем занимаетсяПредмет изучения Микроэкономикаисследует экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику взаимодействие потребителей и производителей, предпринимателей и наемных работников, функционирование отдельных рынков и отраслей. Макроэкономикаохватывает народное хозяйство в целом проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики Мировая экономика изучает законы развития мирового хозяйства. международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, международные валютные отношения и др.


Экономическая деятельность – многообразные виды хозяйственной деятельности людей, направленные на удовлетворение их потребностей и обеспечение материальных условий для жизни. Цель экономической деятельности – преобразование объектов природы (ресурсов) в предметы потребления. РесурсыПроизводствоРаспределениеПотребление


Задание 1. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие». Ресурсы, производство, обмен, налоги, товар, рынок, потребитель. 2. Расположите слова в последовательности, отражающей процесс преобразования объектов природы в предметы потребления: обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление, товар




С 1988г. в России объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель ВНП. Валовой национальный продукт (ВНП)– обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.


Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны. ВВП страны _____________________________________ = ВВП на душу населения Количество граждан По этому показателю сравнивают степень экономического развития и уровень жизни разных стран.


Проанализируйте информацию: В мировом масштабе совокупный показатель ВВП имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. Так, за период с 1971 по 1994 г. ВВП увеличился почти в 9 раз. В России начиная с 1990 г. прослеживалась устойчивая тенденция к снижению ВВП. В период с 1991 г. по 1996 г. он сократился более чем наполовину. Однако с конца 90-х гг. в России наблюдается положительная динамика роста ВВП, что позволило российскому правительству в 2004 г. прогнозировать удвоение этого показателя в последующие 10 лет.



Cлайд 1

ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. [email protected]

Cлайд 2

ЦЕЛИ УРОКА 1.ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ. 2. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА. 3. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Cлайд 3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА, МИКРОЭКОНОМИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ВНП, ВВП, ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, РЕАЛЬНЫЙ ВВП, НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП.

Cлайд 4

Cлайд 5

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИКА - СЛОЖНЕЙШАЯ СФЕРА(СИСТЕМА) ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ИМЕЕТ ДВОЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКОНОМИКА – ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ БЛАГ. ЭКОНОМИКА- НАУКА О ХОЗЯЙСТВЕ, СПОСОБАХ ЕГО ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ, ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБМЕНА ТОВАРОВ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПРОТЕКАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.

Cлайд 6

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА СЛОВО ЭКОНОМИКА БЫЛО ВПЕРВЫЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, НО ТОЛЬКО СПУСТЯ 300 ЛЕТ ПОЯВИЛИСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНЫЕ. ЭТО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ДО ЭТОГО ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЛИСЬ ПО ТРАДИЦИИ ИЛИ ПО ПРИКАЗУ. В РЭ – СВОБОДНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. УЧЕНЫЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ КАК РАБОТАЕТ СВОБОДНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Cлайд 7

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ПРЕДМЕТ ВНИМАНИЯ УЧЕНЫХ СЛОДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР. ПОТРЕБНОСТИ ВОЗРАСТАЮТ А ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ- РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕННЫ. ЭТУ ПРОБЛЕМУ ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ ЭКОНОМИКА- НАУКА ВЫБОРА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ИЗУЧАЕТ РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ: МАКРОЭКОНОМИКА- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. ЕЁ ПРЕДМЕТОМ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ, БЕДНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

Cлайд 8

МИКРОЭКОНОМИКА МИКРОЭКОНОМИКА. ЭТА ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ, ИССЛЕДУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, ФИРМАМИ. МИКРОЭКОНОМИКА ОБЬЯСНЯЕТ КАК УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ, КАК НАПРАВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ. МАКРОЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ. ВЫДЕЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ- МИРОВАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ)ЭКОНОМИКА

Cлайд 9

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭКОНОМИКА- ЭТО СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ И ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОБХОДИМА, ЧТОБЫ ПРЕВРАЩАТЬ РЕСУРСЫ В НУЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА- ТОВАРЫ И УСЛУГИ РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Cлайд 10

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУЩЕСТВУЕТ ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБМЕН ОБМЕН – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОДНО ЛИЦО ПЕРЕДАЕТ ДРУГОМУ ВЕЩЬ, ТОВАР, ПОЛУЧАЯ ВЗАМЕН ДЕНЬГИ. ОБМЕН СВЯЗЫВАЕТ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛА, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ – ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ПОЛУЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ РЕСУРСОВ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ- СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОБЬЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ТОРГОВЛЯ

Cлайд 11

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДИ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ И И УСЛУГАХ ЛИБО ПРОИЗВОДЯ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЛИБО ПОСРЕДСТВОМ ОБМЕНА ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОДУКТОВ НА НЕОБХОДИМЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАДО НАЙТИ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА. ИХ ДВА РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ РЕСУРСОВ. УВЕЛИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ОБЪЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАВАЕМЫХ НА ЕДИНИЦУ ЗАТРАТ. НА ПРОИЗВОЛИТЕЛЬНОСТЬ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ – КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И УПРАВЛЕНИЕ

Cлайд 12

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ОБЪЕМНЫЕ- КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА. КАЧЕСТВЕННЫЕ- ОТНОШЕНИЕ ДВУХ ВЕЛИЧИН. РОССИЯ ПРОИЗВЕЛА – 130 МИЛЛИОНОВ ТОНН УГЛЯ. СПАД ПРОИЗВОДСТВА 90% К УРОВНЮ ПРОШЛОГО ГОДА.

Cлайд 13

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕМ ГОДОВОГО РОИЗВОДСТВА ЧЕРЕЗ ПОКАЗАТЕЛЬ ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ВНП) ВНП- ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СУММА РЫНОЧНЫХ ЦЕН ВСЕХ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАННЫХ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА КАК ВНУТРИ СТРАНЫ, ТАК И ЗА РУБЕЖОМ В ВНП ВКЛЮЧАЮТСЯ ТОЛЬКО ПРОДАЖИ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ. ВНП- ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ КАК ЦЕЛОГО. НА ОСНОВЕ ВНП РАССЧИТЫВАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ, ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД.

ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО Обществознание 11 класс Базовый уровень Кодификатор по обществознанию Глава 2. Экономика. Тема 2. 1 Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Двойное значение понятия «экономика»: a) как хозяйственная система; b) как наука о хозяйстве. 2. Возникновение экономической науки (Ксенофонт, Адам Смит). 3. Два уровня экономического анализа: a) микроэкономика b) макроэкономика 4. Ограниченность ресурсов при неограниченных потребностях - главная проблема экономики. 5. Свободные и экономические блага. 6. Основные вопросы экономики: a) что производить? b) как производить? c) для кого производить? 7. Фазы воспроизводства: a) производство b) распределение c) обмен d) потребление 8. Измерители экономической деятельности (ВНП, ВВП, ИЧР)

ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА» ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами НАУКА, изучающая механизмы удовлетворения неограниченных потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Впервые использовал слово «экономика» в качестве названия своего трактата Ксенофо нт (около 430 до н. э. - 355 или 354 до н. э.) древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель. Основоположник классической политической экономии. Впервые обосновал идею главенствующей роли производства в создании общественного богатства Ада м Смит (1723 -1790) шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФИРМ РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРОБЛЕМА ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ МИКРОЭКОНОМИКА изучает поведение отдельных потребителей, МИКРОЭКОНОМИКА отдельных фирм, отдельных отраслей и регионов, рынков отдельных факторов производства.

МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА ПРЕДМЕТ МАКРОЭКОНОМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ИНФЛЯЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ БЕЗРАБОТИЦА МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ МАКРОЭКОНОМИКА изучает экономику страны как единое целое. МАКРОЭКОНОМИКА единое

МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА МИКРОЭКОНОМИКА МАКРОЭКОНОМИКА СТРЕМИТСЯ К ДИНАМИКЕ, РОСТУ СТРЕМИТСЯ К СТАБИЛЬНОСТИ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ РЫНОЧНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА ДЕЙСТВУЕТ ДВА СУБЪЕКТА: ФИРМА И ДОМОХОЗЯЙСТВО ДЕЙСТВУЮТ ТРИ СУБЪЕКТА: ФИРМА, ДОМОХОЗЯЙСТВО И ГОСУДАРСТВО

ПОТРЕБНОСТИ (needs, wants) – нужда человека в чем-либо. ПОТРЕБНОСТИ Е Е НЫ НЫ ИЧ ИЧ ОР ОР ВТ ВТ Е ЫЕ НЫ ЧН ИЧ РВ И РВ ПЕ ПЕ

РЕСУРСЫ (resources) – имеющиеся в распоряжении человечества средства РЕСУРСЫ для удовлетворения потребностей. ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ (renewable) НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ (non-renewable) non- Сформулируйте главную проблему экономики. ПОТРЕБНОСТИ (безграничны) РЕСУРСЫ (ограничены)

БЛАГА (good) – средства для удовлетворения потребностей. БЛАГА КЛАССИФИКАЦИЯ БЛАГ СВОБОДНЫЕ (неограниченные, бесплатные) воздух, вода, энергия солнца и ветра. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ограниченные, платные) еда, жилье, ЧАСТНЫЕ одежда, мебель и пр. образование, транспорт, оборона, ОБЩЕСТВЕННЫЕ здравоохранение и пр.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как измерить богатство страны? Определить количество произведенных в стране товаров и услуг. НУЖНО СУММИРОВАТЬ НЕ САМИ ТОВАРЫ, А ИХ СТОИМОСТЬ

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛОВО Й НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение года внутри страны и за рубежом (только национальными производителями) ВАЛОВО Й ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение года на территории страны (национальными и иностранными производителями) КОНЕЧНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ блага, приобретаемые на протяжении года конечными потребителями и не используемые в качестве промежуточных продуктов в производстве продукции.

КОНЕЧНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ Чтобы оценить, насколько увеличилось богатство страны, после производства костюма не следует выполнять двойной или тройной счет одних и тех же товаров

При подсчете ВВП УЧИТЫВАЮТСЯ § рыночная стоимость товаров и услуг (т. е. произведенных для продажи) § стоимость конечных товаров и услуг § стоимость товаров и услуг. произведенных в стране § стоимость товаров и услуг данного года § стоимость материального производства НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ § нерыночные отношения (трансферты, работа на себя) § стоимость промежуточных товаров и услуг § доходы, полученные за пределами страны § стоимость товаров и услуг прошлых лет § финансовые потоки: покупка акций, облигаций

ВВП НОМИНАЛЬНЫЙ (НВВП) РЕАЛЬНЫЙ (РВВП) ü без учета инфляции, ü измеряется в текущих ценах ü с поправкой на инфляцию, ü измеряется в постоянных ценах (для их определения выбирается базовый год) РВВП = НВВП: Р где Р – ИНДЕКС ЦЕН – относительная величина: - если цены в стране растут, этот показатель больше 1 (при инфляции 15% Р = 1, 15) - если цены упали на 5%, Р = 0, 95)

ИЧР (ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала) ИЧР - среднее арифметическое из: § индекс продолжительности жизни § индекс уровня образования (грамотность и продолжительность обучения) § индекс ВВП

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НАЗВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВРЕМЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 1. МЕРКАНТИЛИЗМ: a) монетаризм b) протекционизм 2. ФИЗИОКРАТЫ 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ 4. МАРКСИЗМ 5. МАРЖИНАЛИЗМ 6. КЕЙСИАНСТВО 7. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

ЦИТАТНИК Где три экономиста, там пять мнений. «A Dictionary of Economic Quotations» . Пожалуйста, найдите мне одноглазого экономиста. А то я только и слышу: «Если посмотреть с одной стороны. . . » , «Если посмотреть с другой стороны. . . » . Герберт Гувер (1874 -1964), 31 -й президент США. Колебания экономики сопоставимы разве что с колебаниями экономистов. Джон Уильямс (род. в 1932 г.), американский композитор и дирижёр. «Нормальное состояние экономики» существует только в экономических учебниках. Джоан Робинсон (1903 -1983), английский экономист и общественная деятельница. Единственная функция экономического прогноза состоит в том, чтобы астрология выглядела более респектабельно. Джон Кеннет Гэлбрейт (1908 -2006), американский экономист, один из видных экономистов-теоретиков XX века.

ГЛОССАРИЙ § § § ЭКОНОМИКА (economy) - хозяйственная система,) обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. ПРОИЗВОДСТВО (production) – превращение ресурсов в) экономические блага. РЕСУРСЫ (resources) – имеющиеся в распоряжении человечества) средства удовлетворения потребностей. ПОТРЕБНОСТЬ (needs, wants) – нужда человека в чем-либо.) БЛАГО (good) – средства для удовлетворения потребностей. ТОВАР (goods) – овеществленный результат производства.) УСЛУГА (service) – неовеществленный результат производства,) приводящий к изменению условий потребления. НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – создание духовных и НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО нравственных ценностей. МАКРОЭКОНОМИКА (macroeconomics) – часть экономической) науки, изучающая экономику страны как единое целое. МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) – часть экономической) науки, изучающая поведение отдельных потребителей, отдельных фирм, отдельных отраслей и регионов, рынков факторов производства.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: § § § Королева Г. Э. Экономика: 10 -11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М, Вентана-Граф, 2013 Киреев А. П. Экономика: Учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 Баранов П. А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М. Астрель. 2013 Макаров О. Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012 http: //ru. wikipedia. org ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: § § http: //interneturok. ru/ru/school/obshestvoznanie/11 -klass/bchelovek-i-ekonomikab/ekonomikanauka-i-hozyaystvo? seconds=0&chapter_id=350 - Интернет. Урок «Экономика: наука и хозяйство» . http: //be. economicus. ru/index. php - М. А. Сторчевой «Основы экономики» , электронная версия учебника. САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: § § http: //www. ege. edu. ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http: //fipi. ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http: //soc. reshuege. ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http: //stupinaoa. narod. ru/index/0 -20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА

1.ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ.

2. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА.

3. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

ЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА, МИКРОЭКОНОМИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ВНП, ВВП, ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, РЕАЛЬНЫЙ ВВП, НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП.

Слайд 4

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА

ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ЭКОНОМИКА?

Слайд 5

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ.

ЭКОНОМИКА - СЛОЖНЕЙШАЯ СФЕРА(СИСТЕМА) ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

ИМЕЕТ ДВОЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

  • ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  • НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ
  • ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЭКОНОМИКА – ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ БЛАГ.

ЭКОНОМИКА- НАУКА О ХОЗЯЙСТВЕ, СПОСОБАХ ЕГО ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ, ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБМЕНА ТОВАРОВ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПРОТЕКАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.

Слайд 6

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

СЛОВО ЭКОНОМИКА БЫЛО ВПЕРВЫЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, НО ТОЛЬКО СПУСТЯ 300 ЛЕТ ПОЯВИЛИСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНЫЕ. ЭТО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

ДО ЭТОГО ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЛИСЬ ПО ТРАДИЦИИ ИЛИ ПО ПРИКАЗУ. В РЭ – СВОБОДНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. УЧЕНЫЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ КАК РАБОТАЕТ СВОБОДНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Слайд 7

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

  • ПРЕДМЕТ ВНИМАНИЯ УЧЕНЫХ СЛОДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ:
  • ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР.
  • ПОТРЕБНОСТИ ВОЗРАСТАЮТ А ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ- РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕННЫ. ЭТУ ПРОБЛЕМУ ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ ЭКОНОМИКА- НАУКА ВЫБОРА.
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ИЗУЧАЕТ РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ:
  • МАКРОЭКОНОМИКА- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.
  • ЕЁ ПРЕДМЕТОМ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ, БЕДНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
  • Слайд 8

    МИКРОЭКОНОМИКА

    • МИКРОЭКОНОМИКА.

    ЭТА ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ, ИССЛЕДУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, ФИРМАМИ. МИКРОЭКОНОМИКА ОБЬЯСНЯЕТ КАК УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ, КАК НАПРАВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ.

    • МАКРОЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ.

    ВЫДЕЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ- МИРОВАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ)ЭКОНОМИКА

    Слайд 9

    ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭКОНОМИКА- ЭТО СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ И ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОБХОДИМА, ЧТОБЫ ПРЕВРАЩАТЬ РЕСУРСЫ В НУЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА- ТОВАРЫ И УСЛУГИ

    • РЕСУРСЫ
    • ПРОИЗВОДСТВО
    • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
    • ПОТРЕБЛЕНИЕ
  • Слайд 10

    МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУЩЕСТВУЕТ ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ

    ОБМЕН – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОДНО ЛИЦО ПЕРЕДАЕТ ДРУГОМУ ВЕЩЬ, ТОВАР, ПОЛУЧАЯ ВЗАМЕН ДЕНЬГИ.

    ОБМЕН СВЯЗЫВАЕТ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

    ПРАВИЛА, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ – ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ПОЛУЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ РЕСУРСОВ.

    2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ- СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОБЬЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ

    3. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ТОРГОВЛЯ

    Слайд 11

    ЛЮДИ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ И И УСЛУГАХ ЛИБО ПРОИЗВОДЯ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЛИБО ПОСРЕДСТВОМ ОБМЕНА ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОДУКТОВ НА НЕОБХОДИМЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ

    ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАДО НАЙТИ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.

    • РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ РЕСУРСОВ.
    • УВЕЛИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

    ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ОБЪЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАВАЕМЫХ НА ЕДИНИЦУ ЗАТРАТ. НА ПРОИЗВОЛИТЕЛЬНОСТЬ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ – КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И УПРАВЛЕНИЕ

    Слайд 12

    ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

    • ОБЪЕМНЫЕ- КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА.
    • КАЧЕСТВЕННЫЕ- ОТНОШЕНИЕ ДВУХ ВЕЛИЧИН.
    • РОССИЯ ПРОИЗВЕЛА – 130 МИЛЛИОНОВ ТОНН УГЛЯ.
    • СПАД ПРОИЗВОДСТВА 90% К УРОВНЮ ПРОШЛОГО ГОДА.
  • Слайд 13

    ОБЪЕМ ГОДОВОГО РОИЗВОДСТВА ЧЕРЕЗ ПОКАЗАТЕЛЬ ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА