Тема: Экономика: наука и хозяйство.
Цель урока:
познакомить учащихся с основными экономическими понятиями.
Задачи:
- сформировать представление об экономике как науке; осветить основные вопросы экономики, экономической деятельности. Развивать умения учащихся свободно излагать свои мысли, работать с источником. Воспитывать интерес к экономике как к одному из блоков обществознания.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Понятие «Экономика». Предмет изучения экономической науки.
Список использованной литературы
- Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина – М.: Просвещение, 2006 Школьный словарь по обществознанию; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова - М.: Просвещение, 2006.
- http://slovari.yandex.ru
Определение «экономика» 1. Экономика – хозяйство страны. 2. Экономика – сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. 3. Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Главная задача экономики – выбор наиболее эффективного способа применения факторов производства для разрешения объективного противоречия между безграничностью потребностей и нехваткой ресурсов для их удовлетворения. 3 основных вопроса экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Типы экономических систем: 1. традиционная экономика, в которой все определяется обычаями; 2. командная экономика, в которой экономические решения принимаются государственными органами; 3. рыночная экономика, в которой производители и потребители действуют самостоятельно; 4. смешанная экономика, объединяющую самостоятельность покупателей и продавцов с регулирующим воздействием государства.
Уровни экономики УровеньЧем занимаетсяПредмет изучения Микроэкономикаисследует экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику взаимодействие потребителей и производителей, предпринимателей и наемных работников, функционирование отдельных рынков и отраслей. Макроэкономикаохватывает народное хозяйство в целом проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики Мировая экономика изучает законы развития мирового хозяйства. международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, международные валютные отношения и др.
Экономическая деятельность – многообразные виды хозяйственной деятельности людей, направленные на удовлетворение их потребностей и обеспечение материальных условий для жизни. Цель экономической деятельности – преобразование объектов природы (ресурсов) в предметы потребления. РесурсыПроизводствоРаспределениеПотребление
Задание 1. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие». Ресурсы, производство, обмен, налоги, товар, рынок, потребитель. 2. Расположите слова в последовательности, отражающей процесс преобразования объектов природы в предметы потребления: обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление, товар
С 1988г. в России объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель ВНП. Валовой национальный продукт (ВНП)– обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны. ВВП страны _____________________________________ = ВВП на душу населения Количество граждан По этому показателю сравнивают степень экономического развития и уровень жизни разных стран.
Проанализируйте информацию: В мировом масштабе совокупный показатель ВВП имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. Так, за период с 1971 по 1994 г. ВВП увеличился почти в 9 раз. В России начиная с 1990 г. прослеживалась устойчивая тенденция к снижению ВВП. В период с 1991 г. по 1996 г. он сократился более чем наполовину. Однако с конца 90-х гг. в России наблюдается положительная динамика роста ВВП, что позволило российскому правительству в 2004 г. прогнозировать удвоение этого показателя в последующие 10 лет.
Cлайд 1
ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. [email protected]Cлайд 2
ЦЕЛИ УРОКА 1.ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ. 2. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА. 3. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Cлайд 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА, МИКРОЭКОНОМИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ВНП, ВВП, ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, РЕАЛЬНЫЙ ВВП, НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП.Cлайд 4
Cлайд 5
ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИКА - СЛОЖНЕЙШАЯ СФЕРА(СИСТЕМА) ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ИМЕЕТ ДВОЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКОНОМИКА – ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ БЛАГ. ЭКОНОМИКА- НАУКА О ХОЗЯЙСТВЕ, СПОСОБАХ ЕГО ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ, ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБМЕНА ТОВАРОВ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПРОТЕКАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.Cлайд 6
ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА СЛОВО ЭКОНОМИКА БЫЛО ВПЕРВЫЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, НО ТОЛЬКО СПУСТЯ 300 ЛЕТ ПОЯВИЛИСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНЫЕ. ЭТО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ДО ЭТОГО ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЛИСЬ ПО ТРАДИЦИИ ИЛИ ПО ПРИКАЗУ. В РЭ – СВОБОДНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. УЧЕНЫЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ КАК РАБОТАЕТ СВОБОДНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.Cлайд 7
ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ПРЕДМЕТ ВНИМАНИЯ УЧЕНЫХ СЛОДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР. ПОТРЕБНОСТИ ВОЗРАСТАЮТ А ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ- РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕННЫ. ЭТУ ПРОБЛЕМУ ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ ЭКОНОМИКА- НАУКА ВЫБОРА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ИЗУЧАЕТ РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ: МАКРОЭКОНОМИКА- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. ЕЁ ПРЕДМЕТОМ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ, БЕДНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИCлайд 8
МИКРОЭКОНОМИКА МИКРОЭКОНОМИКА. ЭТА ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ, ИССЛЕДУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, ФИРМАМИ. МИКРОЭКОНОМИКА ОБЬЯСНЯЕТ КАК УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ, КАК НАПРАВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ. МАКРОЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ. ВЫДЕЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ- МИРОВАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ)ЭКОНОМИКАCлайд 9
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭКОНОМИКА- ЭТО СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ И ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОБХОДИМА, ЧТОБЫ ПРЕВРАЩАТЬ РЕСУРСЫ В НУЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА- ТОВАРЫ И УСЛУГИ РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЕCлайд 10
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУЩЕСТВУЕТ ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБМЕН ОБМЕН – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОДНО ЛИЦО ПЕРЕДАЕТ ДРУГОМУ ВЕЩЬ, ТОВАР, ПОЛУЧАЯ ВЗАМЕН ДЕНЬГИ. ОБМЕН СВЯЗЫВАЕТ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛА, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ – ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ПОЛУЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ РЕСУРСОВ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ- СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОБЬЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ТОРГОВЛЯCлайд 11
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДИ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ И И УСЛУГАХ ЛИБО ПРОИЗВОДЯ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЛИБО ПОСРЕДСТВОМ ОБМЕНА ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОДУКТОВ НА НЕОБХОДИМЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАДО НАЙТИ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА. ИХ ДВА РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ РЕСУРСОВ. УВЕЛИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ОБЪЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАВАЕМЫХ НА ЕДИНИЦУ ЗАТРАТ. НА ПРОИЗВОЛИТЕЛЬНОСТЬ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ – КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И УПРАВЛЕНИЕCлайд 12
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ОБЪЕМНЫЕ- КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА. КАЧЕСТВЕННЫЕ- ОТНОШЕНИЕ ДВУХ ВЕЛИЧИН. РОССИЯ ПРОИЗВЕЛА – 130 МИЛЛИОНОВ ТОНН УГЛЯ. СПАД ПРОИЗВОДСТВА 90% К УРОВНЮ ПРОШЛОГО ГОДА.Cлайд 13
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕМ ГОДОВОГО РОИЗВОДСТВА ЧЕРЕЗ ПОКАЗАТЕЛЬ ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ВНП) ВНП- ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СУММА РЫНОЧНЫХ ЦЕН ВСЕХ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАННЫХ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА КАК ВНУТРИ СТРАНЫ, ТАК И ЗА РУБЕЖОМ В ВНП ВКЛЮЧАЮТСЯ ТОЛЬКО ПРОДАЖИ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ. ВНП- ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ КАК ЦЕЛОГО. НА ОСНОВЕ ВНП РАССЧИТЫВАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ, ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД.ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО Обществознание 11 класс Базовый уровень Кодификатор по обществознанию Глава 2. Экономика. Тема 2. 1 Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Двойное значение понятия «экономика»: a) как хозяйственная система; b) как наука о хозяйстве. 2. Возникновение экономической науки (Ксенофонт, Адам Смит). 3. Два уровня экономического анализа: a) микроэкономика b) макроэкономика 4. Ограниченность ресурсов при неограниченных потребностях - главная проблема экономики. 5. Свободные и экономические блага. 6. Основные вопросы экономики: a) что производить? b) как производить? c) для кого производить? 7. Фазы воспроизводства: a) производство b) распределение c) обмен d) потребление 8. Измерители экономической деятельности (ВНП, ВВП, ИЧР)
ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА» ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами НАУКА, изучающая механизмы удовлетворения неограниченных потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Впервые использовал слово «экономика» в качестве названия своего трактата Ксенофо нт (около 430 до н. э. - 355 или 354 до н. э.) древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель. Основоположник классической политической экономии. Впервые обосновал идею главенствующей роли производства в создании общественного богатства Ада м Смит (1723 -1790) шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.
МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФИРМ РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРОБЛЕМА ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ МИКРОЭКОНОМИКА изучает поведение отдельных потребителей, МИКРОЭКОНОМИКА отдельных фирм, отдельных отраслей и регионов, рынков отдельных факторов производства.
МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА ПРЕДМЕТ МАКРОЭКОНОМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ИНФЛЯЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ БЕЗРАБОТИЦА МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ МАКРОЭКОНОМИКА изучает экономику страны как единое целое. МАКРОЭКОНОМИКА единое
МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА МИКРОЭКОНОМИКА МАКРОЭКОНОМИКА СТРЕМИТСЯ К ДИНАМИКЕ, РОСТУ СТРЕМИТСЯ К СТАБИЛЬНОСТИ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ РЫНОЧНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА ДЕЙСТВУЕТ ДВА СУБЪЕКТА: ФИРМА И ДОМОХОЗЯЙСТВО ДЕЙСТВУЮТ ТРИ СУБЪЕКТА: ФИРМА, ДОМОХОЗЯЙСТВО И ГОСУДАРСТВО
ПОТРЕБНОСТИ (needs, wants) – нужда человека в чем-либо. ПОТРЕБНОСТИ Е Е НЫ НЫ ИЧ ИЧ ОР ОР ВТ ВТ Е ЫЕ НЫ ЧН ИЧ РВ И РВ ПЕ ПЕ
РЕСУРСЫ (resources) – имеющиеся в распоряжении человечества средства РЕСУРСЫ для удовлетворения потребностей. ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ (renewable) НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ (non-renewable) non- Сформулируйте главную проблему экономики. ПОТРЕБНОСТИ (безграничны) РЕСУРСЫ (ограничены)
БЛАГА (good) – средства для удовлетворения потребностей. БЛАГА КЛАССИФИКАЦИЯ БЛАГ СВОБОДНЫЕ (неограниченные, бесплатные) воздух, вода, энергия солнца и ветра. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ограниченные, платные) еда, жилье, ЧАСТНЫЕ одежда, мебель и пр. образование, транспорт, оборона, ОБЩЕСТВЕННЫЕ здравоохранение и пр.
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как измерить богатство страны? Определить количество произведенных в стране товаров и услуг. НУЖНО СУММИРОВАТЬ НЕ САМИ ТОВАРЫ, А ИХ СТОИМОСТЬ
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛОВО Й НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение года внутри страны и за рубежом (только национальными производителями) ВАЛОВО Й ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение года на территории страны (национальными и иностранными производителями) КОНЕЧНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ блага, приобретаемые на протяжении года конечными потребителями и не используемые в качестве промежуточных продуктов в производстве продукции.
КОНЕЧНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ Чтобы оценить, насколько увеличилось богатство страны, после производства костюма не следует выполнять двойной или тройной счет одних и тех же товаров
При подсчете ВВП УЧИТЫВАЮТСЯ § рыночная стоимость товаров и услуг (т. е. произведенных для продажи) § стоимость конечных товаров и услуг § стоимость товаров и услуг. произведенных в стране § стоимость товаров и услуг данного года § стоимость материального производства НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ § нерыночные отношения (трансферты, работа на себя) § стоимость промежуточных товаров и услуг § доходы, полученные за пределами страны § стоимость товаров и услуг прошлых лет § финансовые потоки: покупка акций, облигаций
ВВП НОМИНАЛЬНЫЙ (НВВП) РЕАЛЬНЫЙ (РВВП) ü без учета инфляции, ü измеряется в текущих ценах ü с поправкой на инфляцию, ü измеряется в постоянных ценах (для их определения выбирается базовый год) РВВП = НВВП: Р где Р – ИНДЕКС ЦЕН – относительная величина: - если цены в стране растут, этот показатель больше 1 (при инфляции 15% Р = 1, 15) - если цены упали на 5%, Р = 0, 95)
ИЧР (ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала) ИЧР - среднее арифметическое из: § индекс продолжительности жизни § индекс уровня образования (грамотность и продолжительность обучения) § индекс ВВП
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НАЗВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВРЕМЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 1. МЕРКАНТИЛИЗМ: a) монетаризм b) протекционизм 2. ФИЗИОКРАТЫ 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ 4. МАРКСИЗМ 5. МАРЖИНАЛИЗМ 6. КЕЙСИАНСТВО 7. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
ЦИТАТНИК Где три экономиста, там пять мнений. «A Dictionary of Economic Quotations» . Пожалуйста, найдите мне одноглазого экономиста. А то я только и слышу: «Если посмотреть с одной стороны. . . » , «Если посмотреть с другой стороны. . . » . Герберт Гувер (1874 -1964), 31 -й президент США. Колебания экономики сопоставимы разве что с колебаниями экономистов. Джон Уильямс (род. в 1932 г.), американский композитор и дирижёр. «Нормальное состояние экономики» существует только в экономических учебниках. Джоан Робинсон (1903 -1983), английский экономист и общественная деятельница. Единственная функция экономического прогноза состоит в том, чтобы астрология выглядела более респектабельно. Джон Кеннет Гэлбрейт (1908 -2006), американский экономист, один из видных экономистов-теоретиков XX века.
ГЛОССАРИЙ § § § ЭКОНОМИКА (economy) - хозяйственная система,) обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. ПРОИЗВОДСТВО (production) – превращение ресурсов в) экономические блага. РЕСУРСЫ (resources) – имеющиеся в распоряжении человечества) средства удовлетворения потребностей. ПОТРЕБНОСТЬ (needs, wants) – нужда человека в чем-либо.) БЛАГО (good) – средства для удовлетворения потребностей. ТОВАР (goods) – овеществленный результат производства.) УСЛУГА (service) – неовеществленный результат производства,) приводящий к изменению условий потребления. НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – создание духовных и НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО нравственных ценностей. МАКРОЭКОНОМИКА (macroeconomics) – часть экономической) науки, изучающая экономику страны как единое целое. МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) – часть экономической) науки, изучающая поведение отдельных потребителей, отдельных фирм, отдельных отраслей и регионов, рынков факторов производства.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: § § § Королева Г. Э. Экономика: 10 -11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М, Вентана-Граф, 2013 Киреев А. П. Экономика: Учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 Баранов П. А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М. Астрель. 2013 Макаров О. Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012 http: //ru. wikipedia. org ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: § § http: //interneturok. ru/ru/school/obshestvoznanie/11 -klass/bchelovek-i-ekonomikab/ekonomikanauka-i-hozyaystvo? seconds=0&chapter_id=350 - Интернет. Урок «Экономика: наука и хозяйство» . http: //be. economicus. ru/index. php - М. А. Сторчевой «Основы экономики» , электронная версия учебника. САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: § § http: //www. ege. edu. ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http: //fipi. ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http: //soc. reshuege. ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http: //stupinaoa. narod. ru/index/0 -20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.
МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Слайд 2
ЦЕЛИ УРОКА
1.ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ.
2. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА.
3. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
ЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА, МИКРОЭКОНОМИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ВНП, ВВП, ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, РЕАЛЬНЫЙ ВВП, НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП.
Слайд 4
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА
ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ЭКОНОМИКА?
Слайд 5
ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ.
ЭКОНОМИКА - СЛОЖНЕЙШАЯ СФЕРА(СИСТЕМА) ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
ИМЕЕТ ДВОЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ
- ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЭКОНОМИКА – ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ БЛАГ.
ЭКОНОМИКА- НАУКА О ХОЗЯЙСТВЕ, СПОСОБАХ ЕГО ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ, ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБМЕНА ТОВАРОВ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПРОТЕКАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.
Слайд 6
ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
СЛОВО ЭКОНОМИКА БЫЛО ВПЕРВЫЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, НО ТОЛЬКО СПУСТЯ 300 ЛЕТ ПОЯВИЛИСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНЫЕ. ЭТО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
ДО ЭТОГО ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЛИСЬ ПО ТРАДИЦИИ ИЛИ ПО ПРИКАЗУ. В РЭ – СВОБОДНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. УЧЕНЫЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ КАК РАБОТАЕТ СВОБОДНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Слайд 7
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
- ПРЕДМЕТ ВНИМАНИЯ УЧЕНЫХ СЛОДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ:
- ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР.
- ПОТРЕБНОСТИ ВОЗРАСТАЮТ А ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ- РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕННЫ. ЭТУ ПРОБЛЕМУ ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ ЭКОНОМИКА- НАУКА ВЫБОРА.
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ИЗУЧАЕТ РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ:
- МАКРОЭКОНОМИКА- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.
- ЕЁ ПРЕДМЕТОМ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ, БЕДНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
Слайд 8
МИКРОЭКОНОМИКА
- МИКРОЭКОНОМИКА.
ЭТА ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ, ИССЛЕДУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, ФИРМАМИ. МИКРОЭКОНОМИКА ОБЬЯСНЯЕТ КАК УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ, КАК НАПРАВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ.
- МАКРОЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ.
ВЫДЕЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ- МИРОВАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ)ЭКОНОМИКА
Слайд 9
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭКОНОМИКА- ЭТО СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ И ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОБХОДИМА, ЧТОБЫ ПРЕВРАЩАТЬ РЕСУРСЫ В НУЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА- ТОВАРЫ И УСЛУГИ
- РЕСУРСЫ
- ПРОИЗВОДСТВО
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
- ПОТРЕБЛЕНИЕ
Слайд 10
МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУЩЕСТВУЕТ ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ
ОБМЕН – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОДНО ЛИЦО ПЕРЕДАЕТ ДРУГОМУ ВЕЩЬ, ТОВАР, ПОЛУЧАЯ ВЗАМЕН ДЕНЬГИ.
ОБМЕН СВЯЗЫВАЕТ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРАВИЛА, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ – ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ПОЛУЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ РЕСУРСОВ.
2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ- СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОБЬЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ
3. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ТОРГОВЛЯ
Слайд 11
ЛЮДИ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ И И УСЛУГАХ ЛИБО ПРОИЗВОДЯ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЛИБО ПОСРЕДСТВОМ ОБМЕНА ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОДУКТОВ НА НЕОБХОДИМЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАДО НАЙТИ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.
- РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ РЕСУРСОВ.
- УВЕЛИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ОБЪЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАВАЕМЫХ НА ЕДИНИЦУ ЗАТРАТ. НА ПРОИЗВОЛИТЕЛЬНОСТЬ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ – КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И УПРАВЛЕНИЕ
Слайд 12
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
- ОБЪЕМНЫЕ- КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА.
- КАЧЕСТВЕННЫЕ- ОТНОШЕНИЕ ДВУХ ВЕЛИЧИН.
- РОССИЯ ПРОИЗВЕЛА – 130 МИЛЛИОНОВ ТОНН УГЛЯ.
- СПАД ПРОИЗВОДСТВА 90% К УРОВНЮ ПРОШЛОГО ГОДА.
Слайд 13
ОБЪЕМ ГОДОВОГО РОИЗВОДСТВА ЧЕРЕЗ ПОКАЗАТЕЛЬ ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА