Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические основы международного рынка туристических услуг. Элементы туристской индустрии. Современное послекризисное состояние международного туризма, его проблемы и тенденции. Количество международных прибытий. Доходы от международного туризма.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Изменение социально-экономических и политических условий как фактор развития международного туризма. Современные тенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии. Международное сотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Основные понятия и классификации международного туризма как сектора экономики. Государственное регулирование туристской отрасли. Современное состояние, тенденции развития международного туризма в России и Амурской области. Разработка экскурсионного тура.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2010

    Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2004

    Современное состояние мировой туристской индустрии. Рынок туризма в РФ. Оценка туристского потенциала и перспективы развития туризма в Белгородской области. Анализ деятельности туристического агентства "Экватор" и разработка новых туристских направлений.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2012

    Динамика и факторы развития международного туризма, его значение для экономики государств. Роль климатических особенностей и исторических достопримечательностей в развитии туризма в Турции, ее приоритетные туристические районы и статистика турпотоков.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Организации международного туризма в современных условиях. Основные тенденции развития международного туризма. Развитие и активное применение передовых технологий, активизация мирового рынка туристских услуг. Процесс формирования индустрии туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Динамика развития международного туризма. Роль глобального туристского рынка в современной экономике. Характеристика современного международного туризма в экономическом аспекте. Современное состояние туристического рынка в России и его проблемы.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

За последние годы туристический бизнес начал свое стремительное развитие во всех странах мира. Знакомясь с опытом различных зарубежных стран можно увидеть, что успех развития туристического бизнеса во многом зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, и как государственные институты поддерживают эту отрасль. Для того чтобы получать доходы от туристского бизнеса любое цивилизованное государство должно вкладывать значительные средства для исследования своих территорий с целью оценки туристического потенциала. Государственные программы должны способствовать развитию туристского бизнеса, развитию туристских центров, созданию и развитию необходимой инфраструктуры, а также рекламы и информационного обеспечения.

Практика показывает, что частный сектор никогда не сможет вложить крупные инвестиции для развития курортных туристских предприятий, а также основных элементов туристской инфраструктуры, ему не под силу выполнять функции Национальной Туристской Администрации. В странах с развитым туристским бизнесом есть такие организации, которые подчинены, как правило, министерствам, которые занимаются разработками национальных программ развития туризма. Носят такие организации различные названия, так в Великобритании это ВТА (British Nourist Authority), в Италии - ENIT, в Ирландии - Irish Board, в Испании - Turespana, в Норвегии - NOTRA. Такие организации имеют свои представительства по туризму в других странах. Эти организации разрабатывают программы, которые будут привлекать туристские потоки и обеспечивают туристскую информацию.

Специфика туристского бизнеса связана с широким спектром взаимоотношений. В эти отношения вступают лица, которые участвуют в процессах организации путешествий и отдыха. Существующие отношения настолько разнообразны, что порождают определенную сложность правового регулирования.

В любом отдельном государстве взаимоотношения сторон «турфирма - государство», «турист - государство», «турист - турфирма», регулируются соответствующим законодательством. Такое законодательство должно в полной мере охватывать каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.

На сегодняшний день сложилось несколько подходов к организационному процессу государственного регулирования туризмом. Так во многих странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование полностью отсутствует, а субъекты рынка сами осуществляют оперативное регулирование. В тех странах, где существует государственное регулирование рынка туристических услуг, применяются две модели - существуют специальные органы государственной власти, или же регулирование выполняют многопрофильные органы.

Теперь давайте рассмотрим, как действуют государственные институты на примере нескольких стран.

  • 1. В Австрии туристская отрасль курируется Министерством экономики. Рекламу туристских возможностей государства осуществляет Австрийский национальный туристский офис, который имеет свои представительства в 26 странах мира.
  • 2. В Великобритании сферой туризма руководит Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому напрямую подчиняется орган, который отвечает за туризм - British Nourist Authority (ВТА). Эта организация занимается привлечением потоков иностранных туристов в Великобританию, а также занимается развитием внутреннего туризма. Кроме того, эта организация проводит консультации с правительством и другими государственными учреждениями, занятых в сфере туризма. Для этого по инициативе администрации проводятся рекламные компании за пределами страны через сеть своих офисов и представителей. Также для этих целей используется пресса, радио, телевидение. Администрация занимается организацией международных конференций, предоставляет консалтинговые и маркетинговые услуги по вопросам международного туризма и занимается издательством различных информационно-справочных материалов. По своей организационно-правовой форме ВТА является и частнопредпринимательским институтом, который наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках предоставляет также ряд платных маркетинговых и консалтинговых услуг, занимается организацией семинаров и выставок, осуществляет ряд проектов с привлечением иностранного капитала, издает и занимается реализацией путеводителей, видеофильмов и других рекламно-информационных продуктов. Возглавляет ВТА совет директоров, который состоит из пяти членов и президента. В штате этой организации насчитывается около 300 работников, из которых приблизительно треть работает непосредственно в Лондоне, а остальные работают в 26 представительствах за рубежом. Порядка 68% необходимых денежных средств ВТА получает из государственного бюджета.
  • 3. В Германии организацией туристского бизнеса занимается Национальный туристский комитет Министерства экономики, который отвечает за продвижение туристского продукта в Германии и увеличение туристских потоков в страну. Представительства данного комитета работают в 27 странах мира.
  • 4. В Израиле работает Министерство туризма. В 2007 году бюджет этой организации составлял 150 млн. долларов США. Эти средства использовались для финансирования различных мероприятий, которые связаны с презентационной, информационной, выставочной деятельностью по всем странам мира. Также часть этих средства направлялась на проведение различных конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание рекламных материалов и буклетов.
  • 5. В Индонезии функционирует специальное ведомство по делам туризма, которое имеет широкие полномочия в области защиты прав туристов. Так в стране действует туристская полиция, которая осуществляет надзор и контроль над всеми предприятиями туристского бизнеса. Кроме того, она принимает непосредственное участие в разрешении конфликтных ситуаций, участниками которых становятся заграничные туристы.
  • 6. В Италии в 1983 году был принят закон по совершенствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Закон определяет основные органы управления туристским бизнесом на региональном уровне и порядок их функционирования. Дается четкое определение туристского предприятия и условия его регистрации. Также в законе определены классификация гостиничного хозяйства, изложено ряд условий, согласно которым туристским бюро, транспортным и общественным ассоциациям разрешается заниматься туристским бизнесом. Кроме того, закон регулирует деятельность профессионалов в туристской сфере, определяет меры по поддержке туристского бизнеса со стороны государства. Департамент по туристической деятельности входит в состав Министерства производственной деятельности. Департамент занимается координацией деятельности региональных туристских администраций, разрабатывает нормативно-отраслевые документы национального характера, исследует и обрабатывает статистические данные. В международной деятельности департамент занимается созданием межправительственных соглашений и взаимоотношений с другими международными туристскими организациями. Полномочия местных администраций имеют широкий характер. Они отвечают за все вопросы лицензирования туристской деятельности на своей территории, проводят классификацию отелей, имеют право рекламировать и продвигать свою туристскую продукцию как внутри страны, так и за рубежом. Но, тем не менее, главную роль в представлении Италии на международном туристском рынке отводится Национальному управлению по туризму (ENIT). Главной функцией этой организации является организация рекламно-информационной работы, проведение маркетинговых исследований, координация действий зарубежных и местных туристических организаций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму, а его деятельность полностью финансируется из государственного бюджета.
  • 7. В Испании вся туристская деятельность на общенациональном уровне определена Законом «О компетенции в области туризма» и Декретом «О деятельности частных туристских предприятий» от 14 января 1965 года. Кроме общенационального закона, каждая из семнадцати автономий имеет свое собственное законодательство по туристской деятельности, основные положения которого соответствуют вышеуказанному закону. Статьи по туризму регулируют отношения между продавцом турпродукта и туристом, а также ряд условий, на которых юридическим и физическим лицам разрешается заниматься туристским бизнесом, порядок предоставления туристам своих услуг, а также предусмотрены меры контроля со стороны государства и порядок применения санкций к нарушителям. В апреле 1996 года Парламентом Испании утверждается Закон «О комбинированных путешествиях». В этом законе четко определялись права и обязанности, как туристской организации, так и самого потребителя туристских услуг. Под комбинированным путешествием понимается поездка, которая включает турпродукт, содержащий, по крайней мере, два из трех основных элементов - размещения на ночлег, транспорт и другие любые туристские услуги. Этот закон дает четкое распределение ответственности внутри туристской сферы деятельности и дает разъяснения различных аспектов туристского продукта и комбинированных путешествий. Всеми вопросами туристской деятельности в Испании занимается Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, который непосредственно подчиняется Министерству экономики. Помимо Государственного секретариата Министерству экономики также подчиняются следующие организации: - Центральная дирекция по туризму, которая занимается административными вопросами и выработкой общих направлений государственной политики в сфере туристского бизнеса. - Гостиничная сеть «Paradores», в состав которого входят 83 отеля, которые представляют историческую ценность. - Два выставочно-конгрессных центра, которые находятся в Мадриде и Малаге, а также Испанский институт туризма «Turespaca». Полномочия Министерства экономики довольно ограничены. Такие важные вопросы как сертификация услуг, лицензирование, разработка стратегии туристской индустрии, принадлежат местным властям. С целью координации деятельности этих организаций в Испании создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственной власти всех уровней, а также представители частного бизнеса. В большинстве случаев решения Совета носят только рекомендательный характер. Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов. Также Институт занимается продвижением испанских курортов и рекламной деятельностью за рубежом. Деятельность Института полностью финансируется из государственного бюджета.
  • 8. Во Франции Закон о туризме определяет условия, которые дают возможность заниматься продажей туров. Также установлен круг юридических и физических лиц, которые подпадают под действие этого закона, приведен перечень услуг, которые принято считать туристскими. Кроме того, сформулировано ряд условий, которые дают возможность осуществлять туристскую деятельность для туристских агентств, различных общественных организаций, местных туристских органов и отдельных лиц. Здесь речь идет о возможности получения официального разрешения на занятие туристкой деятельностью в том виде, как это определяет Закон. В специальном разделе этого Закона зафиксированы все отношения между потребителем и производителем туристских услуг. Здесь же приводятся основные права и обязанности продавца услуг и покупателя, которые обязательно должны содержаться в контракте. Закон регламентирует меры ответственности продавца туристского продукта за качество услуг, которые он представляет. Кроме того, Закон предусматривает ответственность за нарушение Закона и санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных организаций за ведением деятельности юридическими и физическими лицами, которые подпадают под действие данного Закона. Вопросами регулирования туристской деятельности занимается Министерство транспорта и общественных работ. В его структуре находятся Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы занимаются вопросами управления и регулирования туристской отрасли, инвестирования и международных отношений сфере туристского бизнеса. Помимо этого еще функционирует ряд органов, которые принимают участие в управлении туристской деятельностью с правом совещательного голоса: - Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ. - Национальный комитет по процветанию Франции, который занимается вопросами экологии и озеленения городов. - Национальное агентство по отпускным поездкам. - Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму, в компетенцию которого входят маркетинговые исследования и статистика в туристском бизнесе. Также на региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, в круг обязанностей которых входит решать вопросы развития туристской сферы и которые подчиняются непосредственно префектам. Деятельность этих представителей главным образом направлена на координацию местных инициатив в туристской сфере. Пропагандой образа Франции как туристского центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», которая была основана в 1987 году как результат соглашения о партнерстве между администрациями объектов экскурсионного показа, туристскими фирмами и местными администрациями. Деятельность этой организации частично финансируется из государственного бюджета, доля которого составляет 60%.
  • 9. В Финляндии туристская деятельность регулируется Законами «О субъектах, имеющих право на продажу туров» и «О турах и занятии туристской деятельностью». Принятие этого закона было вызвано вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приведения законов Финляндии в соответствие с требованиями ЕС. Эти законы отрегулировали отношения между клиентом и туристской фирмой по вопросам продажи тура, а также порядок урегулирования возникших спорных моментов. В марте 1995 года принимается Постановление правительственных структур Финляндии «О занятии туристской деятельностью». В этом постановлении приведены основные сведения, которые требуются при регистрации на занятие туристской деятельностью. Помимо обычных вопросов, необходимо было указывать, является ли данная фирма посредником иностранной туристской фирмы.
  • 10. В Соединенных Штатах Америки Первый Национальный закон США «О международном туризме» был принят в 1961 году. Этот закон предусматривал создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ), которая функционировала в составе Федерального министерства торговли США. Несколько позже, в 1981 году был принят Закон «О Национальной политике в сфере туризма». В мае месяце 1992 года принимается Закон «О политике в сфере туризма и развития экспорта», который поставил перед АПТ следующие задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, ведение статистики туристической деятельности, исследование конъюнктуры туристского рынка, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам, руководство программой развития туризма. Кроме Национального органа, занимающегося регулированием туристской деятельности на федеральном уровне, в каждом из штатов США функционирует соответствующая служба, которая отвечает за развитие туристского бизнеса. В большинстве случаев это Агентство по торговле, коммерции и туризму, которое занимается решением задач планомерного роста и всестороннего развития туристского бизнеса. Также оно занимается организацией рекламно-информационных программ по пропаганде туризма и осуществляет исследовательские акции по анализу состояния и перспективам развития туристской отрасли. В 1996 году Конгресс США принимает еще один закон, который способствовал развитию туристского бизнеса. Начиная с 1997 года, начинает функционировать новая Федеральная туристская структура - Национальная Организация Туризма (НОТ). В этом Законе говорится, что если в ближайшее время НОТ не повысит долю Соединенных Штатов в мировом туристском рынке и не увеличит поток иностранных туристов, то она будет распущена.
  • 11. В Швейцарии всеми вопросами туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ), которое является самым крупным национальным рекламным агентством.

В ЕС в июне 1990 года была принята Директива ЕС, которая регулировала все вопросы по содержанию туристских услуг и туристского продукта в целом. С целью защиты прав потребителей в этой директиве приведены к единому содержанию тексты контрактов между туристической фирмой и туристом, а также оговорены все условия, взаимные права, обязанности и гарантии.

Туризм по праву является высокодоходным и динамично развивающимся сектором экономики государства. Являясь источником поступления иностранной валюты в страну, он воздействует на платежный баланс государства, также международный туризм воздействует на культурную и социальную сферу.

Говоря о туризме как одном из важнейших секторов экономики, следует привести следующие официальные данные: по экспертной оценке ЮНВТО и Ростуризма в России доля туризма в ВВП составляет 2%. Уже в первом полугодие 2013 года видно, что въезд иностранных граждан в Россию увеличился на 11% по сравнению с показателями 2012 года (13 154 723 чел. в 2012 г. и 14 651 487 в 2013 г.). Больше всего приехало граждан Украины (3 252 239 чел.), Узбекистана (1 716 362 чел.) и Казахстана (1 708 500 чел.). Но непосредственно с целью туризма, то за 1-е полугодие 2013 года в Россию прибыло 1 049 487 тыс. человек. За тот же период в 2012 году было отмечено 993 383 туриста, виден рост на 6%. С целью туризма чаще всего к нам приезжают жители Германии (142 731 чел.), Китая (129 846 тыс.) и США (67 576 тыс.).

Интерес к развитию туризма возрастает с каждым годом во многих странах и Россия не исключение. К сожалению, туризм в России не так развит, как например туризм в Чехии, Болгарии, Франции, Египте, Таиланде и ряде других стран.

Так в чем же дело? Проанализировав официальные данные Росстат о въезде Российских граждан в страны дальнего зарубежья на примере некоторых стран можно сделать ряд выводов. На рассмотрение возьмем такие страны как Польша, Чехия и Германия. В начале двухтысячных годов выездной туризм в России только набирал обороты и люди осваивали различные способы передвижения: железнодорожные трассы, автобаны, авиаперелет. Как видно по данным Росстата в двухтысячном году 1075 тысяч поездок было в Польшу, 90 тысяч в Чешскую Республику и 450 тысяч поездок в Германию. Это было обусловлено тем, что визу в Польшу российским гражданам было получить гораздо легче, чем в Германию или Чехию, так же необходимо заметить, что Польша и ближе всех находится, то есть добраться до нее можно не только с помощью авиаперелета или железнодорожных услуг, но и на автомобиле. В 2003 году начал строиться автобан между Польшей и Германией и все больше набирали обороты экскурсионные бюро, придумывались различные экскурсионные программы в Германии, такие как «экскурсии в Бонн и Дюссельдорф», «экскурсии в Гент и Брюгге», что опять же повлекло за собой рост туристов, он увеличился на 56% по сравнению с 2000 годом. К 2004 году рост туристов вновь увеличился, но на этот раз засчет развития гостиничного сектора в крупнейших городах Германии. И если в 2003 году было сделано 790 тысяч поездок, то в 2004 он увеличился на 35 тысяч!

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод: туристы наиболее чувствительны и требовательны к комфорту. Комфортные условия должны быть не только в проживании, то есть в гостинице, но так же необходимо учитывать такие немаловажные факторы как: развитая транспортная инфраструктура, наличие профессионального гида, который смог бы подобрать наилучшее предложение, которое отвечало бы всем предпочтениям туриста.

На примере Германии Чешская Республика за 2004 и 2005 год разработала ряд экскурсионных программ по стране с различными видами туризма(экскурсионный, гастрономический, лечебный и др.) и проведя ряд маркетинговых преобразований Прага стала самым мистическим городом, а Карловы Вары начали занимать лидирующие позиции в сфере лечения. И как видно из статистических данных Росстата поток туристов по сравнению с 2000 годом увеличился на 45%.

Немало важно обозначить состояние Польши, после 2003 года, поток туристов прибывающих непосредственно в этой стране с целью туризма начал резко падать, уже к 2004 году поток туристов уменьшился на 52 %. Естественно причиной такого падения стало отсутствие интереса туристов к Польше. Страна никак не развивала свою инфраструктуру, в частности гостиничный сектор, также не было развития достопримечательностей. И к 2005 году по настоящее время Польша является больше транзитной территорией, нежели развитым туристическим сектором.

Участие России в международном туризме до последнего времени, оставалось практически незаметным, на фоне стран с развитой индустрией. Зарубежные страны разработали и реализуют конкретные предложения, направленные на совершенствование туризма. Для России немаловажно принять меры, по развитию маркетинговой программы: эта страна, обладая уникальными, как в плане географии, так и культуры местами и традициями, могла бы специализироваться на религиозном, спортивном, пешем, конном, речном, культурном, оздоровительном и паломническом туризме.

На сегодняшний день Россия активно развивает гостиничный сектор, транспортную, экскурсионную и санаторно-лечебную инфраструктуру. Но говоря о перспективах туризма в России необходимо сказать, что основным фактором для развития, является дальнейшее проведение массовых международных событийных мероприятий. Зимняя Олимпиада в 2014 г., Чемпионат мира по футболу в 2018, Зимняя универсиада - 2019 в Красноярске - эти события позволят повысить интерес и увеличить поток иностранных туристов в нашу страну. По экспертной оценки ЮНВТО количество въездного туристского потока в Россию к 2020 году должно составить порядка 47 млн. человек. зарубежный страна развитие туризм

Итак, туризм - это одна из наиболее перспективных и прибыльных отраслей экономики, потенциал которой в России реализуется не в полной мере. Для достижения положительного равновесия между въездным и выездным туризмом, необходимо стимулировать развитие внутреннего туризма, чтобы граждане нашей страны стремились посещать и узнавать отечественные достопримечательности и туристские центры, а не только ставили первоначальной целью поездку за рубеж;

Обладая множеством туристских ресурсов, имея достойную и интересную историю, наша страна способна привлекать большое количество туристов со всего мира. И стоит заметить, что динамика развития туристического рынка России говорит о тенденциях к росту числа туристов, иностранных - в частности.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире конкуренция является постоянным атрибутом глобальной среды, в которой функционируют и развиваются отдельные города. Уровень их конкурентоспособности определяется либо более эффективным использованием ресурсов, которые удалось привлечь, - либо наличием уникальных ресурсов, в совокупности формирующих привлекательное предложение страны, региона, города для населения и бизнеса. В связи с усилением и интенсификацией конкуренции между отдельными городами становится актуальным конструирование бренда города, разработки и реализация стратегии его продвижения в эпицентр глобального информационного пространства.

Содействие развитию туристической сферы в малых городах необходимо рассматривать как инструмент повышения уровня занятости населения, уменьшение трудовой миграции, в т.ч. молодежной, усиление деловой активности, улучшение финансовых показателей деятельности предприятий, формирование позитивного туристического имиджа. С целью содействия развитию сферы туризма в малых городах необходимо активно стимулировать предпринимательскую инициативу, создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, привлекать предпринимателей к созданию туристических информационных центров, формирование туристической маркетинговой стратегии.

Своеобразной сверхзадачей городского маркетинга является эффективное использование существующих, а также создание новых преимуществ для привлечения в город экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей города.


Туризм в современном мире - одна из наиболее массовых, доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Для развития малых городов с ценным историко-культурным наследием он может и должен стать одним из приоритетных направлений. В Беларуси, по результатам научно-исследовательских и проектных работ, выполненных разными авторами, свыше 30 малых городских поселений рассматриваются как перспективные центры туризма.

В малых городских поселениях Беларуси сохранилось большое количество историко-культурных ценностей. Однако многие из них разрушаются, находятся в плохом техническом состоянии. Поэтому вопросы сохранения и восстановления памятников истории и культуры, а также продвижения малых городов особенно актуальны и требуют незамедлительного решения.

Для эффективного продвижения малых городов Беларуси необходим опыт и наглядные примеры продвижения малых городов в других странах, к примеру, в Западной Европе.

1.1Туристические маршруты Германии

В Германии есть все, чтобы сделать пребывание гостей приятным: отели на любой вкус, множество магазинов, уютные кафе и рестораны, общественный транспорт (надежность работы которого известна во всем мире), а также местное гостеприимство, поднявшее качество обслуживания туристов до очень высоко уровня. В Германии можно отдохнуть самыми разнообразными способами, а также можно проследовать по самым популярным туристическим маршрутам.

«Немецкая романтическая дорога»- это самый старый и самый известный туристический маршрут Германии. Протяженностью 350 км от Франконии до Тироля, он предлагает отдых и богатые различными впечатлениями путешествия.

Во время путешествия туристы знакомятся с историей Баварии и 2000-летней культурой этой земли. Например, природные достопримечательности, образовавшиеся от падения метеоритов миллионы лет назад, или римская дорога «Via Claudia Augusta», которая еще в 15 веке до н.э. пролегала от Северной Италии через Альпы. Уже сама удивительная природа юга Германии представляет собой достопримечательность: горы, покрытые виноградниками во Франконии, живописные лесные массивы вдоль Дуная, чистейшее озеро Форггензее у подножия Альп. На севере "Романтической дороги" недалеко от Вюрцбурга стоит памятник Балтазару Нойманну, а на юге у подножия знаменитого замка Нойшванштайн - баварский сказочный король Людвиг 2.

Кроме исторических памятников, у туристов есть возможность оценить по достоинству немецкую кухню, широкие предложения для отдыха, рамещение и огранизацию культурных меропрятий.

Маршрут «Романтическая дорога Германии» охватывает следующие города: Мюнхен - замки Нойшванштайн и Хоэншвангау - Фюссен - Шонгау - Ландсберг ам Лех - Аугсбург - Нёрдлинген - Валлерштайн - Динкельсбюль - Ротенбург об дер Таубер - Бад Мергентхайм - Лауда Кёнигсхофен – Вюрцбург- Бамберг – Нюрнберг.

Как правило, немецкие турфирмы предлагают маршрут в теплое время года (март-сентябрь), протяженностью 8 дней / 7 ночей.

Программа тура
1 день Вылет в Мюнхен. Трансфер в отель и размещение (в случае раннего прилета обзорная экскурсия возможна в 1-й день).
2 день Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по Мюнхену. Свободное время в городе.
3 день Поездка в Баварские Альпы. Начало путешествия по Романтической дороге Германии. Посещение замков Нойшванштайн и Хоэншвангау. Переезд в Фюссен. Осмотр одного из старинных баварских городов с прекрасно сохранившимся центром. Размещение в отеле в Фюссене.
4 день Посещение известной паломнической церкви Вискирхе, входящей в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Переезд в Шонгау, город с богатой историей, являвшийся долгое время резиденцией династии Виттельсбахов в Альпах. Переезд в Ландсберг ам Лех. Город был основан герцогом Генрихом Львом. Переезд в Аугсбург, город с 2000-летней историей. Обзорная экскурсия и свободное время в городе. Переезд в Нёрдлинген, возникший на месте падения метеорита, известный в средние века вольный имперский город, центр торговли и ремесленничества. Размещение в отеле.
5 день Обзорная экскурсия по Нёрдлингу. Переезд в Валлерштайн, являющейся резиденцией князей Оттинген-Валлерштайн, живущих в настоящее время в замке. Осмотр знаменитого чумного столба. Переезд в имперский город Динкельсбюль. Знакомство с городом. Переезд в Ротенбург об дер Таубер. В городе находится всемирно известный Рождественский музей и крупнейший в Европе музей криминалистики. Обзорная экскурсия по городу (самый известный из всех малых городов Германии). Размещение в отеле.
6 день Переезд в старинный город Бад Мергентхайм. Обзорная экскурсия по городу – бывшей резиденции Великого и Германского магистров Тевтонского ордена. Переезд в Вюрцбург (сокровищница мировых архитектурных памятников культуры, внесённые в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО). Обзорная экскурсия по городу. Переезд в Бамберг – один из старейших городов Германии. Размещение в отеле в Бамберге/Вюрцбурге.
7 день Переезд в Нюрнберг. Обзорная экскурсия по Нюрнбергу. Свободное время. Переезд в Мюнхен. Размещение в отеле.
8 день Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву.

Стоимость тура на человека в евро

Таким образом, можно заметить, что данный маршрут включает в себя более десятка небольших немецких городов, прославленных как историко-культурными памятниками, так и природными ландшафтами, и получил широкую известность и популярность благодаря их комбинации в одно целое. Данный маршрут широко представлен на сайтах Германии, в печатных изданиях книжных киосков страны.

Совместно немецко-чешский маршрут «Дорога Замков» позволяет туристам ознакомиться с общей историей этих двух стран на примере замков. «Дорога Замков» - единственный маршрут, который идет с востока на запад. Он начинается в Маннхайме и заканчивается в Праге. Протяженность маршрута – 460 км. Вдоль маршрута расположено около 70-ти замков и дворцов. Ценность этого маршрута не только в памятниках древности. Он проходит по таким международным туристским центрам как Хайдельберг, Ротенбург, Нюрнберг, Байройт, затем, уже в Чехии: Карловы Вары, Марианске Лазни и Прага.

В Хайдельберге находится самая большая винная бочка в мире (ее емкость 223 литра). Здесь же туристы посещают старейший университет Германии, а сам город Хайдельберг когда-то назывался «студенческим княжеством».

Несомненной достопримечательностью Ротенбурга является уникальный магазин-музей рождественских украшений, работающий круглый год.

Кроме замков и дворцов этот маршрут предлагает еще немало интересного: городские памятники средневековой архитектуры, старинные церкви, более 100 музеев, сувениры ручной работы, посещение выставок.

Таким образом, можно заметить, что аналогичный маршрут можно продвигать и в Беларуси, где большое множество замков и памятников средневековой архитектуры в малых городах. Для его успешного функционирования необходимо перенять у Германии такую «изюминку», как остановка в одном из замков, с национальной кухней и роскошным ночлегом в окружении старинной мебели, картин и оружия.

Привлекательность города может определяться традиционными мероприятиями: праздниками, фестивалями и прочими событиями, которые делают город уникальным.


Формирование ассоциаций со знаменитыми историческими персонажами – мощное средство привлечения туристов. Туристы со всего мира приезжают в эти города, чтобы понять, чем определялось вдохновение художников, увидеть натуры для их произведений, почувствовать атмосферу, в которой жили и работали мастера.

Маршрут «Дорога сказок» - это путь по восхитительно красивой местности, где в давние времена обитали любимые герои детских сказок.

Маршрут пролегает с юга на север, от Франкфурт-на-Майне до Бремена. Проходит через такие интересные города, как Альсфельд. В этом городе домики так красивы и своеобразны, что напоминают страницы детских сказок. На русских сайтах их называют «пряничными». В городе проводится традиционный фестиваль, кульминацией которого является костюмированное шествие по узким средневековым улочкам и площадям. Здесь герои сказок гуляют по улицам, летают феи и эльфы, а местные жители одеваются в традиционные народные костюмы. В городе большое количество памятников сказочным героям, Дом сказок и Музей сказок.

Город Швальмштадт является «столицей» сказочной героини – Красной Шапочки. В городе есть несколько музеев, театр и сотни прекрасно сохранившихся фахверковых зданий в старинном центре. Швальмштадт тоже проводит свой фестиваль, когда по улицам шествуют герои любимых сказок и на каждом углу туристов встречает Красная Шапочка.

В Касселе – столице «Дороги сказок», братья Яков и Вильгельм Гримм начали собирать народные сказания и легенды, которые сделали их знаменитыми. Именно здесь находится Музей братьев Гримм, основанный в 1959 году. Здесь же находятся романтические искусственные руины рыцарской крепости Лёвенбург в неоготическом стиле.

В целом, маршрут напоминает кадры из Диснеевского мультфильма, поражает красочностью и самобытностью, и заставляет туристов возвращаться вновь и вновь.

В качестве мест отдыха туристов могут использоваться исторические или современные парки, другие природные ландшафты с благоприятными условиями - естественными и искусственными водоемами, лесами, озелененными пространствами.

Романтичные берега Рейна, Мозеля, Ара и Саара в землях Рейнланд - Пфальц и Саарланд сплошь покрывают виноградные плантации, образуя так называемую «Вайнштрассе» (дорогу виноделия).

Особый микроклимат этой местности и в среднем пять солнечных часов в день позволяют выращивать здесь виноград.

«Вайнштрассе» спускается из Бокхейма к югу и заканчивается в Швейгене. Протяженность маршрута: 100 км. Незабываемые впечатления оставляет долина реки Мозель. Самая интересная часть ее - извилистый 200-километровый участок между древним Триром, основанным 2000 лет назад, и Кобленцем, расположенным там, где Мозель впадает в Рейн.

На «Вайнштрассе» расположены около ста деревенек. В течение года здесь проходит более 200 фестивалей и празднеств, посвященных главному напитку этого края. Вдоль «Вайнштрассе» располагаются более десяти старинных замков и дворцов.

Особенно много гостей здесь в сезон сбора урожая винограда.

Таким образом, данный маршрут ориентирован на определенный сегмент туристов, желающих посетить «самую глубинку» Германии, принять участие в местных празднованиях и торжествах, узнать способы приготовления самодельного виноградного вина и продегустировать его. Данный маршрут будет пользоваться спросом всегда, ведь не в каждой стране существует тринадцать винодельческих районов!

Туристический маршрут «Немецкая дорога игрушек. Путешествие в детство»

Через живописные города и плоскогорья Франконии и Тюрингии пролегает 300-километровый туристический маршрут, ведущий прямиком в детство. Здесь можно увидеть самые разнообразные игрушки - в мастерских и на выставках-продажах, в музеях и парках отдыха.

В городе Нюрнберг ежегодно проходит Международная ярмарка игрушек. Регион Кобургер-Ланд – это «игрушечное герцогство», где можно посетить уникальный Музей кукол. Одним из интереснейших пунктов маршрута является город Зоннеберг – бывшая «мировая столица игрушек». Здесь находится «Немецкий музей игрушек», аквариум «Наутиланд» и гоночная трасса для автомоделей «Рейсвей». Курорт Лауша славится стеклянными елочными украшениями, небольшими стеклянными шариками для детских игр, а также произведениями искусства из стекла. В местечке Трузеталь находится шахта-музей «Хюн», где оригинальная железная дорога является интереснейшим аттракционом.

Таким образом, данный маршрут посвящен одной тематике, предоставляет туристам возможность окунуться в детство, приобрести сувенирную продукцию и ознакомиться с малыми городами Германии и их достопримечательностями.

Преимущество таких комбинированных туров состоит в том, что в отдельности каждый город не представляет большого интереса для туристов, и не пользуется особой популярностью; но, благодаря созданию таких тематических маршрутов, как «Дорога замков», «Дорога виноделия» и т.д., которые охватывают сразу несколько небольших городов, спрос на такие маршруты возрастает, поток туристов увеличивается, что приносит дополнительные доходы этим городам. Они не остаются незамеченными, а приобретают ежегодно новых и новых туристов.

1.2 Туристические маршруты Польши

Фестивали в малых городах Польши

Привлекательность города может также формироваться и продвигаться посредством организации определенных мероприятий и событий. Успешно организованное событие, вышедшее за масштабы города, может создать крепкий бренд города. Должна быть определенная традиция организации массовых мероприятий – праздников, фестивалей, конференций, выставок, имеющих международный резонанс, которые ежегодно напоминают об уникальностях данного города и служат поддержанию, укреплению и развитию его ниши на международном рынке.

Большим успехом в Польше пользуются фестивали органной музыки. Во многих костелах находятся старинные и великолепно звучащие органы. Самой большой популярностью пользуются концерты на летнем Международном органном фестивале в Кафедральном соборе в Гданьске, уже на протяжении 30 лет. В репертуаре фестиваля – как классические произведения, так и произведения современных авторов.

Такие традиционные мероприятия как песенные фестивали и кинофестивали в обязательном порядке проводятся каждый год с июня по сентябрь и привлекают многочисленных туристов.

Культурной визиткой Вроцлава стали музыкальные фестивали международного значения. Самым известным является «Wratislawia Cantans». Международный фестиваль в 2002 году разросся до проходящего в течение всего года цикла концертов, балетных спектаклей, кино-показов и выставок. На них можно послушать грегорианские хоры, классическую музыку и авангард, причем всё в исполнении знаменитых оркестров, хоров, ансамблей и солистов.

Так же во Вроцлаве проводятся: Фестиваль "Джаз над Одрой", Дни Музыки Старых Мастеров, Фестиваль Актёрской Песни, Международные Джазовые Дни поминовений усопших, Вроцлавские Встречи Театров Одного Актёра и Малых Театральных Форм, Международный Фестиваль Диалог Вроцлав.

В Познани ежегодно проводится около десятка торговых ярмарок и выставок, крупнейшей из которых является Международная техническая ярмарка в июне и Ярмарка потребительских товаров в октябре. Также город Познань известен своим фестивалем современной музыки, который проводится в марте.

В Торуне проходят Фольклорные фестивали в мае и фестивали классической музыки в сентябре.

Рыцарские турниры

Туристические маршруты в Польше определены таким образом, чтобы кроме общения с природой можно было осмотреть памятники истории и культуры: средневековые замки, дворцы в стиле барокко, резиденции магнатов, храмы, сакральные объекты – свидетельства развития разных религий и традиций, музеи под открытым небом, а также загадочные сооружения, созданные до нашей эры.

На севере страны сохранились замки, которые в XIII и XIV вв. строили крестоносцы. Наибольшей известностью пользуется крепость в Мальборке. Огромные, массивные башни до сих пор внушают уважение. Внутри можно увидеть восстановленный интерьер с сохранившимися оригинальными фрагментами и музейные экспозиции. Замки в Бытоме, Гневе или Голуб-Добжине летом служат организации рыцарских турниров, куда съезжаются братства рыцарей со всей Европы. Вместе с ними можно перенестись в средние века: стать зрителем поединков на копьях или топорах, соревнований по стрельбе из лука и арбалета, штурма крепостной стены с помощью подъемных машин средневековой конструкции, а вечерами посидеть с рыцарями у костра, принять участие в пиршествах и посмотреть придворные танцы.

На юге Польши находится уникальный Путь Орлиных Гнезд – один из самых живописных туристических маршрутов Польши. Представляет собой руины нескольких десятков оборонительных замков XIV и XV вв., размещенных на известковых холмах и скалах. Следы самых массивных замков находятся в Боболице, Мируве, Ольштыне, Тенчине и местности Огроденец, где руины замка считаются самыми живописными в Польше. Территория, через которую проходит Путь Орлиных Гнезд – это Краковско-Ченстоховская гряда юрского периода, излюбленный район скалолазов. Это идеальные места также для тех, кто увлекается велосипедным спортом и верховой ездой.

Таким образом, это ярчайший пример страны-соседки с таким же потенциалом, как и в Беларуси, которая сделала маршрут «Дорога замков» необычным, красочным, в сопровождении анимационных программ и зрелищных картин. Необходимость яркости сюжета события, преобладание визуальных и мультимедийных каналов, оформление его в «картинку» (анимированную) позволяют привлекать туристов со всего мира.


Развитие туризма в малых городах Беларуси является важным источником повышения благосостояния страны. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями малых городов Беларуси и ее народа, и дающую доход государству, рабочие места физическим и юридическим лицам. Малые города Беларуси имеют ряд перспектив в этой сфере. На данном этапе идет разработка программ по привлечению иностранных туристов. Следовательно, в первую очередь необходимо наладить контакт с приграничными государствами, одним из которых является Польша.

Приграничный туристский обмен Беларуси и Польши является актуальным вопросом на данном этапе развития международного туризма в системе мирового хозяйства, т.к. Польша занимает главенствующие позиции среди стран, которые направляют туристов в Республику Беларусь и принимают белорусских туристов.

Западный район Беларуси, включающий Брестскую и основную часть Гродненской области, является наиболее перспективным для привлечения польских туристов. Характерной особенностью района является высокая концентрация культурно-исторических ресурсов в малых городах. Основными экскурсионными центрами Западного района являются Новогрудок, Мир, Слоним, Жировичи, Крево, Гольшаны.

В основном на экскурсии в Беларусь выезжает старшее поколение поляков, те люди, которые когда-то проживали в Беларуси. Они посещают костелы, католические кладбища, бывшие усадьбы польской шляхты, руины замков, а также памятные места, связанные с их соотечественниками.

Целесообразным было бы создать маршрут «Золотое кольцо по Западной Беларуси», ориентированный на поляков, который бы включал в себя малые города и поселки, связанные с общей историей этих государств.

Так, например, полякам будет интересно совершить обзорную экскурсию по первой столице Великого Княжества Литовского – Новогрудку с посещением дома-музея Адама Мицкевича. Осмотр сохранившихся башен Новогрудского замка XII в. Фарного костела XV в. – здесь состоялось некогда бракосочетание короля Польши Ягайло с княгиней Софьей Гольшанской, здесь же крестили будущего поэта Адама Мицкевича, Николаевской церкви (1780 г.), Михайловского костела (1624 г.), Кургана Бессмертия, насыпанного в честь поэта. В ходе экскурсии туристы посещают усадьбу-музей в Заосье (Барановичский район) – предполагаемое место рождения поэта. Осматривают Тугановичский парк, где юный Мицкевич встречался с Марылей Верещако; Камень Филаретов, у которого собирались юные «филареты»- Адам Мицкевич, Томаш Зан, Ян Чечот.

Польские туристы могут посетитьместа, ставшие источниками вдохновения таких поэтов, как Элизы Ожешко и Адама Мицкевича (г. Гродно - пос. Понемунь - д. Мильковщина - д. Каменка - г. Щучин - г.п. Острино - пос. Желудок - оз. Свитязь - д. Райца - д. Воронча - д. Малющичи - г.п. Кореличи - д. Щорсы - г.п. Мир - г. Березовка - г. Лида - г. Гродно).

По дороге можно заехать в д.Мильковщина, которая расположена в 10км от города Скиделя, где находится усадьба писательницы Элизы Ожешко. До настоящего времени на месте бывшей усадьбы сохранилась кленовая аллея, колодец, старый амбар с подвалом. Планируется восстановить одно из сохранившихся зданий, где разместится музей.

Далее можно посетить деревню Сехновичи – родовое имение семьи Тадеуша Костюшко (ныне Жабинковский район), где сохранилась липовая аллея, по преданию посаженная самим Тадеушем. Затем путь лежит в Коссово через Кобрин и Ивацевичи. Под Коссово туристы посещают дом-музей фольварка Мерачовщина, который восстанавливается на месте усадебного дома Тадеуша Костюшко.

Таким образом, Польша, ввиду географической и духовной близости, а также тесных экономических, этнических, культурных связей и сходных стандартов туристского потребления, является естественным источником туристов в Беларусь. Актуальным является создание такого маршрута как «Золотое кольцо по Западной Беларуси», который будет охватывать малые города с высокой концентрацией историко-культурных памятников. Посещение польскими туристами приграничных районов станет существенным резервом увеличения туристского потока в Брестскую и Гродненскую области Беларуси.

Общность истории Беларуси и Литвы стимулирует значительный интерес литовских туристов к культурно-историческому достоянию Беларуси. Поэтому целесообразно создать маршрут по местам, связанным с историей Великого княжества Литовского, по которому могут проехать литовцы. Из Вильнюса можно направиться в Лиду, где литовские туристы могут посмотреть Лидский замок и анимированное шоу Свадьба короля Ягайло и Софии Гольшанской. Из Лиды следует поехать в Новогрудок, символом которого является замок – центр древнего Новогрудка и резиденция сначала удельных, а в последствии – Великих литовских князей. В этих местах можно услышать знаменитые легенды о коронации Миндовга. Затем посетить замки в Мире и Несвиже, две из четырех достопримечательностей Беларуси, внесенных в список мирового наследия ЮНЕСКО. Следующим пунктом остановки может стать Минск, а на обратном пути интересным будет посещение Кревского замка в Крево, где в 1385 года была принята Кревская уния, и рассказы легенд местных экскурсоводов о бегстве князя Витовта из кревских подземелий. И потом заехать в местечко Гервяты, где в1536 виленский бискуп Ян основал деревянный костёл святой Троицы.

Для белорусских туристов в Вильнюсе есть много интересных мест, связанных с жизнью известных белорусов. Школы, культурные центры, где были известнейшие люди Беларуси - Янка Купала, братья Луцкевичи, Вацлав Ластовский. Можно организовывать школьные экскурсии. Белорусский след истории в Литве можно найти в любом литовском городе.

Таким образом, чем больше создавать таких комплексных маршрутов по малым городам Беларуси, тем больше возможности у этих городов прославится, привлечь внимание иностранных туристов и завоевать свою нишу на международном рынке. Необходимо использовать европейские методы продвижения малых городов.

В малых городах сегодня создалась парадоксальная ситуация, когда разнообразной информации вроде бы достаточно, но она не структурирована, не согласована, недостоверна, и, самое главное, она недоступна. Поэтому для создания имиджа и популярности малых городов Беларуси необходимо:

Создать на базе Интернет открытую информационную сеть с облегченным поиском информации (к примеру, визитной карточкой города);

Выделять город из ряда других по определенным привлекательным характеристикам (в том числе по основным направлениям инвестиционной политики властей);

Разработать фирменный стиль города и на его основе подготовить полный комплект рекламных материалов для распространения как внутри, так и за пределами города;

Определить перечень сувениров. Разместить торговые киоски в местах массовых туристских посещений;

Участвовать в региональных изданиях (газеты, журналы), а также в радио-, телепередачах, которые сообщали бы о возможностях инвестирования;

Организовать презентацию города (как вариант: ряд наиболее интересных инвестиционных проектов) на областном телевидении, в соседних регионах.

Постоянно подогревать интерес к городу, используя информационные поводы, общение с наиболее влиятельными людьми района, области, России.

· существует свыше 30 информационных агентств и бизнес центров, которые предоставляют различные информационные услуги, главным образом в сфере маркетинга, юриспруденции, экономики и аудита.

Эффективное функционирование туристских центров невозможно без развитой инфраструктуры. Емкость этих объектов, особенно привлекательных для частных инвестиций, зависит от роста туристских потоков и увеличивается поэтапно. Важной градостроительной задачей является рациональное расположение объектов туристской инфраструктуры. Первоочередным условием должна быть их удобная доступность - как между собой, так и по отношению к основным туристско-экскурсионным маршрутам. Оптимальной для малых исторических городов Беларуси можно считать 10–15-минутную пешеходную доступность - 500–750 метров.

Особые требования предъявляются к проектированию открытых пространств для проведения массовых празднеств с большим количеством зрителей и участников - концертов, рыцарских турниров и т.п. Такие мероприятия собирают до 10 тыс. человек, а в перспективе их количество может существенно возрасти. Поля массовых действий желательно размещать на фоне “естественных декораций” - замка, силуэта исторического города. При этом важно обеспечить хорошие условия обзора, предотвратить излишнюю скученность.

Увеличение туристских потоков может вызвать необходимость использования внутриквартальных территорий для развития инфраструктуры. Так, на дворовых пространствах, соприкасающихся с туристскими трассами, возможны устройство летних кафе, озелененных мест отдыха для туристов, организация сквозных пешеходных проходов на соседние улицы, создание автостоянок и т.п.

С развитием туризма неизбежно возникновение противоречий между интересами и потребностями туристов и местных жителей. Поэтому важно пространственное разграничение функций обслуживания туристов и проживания местного населения, создание полноценной жизненной среды для горожан, которым предстоит жить в границах формируемых культурно-туристских зон. Это может быть достигнуто путем организации замкнутых (полузамкнутых) жилых дворов, изолированных от основных туристских трасс и не имеющих свободного доступа с улиц (входы в жилые дворы осуществляются из жилых зданий, через замыкаемые ворота, калитки и т.п.).
Современное использование исторической застройки. Большая часть исторической застройки малых городов Беларуси нуждается в реконструкции и модернизации с обязательным сохранением особенностей композиционно-пространственных решений. Архитектурно-композиционные особенности застройки исторических городов проявляются также в характерных приемах кладки стен, цоколей зданий, обрамлениях дверных и оконных проемов, цветовой гамме, и они не должны исчезнуть.

Развитие туризма заставляет по-другому взглянуть на воссоздание уникальных, ныне утраченных архитектурных сооружений. Например, восстановленные во всем их великолепии дворец Огинского с театром в Слониме или парк “Альба” в Несвиже с каналами и летней резиденцией Радзивиллов могут стать новыми центрами притяжения туристов и повысить аттрактивность этих городов.

Организация ландшафтно-рекреационных территорий. В качестве мест отдыха туристов могут использоваться исторические или современные парки, другие природные ландшафты с благоприятными условиями - естественными и искусственными водоемами, лесами, озелененными пространствами.

Организация транспортных и пешеходных связей. Увеличение людских и транспортных потоков с развитием туризма в малых исторических городах неизбежно потребует развития улично-дорожной сети и совершенствования транспортных связей. А это значит - организации удобных подъездов, рассчитанных на проезд крупногабаритных туристских автобусов к основным объектам туристского показа, гостиницам, кратчайшего сообщения между ними и железнодорожными и автобусными вокзалами; создания транспортных обходов зон концентрации историко-культурных ценностей и объектов обслуживания туристов; размещения автостоянок необходимой емкости вблизи мест массовых посещений.

При организация пешеходных путей важно не только обеспечить связи по кратчайшим расстояниям (рациональное использование времени туристов), но и создать привлекательные прогулочные маршруты с открывающимися живописными видами на памятники архитектуры, природные ландшафты.

Во многих исторических городах целесообразно создание пешеходных набережных, с которых хорошо просматривается историческая застройка. Такие набережные могут быть созданы вдоль канала Огинского в Слониме, вдоль прудов в Несвиже, вдоль прудов и р. Миранка в г.п. Мир. Для этого требуется расчистка территорий от малоценной застройки, дисгармонирующей с окружающим ландшафтом.

3.1 Основания для формирования и продвижения бренда города

Для туристов

· Уникальность природно-климатических и географических условий

· Производство уникальной продукции по традиционной технологии

· История и знаменитые исторические фигуры

· Культурные достопримечательности (музеи, театры и проч)

· События и мероприятия (фестивали, праздники, выставки, конференции и прочие)

· Спортивные мероприятия

· Здания, монументы и скульптуры

Для инвесторов и предпринимателей

Привлекательные условия для ведения бизнеса (стоимость земли и недвижимости, условия налогообложения, политика местной власти по отношению к новым предприятиям, характеристика потребителей, условия рынка, уровень развития инфраструктуры и проч.)

Слоганы, темы и позиционирование

Качественный слоган формирует платформу для усиления имиджа города. Вариантом использования всеобъемлющего слогана является формулирование темы, которая станет основанием специальных маркетинговых программ, ориентированных на конкретные целевые группы .

События и мероприятия

Имидж города может также формироваться и продвигаться посредством организации определенных мероприятий, событий и конструирования информационных поводов на этой основе. Успешно организованное событие, вышедшее за масштабы города, обеспеченное соответствующими методами PR-коммуникации, может создать крепкий бренд города.Необходимость режиссуры событий во многом определяется медиатизированностью современного общества, форматом работы массовых каналов распространения информации. Мощный информационный шум задает требование яркости сюжета события, преобладание визуальных и мультимедийных каналов - требование оформления его в «картинку» (анимированную). В результате форма события может оказаться более значимой, чем его содержание.Конструирование информационных поводов связано с наличием определенной традиции организации массовых мероприятий - праздников, фестивалей, конференций, выставок и прочих, имеющих международный резонанс, которые ежегодно практически в один и тот же период помещают город в информационное поле, актуализируют для мирового сообщества его значимость и ценность, напоминают об его уникальностях, в связи с чем служат поддержанию, укреплению и развитию его имиджа. Такие традиционные мероприятия как фестивали в Гластонбери в Великобритании и в Роскилле в Дании в обязательном порядке проводятся каждый год и привлекают многочисленных туристов. Мюнхен всемирно известен своим фестивалем пива - Октоберфест, а такой маленький и практически не известный городок Клермон - Ферран во Франции славится по всему миру ежегодным фестивалем короткометражного кино.

Одной из наиболее популярных тем является организация торжеств в городе в честь известной личности, ассоциированый с данном городом. Например, в Зальцбурге проводится ежегодный фестиваль музыки, связанный с именем Моцарта.

Когда например власти Лейпцига поставили перед собой задачу превратить его в туристический центр, они фактически на пустом месте организовали летний фестиваль, посвященный ключевой исторической фигуре города – Иоганну Себастьяну Баху, который и поныне является ключевым элементом бренда города.

Помимо известных людей темой празднеств может стать классическая музыка (Фламандский международный фестиваль), театр и танец (Лилльский фестиваль), кинематограф (Ницца, Канны, Венеция, Клермон - Ферран - фестиваль короткометражного кино). Многочисленные небольшие города и деревни Франции, Германии, Италии, Португалии проводят собственные фестивали виноделия.

Таким образом, лицо города может определяться традиционными мероприятиями: праздниками, фестивалями и прочими событиями, которые делают город уникальным и привлекают ищущих уникальности места туристов.

Формирование ассоциаций со знаменитыми историческими персонажами

Наличие связи знаменитой фигуры с определенным городом – мощное средство формирования положительной ассоциации. Аналогичными примерами могут служить маленький город Арль и деревенька Живерни во Франции, связанные с именами художников Ван Гога и Клода Моне соответственно; наличие подобных ассоциаций – единственный источник привлекательности данных мест для туристов, что позволяет им продолжать свое существование. Туристы со всего мира приезжают в эти города, чтобы понять, чем определялось вдохновение художников, увидеть натуры для их произведений, почувствовать атмосферу, в которой жили и работали мастера.

Таким образом, бренд города есть то, с чем ассоциируется город у обычного человека. При отсутствии какого-либо представления о городе у человека, последний никогда не выберет его в качестве места для отдыха.С целью того, чтобы привлечь туристов и инвесторов специалисты в области PRи бренд-менеджмента конструируют политику направленного воздействия на адресные группы по формированию у них определенного мнения (представление, имеющее эмоциональное оформление) по поводу той или иной территории.

За последние годы туристический бизнес начал свое стремительное развитие во всех странах мира. Знакомясь с опытом различных зарубежных стран можно увидеть, что успех развития туристического бизнеса во многом зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, и как государственные институты поддерживают эту отрасль. Для того чтобы получать доходы от туристского бизнеса любое цивилизованное государство должно вкладывать значительные средства для исследования своих территорий с целью оценки туристического потенциала. Государственные программы должны способствовать развитию туристского бизнеса, развитию туристских центров, созданию и развитию необходимой инфраструктуры, а также рекламы и информационного обеспечения.

Практика показывает, что частный сектор никогда не сможет вложить крупные инвестиции для развития курортных туристских предприятий, а также основных элементов туристской инфраструктуры, ему не под силу выполнять функции Национальной Туристской Администрации. В странах с развитым туристским бизнесом есть такие организации, которые подчинены, как правило, министерствам, которые занимаются разработками национальных программ развития туризма. Носят такие организации различные названия, так в Великобритании это ВТА (British Nourist Authority), в Италии – ENIT, в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Норвегии – NOTRA. Такие организации имеют свои представительства по туризму в других странах. Эти организации разрабатывают программы, которые будут привлекать туристские потоки и обеспечивают туристскую информацию.

Специфика туристского бизнеса связана с широким спектром взаимоотношений. В эти отношения вступают лица, которые участвуют в процессах организации путешествий и отдыха. Существующие отношения настолько разнообразны, что порождают определенную сложность правового регулирования.

В любом отдельном государстве взаимоотношения сторон «турфирма – государство», «турист – государство», «турист – турфирма», регулируются соответствующим законодательством. Такое законодательство должно в полной мере охватывать каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.

На сегодняшний день сложилось несколько подходов к организационному процессу государственного регулирования туризмом. Так во многих странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование полностью отсутствует, а субъекты рынка сами осуществляют оперативное регулирование. В тех странах, где существует государственное регулирование рынка туристических услуг, применяются две модели – существуют специальные органы государственной власти, или же регулирование выполняют многопрофильные органы.

Теперь давайте рассмотрим, как действуют государственные институты на примере нескольких стран.

1. В Австрии туристская отрасль курируется Министерством экономики. Рекламу туристских возможностей государства осуществляет Австрийский национальный туристский офис, который имеет свои представительства в 26 странах мира.

2. В Великобритании сферой туризма руководит Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому напрямую подчиняется орган, который отвечает за туризм - British Nourist Authority (ВТА). Эта организация занимается привлечением потоков иностранных туристов в Великобританию, а также занимается развитием внутреннего туризма. Кроме того, эта организация проводит консультации с правительством и другими государственными учреждениями, занятых в сфере туризма. Для этого по инициативе администрации проводятся рекламные компании за пределами страны через сеть своих офисов и представителей. Также для этих целей используется пресса, радио, телевидение. Администрация занимается организацией международных конференций, предоставляет консалтинговые и маркетинговые услуги по вопросам международного туризма и занимается издательством различных информационно-справочных материалов. По своей организационно-правовой форме ВТА является и частнопредпринимательским институтом, который наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках предоставляет также ряд платных маркетинговых и консалтинговых услуг, занимается организацией семинаров и выставок, осуществляет ряд проектов с привлечением иностранного капитала, издает и занимается реализацией путеводителей, видеофильмов и других рекламно-информационных продуктов. Возглавляет ВТА совет директоров, который состоит из пяти членов и президента. В штате этой организации насчитывается около 300 работников, из которых приблизительно треть работает непосредственно в Лондоне, а остальные работают в 26 представительствах за рубежом. Порядка 68% необходимых денежных средств ВТА получает из государственного бюджета.

3. В Германии организацией туристского бизнеса занимается Национальный туристский комитет Министерства экономики, который отвечает за продвижение туристского продукта в Германии и увеличение туристских потоков в страну. Представительства данного комитета работают в 27 странах мира.

4. В Израиле работает Министерство туризма. В 2007 году бюджет этой организации составлял 150 млн. долларов США. Эти средства использовались для финансирования различных мероприятий, которые связаны с презентационной, информационной, выставочной деятельностью по всем странам мира. Также часть этих средства направлялась на проведение различных конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание рекламных материалов и буклетов.

5. В Индонезии функционирует специальное ведомство по делам туризма, которое имеет широкие полномочия в области защиты прав туристов. Так в стране действует туристская полиция, которая осуществляет надзор и контроль над всеми предприятиями туристского бизнеса. Кроме того, она принимает непосредственное участие в разрешении конфликтных ситуаций, участниками которых становятся заграничные туристы.

6. В Италии в 1983 году был принят закон по совершенствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Закон определяет основные органы управления туристским бизнесом на региональном уровне и порядок их функционирования. Дается четкое определение туристского предприятия и условия его регистрации. Также в законе определены классификация гостиничного хозяйства, изложено ряд условий, согласно которым туристским бюро, транспортным и общественным ассоциациям разрешается заниматься туристским бизнесом. Кроме того, закон регулирует деятельность профессионалов в туристской сфере, определяет меры по поддержке туристского бизнеса со стороны государства. Департамент по туристической деятельности входит в состав Министерства производственной деятельности. Департамент занимается координацией деятельности региональных туристских администраций, разрабатывает нормативно-отраслевые документы национального характера, исследует и обрабатывает статистические данные. В международной деятельности департамент занимается созданием межправительственных соглашений и взаимоотношений с другими международными туристскими организациями. Полномочия местных администраций имеют широкий характер. Они отвечают за все вопросы лицензирования туристской деятельности на своей территории, проводят классификацию отелей, имеют право рекламировать и продвигать свою туристскую продукцию как внутри страны, так и за рубежом. Но, тем не менее, главную роль в представлении Италии на международном туристском рынке отводится Национальному управлению по туризму (ENIT). Главной функцией этой организации является организация рекламно-информационной работы, проведение маркетинговых исследований, координация действий зарубежных и местных туристических организаций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму, а его деятельность полностью финансируется из государственного бюджета.

7. В Испании вся туристская деятельность на общенациональном уровне определена Законом «О компетенции в области туризма» и Декретом «О деятельности частных туристских предприятий» от 14 января 1965 года. Кроме общенационального закона, каждая из семнадцати автономий имеет свое собственное законодательство по туристской деятельности, основные положения которого соответствуют вышеуказанному закону. Статьи по туризму регулируют отношения между продавцом турпродукта и туристом, а также ряд условий, на которых юридическим и физическим лицам разрешается заниматься туристским бизнесом, порядок предоставления туристам своих услуг, а также предусмотрены меры контроля со стороны государства и порядок применения санкций к нарушителям. В апреле 1996 года Парламентом Испании утверждается Закон «О комбинированных путешествиях». В этом законе четко определялись права и обязанности, как туристской организации, так и самого потребителя туристских услуг. Под комбинированным путешествием понимается поездка, которая включает турпродукт, содержащий, по крайней мере, два из трех основных элементов – размещения на ночлег, транспорт и другие любые туристские услуги. Этот закон дает четкое распределение ответственности внутри туристской сферы деятельности и дает разъяснения различных аспектов туристского продукта и комбинированных путешествий. Всеми вопросами туристской деятельности в Испании занимается Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, который непосредственно подчиняется Министерству экономики. Помимо Государственного секретариата Министерству экономики также подчиняются следующие организации: – Центральная дирекция по туризму, которая занимается административными вопросами и выработкой общих направлений государственной политики в сфере туристского бизнеса. – Гостиничная сеть «Paradores», в состав которого входят 83 отеля, которые представляют историческую ценность. – Два выставочно-конгрессных центра, которые находятся в Мадриде и Малаге, а также Испанский институт туризма «Turespaca». Полномочия Министерства экономики довольно ограничены. Такие важные вопросы как сертификация услуг, лицензирование, разработка стратегии туристской индустрии, принадлежат местным властям. С целью координации деятельности этих организаций в Испании создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственной власти всех уровней, а также представители частного бизнеса. В большинстве случаев решения Совета носят только рекомендательный характер. Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов. Также Институт занимается продвижением испанских курортов и рекламной деятельностью за рубежом. Деятельность Института полностью финансируется из государственного бюджета.

8. Во Франции Закон о туризме определяет условия, которые дают возможность заниматься продажей туров. Также установлен круг юридических и физических лиц, которые подпадают под действие этого закона, приведен перечень услуг, которые принято считать туристскими. Кроме того, сформулировано ряд условий, которые дают возможность осуществлять туристскую деятельность для туристских агентств, различных общественных организаций, местных туристских органов и отдельных лиц. Здесь речь идет о возможности получения официального разрешения на занятие туристкой деятельностью в том виде, как это определяет Закон. В специальном разделе этого Закона зафиксированы все отношения между потребителем и производителем туристских услуг. Здесь же приводятся основные права и обязанности продавца услуг и покупателя, которые обязательно должны содержаться в контракте. Закон регламентирует меры ответственности продавца туристского продукта за качество услуг, которые он представляет. Кроме того, Закон предусматривает ответственность за нарушение Закона и санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных организаций за ведением деятельности юридическими и физическими лицами, которые подпадают под действие данного Закона. Вопросами регулирования туристской деятельности занимается Министерство транспорта и общественных работ. В его структуре находятся Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы занимаются вопросами управления и регулирования туристской отрасли, инвестирования и международных отношений сфере туристского бизнеса. Помимо этого еще функционирует ряд органов, которые принимают участие в управлении туристской деятельностью с правом совещательного голоса: - Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ. – Национальный комитет по процветанию Франции, который занимается вопросами экологии и озеленения городов. – Национальное агентство по отпускным поездкам. – Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму, в компетенцию которого входят маркетинговые исследования и статистика в туристском бизнесе. Также на региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, в круг обязанностей которых входит решать вопросы развития туристской сферы и которые подчиняются непосредственно префектам. Деятельность этих представителей главным образом направлена на координацию местных инициатив в туристской сфере. Пропагандой образа Франции как туристского центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», которая была основана в 1987 году как результат соглашения о партнерстве между администрациями объектов экскурсионного показа, туристскими фирмами и местными администрациями. Деятельность этой организации частично финансируется из государственного бюджета, доля которого составляет 60%.

9. В Финляндии туристская деятельность регулируется Законами «О субъектах, имеющих право на продажу туров» и «О турах и занятии туристской деятельностью». Принятие этого закона было вызвано вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приведения законов Финляндии в соответствие с требованиями ЕС. Эти законы отрегулировали отношения между клиентом и туристской фирмой по вопросам продажи тура, а также порядок урегулирования возникших спорных моментов. В марте 1995 года принимается Постановление правительственных структур Финляндии «О занятии туристской деятельностью». В этом постановлении приведены основные сведения, которые требуются при регистрации на занятие туристской деятельностью. Помимо обычных вопросов, необходимо было указывать, является ли данная фирма посредником иностранной туристской фирмы.

10. В Соединенных Штатах Америки Первый Национальный закон США «О международном туризме» был принят в 1961 году. Этот закон предусматривал создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ), которая функционировала в составе Федерального министерства торговли США. Несколько позже, в 1981 году был принят Закон «О Национальной политике в сфере туризма». В мае месяце 1992 года принимается Закон «О политике в сфере туризма и развития экспорта», который поставил перед АПТ следующие задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, ведение статистики туристической деятельности, исследование конъюнктуры туристского рынка, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам, руководство программой развития туризма. Кроме Национального органа, занимающегося регулированием туристской деятельности на федеральном уровне, в каждом из штатов США функционирует соответствующая служба, которая отвечает за развитие туристского бизнеса. В большинстве случаев это Агентство по торговле, коммерции и туризму, которое занимается решением задач планомерного роста и всестороннего развития туристского бизнеса. Также оно занимается организацией рекламно-информационных программ по пропаганде туризма и осуществляет исследовательские акции по анализу состояния и перспективам развития туристской отрасли. В 1996 году Конгресс США принимает еще один закон, который способствовал развитию туристского бизнеса. Начиная с 1997 года, начинает функционировать новая Федеральная туристская структура – Национальная Организация Туризма (НОТ). В этом Законе говорится, что если в ближайшее время НОТ не повысит долю Соединенных Штатов в мировом туристском рынке и не увеличит поток иностранных туристов, то она будет распущена.

11. В Швейцарии всеми вопросами туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ), которое является самым крупным национальным рекламным агентством.

В ЕС в июне 1990 года была принята Директива ЕС, которая регулировала все вопросы по содержанию туристских услуг и туристского продукта в целом. С целью защиты прав потребителей в этой директиве приведены к единому содержанию тексты контрактов между туристической фирмой и туристом, а также оговорены все условия, взаимные права, обязанности и гарантии.