Окт 26 2010

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел ее возник еще в 1829 году. работал над ним почти всю свою творческую , создав восемь вариантов поэмы. нарисовал яркий - портрет Кавказа - из совокупности экзотических пейзажей, зарисовок патриархального быта и оригинальных персонажей, на фоне которых предстал главный герой. Но более всего оригинальный авторский подход виден в понимании конфликта и в раскрытии Демона: здесь сказались отзвуки новейших для того времени воззрений на проблему личности. Демон Лермонтова - образ человечный и возвышенный, вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление.

Он воплощение абсолютного одиночества. Демон одинок поневоле, он страдает от своего тяжкого одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Демон существует как бы на грани разных миров, и потому-то Тамара представила его следующим образом: То не был ангел-небожитель, Ее божественный хранитель:

  • Венок из радужных луней
  • Не украшал его кудрей.
  • То не был ада дух ужасный,
  • Порочный мученик - о нет!
  • Он был похож на вечер ясный:
  • Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!..

В поэме Лермонтова предстает не дерзкий претендент на власть небесного владыки, не возмутитель спокойствия и порядка во вселенной, не враг человечества. Лермонтов создал образ жертвы несправедливого мироустройства.

Демон тоскует по гармонии. Он страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, потому что не может быть справедливым мир, основанный на борьбе противоположностей. Демон не только сам страдает, но и обязан мучить людей. Ничтожной властвуя землей, Он сеял зло без наслажденья, Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья - И зло наскучило ему. И он искал примирения с извечным противником, жаждал возрождения к новой участи, искал общения с чистой душой, пытался полюбить с «неземной страстью» - бескорыстно и самозабвенно.

В этом смысле его встреча с Тамарой не случайна, а подготовлена всеми предыдущими нравственными исканиями. Демон не намеревался искушать ее: он искренне полюбил, а такая любовь предполагает готовность приносить добро. И столь же искренним он был, когда явился на необычное свидание:

  • И входит он, любить готовый,
  • С душой, открытой для добра,
  • И мыслит он, что жизни новой
  • Пришла желанная пора.

Демон готов отказаться от свободы в одиночестве, чтобы обрести расцвет души в общении. Однако его намерениям не дано сбыться. Примирение с небесами не состоялось: Демона оттолкнули. Чистая любовь не осуществилась: его опять заставили сыграть роль искусителя. В келье Тамары его уже поджидает Ангел:

  • «И вместо сладкого привета
  • Раздался тягостный укор».

Посланец небесного владыки назвал его духом беспокойным и порочным, а в посещении Тамары увидел злой умысел. Не стерпев унижения, Демон вступает в борьбу за душу Тамары, но теперь не ради ее любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Так на пути нравственных исканий Демон совершил поворот вспять. «И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд» - эта психологическая мотивировка объясняет срыв намечавшегося перерождения Демона.

У современников Лермонтова постоянно возникали вопросы о том, почему в основе мироустройства лежит трагичная дисгармония. У реалистов и романтиков ответы были разными по выражению, но почти одинаковыми по существу. Так, например, и у Пушкина в поэме «Медный всадник» возникал вопрос: кто виноват в трагедии «бедного Евгения», чье разбито наводнением?

И Пушкин помогал читателю понять: не император-преобразователь, не «разъяренная Нева», не случай и слепые стихии виноваты, а историческая необходимость всему причиной. Лермонтов же обратился к древнему мифу, чтобы в духе романтических воззрений представить извечно трагедийную основу мира. В поэме Лермонтова «Демон» особенным образом преломились настроения и духовные искания 1830-х годов. Однако ее значение шире тех исторических рамок: поэма увлекла своим содержанием и эстетическими достоинствами многие поколения русских читателей.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Поэма «Демон» вершина русской романтической поэзии . Литературные сочинения!

Образ Демона из одноимённой поэмы - образ романтического героя в творчестве Лермонтова.
Он бунтарь; жажда познания превратила его в отверженного богом «духа изгнанья», в «царя свободы». Им не признаётся идеальность вселенной, отрицается и совершенство жизни на земле, на которой властвует неправда. Демон мстит не только богу, но и людям «ничтожной» земли. Это бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему.

К романтическим героям поэм Лермонтова можно отнести и храброго купца Калашникова (и, может, даже Кирибеевича). Черта, которая связывает всех романтических персонажей Лермонтова – бунтарство.
Кирибеевич и Калашников – вариации героев лермонтовских романтических поэм. Главная черта Кирибеевича – ничем не ограниченное индивидуалистическое начало. Этот герой – своеобразный вариант демона в фольклорно-песенном освещении. Калашников продолжил линию героев-бунтарей и мстителей. Но бунт Калашникова, в отличие от унта героев ранних поэм, мотивирован тем, что он защищает конкретные ценности: честь семьи и народные представления о нравственности. Калашников предстаёт эталоном справедливости и добра, тогда как Кирибеевич – эталоном безнравственности и зла.

В «Песне про… купца Калашникова» Лермонтов показал различные типы индивидуального бунта. Поведение Кирибеевича – тоже бунт, но принципиально иной в сравнении с бунтом Калашникова. Кирибеевич бунтует против народных представлений о чести и совести. Он отрицает не только условности «домостроевского» быта, но и просто приличия, и готов убить всякого, кто встанет на его пути.

Для него не существует законно, кроме слова царя и веления темной, необузданной страсти.
«Неправда» одного (Кирибеевича) и «правда истинная» другого (Калашникова) – вот что разделяет два бунта в лермонтовской поэме.

Наконец, говоря о романтических героях, нельзя не сказать о Мцыри.
Образ Мцыри – огромное художественное обобщение. В нём воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их стремление к свободе, их мечта о дейстенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав. В этой поэме Лермонтов впервые подчеркнул историческую важность для Грузии союза с Россией. Тема поэмы – свобода и шире – в смысле человеческого бытия. Основной идейный её пафос – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического её служения.

Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность.
Он не индивидуалист, не эгоист, как герои пушкинских романтических поэм. Его гордое одиночество в монастырском плену – средство самозащиты, выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, духу. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми. Но его примирение – не признание внешнего бессилия при оправданности своих ничем не истребимых влечений к воле. Свобода осталась для него превыше всего.

В поэме автор и главный герой, отличающийся гиперболичностью переживаний, наделенный признаками титанизма («рукою молнии ловил»), как бы сливаются. Поэтому Белинский и Огарёв считали Мцыри – «любимым» и «единственным» идеалом поэта.

(из лекции) «Мцыри» - поэма о современности. В ней нет публицистических элементов, но разговор о свободе воспринимается как разговор очень актуальный. Лермонтов аппелирует к восточным поэмам Байрона, но творчески-оригинально их использует. Мцыри – герой-бунтарь; но если у Байрона герой – бунтарь разочарованный, то Мцыри – совсем наоборот: он благодарен трём дням, проведённым на воле. Основной текст поэмы – это исповедь (обязательный признак байронической поэмы). Но если говорить об исповеди, как о феномене христианской, да и духовной культуры в общем, то такая исповедь должна нести в себе покаяние.
Но здесь покаяния нет. Герой прямо заявляет, что ему не за что просить прощения у Бога – это подчёркивает его бунтарские настроения.Признак романтической поэмы скрывается и в некой недоговорённости в истории героя. Мы знаем, как он попадает в грузинский монастырь. Он попадает, но не находит там людей родных ему по духу.
Мцыри – мальчик из северокавказских народностей, поэтому для него все чужаки: монахи, которые его вырастили… даже грузинка, которую он увидел у ручья, не могла его остановить – он уходит, это не его мир.

Основа сюжета поэмы – бегство из монастыря. Но это особое бегство – признак вольнолюбивых народностей, которые не могут жить без вольницы. Особое оно ещё и потому, что это бегство-возвращение. Напрашивается параллель с пушкинским героем: Алеко бежит из своего мира в чужой, мир свободный, живущий без законов мир цыган. А Мцыри бежит от чужого мира к своему, и его мечта – прижаться к родной груди. Хоть и смутно, но он помнит своих родных. И такое бегство на родину определяется его целеустремлённость.

(из учебника) Романтическое содержание поэмы «Мцыри» определило и соответствующую форму его выражения. Поэма строится как патетический монолог-исповедь, развертывающийся стремительно. Её фокус – личность молодого послушника. Исповедь Мцыри о трёх днях, проведённых на воле, противопоставляется быту монастыря-тюрьмы. Динамичности композиции поэмы содействует и то, что Мцыри рассказывает старику-черкесу лишь самые яркие эпизоды своего трехдневного скитания: созерцание раскинувшейся перед ним природы; воспоминания о детстве в родном ауле и путь к нему; встреча с грузинкой; борьба с барсом; блуждания, приведшие его вновь к монастырю; бред и сон. Каждый эпизод его рассказа подчинён раскрытию его внутреннего облика. /

* «удар меча» - так назвал Белинский мужские рифмы этой поэмы, усиливающиеся смежной расстановкой.

12. «Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова. Вопрос об alter ego поэта.

В основу поэмы «демон» положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая. Эта тема получила широкое распространение в западноевропейской литературе («Потерянный рай» Мильтона, «Каин», «Небо и земля» Байрона, «Фауст» Гёте…).
Своеобразно проявилась она и на русской почве, например у Пушкина («Демон», «Ангел»). «Демон» - это шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по силе эмоционально-поэтического воздействия.
Поэма вобрала в себя лучшие постижения русской и мировой поэзии.
Отдельные исследователи утверждают реалистичность «Демона», но большинство относят её к романтическому направлению.

Созданная под воздействием передовых идей освободительного движения своего времени, она опирается на литературные и устно-поэтические источники, прежде всего на фольклор кавказских народов и предания Грузии.

Основной идейный пафос «Демона» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира.
Лермонтовский Демон – по словам Белинского – «демон движения, вечного обновления».

Жажда познания превратила его в отверженного богом «духа изгнанья», в «царя свободы». Им не признаётся идеальность вселенной, отрицается и совершенство жизни на земле, на которой властвует неправда. Демон мстит не только богу, но и людям «ничтожной» земли. Это бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему.

Восхищая образом могучего протестанта, неукротимого и гордого мятежника, поэма славит чувство любви как силу, возрождающую человека и поднимающую его против зла. Демон, все презирая иль ненавидя, увлекается Тамарой, олицетворяющей идеал красоты. Вспыхнувшая в Демоне страсть пробуждает в нём все лучшие чувства, и он, готовый любить, появляется перед Тамарой «с душой открытой для добра». Путь добра, на который он решил встать, - это путь слияния с миром, с природой, с людьми на основе высших истин, им познанных.
В Тамаре происходит борьба: рассудок велит защищаться от «лукавого духа», но чувства безотчётно влекут её к Демону. Одерживая победу с небом за Тамару, он одновременно и терпит поражение. Тамара погибает от его поцелуя, а он остаётся страдающим, гордым и «без торжества», исполненный ненависти, презирающий природу и людей. Он не связан ни с небом, ни с землёй – в этом его трагедия. Поэма ставит сложнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах, назначении человека, бездумной вере и разумном скептицизме, рабстве и свободе, добре и зле.

(из лекции) Демон жаждет любви, ему не просто надоело зло: любить для него оказывается той потребностью, которую невозможно реализовать. В этом заключается трагедия поэмы. «Любить и с небом примириться» - практически синоним Бога. Это всё говорится от третьего лица – что вполне можно считать объективной характеристикой лермонтовского Демона. Демон – не совсем моноцентрическое произведение. Очень важна оппозиция Демону – персонаж, выступающий полной его противоположностью: Тамара – ангельская душа. Очень важна последняя, заключительная сцена – почему при второй встрече Ангела и Демона в борьбе за душу Тамары побеждает Ангел? Она же пала, она же поцеловала Демона? Но здесь Ангел показывает суть христианского спасения через раскаяние, страдание и сопротивление искушению: «Она страдала и любила, она моя».

Любовь – это порог, через который Демон не может перейти. Он не способен к большой, спасительной любви. Даже слеза его прожигает камень: она разрушительна, как и его сущность. Демон в полном смысле слова – «герой века». В нём сконцентрированы основные противоречия: скептицизм и критицизм по отношению к господствовавшим общественным отношениям и бессилие их изменить; могучие порывы к деятельности и вынужденная пассивность; искания идеала, социально-политического, морального,

Демон – это символ непрерывных, никогда не прекращающихся стремлений в поисках истины, который не может обратиться вспять. Примириться с небом – значило дл него уничтожить свою сущность. Открытием Лермонтова стал образ Демона, которому наскучило зло. Взбунтовавшись против судьбы, он обратился к земле, простым человеческим ценностям и пожелал «с небом примириться». Но и тут он противоречив: он хочет «веровать добру», но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару.

Образ Демона занимает особое место в творчестве – шире – в духовной жизни Лермонтова. «Во всех стихотворениях, - проницательно заметил В.В.Розанов, - есть уже начало «демона», «демон» недорисованный, «демон» многообразный». Если Мцыри – пленник, один из множества героев-пленников в произведениях Лермонтова, то Демон – один из множества лермонтовских героев-изгнанников. Но образ Демона многограннее. Демон изгнан только из рая и никогда не сможет вернуться в него. В остальном он абсолютно свободен. Дух зла, «дух изгнанья» свободен во времени и пространстве. Он бессмертен: для него не существует понятие «возраст», без которого не мыслим образ «вечного юноши» - Мцыри. При всей необычности Демона в нем нетрудно увидеть черты романтического героя: индивидуализм, скептицизм, презрение к обыкновенному, «пошлому» человеку, отрицание человеческих ценностей. Своей главной целью Демон считает разрушение духовных и материальных ценностей. Он сеет зло, потому что, по его мнению, мир несовершенен, наполнен бессмыслицей. И в этом, наверно, и заключено alter ego самого Лермонтова. Демоническое мироощущение, воплощенное в его герое, выражало неудовлетворённость общественной моралью, неприкаянность и душевную опустошённость.

Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. В поэме Лермонтов отразил тираноборческий пафос. В понятие добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где добро означает покорность Богу, а зло - неповиновение ему. Против монастырской святости, против небесного начала направлены горячие протесты любимых детей его фантазии, в защиту иных законов - законов сердца, они же законы человеческой крови и плоти. Отрицательное отношение к монастырю и во всех очерках "Демона", не исключая даже последних: в стенах святой обители он заставляет демона соблазнить свою возлюбленную. Так намечается все глубже и глубже эта изначальная антитеза: земля и небо. Неминуема борьба между ними, полем битвы является человеческая душа. Демон - такой же мученик, такой же страдалец душевных контрастов, как и сам Лермонтов. Демон не однороден; угрюмый, непокорный, он бродит всегда "один среди миров, не смешиваясь с толпою грозной злых духов". Он равно далек как от света, так и от тьмы, не потому, что он не свет и не тьма, а потому, что в нем не все свет и не все тьма; в нем, как во всяком человеке - и прежде всего как в душе самого Лермонтова, - "встретилось священное с порочным", и порочное победило, но не окончательно, ибо "забвенья (о священном) не дал Бог, да он и не взял бы забвенья". Демон не раскаялся, не смирился перед Богом; для этого он был слишком горд, слишком считал себя правым. Не его вина, что душа его такая двойственная. Чувство правды было подавлено и оскорблено в сердце целого поколения. Люди эти остались одни, без ангелов и надежды, им открылось "море зла", в душе их родились разуверение и "сердечная пустота". Стоит ли удивляться явлению демонов... Но именно Лермонтов и его поэзия - великолепное доказательство того очевидного обстоятельства, что "потерянное" поколение послепушкинской молодежи не пожелало быть таковым, не отступило, не смирилось с навязываемой ему жизненной ролью вечных неудачников, мелких бесов и "шалунов". За "Демоном" у него неизбежно следует "Ангел". Иначе поэт не стал бы судьей этого поколения. Именно Лермонтов написал о языке поэзии: "Как дикарь, свободе лишь послушный, не гнется гордый наш язык". Таков сам поэт, таков его лирический герой, выразивший душу и мысли "потерянного" поколения молодежи.

35. “Песня про купца Калашникова...” м.Ю. Лермонтова: фольклорные образы и мотивы.

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова» - единственная в XIX в. удачная стилизация фольклора в большой эпической форме, в стихе, близком к речевой организации песенного "лада". В "Песне..." нет чисто отрицательных персонажей, облагороженное, возвышенное про­шлое в целом противопоставляется измельчавшей современности. Све­дения из "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина о поощрении Иваном Грозным похищения его любимцами краси­вых жен знатных людей, дьяков, купцов, о том, что царь избрал некоторых похищенных женщин для себя в поэму не попали, как и то, что исторический Грозный конфисковывал имущество каз­ненных, а не обеспечивал их семьи. Лермонтовский царь Иван Васильевич не знает, что Кирибеевич влюблен в замужнюю, и готов помочь лишь законным путем: "Как полюбишься - празд­нуй свадебку, / Не полюбишься - не прогневайся"."Лукавый раб" обманул царя, нарушил христианский закон, почти обезумев от любви. Страсть его так велика, что он, как потом Мцыри, готов удовольствоваться несколькими мгновениями счастья. Такое умение любить вызывает сочувствие к нему автора и даже условных повествователей-гусляров. Гибель Кирибеевича описана так, как в фольклоре описывается смерть традиционного "добра молодца". И Кирибеевич, и Калашников - типично лермонтовские волевые, деятельные герои, но весьма разного морального достоинства. Дело Калашникова правое, однако он вершит самосуд. В поэме кроме конфликтов "Кирибеевич - семья Калашниковых" и "Калашников - царь" есть и третий конфликт, романтический конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму вполне исторической социальной психологии. То, что глава обесчещен­ной семьи убил обидчика, "вольной волею", должно быть извест­но всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Как верно говорится в исследовании русского роман­тизма, "Грозный в поэме убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных". Личное достоинство в Калашникове неотрывно от народных нравственных представле­ний. Потому, несмотря на "позорную" казнь (что в данном случае отчасти означает и обставленную как зрелище), похороненный не совсем по христианскому обряду - не на кладбище - Степан Па­рамонович оставил по себе хорошую память в народе. Повествование в ”Песне про купца Калашникова” основано на двух началах - коллективном и индивидуально-авторском. Стихия песенного исполнения гусляров наиболее проявлена в слове. Узнаваемы характерные ”устойчивые” формулы, синтаксические построения с градациями, повторами, инверсиями, которые свойственны поэтической речи. Индивидуально-авторское повествование, выражающее иную точку зрения, не сводимую к народной, заметить в тексте сложнее. Она выражена скорее не стилевыми, а композиционными формами. Иллюзия непосредственного гуслярного исполнения с характерным обрамлением рассказа зачином, запевом, концовкой, исходом, обращениями к слушателям настолько велика, что лишь сравнение с подобным типом рамочной конструкции в фольклоре, в частности, в былине, позволяет заметить индивидуально-авторскую точку зрения, которая объемлет повествование гусляров. Сравнение с былинами позволяет отметить, что запев, прибаутка, исход в ”Песне про купца Калашникова” выполняют более широкое, чем в былинах, задание, обрамляя повествование. Как и в фольклорном эпосе, эта ”рама” непосредственно связана с содержанием ”Песни” своей оценочностью, интонацией прославляющего примирения, которая гармонично завершает произведение. Но есть и отличие. Стянутые повторяющимися ”моментами” исполнения, эти традиционные детали повествования несут дополнительный смысл, которого нет в былинных ”прибаутках”. В них конкретизируется место исполнения - двор боярина Матвея Ромодановского,- упомянут гуслярный аккомпанемент рассказу, угощение певцов и ”полотенце белое, шелком шитое” - подарок белолицей боярыни. Благодаря деталям и смысловому единству обрамления возникает представление об особенностях пения гусляров, их аудитории, месте и времени исполнения. Отметим, что именно здесь, в обрамляющей части вводится одно из особых понятий, определяющих природу не только пения гусляров-скоморохов, но древнерусского искусства как особого феномена в целом - это ”потеха”. В ”Песне” содержится широкий круг древних смыслов и значений этого слова. Гусляры ”тешат” народ, вспоминая любовь-кручину царского опричника, суровый приговор царя, глашатаи зовут ”потешить” царя-батюшку зрелищем кулачного боя, ”посмеивается” Кирибеевич, обещая отпустить своего противника, и палач ”весело похаживает”, ”руки голые потираючи”. Следы древнего ритуального смеха, звучащего на игрищах, во время обрядовых праздников, придают особый колорит драматической истории. В ”песне о песне” лермонтовских гусляров проступают глубинные основы серьезно-смеховой культуры Древней Руси, гармонично соединявшей в карнавализованном действии скоморошины полярные начала смеха и плача, жизни и смерти. Внутри поэмы эту авторскую позицию выражает личный повествователь. Композиционно формы его проявления в тексте выражены в активном вмешательстве в течение событий. Для эпического сказителя такая активность не характерна, как не характерна она и для ранних форм классической эпопеи. В лермонтовской поэме концовки глав не завершены в виде отдельных песенных единиц эпопеи, а, напротив, содержат мотивы неопределенности, даже непредсказуемости дальнейшего хода событий. По-своему отдают ему должное и "стар человек", и "молодец", и "девица", и гусляры, которые, проходя мимо его могилы, "споют песенку". Мажорным, подлинно песенным аккордом "Песня..." и кончается.

Циклы «Маленьких трагедий» и «Повестей Белкина» писались в полном смысле слова параллельно: в бумагах Пушкина сохранились указания на время работы над каждым произведением, входящим в эти два цикла. Циклы, анализируемые в совокупности, позволяют судить о разносторонности интересов Пушкина, о его способности отображать действительность в бесконечно разнообразных формах и о восприятии им человеческой жизни как совокупности разнохарактерных явлений, как трагических, так и комических.

Цикл "Повестей Белкина" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. "Повести и романы читаются всеми и везде", - отмечал он.

Российский культурный контекст: персонажи и сцены из жизни российской глубинки

Конкретное настоящее:

«Выстрел»: упоминается мятеж Александра Ипсиланти и сражение под Скулянами, в котором погиб главный герой;

«Метель»: действие охватывает 1811–1816 гг., упоминается Бородинское сражение 1812 г., после которого умирает главный герой Владимир;

«Гробовщик»: сообщается, что главный герой «в 1799 г. запродал первый свой гроб, и еще сосновый за дубовый»,

«Станционный смотритель»»: сообщается, что в 1816 г. Дуне 14 лет, в дальнейшем расчет времени действия может проводиться с учетом этой даты;

«Барышня-крестьянка»: в начале повести мы узнаем, что старший Берестов живет в деревне с 1797 г.

Движение от трагедии («Выстрел») к комедии с переодеваниями и веселой неразберихой («Барышня-крестьянка»). Мир постепенно окрашивается все более яркими красками и воспринимается оптимистически

Цикл из пяти повестей объединен фигурой Ивана Петровича Белкина, который, однако, не является действующим лицом, а выступает в качестве «собирателя» историй.

1) Пушкин играет роль издателя;

2) И. П. Белкин – собиратель;

3) биография Белкина изложена в предисловии «От издателя» от лица помещика с. Ненарадово;

4) каждая из пяти повестей была в свое время поведана Белкину одним из четырех рассказчиков, ссылки на которых даются в примечании к предисловию: «Смотритель» рассказан титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» девицей К. И. Т.

В «Повестях» мы наблюдаем движение от пессимистического восприятия мира к оптимистическому, обратное тому, что имело место в «Маленьких трагедиях». Кроме того, при характеристике конфликта следует отметить, что в четырех из пяти повестей он имеет устоявшуюся форму «треугольника», и одна из вершин треугольника неизбежно исчезает. Конфликт в первых двух повестях существует на самом деле, в занимающей срединное положение повести «Гробовщик» представлены два конфликта – реальный и пригрезившийся герою, и в двух последних повестях конфликта как такового нет, он существует только в воображении персонажей и легко развеивается при столкновении с реальностью.

«Выстрел»

Сильвио – граф Б. – Маша (жена графа)

Причина конфликта – зависть Сильвио к графу; конфликт существует на самом деле, потому что порождающая его неприязнь – не фикция, а реальность

Исход повести трагичен: Сильвио погибает в Греции, участвуя в восстании; граф опозорен в своих собственных глазах, потому что во время дуэли отдал всю инициативу Сильвио; спокойствие его жены нарушено неожиданным визитом незнакомца, пытавшегося застрелить графа.

Благополучное разрешение конфликта было изначально невозможно. Необходимым условием такого разрешения становилась смерть одного из участников «треугольника».

«Метель»

Владимир – Марья Гавриловна – Бурмин

Причина конфликта – нежелание родителей благословить детей на брак; Из-за метели Владимир опаздывает в церковь, а Марью Гавриловну к этому времени успевают по ошибке обвенчать с проезжавшим мимо и тоже заплутавшим офицером

Исход трагичен: брак не состоялся по причине ошибки, Владимир уезжает на войну с Наполеоном и там погибает. Есть просвет: Марья Гавриловна встречает того человека, с которым ее обвенчали по ошибке, и не просто встречает, а оказывается, что она в него влюблена, как и он в нее, и их ожи-дает счастливая совместная жизнь.

Невозможно благополучное разрешение конфликта: завязавшийся узел может быть разрублен только со смертью одного из героев (муж Марьи Гавриловны сразу после венчания исчез, расторгнуть брак невозможно, заключить повторный с Владимиром тоже)

«Гробовщик» (сентябрь 1830)

Истинный конфликт: ссора гробовщика Адриана Прохорова и немцев-мастеровых на празднике.

Вымышленный конфликт: столкновение гробовщика и покойников, его бывших клиентов

Причина конфликта в действительности – недостаточная почтительность немцев-мастеровых к ремеслу гробовщика; конфликт разгорается на самом деле.

Причина вымышленного конфликта – желание покойников рассчитаться с гробовщиком, который организовывал их похороны и наживался на этом; столкновение привиделось гробовщику во сне

Во сне конфликт разрешается трагически, мертвецы являются в дом к гробовщику и задавливают его своей массой. Благополучный исход невозможен, потому что покойники – существа из другого мира, их мотивы и действия мало поддаются истолкованию и тем более управлению. Исход трагичен, конфликт может быть разрешен только со смертью гробовщика.

В реальности конфликт имеет благополучное разрешение, гробовщик готов простить своих обидчиков, потому что оскорбление ка-залось серьезным только в состоянии опьянения. Исход комичен – на следующий день после ссо-ры герой про-сыпается, вспоминает приви-девшийся ему жуткий сон и понимает, что на самом деле ничего страшного не произошло. Смерть кого-либо из ге-роев для разрешения конфликта не требуется

«Станционный смотритель»

Самсон Вырин – его дочь Дуня – гусар Минский

Причина конфликта – мнимое предательство Минского по отношению к Дуне, за которое Вырин хочет отомстить соблазнителю своей дочери; конфликт существует только в воображении Вырина, потому что на самом деле Минский женится на Дуне и вовсе не думает ее бросать

Исход оптимистичен: Минский женился на Дуне, у них трое детей; трагическую ноту вносит в сюжет смерть Самсона Вырина, но это смерть случайная, она не требуется для разрешения конфликта

«Барышня-крестьянка»

Акулина – Лиза Муромская – Алексей Берестов

Причина конфликта – любовь Алексея к крестьянке Акулине и необходимость жениться на Лизе Муромской; конфликт существует только в воображении Алексея, который до определенного момента не знает, что Лиза и Акулина – одно и то же лицо

Исход оптимистичен: Алексей узнает, что Лиза и Акулина – одно лицо, он с готовностью те-перь вступает в брак; в повести представлен комический образ «смерти» крестьянки Аку-лины, которая сливается с образом дворянки Лизы и исчезает как самостоятельная личность

    Философская повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»: мотив карточной игры как сюжетообразующий .

В 1833 г. Пушкин пишет повесть «Пиковая дама», которая продолжает фантастическую линию в его творчестве. Повесть представляет особый интерес для анализа в силу своеобразной формы подачи фантастики. Фантастические элементы в «Пиковой даме» не вторгаются в ткань реальности, сохраняя свою чужеродность и не существуют в своем особом мире, а представлены таким образом, что один и тот же структурный элемент может трактоваться одновременно и как фантастический, и как бытовой, реалистический. Такая двойственность обусловлена самой тематикой произведения. Основной темой в «Пиковой даме» является карточная игра, карты, т. е. объект, окутанный мистической атмосферой и двойственный по своей природе. Карты, с одной стороны, представляют собой бытовой предмет, имеющийся практически в каждом доме; с другой стороны, они используются в мистических гадательных ритуалах, выступая как предмет-посредник между реальным и потусторонним миром. Таким же ореолом двойственности окружены карточные игры: часть игр имеет логический характер, выигрыш в них зависит от навыков и опыта, но в то же время есть целый ряд игр с картами, так называемых азартных, где выигрыш определяется только удачей. Именно эта категория заставляет человека противостоять не столько другим игрокам, сколько самой судьбе, высшим силам.

Все события в повести Пушкина связаны с карточной игрой. При этом происходящее имеет две стороны, два возможных истолкования, относительно справедливости каждого из которых автор не дает никакой информации.

Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями обществ.недовольств стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха - Николая I (1796-1855). В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву. Необходимым условием упрочения сущ. строя император считал усиление личного контроля монарха за работой гос. аппарата. Апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную гос. машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - Собственной его императорского величества канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой. Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в 1четверти XIX в. система полит.сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. Обеспечивать "безопасность престола и спокойствие в государстве" стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны гос.безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите сущ.строя. Оно организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия привлекали внимание жандармского ведомства. Предметом особых забот Николая I были печать и образование. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название "чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание вести в строгом православно-монархическом духе. Запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. С.С.Уваровым теория официальной народности: православие, самодержавие и народность. В духе этой теориистроилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился "ведомством православного исповедания", управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви. Добиваясь укрепления сущ.строя, Николай I не был уверен в его долговечности. 6 декабря 1826 г. Николай I образовал спец.секретный комитет, призванный рассмотреть ситуацию в гос-ве и разработать программу необходимых реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение 3 лет. Им была намечена довольно обширная программа преобразований, предусматривавшая некоторое ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку центральной и местной администрации в духе принципа разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги выступили против этих планов. Восстание в Польше, "холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно похоронили большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения законности известное значение должна была иметь кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом этой обширной работы по систематизации законов, появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало издание "Полного собрания законов Российской империи" и "Свода законов Российской империи".

В последующие годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления гос.крестьянами: реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления позиций первого сословия империи - дворянства. Процесс постепенного эконом. оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения крепостнической системы. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию в выборах на дворянские общественные должности только тех помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100 душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. В 1845 г. был издан закон, в соответствии с которым на военной службе потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную преграду возраставшим домогательствам на дворянское звание соорудил Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы институты "потомственных почетных граждан" (к ним относились крупные предприниматели, ученые, дети личных дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники, выпускники высших учебных заведений). Все они получали некоторую часть дворянских привилегий - свободу от телесных наказаний и др. Для укрепления материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I создал институт заповедных наследственных имений (майоратов). В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности. Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные комитеты. На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары (Ю.Ф.Самарин, М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев). В высших учебных заведениях свертывалось преподавание философии, ограничивался прием в университеты, которые Николай I вообще был не прочь закрыть. Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении сущ. порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Николаевская система обанкротилась. Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование гос. машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху, несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого эффекта. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

Романтический герой, который впервые был обрисован А.С. Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам, изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитие в романтическом образе Демона. В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал свое понимание и свою оценку героя-индивидуалиста.

Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой - фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский, социальный смысл.

Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, - это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. Но в дальнейшем признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов, продолжая анализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой, скрывает причины этой неудачи. Он показывает, как в развитии переживаний о событии благородный общественный идеал подменяется иным - индивидуалистическим и эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себе эгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона.

Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений отрицания и выдвинул необходимость иных путей борьбы за свободу. Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя. Демон Лермонтова - «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой». В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон - враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля.

Этот злой, несправедливый бог как бы действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо, как это делают герои других произведений Лермонтова. «Ты виновен!» - упрёк, который бросают богу герои драм Лермонтова, обвиняя творца Вселенной. Лермонтов любит недосказанность, он часто говорит намеками.

Демон наказан не только за ропот: он наказан за бунт. И его наказание страшное, изощренное. Тиран бог своим страшным проклятьем испепелил душу Демона, сделал её холодной, мертвой. Он не только изгнал его из рая - он опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему ни прикасается, вредит всему живому. Бог сделал Демона и его товарищей по мятежу злобными, превратил их в орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова. Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немой души его пустыню»

Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе не значило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю. Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нужен был ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не было вопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа его жила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить - вот что значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог. В ранних редакциях радость Демона, почувствовавшего в сердце трепет любви, юный поэт описывает очень наивно, примитивно, как-то по-детски, но удивительно просто и выразительно.

«Железный сон» душил Демона и был результатом божьего проклятья, это было наказанием за битву. У Лермонтова вещи говорят, и силу страданья своего героя поэт передаёт образом камня, прожжённого слезой. Почувствовав впервые «тоску любви, её волненье», сильный, гордый Демон плачет. Из его глаз катится одна-единственная скупая, тяжёлая слеза и падает на камень. Образ камня, прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетним мальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужает вместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героем своей поэмы.

«Как демон мой, я зла избранник», - говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы - милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе. О страшных наказаниях «согрешивших» монахинь много раз рассказывалось в произведениях литературы, иностранной и русской. Пробудившееся в нём чувство подлинного добра молодой Демон проявляет также и в том, что помогает людям, заблудившимся в горах во время метели, сдувает снег с лица путника «и для него защиты ищет». Поэтические пейзажи Кавказа у Лермонтова имеют характер документальности, эти серые, обнажённые скалы сопоставимы с опустошённостью души своего героя. Но действие поэмы развивается. И Демон уже перелетел за Крестовый перевал. Эта резкая перемена пейзажа правдива. Она поражает каждого, кто проезжает через Крестовую гору.

И Лермонтов с тем же мастерством, с каким он только что описал суровый и величественный пейзаж Кавказского хребта до Крестового перевала, теперь рисует «роскошный, пышный край земли» - с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющом чинарами и «звонко бегущими ручьями». Полная жизнь роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому, и мы начинаем невольно ждать событий. На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы. Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой, полной жизни красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. На кровле, устланной коврами, среди подруг проводит свой последний день в родном доме дочь князя Гудала Тамара. Завтра её свадьба. Волновавшая Тамару мысль о «судьбе рабыни» была протестом, бунтом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно ей он и мог обещать открыть «пучину гордого познанья».

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта.

Все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»:

Главный герой - одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу - самому Богу

Демон - личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою.

Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на вечность.