Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.


Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.


Осознанная речь - один из ценнейших «даров» эволюции человечеству. Произнеся первое слово, ребенок начинает активную коммуникацию с социумом, и задача родителей - сделать ее эффективной и успешной. Красноречие, умение внятно, красиво говорить, четко выстраивать логику повествования, нужно развивать и оттачивать с момента осознания детьми своей личности. Ребенок младшего и подросткового возраста с высокой речевой культурой добивается поставленных целей и интегрируется в общество гораздо легче, чем сверстники, не обладающие навыками плодотворного общения.

Для чего детям младшего возраста и подросткам нужны уроки риторики?

Риторика - наука, которая помогает раскрывать коммуникативный потенциал ребенка. Дети с трех-шести лет уже активно общаются со сверстниками, родными, другими взрослыми, и эта социализация напрямую влияет на формирование личности, ее психологического «фундамента». Искусство убеждать и «представлять себя» в обществе тесно связано с умением выстраивать вербальные коммуникационные связи. Если ребенок научится говорить связно, красиво и по делу, ему будет проще вступать в диалоги, доносить свою мысль или просьбу, убеждать и общаться. Он сможет успешнее учиться в школе, ВУЗе, выстраивать деловую коммуникацию и продвигаться по карьерной лестнице. Великие российские ученые (И.Павлов, М. Ломоносов) называли риторику основой для формирования правильного мышления и умения логически размышлять. Без грамотной речи, даже зная предмет, школьник не сможет удачно выступить у доски или на устном экзамене, а взрослый оратор - защитить свое мнение перед собравшимися коллегами или советом директоров. Правильно подобранные упражнения, уроки риторики, выстроенные в соответствии с возрастом и особенностями ребенка, помогают:
  • научиться доносить информацию до любого собеседника, формулировать убедительные аргументы, четко и связно выражать мысль;
  • улучшить дикцию, сделать речь плавной, интонационно богатой, артикулированной;
  • понятно говорить, не повышая голос и «управлять громкостью» речи в своих целях;
  • во время выступлений правильно подкреплять слова интонацией, жестами и мимикой;
  • быстро находить точные формулировки, дополнять речь красивыми и не «перегруженными» образами, подходящими к ситуации;
  • формулировать вопросы так, чтобы получить максимально полезный ответ;
  • правильно анализировать и оценивать ситуации, возникающие во время общения;
  • вступать в контакт с мало- и незнакомыми, стоящими выше по рангу людьми (начальством, учителями, экзаменаторами);
  • научиться внимательно слушать, соблюдать последовательность говорения, терпеливо относиться к собеседнику;
  • выработать собственный ораторский стиль и избежать ошибок при выступлениях;
  • стать увереннее в себе, свободно, без физических и психологических зажимов выступать перед любой аудиторией.

Как учиться риторике и ораторскому мастерству

Чтобы достичь вышеназванных и других целей, в риторике широко используются:
  • индивидуальные или групповые тренинги с профессиональными наставниками, на которых дети и подростки учатся взаимодействию и ораторскому искусству;
  • специальные упражнения на говорение, запоминание, логику, чтение - их выполняют дома или на занятиях;
  • дополнительные домашние занятия с родителями - игры, чтение вслух и так далее.
При занятиях важно помнить о возрастных и личностных особенностях ребенка. Педагоги и ученые полагают, что лучший возраст для начала полноценных занятий - 6-12 лет. Для детей помладше стоит подбирать специализированные тренинги и упражнения, которые помогут им подготовиться к переходу на «следующий этап». Дети различны - кто-то изначально склонен к построению сложных речевых оборотов, другим они удаются с трудом. Грамотный педагог пред занятиями обязательно побеседует с ребенком, выслушает родителей и составит собственное, подкрепленное опытом и квалификацией, мнение. На основе изучения личности формируется методика обучения, подбираются конкретные упражнения, которые родители смогут самостоятельно выполнять с ребенком дома. Для успешного достижения цели уроки и «домашние задания» должны:
  • быть регулярными - родителям и педагогам нужно правильно составить график занятий и придерживаться его, чтобы каждодневные малые усилия «переплавились» в серьезный, масштабный результат;
  • связываться единым подходом и целью - системность позволяет, и сформулировать задачу, и оперативно ее решить;
  • включать не только непосредственные уроки риторики, но и упражнения, развивающие воображение, улучшающие навыки чтения и написания речей, литературные и сценические задания.

Как выполнять упражнения по риторике

Перед любым уроком нужно подготовить помещение: проветрить его, «отсечь» все посторонние звуки - выключить музыку, закрыть окно или дверь. Во время занятий присутствующие взрослые - родители, практикующие педагоги - должны располагаться так, чтобы ребенок видел все движения, которые ему нужно повторить. Если дети маленькие, необходимо сесть, иначе они не рассмотрят движения челюсти, языка. Во время выполнения упражнений нужно:
  • следить за положением тела - ребенок должен выпрямить корпус, расправить грудную клетку;
  • создать правильную атмосферу и «настрой» - подолгу и с увлечением разговаривать и тренироваться ребенок или неусидчивый подросток сможет только с хорошим настроением;
  • говорить в верном темпе - все слова в упражнении произносить небыстро, с расстановкой, но без ненужных пауз.
Дополнить курс риторики стоит уроками вокала, домашними выступлениями. Детям дошкольного возраста родители обязательно должны читать вслух, для детей постарше подойдет сценическая или литературная импровизация, тренировка запоминания услышанного текста. Важно предварять обучение физической подготовкой. Она специфична: «тренируются» челюсти, мимические лицевые мышцы, язык с губами. Занимаясь артикуляционной гимнастикой, дети научатся произносить слова и сочетания звуков, которые трудно им даются. В тренировку включают упражнения на:
  • Открывание рта. Губы растягивают в улыбке, медленно опускают нижнюю челюсть, следя, чтобы язык не напрягался. Держать рот широко открытым нужно до 10 секунд, потом медленно закрыть его и повторить до 5 раз, не меняя темпа. Для маленьких детей упражнение сравнивают с зеванием животного или кормлением птенцов в гнезде, чтобы малышам было интереснее.
  • Улыбку. Ученики неспешно растягивают губы, следя, чтобы они не подворачивались, а челюсти не напрягались. Понадобится 3-4 повтора. Упражнение поможет научиться красиво улыбаться, аккуратно показывая передние зубы.
  • Вытягивание губ. Их нужно сомкнуть и вытянуть в «трубочку», удерживая в напряженном положении 5-10 секунд. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Нужно сделать от 3 до 5 повторов.

Классические домашние упражнения по риторике

Дома рекомендуют выполнять базовые упражнения, направленные на совершенствование речевого и когнитивного аппарата. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подойдут:
  • выразительное чтение вслух - взрослые произносят фразу, а ребенок повторяет ее, сохраняя темп и интонацию;
  • объяснение понятий и формулировка определений - взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает («яблоко, это фрукт, который...»);
  • рифмование сначала слов, потом фраз;
  • нахождение отличий между предметами, понятиями;
  • «слушание тишины», описание звуков в комнате и за окном, которые слышны, когда люди замолкают (пение птиц, тиканье часов);
  • произнесение скороговорок или речевок, подкрепленное жестами - на каждой фразе ребенок должен ритмично хлопать в ладоши, притопывать ногами;
  • подбор синонимов и слов, связанных с определенной темой и так далее.
Для подростков актуальны классические командные игры:
  • «Алфавит» (на речевую ассоциативность) - подбор сначала отдельных слов, затем целых фраз, начинающихся на определенную букву, и в конце - связного рассказа;
  • «Рисование предметов» (на развитие навыка жестикуляции) - ведение рассказа на выбранную тему, где каждое слово подкрепляется описательными жестами;
  • «Рассказ на свободную тему» (на креативность в речи): ведущий задает начало повествования, каждый участник последовательно продолжает его, затем следующему человеку дается новое задание.
Эти упражнения - база, полезная, но не раскрывающая всего многообразия ситуаций, которые происходят во время обучения и в реальной жизни. Практика под руководством профессионального наставника - ключевой принцип эффективных занятий. Только с опытным специалистом, помногу работающим с детьми индивидуально и в группах, вы добьетесь качественного «прорыва» в умениях конкретного ребенка. Приглашаем вас на уроки риторики в самую большую школу ораторского искусства Санкт-Петербурга - Oratoris. Здесь слушатели совершенствуют навыки публичных выступлений, учатся глубоко мыслить. Наше кредо - комплексный подход к занятиям, который заложит основу успешности человека в личном общении, поспособствует его карьере в дальнейшем. Обучаясь у нас, Вы освоите навыки ораторского мастерства - непременное условие уверенности в себе и умения «бескровно» отстаивать свои интересы в конфликтных ситуациях. Приглашаем вас записаться на индивидуальные и групповые занятия по риторике и на практике убедиться в их действенности.


Впечатление, которое человек производит на окружающих, уже в первые минуты знакомства может полностью изменить его будущее. Карьера, финансовое положение, отношения с друзьями и личная жизнь зависят от способности чётко и внятно излагать свои мысли, умения слышать и слушать, убеждать и договариваться.

Риторика и ораторское искусство

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

10 основных правил риторики

В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.

Объективность

Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность

Ясность

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность

Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Целесообразность

Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;

Напряжение

Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Неожиданность

Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;

Насыщенность

Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект

Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль

Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Риторика – наука о речи, правильных и красивых методах общения, способных убедить любого в правоте оратора, создать почву для дальнейших убеждений. Это искусство изучается в современных учебных заведениях, потому что слово является мощным инструментом, если его правильно использовать. Основная цель риторики – научить общаться, чтобы ощущать уверенность в любой ситуации.

Возникновением риторики принято считать V век до н. э. Древняя Греция первой в современной Европе сформировала основы науки. В то время в Древней Греции изучались стилистика и грамматика. Греки первыми стали систематизировать знания по риторике и создали большое количество трактатов по данной теме, и некоторые из них изучаются даже в наше время.

Цицерон – один из известнейших ораторов Древнего Рима

Римляне заинтересовались искусством риторики после завоевания Греции, когда традиции этих стран начали перемешиваться, и империя активно заимствовала знания своих провинций. Искусство начало процветать в сенате, судах, общественных собраниях.

Существовали некоторые различия между стилями риторики, так как римляне были менее образованы, чем греки. У завоевателей речь была усеяна отступлениями, историями, стилистическими нюансами. Несмотря на это, красноречие все равно являлось мощным инструментом ораторов. Были случаи, когда в Древнем Риме высокие государственные посты занимали люди, искусно владеющие речью, и именно это было их главным преимуществом в политической борьбе, о чем мы можем узнать из исторических справок.

Появление в России

В древних эпохах это искусство видоизменялось, дополнялось полезными приемами. Использовать риторику начали и церковные деятели, которые активно завлекали в свою веру новую паству, и приводили неопровержимые словесные доказательства против еретиков. В Россию понятие риторики попало из Европейских стран в XVIII веке.

Михаил Васильевич Ломоносов

Возникновение ораторства совпало со временем распространения христианства. Называлось оно чаще всего «дар красноречия». Немного позже Ломоносов создал «Русскую грамматику», в которой присутствовали «Правила красноречия». Хорошими ораторами считались такие политические деятели, как Столыпин, Троцкий. Немного меньше, но все же преуспел в познании этой науки и Ленин.

Ораторское мастерство вполне можно развивать самостоятельно. Для развития речи требуются тренировки, сопровождающиеся постоянными замечаниями к себе, исправлениями и дополнениями навыков. Нужно подмечать все ошибки, которые совершаются, чтобы постараться исправить их при следующем разговоре.

  • используйте правильный темп. Важная особенность, требующая усвоения. Следить за скоростью разговора нужно обязательно, так как слишком быстрая речь не успевает усваиваться слушателем, медленная усыпляет, заставляет становиться невнимательным к фразам. Старайтесь выделять важные моменты интонацией, менять высоту голоса. Это привлекает внимание, не дает собеседнику скучать;
  • общайтесь с людьми. Для улучшения навыков общения недостаточно рассказывать о вещах дома. Требуется практика, заключающаяся в общении вживую. Для снятия накопившегося напряжения при длительном рассказе, нужно употреблять шутки, которые можно заранее приготовить;
  • используйте отступления. Поговорки, юмор, цитаты великих людей делают речь менее сухой, позволяют делать речь более доказательной;
  • поставьте голос. Произношение должно быть четким, правильным. Следует выговаривать согласные, чисто произносить любые звуки;
  • говорите о темах, которые интересует окружающих. Начать можно и с одного верного утверждения, после чего плавно подвести к другому, необходимому для достижения цели;
  • поддерживайте нейтралитет. Оратор должен стремиться достигать со всеми соглашения. Даже если собеседник или несколько человек неправы, следует сказать «Да, верно, но…», после чего можно доказывать свою точку зрения.

Совершенствование речи

Чтобы развивать ораторские навыки, следует тренироваться. Иначе овладеть ими не получится. Для совершенствования существует комплекс упражнений:

  1. Освобождающие от мышечных зажимов. Суть в облегчении процесса разговора. Для выполнения следует:
    • разминать плечи, шею вращательными движениями. Голова должна двигаться как бы под собственным весом;
    • разогревать как можно чаще предплечья, кисти рук, вращать в плечах суставами;
    • использовать круговые движения рук в локтях;
  2. Артикуляционные. Развивают и тренируют губы, щеки, язык, твердое и мягкое нёбо, нижнюю челюсть. Вырабатывается гибкость речевого аппарата, укрепляются мышцы, необходимые для лучшего произношения звуков. Снимается напряжение с мышц, происходит их расслабление. Нужно делать следующее:
    • языком почистить десна в обе стороны. Делать «уколы» в щеки, вытягивать его как можно дальше, изменять форму. Издавать звуки, похожие на скачку лошади;
    • губами вращать в разные стороны, вытягивать их. Захватывать воздух вытянутыми губами, напрягать и расслаблять. Появится легкость и четкость при разговоре;
    • надувать щеки, катать воздух во рту от одной щеки ко второй. Разминать их следует обязательно, иначе голос будет дряблым;
    • про себя, не открывая рта, произносить различные слова, звуки. Тренируется глотка, в результате чего звучание становится громким и глубоким;
    • руками плавно раскрывать челюсть. Снимаются мышечные усилия, лишнее напряжение.
  3. Улучшающие произношение, увеличивающие словарный запас. Список упражнений:
    • чтение вслух. Считается лучшим способом усовершенствовать ораторские навыки. Улучшается дикция, увеличивается словарный запас, яркость речи, эмоциональная окраска. Читать следует медленно, проговаривая каждое слово. Произносится текст не читательским тоном, а разговорным;
    • проговаривание скороговорок. Эффективно тренируется дикция произнесением слов и звуков с максимальной скоростью. Вырабатывается верная артикуляция, оговорки случаются реже.

При чтении отчетливо произносится каждый звук, скорость увеличивается постепенно. Главное – следить за правильным произношением, только потом ускорять речь. Для удобства нужно создать в голове картину происходящего, стараться понять прочтенные слова. Не следует прекращать работу над одной фразой до тех пор, пока ошибки полностью не исчезнут.

По возможности, вести диктофонную запись как прочтенного из книги материала, так и скороговорок. Таким образом, можно устранить речевые недостатки, найденные после прослушивания.

Существует много упражнений, развивающих произношение, улучшающих навыки оратора. Приведенных вариантов вполне достаточно для начинающих ораторов. С их помощью можно добиться немалых успехов. Главное в ораторском искусстве – не прекращать развиваться, постоянно совершенствовать навыки, и как можно больше говорить.