Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знании об окружающей природе, особенно О животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Наука зоология имеет длинную и интересную историю. Первые книги о животных известны из Древнего Китая и Индии. Однако научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами великого ученого Аристотеля (IV в. до и. э.).

Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. Аристотель описал строение и развитие, распространение и значение известных тогда животных. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а ее автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных». Средние века немного прибавили к познанию животного мира. Были забыты даже многие сведения о животных, известных в античное время. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами: содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц,

Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания.

Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и многообразии животного мира.

Наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды шведского ученого Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.

Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных.

Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии - В.О. Ковалевского, по физиологии - ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Урок 1. История развития зоологии Цели:

Ход урока

    Повторение

    1. Беседа о свойствах живых организмов, о царствах живой природы, заполнение схемы «Царства органического мира» (характеристика царств составляется на уроке 2 ):

      Царства

    2. Закончить предложения:

Ботаника – наука о … . Микробиология – наука о … . Микология – наука о … . Зоология – наука о … .

    Изучение нового материала

2.1. Постановка проблемной ситуации и её решение

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами: знали повадки зверей и птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться мертвым, чтобы подманить добычу.

С какой целью люди охотились на животных? Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке? [рисунки в учебнике, а также статья Е.Хартенштейн « Ребята-исследователи пещер (о находках пещер с первобытными рисунками)» ]

Из опыта проведения урока

Во время беседы об обитателях Шилкинской пещеры шестиклассники вспомнили 16 видов рыб, обитающих в Шилке и известных им самим.

Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

Послушайте отрывок из книги Сетона-Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады с другом-индейцем [Сетон-Томпсон Э. Рольф в лесах. – М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя. Только если тебе нужны иглы для каких-нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка – быть беде».

Кто такой кэк? О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники. Так нужно ли изучать зоологию?

2.2. Постановка проблемной ситуации и её решение

Итак, зоология – важнейшая биологическая наука. Но как изучать животных?

Первый этап развития зоологии – донаучный, или описательный. Легко ли описать животное? Попробуем это сделать.

Лаб.раб. Описать выданный экземпляр насекомого.

(Проводится групповая работа. Без помощи учителя ученики делают описание насекомых, затем представители каждой группы читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране. Цель данной лаб.раб. – развитие наблюдательности, развитие речи, умения сравнивать биологические объекты. В ходе последующей беседы выясняем, на что необходимо обращать внимание при описании животных: отделы тела, количество конечностей и их особенности, другие органы на голове, груди, брюшке, особенности покровов, их окраска).

Примеры работ учащихся (биологические ошибки исправляли при обсуждении результатов)

    Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки. Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

    Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко черного цвета. 2 уса.

    Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

    Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

    Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних. Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

    Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело светло-коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Гораздо труднее оказалось по данным описаниям найти насекомых, которые описывали другие учащиеся. Причина – неумение внимательно слушать то, что говорят товарищи.

      Второй этап развития зоологии – научный.

Родоначальником научной зоологии является Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Рассказ о работах Аристотеля – [Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. – М.: «Аванта+», 1994, стр. 94-96] Аристотель описал около 500 видов животных. В книге «История животных» он впервые попытался дать систему животных. Он разделил животных на обладающих кровью и лишенных её. Эта система просуществовала до начала XVIII века. Даже Карл Линней не внес существенных изменений в систему Аристотеля.

Самые значительные труды Аристотеля по биологии - «История животных», «О частях животных» и «Возникновение животных». О первом из них французский биолог Жорж Кювье написал: «Это один из самых удивительных трудов, оставленных нам древностью, один из величайших памятников, созданных человеческим гением в области естествознания».

В «Истории животных» Аристотель первым в истории науки разработал систематику животных. Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих.

Человека Аристотель разместил на почётном месте - во главе животных с кровью. Аристотелю принадлежит крылатая фраза о том, что человек - это «общественное животное» (по-древнегречески - «zoon politicon»), наделённое разумом.

В труде «О частях животных» Аристотель высказал важную мысль о том, что от неживых тел к растениям, от растений к животным, вплоть до человека, идёт непрерывный ряд усложняющихся форм. Эта книга произвела неизгладимое впечатление на Чарлза Дарвина. Он писал: «Я редко читал что-нибудь более интересное. Моими богами, хотя очень по-разному, были Линней и Кювье, но они просто школьники по сравнению со стариком Аристотелем. Какой это был необыкновенный человек!»

В работе «Возникновение животных» Аристотель, в частности, изо дня в день проследил развитие куриного зародыша. Он обратил внимание, что на начальных стадиях развития зародыши самых разных животных похожи. Аристотель предположил, что зародыш живородящих животных в начале своего развития тоже представляет собой яйцо, хотя и лишённое твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля можно в какой-то степени считать основателем эмбриологии (науки о зародышевом развитии), предвосхитившим многие позднейшие биологические идеи.

Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их внешний вид и строение, образ жизни и поведение. Он доказал, что акулы и некоторые змеи являются живородящими, а также то, что трутни развиваются из неоплодотворённых яиц. Изучил третье веко у птиц, рудиментарные глаза у крота, жевательный аппарат морских ежей (который до сих пор зовётся «аристотелевым фонарём»), зимнюю спячку животных, перелёты птиц, миграции рыб и млекопитающих и многое другое.

Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он считал, что жизнь зарождается сама собой, причём даже такие сложные существа, как рыбы, могут возникать из морского ила.

С именем Аристотеля связывают и открытие некоторых биологических законов. Он разработал учение об аналогичных и гомологичных частях тела. «У животных различных родов большая часть органов имеет различную форму. Одни сходны по положению и функции, а происхождения различного. Другие одной и той же природы, но различны по форме», - утверждал учёный.

Аристотель как бы начерно сформулировал принцип корреляции органов, позже блестяще развитый Жоржем Кювье (см. ст. «Жорж Кювье»). Аристотель писал: «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места... Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других. Изменение в одном органе вызывает перемены в другом». После себя Аристотель оставил около 300 трудов. Его идеи и сочинения распространили многочисленные ученики и последователи. До нас дошла лишь небольшая часть работ философа.

Вспомним, что такое классификация и зачем она нужна? Классификация животных – распределение всего множества животных на соподчиненные группы.

Работы Линнея . Вид – основная систематическая категория. Естественная классификация (стр.7 учебника)

Задание . Найти изображение вида, зная его систематическое положение.

Например, → → → →

Д.з. выучить названия систематических категорий животного мира; написать рассказ «Мои летние встречи с животными».

Урок 2. Современная зоология

Цели:

Отражение в конкретном содержании

Ход урока

1.Повторение и изучение нового материала

      Беседа о свойствах живых организмов, о царствах живой природы, заполнение схемы «Царства органического мира» (не характеризуя животных):

Бактерии

1.2 Демонстрация рисунка с представителями растений, животных, грибов (например, биогеоценоз луга и леса). Ученики называют, к каким царствам принадлежат изображенные виды. Отвечают на вопрос, есть ли в данном биогеоценозе бактерии.

1.3. Работа с карточками (по материалам книги Козловой Т.А. [Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2013]:

Определить, о представителях какого царства идет речь :

    Распространены повсеместно: в атмосфере, гидросфере, литосфере, в живых организмах. (В 1 г почвы – до 2 млрд, в 1 см 3 молока – до 1 млн, в 1 м 3 городского воздуха летом – до 25 тысяч, зимой – до 5 тысяч. Прокариоты.

    Имеют гетеротрофный тип питания путем всасывания. Есть одноклеточные и многоклеточные формы. Вегетативное тело (мицелий) представляет систему ветвящихся нитей – гифов.

    Царство эукариотических организмов, растущих всю жизнь. Их характеризуют способность к фотосинтезу и плотные клеточные оболочки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом обычно служит крахмал.

    Являются поставщиками кислорода, органических веществ; очищают воздух; служат средой обитания животных; дают корм животным. Выполняют важную водоохранную функцию.

Постановка проблемной ситуации (Какими признаками обладают животные? Заполнение последней колонки в таблице)

Беседа:

    Всегда ли возможно по внешнему виду быстро определить, к какому царству относится вид?

    Посмотрите видеофрагменты «Гидра зеленая», «Актиния», «Губка». Это растения или животные? Верно ли, что все растения не могут свободно перемещаться с места на место? А все ли животные активно ползают, прыгают, бегают, летают, плавают?

Что является главным отличительным признаком? Чем же животные отличаются от других царств? Какие особенности строения и жизнедеятельности отражены на схеме? (питание, строение клетки, запасные вещества).

    Демонстрация. Строение растительной и животной клеток .

    Заполните последнюю колонку таблицы.

    Структура современной зоологии

Работа с учебником (§2) и карточками. В каких отрывках речь идёт об энтомологах, ихтиологах, орнитологах?

    Пока, ползая на четвереньках, я отмечаю прутиком найденное гнёздышко, к месту происшествия слетается несколько зуйков с соседних участков. С тревогой они перебегают с места на место, видимо стараясь всеми средствами отвлечь человека, отвести его в сторону. Тонкий писк вдруг привлекает моё внимание. Маленький птенчик, покрытый светло-коричневым пухом, не выдерживает моей близости. Неожиданно он появляется впереди меня и быстро бежит на своих длинных ножках. Я без труда нагоняю птенца и беру его в руки, а затем, осмотрев окраску, отпускаю на волю. Когда же я вновь опускаюсь на четвереньки, чтобы продолжать поиски, около десятка зуйков вертятся поблизости. Видимо преодолевая страх к человеку, буквально в пяти шагах от меня они прибегают к различным птичьим уловкам: одни беспомощно бьются на месте, другие, прихрамывая, отползают в сторону. Так вот в чем дело! Теперь мне ясно, что каспийские зуйки привыкли не бояться человека. Ведь он их не трогает. Ну разве обычный охотник будет преследовать маленького куличка ради мяса или искать его яйца? Зато страшны для них четвероногие посетители. Страшно стадо глупых баранов, под ногами которых нередко гибнут птенцы и яйца, страшна лисица.

Когда в поисках гнезд я передвигаюсь нормальным для человека способом, я не внушаю опасения птицам, но стоит мне опуститься на четвереньки, как зуйки теряют спокойствие. Страшен тот враг, кто на четырех ногах!

Спангенберг Е.П. Птицы, зайцы, лисицы и прочие… Рассказы натуралиста. – М.: «Дет.лит.», 1973, стр. 150-151

    В 1703 году леди Элинор Глэнвилль привезла прекраснейшую коллекцию бабочек, исключительно английских. Соседи же вспоминали о странном поведении Элинор: дескать, одевалась она на манер цыганки, бродила по холмам, «расстилала простыню под кустами и живыми изгородями, колотила длинным шестом по вышеуказанным кустам и собирала целые кучи червяков».

Мириам Ротшильд родилась в 1908 году. Она была дочерью Чарльза Ротшильда, который однажды, заметив из окна вагона редкую бабочку, рванул стоп-кран. Впрочем, главной страстью Чарльза Ротшильда были блохи. Его дочь подготовила и издала шеститомный каталог отцовской коллекции, насчитывавшей несколько миллионов экземпляров. В своих работах о бабочках Мириам описала, как гусеницы монарха поглощают и накапливают в своем теле яды растения молочая.

Шарман Эпт Рассел. Роман с бабочками. Как человек влюбился в насекомое. – КоЛибри, 2005.

3) Ученый захлёбывался от счастья. Он глядел на пойманную муху глазами влюбленного. Казалось, он готов был её расцеловать.

Что это такое? – спросила мистрис Уэлдон.

Это двукрылое насекомое, и какое замечательное!..

Кузен Бенедикт показал всем крупную муху с длинным хоботком и желтыми полосками на брюхе.

Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан .

    Там, где кораллы отсутствовали, дно было покрыто белым песком. В таких местах следовало быть начеку. Здесь, чуть зарывшись в песок, прятались скаты. Скат лежит в своей засаде совершенно неподвижно. Поэтому притаившееся животное можно не заметить и наступить на него, а это очень опасно, так как шип на хвосте ската имеет ядоносный аппарат.

Уже через несколько дней я завел "личные знакомства" с некоторыми рыбами. С одним пятнистым каменным окунем у нас завязалась настоящая дружба. Он постоянно сидел в своей норе в кораллах и очень любил, когда я почесывал ему "за ухом" - гладил по жаберным крышкам. Вообще крупные каменные окуни на удивление безобидные существа. Это, вероятно, потому, что обычно им никто не причиняет зла. Когда окунь сидит в норе, к этой большой рыбине не может подобраться ни один ее враг.

Эйбль-Эйбесфельдт И. - В царстве тысячи атоллов

    Специалист по рыбам изучает рыб не только тех, что плавают в ближайшей речке или водоёме, а часто тех обитателей морей и океанов, которые «живут» очень далеко. Вот поэтому работа эта связана с длительными командировками, проживание в которых практически происходит под открытым небом.
    Такой специалист изучает рыб, их анатомические особенности и способы размножения. Самая главная его цель – это изучение промысловых видов рыб. Ведь никто другой не сможет точно и достоверно ответить на вопросы о том, как правильно разводить те или иные виды рыб, как правильно их содержать и выращивать.
    Чаще всего для ловли рыбы используется траловая сеть. Ихтиолог поднимается на борт какого – нибудь исследовательского судна, траловая сеть закидывается в бескрайние просторы моря или простой речки и начинается ловля водных обитателей. Сама траловая сеть имеет форму сачка, поэтому рыба, которая попала в такие сети, выбраться на свободу уже не может. После того, как ученый решает, что улова достаточно, сеть поднимают на борт, а её содержимое выкладывается на брезент. И тут начинается самое интересное. Всю интересующую его рыбу ихтиолог складывает в сосуды с формалином и спиртом, чтобы законсервировать нужные экземпляры. Некоторые экземпляры пойманной рыбы фотографируются. Конечно, иногда ученый сам надевает акваланг и ласты и спускается под воду для того, чтобы вживую понаблюдать за загадочным подводным миром.


6) В прошлом году судно "Тангароа" в течение четырех недель исследовало Тасманово море, поймав 500 видов рыб. В ходе экспедиции удалось обнаружить странных и удивительных морских обитателей, например, рыб с языком, покрытым зубами, или зубами, вращающимися, как на петлях, для поглощения добычи больших размеров. Большое впечатление на исследователей произвели саблезубы - рыбы с двумя острыми зубами, которые выступают из нижней челюсти. Среди новых открытых видов есть и морская мышь, которая ходит по морскому дну. Ее плавники почти превратились в ноги, а голова - как у единорога .

    Методы зоологии: описание, наблюдение, эксперимент.

    1. Объяснение учителя.

      Работа с текстом: какие методы здесь описаны?

    В 1926 году в Калифорнии в графстве Сан-Бенито один человек увидел сороконожку толщиной в помиллиметра и длиной в три сантиметра. Когда человек пересчитал лапки, их оказалось 760! Так было открыто животное с самым большим количеством ножек на Земле.

    Группа исследователей из Франции поместили под микроскоп клещика рода Indotritia размером 0,8 мм. Клещик прыгнул назад, совершив в то же время 15 переворотов вперед. Самое удивительное – это не последовательность фигур в прыжке, а стартовая скорость клеща: он отрывается от поверхности за половину тысячной доли секунды. Чтобы рассчитать его скорость, потребовалось записать прыжок на сверхскоростную камеру, способную делать 200 кадров в секунду. Но даже и тогда момент взлета смогли зафиксировать лишь на одном-единственном кадре, где изображение «объекта» смазано - настолько быстро клещик прыгает!

    Исследователи поставили пластиковый тент на высоте 1 см от земли, помешав тем самым муравьям-листорезам тащить на спинах огромные кучки листьев. Поскольку другой дороги у муравьев не было, то, вероятно, должен был возникнуть большой затор. Но нет – насекомые быстро принялись от листьев куски меньших размеров и более округлой формы, чтобы проскользнуть с ними под искусственной крышей. Одновременно возросло количество носильщиков, что позволило колонии обеспечить прежний объем поставок листьев в муравейник. [по материалам книги Лоне Э. Падение кошки и другие зоологические сенсации. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. – 208 с. (Galileo)]

      Лаб.раб . Наблюдение за поведением черепахи.

Д.з. Записать свои наблюдения за поведением опылителей садовых растений.

С глубокой древности люди накапливали опыт использования естественных ресурсов, среди которых важную роль играли различные животные. Добывая их, они постепенно познавали жизнь и строение животных. Начало зоологии как науке положил знаменитый древнегреческий ученый и философ Аристотель (IV в. до н. э.). В своих работах «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др. он дал описание 452 различных известных в то время животных. Значительный вклад Аристотель внес в изучение строения животных, рассматривая их части тела во взаимосвязи.

Походы римлян в далекие страны значительно обогатили науку знаниями о животных Северной Африки, Передней Азии и Европы. Древнеримский ученый Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своей многотомной «Естественной истории» дал описание всех известных в то время животных.

В эпоху феодализма, когда Европа была разобщена на множество мелких владений феодалов, а господствующая над об­ществом религия тормозила развитие науки, изучение животных испытало период длительного застоя.

Великая эпоха Возрождения (XV-XVI вв.) была временем нового расцвета науки. Путешествия великих землепроходцев того времени - Колумба, Марко Поло, Магеллана и многих других - намного обогатили знания человечества о животном мире разных континентов.

Накопленный к концу XVI в. обширный материал о фауне различных частей Земли потребовал их систематизации и обобщения. Из подобных обобщающих-зоологических работ наибольшую ценность представляет многотомная сводка швейцарского ученого К- Геспера (1516 - 1565) «История животных» - подлинная энциклопедия для того времени данных о животном мире.

В XVII в. был создан микроскоп, который открыл перед зоологами обширный и удивительный мир мельчайших животных и позволил приступить к изучению тончайших структур органов многоклеточных животных. Из первых зоологических исследований с помощью микроскопа надо прежде всего отметить работы голландского натуралиста А. Левенгука (1632-1723), который опубликовал 4-томный труд «Тайны природы, открытые при помощи микроскопа». Им были открыты инфузории, описаны эритроциты, мышечная ткань высших животных и многое другое. Итальянский ученый М. Малышги (1628-1694) описал капилляры в кровеносной системе позвоночных животных, сделал цепные открытия в области микроскопического строения выдели­тельных органов и покровов различных животных.

В физиологии много сделали М. Сервет (1511 -1543) и особенно У. Гарвей (1578-1657), описавшие кровообращение у человека. В XVII-XVIII вв. зародились современная систематика животных и палеонтология. С именем Ж. Кювье (1769-1832) связана разработка принципа корреляции, согласно которому все части и органы животного организма находится в неразрывной связи друг с другом, и изменение одного из них влечет изменение остальных органов тела (об этом в общих чертах ранее писал Аристотель). Этим положением пользуются палеонтологи, восста­навливая целое животное па основе его останков, найденных в окаменелом состоянии. Из важнейших работ Ж. Кювье отметим «Царство животных» в 5 томах, «Иконография животного царст­ва» с 450 таблицами и 6200 рисунками, многие из которых исполь­зуются и в современной научной и учебной литературе, «Рассуждения о переворотах на поверхности земного шара и об изменениях, какие они произвели», «Исследования об ископаемых костях» (первое издание в 4 томах, четвертое-- в 10 томах). В «Рассуждениях...» излагаются теория катастроф, распределение ископаемых но слоям Земли и вместе с тем отказ признать смену фаун как результат эволюции.

XIX в. знаменуется утверждением идеи эволюции органического мира, постепенного развития всей живой природы от более простых форм к более сложным. Развитию идеи эволюции спо­собствовало и создание в 30-х годах XIX в. теории клеточного строения животных и растений (Т. Швапн, М. Шлейдеп), заложившей фундамент представления о единстве животного и растительного мира.

Большие заслуги в развитии идей эволюции животных принадлежат знаменитому французскому естествоиспытателю Ж. Ламарку (1744-1829). Он развил и усовершенствовал систематику животных, предложенную К. Линнеем, проделал большую работу по изучению беспозвоночных. Но особенно ценна работа Ламарка «Философия зоологии» (1809), в которой он выступает против метафизических воззрений большинства биологов того времени о неизменяемости видов животных и излагает первую целостную теорию эволюции живой природы. Ламарк утверждал, что все растения и животные постоянно изменяются и превращаются в новые формы под воздействием внешних условий и внутреннего, заложенного в каждом организме стремления к совершенство­ванию. К - А. Тимирязев считал основной труд Ламарка «Философия зоологии» произведением, в котором впервые вопрос о проис­хождении организмов обсуждается не мимоходом, а со всей необходимой широтой охвата, во всеоружии научных знаний того времени. Но, создав теорию эволюции животного мира, Ламарк дал ошибочное толкование причины этого процесса.

Окончательно победили идеи эволюции в биологии после опубликования Ч. Дарвином (1809-1882) его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). В этой замечательной работе Ч. Дарвин не только доказал существова­ние изменчивости видов и эволюции всего органического мира, но и вскрыл причины этого процесса. Он объяснил целесообразность организации и приспособленность живых существ как результат действия длительного естественного или искусственного отбора - важнейшего фактора эволюции. Теорию эволюции Дарвина высоко оценил В. И. Ленин, указавший, что Дарвин впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив из­меняемость видов и преемственность между ними.

Значение теории эволюции органического мира Ч. Дарвина для естествознания и, в частности, для зоологии огромно: было дано научное материалистическое объяснение строению и явлениям жизни животных. Нет такой отрасли зоологических знаний, в которой утверждение эволюционного учения не вызвало бы коренных изменений во взглядах ученых. Победа теории эволюции в биологии послужила мощным стимулом к развитию всех отраслей зоологии.

Быстрое развитие зоологических исследований в конце XIX в. и особенно в XX в. было тесно связано с ростом животноводства, рыбного и охотничьего промыслов и других отраслей сельского хозяйства, использующих данные зоологии. Развитие зоологической науки во многом способствовало росту и совершенствованию сельского хозяйства, охране здоровья человека. Накопление огромного фактического материала и теоретических построений, о животных и их жизни повлекло разделение зоологии в XIX в. и начале XX в. на ряд отраслей - зоология стала комплексной наукой.

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Еще в первых русских книгах («Русская правда» и др.) есть упоминания о многих животных, обитавших в Древней Руси. Но широкое развитие зоологические исследования получили в России в XVIII в., когда Академия наук организовала серию далеких экспедиций для изучения природы различных районов страны. Академик П. Паллас (1741 -1811) совершил путешествие в Поволжье, Сибирь, Казахстан и на Урал, С. Стеллер (1709-1746) - на Дальний Восток, С. Гмелин (1745-1774) - на юг Европейской России, И. Гюльденштедт (1745-1781) - на Кавказ, И. Лепехин (1740-1802) - по центральным и северным областям страны. Ими были собраны большие зоологические коллекции и проведено много наблюдений за животными посещенных районов. На основе этих материалов П. Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором дал описание всех известных в то время позвоночных животных русской фауны.

Изучение животного мира России продолжалось и в первой половине XIX в., когда многие ученые совершили ряд длитель­ных путешествий в разные отдаленные районы страны. Особенно плодотворной была трехлетняя поездка академика А. Ф. Мидден-дорфа (1815-1894), объехавшего почти всю Сибирь и в полном смысле слова «научно открывшего» ее для естествоиспытателей.

Большое значение для развития русской зоологической науки имели труды профессора Московского университета К - Рулье (1814 - 1858), в которых он развивал идеи единства организма животного и окружающей среды, стремился показать, что измене­ния условий жизни вызывают изменения животных. К. Рулье вы­ступал против метафизических взглядов Ж - Кювье и других уче­ных, отстаивающих теорию неизменности видов.

Ученик К - Рулье Н. А. Северцов (1827-1885) создал ряд замечательных работ по экологии и зоогеографии. В них он всегда подчеркивал необходимость изучения животных в связи со средой обитания. С риском для жизни Н. А. Северцов проник в горы и пустыни Средней Азии и дал " подробное описание фауны этой замечательной страны.

Большой вклад в зоологическую науку внес выдающийся рус­ский исследователь академик К - М. Бэр (1792-1876). Его заслу­женно считают одним из основоположников науки о развитии животных - эмбриологии. Огромное значение для развития рыбного промысла имели экспедиции К - М. Бэра на Каспийское и Азов­ское моря.

Особенно быстро стала развиваться русская зоологическая наука во второй половине XIX в. после опубликования Ч. Дарвином теории эволюции органической природы. Передовые ученые России - ботаник К. А. Тимирязев (1843-1920), зоологи A. О. Ковалевский (1840-1901), И. И. Мечников (1845-1916), B. О. Ковалевский (1842-1883) и др.- не только популяризировали и распространяли учение Дарвина, но и обогащали его своими исследованиями.

Во второй половине XIX и начале XX в. продолжалось экспе­диционное изучение фауны нашей страны и соседних с ней территорий. Таковы экспедиции Н. М. Пржевальского (1839-1888) и его учеников в Центральную Азию, Н. М. Кииповича (1862-1939) по морям России. Эти поездки значительно обогати­ли знания о фауне России.

Презентация "История зоологии" может использоваться при изучени нового материала. Цели урока: 1) дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; 2) познакомить учащихся с систематикой животных, ее основными категориями, с учебником зоологии и учебной литературой.

Скачать:


Подписи к слайдам:


Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«Лестница существ»
3
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Описал 4 тыс. видов животных
2

Сова полярная
Род
Вид

Зоология в древние и средние века
Михаил Васильевич Ломоносов
Изучение ископаемых останков
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«История животных»
2
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
1735 г.
Классификация растений и животных
1
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Мышь малютка
Род
Вид
Введение.
История развития зоологии.
Муравлева Н.Н.
МБОУ СОШ № 2
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Двойное название животных: вид + род
2
Род
Лягушка
Вид
Лягушка остромордая
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Шимпанзе карликовый
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Шимпанзе карликовый
Шимпанзе
Человекообразные обезьяны
Приматы
Млекопитающие
Позвоночные
Хордовые
Животные
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
1
Термин «зоология»
Зоология в древние и средние века
Антони

ван
Левенгук
XVII
в.
Представления наших предков о животных
1
Внешний облик животных
2
Поведение животных, места их обитания
3
Пути сезонных миграций животных
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Латинский язык
1
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
Зоология в древние и средние века
Изобретение книгопечатания
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Систематические категории
3
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Основная систематическая категория - ВИД
Представления наших предков о животных
Зоология в древние и средние века
Великие географические открытия
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Систематические категории: класс, отряд, род, вид
3
Зоология в древние и средние века

Подписи к слайдам:

Герпетология
Современная зоология
4 000
9 000
20 000
32 000
6 000
2 600
128 000
28 000
8 000
1 500 000
2 000 000
видов
Орнитология
Современная зоология
Энтомология
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
1

2

3

4

Арахнология
1
Состоят из клеток, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются
2
Имеют органы и системы органов
3
Питаются готовыми органическими веществами
4
Оболочка клеток не содержит целлюлозу и нет пластид
Стр. 8
Ихтиология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова...

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....

Научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами Аристотеля . Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: с кровью и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов и рыб; ко второй группе - низших животных: насекомых, раков, моллюсков. червей и др. Так впервые были разделены животные на позвоночных и беспозвоночных . Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных» .

Средние века немного прибавили к познанию животного мира. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами : содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц.

Накопленный к концу XVI в. материал о фауне различных частей Земли потребовал их систематизации и обобщения . Из подобных обобщающих-зоологических работ наибольшую ценность представляет многотомная сводка швейцарского ученого К- Геспера «История животных » - подлинная энциклопедия для того времени данных о животном мире.

Также наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды Карла Линнея , положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.

Большие заслуги в развитии идей эволюции животных принадлежат французскому естествоиспытателю Ламарку . Он развил и усовершенствовал систематику животных, предложенную К. Линнеем, проделал работу по изучению беспозвоночных, а также ввел идею об изменяемости видов описанную в работе “Философия зоологии”

Окончательно победили идеи эволюции в биологии после опубликования Ч. Дарвином (1809-1882) его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь » (1859). В этой замечательной работе Ч. Дарвин не только доказал существование изменчивости видов и эволюции всего органического мира, но и вскрыл причины этого процесса. Он объяснил целесообразность организации и приспособленность живых существ как результат действия длительного естественного или искусственного отбора - важнейшего фактора эволюции. Победа теории эволюции в биологии послужила мощным стимулом к развитию всех отраслей зоологии.

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Еще в первых русских книгах («Русская правда» и др.) есть упоминания о многих животных, обитавших в Древней Руси. Но широкое развитие зоологические исследования получили в России в XVIII в., когда Академия наук организовала серию далеких экспедиций для изучения природы различных районов страны. Академик П. Паллас (1741 -1811) совершил путешествие в Поволжье, Сибирь, Казахстан и на Урал, С. Стеллер (1709-1746) - на Дальний Восток, С. Гмелин (1745-1774) - на юг Европейской России, И. Гюльденштедт (1745-1781) - на Кавказ, И. Лепехин (1740-1802) - по центральным и северным областям страны. Ими были собраны большие зоологические коллекции и проведено много наблюдений за животными посещенных районов. На основе этих материалов П. Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография », в котором дал описание всех известных в то время позвоночных животных русской фауны.

Наука продолжает успешно развиваться и сегодня.

    Основные признаки типа Хордовые животные. Основные таксонометрические единицы, включая классы.

Несмотря на огромное разнообразие для всех представителей типа хордовые, для них характерны следующие черты строения:

Наличие в течении всей жизни или на одной из фаз развития хорды , играющей роль внутреннего осевого скелета. Она имеет энтодермальное происхождение и представляет собой упругий стержень, окруженный соединительнотканной оболочкой. У большинства позвоночных животных в ходе индивидуального развития она вытесняется позвоночным столбом.

Центральная нервная система имеет форму трубки , внутренняя полость которой называется невроцелем . Нервная трубка имеет эктодермальное происхождение и лежит над хордой. У позвоночных животных она дифференцирует на 2 отдела: головной и спинной мозг.

Передний отдел пищеварительной трубки – глотка – пронизан открывающимися наружу жаберными отверстиями и выполняют 2 функции: участка пищеварительного тракта и дыхание. У наземных животных образуются у зародышей, но вскоре зарастают.

Пульсирующий отдел кровеносной системы – сердце – расположен на брюшной стороне тела, под хордой и пищеварительной трубкой.

Схема строения головохордовых на примере Ланцетника: 1 - утолщение нервной трубки спереди («мозг»); 2 - хорда; 3 - спинной нервный тяж («спинной мозг»); 4 - хвостовой плавник; 5 - анус; 6 - пищеварительный канал; 7 - кровеносная система; 8 - выходное отверстие околожаберной полости (атриопор); 9 - околожаберная полость; 10 - глоточные (жаберные) щели; 11 - глотка; 12 - ротовая полость; 13 - околоротовые щупальца; 14 - ротовое отверстие; 15 - половые железы (семенники или яичники); 16 - глазки Гессе; 17 - нервы; 18 - метаплевральная складка; 19 - слепой печёночный вырост. Дыхание (газообмен): синей стрелкой указан вход воды, богатой кислородом, а красными - выход обогащённой углекислым газом.

Вторичноротые животные, полость тела вторичная (целом)

Кровеносная система замкнутая, кровь окисляется в специализированных органах дыхания (жабрах или легких).

Двусторонняя (билатеральная) симметрия тела. строение тела.

Метамерия отчетливо выражена у зародышей и низших хордовых.

У высших имеется хрящевой или костный скелет

Классификация :

ТИП - ХОРДОВЫЕ- CHORDATA 1. ПОДТИП – CEPHALOCHORDATA – головохордовые 1.1. КЛАСС LEPTOCARDII (AMPHIOXI)- ЛАНЦЕТНИКИ – 2. ПОДТИП - ОБОЛОЧНИКИ - TUNICATA ИЛИ ЛИЧИНОЧНОХОРДОВЫЕ -UROCHORDATA

  • 2.1. КЛАСС ASCIDIAE – АСЦИДИИ КЛАССSALPIAE – САЛЬПЫ 2.2. КЛАСС APPENDICULARIAE - АППЕНДИКУЛЯРИИ – 3. ПОДТИП -CRANIATA – ЧЕРЕПНЫЕ или VERTEBRATA- ПОЗВОНОЧНЫЕ 3.1. НАДКЛАСС Бесчелюстные – Agnatha 3.1.1. КЛАСС CEPHALASPIDOMORFI (PETRAMIZONTES) – МИНОГИ 3.1.2. КЛАСС MYXINI – МИКСИНЫ 3.2. НАДКЛАСС GNATHOSTOMATA –ЧЕЛЮСТНОРОТЫЕ, ПЕРВИЧНОВОДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - ANAMNIA 3.2.2. Группа PISCES - РЫБЫ 3.2.2.1. КЛАСС CHODRICHTHYES - ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ 3.2.2.2. КЛАСС OSTEICHTHYIES - КОСТНЫЕ РЫБЫ - 4. ПЕРВИЧНОНАЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ – AMNIOTA - 4.1. НАДКЛАСС TETRAPODA – ЧЕТВЕРОНОГИЕ 4.2. КЛАСС AMPHIBIA - ЗЕМНОВОДНЫЕ (АМФИБИИ) 4.3. КЛАСС REPTILIA - ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (РЕПТИЛИИ) 4.4. КЛАСС AVES – ПТИЦЫ 4.5. КЛАСС THERIA (MAMMALIA) –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
  • *красным цветом указано количество видов