учитель начальных классов МБОУ гимназия № 10 г. Воронеж

Компетентностный подход как условие повышения качества образования

в рамках внедрения ФГОС НОО

Компетентностный подход в школьном образовании – достаточно новое явление, и уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений. Содержание учебных предметов представляет возможность формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. С позиций копметентносного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматривать как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможно решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о копметентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход – четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетентностное образование реализуется благодаря усвоению учащимися ключевых компетентностей:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной т общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Литература

1.Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации. – Начальная школа. - №3. – 2009.

2.Лебедева Г.А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника / А. Лебедева. – Соликамск, 2006.

3.Перелыгина Е.А., Фишман, И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. – Самара, 2007

4.Ряписов Н.А. Компетентностный подход и реалии российского образования. - 2007

«Компетентностный подход в обучении младших школьников

в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление Анисимовой Е.В., учителя начальных классов МОУ «СОШ №153 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми на семинаре-практикуме по указанной теме.

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на компетентностый подход в образовании.

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Особо злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения.В связи с этим УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся

Важно акцентировать внимание на результат образования. Компетентностный подход не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Обладая интегративной природой, ключевые компетентности обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.

Огромный потенциал для реализациикомпетентностного подхода в обучении младших школьников содержат межпредметные и интегрированные курсы. Это развитие происходит путём формирования системности знаний, динамического мышления через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных задач. Так формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путём переноса способа действий на целый класс аналогичных задач. Обобщение знаний предполагает установление внутри- и межпредметных связей, выделение стержневых идей, интеграцию знаний в единое целое. Всё это формирует систему личности младшего школьника, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, а, следовательно, является важной составляющей компетентностного содержания образования.

Т.о. компетентностный подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в процесс формирования образовательных компетентностей.

Компетентность – это обобщённая способность к решению жизненных профессиональных задач в той или иной области.

А компетенция – набор определённых знаний, умений и навыков, личностных качеств в определённой сфере деятельности.

Опираясь на проведённые исследования учёных (Тришина С.В., Хуторской А.В., Краевский В.В.) можно выделить следующие группы ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции:

Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции:

Уметь выбирать собственную траекторию образования;

Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;

Обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

Выступать устно о результатах своего исследования.

Социокультурные компетенции:

Определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе;

Владеть эффективными способами организации свободного времени;

Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника и т.д.;

Коммуникативные компетенции:

Уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление;

Уметь представлять свой класс, школу, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос;

Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

Информационные компетенции:

Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями, электронными носителями;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения конкретных задач информацию;

Владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона…

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоёмах и т.д.)

Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

Одним из средств оценивания учета развития ключевых компетентностей учащихся является формирование «портфеля» (основа – модель «Портфеля» автор Сметанникова Н.Н.).

Каждому ребёнку предлагается вести индивидуальную папку, в которой ребёнок помещает все необходимые материалы. Папку можно назвать накопительной и в конце года, ребёнок презентует в удобной для него форме (компьютерная презентация, устный отчёт, письменный отчёт) свой «портфель».

В «портфеле» можно обозначить пять разделов:

1 раздел: «Знакомьтесь, это я…», т.е. представление себя. Возможно задать единую форму или в свободной форме.

2 раздел: «Копилка помощников», в неё дети в течение учебного года собирают материал для различных уроков: таблицы по русскому языку, алгоритмы, карты слов-исключений, слоговые таблицы для чтения, карточки-схемы задач, примеры на сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20 для работы в парах, геометрический материал и другое. Эта «Копилка помощников» используется учащимся по мере необходимости на уроках.

3раздел: «Мой результаты», в этот раздел помещаются выполненные диагностические, самостоятельные, контрольные, творческие работы, сообщения, выполненные в различных формах.

4 раздел: «Я – читатель», это своеобразный читательский дневник. Ребёнок ведёт список прочитанных произведений за разный промежуток времени. Периодически проводятся поэтические вечера, вечера обмена впечатлениями о прочитанном, как своеобразный итог.

5 раздел: «Мои успехи», в этот раздел помещает ученик заработанные грамоты, похвальные письма, сертификаты и дипломы.

Компетентностный подход в обучении предполагает(в противоположность концепции «усвоения знаний») освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Компетентностный подход - четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.


Компетенция- это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция- готовность действия в системе неопределенностей. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность.




Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности Знания Умения Навыки КомпетентностиСамоуправлениеСубъектность




Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает: Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование… Прогнозирование…


Компетентностный подход направлен на развитие различных видов мышления: Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); Теоретическое мышление Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми) Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)




Company Logo Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне Джон Дьюи "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы -это невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе."




ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ и его цели: 1) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; 2)поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.




ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ На уроках можно использовать тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму. ИКТ помогает быстро оценить знания учащихся и выявить недоработки учителя по той или иной теме, при использовании компьютерных тестовых заданий


Три уровня математической компетентности уровень воспроизведения (это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств), уровень установления связей (строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени), уровень рассуждений (Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий).


Руководство учителю для реализации компетентностного подхода Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Учите учащихся учиться. Необходимо чаще использовать вопрос "почему? Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем


Руководство учителю для реализации компетентностного подхода Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.



Cлайд 1

Cлайд 2

Компетентностный подход в обучении предполагает(в противоположность концепции «усвоения знаний») освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Компетентностный подход - четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Company Logo

Cлайд 3

Компетенция- это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция- готовность действия в системе неопределенностей. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность. Company Logo

Cлайд 4

Концепция модернизации российского образования Формирование ключевых компетенций в: интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах, определяющих успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Cлайд 5

Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности 4 Знания Умения Навыки Компетентности Самоуправление Субъектность

Cлайд 6

Ключевые образовательные компетенции Социально-трудовая Коммуникативная Информационная Учебно-познавательная Личностного самосовершенствования Ценностно-смысловая Общекультурная

Cлайд 7

Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает: Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование… Прогнозирование… Company Logo

Cлайд 8

Компетентностный подход направлен на развитие различных видов мышления: Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми) Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.) Company Logo

Cлайд 9

Company Logo Проектная технология как средство формирования ключевых компетентностей Company Logo

Cлайд 10

Company Logo Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне Джон Дьюи "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы -это невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." Company Logo

Cлайд 11

Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Cлайд 12

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ и его цели: 1) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; 2)поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения. Company Logo

Cлайд 13

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ и их функции облегчать учебный процесс, оживлять его «театрализация» учебного процесса соревновательная. Company Logo

Cлайд 14

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ На уроках можно использовать тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму. ИКТ помогает быстро оценить знания учащихся и выявить недоработки учителя по той или иной теме, при использовании компьютерных тестовых заданий Company Logo

Cлайд 15

три уровня математической компетентности уровень воспроизведения (это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств), уровень установления связей (строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени), уровень рассуждений (Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий). Company Logo Руководство учителю для реализации компетентностного подхода Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Company Logo

Cлайд 18

«Скажи мне – и я забуду, подскажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому –и я научусь.» Китайская мудрость.

Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО

  • Прокофьева С.Н.
  • учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г.Бежецка
«Настоящий учитель
          • показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».
  • А.Дистервег.
Компетентность -
  • это готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
  • «Компетентный человек» - человек, способный брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
  • Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход
  • выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности;
  • не отрицает накопление знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника.
Обрести компетентность можно
  • лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.
Классификация базовых компетенций:
  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Кооперативная
  • Проблемная
  • Рефлексивная
Китайская мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
  • Эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний.
Качество усвоения материала
  • При обучении ученик усваивает:
  • - 10% прочитанного
  • - 20% услышанного
  • -30% увиденного
  • -90% того, что он сделал сам
Формирование ключевых компетенций
  • Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций. Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.
Стать компетентным
  • ребёнок может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Уильям Артур Уорд, американский писатель
  • Именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Учитель должен помнить правила:
  • 1 .Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • 2 .На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  • 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • 4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  • 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  • 8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
  • 9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний.
  • 10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • 11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • 12.Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  • 13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • 14.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Компетенции, которыми должны обладать ученики.
  • 1. Способность к анализу и синтезу.
  • 2. Способность применить знания на практике.
  • 3. Способность к организации и планированию.
  • 4. Базовые общие знания в области изучаемых наук.
  • 5. Способность применить базовые знания на практике.
  • 6. Способность общаться устно и письменно. 7.Элементарные компьютерные навыки.
  • 8.Исследовательские навыки.
  • 9.Способность учиться.
  • 10.Информационная компетенция
  • (способность извлекать информацию из различных источников и анализировать ее).
  • 11.Способность к критике и самокритике.
  • 12.Способность адаптироваться к новым ситуациям.
  • 13.Способность к генерированию новых идей(творчеству).
  • 14.Способность решать проблемы.
  • 15.Способность принимать решение.
  • 16. Способность работать в коллективе.
  • 17.Межличностная компетенция.
  • 18.Способность к лидерству.
  • 19.Способность разрабатывать
  • и реализовать проекты.
  • 20.Желание добиться успеха
  • «Не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а самообразование - та необходимая почва, на которой школа может существовать»
  • П.Ф.Каптерев,
  • российский педагог и психолог
  • СПАСИБО ЗА
  • ВНИМАНИЕ!