Инструкция

Многопартийная система является такой политической системой, при которой существует многообразие различных политических партий. Чисто теоретически они должны обладать абсолютно равными шансами на то, чтобы получить большинство мест в государства.

Основа многопартийной системы – это принципы свободы для образования и их деятельности различных политических партий, которые заложены в Конституции.

Многопартийность системы говорит о наличии в современном обществе нескольких различных политических партий, которые должны конкурировать между собой за счет их влияния на народные массы и входить в высшие органы государственной власти, то есть в законодательную власть. Партийность здесь выступает синонимом многопартийной системы.

Многопартийная система может осуществляться исключительно в демократических обществах, которые гарантируют всем своим гражданам равные права в политике, в том числе и на организацию политических сил. Здесь можно сделать вывод, что понятие «многопартийная система» намного шире понятия «многопартийности».

Многопартийная система в качестве суммы политических партий создает в обществе некоторые негативные явления. Например, борьба за власть различных политических сил иногда приводит к ее нецивилизованным формам. Мировой опыт показывает, что в случае использования в стране многопартийной системы снимаются многие негативные характеристики, возникающие в случае использования не системы, а просто суммы партий.

Наличие множества партий в той или иной стране еще не говорит, что в данном государстве функционирует многопартийная система. В этих случаях не совпадают задачи, отдельной партией и в целом партийной системой. Ведь каждая взятая в отдельности партия стремится к все большему завоеванию политической власти и (или) большему контролю над своим электоратом, в то время, когда многопартийная система должна обеспечивать эффективное выполнение обещаний перед электоратам, сбалансированность представительства в органах государственной власти интересов различных групп населения.

Сумма политических партий может выступать в роли многопартийной системы только в тех случаях, когда все они будут находиться во взаимозависимых и взаимовлияющих отношениях. Они должны руководствоваться как формализованными, так и неписанными правилами в своей политической борьбе, например, краеугольный принцип ротации политических партий, способность находить компромисс, позиционирование с помощью идеологических ориентиров и группы электората. Только при соблюдении вышеописанных правил теоретическая сумма разрозненных партий может превратиться в динамическую и жизнеспособную политическую структуру. В этом случае и наступает многопартийная система.

  • Автоматизированная система наблюдений и контроля окружающей среды
  • Агроценоз (агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Круговорот веществ в агроценозе и пути повышения его продуктивности.
  • Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

    В рамках многопартийной системы выделяют:

    многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

    многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

    «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

    Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

    Однопартийность - это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

    Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

    Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

    Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.



    Двух с половиной партийные системы - нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая - 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.



    Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

    Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

    В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

    Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.

    Количество политических партий как в России, так и в Южной Осетии постоянно растет. Если в Южной Осетии мы еще можем подсчитать количество действующих политических партий, с уверенностью заявив, что на чуть больше 50 тысяч жителей республики приходится 15 политических партий, то количество политических партий в России мы сосчитать не сможем. Скорее всего, на вопрос «Сколько в России партий?» не смогут ответить даже в Госдуме. Зюганов хватается за голову, заявляя, что «При КПСС такого не было», Жириновский собирается всех расстрелять за воровство, оставив только ЛДПР, а Путин пытается взаимодействовать с этим политическим цирком из популистов разного окраса.

    Минусы однопартийной системы

    Впрочем, несмотря на то, что Госдума во всех постсоветских странах больше похожа на цирк, чем на парламент демократической страны, однопартийная система, где все «за» или «против» - это намного хуже. Если мы не говорим о полной диктатуре, где вся власть находится в руках одного человека, а парламент просто аплодирует, когда это требуется, однопартийная система не выдерживает конкуренции с многопартийной. Итак, давайте рассмотрим пример однопартийной системы. Лучший пример однопартийной системы - это Советский Союз с его КПСС. На протяжении десятилетий КПСС оставался главной политической партией Советского Союза. Коммунисты откровенно говоря, несли какую-то ахинею о «кровожадны капиталистах» и о том, что весь мир хочет уничтожить Советский Союз только потому, что мы коммунистическое государство. Возможно, поначалу, когда мы имели дело с поколением, пережившим гражданскую и Великую Отечественную войну, в это кто-то верил, однако на закате СССР, когда железный занавес уже частично был снят, в это перестали верить не только политические элиты, не только члены КПСС, но и все граждане Советского Союза. Возможно, объяснив советскому народу что капиталисты кровожадны не потому, что они капиталисты, а потому, что они хотят единолично господствовать над миром, мы бы предотвратили распад СССР. Возможно, объяснив, что нас действительно хотят уничтожить, но не потому, что мы коммунисты, а потому, что у нас ресурсов много, мы бы все до сих пор жили в Советском Союзе. Кроме того, возможно, какая-нибудь «Единая Россия» не стала бы наблюдать за распадом СССР, а мобилизовала бы свои силы и вовремя сместила бы Горбачева. Но была только КПСС, был только один Горбачев, что сделало нашу страну неустойчивой к возможным предателям во власти.

    Посмотрим на Запад

    Многопартийная система - это один из немногих плюсов, которые мы получили от Запада после распада СССР. Просто посмотрите на американскую или британскую политические системы и вы поймете, почему в этих странах за последние 100 лет не было ни одной революции. В Великобритании правит королева, в США - «печатная машинка», банкиры ФРС. Тот, кто управляет страной в реальности, спрятан от глаз простолюдинов. Вернее, все знают о его существовании, но все верят, что правит именно Обама или Кэмерон - фигуры, которые победили на выборах от одной из партий. Демократы предлагают бороться с кризисом, республиканцы - бомбить Ирак или какую-нибудь Россию. «Статисты» - партии, которые не могут победить, предлагают помириться с Россией, оставить в покое Ближний Восток и так далее. Побеждают постоянно демократы или республиканцы. Обама или Маккейн. Народ доволен, народ может честно и демократично выразить свое мнение. При этом от этого мнения не зависит вообще ничего, так как на деле Штатами правит ФРС, а не Обама или Маккейн. Именно к такой системе правления должны стремиться мы как в России, так и в Южной Осетии.

    Многопартийная система - ширма для монарха

    Многопартийной системы в том виде, в котором ее пропагандирует Запад, не существует. На Западе многопартийность - это возможность сделать дураков из американцев, унять протесты, связанные с тем, что «КПСС» банально надоел, а также способ скрыть истинных руководителей США. В России многопартийность - это способ сделать себе политическую карьеру. Создаешь партию, грамотно развиваешь ее и приходишь во власть. Однако на все же стоит подумать над тем, чтобы использовать многопартийную систему в качестве ширмы для некого монаха. Увести Путина со сцены, подменив его какими-нибудь Медведевыми. Сделать вид, что Путин «царствует, но не правит». Переложить всю ответственность на руководящую политическую партию и премьер-министра, которого будет выбирать народ, отдав Путину пост президента навечно. Никаких протестов против этого решения сейчас не возникнет, многопартийная система позволит имитировать бурный политический процесс, а Россия сама по себе станет более устойчиво. На данный момент политическая система России и остальных постсоветских государств несовершенна. Мы не используем ее для того, для чего она в действительности предназначена. Однопартийная система - это политическая «скука» и нестабильность, в то время как парламент, состоящий из нескольких партий, имитирует бурную политическую борьбу в стране, а также позволяет сделать страну более устойчивой к внешним угрозам. В связи с этим создание новых политических партий в Наших государствах - это, бесспорно, хорошо. Но нам еще предстоит многому учиться в деле эффективного использования многопартийной системы.

    Партийная система — это вид взаимодействия между политическими партиями, принимающими участие в борьбе за власть. Она представляет собой совокупность действующих партий, самостоятельных, но взаимосвязанных между собой в своих политических целях.

    Как формируются партийные системы

    Тип партийной системы, господствующей в государстве, предопределяется прежде всего историческими условиями, характерными для этой страны. Так, важными факторами в формировании политического режима является классовый и национальный состав населения, традиции, уровень политической культуры. В рамках одного общества множество партий вынуждены взаимодействовать, не отгораживаясь друг от друга, но принимая совместное участие в процессах, связанных с управлением государством и социумом.

    Партийно-политическая система — это установленный порядок взаимоотношений политических партий как между собой, так и с государством, гражданами и другими элементами политического общества. Функционирование государственной власти во многом зависит от специфики существующих партийных систем, а также от количества партий, входящих в систему.

    Классификация партийных систем

    Партийные системы подразделяют по двум признакам:

      число партий, составляющих систему;

      тип политического режима;

    Политический режим предопределяет структуру партийной системы, ее функциональную определенность.

    Партийные системы и политические режимы

    В правовых государствах существуют демократические, авторитарные и социалистические партийные системы.

      Буржуазно-демократическая партийная система — это тип политического устройства, для которого характерно ведение легальной борьбы за власть групп партий. При этом господствующее положение занимает партия, обеспечивающая себя поддержкой большей части членов парламента. Тем не менее в парламенте представлена оппозиция.

      Социалистическая партийная система — это режим, представляющий собой систему управления, при которой у власти в привилегированном положении находится одна правящая партия. Управленческий аппарат - под полным контролем господствующей партии.

      Авторитарная партийная система — это промежуточный между демократическим и социалистическим типом правления. Доминирующую позицию занимает государство. Представители конкретной партии играют незначительную роль в процедурах, связанных с руководством государством и принятием решений.

    В соответствии с количеством партий различают следующие типы партийных систем: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные и многопартийные.

    Типология партийных систем включает в себя разделение на конкурентные и неконкурентные режимы. Определяющим признаком является характер межпартийных отношений. Так, отсутствие конкуренции за власть свойственно однопартийной системе, в то время как ее наличие — признак двух- и многопартийного политического порядка.

    Особенности однопартийной системы

    Система, функционирование которой подразумевает наделение политической властью одной партии, называется однопартийной. Для монопартизма характерна многофункциональность, в процессе которой происходит объединение партии с государственным аппаратом. Неконкурентные системы могут основываться как на идеологии, так и на президенциализме.

    В условиях тоталитарного режима однопартийность является логическим следствием утопической идеологии, которая не предполагает конкуренции, но усиленно поддерживает традицию правления вождя.

    Для стран социалистического лагеря была характерна система партии-гегемона, при которой де-юро функционирование других партий законодательно не запрещено, но де-факто — существующие партии-сателлиты не были способны ограничить власть коммунистических партий. Последние жестко регламентируют деятельность других политических партий. Обладая монополией на власть, они осуществляют тотальный контроль общества, его идеологической и организационной сторон.

    Характерные признаки двухпартийной системы

    К основным партийным системам относится тип организации политической деятельности, при котором монопольное положение в государственной политике занимают две крупные партии, завоевывающие во время избирательной кампании большинство голосов. Также им принадлежит большая часть мест законодательного собрания. Условно разделяя государственную власть, формируют двухпартийную систему политического режима. Для такой формы правления характерна попеременная смена власти: в то время как одна из партий господствует, другая — выступает в роли оппозиции, но вследствие выборов партии меняются местами.

    Стоит отметить, что двухпартийная система не исключает функционирования других партий, тем не менее они оказывают отрицательное влияние на стабильное чередование власти двух господствующих партий.

    Особенностями партийной системы, для которой характерен приоритет двух ведущих мажоритарных партий, являются следующие:

      власть не привязана к определенной социальной категории;

      обеспечение полного представительства гражданских интересов;

      отсутствие политического центра;

      удаление с политической арены партий и организаций, выступающих в качестве оппозиции.

    Примечательно, что одной из разновидностей бипартизма является так называемая «двухсполовинная» система, состоящая из взаимодействующих между собой 2+1 партий. Несовершенный бипартизм позволяет правящей партии сосуществовать с противостоящими ей двумя коалиционными. Подобная система «рационального парламентаризма», когда ни одна из конкурентоспособных партий не занимает большинство позиций в парламенте, характерна для Германии.

    Преимущества и недостатки многопартийности

    Партийно-политическая система, состоящая из трех и более партий, обладающих сильной организацией и мощным влиянием на функционирующие институты, называется многопартийной. Особенность многопартийности заключается в том, что борьба за государственную власть ведется с участием различных идейно-политических позиций. Конкуренция является основой многопартийности, поскольку победа в избирательной кампании достается той партии, чья деятельность вызывает у граждан наибольшую политическую симпатию. Важно отметить, что понятие партийной системы как трех-, четырех-, пятипартийной формируется в зависимости от количества партий, имеющих парламентское представительство.

    Главным преимуществом многопартийности исследователи и социологи считают развитие политического плюрализма, поскольку в условиях вынужденного сотрудничества партии приходят к компромиссам, развивают толерантность. Безусловно, многопартийная система позволяет защитить интересы большего количества социальных групп. Тем не менее для рядового избирателя программы нескольких партий могут казаться фактически одинаковыми, что приводит его в замешательство. Кроме того, существенным недостатком многопартийной системы является правительственная нестабильность, вызванная отсутствием в парламенте определенного большинства.

    Исторические сведения

    Несмотря на тот факт, что возникновение первых политических партий в России пришлось на конец XIX века, формирование партийных систем началось лишь в первом десятилетии XX столетия, когда, в соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 года, населению были дарованы гражданские свободы, включая возможность создания политических партий. Многопартийная система существовала в начале 20-х, а однопартийная — с 20-х по 80-е годы. Начало 90-х, ознаменованное изменением шестой статьи Конституции СССР, гласящей о руководстве КПСС как единой направляющей силы общества Страны Советов, привело к постепенному формированию партийной системы современной России.

    Образование многопартийной системы, кардинально отличающейся от прежней, — нелегкий период в истории России. Основной преградой на пути к достижению полноценной политической многопартийности в современных условиях является отсутствие среди гражданского населения требуемого уровня социально-политической дифференциации. Господство коммунистической партии в ХХ веке привело к слиянию понятия «партийная система» с государственными структурами.

    Партийная система РФ

    По словам политологов, партийная система России все еще находится на стадии формирования. Так, политические реформы В. Путина были направлены на свержение ельцинской партийной системы, уничтожение «системной» оппозиции. Политические партии, критикующие режим, не являются оппозицией в строгом смысле этого слова, поскольку их влияние на принятие решений крайне ограничено, рычаги давления — отсутствуют. Современная партийная система в России — имитация демократичности режима. Политические партии играют демонстрационную роль для внешнеполитической арены.

    «Партия власти» и многопартийность

    У государственного аппарата прочно укрепилась «Партия власти» — существенный элемент российской партийной системы: ДВР, НДР, «Единство», «Единая Россия» — все это не самостоятельные политические субъекты, а партии, созданные правящей элитой для победы на думских выборах.

    Чем обусловлена тенденция партийного строительства, при которой на политическом спектре выделяется сильная «партия власти»?

      Российская Федерация является демократическим правовым государством, где сильная президентская власть закреплена конституционно.

      Закон «О политических партиях» от 2001 года ограничивает процессы, связанные с фрагментацией партийной системы и появлением новых политических партий.

    Немаловажным фактором в формировании сегодняшней партийной системы являются изменения в политической культуре и электоральных настроениях населения в пользу центристских и консервативных ценностей.

    Развитие партийной системы России

    В условиях современной политической ситуации наблюдается тенденция к укреплению сил уже действующих политических партий.

    В соответствии с электоральной реформой, которая предусматривает выборы в Государственную думу по пропорциональной системе, у государственного аппарата должно сформироваться стабильное партийно-парламентское представительство, являющееся опорой для сильной власти президента.

    Заключение о партийных системах

    Партийная система и ее внутренняя структура во многом зависят не только от характера взаимодействия партий между собой, но и от уровня культурной образованности населения в вопросах, связанных с правом и политикой, спектром этнического, конфессионального и классового распределения гражданских сил, историческими традициями. В качестве правовой основы партийных систем выступает Конституция и законы, связанные с избирательным, законодательными и политическими процессами в отдельной стране.

    Современная политическая обстановка в России характеризуется формированием демократического режима, основным признаком которого является наличие правового государства и гражданского общества. Процесс этот - сложный и растянутый во времени. Одним из его важнейших проявлений может служить складывание таких институтов, как многопартийная политическая система и ответственный перед народом государственный аппарат.

    Партийная система и ее сущность

    Политическая система любого государства представляет собой чрезвычайно сложный механизм, включающий в себя множество разнообразных элементов. Одним из ее связующих элементов является партийная система, представляющая собой не только всю совокупность партий данного государства, но и социально-правовые механизмы взаимодействия между ними, а также степень понимания гражданами необходимости и важности их существования.

    Основные виды партийных систем

    Большинство западных политологов и социальных исследователей уже давно пришли к выводу, что наличие той или иной партийной системы достаточно точно отражает политическую развитость общества. Так, многопартийная система свидетельствует и о развитости социальной структуры, и о высокой степени влияния гражданского общества на решения органов государственной власти. Наоборот, однопартийность - неизменный признак тоталитарного общества, свидетельствующий о том, что людям намного проще переложить ответственность на чиновников, чем взять ее на себя.

    В целом ряде государств (например, в США и Великобритании) уже сравнительно давно действует двухпартийная система. При этом двухпартийность вовсе не означает существование именно такого количества партий. Просто реальная борьба идет именно между ведущими политическими силами, для других партий и движений практически шансов прийти к власти нет.

    Многопартийная система и ее особенности

    Особенности многопартийной системы включают в себя как внешние отличия от других систем, так и сложную внутреннюю сущность. К первым можно отнести наличие более двух партий, большинство из которых имеют реальные шансы придти к власти, развитое избирательное законодательство, активную деятельность институтов гражданского общества, сменяемость политической элиты.

    Внутренние особенности вытекают из того, что суть многопартийной системы - это сложный компромисс между огромным количеством участников. Это максимально публичная система, построенная на основах состязательности и взаимного уважения друг к другу. Она позволяет каждому гражданину найти именно ту политическую силу, которая будет наиболее полно представлять его интересы и интересы окружающих его людей. заставляющая каждого гражданина постоянно интересоваться происходящими в стране событиями.

    Классический тип

    Многопартийная система существует в различных разновидностях. Она зависит не только от партийного уклада, но и от существующей в том или ином обществе политической традиции и политической культуры.

    Классической считается так называемая многопартийная раздробленность, которая существует в настоящее время в таких странах, как Дания, Австрия, Бельгия. В этой системе нет партии-лидера, ни одна из политических сил не получает на выборах абсолютного большинства, поэтому вынуждена вступать в те или иные коалиции. Эта система нестабильна, вследствие чего стремится перейти в другое состояние.

    Другие разновидности многопартийных систем

    Одно из наиболее устойчивых состояний политической системы связано с блоковой многопартийностью. Данная многопартийная система, действующая, например, во Франции, разделяет все основные политические силы по нескольким основным блокам. Такая структура заставляет партии и их лидеров идти на определенные уступки со своими союзниками, более взвешенно относиться к составлению предвыборных программ и внутрипартийной дисциплине.

    Наконец, существует многопартийная система, в которой ключевую роль играет одно, самое крупное объединение. Здесь оппозиционные силы раздроблены и не в состоянии предложить гражданам внятной альтернативы. Главным недостатком такого режима, который характерен, например, для Индии и Швеции, является то, что он чаще всего ведет к застою в и вызреванию в недрах общества стремлений к революционным изменениям.

    Становление многопартийной системы в России: дореволюционный период

    Многопартийная система в России начала складываться гораздо позже, чем в большинстве развитых стран Западной Европы и Америки. Главной причиной этого был господствующий несколько столетий крепостной строй с ярко выраженной самодержавной властью.

    Реформы шестидесятых годов XIX века привели не только к бурному экономическому росту, но и к заметным изменениям на политической арене страны. Это, прежде всего, относится к процессу резкой политизации общества, когда разные искали возможность оказывать влияние на постепенно теряющее свое влияние самодержавие.

    Многопартийная система в России берет свое начало в конце XIX - начале ХХ вв., когда за неполное десятилетие оформилось более пятидесяти партий. Безусловно, этот процесс был напрямую связан с бурными событиями первой русской революции и изданием Манифеста от семнадцатого октября 1905 года. Среди наиболее заметных политических организаций стоит выделить РСДРП, Конституционно-демократическую партию, Октябристов, Союз русского народа и Партию социалистов-революционеров.

    В то же время стоит отметить, что формирование многопартийной системы в нашей стране проходило в условиях серьезных социальных изменений, и до революции этот процесс так и не был завершен. Главными препятствиями здесь были сложная многоступенчатая система выборов, неравные условия для партий в политической деятельности, а также сохранявшееся доминирующее положение самодержавия на политической арене.

    С приходом в октябре 1917 года к власти революционно настроенной партии большевиков деятельность всех других политических объединений стала постепенно сворачиваться. Уже к лету 1918 года РСДРП(б) осталась единственной легально действующей политической партией, все остальные были или закрыты, или самораспустились. На долгие десятилетия в стране установилась монополия одной силы.

    Многопартийная система в СССР стала возрождаться в конце 1980-х гг., когда в связи с перестройкой и политикой демократизации общества в стране стали появляться оппозиционные политические движения. Особенно быстрыми темпами этот процесс пошел после отмены в 1990 году шестой статьи Конституции, которая гарантировала господствующее положение КПСС.

    Уже в первые месяцы после знаменитого мартовского съезда народных депутатов министерством юстиции СССР было зарегистрировано около двадцати политических партий и движений. К моменту распада государства их уже насчитывалось более шестидесяти.

    Становление многопартийности в России: современный этап

    Формирование многопартийной системы в России перешло на качественно иной уровень после принятия в декабре 1993 года новой Конституции. Именно здесь, в тринадцатой статье, закреплен такой политико-правовой институт, как многопартийность. Он подразумевает существование неограниченного количества партий, которые, с одной стороны, имеют право в законном порядке бороться за власть, а с другой - должны отвечать за свои действия перед избирателями.

    В России в настоящее время не существует какой-либо официальной идеологии, поэтому политические партии могут иметь и правый, и левый уклон. Основное условие - отсутствие в их программных требованиях призывов к расовой или национальной дискриминации, а также к революционным действиям с целью радикально изменить существующий строй. Памятуя о советском опыте, создание партийных ячеек на заводах, в организациях и учреждениях запрещено.

    К наиболее крупным и известным политическим движениям, деятельность которых продолжается уже не один избирательный цикл, следует отнести КПРФ, «Единую Россию», «Яблоко», ЛДПР, «Справедливую Россию». Эти партии отличаются друг от друга не только программными требованиями, но и своей организационной структурой, и методами работы с населением.

    Особенности современной российской многопартийной системы

    Рассматривая формирование многопартийной системы в нашей стране, анализируя ее особенности, следует помнить, что ее становление и развитие проходило в сложных условиях перехода от одной общественной системы к другой. Кроме того следует иметь в виду особенность складывания отечественных партий, а также скептическое отношение большинства граждан к самой партийной системе.

    Одной из важнейших составляющих процесса многопартийности в нашей стране следует признать то, что он носит скачкообразный характер. Многопартийная система в современной России сильно подвержена влиянию внешним процессам. Это связано, прежде всего, с тем, что многие партии формируются исключительно из сиюминутных целей, не ставя перед собой решения серьезных социальных и идеологических задач.

    Особенность многопартийности в России заключается еще и в том, что практически все партии (за исключением, наверное, КПРФ) создаются вокруг конкретного лидера, а не как выразители интересов определенных социальных слоев или классов. Лидеры же, в свою очередь, рассматривают создание политического объединения как возможность для себя попасть в эшелоны власти и встроиться в существующую политическую модель.

    Основные трудности и пути их решения

    Главная сложность в процессе развития политического и идеологического плюрализма в нашей стране связана с тем, что в обществе за более чем двадцатилетний переходный период так и не выработалось основного идеологического стержня. Во многом именно поэтому партии ориентированы на сиюминутные выгоды, не заботясь о системной планомерной работе. Выходом из данной ситуации может стать последовательная совместная работа государства и гражданского общества, которая приведет к выработке понятных для всех идеологических ориентиров.

    Еще одна трудность состоит в том, что многопартийная система, примеры которой рассматривались выше, в большинстве стран формировалась в процессе так называемых буржуазных революций. В нашей стране многопартийность стала развиваться после семидесяти лет существований жесткой авторитарной модели. Это, в свою очередь, наложило отпечаток на отношение простых граждан к власти, на их желание и стремление активно участвовать в жизни общества.

    Основные выводы и перспективы

    Однопартийные и многопартийные системы в тех или иных странах отражают обстановку в политических сферах, дают представление о традициях и менталитете народа. Современная Россия находится в сложном когда долгое время считавшиеся незыблемыми установки оказались стремительно разрушены, а новые идеологические ориентиры так и не сформировались.

    В этих условиях многопартийная система обречена на длительный и сложный процесс своего становления. В то же время мировой опыт дает возможность предположить, что все основные трудности будут со времен преодолены, и Россия перейдет к более активному строительству современного демократического общества.