Политическая культура

Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии , позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

История термина

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера . Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» ( г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США , Великобритании , Италии , ФРГ и Мексики . Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура - особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков - рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти .

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах , а также в странах Африки и Латинской Америки .

Типологии

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

  • приходская культура (Parochial)
  • зависимая культура (Subject)
  • культура участия (Participant)

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия - это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех .

Сравнительные исследования

Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной . Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми (см, например, работы Ф. Фукуямы ) и устойчивость институтов. Согласно С. В. Цирелю по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.

Холодные общества - это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые общества - это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Литература

  • Алмонд, Г. А., Верба, С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования . - 1992. - № 4.
  • Гуляихин В. Н. Архетипы политической культуры российских граждан // Проблемы общества и политики. - 2012. - № 1. - С. 153-170.

Примечания

Ссылки

  • Портал политических наук. Раздел: Политическая культура

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Видманн, Йорг
  • Honda S2000

Смотреть что такое "Политическая культура" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (political culture) Установки, верования и ценности, лежащие в основе функционирования конкретной политической системы. Раньше в это понятие включались знания и мастерство, связанные с ее функционированием; вызываемые ею положительные и… … Политология. Словарь.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - см. КУЛЬТУРА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Политическая культура - часть культуры в целом, совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. П.к. находит свое выражение в деятельности институтов общества… … Политическая психология. Словарь-справочник

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (political culture) нормы, убеждения и ценности в политической системе. Обычно предполагается, что особая политическая культура создается в результате продолжительного исторического развития и что ее отличительный характер оказывает глубокое… … Большой толковый социологический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения, характеризующая управление и политику в данном обществе. Часто сопутствующим смысловым значением рассматриваемого понятия выступает психологическое… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (POLITICAL CULTURE) Данным понятием обозначаются установки, убеждения и правила, лежащие в основании политической системы. Они определяются как историей системы в целом, так и опытом ее членов. Понятие политической культуры применяется для… … Социологический словарь

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Классическое определение было сформулировано Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов.

Политическая культура –это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. В этом определении объединены три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение.Этоструктурные элементы политической культуры.

Политический исторический опыт (наднациональных и национальных общностей) является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями. На основе исторического познания формируется политическое сознание, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения.
На основе политического опыта многих поколений людей формируется их политическое сознание как система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений, с учетом которых вырабатываются устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и их места в ней.

В политическом сознании можно выделить два основных компонента: идеологический и эмоционально-психологический.

Идеологический компонент . Любой гражданин соотносит свои политические знания, убеждения с существующими политическими организациями и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия, лидеры и т.п.). Происходит анализ институтов и политической системы с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности. Все это называют инструментальным аспектом политической культуры.

Идеологический компонент

Политические знания
  • Знания людей о политике; о политической системе; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе
Политические ценности
  • Этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность (например, законность, порядок, стабильность системы; социальная справедливость)
Политические убеждения Представления людей о том, какой должна быть политическая система (идеологические предпочтения):
  • демократия прямая или представительная, основанная на частной собственности;
  • социалистическая демократия;
  • тоталитарная система, основанная на идее национального превосходства

. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания – эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки определяют форму участия человека в политическом процессе.

Эмоционально-психологический компонент

Политические институты и структуры
  • Государство как орган принуждения либо
  • как организующий и регулирующий инструмент
Нормативная система
  • §Уважение к закону или пренебрежительное отношение к нему
Политические события Понимание их необходимости или случайности; определение качества принятия решений
Отдельные

политические роли

Отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях в плане лояльности или рациональности и т.д.;

отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги);

Отношение гражданина к самому себе как к участнику политического процесса, т.е. определение своего места в политической системе

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в определенной форме политического участия. Оно обусловлено, с одной стороны, политическим сознанием, с другой – уровнем политического развития общества в целом. Политическое поведение проявляется в политической деятельности людей. Например, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но при этом быть безучастным к политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.

Формы политического поведения могут быть различными – от активного участия до неучастия.

Участие человека в политическом процессе может быть предопределено сверху (например, участие в безальтернативных выборах в условиях однопартийной системы; участие в организациях, находящихся под полным контролем правительства) и не оказывать влияния на политиков и принимаемые решения.

Степень активности

Приемлемая форма

Неприемлемая форма

Активное участие
  • Предвыборная активность; участие в выборных органах; лоббистская деятельность; организационная деятельность (участие в политических организациях и партиях); участие в политических демонстрациях и других политических акциях
Насилие; подкуп должностных лиц; дезорганизация
Пассивное участие
  • Участие в голосовании;
  • повиновение закону
  • Пренебрежение к закону;
  • нарушение закона
Неучастие

Автономное участие предполагает свободное волеизъявление гражданина (в демократическом обществе с высоким развитием политической культуры автономное участие граждан в политике является приоритетом).

Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлечение в политическую деятельность; позитивная активность; рациональность.

Посредством участия в политическом процессе и гражданин, и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение несет ответственность за сохранение политической культуры общества и ее обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать каждый человек, так как основой и условием прогрессивного развития общества является именно высокая политическая культура личности.

Таким образом, в структуре политической культуры целесообразно выделить: познавательные элементы; нравственно-оценочные элементы; поведенческие элементы.

Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества. Овладение политической культурой возможно на уровне теории и на уровне практики. Разрыв между ними не может не отражаться на политической культуре каждого индивида и всего общества.

Политическая культура является структурным элементом политической системы, хотя функционирует относительно самостоятельно.

Введение

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.

Политическая культура - это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.

Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.

Весомый вклад в изучение политической культуры и поведения внесли Г. Алмонд и С. Верба, Л. Пай. Среди современных известных российских исследователей политической культуры следует выделить К.С. Гаджиева, А.С. Панарина, В.О. Рукавишникова, А.И. Соловьева и др.

В данной работе изучаются политическая культура и политическое поведение как ключевые детерминанты политической деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Политическая культура

Политическая культура: понятие, сущность, структура и функции

Понятие «культура» весьма многозначно и отражает широчайший набор человеческих представлений о ней. Известно более пятисот определений культуры. Не стремясь прибавить к ним еще одно, которое вряд ли будет признано самым лучшим, присоединимся к пониманию культуры как совокупности результатов деятельности людей, создавших систему традиционных для человечества ценностей материального и духовного характера. Культура, тем самым, является и «застывшей» частью человеческого общества, и, вместе с тем, совокупностью тех человеческих ценностей, которые определяют и выражают такие цели человеческого существования в истории, как Добро, Истина, Красота, Справедливость и др. Миронов В.В. Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная безопасность: размышления / В.В. Миронов // Человек и современный мир. - 2004. - №5. - С. 50-61.

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ эпохи Просвещения И. Гердер, в политическую науку - американский политолог Г. Алмонд. Политическая культура им определяется как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.

По отношению к политическим структурам политическая культура рассматривалась и как зависимая, и как независимая переменная, т. е. и как причина, и как следствие. Это означает, что политическая культура оказывает значительное влияние на существующие или формирующиеся политические структуры, но в то же самое время она сама подвержена изменениям и влиянию со стороны политических структур.

Значительный вклад в изучение политических ценностей был внесен американским политологом Р. Инглхартом, разработавшим концепцию «бесшумной революции». Согласно ее основным положениям, наиболее устойчивые ценностные ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими элементами политической культуры. Специфические сочетания этих ориентаций и настроений определяют устойчивость и жизнеспособность демократии. Инглхарт предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей. Основной культурный раздел начинает проходить между «материалистами» и «постматериалистами». «Материалисты» ориентированы на экономическое благополучие и безопасность государства, процветание своей семьи, сохранение собственного материального благополучия. Для них уровень жизни, законность и порядок имеют первостепенное значение. «Постматериалисты» в большей степени ориентированы на ценности нематериального характера: гарантии прав и свобод человека, самовыражение и самоопределение личности, защита окружающей среды и т. п. В отличие от «материалистов», «постматериалисты» ценят качество жизни. «Экономической и физической безопасности, - отмечал Инглхарт, - постматериалисты придают отнюдь не негативную ценность - они, как всякий, оценивают ее положительно; но в отличие от материалистов, они еще более высокий приоритет отводят самовыражению и качеству жизни». Наряду с самовыражением и качеством жизни постматериалисты особое внимание уделяют политическому участию.

Синтезируя подходы зарубежных и отечественных политологов, политическую культуру можно определить как «систему политических верований, символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие». Так, профессор Массачусетского технологического университета Лучиан Пай (1921-2008 гг.) под политической культурой понимал сочетание политической идеологии, национального характера и духа, национальной политической психологии и фундаментальных ценностей народа. Гаджиев К.С. Политология: конспект лекций / К.С. Гаджиев. - СПб.: Норма, 2009. - С. 11.

Политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый в историческом, пространственном и временном измерении. Это неформальная сторона политической системы, связанная с политической психологией, идеологией, основными ценностями общества, - субъективная сфера, образующая основание политических действий, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Ядром политической культуры является ценностно-нормативная система.

Раскроем функции политической культуры, которые отражают ее предназначение в обществе:

Функция идентификации - реализует потребность человека в групповой принадлежности (отнесение человеком себя к той или иной социальной группы);

Функция ориентации - помогает понять суть происходящих политических событий (объяснение смысла политических явлений);

Функция адаптации и социализации - способствует приобщению к навыкам политического поведения;

Функция интеграции - выражается в объединении различных социальных групп вокруг определенных ценностей;

Функция коммуникации - отражает взаимодействие субъектов и объектов политики на основе существующих мифов, стереотипов и символов.

Важное значение для определения содержания политической культуры имеет четкое представление о ее структуре (Приложение 1). С точки зрения совокупности позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан, политическая культура включает в себя четыре компонента:

1. Познавательный компонент. Его составляют знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах власти, принимаемых решениях и их реализации.

2. Эмоционально-чувственный компонент. Его составляют чувства и переживания, которые испытывает человек в связи с его участием в политической жизни общества, это эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение или отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение. Сюда же входят конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам Родины, любовь к «спасителям Отечества», разочарование по поводу невыполненных предвыборных обещаний и т.д.

3. Оценочный компонент. Его составляют выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.

4. Поведенческий компонент. Это результат познавательного, эмоционально-чувственного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.

Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности. Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры. В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной дифференциации политической культуры являются личностные особенности лидеров и элиты, характеризующие их способности к выражению интересов рядовых граждан и эффективному управлению и росту легитимации власти.

Элементами политической культуры являются политические представления, политические ценности и ценностные ориентации, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Наиболее полную характеристику структуры политической культуры мы получим при социологическом анализе ее как составной части духовной культуры общества. Структура политической культуры состоит из тех же элементов, как и духовная культура общества в целом. Первоосновой культуры любого общества является тот понятийный аппарат, который присущ мировосприятию того или иного общества, т.е. осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке.

Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Политическая символика, идеи, концепции, убеждения, верования и мифы опираются на определенную ценностно-нормативную систему, она составляет ядро политической культуры. Ценности - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к которым нужно стремиться, свойства того или иного общественного предмета, потребности, желания, интересы.

Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности.

Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни, поведении и деятельности человека. Это - естественное выражение духовного богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная порядочность трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности, благородство, самоотверженность, яркая индивидуальность, стойкость характера. Важные ее составляющие - развитое самосознание, творческие способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность отражает уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую зрелость.

Политическая культура имеет знаковый характер, который находит свое выражение в политической символике - геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть значительную мобилизующую роль. Важными символами государства стали флаг, герб, гимн.

С точки зрения взаимодействия элементов, политическая культура общества представляет собой целостное образование. Смысловой, знаково-символический и ценностно-нормативный элементы в рамках политической культуры того или иного общества тесно связаны друг с другом, подкрепляют и подтверждают друг друга. На основе вышеизложенного можно дать такое определение политической культуры общества. Политическая культура - это часть духовной культуры общества, представляющая собой систему устойчивых идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, объединенных в знаково-символических и институциональных формах, передаваемых из поколения в поколение, которые служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политических взаимодействий индивидов, общества и органов власти (Приложение 2).

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики» оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества. Можно сказать, что политическая культура, это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

Политическая культура отражает троякую способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта практических устремлений. Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей:

Во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности социальной системы) и развития (направляющего его усилия на обеспечение социальных изменений);

Во-вторых, равенства (когда общество способно предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида).

Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями.

Выделяются три основные модели политической культуры.

Тоталитарная модель политической культуры характеризуется идеями одномерности жизни общества; отсутствием политического плюрализма, альтернативности, политического выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентацией на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления;

Демократическая (плюралистическая) политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов; политическом плюрализме. Важнейшими параметрами современной демократической политической культуры являются плюрализм (от лат. «множественный») и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению);

Фрагментарная модель политической культуры является переходной и совмещает черты тоталитарной и демократической моделей политической культуры.

Таким образом, политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения. Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций / Э.А.Пронин. - М.: МИЭМП, 2005. - С. 51-55.

политический культура социальный общественный

Этот вид культуры включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных групп и индивидов. Она отражает механизмы реализации власти и отношение к ней. Политическая культура является частью политической системы общества. Политической культуре присуща специфическая система символов (флаг, герб, гимн страны, отличительные знаки различных партий и организаций и т.д.).

Можно выделить основные элементы в структуре политической культуры: политические знания, политические установки и политические действия.

Политическая культура является интегратором политического опыта. В рамках политической культуры разрабатываются механизмы передачи от поколения к поколению политических знаний, ценностей, навыков. Самой главной ценностью политики является власть. Выделяют 3 типа власти (М.Вебер):

1 Традиционный. Основан на народных традициях и обычаях. Правитель - господин или отец, которому все должны подчиняться.

2 Харизматический. Основан на преданности человеку, наделенному особыми качествами (харизма - благодать).

3 Рационально-легитимный. Предполагает веру в справедливость формальных правил, представление о договорной основе власти. Правитель берет на себя обязательства в соотвествии с требованиями граждан.

Политическая культура формируется и осуществляется на самых разных уровнях: личностном, групповом, общества в целом.

На уровне общественной системц в целом политическая культура проявляет себя в способах функционирования политических институтов и характере их взаимодействия, в поведении партий и общественных движений во время выборов (культура электорального процесса), в технологиях разрешения политических конфликтов, в принятой в обществе ценностно-нормативной системе стандартов политического поведения, в обычаях и традициях, касающихся взаимоотношений властных структур с различными социальными группами.

Общие закономерности политической культуры на групповом уровне конкретизируются в политических субкультурах. Прежде всего, следует отметить молодежную политическую культуру, своеобразие которой связано с психологическими особенностями и социальным статусом молодежи. Для молодежи характерны эмоциональное восприятие политической жизни, политическая неразборчивость, высокий уровень внушаемости, эклектичность, принципиальная оппозиция власти вообще. Тем не менее, именно молодежь является ядром будущих политических нововведений, одной из самых инициативных и активных политических сил. Конечно, молодежь как социальная группа также культурно неоднородна и представляет собой противоречивое многообразие политических ориентации и поведения.

Политическая культура имеет свои особенности в зависимости от нации, региона, исторической эпохи в целом.

К примеру, политическая культура современного Запада основывается на либерально-демократических ценностях гражданского общества, идее правового равенства всех ветвей власти, детальной правовой регламентации. Политическая культура Востока тяготеет к харизматическим лидерам, на нее большое влияние оказывает религия, традиции. В ней существуют ограниченный политический выбор, изолированность от политики многих слоев общества, политическая субординация ветвей власти, их элитарный характер.

Выделяют 3 исторических типа политической культуры (Г. Алмонд и С. Вербе):

1 Приходской (патриархальный). Встречается главным образом в примитивных обществах. Индивид не обладает политическими знаниями, а ориентируется на первичные отношения в группе и традиции.

2 Подданический тип присутствует в древневосточных цивилизациях, средневековье. Он характеризуется пассивным отношением субъектов политической культуры к политической системе в целом.

3 Активистский. Описывает, в первую очередь, политическую культуру античности и современную западноевропейскую традицию. Для этого типа характерны четкая дифференциация различных ветвей власти и политической структуры (партии, заинтересованные группы, СМИ); активность, постоянное участие в политической деятельности большого числа граждан; заинтересованный поиск различных методов участия в политической жизни; ориентация на политическую систему в целом.

Процесс формирования индивидуальной политической культуры протекает под влиянием семьи, школы, сверстников, большое значение приобретает здесь политическое окружение ребенка. Политическая социализация предполагает усвоение идей, взглядов, образцов политического поведения; становление политической позиции (отношение к власти, правительству, оценка их компетентности).

Особенности политической культуры в Республике Беларусь. Политическая культура современной Беларуси находится в стадии перехода к демократическому активистскому типу. Формирование высокого уровня политической культуры в современном белорусском обществе предполагает совершенствование культуры политического управления на всех уровнях власти (дебюрократизация), освоение культуры ведения политических дискуссий, ориентацию на компромиссные решения в условиях общественных трансформаций. Не менее важной является задача формирования политической культуры на индивидуальном уровне, что предполагает формирование у всех граждан демократических политических установок, развитие у них культуры участия в политической деятельности (выборы, митинги, демонстрации).

В последние годы в научной литературе широкое распространение получил термин «политическая культура» и связанная с ним проблематика. Эти вопросы рассматривались в социологии политических отношений (хотя и не под этим названием) уже давно - в особенности в веберовской теории трех чистых типов, выделенных по различным способам легитимирования власти. Однако лишь теоретические разработки шестидесятых годов придали проблематике политической культуры серьезное значение в современной социологии политических отношений.

Политическая культура - это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. В связи с этим мы относим к политической культуре:

а) знания о политике, знакомство с фактами, интерес к ним;

б) оценку политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть;

в) эмоциональную сторону политических позиций, как. например, любовь к родине, ненависть к врагам;

г) признанные в данном обществе образцы политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать в политической жизни.

Такое определение политической культуры, повторенное здесь из моей более ранней работы, базируется на определении, введенном Г. Алмондом, которого справедливо считают пионером проблематики политической культуры в мировой науке.

«Политическая культура,- отмечают Алмонд и Поуэлл,- служит образцом индивидуальных позиций и ориентаций в отношении политики, проявляющихся среди членов политической системы. Она субъективна и лежит в основе политических действий. Индивидуальные ориентации включают несколько составных частей) познавательные ориентации - точные или ошибочные сведения о политических объектах и убеждениях; б) эмоциональные ориентации - чувство привязанности по отношению к политическим объектам; в) оценочные ориентации - суждения, мнения относительно политических объектов, что, как правило, предполагает применение оценочных стандартов к политическим предметам и событиям. Это определение является наиболее широким пониманием политической культуры. Некоторые марксистские авторы подчеркивают оценочный аспект политической культуры, как это делает, например, В. Маркевич. Он считает, что «под политической культурой следует понимать те глобальной куль. туры, которые касаются ценностей, признаваемых данной группой и относятся к системе государственной власти» Другие отмечают, что политическая культура означает «уровень знаний и представлений различных слоев общества и индивидов о власти и политике, а также определенную этим степень их политической активности», как пишет Ф. Бурлацкий.

Предлагаемое мною понимание политической культуры не исключает ни одного из приведенных выше, но соединяет их в некое, по моему мнению, гармоническое целое. Нельзя сводить понятия политической культуры исключительно к психическим состояниям. Нужно включить в него также определенные образцы поведения. Это соответствует общему пониманию культуры, о которой шла речь во вступлении к данному разделу, а также той исследовательской интуиции, которая заставляет искать определенные устойчивые образцы поведения как важные черты культуры, определяющие общественные и политические действия. В польской литературе последних лет можно сослаться на статью Ч. Мойсевича о политической культуре социалистического общества

О политической культуре можно говорить в связи с анализом общества в целом, а также в связи с анализом его отдельных составных частей. Американские авторы Берч и Занинович, применяя статистическую технику факторного анализа, выделили в рамках югославской политической культуры три различных регионально национальных типа политических культур. Анализ облегчался тем, что он проводился на материале страны, представляющей собой федерацию нескольких отдельных наций с различным историческим прошлым и культурой. Однако нельзя исключить, что и в стране, однородной по национальному составу, можно было бы выделить политические субкультуры, например соответствующие различным политическим судьбам отдельных частей этой страны в прошлом. Было бы интересно эмпирически проверить распространенное убеждение, что политические культуры регионов Польши, прежде входившие в состав России, Германии и Австро-Венгрии, еще и сегодня имеют некоторые специфические, ослабевающие со временем черты.

Выделение политических субкультур может, однако, производиться не по территориальному или национальному принципу, а по принципу выделения самостоятельных культур отдельных составных частей политической системы. В этом смысле Р. Патнэм требует исследования политической культуры элиты и упрекает американскую науку за отсутствие исследований в этой области. Его собственная книга об итальянских и британских политиках задумана именно как анализ «политической культуры элиты». Другой американский автор, К. Джовитт, предлагает выделение трех различных уровней политической культуры: политическая культура элиты, политическая культура строя и политическая культура общества; эта классификация предполагает четкое различие между «строем» и «обществом», что во многих случаях является неоправданным. В частности, утверждение Джовитта, что в социалистических обществах существуют автономные политические цели строя, которые, однако, подвергаются определенной модификации под влиянием политической культуры общества, нельзя признать обоснованным, поскольку неверен тезис о внешнем по отношению к обществу происхождении политического строя: он исключает национальные революционные традиции, которые лежат в основе возникновения социалистических государственных систем. Однако независимо от слабости этого противопоставления удачным представляется введение различия между политической культурой деятелей, то есть политического авангарда, и политической культурой масс. Степень подобия или даже идентичности этих двух политических культур может определяться эмпирическим путем, но нет оснований принять в качестве предпосылки, что это две совершенно одинаковые культуры.

До сих пор речь шла о выделении различных политических субкультур в рамках взятой в целом политической культуры общества. Существует, однако, интересная проблема типов политической культуры, выделяемых на основе сравнительного анализа различных политических культур, существующих в отдельных странах. Родоначальниками такой типологии являются Алмонд и Верба, исследования которых, посвященные политической культуре США, Англии, Италии, ФРГ и Мексики, были первой попыткой определения эмпирическим путем типов политических культуры. Эта работа является весьма противоречивой и неоднократно подвергалась критике. Тем не менее, учитывая важность затронутой исследовательской проблематики, эта работа заслуживает внимания.

Исходным пунктом исследования Алмонда и Вербы является конструирование трех «чистых типов политической культуры» и выведение из них дальнейших смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются:

1. «Патриархальная политическая культура», самыми близкими эквивалентами которой в действительности могут быть политические культуры африканских племен и отличительной чертой которой является полное отсутствие у подданных интереса к политической системе.

2. «Подданническая политическая культура», отличающаяся сильной ориентацией на политическую систему и результаты ее деятельности, но слабой ориентацией на активное участие в функционировании политической системы.

3. «Активистская политическая культура» (или «культура участия»), в которой граждане активно заинтересованы не только в том, что нм дает политическая система, но также и в том, что они могут играть активную роль в этой системе.

Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще три политические культуры: патриархально подданническая, подданническая-активистская и патриархально-активистская Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории.

Смешанным типом политической культуры является и то, что Алмонд и Верба называют гражданской культурой. Это активистская культура, в которой элементы патриархальной и подданнической политической культуры не были полностью устранены, а были включены в политическую культуру. Хотя черты активистской политической культуры доминируют, однако граждане сохраняют также и более традиционные черты патриархальной и подданнической культуры 4в. Такая политическая культура, по мнению авторов, наиболее характерна для буржуазно-демократических систем и способствует их функционированию. Исходя из сравнительного анализа отношения населения пяти названных выше стран к политической системе, авторы приходят к выводу, подтверждающему гипотезу о функциональности понимаемой таким образом «гражданской культуры» по отношению к демократической системе, причем американская и английская системы признаются наиболее типичными и стабильными демократическими системами. Это положение работы Алмонда и Вербы особенно уязвимо для критики, так как авторы явно заблуждаются и это заблуждение имеет идеологическую подоплеку. Они отождествляют демократию с англо-американскими политическими системами и определяют «гражданскую культуру» таким образом, что ее эмпирически подтверждаемыми чертами является соответствие с принципами и способом функционирования англо-американской модели демократии; из-за этой этноцентрической ошибки основные выводы книги «Гражданская культура» грешат тавтологией Однако это не означает, что эта работа не представляет никакой ценности. Конструируя первую типологию политических культур и используя для их изучения сравнительные исследования, Алминд и Верба проложили путь интересной и достойной внимания тематике. Слабая сторона их книги (на что указывают как Ф. Бурлацкий и А. Галкин, так и К. Пэйтмэн) связана с: неклассовым подходом к анализу; принятием консервативной предпосылки, что существующая система англо-американской демократии является совершенной и не может с рациональной точки зрения вызывать ее отрицание или порождать другие отрицательные позиции; односторонним пониманием зависимости между политической структурой и культурой, выражающимся в том, что отмечается влияние политической культуры на политическую систему, но почти полностью игнорируется влияние политической системы на сопутствующую ей политическую культуру.

Эти слабые стороны работы Алмонда и Вербы характерны для всего направления западной, и в особенности американской, общественной науки в первое двадцатилетие после второй мировой войны, то есть до появления во второй половине шестидесятых годов радикального течения, ставящего под сомнение обоснованность идеологической ориентации на апологию строя и сохранение социального статус-кво. Сегодняшние критические замечания по поводу этой работы, выходящие из-под пера не только марксистских, но и немарксистских западных авторов, свидетельствуют о том, что идеологическая ограниченность авторов «Гражданской культуры» не осталась незамеченной. Однако одновременно критика не отрицает значения проблематики политической культуры и необходимости сравнительного, международного исследования этой проблематики, инициаторами которого и были Алмонд и Верба.

Для марксистской социологии политических отношений разработка собственной типологии политических культур представляется важной задачей по двум причинам. Такая типология необходима для анализа исторически изменяющихся типов политической культуры и для историко-сравнительного анализа политических систем. Одновременно типология имеет важное значение как инструмент формирования такой политической культуры в социалистическом обществе, которая наилучшим образом соответствовала бы потребностям развития социалистической демократии. Помимо разработки типологии политических культур, необходимы эмпирические исследования политической культуры в социалистическом обществе, являющиеся составной частью исследований динамики развития социалистической политической системы и сопутствующего ей общественного сознания.

Исходным пунктом разработки марксистской типологии политических культур должен быть конкретно исторический подход к рассмотрению политической культуры в ее связи с политическими системами и лежащими в их основе общественно-политическими формациями. Это не означает, что каждой формации должен сопутствовать только один тип политической культуры. Напротив, подобно тому как формы государства бывают различными в рамках одного типа, определяемого характером формации, так и политические культуры бывают разными. Однако отдельные политические культуры, существующие в одной и той же формами, могут иметь такие общие черты, которые позволяют говорить о них как о разновидностях, относящихся к одному, более широкому типу.

Подходя таким образом к типологии политической культуры, следовало бы прежде всего выделить тип традиционной политической культуры, соответствующий в принципе рабовладельческому и феодальному строю и характеризующийся

а) признанием священного характера власти;

б) признанием, что права подданного и права власти по отношению к подданному регулируются традиционными нормами, вытекающими из утверждения, что так «было всегда»;

в) признанием неизменности политической системы и ее основных норм.

Традиционная политическая культура выступает в трех разновидностях:

1. Традиционная племенная культура, для которой характерны значительная власть веча (народного собрания) и существенные ограничения статуса вождя, который является вышестоящим лицом, но не господином по отношению к членам племени, находящимся под его властью.

2. Традиционная теократическая культура, в которой властелин является богом или наместником бога и его власть ограничивается лишь тем, как понимается воля бога; теократическая культура характерна для народов, у которых традиционная политическая система создавалась пророками новых религий.

3. Традиционная деспотическая культура, в которой отношение подданных к властелину основано на признании его абсолютной, ничем не ограниченной власти над ними; властелин является господином и владельцем всех подданных.

Эти три разновидности традиционной политической культуры различным образом скрещиваются друг с другом. Элементы племенной культуры могут соединяться с элементами теократической культуры. Может быть, что процесс возникновения деспотической политической культуры не завершается; тогда складывается своего рода смешанная политическая культура с элементами племенной культуры и элементами деспотической культуры.

Наряду с традиционной политической культурой до буржуазная эпоха знает второй тип политической культуры, который мы могли бы назвать типом политической культуры сословной демократии. Значительная часть и даже большинство населения полностью отстранено от участия в политической системе, чаше всего лишено каких-либо личных прав. Существующие же политические права гарантируют участие в правлении и контроле для меньшинства из привилегированных сословий.

В истории существовали две разновидности этой политической культуры: патрицианская культура некоторых греческих городов, республиканского Рима и некоторых итальянских городов средневековья, а также дворянская политическая культура, например в Польше и Англии эпохи позднего средневековья и раннего периода новой истории. Основная разница между ними состоит в том, что ограниченные масштабы городской патрицианской демократии создавали возможность для развития ценностей и норм, типичных для непосредственной демократки, в то время как дворянская демократия, существуя в рамках больших государственных территорий, вынуждена была создавать институты, а также ценности и нормы поведения, свойственные представительской системе.

Возникновение капитализма и вовлечение масс в политическую жизнь создали новые виды политической культуры, наиболее общей чертой которой является то, что можно было бы назвать «массовой политической культурой», то есть факт, что эта культура не какого-то обособленного классового меньшинства, а широких слоев общества. Однако этот «массовый» характер буржуазной политической культуры не препятствует тому, что эта культура служит укреплению классового господства буржуазии и содержит нормы и ценности, соответствующие ее классовым интересам.

«Массовость» политической культуры буржуазного общества состоит в том, что классы трудящихся становятся объектом активной обработки со стороны партий и групп имущих классов, пытающихся обеспечить не только пассивное согласие, но и активную поддержку ими политики имущих классов.

Буржуазное общество знает два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Для первого характерны активность граждан, их включенность в политическую систему, признание гражданских прав и свобод, а также принципа контроля гражданами деятельности правительства, признание политических различий и игры политических сил в рамках и на основе капиталистического строя. Демократизм этой политической культуры отнюдь не исключает введения в ее рамках антидемократических ограничений, как, например, объявление радикальных левых организаций «силой, подрывающей строй», и лишение их благодеяний демократии.

Буржуазно-демократическая культура выступает в первую очередь в двух разновидностях, которые можно назвать консервативно-либеральной и либерально-демократической. Консервативно-либеральная культура признает в качестве самых главных ценностей такие, как гражданские права и свободы, но в то же время отрицает общественно-реформаторский аспект политической культуры и даже прямо отвергает его. В принципе здесь не идет речь, а если идет, то с большими ограничениями, о государственных реформах, изменяющих распределение национального дохода или направленных на защиту эксплуатируемых классов. В либерально-демократической политической культуре, напротив, признанию основных ценностей и образцов поведения, типичных для системы буржуазной демократии, сопутствует ожидание социальных реформ - в рамках капиталистической системы, - осуществляемых государством. В странах, управляемых социал-демократическими партиями, как, например, в Скандинавских странах, сложилась именно такая разновидность политической культуры.

Второй тип буржуазной политической культуры - автократический - является отрицанием буржуазно-демократического типа. Он признает в качестве идеала государства сильную и неконтролируемую власть, исключающую демократические права и свободы граждан. Этот тип, воплотившийся в различного рода милитаристских и фашистских режимах XX века (а в XIX веке - в виде бонапартизма), имеет две разновидности: авторитарную и тоталитарную. Первая отличается от второй тем, что не предусматривает активного участия масс, их политической мобилизации и использует идеологию исключительно в качестве инструмента для обеспечения пассивного послушания масс. Тоталитарная политическая культура, сопутствующая фашистским и полуфашистским системам, объединяет культ лидера, сильной власти с активным привлечением граждан к участию в политической жизни в соответствии с принципами, установленными лидером. Во многих государствах капиталистической ориентации, возникших на месте бывших колоний и руководимых военными, существует именно такой авторитарный тип политической культуры, хотя имеют место попытки, редко удающиеся, создания там тоталитарной культуры.

Социалистическое общество создает свой собственный тип политической культуры. Политической культурой социалистической демократии можно назвать комплекс ценностей и образцов поведения, который в максимальной степени адекватен потребностям развития политической системы социалистической демократии и который предусматривает активное участие граждан в осуществлении власти на всех уровнях, одобрение и активную поддержку гражданами социалистического строя, демократические формы политической деятельности. позволяющие выявлять и представлять взгляды и интересы в рамках социалистической системы, социалистическую законность, социалистический интернационализм. Такая политическая культура создается постепенно в процессе укрепления и развития социалистической государственности. Ее формирование тормозится пережитками буржуазных политических культур, которые не исчезают сразу после ликвидации буржуазной политической системы. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что традиции царской бюрократической системы тяготеют над молодым государством рабочих и крестьян, указывал, что бюрократические традиции прошлого могут приводить к появлению отрицательных политических явлений в социалистическом государстве. (Можно сказать, что почти все существующие социалистические государства имели в прошлом традиции автократических политических культур периода капитализма и это воздвигало существенные препятствия в развитии социалистической демократии и соответствующей ей политической культуры. Эти препятствия устраняются в процессе развития и созревания социалистического общества. Однако в этом процессе нельзя надеяться только на автоматическое воздействие времени. Необходима правильная политика партии и правительства, направленная на развитие социалистической демократии. Когда такая политика отсутствует, как, например, в маоистском Китае, создается не политическая культура социалистической демократии, а автократическая политическая культура, не соответствующая потребностям социалистической системы, ослабляющая и извращающая ее. В условиях социалистического строя эта культура носит дисфункциональный характер по отношению к строю, но в результате влияния традиции и ошибок в политической деятельности она может на протяжении какого то времени сформироваться как доминирующая разновидность политической культуры.

Докапиталистические формации

Основные типы

Традиционная политическая культура

1. Племенная

2. Теократическая

3. Деспотическая

Второстепенные типы

Политическая культура сословной демократии

1. Патрицианская

2. Дворянская

Названные здесь типы политических культур иногда проявляются в определенных соединениях или разновидностях, не имеющих четких признаков. Тем не менее именно эта классификация позволяет, по моему мнению, представить отличие политических культур и процесс их развития в виде определенной упорядоченной системы. Сравнительные же исследования современности и истории должны дать ответ на вопрос о том, как возникали и изменялись отдельные типы политических культур, какие силы формировали эти культуры и как они влияли на другие аспекты политических отношений. Это еще предстоит сделать.

Надо заметить, что автократическая политическая культура ведет деформации самого социалистического строя, что и произошло в махистском Китае.