МОУ ДОД ДЮЦ «Гармония»

Чановского района Новосибирской области

Образовательная программа

туристского объединения

«Тропочка»

Рассчитана на детей от 11 до 16 лет.

Реализуется в течение трёх лет.

Педагог дополнительного образования детей

Д. Осинцево

Пояснительная записка.

Ресурсы туризма огромны и ещё до конца не изучены. Но всюду, где присутствует туристическое объединение, где умело, организуются туристические слёты или походы, отмечается положительное влияние туризма на здоровье детей, на развитие у них уверенности в свои силы и знания. На современном этапе жизни нашего общества проблема здоровья нации и в частности здоровье детей школьного возраста занимает особое место. Ежегодно в школы приходит всё больше детей с различными заболеваниями. Когда дети заканчивают учёбу в школе процент больных детей увеличивается. Школьный туризм способен укрепить здоровье детей. Отвлекает их от пагубных привычек (курение, алкоголь, наркомания) и криминальных группировок. Помогает сплотить разновозрастные группы в единый коллектив, выработать такие необходимые в дальнейшей жизни качества, как сплочённость, взаимопонимание, взаимовыручка, помощь слабому, умение ориентироваться в различных экстремальных условиях.

Туризм в средней школе развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами. В состав творческого объединения входят дети с 5 по 11классы. В наше время подросток зачастую лишён возможности самореализации. Большие нагрузки в школе, агрессивное психологическое давление со стороны массовой информации, зачастую формируют у него эгоистическое, потребительское отношение к миру, делают его беззащитным перед реальной жизнью. Туризм помогает воспитать личность из подростка. А в этом возрасте у детей возникает интерес к себе, к своим способностям, формируется самооценка. Ребёнок старается занять своё место в коллективе. Необходимо дать ему возможность, заняться каким – либо видом деятельности, иначе потом рассчитывать на появление у подростка должного обращения к людям, к себе самому, к профессиональным умениям и обязанностям сложно. Одно из эффективнейших средств для того, чтобы закалить свой характер приобрести моральные и нравственные жизненные ценности и ориентиры – это занятия туризмом.

Так – же школьный туризм неотделим от более глубокого изучения природы родного края, народных традиций и обычаев. А это значит, что ведётся работа не только по оздоровлению, но и по патриотическому, эстетическому воспитанию обучающихся. Воспитывается бережное отношение к окружающему миру, родной природе, родному краю, друг к другу, к Родине. Воспитывается мужество, патриотизм, умение добиваться задуманного, побеждать соперника и свои слабости, «держать удар» (проигрывать). Велик личный пример педагога. В туризме педагог является не наблюдателем, а активным участником, всем своим поведением он постоянно учит и воспитывает. В процессе прохождения этой программы воспитанник учится ориентироваться на местности, распознавать лекарственные и ядовитые растения, ставить и собирать палатку, разжигать костры, готовить пищу в походных условиях, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. Необходимо отметить, что дополнительное образование действительно дополняет школьное образование на практическом уровне. Хорошо известно, что знания теории, не подкреплённые практикой, нечего не стоят. Кроме того, обучающиеся получают и понятия о различных новых науках, например топонимика и другие. Туристская подготовка в школе является важнейшим фактором комплексного воспитания подрастающего поколения и приобщения их к труду.

Программа «Тропочка» носит образовательно – развивающий характер и направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход. Настоящая образовательная программа для занятий туризмом на базе МОУ Осинцевской СОШ Чановского района Новосибирской области с учётом её расположения, окружающего ландшафта и материального оснащения объединения туристическим снаряжением. Данная программа актуальна, особенно для нашей местности и востребована. Туристской работе уделяется недостаточно внимания, поэтому программа «Тропочка» поможет заняться этим вопросом более плотно. Попытается поднять туристскую работу на должную высоту.

Туристская работа проводится в нашей школе 4 год, занятия проводятся в классе и на природе. Работа проводится с воспитанниками, имеющими медицинский допуск к занятиям туризмом. Состав учащихся постоянный, потому что дети заинтересованы. Здесь дети из малообеспеченных семей чувствуют себя комфортно, учащиеся слабые в учёбе, которых обижают в школе, нашли своё место, т.к. они более приспособлены к жизни в уличной среде и мы только их интересы направляем в нужное русло. Набор детей свободный, дети приходят к нам по собственному желанию. Форма занятий: групповая, коллективная, индивидуальная.

Все дети, независимо от возрастных особенностей, объединены в общую группу. Программа обучения рассчитана на 3 года.

Методы:На каждом этапе реализация программы используется самый широкий спектр методов, обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы работы я выбираю согласно составу группы, её обученности, личностным возможностям. Так, теоретические занятия разумно проводить в форме бесед, лекций – консультаций, используя наглядные материалы, сочетая теорию с практикой, полевые занятия – семинары, практикумы (в том числе индивидуальные), творческие, экспериментальные практические работы на местности. Большое значение для туристско-краеведческого кружка имеет экскурсионный метод. Само слово «экскурсия» указывает на выход, на уход от дома. С этой точки зрения даже на 10 минут выход с учащимися в школьный сад, уже есть экскурсия. Экскурсия расширяет кругозор, обогащает новыми знаниями. Знания, полученные на экскурсии, предваряются и сопровождаются рядом двигательных ощущений - от ходьбы до бега, лазанья и вообще всяких видов передвижения. Говорят, что человек познается в дороге.

На занятиях, предшествующих экскурсии, необходимо дать предварительные сведения по тем вопросам, которые будут затронуты во время путешествия. Можно дать задание прочитать те или иные книги.

При изучении темы «Охрана природы» следует иметь в виду, что отведенное тематическим планом время только фундамент для дальнейшей работы. Школьники должны уяснить, что охрана природной среды и рациональное использование естественных ресурсов является одной из актуальных, глобальных проблем. При изучении родного края следует использовать, воспоминания старожил, материалы музея. Показав территорию родного края, можно говорить, что родной край понятие очень широкое. Через всю жизнь люди проносят любовь к нему.

При изучении туристской темы, прежде всего, стоит уделить внимание материальной базе, необходимой для проведения туристских походов. Основная цель занятий по этой теме - научить юных путешественников правильно подбирать снаряжение и пользоваться им в зависимости от вида туризма и района путешествия, времени года, сложности и продолжительности похода. В зависимости от специфики краеведческих заданий, выполняемых на маршруте.

Цель : Воспитание здоровой, коммуникативной, самостоятельной личности, личности, осознанно принимающей решения, посредством занятий туристской деятельностью.

Задачи:

1.Обучающие:

- Обучение детей азбуке туризма – сообщение им начальных сведений по

организации, подготовке и проведении походов, основных сведений о крае,

знаний основ топографии, гигиены, медицинской помощи и др.

Умение самостоятельно рассчитывать поход.

- Формирование знаний о пешем туризме. Навыки вязки узлов, установки

палатки, разведения и разжигания костра и т.д.

Повышение спортивного мастерства через практические и теоретические

3. Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность,

любознательность, личную активность, навыки коммуникативного общения.

Формировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни.

Развивать умение работать со специальной литературой.

Развивать чувство ответственности за свои поступки, за порученное дело.

2. Воспитывающие:

Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному

и культурному наследию родного края.

- Воспитывать учащихся на героических примерах наших земляков, героев

Великой Отечественной войны и героев труда.

Способы проверки и подведения итогов.

Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия группы в соревнованиях школьного и районного ранга, а также личными зачётами соревнованиями группы по ориентированию, технике туризма, быту и другими вопросами содержания программы. Кроме того, отслеживаем результаты индивидуального психологического роста. А также проводим конференции, выставки, КВН и другие мероприятия, на которых тоже ведём проверку туристических знаний и умений воспитанников.

Для проведения теоретических и практических занятий используется следующее оборудование:

    компас-3 шт.

    палатка-3 шт.

    мед аптечка-1 шт.

    карты топографические-3 ком.

    таблицы по наблюдениям за погодой-1 серия

    методические пособия.

1 год обучения – «Туристёнок»

2 год обучения – «Турист»

3 год обучения – «Бывалый турист»

Режим работы:

понедельник

«Бывалый турист»

3 год обучения

группа «Туристёнок»

1 год обучения

«Бывалый турист»

3 год обучения

группа «Туристёнок»

1 год обучения

Учебно – тематический план 1 года обучения.

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Ориентирование на местности

Техника пешеходного туризма

Здоровье участников похода

Туристические узлы

Топографическая подготовка.

Туристические походы

Воспитательная работа

Работа с родителями

Итого:

Тема 1 Вводное занятие:

История развития туризма с периода древнего мира:

Игры на знакомство;

Заполнение анкет;

Знакомство с планом работы;

Методы: беседа, анкетирование, рассказ.

Тема 2 Ориентирование на местности:

Способы ориентирования (по местным признакам, по природным признакам);

Компас, устройство компаса, виды компасов (школьный, жидкостный);

Азимут (прямой, обратный);

Ориентирование по легенде (компасу);

Ориентирование в заданном направлении;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, объяснение, метод примера.

Оборудование: Компасы, мультимедийная аппаратура.

Тема 3 Техника пешеходного туризма:

Организация самостраховки;

Навесная переправа;

Параллельные верёвки;

Спуск, подъём спортивным способом;

Преодоления болота по кочкам;

Переправа по бревну с самостраховкой;

Маятниковая переправа;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Оборудование: Верёвки, карабины, жумар, страховочная система, жерди, бревно, мультимедийная аппаратура.

Тема 4

Туристическое снаряжение:

Туристическое снаряжение в походе (личное, групповое, хранение, выдача).

Специальное снаряжение:

Верёвки (виды верёвок);

Карабины;

Страховочная система.

Практические занятия:

Укладка рюкзака;

Установка палатки;

Разбивка бивуака в полевых условиях.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 5 Здоровье участников похода:

Нормы личной и общественной гигиены;

Экология и туризм.

Экологические требования.

Экологическая работа в походе.

Ядовитые растения.

Основные функции медика.

Аптечка: состав и хранение.

Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи при: простудах, порезах, кровотечениях, ушибах, переломах, потёртостях, ожогах, отравлениях.

Правила транспортировки пострадавшего

Выбор медикаментов из аптечки и оказание первой доврачебной помощи при условной травме.

Отличать ядовитые растения от не ядовитых на практике.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 6 Туристические узлы:

Из истории узла;

Правила завязывания узла;

Элементы узла.

Виды узлов:

Узлы для связывания верёвок;

Узлы для крепления на опоре;

Узлы – проводники;

Контрольные узлы;

Схватывающие узлы.

Техника завязывания узлов.

Применение на практике.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 7 Топографическая подготовка:

Определение термина «Топография, местность».

Топографические знаки;

Топографические карты (легенда, масштаб).

Практические занятия:

Топографический диктант;

Определение расстояния по карте;

Составление плана местности схемы маршрута похода.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 8 Туристические походы:

Туристические возможности Чановского района;

Организация и подготовка к походу выходного дня;

Комплектование туристической группы;

Распределение обязанностей в группе;

Снаряжение туристической группы;

Организация питания;

Походная аптечка;

Оформление документации.

Тема 9 Воспитательная работа:

Экскурсия в районный Чановский музей.

Тема 10 Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями с целью анализа деятельности обучающихся, их успехов и ошибок. Подготовка к походу выходного дня.

Ожидаемые результаты.

1 год обучения

1.Порядок организации и проведения похода выходного дня.

1. Передвигаться по дорогам и тропам в составе группы.

2. Основы туристической техники.

2. Организовать походный быт, составлять раскладку продуктов питания для похода выходного дня.

3. Основы топографии и ориентирования.

3. Преодолевать несложные, естественные препятствия.

4. Знать опасные и ядовитые растения.

4. Ориентироваться по карте и компасу на несложной местности.

5. Способы профилактики типичных заболеваний и основные приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи.

5. Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

6.Правила поведения вне населённых пунктах.

6. Применять указанные знания на практике.

7. Требования техники безопасности в походе.

7. Выполнять общие обязанности участника похода.

8. Перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним.

9. Правила приготовления пищи.

10. Правила обустройства бивака.

11. Нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе.

Учебно – тематический план 2 года обучения.

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Ориентирование на местности

Техника пешеходного туризма

Материально – техническая база похода.

Здоровье участников похода

Туристические узлы

Топографическая подготовка.

Туристические походы

Воспитательная работа

Работа с родителями

Итого:

Тема 1 Вводное занятие:

Заполнение анкет;

Знакомство с планом работы;

Итоги летнего похода;

Инструктаж по технике безопасности.

Формы: коллективная.

Оборудование: Фотоальбомы, мультимедийная аппаратура.

Тема 2 Ориентирование на местности:

Карта, масштаб и его виды

Азимут (прямой, обратный), определение азимута по карте и на местности;

Ориентирование по легенде (компасу)- закрипление;

Способы определения расстояний до недосягаемых объектов;

Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования;

Правила проведения туристических соревнований – ориентировочные этапы;

Разбивка маршрута для ориентирования.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 3 Техника пешеходного туризма:

Основные приёмы страховки;

перил на скорость и качество;

Страховочная система (сплошная, грудная, беседочная), основные и

вспомогательные верёвки;

Карабины, жумары;

Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий:

1. подъём и спуск со схватывающим узлом;

2. навесная переправа;

3. параллельные верёвки;

4. спуск, подъём спортивным способом;

5. преодоления болота по кочкам;

6. переправа по бревну с самостраховкой;

Учебно – тренировочные занятия в полевых условиях по отработке элементов техники пешеходного туризма.

Техника безопасного поведения в походе,

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера, применения на практике.

Оборудование: Верёвки, карабины, жумар, страховочная система, жерди, бревно, мультимедийная аппаратура

Тема 4 Материально – техническая база похода:

Основные функции снаряженца, штурмана, картографа, фотографа, медика,

коменданта лагеря;

Групповое снаряжение: список, хранение, уход, выдача, приёмка.

Основные функции зампотеха, завхоза, реммастера;

Техника безопасности при хранении острых и горючих предметов;

Организация питания в походах разной продолжительности;

Правила развески, упаковки и хранения продуктов;

Правила приготовления походных блюд;

Состыковка по весу снаряжения и питания.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, упражнение, показ

Оборудование: верёвки, карабины, страховочная система, рюкзаки, палатки.

Тема 5 Здоровье участников похода:

Очистка воды в экстремальных ситуациях;

Изготовление вещей личной гигиены;

Наблюдение за окружающей средой;

Лекарственные растения;

Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи при: простудах, порезах, кровотечениях, ушибах, переломах, потёртостях, ожогах, отравлениях (закрепление);

Изготовление приспособлений для переноса пострадавшего;

Наложение жгута и остановка кровотечения, виды кровотечения;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, упражнение, показ, карточки.

Оборудование: аптечка, карточки, носилки.

Тема 6 Туристические узлы:

Узлы – классификация по использованию;

Применение узлов в медицине;

Вязка узлов на скорость и качество;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера, показ, тестирование.

Оборудование: Верёвки различной длинны и толщины, мультимедийная аппаратура.

Тема 7 Топографическая подготовка:

Топографические знаки;

Способы изображения рельефа на топокартах и картах спортивного

ориентирования;

Практические занятия:

Способы составления топокарт;

Топографический диктант;

Разработка маршрута похода по карте

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера.

Оборудование: Топографические карты, таблички.

Тема 8 Туристические походы:

Разработка, подготовка и проведение 2–х дневного похода;

Заполнение маршрутного листа;

Разработка маршрута, определение целей похода;

Оформление документации;

Метеорологические измерения и наблюдения.

Тема 9 Воспитательная работа

Наблюдение за водоёмами. Экологические наблюдения.

Тема 10 Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями с целью анализа деятельности обучающихся, их успехов и ошибок. Подготовка к 2-х дневному походу. Беседа «Оздоровление детей в походах»

Ожидаемые результаты.

2 год обучения.

1.Порядок действий при подготовке многодневных походов.

1. Организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для многодневного похода.

2. Способы преодоления различных естественных препятствий.

2. Владеть приёмами самостраховки.

3. Несколько туристических песен.

3. Применять несколько узлов.

4. Лекарственные растения.

4. Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

5. Основные принципы фотографии, репортажной и пейзажной съёмки.

5.Составлять описание однодневного похода.

6. Функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода.

6.Участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма.

Учебно – тематический план 3 года обучения.

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Ориентирование на местности

Техника пешеходного туризма

Материально – техническая база похода.

Здоровье участников похода

Туристические узлы

Топографическая подготовка.

Туристические походы

Воспитательная работа

Работа с родителями

Итого:

Тема 1 Вводное занятие:

Общие вопросы организации работы;

Условия участия в походах, требования к участникам;

Заполнение анкет;

Знакомство с планом работы;

Перспективы работы туристского объединения;

Знакомство с «Положением о походе»;

Общие сведения о подготовке и проведении походов;

Исследование индивидуальных психологических особенностей учащихся;

Инструктаж по технике безопасности;

Отработка норм техники безопасности во время полевых тренировок;

Выполнение отчёта о летнем походе.

Формы: коллективная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, инструктаж.

Оборудование: Фотоальбомы, мультимедийная аппаратура.

Тема 2 Ориентирование на местности:

Командное и индивидуальное прохождение контрольно – туристического маршрута (ориентирование по легенде, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту, по маркированной дистанции, по азимуту, по выбору);

Составление технического описания маршрута;

Корректировка карты;

Маршрутная топосъёмка;

Ориентирование в условиях изменения погоды;

Ориентирование во времени;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, объяснение, практические занятия, соревнования на местности.

Оборудование: Компасы, мультимедийная аппаратура, маршрутные листы, линейки, карандаши,часы.

Тема 3 Техника пешеходного туризма:

Нормативы и виды нагрузок, темп движения, планирование и разработка нитки маршрута;

Практическая отработка элементов туристической полосы препятствий на качество и время (навесная переправа, подъем и спуск спортивным способом, подъем способом захвата, подъем и спуск с помощью прусика на схватывающем узле, подъем с помощью жумара, траверс, преодоление бревна, ромб, квадрат, преодоление болота по кочкам, преодоление болота с помощью жердей, маятник, бабочка) в составе группы;

Транспортировка условно пострадавшего через технические этапы;

Преодоление туристической полосы препятствий с самонаведением и снятием

перил на скорость и качество;

Одевание страховочной системы на время;

Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий:

Техника безопасного поведения в походе;

Работа на КП.

Формы: коллективная, индивидуальная.

Методы: беседа, практические занятия, соревнования.

Оборудование: веревки, шнуры, страховочные системы, жерди, карабины, жумар, прусики, мультимедийная аппаратура.

Тема 4 Материально – техническая база похода:

Составление меню и раскладки продуктов для 2-3 – дневного похода;

Распределение веса на маршруте;

Ремонт снаряжения;

Разработка маршрута 2-3 – дневного похода;

Изучение туристических песен;

Бивуачные работы.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, упражнение, показ

Оборудование: верёвки, карабины, страховочная система, рюкзаки, палатки.

Тема 5 Здоровье участников похода:

Питьевой режим и поддержание водно–солевого баланса в организме;

Осветление и обеззараживание воды;

Общие меры профилактики;

Способы добывания огня без спичек;

Основы рационального питания и режим питания;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, упражнение, показ, карточки.

Оборудование: аптечка, карточки, носилки.

Тема 6 Туристические узлы:

Туристские узлы, применение на практике в тур.быту при организации переправ;

Узлы для палаток и носилок;

Изучение узлов ранее не изученных;

Вязка узлов на скорость и качество, как в командном зачёте так и личном;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера, показ, тестирование.

Оборудование: Верёвки различной длинны и толщины, мультимедийная аппаратура.

Тема 7 Топографическая подготовка:

Условные знаки по их назначению (масштабные, внемасштабные, пояснительные);

Определение следов транспортных средств;

Изучение следов пешехода;

Выбор маршрута движения;

Определение давности следа;

Некоторые правила следопыта;

Поведение животных и птиц как признак появления людей.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера.

Оборудование: Топографические карты, таблички.

Тема 8 Туристические походы:

Выполнение нормативов по физической подготовке;

Ремонт и изготовление снаряжения;

Организация и проведение похода с ночлегом в полевых условиях, нормативы

на значок «Турист России», из истории походов;

Знакомство с маршрутной книжкой;;

Оформление документации;

Прохождение комиссии в сельском фельдшерском акушерском пункте;

Инструктаж по технике безопасности;

Полное освоение алгоритма подготовки похода;

Формы: коллективная, групповая.

Методы: беседа, практические занятия.

Оборудование: таблицы нормативов, карты Чановского района.

Тема 9 Воспитательная работа

Организация школьного тур. слёта. Посещение школьных музеев района.

Тема 10 Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями с целью анализа деятельности обучающихся, их успехов и ошибок. Подготовка к 2-х дневному походу. Совместный поход родителей и детей «Мама, папа, я – туристическая семья»

Ожидаемые результаты.

3 год обучения.

1.Разрядные нормативы спортивного туризма.

1.Самостоятельно подготовить и провести многодневный поход и составить отчёт о походе.

2. Правила подготовки и организации многодневных походов.

2. Выполнять необходимые природоохранные мероприятия.

3. Правила участия в туристических соревнованиях, условия выполнения туристических разрядов.

3. Оказать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях.

4. Участвовать в соревнованиях по туристическому многоборью, осуществлять разнообразные технические действия.

5. Участвовать в простейших спасательно – транспортировочных работах.

6. Выполнять функции любого участника похода.

7. Свободно ориентироваться на природе.

Литература.

1. Ю.А. Шальков «Здоровье туриста»

3. «Лекарственные растения» Дом санитарного просвещения.

4. С. Баленко «Учебник выживания» (опыт элитного спецподразделения)

5. И.В. Балабанов Узлы. Справочное издание.

6. В.А. Шкенёв «Спортивно прикладной туризм»

7. В.Г.Волович «Как выжить в экстремальной ситуации»

8. А.И. Гомончук «Основы медицинских знаний»

Создаются горные или альпийские клубы В клубах готовили проводников горных походов, спасателей. На средства членов клуба строились хижины и приюты на пути к вершинам гор. Общее число членов клуба достигало 120 тысяч человек.

Большинство клубов издавали свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них. В 1890-е годы издавалось более 30 журналов.

Изобретение велосипеда привело к созданию туринг-клубов в европейских государствах.

В 1895 г. в Вене создается специальная организация для рабочих «Друзья природы» , которая организовывала поездки выходного дня. Это стало началом становления массового туризма для «маленького человека».

1898 г. создана Международная лига туристических ассоциаций (Люксембург), в 1919 г. переоформлена в Международный туристический альянс (в настоящий момент включает более 140 национальных ассоциаций).

Среди чиновников и служащих в конце XIX – нач. XX в. был распространен летний выезд на дачи. Такой своеобразный «дачный » туризм с начала июня до начала сентября. Таким образом, туризм становится новой особой формой передвижения людей.

Первая попытка создать международную межправительственную организацию по проблемам туризма была предпринята между двумя мировыми войнами. Первые шаги в этом направлении сделало Голландское национальное туристское бюро. В результате его усилий возник Международный союз организаций туристской пропаганды. Первоначально в Союз входило 20 стран. Каждая страна могла быть представлена в МСОТО лишь одной туристской организацией. Основными задачами МСОТО являлось изучение различных аспектов международного туризма и разработка рекомендаций. Раз в два месяца стал выходить журнал «Всемирный турист».

Созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций начинает заниматься широким крутом проблем международного туризма. Туризм начинают называть «феноменом XX века».

Для популяризации туризма в 1954 г. была создана Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ). Ее учредителями были 20 стран.

В 1958 г. в Париже оформилась Европейская ассоциация воздушного туризма (АЕТА), а в середине 1950-х гг. был создан Международный туристский альянс (АИТ), объединив в своем составе большое количество автоклубов, туринг-клубов и других организаций.

В 1963 г. в Риме состоялась первая Всемирная конференция по туризму. На этом форуме было представлено 87 государств, 5 специализированных учреждений, 7 межведомственных и 14 неправительственных организаций. Участники конференции продемонстрировали уважение к правам человека.

В Риме также прозвучала информация о наличии у ЮНЕСКО программ развития институтов по подготовке персонала, обеспечивающего совершенствование туризма, а также поддержки музеев, художественных галерей, восстановления памятников и исторических мест.

1967 г. был провозглашен ООН годом туризма, потому что «туризм является одной из основных и желательных сторон деятельности человека, заслуживающей одобрения и поощрения со стороны всех народов и правительств».

В 1967 г. возникает Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств - ФУААВ (FUAAV). Она представляет собой объединение туристских фирм, бюро путешествий и предпринимателей, связанных с обслуживанием туристов. Основными целями Федерации являются объединение национальных туристских ассоциаций всех стран мира; защита профессиональных интересов всех туристских агентств, объединенных в национальных ассоциациях; укрепление престижа туристских агентств; обеспечение возможностей встреч между туристскими агентствами; снабжение информацией национальных ассоциаций по всем профессиональным вопросам; создание национальных ассоциаций туристических агентств в тех странах, где их еще нет; урегулирование разногласий, которые могут возникнуть между национальными ассоциациями и туристскими агентствами разных стран.

В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.

ВТО – международная организация специальной компетенции в соответствии со ст.1 своего Устава относится к категории организаций межправительственного характера.

Вся деятельность ВТО направлена на осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма и полностью соответствует принципам современного права.

Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Штаб-квартира этой организации находится в Мадриде. 27сентября 1975 г. принимается Устав ВТО. А с 1980 г. этот день было решено отмечать как Всемирный день туризма. По сложившейся традиции ежегодно меняется девиз, провозглашаемый на Всемирном дне туризма, акцентирующий какие-либо аспекты туристкой работы в мире на год.

Официальными языками, принятыми для работы ВТО, стали английский, французский, испанский и русский.


Похожая информация.


Утвержден
Общим собранием учредителей

протокол № 1 от 15 марта 2008 года
(с изменениями и дополнениями от 04.02.2009г. протокол № 1)

г. Сибай

У с т а в

общественного объединения «Туристский спортивный клуб «Дикий край»

1. Общие положения

1.1. Общественное объединение «Туристский спортивный клуб «Дикий край» далее именуемый Клуб, является общественной организацией, объединяющей любителей туризма на основе общности их интересов в сфере физического и духовного развития, активного отдыха, пропаганды здорового образа жизни, укрепления гражданского общества, основанной на членстве, созданной для достижения уставных целей объединившихся граждан.

1.2. Членами Клуба могут быть физические лица, достигшие 14-летнего возраста, а также юридические лица – общественные объединения, поддерживающие цели и задачи Клуба.

1.3. Клуб не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство не отвечает по обязательствам Клуба.

1.4. Клуб не отвечает по обязательствам своих членов, а члены Клуба не отвечают по обязательствам Клуба.

1.5. Полное наименование Клуба: Общественное объединение «Туристский спортивный клуб «Дикий край». Краткое наименование: «Клуб «Дикий край». Англоязычное название: «Wild region Club».

1.6. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом РФ от 19.05.95 г. № 82 – ФЗ «Об общественных объединениях», другим действующим законодательством РФ и настоящим Уставом.

1.7. Клуб строит свою деятельность на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления и демократии.

1.8. Клуб не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и считается созданным с момента принятия учредителями решения, о его создании.

1.9. В случае если Общим собранием учредителей Клуба в дальнейшем будет принято решение о необходимости государственной регистрации Клуба и приобретения статуса юридического лица, общественное объединение будет подлежать государственной регистрации в установленном законом порядке.

1.10. Офис клуба расположен по адресу: Россия, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Индустриальное шоссе д. 4/1, МАУ ФОК "Беркут". E-mail: uralturizm2011@yаndex.ru Телефон: +7 927 347 02 21.

2. Цели и задачи Клуба

2.1. Клуб создается в целях:

  • общения, обмена опытом отдыха и путешествий;
  • совместных путешествий, отдыха на природе и других видов общения;
  • созданию совместных вело, авто, водных и пеших маршрутов;
  • повышения роли спортивного туризма, смежных дисциплин и активного отдыха во всестороннем и гармоничном развитии личности, укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни.

2.2. Основные задачи клуба:

  • создание и реализация программ и мероприятий, направленных на пропаганду и развитие туризма, смежных дисциплин и активного отдыха, бережного отношения к окружающей среде, профилактику и охрану здоровья, достижение высоких спортивных результатов;
  • организация и проведения спортивных соревнований и экспедиций;
  • участие в спортивных мероприятиях, проводимых другими организациями, как в России, так и за рубежом;
  • формирование сборной команды Клуба, призванной представлять ее на официальных спортивных соревнованиях;
  • развитие сотрудничества с различными организациями, учреждениями, предприятиями, частными лицами, как отечественными, так и зарубежными на основе спонсорства и благотворительности;
  • проведение культурно-массовых мероприятий;
  • осуществление мониторинга экологической ситуации в регионе;
  • представление интересов любителей туризма и путешествий и членов Клуба в органах государственной власти РФ, в региональных органах государственного управления, в органах местного самоуправления, общественных объединениях, связанных с индустрией отдыха и развитием туристической деятельности.

3. Права Клуба

3.1. Для достижения целей Клуб имеет право:

  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные Федеральным Законом «Об общественных объединениях»;
  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, и общественных объединениях;
  • вступать в общественные организации в качестве члена, а также совместно с другими некоммерческими организациями образовывать союзы и ассоциации;
  • поддерживать прямые международные контакты и связи;
  • создавать свои структурные подразделения (организации, клубы, отделения или филиалы и представительства и т.п.).

3.2. Клуб может осуществлять и другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации в соответствии с уставными целями и задачами.

4. Членство в Клубе

4.1. Членство в Клубе является добровольным.

4.2. Членами Клуба являются физические лица, общественные объединения, иностранные граждане, которые разделяют цели, задачи и принципы Клуба, готовые соблюдать требования Устава Клуба, подавшие письменное заявление о вступлении в Клуб.

4.3. Почётными членами Клуба могут быть лица, содействующие реализации целей и задач, внесшие большой вклад в деятельность Клуба. Статус почётного члена присуждается решением Учредителей.

4.4. Кандидат в члены Клуба - это физическое или юридическое лицо, являющееся любителем туризма и путешествий. Принимается в клуб, при наличии: поданного заявления руководителю Клуба, оплаченного вступительного взноса. Приём юридических лиц - общественных объединений, осуществляется на основании решения уполномоченного органа юридического лица о вступлении в Клуб, копии свидетельства о регистрации и копии Устава.

4.5. Члены Клуба имеют равные права и несут равную ответственность, по взятым на себя обязательствам, в рамках деятельности Клуба.

4.6. Члены Клуба имеют право избирать и быть избранными.

4.7. Члены Клуба, также имеют право:

  • - на участие в деятельности Клуба;
  • - пользоваться имуществом и снаряжением Клуба для участия в походах, соревнованиях, фестивалях;
  • - получать информацию о проводимых мероприятиях, учебе, семинарах, культурных и спортивных программах Клуба;
  • - выбирать любые клубные обязанности по способностям, интересам, склонностям;
  • - самостоятельно выбирать в какой поход идти (учитывая опыт);
  • - при приобретении опыта осуществлять руководство походами;
  • - знать, на что тратятся деньги клуба.

4.8. Член Клуба вправе в любое время добровольно выйти из Клуба, направив письменное заявление руководителю Клуба.

4.9. В случае проведения какого-либо мероприятия, требующего финансового участия, член Клуба, решивший принять участие в этом мероприятии, обязуется внести денежный взнос на проведение этого мероприятия.

4.10. Член Клуба может быть исключен из Клуба за совершение противоправного или неэтичного поступка, в случае систематического нарушения членом Клуба своих обязанностей, а также при грубом систематическом нарушении внутреннего распорядка и правил техники безопасности по решению собрания Совета Клуба простым большинством голосов.

4.11. Член Клуба считается выбывшим из Клуба, в случае если он утратил связь с клубом и не участвует в его деятельности более 2-х лет.

4.12. Член Клуба обязан:

  • соблюдать Устав Клуба;
  • посещать заседания Клуба;
  • принимать участие во всех мероприятиях Клуба;
  • не менее одного раза в год ходить в походы различной степени сложности и продолжительности;
  • нести какую-либо общественную клубную работу, относиться к ней ответственно и творчески;
  • повышать свой образовательный и культурный уровень, учиться туристическому мастерству и технике;
  • пропагандировать деятельность Клуба, привлекая новых людей;
  • бережно относиться к собственности Клуба (в случае порчи или утраты клубного имущества член клуба обязан возместить убыток);
  • активно содействовать реализации стоящих перед Клубом целей и задач;
  • бережно относиться к созданным в Клубе традициям, отношениям между членами Клуба и их инициативам.

5. Структура Клуба, руководящие и контрольно-ревизионные органы Клуба

5.1. Высшим органом управления клубом является Общее собрание учредителей Клуба, которое собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

5.1.2. Учредителями Клуба, являются физические лица, созвавшие общее собрание, на котором принят настоящий Устав и сформированы руководящие органы.

5.1.3. В компетенцию Общего собрания учредителей Клуба входит:

  • решение любого вопроса деятельности клуба;
  • принятие Устава клуба и внесение в него изменений;
  • выборы руководителя Клуба, казначея и ревизора Клуба и утверждение порядка и очередности ротации указанных лиц;
  • утверждения сметы расходов и доходов клуба (в случае, если планируются мероприятия, предусматривающие финансовые затраты Клуба или денежные поступления в Клуб);
  • решение о досрочном снятии полномочий с руководителя Клуба, казначея и ревизора Клуба в случае нарушения Устава, совершения противоправного или неэтичного поступка.

5.2. Руководство текущей деятельностью Клуба осуществляет Совет Клуба.

5.2.1. В Совет Клуба могут быть избраны члены Клуба.

5.2.2. Члены Совета Клуба избираются сроком на один год и могут быть переизбраны неограниченное число раз.

5.2.3. К компетенции Совета Клуба относится решение следующих вопросов:

  • составление планов организационно-методической работы и учебно-спортивной деятельности Клуба, обеспечение выполнения этих планов;
  • составление программ учебно-тренировочного процесса;
  • проведение спортивных внутриклубных соревнований и квалификационных экзаменов;
  • ведение реестра членов Клуба;
  • исключение из членов Клуба в случаях, определенных в п. 4.10. настоящего Устава;

5.2.4. Собрания Совета Клуба проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

5.2.5. Совет Клуба принимает решения простым большинством голосов.

5.2.6. Совет Клуба считается полномочным принимать решения, если на его собрании присутствует не менее двух третей от полного состава.

5.2.7. Совет Клуба предоставляет Общему собранию учредителей Клуба отчет о деятельности Клуба не реже одного раза в год.

5.3. Общее руководство Клубом осуществляет руководитель Клуба, избираемый учредителями Клуба на период один год, и один заместитель руководителя, который выбирается из членов Клуба самим руководителем на период один год, которые могут быть переизбраны неограниченное число раз.

5.3.1. Руководитель осуществляет следующие функции:

  • руководство деятельностью Клуба, действует без доверенности;
  • поддерживает связь с членами Клуба и информирует их о мероприятиях, проводимых клубом;
  • координирует деятельность членов клуба;
  • организует работу Клуба для решения стоящих перед Клубом задач;
  • представляет без доверенности интересы Клуба в органах государственной и муниципальной власти, государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих организациях.

5.4. Заместитель руководителя Клуба:

  • осуществляет необходимую помощь руководителю в его работе;
  • отвечает за сферу деятельности порученную руководителем, действует без доверенности;
  • во время отсутствия руководителя исполняет его обязанности, по распоряжению руководителя.

5.5. Клуб может проводить мероприятия, связанные с финансовым участием членов Клуба

5.5.1. Сбор средств и распоряжение ими осуществляет казначей, избираемый Общим собранием учредителей Клуба на шесть месяцев, простым большинством голосов;

5.5.2. Контролирует финансово-хозяйственную деятельность Клуба ревизор, также избираемый, Общим собранием учредителей Клуба на шесть месяцев, простым большинством голосов.

6. Символика Клуба

6.1. Клуб имеет свою утверждённую символику:

6.1.1. Логотип с изображением волка, выполненного в темно-коричневом цвете и надписями: слева от изображения «туристский спортивный клуб», справа от изображения «Дикий край». Надписи выполнены в том же цвете, что и изображение волка;

6.1.2. Флаг бежевого цвета с нанесенным на него логотипом.

7. Источники формирования денежных средств и имущества Клуба

7.1. Общее собрание учредителей Клуба вправе решить вопрос о формировании имущества Клуба и внесении вступительных и членских взносов в Клуб.

7.2. Если такое решение будет принято, Общее собрание учредителей будет обязано утвердить «Положение об источниках формирования денежных средств и имущества Клуба и об их использовании».

8. Прекращение и реорганизация деятельности Клуба

8.1. Прекращение деятельности Клуба может быть осуществлено путём ликвидации.

8.2. Клуб подлежит ликвидации, если количество членов Клуба станет менее двух.

8.3. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация Клуба осуществляется в соответствии и в порядке, предусмотренном Гражданским законодательством Российской Федерации.

9. Подписи учредителей Клуба

Харрасов Фарит Биктимерович

Нестеров Алексей Павлович

Бирюков Сергей Анатольевич

Кунаков Ильгиз Кувандыкович

Настоящий Устав был принят на общем собрании учредителей общественного объединения «Туристский спортивный клуб «Дикий край» 15 марта 2008 года.

В настоящее время в индустрии туризма Украины стали возникать ассоциации, что является закономерным этапом развития рыночной экономики Украины и становления ее как демократического и правового государства с развитым гражданским обществом.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определения направлений работы ассоциаций в Украине.

Вопросам маркетинга в туризме посвящены работы отечественных ученых: Безносюк В.Д., Бобарыкиной О.М., Ведмидь Н.И., Жуковой Н.Л., Харычева В.В., Шульгина Л.М. и зарубежных ученых: Дурович А. П. , Котлера Ф. . Описанием и классификацией ассоциаций в туризме занимались Быстров С.А. , Воронцова М.Г., Квартальнов В.А., Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. и др. При этом следует отметить отсутствие единой точки зрения на конкретные формы работы туристических ассоциаций в Украине в рамках маркетинговой информационной системы.

Целью исследования является определение места и роли ассоциаций в туристическом бизнесе. Для достижения поставленной цели планируется решить ряд задач:

Дать характеристику туристическим объединениям и организациям;
- разработать классификацию туристических ассоциаций;
- выявить формы работы ассоциаций в туризме, предложить новые направления.

Как правило, туристические объединения и организации решают те вопросы, которые отдельный член объединения не может решить самостоятельно или такое решение было бы для него неоправданно дорого. Совместными усилиями туристические объединения и организации могут эффективно и в сравнительно короткие сроки решать общие проблемы своих членов. Туристические объединения и организации могут брать на себя некоторые функции государственных органов управления туризмом. Туристические объединения и организации создаются для содействия развитию туризма, обмена и контактов между предприятиями туристической отрасли, совместных разработок туристической политики и активного лоббирования своих интересов, проведения маркетинговых исследований и продвижения туристического продукта. Туристические объединения и организации могут использоваться для построения некоторых элементов маркетинговой информационной системы.

Маркетинговая информационная система (МИС, Marketing Information System - MIS) туристического предприятия - это совокупность ресурсов и процедур, используемых для сбора информации с заданной точностью и периодичностью, ее обработки, сортировки, анализа и оценки с своевременным доведением ее до компетентных лиц для принятия эффективных маркетинговых решений.

Маркетинговая информационная система позволяет:

Получать конкурентные преимущества;
- снижать финансовые риски;
- определять рыночные возможности предприятия;
- выявлять благоприятные условия;
- оценивать состояние внутренней и внешней среды;
- оценивать и повышать доверие клиентов к услугам предприятия;
- подтверждать или опровергать предположения руководства;
- повышать эффективность деятельности;
- иметь возможность раннего обнаружения потенциальных угроз;
- оценивать и контролировать реализацию планов, а также оперативно осуществлять их корректировку.

Маркетинговая информационная система состоит как правило из следующих подсистем:

Подсистема внутренней информации;
- подсистема внешней информации;
- подсистема маркетинговых исследований.

Кроме этого важным элементом является своевременная доставка полученной и интерпретированной информации до заинтересованных лиц. При этом стоимость информации должна контролироваться, для того чтобы она систематически либо всегда (в зависимости от вида информации) не превышала выгоды от ее использования.

Подсистема внутренней информации позволяет аккумулировать и анализировать необходимые сведения внутри туристического предприятия. Эта информация порождается деятельностью предприятия и постоянно изменяется в связи с ней. В этой подсистеме важна координация работы подразделений предприятия с целью получения своевременной, полной и достоверной информации, описывающей заданные характеристики. С такой задачей быстрее и эффективнее можно справиться, используя программные продукты для автоматизации различных видов деятельности, включая решение задач автоматизации учета (финансового и управленческого), накопления другой информации, необходимой для служб маркетинга на предприятиях туризма, представления данных и управления на предприятии.

Источниками внутренней информации могут быть:

Бухгалтерская информация (финансовая отчетность, счета синтетического и аналитического учета, первичные документы, данные управленческого учета);
- жалобы и рекламации потребителей;
- деловая переписка;
- договора с покупателями, поставщиками и подрядчиками и история взаимоотношений с ними в различных разрезах и группах;
- данные о платежной дисциплине контрагентов;
- данные о бронировании и состоянии номерного фонда;
- данные, полученные непосредственно от гостей путем анкетирования, звонков по телефону, личных бесед и т.д.;
- проверка «тайным гостем».

Подсистема внешней информации делится на информацию о макросреде и о микросреде (конкурентном окружении). Во внешней среде важно своевременно отслеживать и оценивать новшества и тенденции.

Макросреда, как правило, находится вне сферы влияния самой компании, но при этом макросреда может оказывать значительное влияние на туристическую отрасль. Для анализа макросреды используется модель СТЭП-воздействий (социальные, технологические, экономические и политические воздействия).

Источниками внешней маркетинговой информации могут выступать:

Нормативно-правовая база;
- СМИ;
- выставки, конференции и презентации;
- консалтинговые фирмы;
- статистическая информация;
- личные контакты менеджеров;
- опросы;
- Интернет.

Подсистема маркетинговых исследований включает в себя:

Определение проблемы и постановку целей;
- процессы планирования исследования;
- сбор и анализ данных;
- интерпретацию и представление результатов исследования.

Туристические предприятия могут самостоятельно строить МИС, но при этом некоторые элементы МИС могут быть получены от ассоциаций в туристическом бизнесе. При этом ассоциации смогут обеспечить актуальность и достоверность информации при большей экономичности информации для каждого конкретного члена ассоциации.

В рамках МИС ассоциации в туризме могут быть задействованы в подсистеме внутренней информации для проверки «тайным гостем», для обобщения информации экспертами по работе с деловым туризмом в каждом средстве размещения и др.

В подсистеме внешней информации ассоциации в туризме могут быть задействованы практически во всех элементах. Внешняя маркетинговая информация позволяет туристическому предприятию отслеживать тенденции на туристическом рынке и оперативно реагировать на них. Для определения потенциального и доступного рынка, оценки и прогнозирования общего рыночного спроса, проведения международных маркетинговых исследований наилучшим образом подойдут ассоциации в туристическом бизнесе, т.к. в этом направлении возможны специфические трудности, связанные с языковым барьером, отличиями в традициях, нормативно-правовом регулировании, уровне развития информационных технологий, организации отдельных разрешительных процедур и стандартов и т.д. Например, Ассоциация курортов Крыма ежегодно публикует свои маркетинговые исследования по оценке удовлетворенности отдыхом и лечением, соответствии цены качеству, способам привлечения туристов в период межсезонья и др.

Туристическому предприятию для достижения конкурентного преимущества кроме маркетинговых исследований, проводимых ассоциациями, целесообразно проводить свои исследования микросреды (например, оценку удовлетворенности клиентов) и частично макросреды (например, для прогнозирования доли рынка).

Ассоциация может аккумулировать сведения о недобросовестных туроператорах, их руководителях и собственниках и заносить их в так называемый «черный список». Это позволит избежать или сократить в будущем количество конфликтных ситуация между туристами и средствами размещения, возникающих по вине туроператоров. Например, нередки случаи, когда в средство размещения прибывает в течение дня от одного-двух до нескольких десятков туристов, оплативших проживание и питание в средстве размещения туроператору, который в свою очередь не перечислил эти деньги за вычетом комиссионных средству размещения. В такой ситуации, если средство размещения их не селит, то оно несет репутационные потери пусть и необоснованные, т.к. вина лежит на недобросовестном туроператоре. Если же средство размещения заселяет таких туристов, то могут наступить финансовые потери, если средство размещения в конечном итоге не получит за это оплату - в размере себестоимости проживания таких туристов и прибыли, если были упущены возможности поселить другую группу. Особую остроту ситуации может добавить то, что прибывшие туристы могут быть иностранцами пусть даже из ближнего зарубежья, а их туроператор не является резидентом Украины и у него напрямую без посредников заключен договор со средством размещения. В таком случае потери могут составить кроме вышеперечисленных еще и санкции за невозврат валютной выручки (услуга оказана, а валюта не поступила), к тому же внешнеэкономическая деятельность предприятия может быть парализована.

В рамках ассоциаций сравнительно легко осуществлять исследования методом экспертных оценок. Ассоциации могут стать основой для создания совместных систем on-line бронирования. В настоящее время в Украине не собирается ряд важных показателей в индустрии туризма в целом и в деловом туризме в частности, а именно: доход на один номер (RevPar), прибыль от операционной деятельности на один номер (GovPAR), средняя стоимость одного номера (ADR) по категориям средств размещения. Эти показатели позволили бы делать сравнения с зарубежными рынками, выявлять проблемы и искать пути их решения. Ассоциации в туризме до момента перехода к сбору этих данных на государственном уровне могли бы рассчитывать их на основе информации от своих членов.

Деятельность ассоциаций зависит от их вида. Предлагается классифицировать туристические объединения и организации следующим образом:

1. По территориальному признаку :

Всемирные;
- международные региональные;
- национальные;
- региональные.

2. По степени участия государственных органов :

Официальные (межправительственные);
- неофициальные.

3. В зависимости от уставных целей и задач :

Универсальные;
- специализированные.

4. По размеру участников :

Ассоциации, объединяющие мелких игроков рынка (Ассоциация малых гостиниц и апартаментов Украины);
- ассоциации, объединяющие крупных игроков рынка;
- смешанные.

5. По виду участников рынка туристических услуг :

Со стороны спроса (Ассоциация велотуристов);
- со стороны предложения:
- ассоциации средств размещения;
- ассоциации туристических посредников;
- смешанные.

6. По видам туризма :

Крымская ассоциация сельского зеленого туризма;
- Ассоциация делового туризма Украины;
- и др.

На современном этапе развития туризма в Украине особый интерес представляет деловой туризм, поскольку объем украинского рынка деловых поездок в 2011 году по оценке Всемирного совета путешествий и туризма составил $2,883 млрд. и прогнозируется рост к 2021 году до $6,116 млрд. в ценах 2011 г. При этом объем украинского рынка частных путешествий в 2011 - $6,271 млрд. и прогнозируется рост к 2021 году до $9,349 млрд. в ценах 2011 г. Рынок деловых поездок будет развиваться динамичней, чем рынок частных путешествий, т.к. темп их прироста в полтора раза выше, чем у частных путешествий.

В феврале 2007 года была организована Ассоциация делового туризма Украины как «некоммерческое объединение предприятий Украины, деятельность которых связана с деловым туризмом и индустрией встреч, а также, предприятий и юридических лиц, заинтересованных в развитии делового туризма в Украине» . Ассоциация делового туризма Украины предлагает для решения проблемы черного списка использовать систему Проект Qpeople (Qualify people) .

Для делового туризма ассоциации могли бы аккумулировать информацию о проведении различного рода MICE-мероприятий (средний срок проведения мероприятия, география участников, дополнительные услуги, которые пользовались наибольшим спросом и др.) и обобщать опыт их организации для экспертов по работе с деловым туризмом в средствах размещения. Это будет способствовать проведению встреч с лучшим уровнем организации, а некоторым мероприятиям позволит, подняв их уровень организации, повторяться в долгосрочной перспективе. В книге Мартена Ванести (Maarten Vanneste) «Архитектура встреч, манифест» (Meeting Architecture, a manifesto) посвящена «архитектору встреч как новой профессии» . Мартен Ванести дает определение архитектора встреч (Meeting Architect): «Архитектор встреч -индивидуум, который фокусируется на цели потенциальной встречи, ее формате и дизайне, а так же концептуальных и практических блоках для построения встречи, направленных на лучшее обучение, обмен профессиональной информацией и мотивацию участника мероприятия. Он или она также знает как измерить результаты встречи до 5-го уровня - ROI. Архитектор встреч как он описан мной здесь еще не существует. Конечная цель - формальное образование, сертификация и степень магистра в архитектуре встреч» . Пять уровней результатов встреч описаны следующим образом: «я вижу эти уровни в виде потока: мы должны видеть счастливого (уровень 1) участника, для открытия его обучению (уровень 2) так, что после встречи они могут применить то, что узнали, (3) и, следовательно, оказывают влияние на (4) на бизнес, что, в конечном счете, порождает увеличение доходов или уменьшение расходов (5)» . В Украине ассоциациям в туризме и ВУЗам, объединяя сильные стороны друг друга, в условиях устойчивого роста делового туризма в абсолютных и в относительных показателях (доля делового туризма в сумме частных путешествий и делового туризма) следует развивать партнерские отношения с целью подготовки выпускников и повышения квалификации работников, отвечающих требованиям к архитектору встреч.

По результатам исследования, можно сделать следующие выводы :

Туристические объединения и организации создаются для содействия развитию туризма, обмена и контактов между предприятиями туристической отрасли, совместных разработок туристической политики и активного лоббирования своих интересов, проведения маркетинговых исследований и продвижения туристического продукта. Туристические объединения и организации могут классифицироваться по различным признакам.

Ассоциации в туризме в рамках маркетинговой информационной системы могут быть задействованы в исследовании и анализе подсистемы внешней информации, особенно явно прослеживаются компетенции ассоциаций в проведении международных маркетинговых исследований, составлении «черного списка» недобросовестных туроператоров, их руководителей и собственников. В рамках ассоциаций сравнительно легко осуществлять исследования методом экспертных оценок. Ассоциации могут стать основой для создания совместных систем on-line бронирования. В настоящее время в Украине не собирается ряд важных показателей в индустрии туризма в целом и в деловом туризме в частности, а именно: доход на один номер (RevPar), прибыль от операционной деятельности на один номер (GovPAR), средняя стоимость одного номера (ADR) по категориям средств размещения. Эти показатели позволили бы делать сравнения с зарубежными рынками, выявлять проблемы и искать пути их решения. Ассоциации в туризме до момента перехода к сбору этих данных на государственном уровне могли бы рассчитывать их на основе информации от своих членов.

В статье предложены:

Классификация туристических ассоциаций;
- проверка качества предоставляемых услуг средств размещения членов ассоциации «тайным гостем»;
- рекомендации ассоциациям осуществлять совместно с ВУЗАми повышение квалификации сотрудников до описанного Мартеном Ванести архитектора встреч (Meeting Architect);
- направления работы для совершенствования системы показателей в туризме.

Таким образом, ассоциации в туризме могут стать основой для устойчивого развития туристической отрасли Украины. Они могут осуществлять то, что отдельные участники туристического рынка не могут воплотить в жизнь, либо это было бы экономически нецелесообразно или не на том качественном уровне который требуется.

В качестве направления будущих исследований выбрана работа туристических ассоциаций с туроператорами.

Источники и литература

1. Дурович А.П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович. – Мн.: Новое знание, 2003. – 496 с.
2. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме / А.П. Дурович. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 1063 с.
4. Быстров С.А. Туризм: макроэкономика и микроэкономика / С.А. Быстров, М.Г. Воронцова. – СПб.: Изд. дом «Герда», 2007. – 464 с.
5. Квартальнов В.А. Туризм: учеб. / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.
6. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред.: И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 576 с.
7. Ассоциация делового туризма Украины: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mice.com.ua/
8. Проект Qpeople (Qualify people): [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.qpeople.com.ua/
9. Maarten Vanneste. Meeting Architecture, a manifesto / Maarten Vanneste. – Printed by Vestagraphics, Manufactured in Poland, 2008. – 157 p.