Социальный статус – это положение индивида (или группы людей) в обществе в соответствии сего полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д.

Люди имеют не один, а множество статусов:

1) предписанный (полученный от рождения);

2) достигнутый;

3) экономический;

4) личный;

5) политический, социальный, культурный.

Социальная роль – это определённые действия, который должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным статусом.

Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе, то социальная роль – выполняемые ими в данной позиции функции.

ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, ТЕСТЫ.

1. Раскройте содержание понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

2. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

3. Что такое социальный статус личности? Какие виды социальных статусов вы знаете? Опишите свой статусный набор.

4. Что такое социальная роль? Какие социальные роли вы выполняете?

5.Почему возникает конфликт социальных ролей? Как он преодолевается?

6. Как вы можете подтвердить наличие статусно-ролевого принуждения?

7. Согласны ли вы с Э.Дюркгеймом, считавшим, что «чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами?

8. Дайте определения следующих понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность», «ролевой конфликт», «социальная роль», «статусная дистанция», «статусные символы», «социальный статус», «человек», «экспектации» (ролевые ожидания).

Литература:

1. А.И.Кравченко «Социология и политология» стр.115-120.

2. И.Д.Коротец, Т.Г.Тальнишних «Основы социологии и политологии» стр.85-109.

3. В.В.Латышева «Основы социологии» стр.65-86.

1.Социальная роль – это...

1) вклад индивида в дело своего народа;

2) осознание человеком значимости своего труда;

3) поведение, ожидаемое от носителя социального статуса;

4) оценка обществом деятельности индивида.

2.Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит, называется:

1) образованием; 2) социализацией; 3) интеграцией; 4) адаптацией.

3. Социализация личности длится:

1) с начала подросткового периода;

2) до окончания формирования человека как личности;

3) до вступления в трудовую жизнь.

4.Социальный статус показывает:

1) какое поведение общество ждёт от индивида;

2) какое место занимает индивид в обществе или группе;

3) в какой среде формируется личность.

5.Совокупность ролей, соответствующих определенному статусу, называется:



1) ролевым исполнением; 2) ролевым набором; 3) ролевым ожиданием.

6. Что означает понятие «личность»?

1) свойства, которые делают человека непохожим на других;

2) то же самое, что и понятие «человек»;

3) система социальных качеств индивида.

7. Нормативная (базисная) личность – это:

1) человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества;

2) эталон, образец личности как идеал данного общества (группы);

3) тип личности наиболее распространенный на данной территории.

Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.

Статусный ранг — положение личности в социальной иерархии статусов, на основе которого формируется статусное мировоззрение.

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид.

Представления о социальном статусе

Понятие «социальный статус» впервые начал использовать в науке английский философ и юрист XIX в. Г. Мэйн. В социологии понятие статус (от лат. status — положение, состояние) употребляется в разных значениях. Доминирующим является представление о социальном статусе как о положении личности или социальной группы в социальной системе, которое характеризуется определенными отличительными признаками (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

В современной научной и учебной литературе определяют как: о положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;

  • положение субъекта в системе межличностных отношений,
  • определяющее его права, обязанности и привилегии;
  • положение индивида в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;
  • соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;
  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;
  • показатель положения, занимаемого индивидом в обществе;
  • соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;
  • положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др.;
  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;
  • структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;
  • соотносительную позицию индивида или группы, определяемую социальными (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);
  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;
  • престиж, характеризующий позиции индивида или социальных групп в иерархической системе.

Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции: студенты учатся, рабочие производят материальные блага, менеджеры управляют, журналисты рассказывают о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения социальных функций на индивида в соответствии с социальным статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Статусный набор — это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.

Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни.

манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Лычный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.

Понятие и виды социального статуса

Содержательное различие между сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов может быть много и в целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Основной статус - ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть:

  • предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  • достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  • личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  • групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

На основании социологических опросов установлено, что большинство россиян в настоящее время своим положением в обществе скорее довольны, чем недовольны. Это очень значимая положительная тенденция последних лет, так как удовлетворенность своим положением в обществе — не только существенная предпосылка социальной стабильности, но и очень важное для людей условие комфортности их социально-психологического состояния в целом. Среди тех, кто оценивает свое место в обществе как «хорошее», почти 85 % считают, что жизнь у них складывается хорошо. Этот показатель мало зависит от возраста: даже в группе старше 55 лет около 70 % разделяют это мнение. Среди тех, кто недоволен своим социальным статусом, картина оказалась противоположной — почти половина из них (при 6,8 % по массиву в целом) считает, что жизнь у них складывается плохо.

Статусная иерархия

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

  • горизонтальным , которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
  • вертикальным , которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов. Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами. Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий».

Поскольку системы являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

Понятие статуса в обиходе приравнивается к характеристике индивида, связанной с его экономическим капиталом, общественным престижем и возможностью влияния в определенных сферах жизни. Вместе с тем, социологическая трактовка данного понятия исходит из особого социального положения человека внутри группы или общества, определяемого спецификой прав и обязанностей для индивида. Статус позволяет нам идентифицировать любого человека, причисляя его к какой-либо группе и вписывая в социальную структуру общества. Примеры статусов могут быть различны: священник, руководитель, женщина, ребенок, клиент, профессор, заключенный, отец, мэр и т.д. Каждый человек волен формировать свой статус, однако он ограничен своим финансовым положением, социальными отношениями и национальной культурой в целом. Любое государство предлагает своим индивидам определенный набор статусов, соответствующих и возможных на каждом историческом и общественном этапе развития общества. Более того, общество создает поле конкурентной борьбы за статус. На специфику этой борьбы влияет возраст, пол индивида, его социальная и профессиональная принадлежность. Само понятие социальный статус личности имеет три составляющих: социология (прилаг.: социальный), статус и личность. · Социология -это наука об обществе. · Личность - это индивид, который является носителем не только биологических и психологических качеств, но и социально значимых особенностей. Много личностей составляет общество. Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. · Статус - это социальная позиция занимаемая личностью в обществе. Виды статусов: · Личный статус - это положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. · Социальный статус - это положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной). · Статусный набор - это совокупность статусов принадлежащих одному индивиду. · Предписанный статус - статус который человек приобретает по факту рождения (напр.: титул, который по наследству) · Достигаемый статус - положение которого человек достигает благодаря своим усилиям. · Естественный статус - этостатус, который опирается на биологический признак. (мужч., женщ.) Итак: социальный статус личности - это положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей. Социальный статус зависит от: · возраста; · пола; · профессии; · происхождения; · семейного положения; · дохода; · образования. Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один единственный социальный статус. Каждый человек может занимать несколько различных статусов, однако какой-нибудь из них будет превалировать над другими. Такой статус социологи называют основным. Основной статус доминирует в сознании человека, влияя на его жизнедеятельность и мотивы поведения, а также окружающие люди воспринимают этот статус как ведущий для индивида. Таким образом, заметно влияние социального статуса на человека. Не меньшее влияние на него оказывают социальные роли. Социальный статус и социальные роли - это взаимосвязанные понятия. Любой статус содержит в себе определенные модели поведения, культуру отношений и обязательств. Другими словами, ожидаемые действия. Именно эти действия и то, что формирует поведение внутри социального статуса, называется социальной ролью. В каждом статусе возможно проявление нескольких ролей, которые в социологии принято называть «ролевой набор». Ожидаемое поведение, связанное с той или иной ролью, выполняет для общества функции нормы, регуляции прав и обязанностей. Все общество основывается на ролевых отношениях, что еще раз закрепляет социализирующую роль общественности для каждого индивида. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: жена, мать, дочь, сестра, сотрудник компании, христианка, участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д. Существуют противоречия статусов, что ведет человека к дискомфорту, следовательно, он стремится к изменениям. Например: в США долгое время существовала расовая дискриминация афроамериканцев. Со временем представитель этой расы становится президентом США. Это значит, что статусная система общества изменилась. Соотношение предписанных и приобретенных статусов отражается в социальной структуре. В рабовладельческом, феодальном и кастовом обществе преобладают предписанные статусы, т.к высоко ценятся родственные связи для статусности. В демократическом обществе приобретенные статусы преобладают. Социальная роль личности- это совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию. Аспекты социальной роли: · способ поведения; · формализация: а) можно общаться формально (пр-р.: лектор- студент на занятии); б) общение в не формальной обстановке (пр-р.: те же при случайной встрече на улице); · приобретенные роли - в детстве это игрушки, а во взрослой жизни это осознанный выбор профессиональной деятельности; · масштаб связей - одни роли предполагают широкий круг общения (пр-р.: журналист), а другие роли ограниченный круг (пр-р.: родитель по количеству детей в семье); · эмоциональный аспект - судья, актер; · мотивационный аспект - интерес, финансы, престиж или иное. Деление социальных ролей: · поведение личности; · ролевое ожидание окружающих от поведения личности. (Под призмой профессии, звучит примерно так, что можно актеру, нельзя судье.) · социальные роли (деятельность человека в группах); · межличностные роли (семья, друзья). Процесс социализации. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Человек наблюдает за окружающими, а затем подражает им, принимая правила. Но у человека существуетет определенная степень свободы, которая не должна нарушать свободы других людей и системы общества. Социализация - это процесс формирования личности, в ходе которой человек усваивает умения, образцы поведения и установки свойственные его социальной роли. (Индивид либо действует так как от него ждут, либо совершенствуется в соответствующей ему роли). Идет совмещение внешних факторов и внутренних качеств человека. Агенты социализации - это члены общества, которые оказывают влияние на формирование личности. В детстве родители, а с 3-х лет количество агентов социализации увеличивается. Конформизм - пассивное принятие существующего порядка. Формы социализации: · Адаптация - пассивное приспособление к среде; · Интеграция- активное взаимодействие личности со средой, в результате которой не только среда влияет на личность, но и личность изменяет среду. Степень завершенности социализации определяется: · Умением распоряжаться финансами независимо от других. · Возможностью обеспечить себя средствами к существованию. · Способностью проживать отдельно от родителей. · Способностью в выборе образа жизни. Вопросы для самоконтроля: 1. Что значит понятие социальный статус личности? 2. Назвать три составляющие социального статуса личности. 3. Назвать виды социальных статусов. 4. От чего зависит социальный статус личности? 5. Какова суть понятия социальная роль? 6. Что входит в статусный набор человека? 7. Каковы основные аспекты социальной роли личности? 8. Социализация личности, что это?

К ним относятся те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пассажир и т.д.).

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Все статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. С его смертью заканчивается его социальное время. У человеческого общества время тянется гораздо дольше.

Вневремененные статусы. Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемыми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смысле они существуют вечно. Например: пол, национальность, раса и некоторые другие.

Постоянные (основные)статусы - это статусы, сохраняющиеся на протяжении длительного времени.

Временные статусы. Большинство статусов временные. И самые яркие из них – эпизодические. Они и названы так благодаря своей кратковременности. Гостем можно быть несколько часов или дней, но вряд ли несколько лет. То же самое можно сказать о пассажире, покупателе или пациенте поликлиники. Яркий пример эпизодического статуса – находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и неформальных статусов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время вы покинули магазин и вышли на улицу. Теперь у вас эпизодический статус прохожего. А через 10 минут вы спустились в метро и превратились в пассажира. На стене вагона висят права и обязанности, предписанные данному статусу.

Экономические, политические, религиозные статусы могут быть временные и постоянные. Примеры политических статусов. Постоянные те, которые включены в систему государства (правительство, полиция). Статус избирателя – временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании – временный статус. Кандидат в президенты – также временный статус, но представитель президента на местах – постоянный.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА

С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя портрет человека с набором индивидуальных черт. Можем ли мы сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?

Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон.

Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.

Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться несновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в метро (эпизодический статус «пассажир»), а другой – передвигаться на собственной «Аудио» («водитель – владелец собственной автомашины»).

Главный и личный статусы

В наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Для женщин главным традиционно был статус, связанный с положением мужа. В современном обществе положение меняется. Для мужчин – статус, связанный с основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на промышленном предприятии.

Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказываются не место работы или род занятия, а ученая степень, для менеджеров – должность или иерархический ранг.

Для мужчины – это статус занятого в общественном производстве (статус работника), для женщины – домохозяйки. Общество закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее ему потерять его. Безработица для мужчины страшна тем, что она лишает его главного статуса – кормильца семьи.

36 выбрали

Не все люди, связавшие свою жизнь с модой, афористичные острословы. Но когда много думаешь о моде, когда твоя жизнь связана с модой и стилем, сами собой приходят на ум слова, складывающиеся в предложения, в которых уже ничего не добавить, ни убавить!.. Я подобрала 50 цитат о моде, принадлежащие великим дизайнерам XX века, а также людям, которые владели искусством творить свой стиль...

1. Для того, чтобы быть незаменимой, нужно быть разной. Коко Шанель

2. Мода не просто делает женщин красивыми, она дает им уверенность в себе. Ив Сен-Лоран

3. Чистые, сильные эмоции. Это не о дизайне. Это о чувствах. Альбер Эльбаз

4. Когда вы слышите, что дизайнеры жалуются на проблемы своей профессии, скажите: Не увлекаетесь, это всего лишь платья. Карл Лагерфельд

5. Мода - это не о лейблах. И не о брендах. Это о чем-то еще, что происходит внутри нас. Ральф Лорен

6. Мы никогда не должны путать элегантность со снобизмом. Ив Сен-Лоран

7. Девочки одеваются не для мальчиков. Они одеваются для себя и, конечно, друг для друга. Если бы девочки одевались для мальчиков, они бы так и ходили все время голыми. Бетси Джонсон

8. Женское платье должно быть сродни колючей проволоке: делать свое дело, не портя пейзаж. Софи Лорен

9. Стиль – это простой способ говорить о сложных вещах. Жан Кокто

10. Дайте девушке правильные туфли, и она сможет покорить мир. Мерилин Монро

11. Я не занимаюсь модой. Я сама - мода. Коко Шанель

12. Моду дизайнеры представляют на подиуме четыре раза в год. Стиль – это то, что выбираете вы сами. Лонер Хаттон

13. Мне нравится быть женщиной даже в этом мужском мире. В конце концов, мужчины не могут носить платьев, а мы можем носить брюки. Уитни Хьюстон

14. Мода должна быть формой эскапизма, а никак не формой лишения свободы. Александр МакКуин

15. Ходите всегда так, будто за вами идут трое мужчин. Оскар де ла Рента

16. Духи могут рассказать о женщине больше, чем ее почерк. Кристиан Диор

17. Одеться Шахерезадой легко. Подобрать маленькое черное платье - труднее. Коко Шанель

18. Быть не похожей на других - просто, но быть уникальной – очень сложно. Леди Гага

19. Стиль – это способ сказать, кто вы есть, без слов. Рэйчел Зоуи

20. Я не моделирую одежду. Я создаю мечты. Ральф Лорен

21. В туфлях без каблука я не могу сосредоточиться. Виктория Бекхэм

22. Если сомневаетесь, надевайте красное. Билл Бласс

23. Ничто не делает женщину более красивой, чем уверенность в том, что она красива. Софи Лорен

24. Моя работа - соединять комфорт и роскошь, практичное и желаемое. Донна Каран

25. Роскошь должна быть удобной. Иначе это не роскошь. Коко Шанель

26. Мода как архитектура: главное - пропорции. Коко Шанель

27. Если не можешь быть лучше своего конкурента, то хотя бы лучше одевайся. Анна Винтур

28. Ничто так не старит женщину, как слишком богатый наряд. Коко Шанель

29. Наряд - предисловие к женщине, а иногда и вся книга. Себастьен-Рош Николя де Шамфор

30. Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого. Марк Твен

31. В юбке нет ничего особенного, когда она колышется на бельевой веревке. Лоренс Дау

32. Если не можете вспомнить, во что женщина была одета, значит она была одета идеально. Коко Шанель

33. Мода - это форма безобразия, настолько невыносимого, что мы вынуждены изменять ее каждые полгода. Оскар Уайлд

34. Я одеваюсь для имиджа. Не для себя, не для публики, не для моды, не для мужчин. Марлен Дитрих

35. Каждое поколение смеется над старой модой, неизменно следуя новой. Генри Дэвид Торо

36. Я знаю, чего хотят женщины. Они хотят быть красивыми. Валентино Гаравани

37. Я всегда считал белую футболку альфой и омегой модного алфавита. Джорджио Армани

38. Мода - это то, из чего мы сами себя складываем ежедневно. Миучча Прада

39. Мода всегда вдохновлена молодостью и ностальгией и часто черпает вдохновение в прошлом. Лана Дель Рей

40. Мода дарит счастье. Это радость. Но не терапия. Донателла Версаче

41. Нет на свете дизайнера лучше, чем сама природа. Александр МакКуин

42. Платье не имеет никакого смысла, если оно не вселяет в мужчин желание снять его с вас. Франсуаза Саган

43. Покупай меньше, выбирай лучше, и делай это самостоятельно. Вивьен Вествуд