Введение 3
1. Возникновение государственности у восточных славян 4
2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия 5
3. Становление древнерусского права. «Русская правда» 8
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Введение

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.
В контрольной работе речь пойдет о вопросах возникновения государственности у восточных славян, о Киевской Руси как раннефеодальной монархии, «Русской правде» и становлении древнерусского права.

1. Возникновение государственности у восточных славян

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии .
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Киевская Русь IX – X вв. – первое государство восточных славян, объединившее более 200 мелких славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен. Термин «Киевская Русь» очень удобен для обозначения определенного хронологического отрезка – 9 –начало 12 в., когда Киев стоял во главе огромного государства, открывшего собой новый, феодальный период в истории народов Восточной Европы, период, сменивший первобытность и продолжавшийся почти тысячу лет.
Но, древнейшим источником права является обычай. Наиболее ранним памятником русского права является текст договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 г.). тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международномы, торговому, провессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являющийся, сводом норм обычного права.

2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия

Здесь невозможно охарактеризовать всю многовековую историю взаимоотношений Руси и Византии, начиная с хождения в Константинополь первого (правившего на рубеже VIII-IХ вв.) киевского князя Кия, который, по летописи, “велику честь приял” от византийского императора. Остановимся только на первом военном столкновении русских и византийцев. 18 июня 860 года войско Руси осадило Константинополь (сведения о более ранних подобных атаках недостоверны). Новейшие исследования показали, что этот поход был совершен под диктатом Хазарского каганата. Это неоспоримо явствует, в частности, из того факта, что в том же 860 году Византия отправила посольство во главе со святыми Кириллом и Мефодием не в Киев, а в тогдашнюю столицу Хазарского каганата - Семендер на Северном Кавказе (есть, правда, серьезные основания полагать, что на обратном пути это посольство посетило и Киев). Отмечу еще, что в одном из позднейших византийских сочинений предводитель похода на Константинополь (это был, очевидно, киевский князь Аскольд) точно определен как “воевода кагана” (то есть властителя Хазарин).
Особенное, даже исключительное значение имеют для нас рассказы непосредственного свидетеля и прямого участника - событий одного из наиболее выдающихся деятелей Византии за всю ее историю, константинопольского патриарха св. Фотия (он, кстати сказать, называет русских “рабствующим” народом, - имея в виду, как полагают, тогдашнюю подчиненность Руси Хазарскому каганату; именно по его инициативе и было отправлено к хазарам посольство его великих учеников свв. Кирилла и Мефодия).
Св. Фотий свидетельствовал, что в июне 860 года Константинополь “едва не был поднят на копье”, что русским “легко было взять его, а жителям невозможно защищать”, что “спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия... город не взят по их милости” и т.п. Фотия даже уязвило, как он отметил, “бесславие от этого великодушия”. Но так или иначе 25 июня жители Константинополя неожиданно “увидели врагов... удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения”.
Впоследствии, в XI веке, византийские хронисты, не желая, по всей вероятности, признавать это русское “великодушие”, выдумали, что будто бы буря по божественной воле разметала атакующий флот (эта выдумка была воспринята и нашей летописью). Между тем очевидец событий Фотий недвусмысленно сообщает, что во время нашествия русских “море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плавание”.
Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодальной формации и существуют многие явления, присущие предшествующим формациям. Речь идет не столько о преобладании в данный момент того или иного уклада, сколько о тенденции развития, о том, какой из укладов развивается, а какие постепенно отмирают. В древнерусском государстве будущее принадлежало именно феодальному укладу.
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. По летописи нам известны немногие из них. Однако договоры Олега и Игоря с Византией содержат упоминание о том, что их было не мало .
Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Функции князя точно определены в легенде о призвании варягов: «володеть и судить по праву». Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства. Князь советовался с дружиной по всем делам. Вместе с тем и князь был нужен дружине, но не только как реальный военный предводитель, а и как некий символ государственности.
Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составляющие постоянный совет, «думу» князя стали именоваться боярами. У некоторых из них могла быть и своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «чадь», «гриди». Если бояре выступали в роли воевод, то младшие дружинники исполняли обязанности административ-ных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т.д. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов.
Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Народное собрание – вече – действовало активно в 9-11 вв. и позднее. Народные старейшины – «старцы градские» – участвовали в княжеской думе, и без их согласия было, видимо, трудно было принять то или иное решение. Летописи отразили падение роли вече в политической жизни: его упоминание обычно связано с экстраординарными ситуациями, когда ослабевшая княжеская администрация или нуждалась в дополнительной опоре или утрачивала власть. Однако были и исключения: сильные позиции сохранило народное собрание в Новгороде и ряде других городов .
Анализ социально-политических структур позволяет говорить о трех центрах притяжения, влиявших на общественное развитие: это прежде всего княжеская власть, набиравшая силу дружина (боярство), народное вече. В дальнейшем именно соотношение этих властных элементов станет определять тот или иной тип государственности, который возобладает на территориях, некогда входивших в состав державы Рюриковичей.
В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились: дворский - ведал всем княжеским хозяйством; воевода - командующий всеми вооруженными силами княжества; тиун конюший - отвечал за княжеские конюшни; стольник - ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием. Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.
Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников. Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община.
Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Скачать бесплатно

Возникновение государственности у восточных славян. Правовые формы раннефеодальных отношений.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII—VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это — равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Структура общественного управления:

— народное собрание (вече), на котором решались все важнейшие вопросы управления;

— во главе союза племен стоял князь — военный предводитель, первоначально избираемый на народном собрании (позже его власть стала наследственной). Князь являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления;

— совет старейшин.

Тенденции в развитии общественных отношений:

— роль князя в управлении союзом племен увеличивалась;

— при князе формировалась дружина — особая организация, связанная не родовыми связями, а общностью военных и имущественных интересов и верностью военному предводителю — князю;

— роль народного собрания и совета старейшин уменьшилась, народное собрание превратилось в собрание воинов, которому князь и его дружина могли диктовать свою волю,

— при князе сформировался совет, в который входили разбогатевшие дружинники и представители родоплеменной знати.

Данные тенденции свидетельствуют о процессе преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы:

— появляется особая, не совпадающая с населением, отделенная от него публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления, вооруженными силами (дружиной) и распространяющаяся на определенную территорию;

— формирование имущественного неравенства и частной собственности создает возможности сбора налогов (дани) в пользу государства.

Племенные союзы в военно-политических целях образовывали более крупные политические формирования — «союзы союзов», которые фактически являлись образованиями государственного типа.

В VII в. наиболее крупными союзами были: Куяба (с центром в Киеве), Артания (с центром в Рязани), Славия (с центром в Новгороде).

В IX в. на основе полянского союза с центром в Киеве сложилось предгосударственное объединение, носившее название Русь, а позже Русская земля. В него вошли южные славянские племена — поляне, полочане, дреговичи. Правила в этом объединении династия князя Кия, представителями которой были князья Дир и Аскольд. Другое крупное объединение северных славянских племен произошло вокруг Новгорода, которое с 862 г. возглавила династия Рюриковичей. В 882 г. в результате похода новгородского князя Олега на Киев эти два крупных славянских центра были объединены. Столицей образовавшегося древнерусского государства стал город Киев.

С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Среди историков нет единства в вопросе происхождения государственности у восточных славян. Обычно выделяют две теории.

«Норманнская теория», создателями которой считают немецких ученых Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.П. Шлецера. Основанием для возникновения «норманнской теории», является древнерусская летопись XII в. «Повесть временных лет», в которой говорилось о призвании в Новгород трех братьев - варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. По мнению сторонников этой теории, братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь», а восточные славяне были не способны создать собственную государственность, в силу своей отсталости.

«Антинорманнскую теорию» поддерживали М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров и др. Сторонники данной теории считают, что Древнерусское государство не было создано выходцами из Скандинавии, а явилось следствием эволюционных исторических процессов. Такими историческими процессами считают разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений.

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и ненаселенных земель.

Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают пленных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Предисловие

– это важный, еще не до конца изученный вопрос в истории. Ведь причины появления государства у восточных славян, появление Киевской Руси кроются в общности интересов и целей народа и закрепляют это соединение какой-либо связующей формой общественного и государственного строя. Поэтому важно знать, каким образом и как шло формирование государственности у Восточных славян, ведь в дальнейшем Киевская Русь создала культурные и политические предпосылки для создания и дальнейшего развития Российского государства. Так же этот вопрос актуален и тем, что сегодня идет пересмотр решающей роли норманнов в создании государства у восточных славян, и это тоже очень важно, ведь важно знать для самосознания Русского народа, что государственность появилась не благодаря скандинавам-германцам, а вследствие развития собственных социально-экономических отношений. В данной работе я прослежу развитие государственности у восточных славян, начиная от военных союзов (первых догосударственных объединений славян) до расселения восточных славян на Русской равнине, и следствия этого расселения, благодаря которым восточные славяне попали в ряд новых местных условий, которые, в свою очередь, создали дальнейшие предпосылки к возникновению государственности.

Военные союзы – догосударственные образования у славян

Важно заметить, что догосударственные образования, в виде военных союзов, возникают у славян еще до их размежевания на западных и восточных славян. Главная же причина появления этих союзов заключается в необходимости защиты от других народов, таких как авары, франки, хазары, и в набегах на Византийскую империю.

Ярким известным примером военного союза является объединение богемских славян под предводительством некоего вождя Само в 623 году, который был избран в цари. Под его предводительством богемские славяне сбросили аварское иго и даже смогли противостоять франкам, разгромив их многочисленное войско под предводительством короля Дагоберта. В дальнейшем это догосударственное образование распалось после смерти самого Царя Само.

Другим военным союзом, интересующим нас больше, потому что он объединял главным образом именно восточных славян, был военный союз славян на Карпатах в VI веке, именно он находился на юго-западе Русской равнины, на северо-восточных склонах и предгорьях Карпат.

Здесь главным объединяющим фактором были военные походы на Византийскую империю, причем важно отметить, что в отличие от германских племен которые вторгались на территорию Западной Римской империи целыми племенами, славяне совершали набеги вооружёнными дружинами, выделяющимся из разных племен. Такие дружины и становились боевой связью отдельных племен.

О об этом союзе повествует и «Повесть временных лет», упоминая, однако, только одно племя дулепов, хотя существовали и другие племена, например поляне, северяне, древляне, кривичи, хорваты, уличи, радимичи, дреговичи, вятичи и др. Так повесть рассказывает о нашествии аваров на дулепов в VI-VII в.в. Упоминание имени одних дулепов можно объяснить следующим. В 1040 годах арабский писатель Масуди в своём географическом сочинении «Золотые луга» писал о восточных славянах. Он говорил о неком племени валинана (волынян), которое господствовало некогда над другими племенами, и вождь их был одновременно и царем всех восточных славян, но затем пошли раздоры и союз распался на отдельные племена, каждое из которых выбрало уже своего царя. А из «Повести» Нестора мы знаем, что волыняне – это те же дулепы. И «Повесть», упоминая про аварское нашествие, говорит о дулепах только потому, что всех восточных славян называли по имени главного племени, как впоследствии Русью называлась только Киевская область, а потом уже все восточные славяне.

Расселение восточных славян по Русской равнине, как следствие появления условий для создания государства

Дальнейшее расселение восточных славян по Русской равнине в VII веке из-за Аварского нашествия обособило Восточных славян, и в действие уже вступили новые особые местные условия, которые и влияли на их жизнь многие столетия.

Что же прежде всего способствовало появлению государства у славян? Это распад родового строя, который был вызван, прежде всего, колонизацией, так Родовой союз держится крепко, пока родичи живут вместе, но колонизация и особенности края, куда они отправились, разрушали совместную жизнь родичей. Таким образом, распадался родовой строй, где родственники жили отдельными поселками и не вперемежку с чужеродцами.

Родовой союз держался на двух столбах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Но власть старшины в ходе колонизации русской равнины не могла простираться с одинаковой силой на все родственные дворы, разбросанные по обширным лесам и болотам. Таким образом, место родовладыки в каждом дворе занимал домовладыка, хозяин семьи. Самое важное – то, что хоть родичи и могли помнить своего одного предка, кровное родство, общие обычаи, в области права и имущественных отношениях связь между родичами все больше слабела. Таким образом, появилась соседская община, взамен родовой, что способствовало развитию более совершенных общественных отношений. В соседской общине хоть и сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, семье уже выделялись в пользование участки пахотной земли. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая и получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Развитие орудий труда и обособление общины порождало накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Вследствие этого происходило расслоение общины и рост имущественного неравенства, накопление богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало. Таким образом, имущественное расслоение порождало дальнейшие предпосылки для создания государства у восточных славян.

Еще важнее для создания государства у восточных славян, были экономические предпосылки, в частности – торговое движение по Днепру. Если посмотреть, как размещала «Повесть временных лет» славянские племена, нетрудно заметить, что основная масса племён занимала западную часть Русской равнины. Это объясняется, прежде всего, тем, что в то время Днепр был удобнейшей торговой дорогой для западной полосы Равнины, пронизывая её с севера на юг. Этот торговый путь достаточно подробно описан Нестором в «Повести временных лет»: «И бе путь из варягъ в грекы и из грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокъ по Ловоти, и по Ловоти внити въ Илмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево; и того озера внидеть устье в море Варяское; и потому морю внити доже и до Рима; а от Рима прити по тому же морю къ Цесарюграду, и от Царяграда прити в Понт море, в неже втечеть Днепръ река”. Также параллельно пути из «варяг в греки» существовал путь через Волгу и Каспий, так называемый путь из «варяг в персы». Таким образом, восточные славяне, сев на Днепре, оказались втянуты в сложное торговое движение. Днепр открыл дорогу для восточных славян к черноморским и каспийским рынкам. Благодаря торговле началось активное освоение естественных богатств занятой земли. С тех пор главными предметами внешней торговли были пушнина, мед, воск. Эта торговля начинается с конца VII века, на это указывают найденные клады в области Днепра, наибольшее количество которых находили IX и X века, ко времени наибольшего развития торговли на Днепре. Оживленная торговля усилила имущественное расслоение славян и создала дальнейшие предпосылки для создания городов, и, соответственно, для появления первых государственных образований.

Появление городов у восточных славян

Следствием успешной торговой деятельности восточных славян стало появление древнейших торговых городов, это, например, такие города, как Киев, Преславль, Смоленск, Чернигов, Любеч, Новгород, Полоцк, Ростов. Если посмотреть на географическое размещение этих городов, то становиться ясно, что они были созданы успехами внешней торговли, так как большинство этих городов возникло по главному речному пути «из варяг в греки». Создание этих больших торговых городов являлось завершением сложного экономического процесса. Так восточные славяне расселяются по Днестру одинокими дворами, с развитием торговли среди этих, ранее обособленных дворов, возникают сборные торговые пункты, куда славяне сходились для торговли. Эти торговые пункты назывались погостами. Такие мелкие рынки стремились к более крупным, возникающим на особо бойких торговых путях. И в дальнейшем наиболее крупные погосты-рынки становились посредниками между иноземными торговцами и туземными промышленниками, в результате чего они превращались в города.
Города служили главными торговыми центрами и складами для образовавшихся вокруг них промышленных округов. В дальнейшем города начали вооружаться: для защиты своей торговли и торговых путей возводились стены, вводилось военное устройство, города запасались ратными людьми. Так к IX веку стал складываться военно-промышленный класс, в состав которого входили так называемые варяги. Варяги имели иной характер на Руси, чем Западе. Здесь они выступали, прежде всего, как торговцы или же шли в Византию, чтобы наняться Императору или пограбить богатых греков. Варяг на областном русском лексиконе означает мелкий розничный торговец в больших торговых городах. Варяги смешивались здесь с туземным классом вооруженных купцов, нанимаясь охранять русские торговые пути. После формирования из местных и иноземных элементов военно-промышленного класса в городах, экономическое подчинение городу подкреплялось военным подчинением промышленных округов и, соответственно, племен, обитавших в этих округах. В IX веке образуется первая местная политическая формагородовая область, называлась она так же, как и главный город. Это были области Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Переясловская и Киевская. Таким образом, вооружённые города образовывались именно среди тех племен, которые наиболее активно участвовали во внешней торговле, подчиняя себе соплеменное окрестное население, для которых они прежде служили торговыми сосредоточениями, а также подчиняли другие соседние племена, не имевшие городов.

Появление Варяжских княжеств

Варяжские княжества являются вторичной политической формой, после городовых областей на Руси. Варяжские княжества возникали в тех городах, куда с особой силой приливали варяги. Когда они набирались в достаточном количестве, варяги легко становились вместо наёмников-охранников торговых судов в правителей. Таких княжеств мы встречаем на Руси несколько: так во второй половине IX века на севере княжество Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворово в Изборске, Аскольдово в Киеве. В X веке Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припяте, причем существование последних двух княжеств было упомянуто в «Повести временных лет» мимоходом. Можно предположить, что подобные княжества возникали и в других местах и исчезали бесследно. Также важно упомянуть и «Сказание о призвании князей», если отбросить идеалистический покров и буквальное значение «Сказания», станет ясно, что оно говорит не о прошении новгородцев править над ними, а о найме для защиты торговли от других норманнов или каких-либо внешних врагов, за определенную плату. Но, видимо, охранители хотели больше плату, тогда произошло восстание, подавленное бывшими наёмниками, ставшими уже властителями, а наёмное жалование превратилось в обязательную дань. «Сказание» демонстрирует переход городовой вольной области Новгородского княжества в Варяжское княжество.

Несостоятельность Норманнской теории

Также важно упомянуть, что варяги не принесли на Русь каких-либо умений политического управления и не явились основателями Русского государства, как утверждают норманисты, например такие, как Карамзин, Шлецер, Миллер и др. Основываясь на высказывании Нестора: «Древляне, живяху звирминным образом, ядяху вся не чисто…» Ломоносов, Щербатов, Татищев опровергли эту теорию, но до сих пор мнения ученных расходятся. И я больше всего согласен с антинорманнистами.

На несостоятельность Норманнской теории указывает, прежде всего, то, что время Норманнского нашествия началось позже формирования городов на Руси. Об этом говорит то, как называли скандинавы Древнюю Русь – «Гардарикой», что в переводе означает страна городов. И главное, уже был сформирован военно-промышленный класс в городах, варяги только влились в него, об этом говорят также арабские источники: Еврей Ибрагим – путешественник и торговец, оставил записку в сочинениях Арабского писателя XI в. Аль-Бекри, в первой половине X века он писал, что «племена севера (варяги) завладели некоторыми из славян и до сей поры живут среди них, даже усвоили их язык, смешавшись с ними».

Это также подтверждают и археологические раскопки, например, Гнездовских курганов: в погребениях состоятельных дружинников наблюдаются следы обрядов, в устройстве курганов и в утвари – разнообразные сочетания скандинавских со славянскими признаками, при явном преобладании славянских.

Что касается заимствований слов, то из скандинавского языка оно минимально. В свою очередь в скандинавском языке много заимствований из русского. В него вошли такие русские слова, как «торг», «толк» (перевод), «ладья» и другие, обозначающие важные понятия цивилизации.

Большинство политических терминов было исконно русского происхождения. Вот некоторые из таких терминов – власть, государство, закон, право, вина, суд, воин, рать, дань, стол (престол).

Наиболее состоятельно мнение о том, что действительно первые Русские государства, т.е. города – городовые области, образовывались в результате внутреннего общественно-экономического развития, а не под воздействием внешних обстоятельств, но вливание варягов в военно-промышленный класс городов, ускорило процесс становление первых государств.

Образование великого княжества Киевского – первой формы Русского государства

В ходе дальнейшего углубления экономических и политических изменений, рассмотренных выше, появилась третья политическая форма на Руси. Это великое княжество Киевское, которое появилось из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей. Объединение городовых областей вокруг Киева было неслучайным. Прежде всего, благодаря своему географическому выгодному положению, Киев замыкал цепь торговых русских городов по пути из варяг в греки, тем самым он становился сборным пунктом русской торговли. И тем самым Киев делал зависимым от себя все остальные торговые города. Поэтому именно общий торговый интерес соединял прибрежные торговые города под властью Киева, и под властью Киевского князя. Став Варяжским княжеством, Киев уже не мог оставаться, в силу своего экономическо-географического значения, княжеством местного значения. Начался процесс объединения вокруг Киева других русских городов, заинтересованных в общем торговом интересе, а в дальнейшем, в ходе укрепления власти Киевского князя, происходит насильственное подчинение тех племён, которые не хотели добровольно поддержать киевских князей, так как находились в стороне от главных торговых путей. И я считаю поэтому, что призвание Рюрика в Новгород нельзя считать началом появления Русского государства, оно основывалось на деятельности Аскольда (и Дира) и потом Олега в Киеве, именно при этих правителях из Киева пошло политическое объединение всего русского восточного славянства, и именно поэтому можно признать Киевское великое княжество первоначальной формой Русского государства.

В подтверждении этого можно указать на то, что первым общерусским военным мероприятием, вызванным общим интересом, был поход на Царьград Аскольда и Дира в 860 году, направленный не только на грабёж Византии, но и на достижение выгодных торговых договоров. Дальнейшие походы Русских князей преследовали ту же цель.

Ярким признаком возникновения государственности мы видим в возникновении системы налогообложения. Как только Олег утвердился в Киеве, он занялся установлением порядка сбора дани с подвластных племен Существовали несколько способов налогообложение: повоз – подвластные племена сами подвозили дань в Киев, полюдье – административно-финансовая поездка князя для сбора дани по подвластным племенам, в дальнейшем система была реформирована Ольгой, ведены «Уставы и оброки, дани и погосты», то есть учреждались сельские судебно-административные округа и устанавливались податные оклады.

Заключение

В данной работе я проследил основные моменты возникновения государственности у восточных славян. Можно сделать вывод о том, что способствовало появлению государственности. Во-первых, то, что в ходе переселения восточных славян на Русскую равнину славяне попали под действие новых экономических условий, вызванных, прежде всего, характером освоения края, а в ходе освоения нового края произошла смена родовой общины соседской. Во-вторых, на возникновение государственности большое влияние оказало оживлённое торговое движению по Днепру, вследствие чего возникали погосты между дворами, которые превратились сначала в крупные торговые города, в них сформировался военно-промышленного класс для защиты своей торговли, а затем из городов выросли городовые области. И, в-третьих, объединение городовых областей происходило под властью Киева, а именно под властью Киевского князя, который возглавлял военно-промышленный класс. Поэтому одним из главных факторов сближения разрозненных княжеств был экономический интерес, и этим экономическим фактором была торговля, дань, шедшая Киевскому князю, питающая внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направляет и внешнюю деятельность первых русских князей: Олега, Игоря, Святослава, Владимира и Ярослава к главным двум целям: приобретению заморских рынков и к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам. Таким образом, можно сказать, что в образовании Русского государства принимали участие оба фактора – это общий интерес и вооружённая сила. Как только в Киеве утвердилась вооруженная сила, в лице князя с дружиной, способная удовлетворить потребность в охране торговли, то этой силе добровольно подчинились все торговые города Руси с их областями, соответственно князь с вооружённой дружиной превращался в политическую власть. В дальнейшем пользуясь поддержкой дружины и заинтересованных в торговле племен, князь покорил другие племена, не разделяющего этого общего интереса, тем самым было завершено политическое объединение восточных славян, и одновременно возникновение государственности у восточных славян.

Использованная литература: Н.М. Карамзин История государства Российского; В.О. Ключевский Русская история от древности до нового времени; История государства и права России: Учебник для вузов под редакцией С. А. Чибиряева – 2002- С 528.

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком‑то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все бо́льшую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединенного Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно‑Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория , в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью ) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нем сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр . Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Отечественная история

Тема: «Возникновение государственности у славян»


Центристская теория .

Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам:

Норманны сами в то время не имели государственности;

Процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам;

Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских славян

Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.

Теории возникновения государственности у славян можно представить в виде таблицы:

Теории возникновения государства восточных славян

Норманнская : создание Древнерусского государства норманнами(варягами с добровольного согласия славян, которые не смогли этого сделать самостоятельно (Г.З. Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф. Миллер (XVIII в.) Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев (XIXв.))

Антинорманнская: Отрицается роль варягов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В.Ломоносов (XVIIIв.), Б.А.Рыбаков (XXв.))

Центристская: возникновение Древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва (XXв.) и большинство современных историков)

VI. Особенности образования государства восточных славян.

Среди основных признаков образования древнерусского государства к концу X века выделяют такие как:

1. система сбора дани;

2. территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3. простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

4. династическая (родовая) княжеская власть;

5. религия, усиливающая процесс придания священности княжеской власти.

Суровость климатических условий Восточной Европы, а также оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Заключение

Рассмотрев предпосылки появления государственности у восточных славян, их занятия, религию, теории происхождения древнерусского государства, а также особенности образования государства восточных славян, можно сделать следующие выводы:

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Образование государства создавало благоприятные условия для развития ремесел, земледелия, а также внешней торговли.

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной − все это создавало предпосылки для появления государственной власти.

Государство влияло также и на формирование социальной структуры. Так, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности – основы трёх восточнославянских народов: великорусского, белорусского и украинского. Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения принимало на себя удар от кочевников, тем самым обеспечивая благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на её собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия.

Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.

1. Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь: перевод с англ.−М.,2001.

2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.−М.,2004.

3. Кириллов В.В. История России: Учебное пособие.−М.,2007.

4. Новиков С.В. История. Справочник абитуриента.−М.,1997.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник.−М.,2001.

6. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник. – М., 2001.


Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь: Пер. с англ. – М., 2001. С. 64-65.