— это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.

Идеологию можно представить как форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть.

Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.

Политической идеологии присущи следующие :

  • выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);
  • внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;
  • интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;
  • организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;
  • обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;
  • легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.

Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:

  • теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;
  • программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;
  • актуализированный , который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

Основные виды политической идеологии

Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.

Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.

Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое основание деления политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей, даже подавляющей роли государства в общественной жизни. Второе направление начиная с эпохи буржуазных революций пропагандирует реформизм , изменение функций государства, ослабление в той или иной степени его роли в управлении политическими процессами.

Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева or спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении свободы и равенства, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.

Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм , проповедующий немедленное уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное полное отмирание государства. К умеренным политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации.

За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.

Основные идеи некоторых политических идеологий следующие.

Либерализм

Стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Консерватизм

Базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Коммунизм

Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.

Базовые ценности при этом следующие:

  • общественная собственность на средства производства материальных благ;
  • классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
  • воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
  • забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
  • идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
  • коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).

Социалистическая демократия

Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.

Национализм

Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.

Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.

В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.

Фашизм

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.

Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.

Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.

Анархизм

Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:

  • идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
  • любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.

Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.

В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).

Роль идеологии в политике

Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.

Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.

Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).

Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.

Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.

В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.

Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.

Идеология (от гр. idea - понятие + logos - слово) самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет исключительно важную роль в политической жизни общества. Нельзя понять деятельность и поведение любого субъекта политики (социальной группы, партии, личности и т.д.), если не знать, какой системой взглядов он руководствуется. Идеология сформировалась как инструмент выражения и защиты интересов различных социальных групп и классов. Следует подчеркнуть, что идеология представляет собой естественное по происхождению и сложное по содержанию общественное явление.

Политическая идеология обладает определенной спецификой. Она непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью и интересами классов, наций, партий, государств и ориентирована на власть.

Итак, политическая идеология - это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть.

Основные назначения идеологии - выражать в обобщенной форме идейно-ценностные основы общественного устройства, давать соответствующие ориентиры социально-политического поведения и действия.

Поскольку современное общество состоит из большого числа социальных и политических групп с различными интересами, постольку в нем постоянно происходит идеологическая борьба. Одна из важных задач идеологической борьбы - придать особым интересам господствующих классов и групп форму всеобщего интереса и тем самым внедрить в сознание людей идею общности интересов всех классов и социальных групп данного общества.

В любой политической идеологии обычно выделяют три уровня функционирования: теоретико-концептуальный, программно-политический и поведенческий. Одни политические идеи и ценности направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, а другие выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, смене властных элит, политической модернизации.

На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения, раскрывающие интересы и:: идеалы класса, социального слоя, нации, государства.

На программно-политическом уровне политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги, которые составляют идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политической деятельности людей.

На поведенческом уровне идеи, ценности, интересы, выраженные в идеологии, реализуются также в обыденном общественном сознании. Если бы они выражались только средствами научно-технического характера, то они были бы малодоступны массам. Сила любой политической идеологии определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках людей.

Важно подчеркнуть еще одну черту политической идеологии. Кроме теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает определенную оторванность от действительности, ее принятие массами на веру. Например, К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно называли идеологию "иллюзорным", "ложным сознанием", поскольку в социально-классовой направленности мышления заложена тенденция одностороннего, частичного отражения действительности и стремление выдать эту часть, сторону образа действительности за целое, за наиболее полную ее картину. Какой образ действительности будет представлен в идеологических системах, зависит прежде всего от ряда характеристик субъекта идеологии: от положения класса, социальной группы в системе определенных общественных отношений; от того, какие общественные тенденции выражают их классовый интерес; в каком отношении они находятся к основным задачам эпохи. Идеологии вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради ложного.

Таким образом, идеология стремится сплотить, интегрировать общество, создать широкую социальную основу для власти правящих элит.

Политическая идеология выполняет следующие основные функции:

Формирует и развивает политическое сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и обосновывает мировоззренческие позиции;

Обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей;

Является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей;

Обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формирование и развитие политической культуры граждан.

Итак, политическая идеология, будучи цело стнойеистемой воззрений и концепций в отношении окружающей действительности, в то же время представляет собой систему политических ориентаций и установок. Это одновременно учение, программа и политическая практика.

Мировая политическая мысль выработала множество различных идеологических систем. Все они отражают интересы различных социальных и политических сил, отличаются по ориентационное ценностным идеалам, по степени распространенности и популярности. К их числу относятся либерализм, консерватизм, социализм и коммунизм. Формирование и утверждение каждого из этих идеологических течений происходило в различных социально-исторических и социально-культурных условиях. Поэтому в их содержании имеется множество разнообразных оттенков и противоречий.

Либерализм и неолиберализм. Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм (от лат. liberalis - свободный), принципы которого заимствованы многими политическими течениями. Наиболее полно идеи классического либерализма получили свое воплощение в политической и экономической практике англосаксонских стран, прежде всего в США. В 1947 г. был образован Либеральный интернационал. В ряде стран партии либералов являются правящими или входят в правительственные коалиции. Так, например, в современном Европарламенте либералы. имеют пятую по численности фракцию.

Либеральная идеология преимущественно радикального толка стала оказывать свое влияние и на политические процессы в СНГ, особенно в России, уже с самого на-- чала рыночных реформ.

Понятие "либерализм" вошло в политический лексикон Европы в начале XIX в. Однако его истоки как определенной идеологии и политического течения восходят к XVII - XVIII вв., к периоду разрушения феодальных порядков и установления буржуазных общественных отношений. Источником либеральной идеологии явилась потребность создания такой концепции общественного устройства и государства, которая бы противостояла монархическому, абсолютистскому государству. Возникнув исторически как идеология третьего сословия, либерализм многими своими принципами выразил ее общечеловеческие потребности и обусловил создание концепции либеральной демократии. В ее основе лежат работы Ш.Л.Монтескьё, Д.Локка, Т.Гоббса, А. Смита, Т.Джефферсон, Дж. С. Милля и др. В России история либеральных идей наиболее ярко была представлена в учениях Б.Н.Чичерина, С.А. Муранцева, П.И. Новгородцева.

Фундаментальный принцип либеральной идеологии - свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его

Проявлениях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей. По мнению либералов, человек - независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо. Борьба за свободу означала для сторонников либерализма борьбу; за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономическую, политическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Именно на базе этих установок и были сформулированы основные постулаты идеологии либерализма.

Так, в политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от ограничений со стороны государства. "Лучшее правительство то, - отмечал американский президент Т.Джефферсон, - которое меньше всего управляет".

Основными политическими идеями сторонников либерализма были и остаются существование определенных "естественных" прав человека на жизнь, свободу, частную собственность, создание государства на основе общего консенсуса с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека; договорной характер отношений между государством и индивидом; ограничение объема и сфер деятельности государства; защищенность, прежде всего от произвола государства, частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни. На раннем этапе развития либеральной идеологии была выдвинута идея "государства - ночного сторожа", суть которой состоит в том, что оно должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими развитие частного предпринимательства, охрану порядка и защиту страны от внешней опасности. Не случайно именно в либеральной идеологии выдвинута идея приоритета гражданского общества над roсударство. Основоположник либерализма Дж.Локк подчеркивал, что гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него.

Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии. Суть в том, что он выработал систему конституционализма - институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это прежде всего равенство их перед законом, обладание каждого человека основными правами и свободами: участие в политической власти, право собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, передвижения, переписки и т.д.; терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства. Особо необходимо отметить приверженность либерализма идее разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Это механизм "сдержки и противовесов", препятствующий узурпации власти кем бы то ни было.

Либералы считают (и не без основания), что любой принцип, любая социальная идея цели модель, возведенные в абсолют, исключают свободу. Судьба свободы связана не с реализацией какого-либо наперед заданного принципа, а с правом хотя бы-частично уклониться от негоимся в запасе альтернативные варианты.

В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. В экономической теории либерализм защищал идеал свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, "честную конкуренцию", выступал против политического вмешательства в. экономическую жизнь.

В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества являются индивидуализм, опора на собственные силы, а не расчет на благотворительность и гарантии государства. При этом либерализм исходит из "естественного неравенства" людей, которые даже при одинаковых условиях непременно покажут разные результаты. Неравенство рассматривается как естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия людей. Отсюда равенство несовместимо со свободой. Классическив, либерализм выдерет два типа общественной эволюции; естественную, происходящую в гражданском обществе, и искусственную, насаждаемую государством сверху. Благополучно обстоят дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно. Демократия функционирует хорошо тогда, когда мотор "заложен" в самом гражданском обществе, а тормоз - в правительстве. Когда же общество лишено внутреннего мотора и деятельность стимулируется и направляется государством, то это прямой путь к деспотизму.

Либеральное мировоззрение можно в целом характеризовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь. В то же время ни один тип идеологии не может оставаться неизменным. Идеология только тогда эффективна, когда она способна адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения. Поэтому под влиянием развития социальных процессов происходила внутренняя: эволюция либерализма. Речь идет о появлении нового либерализма - неолиберализма, который еще называют социальным либерализмом (в противоположность старому. индивидуалистскому либерализму), "демократическими либерализмом" (в противоположность аристократическому), либерал-реформизмом и др. Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг. ХХ в. Учение английского экономиста М. Кейнса и "Новый курс" Ф.Д.Рузвельта означали утверждение в идеологии либерализма новых фундаментальных идей. Во-первых, это относится к новому пониманию социальной и экономической роли государства. Его главные задачи - прекращение социальных конфликтов путем поддержания наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование и т.д. Не либералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образование, дальнейшее расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение государственному сектору в экономике. Под флагом идеологии либерализма была создана так называемая модель "позитивного государства", которое они назвали государством "всеобщего благоденствия". По мнению либералов, такое государство является надклассовым органом и выступает в роли посредника между социальными интересами, действуя ради общего блага и во имя свободы каждого. Во-вторых, "новый либерализм" проповедует принципы плюралистической демократии, призванной. обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых. По мнению либералов, подлинная демократия - это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей. В-третьих, не либералы ввели свое понимание справедливости. Это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права, все остальное зависит от самого человека.

Неолиберализм привлекателен и тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства как воплощения естественного договора между свободными индивидами. В подходе же к другим проблемам общественно-политической жизни каких-либо кардинальных расхождений между классическим и новым либерализмом нет.

Несомненно, что роль либеральной идеологии в общественной жизни мировой цивилизации крайне важна.

Именно либеральное ориентационное ценностное сознание способствовало выработке и утверждению универсальных, общечеловеческих по своей сути ценностей - демократии, свободы и само ценности индивида.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Что такое политическая идеология

1.1 Понятие политической идеологии

1.2 Функции политической идеологии

2. Особенности политической культуры современного российского общества

3. Что такое партийная система

Заключение

Список литературы

Введение

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.)

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняют при этом различную социальную роль.

В данной работе будут рассмотрены вопросы: что такое политическая идеология, особенности политической культуры современного российского общества, что такое партийная система, будут описаны факторы оказывающие влияние на формирование партийной системы, также в данной работе будут рассмотрены функции политической идеологии.

1. Что такое политическая идеология?

1.1 Понятие политической идеологии

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями. политический культура идеология партийный

К. Маркс и Ф. Энгельс также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы двадцатого века.

Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В.И. Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата. Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инструментом защиты и оправдания любых политических решений.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.

Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований.

1.2 Функции политической идеологии

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контр идеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.

Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли.

Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности.

2. Особенности политической культуры современного российского общества

Эта культура носит отчетливый «государственнический» характер. Большая часть российского общества верит в «благодетельность» государства и связывает с ним свои надежды на будущее. Государству и раньше приписывалась важная роль в экономическом развитии, и этот тренд только усилился в условиях экономического кризиса. Отсюда - разделяемое большинством пожелание национализации экономических активов: по минимуму - добывающих отраслей, т.к. богатства недр почитаются общенародным достоянием, которым «доверено» распоряжаться государству, но не частным компаниям, по максимуму - всей крупной промышленности. От государства ждут и активной и сильной оборонной политики, в т.ч. - развития оборонной промышленности, а также - обеспечения экономической независимости России. Такая «государственность» носит - в концептуальной терминологии «гражданской культуры» - преимущественно характер «подданнической культуры». Однако обратим внимание на то, что у разных субкультур присутствуют достаточно жесткие ограничители этой ценности - она отнюдь не безусловна, что указывает на наличие в ней и ориентаций, свойственных «активистской культуре».

Для «советских патерналистов» это государство остается «чужим». Поддерживая многие государственные начинания (попадающие в «зону консенсуса»), такие люди не чувствуют причастности государственной политики своему образу жизни.

Еще в меньшей степени «государственность» присуща «либералам», это единственная группа, которая по ряду консенсусных для всех остальных субкультур позиций выпадает из мейнстрима. Для «либералов» нынешнее государство неприемлемо своей недостаточной демократичностью, что противоречит их основополагающей ценности - «свободе». А такие требования как, например, активная демографическая политика, сокращение разрыва в доходах для этой субкультуры уходят на второй план, пока не решена задача «расширения пространства свободы».

Для остальных субкультур характерно признание ценности государства и его в целом «благодетельного» характера, но, скорее, в идеале, а не в реальности. Обратим внимание, что значительная часть требований в «зоне консенсуса», по сути, требует «переопределения государства». Наиболее консенсусным требованием всех субкультур стало противодействие коррупции, на втором месте - требование дебюрократизации (сокращение числа чиновников, повышение исполняемости решений, ограничение материальных благ депутатов Думы и т.п.). Консенсусным является и набор требований по части общественных благ - бесплатного здравоохранения, образования, доступности жилья, активной демографической политики. Все это - очерченные обществом условия сохранения своей «государственнической установки».

В российской политической культуре обозначился переход от «подданнической культуры» к «активистской». Этот «переход» уже не дано совершить тем, кто остался на позициях «советского традиционализма», и он давно завершен для «либералов». Остальная же часть общества (а это абсолютное большинство) уже формулирует требования к государству, соответствующему современной политической - гражданской - культуре, но предпочитает оставаться «ведомой» на этом переходе, доверяя ведущую роль государству. К нему либо обращаются с мягкими пожеланиями усовершенствования («лоялисты»), либо подвергают более жесткой критике («патерналисты» и «патриоты»). В целом же с точки зрения политической культуры Россия остается переходным обществом. Если судить об установках на экономическое и общественно-политическое развитие, общество также остается переходным. В нем соседствуют установки на экономическую модернизацию (развитие современных отраслей экономики, обеспечение экономической независимости, порой инновационное развитие) и установки из советского прошлого - огосударствление экономики, высокая ценностная значимость сельского хозяйства и т.п. При этом такие «установки из прошлого» озвучиваются даже субкультурами, которые явно ориентированы на рыночную экономику и индивидуалистичное сознание («патриоты», «лоялисты», отчасти - «патерналисты»). Такая «раздвоенность» объясняется, прежде всего, трудным привыканием к рынку -не только и не столько как к экономическому, сколько как к институциональному и политическому феномену. Пожалуй, самое тяжелое наследие советского прошлого - это то, что в Советском Союзе существовало общество продвинутой индустриальной фазы развития по всем параметрам (урбанизированность, образованность, структура занятости и т.п.), кроме одного важнейшего - отсутствия привычек и навыков, воспитываемых рынком, рационального расчета доходов и расходов, привычки делать ежедневный выбор, рисковать, конкурировать.

С одной стороны, рынок стал привычен, его достоинства и блага очевидны почти всем, требование о государственном поощрении и поддержке малого бизнеса носит консенсусный характер. Но, с другой стороны, психологически он некомфортен, поскольку большая часть общества не усвоила его навыки с детства. Поэтому и проявляется психологическое стремление как-то ограничить его стихию, свободу рук «крупного капитала», которому общество не доверяет (отсюда - требования национализации). Высокая значимость сельского хозяйства также объяснима: слишком низки доходы значительной части общества, слишком большая доля семейного бюджета тратится на еду и товары первой необходимости. Согласно исследованию агентства РОМИР со второй половины 2008 г. россияне начали тратить на еду и товары повседневного спроса 75% своих доходов, но и в «докризисное» время эта доля составляла 65%, что больше похоже на структуру потребления развивающихся, а не развитых стран.

Вкупе с инерцией советского прошлого (индустриализация + коллективизация) такая психологическая установка вполне понятна: слишком дорого дается среднему россиянину «хлеб насущный». Кризис лишь усугубил такую двойственность в установках. В социальных установках политической культуры начался качественный сдвиг: все большее число россиян под социальной справедливостью понимают не «уравниловку», а равенство возможностей и правовую защищенность. Это - феномен последних нескольких лет, и он противоречив. Во-первых, сохраняются значительные «лакуны» уравнительных настроений - у «традиционалистов» и «патерналистов». Во-вторых, при столь остром социальном расслоении большинству общества слишком трудно поверить в равенство возможностей. В-третьих, в качестве рецептов лечения этой проблемы зачастую предлагается борьба не только с бедностью, но и с богатством: регулярно звучат требования «раскулачить» олигархов, раздать «природную ренту» (хотя эта идея уже не столь популярна, как пять-шесть лет назад). Даже требование пересмотра итогов приватизации ушло на задний план, но не исчезло совсем. Но обратим внимание, даже сторонники «реквизиторских» мер предлагают «оставить олигархам «небольшие суммы» - в точности воспроизводится установка прогрессистского движения в США 20-30-х годах прошлого века - ограничить состояние пятью миллионами (поскольку в рыночном обществе почти каждый надеется заработать пару миллионов). Так что и в социальных установках мы видим переходность общества, движущегося в сторону современного общественного строя. Добавим к сказанному выше другие очевидные зоны консенсуса: это и одобрение внешней и оборонной политики, отстаивающей интересы России, и прагматичный подход к Западу - с известным подозрением в недоброжелательности (что отмечают даже «либералы» за пределами столицы), но с готовностью заимствовать у него лучшее, сотрудничать, не допускать острой конфронтации (может, за исключением «патриотов»), и высокую значимость семейных ценностей. Добавим и то, что в этом консенсусе присутствует «по умолчанию» преобладающий секулярный характер общества: во всем исследовании практически не встречалось обоснование мотивации своих позиций и ценностей религиозными максимами. Это не значит, что религия незначима для россиян - просто она в гораздо меньшей степени актуализирована как источник норм и принципов повседневного поведения. При всей неструктурированности общественно-политических воззрений, при всей переходности характера российской политической культуры, она отличается неантагонистичностью, высокой долей консенсусных установок. Даже «традиционалистов» или «либералов», чьи установки отстоят от «мейнстрима» значительно дальше, чем все остальные, вряд ли можно считать «контркультурами». Во-первых, они невелики по размерам (а первая из них - очевидно, «уходящая»). Во-вторых, в их рядах почти нет настроя на «революционность» (среди всех респондентов были лишь отдельные радикальные призывы, не находившие поддержки даже среди «своих»). В-третьих, по многим «ценностным шкалам», как показано в последующих разделах настоящей работы, дистанция между этими субкультурами и их «соседями» по нишам (разумеется, разным) не столь велика. Наконец, в-четвертых, социально-политические последствия кризиса могут привести к напряженности социальной, но вряд ли ценностной. Напротив, мы видим стремление людей самых разных взглядов к сотрудничеству и взаимодействию на время трудностей.

3. Что такое партийная система?

В зависимости от положения политических партий (Политическая партия - это «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в её осуществлении») в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Партийная система - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. Примерно в двух десятках стран (Бутан, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) политические партии отсутствуют по причине их официального запрета. В остальных государствах существуют однопартийные или многопартийные системы. В науке конституционного права различаются многопартийные системы с одной доминирующей партией - "полутора партийные" (Япония, Мексика, Швеция), с двумя ведущими партиями - "двухпартийные" (США, Великобритания), с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями) - "2 и 1/2-пар-тийные" (ФРГ), собственно многопартийные (Франция, Россия). Особую разновидность последних составляет система фиксированного законом числа партий (существовала в Бразилии в 1966- 1979 гг., в Сенегале в 1976-1990 гг., ныне существует в Нигерии и Индонезии). Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными и авторитарными режимами. При этом достаточно часто "руководящая роль" единственной партии получает конституционное закрепление. Ныне однопартийные системы действуют в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, на Кубе. В КНР существует псевдо многопартийная система: наряду с безраздельно правящей коммунистической партией наличествуют еще несколько карликовых "партий", безоговорочно ее поддерживающих.

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились значительные крестьянские слои, как правило, возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными стратами, то и партийная система будет иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.

Законы могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий радикальной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

Важным вопросом в характеристике партийных систем является их типология. Среди различных признаков, критериев, используемых для построения типологии партийных систем, наиболее распространенным является количественный критерий. В своем капитальном труде «Политические партии» современный итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семи ступенчатую классификацию:

1. система с одной партией;

2. система с партией, осуществляющей гегемонию;

3. система с преобладающей партией;

4. двухпартийная система;

5. система ограниченного плюрализма;

6. крайнего плюрализма;

7. атомизированная.

По существу речь идет о разных типах однопартийности и многопартийности.

Существует три основных вида партийных систем. Однопартийная система свойственна тоталитарному режиму, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эта система не исключает возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий.

В такой системе партия срастается с государством, нередко подменяет его. Создание других партий запрещено законом. Партия монополизирует политическую деятельность: любая политическая деятельность вне партии ставится вне закона. Основные политические решения в стране принимаются высшими партийными руководителями, роль государственных деятелей часто только исполнительская. Такова система в КНДР и на Кубе, до недавних пор так было в Советском Союзе, Албании, Румынии.

Двухпартийная система (бипартизм) обеспечивает одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти.

Классическим образцом двухпартийной системы служат США. Периодически Демократическая и Республиканская партии США сменяют друг друга у кормила государственной власти. Это не означает, что в стране нет других политических партий. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут, тем более реально соперничать с ведущими партиями в избирательной компании.

Многопартийная система включает в себя широкий спектр партий от крайне правых до сугубо левых. Остальные партии занимают промежуточное положение с тенденциями к правым, левым и центристским позициям в политической и социально-экономической жизни. Как правило, ни одна из партий не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционные, то есть состоящие из представителей двух или нескольких партий. Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Но многопартийность не панацея от всех бед. Она не просто сумма партий в обществе. И оценивается реальным, а не формальным участием всех партий в политической жизни страны, что возможно лишь на основе предоставления каждой из них равных прав.

В современной политической истории различают четыре типа партийных систем: буржуазно-демократическая партийная системасформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно существует легальная оппозиция; между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

В буржуазной системе сформировалось множество видов партийных коалиций:

Многопартийная коалиция - ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства;

Двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия;

Модифицированная двухпартийная коалиция - не одна из двух основных партий не собирает абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями;

Двублоковая коалиция - за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли;

Коалиция доминирования - одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода;

Коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.

Социалистическая партийная система существует только одна легальная партия; партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата. Возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

Авторитарная партийная система такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партийных возможностей и прав.

Заключение

В заключение работы хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес, и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития.

Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

Список литературы

1. Абрамов В.К. Рост политической культуры - важнейшее условие формирования гражданского общества // Вестник МЭГУ. - 1998. - N1. - C.65-66.

2. Джус И.В. Политические партии в России // Вестник Моск. унив. Сер.12. - 1995. - N1. - С.73-75.

3. Ишин В.В., Засорин С.А. Современные общественно-политические движения, партии России: их программы и цели. - Астрахань, 1992. - 81с.

4. Карапетян Л. Политические партии и интересы народа // Свободная мысль. - 1995. - N3. - С.98-106.

5. Косых М. Политические партии России и реформа общества. // Обозреватель - Observer. - 1998. - № 9-11.

6. Между народом и властью: (Политические партии, социальное управление, кадры). - М.: Луч, 1993. - 85с.

7. Общественно-политические движения и партии в России: Справочник. - М., 1993. - 40л.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, значение, структура и функции политической культуры, ее классификация и разновидности. Сущность политической идеологии, ее типы, распространенные на современном этапе. Оценка роли и значения идеологии в политической жизни общества на сегодня.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Структура и функции политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентации участников определенной системы. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Базовые черты политической культуры современного украинского общества.

    реферат , добавлен 09.07.2009

    Сущность и функции политической идеологии. Современные политические государственные идеологии, их формирование и тенденции развития. Истоки политической идеологии в России. Современный российский либерализм. Истоки современного российского консерватизма.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    Генезис понятия "идеология" в политической мысли. Идеология как социальный феномен, ее сущность. Уровни, структура и функции идеологии как категории политической науки. Формирование основных ценностей и приоритетов развития Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2013

    Сущность политической культуры, определение взаимосвязи с политической системой общества как ее основного компонента. Характеристика трех идеальных типов политической культуры, исследование их в российском обществе. Концепция политической реальности.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Понятие, значение, структура и функции политической системы общества. Теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Типы систем политической организации общества. Формирование институциональной подсистемы политической системы Казахстана.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Понятие и структура политической системы, ее основные составные части и их взаимодействие. Типология политических систем и их отличительные признаки, функции. Характеристика и главные свойства политической системы современного российского общества.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2010

    Значение политической культуры для общества и политической системы. Особенности российской политической культуры. Тип политической культуры, характерный для Америки. Ценности, виды политической культуры по субъектам. Функции политической культуры.

    реферат , добавлен 05.11.2010

    Политическая идеология как важный элемент политического сознания. Прогрессивные и реакционные идеологии: отношение к развитию общественного процесса и объективного хода истории. Основные уровни идеологического воздействия в политической идеологии.

    контрольная работа , добавлен 08.08.2010

    Сущность и генезис представлений о политической идеологии. Политика и идеологический дискурс в современной России. Предназначение, уровни функционирования и формы проявления политической идеологии, ее основные структурные элементы и направления.

Роль идеологии в политической жизни страны очень велика, но у каждой партии, у каждого государства есть собственное представление об идеальном государстве и об идеальной политике. Этот вопрос рассматривают в 11 классе. Давайте разберемся, какой смысл обществоведы вкладывают в слова «политическая идеология».

Понятие «политическая идеология»

Национальная и государственная идеология -это своего рода социально-политический феномен. Осознание себя как нации выражается именно в ней. Под политической идеологией понимают систему идей, которые выражают интересы каких-либо субъектов политической деятельности или всего государства. В последнем случае это национальная идея, которую можно считать ядром национального самосознания народа.

История понятия

Обычно историки считают началом появления оформленный политической идеологии XVII век. Хотя наиболее ярко направления в политической мысли оформились в XVIII веке. В то время можно было выделить два направления: традиционализм, который впоследствии стал называться консерватизмом, и либерализм.

Названия «правые» и «левые» появились именно во время Великой французской революции; на заседаниях Национальной Ассамблеи слева от спикера сидели сторонники перемен, либералы, а справа -те, кто выступал за традиционные ценности.

Современные идеологии

В наше время в современной политической жизни можно выделить в довольно большое количество различных политических идеологий, у каждой из них свои особенности. В то же время, определить точное количество современных политических идеологий трудно из-за сложности выборов критериев выделения направлений политической мысли.

Перед вами в таблице современные политические идеологии охарактеризованы с точки зрения их главных ценностей. Попробуем дать характеристику основным направлениям и выяснить, что общего у разных понятий.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Анархизм

Марксизм или коммунизм

Социал-демократизм

Либерализм

Консерватизм

Национализм

Фашизм

упразднение государства как инструмента принуждения, равенство и свобода

равенство, социальная справедливость, революция

свобода, справедливость, солидарность, социальное государство

демократия, правовое государство, разделение властей, свобода мысли и слова, равенство перед законом

традиции, порядок, семья, религия, мораль, стабильность

идеи национальной исключительности и обособленности

расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип

Но сначала поговорим о функциях политической идеологии в обществе.

Функции идеологии

Какую роль играет политическая идеология в социуме? Является ли она одной из форм общественной жизни или ее цель совсем в другом? Например, выявление научной истины или предположение о дальнейшем развитии общества?

Обычно в науке выделяют три основные функции, выполняемые политической идеологией:

  • ориентирует людей в системе интересов той социальной группы, в которую они входят;
  • активизирует граждан, призывает их принимать участие в политической жизни;
  • интегрирующая роль -идеология является объединяющей идеей для какой-либо группы людей.

Если в государстве имеется господствующая идеология, она часто закрепляется в Конституции страны; тогда она становится государственной идеологией, и это помогает сплотить народ и сделать политическую жизнь более активной.

Анархизм

Анархизм – это крайне левая идеология. Последователи идеи считают целью упразднение государства как инструмента принуждения, а главной ценностью они провозглашают равенство и свободу. Последователи анархизма уверены, что люди могут обойтись без государства, создавая небольшие свободные коалиции ради торговли или совместной деятельности.

Коммунизм

Коммунизм сформировался на основе марксизма, то есть идеологии, предложенной философом Карлом Марксом. Коммунизм представляет собой несколько доработанный марксизм. Суть этой разработки в отношении к перспективам коммунизма в политике и роли партии. Он является выразителем интересов пролетариата. Основные ценности коммунизма следующие: общественная собственность на средства производства;

Необходимым элементом является классовый подход к любым социальным отношениям;

  • приоритетны всегда интересы пролетариата;
  • принцип «от каждого по способности, каждому по потребности»;
  • общественные интересы признаются более важными, нежели личные;
  • максимальная роль партии в структуре государства.
  • Коммунизм являлся единственной политической идеологией СССР.

Социал-демократизм

Социал-демократическая идеология изначально была частью марксизма, но в конце XIX века отделилась от него, поскольку не согласна со многими принципы марксизма. Главным образом социал-демократия отрицает революцию и диктатуру пролетариата как единственную возможность изменения существующего положения вещей. Социал-демократы считают, что можно изменить буржуазное общество в нужном направлении с помощью структурных реформ. Главные ценности: справедливость, свобода, солидарность, экономический плюрализм, всеобщее право на труд и образование. Сейчас социалистическая демократия является одной из центристских идеологий.

Либерализм

Либерализм – это одна из старейших политических идеологий, которая зародилась вместе с буржуазным обществом; основоположниками этой идеологии были Локк и Смит, объявляющие высшими ценностями

  • справедливость;
  • свободы личности (при этом права личности считаются приоритетными по сравнению с интересами общества и государства);
  • частную собственность;
  • равенство всех людей (но не в экономическом отношении);
  • свободный рынок;
  • участие всех в управлении государством.

Это одна из правовых политических идеологий, представители которой декларировали ограниченную возможность вмешательства государства в частную жизнь.

В настоящее время либерализм существует в виде неолиберализма, который близок другим центристским идеологиям.

Консерватизм

Это тоже одна из старейших идеологий, выступающая за сохранение существующего порядка. Среди базовых ценностей можно перечислить

  • порядок;
  • традиции;
  • стабильность.

Консервативная идеология исходит из предположения, что люди от природы эгоистичны и злы; для того чтобы справиться с негативными проявлениями в обществе, необходимо сильное государство с большим количеством силовых структур. Свободу консервативная идеология понимает как лояльность граждан по отношению к власти. Консервативная идеология признаёт принципы частной собственности и рынка, но государство важнее экономики и отдельных граждан.

В настоящее время существуют в виде неоконсерватизма, который тоже близок к центристским идеологиям, хотя по сути является уже правой.

Национализм

Это одна из правых политических идеологий. В это понятие вкладывают разный смысл, от негативного до самого обычного. Выделяют два типа. «Созидательный» национализм способствует сплочению нации. Однако если эта ценность переходит в сверхидею и своя нация начинает противопоставляется всем остальным, то национализм превращается в разрушительную идеологию, опасную как для окружающих народов, так и для себя.

Идеологии национализма свойственно слияние идеи нации и государства, и одна из ценностей -совмещение границ нации с границами страны.

Фашизм

Фашизм – одна из правых идеологий; основной ценностью является не интересы какой-либо социальной группы, а интересы конкретной нации. Основная тема – национальное возрождение.

По определению, это крайний шовинистический национализм, как правило, он дополнен также расизмом и антисемитизмом.

Классическими образцами фашизма являются итальянский фашизм и немецкий нацизм; для фашистских теоретиков важно, что национальная идея воплощается в государстве во главе с вождем.

Одной из форм фашизма была идеология Германии накануне Второй мировой войны.

Большинство населения тяжело переживало поражение в Первой мировой войне; многие люди не имели работы, утратили либеральные ценности. Национальная идея набрала большую популярность. Германский нацизм представляет собой очень радикальную ветвь, это идеология, который было свойственно много откровенно расистских идей и тоталитарная организация государства.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 92.

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

Политическая идеология (от гр. idea - понятие и logos - учение, слово) - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Если рассматривать процесс формирования идеологии в исторической перспективе, то можно выделить ряд этапов.

Основные этапы формирования идеологии:

1. XVII-XVIII вв. Общественная мысль активно выступает против феодально-религиозной идеологии, отстаивает идеи общественного прогресса, возможности устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

2. XIX-XX в. Появляются разнообразные либеральные и коммунистические идеи.

3. XX в. Западная социология начинает широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях.

Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

Основные идеологии современного мира - консерватизм, либерализм, радикализм - отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм (от лат. conservaге - сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis - свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis - коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.