Давно-давно - эвенки жили еще родами - в тайге бродили разбойники чангиты. Чангиты убивали всех мужчин, даже мальчиков. У охотника-эвенка Коевай родился тогда сын. Рос быстро, как сохатый, стал скоро богатырем.

Раз он охотился в тайге. Видит диво: нетаежный человек прислонился к дереву, в руке палку держит. Из этой палки выскакивают огонь и дым.
Вот с дерева, куда смотрела палка, свалилась рысь. Богатырь следил за новым человеком. Он видел, как тот надел палку на спину (к палке веревка была привязана). Подошел к убитому зверю. У человека лицо густо заросло волосами. Похожи волосы его на прошлогоднюю траву на болоте. А сам - большой, высокий, широкий. Человек ободрал рысь. Взял шкуру. Пошел. Эвенк за ним. Но наступил на сухой сук. Человек оглянулся. Эвенк остановился. Человек подошел к богатырю. Спросил:
- Ты кто?
- Эвенк-богатырь. А ты кто?
- Русский.

Он показал эвенку лук-палку. Эвенк позвал русского в чум. Угощал его. Гость подарил ему стреляющую палку. Ушел.
Все таежные люди стали завидовать богатырю. Но богатырь не хотел один иметь стреляющую палку. Он достал для эвенков много огненных палок. Помог ему новый друг. Мирные эвенки стали очень сильными. Чангиты боялись теперь нападать на них.

Вышли однажды чангиты с миром к эвенкам. Собрались на большой праздник. Все стали жить в дружбе.

Эвенкийская легенда

Эвенки (самоназвание эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название – тунгусы от якут. тоҥ уус) – коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык – эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.

География

Живут от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге: в Якутии (14,43 тыс. чел.), Эвенкии (3,48 тыс. чел.), Дудинском районе Таймырского АО, Туруханском районе Красноярского края (4,34 тыс. чел.), Иркутской области (1,37 тыс. чел.), Читинской области (1,27 тыс. чел.), Бурятии (1,68 тыс. чел.), Амурской области (1,62 тыс. чел.), Хабаровском крае (3,7 тыс. чел.), Сахалинской области (138 чел.), а также на северо-востоке Китая (20 тыс. чел., отроги хребта Хинган) и в Монголии (около озера Буир-Нур и верховья реки Иро).

Язык

Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: северный – к северу от нижней Тунгуски и нижнего Витима, южный – к югу от нижней Тунгуски и нижнего Витима и восточный – к востоку от Витима и Лены. Распространены также русский (свободно владеют 55,7 % Эвенков, считают родным – 28,3 %), якутский и бурятский языки.

Эвенкийский язык, наряду с маньчжурским и якутским, относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи.

В свою очередь тунгусо-маньчжурская языковая семья – это нечто промежуточное между монгольской (к ней принадлежат монголы) и тюркской языковой семьей (куда, например, относятся тувинцы, хотя многие не воспринимают тувинцев как тюрок (таких как татар, уйгур, казахов или турок), т.к. тувинцы не исповедуют ислам, а являются частично шаманистами, как якуты и эвенки, а частью буддистами, как маньчжуры и монголы, При этом надо отметить, что маньчжуры также частью исповедуют буддизм). Эвенки очень близки к маньчжурам, но в отличие от них не создали знаменитых государственных образований. И в этом они похожи на близких им якутов.

Эвенки, как в России, так в Китае и Монголии, приспособили с помощью ученых соответствующих стран для записи своего языка систему письменности, принятую у титульных народов данных государств. В России эвенки используют кириллический алфавит, в Монголии – старомонгольскую письменность, а в Китае – старомонгольскую письменность и иероглифы. Но и это произошло недавно, в XX веке. Поэтому в нижеследующих выдержках материала китайского иновещания говорится, что у эвенков нет письменности.

Название

Пожалуй, это звучит странно, но даже само название эвенкийского народа овеяно духом мифов и сомнений. Так, со времени освоения русскими обширных территорий, занимаемых эвенками, до 1931 г. было принято называть этот народ (а заодно и родственных им эвенов) общим словом «тунгусы». При этом происхождение слова «тунгус» до сих пор остается неясным – то ли оно происходит от тунгусского слова «кунгу», означающего «короткую шубу из оленьих шкур, сшитую шерстью вверх», то ли от монгольского «тунг» – «лесные», то ли от якутского «тонг уос» – «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке. Так или иначе, но название «тунгус» по отношению к эвенкам до сих пор используется рядом исследователей, что вносит путаницу в и без того запутанную историю эвенкийского народа.

Одно из самых распространенных самоназваний этого народа – эвэнки (также эвэнкил) – в 1931 г. было признано официальным и прибрело более привычную для русского слуха форму «эвенки». Происхождение слова «эвэнки» еще загадочнее, чем «тунгусы». Одни ученые утверждают, что оно происходит от названия древнего забайкальского племени «увань» (также «гувань», «гюй»), от которого якобы ведут свои корни современные эвенки. Другие и вовсе разводят руками, отказываясь от попыток трактовки этого термина и указывая лишь, что он возник около двух тысяч лет назад.

Еще одно весьма распространенное самоназвание эвенков – «орочон» (также «орочён»), буквально означающее «человек, владеющий оленем», «оленный» человек. Именно так называли себя эвенки-оленеводы на обширной территории от Забайкалья до Зейско-Учурского района; однако некоторые из современных амурских эвенков предпочитают название «эвэнки», а слово «орочон» считают всего на всего прозвищем. Помимо этих названий, среди различных групп эвенков бытовали также самоназвания «манегры» («кумарчены»), «илэ» (эвенки Верхней Лены и Подкаменной Тунгуски), «килен» (эвенки от Лены до Сахалина), «бирары» («бирарчены» – т.е. живущие вдоль рек), «хундысал» (т.е. «хозяева собак» – так называли себя безоленные эвенки Нижней Тунгуски), «солоны» и многие другие, часто совпадавшие с названиями отдельных эвенкийских родов.

При этом далеко не все эвенки были оленеводами (например, манегры, проживавшие на юге Забайкалья и Приамурья, также разводили лошадей), а некоторые эвенки и вовсе были пешими или оседлыми и занимались только охотой и рыболовством. В общем, вплоть до 20 века эвенки не были единым, целостным народом, а скорее представляли собой ряд отдельных племенных групп, обитавших порой на огромном расстоянии друг от друга. И все же при этом их связывало очень многое – единый язык, обычаи и верования, – что позволяет говорить об общих корнях всех эвенков. Но где же лежат эти корни?

История

II тыс. до н.э. — I тыс. н.э. – заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII в. – начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки – самая многочисленная языковая группа: на

территории России их проживает более 26000 человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование «эвенки» с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход. Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию «тунгусы» – идущие поперек хребтов.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова «лама» – море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня – «мур». Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами – оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке.

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х в. Однако существует еще одна точка зрения. В китайских хрониках упоминается, что еще за 4000 лет до того, как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди «северных и восточных иноземцев». И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа – сушеней – с более поздним, известным нам как тунгусы.

1581-1583 гг. – первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства. Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: «услужливы без раболепства, горды и смелы». Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал:

«Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят». Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов «сибирскими аристократами», а первый енисейский губернатор А. Степанов писал: «их костюмы напоминают камзолы испанских грандов…» Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что «копейца и рогатины у них каменные и костяные», что нет у них железной посуды, и «чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут…» И еще: «иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками».

Вторая половина XVI в. – проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея. Соседство двух разных культур было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Постепенно племена эвенков были вытеснены якутами, русскими и бурятами с части своей территории и переселились в Северный Китай. В позапрошлом веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине. К тому времени народ был частично ассимилирован русскими, якутами, монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами. К концу XIX века общая численность эвенков составляла 63 тысячи человек. Согласно данным переписи 1926-1927 годов в СССР их проживало 17,5 тысяч. В 1930 году Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные

районы были объединены в Эвенкийский национальный округ. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 35 тысяч эвенков.

Быт эвенков

Основное занятие «пеших» эвенков – охота. Ведётся она в основном на крупного зверя оленя, лося, косулю, медведя, однако, пушная охота на более мелких животных (белку, песца) также распространена. Охота ведётся обычно с осени по весну, группами по два-три человека. Эвенки-оленеводы использовали животных при езде верхом (в том числе и для охоты) и под вьюк, доили. После окончания охотничьего сезона несколько эвенкийских семей обычно объединялись и перекочёвывали в другое место. У некоторых групп были известны нарты различных типов, которые были заимствованы у ненцев и якутов. Эвенки разводили не только оленей, но и лошадей, верблюдов, овец. В некоторых местах была распространена охота на тюленя и рыболовство. Традиционными занятиями эвенков была обработка шкур, бересты, кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье эвенки даже переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. В 1930-х годах начали создаваться оленеводческие кооперативы, а вместе с ними и стационарные посёлки. В конце прошлого века эвенки стали образовывать родовые общины.

Пища, жилье и одежда

Традиционной пищей эвенков являются мясо и рыба. В зависимости от рода занятий эвенки также употребляют в пищу ягоды, грибы, а осёдлые – овощи, выращиваемые на собственных огородах. Основной напиток – чай, иногда с оленьим молоком или солью. Национальное жилище эвенков – чум (дю). Он состоит из конического остова из жердей, покрытых шкурами (зимой) или берестой (летом). В центре располагался очаг,а над ним – горизонтальная жердь, на которую подвешивался котёл. В то же время у различных племён в качестве жилища использовались полуземлянки, юрты различных типов и даже заимствованные у русских срубные строения.

Традиционная одежда эвенков: суконные натазники, ноговицы, кафтан из оленьей шкуры, под который надевался специальный нагрудник. Женский нагрудник отличался бисерным украшением и имел прямой нижний край. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась мехом, бахромой, вышивкой, металлическими бляшками, бисером. Общины эвенков обычно состоят из нескольких родственных семей, насчитывающих от 15 до 150 человек. До прошлого века сохранялся обычай, согласно которому охотник должен был отдавать часть добычи сородичам. Для эвенков характерна малая семья, хотя раньше в некоторых племенах было распространено многожёнство.

Верования и фольклор

Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация Эвенков проводилась с 17 века. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма. Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Эпос исполнялся

речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. Отдельные группы Эвенков имели своих эпических героев (сонинг). Постоянные герои – комические персонажи были также у бытовых рассказов. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев – хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у восточных Эвенков – шёлком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

Эвенки Китая

Хотя в России обычно считают, что эвенки живут в российской Сибири, на сопредельной территории Китая они представлены четырьмя этнолингвистическими группами, общая численность которых превосходит численность эвенков в России: 39 534 против 38 396. Эти группы объединены в две официальные национальности, проживающие в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):

  • орочоны (буквально «оленеводы», кит. упр. 鄂伦春, пиньинь: Èlúnchūn Zú) – 8196 человек по переписи 2000 года, 44,54 % живёт во Внутренней Монголии, а 51,52 % – в провинции Хэйлунцзян, 1,2 % – в провинции Ляонин. Около половины говорят на орочонском диалекте эвенкийского языка, иногда рассматриваемом как отдельный язык; остальные только по-китайски. В настоящее время в Китае оленеводы-эвенки являются очень малой этнической группой, численностью всего около двухсот человек. Они говорят на диалекте северо-тунгусского языка. Существование их традиционной культуры находится под большой угрозой.
  • эвенки (кит. упр. 鄂温克族, пиньинь: Èwēnkè Zú) – 30 505 на 2000 год, 88,8 % в Хулун-Буире, в том числе:
  • небольшая группа собственно эвенков – около 400 человек в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ), которых сейчас перемещают в пригород уездного центра; сами себя они называют «йэкэ», китайцы – якутэ, так как они возводили себя к якутам. Согласно финскому алтаисту Юхе Янхунену, эта единственная этническая группа в Китае, занимающаяся оленеводством;

  • хамниганы – сильно монголизированная группа, которая говорит на монгольских языках – собственно хамниганском и на хамниганском (старо-барагском) диалекте эвенкийского языка. Эти так называемые маньчжурские хамниганы эмигрировали из России в Китай в течение нескольких лет после Октябрьской революции; около 2500 человек живёт в Старобаргутском хошуне;
  • солоны – они вместе с даурами переселились из бассейна реки Зея в 1656 году в бассейн реки Нуньцзян, а затем в 1732 частью отправились дальше на запад, в бассейн реки Хайлар, где позже был образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками. Говорят на солонском диалекте, иногда рассматриваемом как отдельный язык.

Поскольку как хамнинганы, так и «якуты-эвенки» весьма малочисленны (около 2000 первых и, вероятно, около 200 вторых), подавляющее большинство лиц, приписанных в Китае к эвенкийской национальности, являются солонами. Численность солонов оценивалась в 7200 в 1957 г, 18 000 в 1982, и 25000 в 1990.

Великие люди эвенкийского народа

ГАУДА

Агуда (Агудай) – наиболее известная историческая личность ранней истории тунгусов, вождь тунгусо-язычных племен Приамурья, создавший могущественное государство Айсин Гурун. В начале второго тысячелетия тунгусы, которых китайцы называли Нюйчжи (чжуличжи) – чжурчжени, прекратили господство киданей (монгольские племена). В 1115 году Агуда объявил себя императором, создав империю Айсин Гурун (Аньчун Гурун) – Золотая Империя (кит. «Цзинь»). В 1119 году Агуда решил начать войну с Китаем и в том же году чжурчжени взяли Кайфын – столицу Китая того времени. Победа тунгусов-чжурчженей под предводительством Агуды была одержана числом в 200 тыс. воинов против миллионного китайского войска. Империя Айсин Гурун просуществовала более 100 лет до начала расцвета монгольской империи Чингис-Хана.

Бомбогор

Бомбогор – вождь союза эвенкийский родов в Приамурье в борьбе с маньчжурскими завоевателями в XVII в. Под предводительством Бомбогора эвенки, солоны и дауры противостояли маньчжурам династии Цин в середине 1630-х гг. Под его знаменами собирались до 6 тыс. воинов, сражавшихся несколько лет с регулярной маньчжурской армией. Лишь спустя 5 лет маньчжуры смогли пленить Бомбогора и подавить сопротивление эвенков. Бомбогор был схвачен маньчжурами в 1640 г., свезён в столицу маньчжурского императора – г. Мукден и там казнён. С гибелью Бомбогора эвенки и все народы Приамурья на территории Китая оказались подчинены императору и династии Цин.

Немтушкин А.Н.

Немтушкин Алитет Николаевич – известный эвенкийский писатель, поэт. Родился в 1939 г. в стойбище Иришки Катангского района Иркутской области в семье охотника, воспитывался в школах-интернатах и бабушкой Огдо-Евдокией Ивановной Немтушкиной. В 1957 году окончил Ербогачёнскую среднюю школу, в 1961 году Ленинградский Педагогический институт имени Герцена.

После учёбы Алитет Николаевич приезжает работать в Эвенкию корреспондентом газеты «Красноярский рабочий». В 1961 году становится редактором Эвенкийского радио и работает в журналистике более 20 лет. Его первая книга – сборник стихов «Тымани агиду» (Утро в тайге) вышла, когда Алитет Николаевич был ещё студентом в 1960 году. С тех пор из под пера Немтушкина вышло более 20-ти книг, которые были изданы в Красноярске, Ленинграде, Москве, Якутске. Стихи и проза Немтушкина переведены на десятки языков народов бывшего СССР и социалистических стран.

Самыми значительными и популярными произведениями Алитета Немтушкина являются стихотворные сборники «Костры моих предков», «Дыхание земли», прозаические книги «Мне снятся небесные олени», «Следопыты на оленях», «Дорога в нижний мир», «Самэлкил – Метки на оленьем ухе» и др. В 1986 году А. Немтушкин избирался ответственным секретарем Красноярской писательской организации; в 1990 году удостаивается звания «Заслуженный работник культуры»; в 1992 году награждается Государственной премией Российской Федерации в области литературы; член Союза писателей с 1969 года.

Чапогир О.В.

Известный композитор, автор и исполнитель множества эвенкийских песен. Олег Васильевич Чапогир родился в 1952 году в поселке Кислокан Илимпийского района Красноярского края в семье охотников-эвенков. С детских лет он слышал народные напевы от своей матери и других эвенков, что вместе с природным даром позднее повлияло на его жизненный выбор.

После окончания восьми классов Туринской средней школы, Олег Васильевич поступил в Норильское музыкальное училище по классу народных инструментов северного отделения. Получив диплом, в 1974 году будущий композитор вернулся в родную Эвенкию, где он и начал творить свои произведения. Работал в Илимпийском районном отделе культуры, в художественной мастерской, в окружном научно-методическом центре.

О таланте и деятельности Олега Чапогира прекрасно поведала Г.В. Шакирзянова: «Произведения более раннего периода, написанные им сразу после окончания училища, посвящены в основном молодежной тематике, в них — неудержимый ритм и четкий пульс времени. Песенные произведения позднего периода несут в себе отпечаток глубокого вдумчивого отношения к народной поэзии, к своим историческим корням, что заметно отличает композиторское искусство Олега Чапогира от творчества других композиторов Эвенкии. Свое вдохновение Олег Чапогир черпал не только в неповторимой по своей красоте таежной природе, но и в стихах наших знаменитых эвенкийских поэтов А. Немтушкина и Н. Оёгира». Олег Чапогир является автором более 200 песен и мелодий. Он выпустил восемь альбомов с песнями об эвенках и Севере.

Атласов И.М.

Атласов Иван Михайлович – известный общественный деятель, один из современных лидеров эвенков, Председатель Совета Старейшин эвенкийского народа России. Иван Михайлович родился в 1939 г. в Эжанском наслеге усть-Майского района Якутии в семье охотника-эвенка. С малых лет трудился наравне с взрослыми, познав тяготы военного времени. Закончил 7-летнюю Эжанскую школу, среднюю школу в Усть-Мае. Закончил в 1965 г. Якутский государственный университет по специальности «инженер промышленно-гражданского строительства», оставшись преподавать на том же факультете. С 1969 г. трудился в министерстве ЖКХ ЯАССР, затем заместителем директора Якутгорпищеторга. С 1976 г. до пенсии работал в Якутагропромстрое, построил крупнейшие торговые и складские здания того времени.

С конца 80-х гг. XX в. является одним из основателей общественного движения коренных малочисленных народов в Якутии. В течение нескольких лет возглавлял Ассоциацию эвенков Республики Саха, в 2009 г. избран Председателем Совета Старейшин эвенкийского народа России. Инициатор ряда законодательных актов республиканского значения, направленных на поддержку коренных народов, активный защитник окружающей среды и законных прав малочисленных этносов.

Эвенки (ранее также встречалось название тунгусы) — один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в частности Прибайкалья. В этой статье мы не раскроем душещипательных тайн, потому как история эвенков вероятно такая древняя, что они и сами давно забыли начало. Пишут об их самобытных легендах и традициях, но тайну зарождения жизни на планете Земля видимо эти легенды отчетливо также не раскрывают. Поэтому повествуем без сенсаций, может кому пригодится.

Существует две теории происхождения эвенков.

Согласно первой, прародина эвенков находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток.

Вторая теория предполагает, что эвенки появились в результате ассимиляции местным населением племени уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана. Увань буквально - «живущий в горных лесах народ»

Сами себя они именуют скромно - орочоны , что в переводе означает «человек, владеющий оленем».

Эвенкийский охотник. фото 1905 г .

По антропологическому типу эвенки - ярко выраженные монголоиды.

Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». К XVII веку при численности всего в 30.000 человек они освоили невероятно обширную территорию - от Енисея до Камчатки, и от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров. Они постоянно кочевали, поэтому о них говорили: эвенки везде и нигде. В начале 20-го века их численность составляла около 63 тысяч человек, а сейчас снова сократилась до 30 тысяч.

В политическом отношении до встречи с русскими эвенки зависели от Китая и Маньчжурии.

История русско-эвенкийских контактов восходит к середине XVII века - ко временам знаменитого эвенкийского князя Гантимура, который принял сторону русского царя Алексея Михайловича и повел за собой своих соплеменников. Он и его дружина несли охрану российских границ. А эвенки, проживающие в Китае, охраняли свою страну. Так эвенки стали разделенным народом.

В Российской империи власть придерживалась правила не совать свой нос во внутренние дела эвенков. Для них была разработана система самоуправления, в соответствии с которой эвенки были объединены в Урульгинскую Степную Думу с центром в селе Урульга. По традиции возглавляла эвенкийскую Думу династия князей Гантимуровых.

Герб рода князей Гантимуровых

После революции, в 1930 году, был создан Эвенкийский национальный округ. Но коллективизация и насильственный перевод эвенков на оседлый образ жизни нанесли сильный удар по их хозяйственным и культурным традициям, поставив целый народ на грань вымирания.

Эвенки - настоящие дети природы. Их называют следопытами таежных троп. Они - великолепные охотники. Луки и стрелы в их руках становились высокоточным оружием. Эвенк способен поразить цель за триста метров. Были у эвенков особые, «поющие стрелы» с костяными свистунками, которые завораживали зверя.

Но волка эвенк не тронет - это его тотем . Ни один эвенк не оставит без внимания волчат, если они вдруг окажутся без родительской опеки.

В XV-XVI веках эвенки обучились оленеводству, став самыми северными в мире скотоводами. Недаром они говорят: «Наш дом - под Полярной Звездой».

У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения:

    «нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам.

    «малу» — закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал «порог» чума.

    «левират» — обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата.

    «тори» — брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту.

Наиболее торжественно проходил у эвенков весенний праздник — икэн, или эвин, посвященный наступлению лета — «появлению новой жизни» или «обновлению жизни».

Первая встреча обязательно сопровождалась рукопожатием. Раньше у эвенков принято было приветствовать друг друга обеими руками. Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу - левой.

Женщины еще и прижимались поочередно обеими щеками друг к другу. Женщина старшая по возрасту приветствовала гостью нюханьем.

В честь гостя специально забивали оленя и потчевали лучшими кусками мяса. По окончании чаепития гость ставил чашку вверх дном, показывая этим, что он больше не будет пить. Если гость просто отодвигал чашку от себя, хозяйка могла продолжать наливать чай бесконечно. Желанного гостя глава семьи провожал по-особому: отъезжал с ним на несколько километров, а перед прощанием хозяин и гость останавливались, раскуривали трубку и договаривались о следующей встрече.

Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру - не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь.

Традиционное жилище эвенков – чум – представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние – от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года.

Основа традиционной пищи — мясо диких животных (у конных эвенков — конина) и рыба, которые употребляли практически всегда в сыром виде. Летом пили оленье молоко, ели ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печеный хлеб. Основным напитком служил чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Эвенкийский язык - точный и в то же время поэтичный. Эвенк может сказать о наступлении дня обыкновенно: рассвело. Но может и так: Утренняя звезда умерла. Причем второе выражение эвенк любит употреблять чаще. О дожде эвенк может сказать просто: пошел дождь. Но старый человек выразит свою мысль образно: небо льет слезы.

Есть у эвенков пословица «Огонь не имеет конца». Ее смысл: жизнь вечна, ибо после смерти человека огонь в чуме будут поддерживать его сыновья, потом внуки, правнуки. И не то ли это, что мы называем род?!

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова "лама" - море.

Эвенкия - древний и загадочный край. Ее история неотделима от общей истории страны со всеми ее радостями и печалями. А загадочна эта земля потому, что скрыто в ней так много тайн, разгадывать которые не одному поколению будущих людей...

Обратимся к истории Эвенкии и, может быть, тем самым приоткроем таинственный покров, окутывающий этот край, превращающий его в легенду о северной земле. История Эвенкии не легенда - но летопись реальных событий, переплетение людских судеб, хроника достойных дел. История восхищает прошлым Эвенкии и вселяет веру в ее будущее.

II тыс. до н.э. - I тыс. н.э. - заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII век - начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки - самая многочисленная языковая группа: на территории России их проживает более 26 тысяч человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование "эвенки" с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход, и некоторым ревнителям "национального вопроса", кажется, чуть ли ни уничижительным другое название этого народа - "тунгусы".

Доктор исторических наук В.И. Увачан так говорил о своем народе: "В слове "тунгус" нет ничего оскорбительного или унижающего достоинство человека. "Эвенки" - самоназвание эвенкийского народа. Некоторые его представители наряду с названием "эвенки" сохранили название "илэ", т.е. человек..."

Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию "тунгусы" - идущие поперек хребтов. Этим объясняется не только их образ кочевой жизни, но и великое мужество.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова "лама" - море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня - "мур". Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами - оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке!

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Но почему они разбрелись по огромной территории, по всему евроазиатскому материку, от Урала до Тихого океана? Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х века. Получается, заселили пустынные земли и тотчас, в Х веке, одомашнили оленя, чтобы как-то выжить в суровых условиях Севера. Думается, все было несколько иначе. В китайских хрониках упоминается, что еще за четыре тысячи лет до того как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди "северных и восточных иноземцев". И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа - сушеней - с более поздним, известным нам как тунгусы.

Летописцы Поднебесной подробно рассказывают об этих людях, живущих в "снежной суровой стране" в конусообразных жилищах (чумах), как о прекрасных охотниках и смелых воинах, которых не удалось покорить ни одному отряду обученных императорских воинов. Но самое главное, в этих древних хрониках рассказывается о сушенях - ловких "следопытах верхом на оленях", о народе, который одомашнил дикого оленя, и тот "дает им молоко и возит на санях".

В более поздних хрониках прослеживается путь развития прямых потомков сушеней - чжурчженей (уэней, уэньков), объединенных в одну империю, которая в начале VI века получила наименование Золотой империи чжурчженей, в которую входили свободные племена уэней, уэньков. Не отсюда ли наименование современной северной территории и ее жителей, эвенков?

Золотая империя, соперничающая с Поднебесной (Китаем), постоянно отражающая нападения предков монголов - киданей, охватывала территорию современной Кореи, побережье Охотского моря, Забайкалье и северные территории. И, самое главное, жители говорили на едином, тунгусо-маньчжурском языке, у них была письменность и культурные центры. Об архитектурной значимости их свидетельствуют археологические находки.

Золотая империя почти одновременно с Киевской Русью пала под копытами конницы Чингисхана. Но ей не удалось, подобно Руси, возродиться - были стерты с лица земли все города, уничтожены литературные памятники, даже надписи на городских стелах и могильных плитах были сколоты.

Эвенки навсегда потеряли свою прародину, но это не означает, что этот народ - без прошлого: устное поэтическое творчество сохранило предания о былом величии и память о могучих богатырях - сонингах. И вот что удивительно: у всех эвенков, расселившихся от берегов Тихого океана до Оби, единые герои устных произведений, которые с приобретением - а может, восстановлением? - письменности сохранены в печатных произведениях. Эвенки сохранили, пронесли через века устный свод житейских наставлений и нравственных законов, которые, по реставрированным древним надписям на стелах, почти полностью повторяют своды высоконравственных древних законов предков. И основные из них - дружелюбие, гостеприимство, взаимная помощь, уважение к старшим.

Но самое главное, что помогло выжить эвенкам в экстремальных условиях Севера, это домашнее оленеводство. Сосуществование оленя и тунгуса - целая наука. Более того, философия и религия. Олень у эвенка-орочена возведен в культ. И это справедливо: нет животного более совершенного, более практичного, которое бы кормило, одевало, служило транспортом. Поэтому слово "аргиш" имеет в эвенкийском языке несколько значений. Это не только олений обоз, но и путь развития народа.

1581-1583 гг. - первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства.

Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: "услужливы без раболепства, горды и смелы". Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал: "Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят". Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов "сибирскими аристократами", а первый енисейский губернатор А. Степанов писал, что "их костюмы напоминают камзолы испанских грандов..."

Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что "копейца и рогатины у них каменные и костяные", что нет у них железной посуды, и "чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут..." И еще: "иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками".

Следовательно, у тунгусов-кочевников, эвенков-ороченов был, по существу, еще каменный век, в то время как у русских, с которыми судьба свяжет их навеки, было уже мануфактурное производство и огнестрельное оружие.

Вторая половина XVI в. - проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея.

Не о вооруженном сопротивлении и крупных сражениях идет речь, хотя в "мирном присоединении" Сибири к России "дипломатия оружия" играла большую роль. Большую, но не главную. Главным были мирные торговые отношения. И даже с появлением острогов, поселений русских промышленных людей и землепашцев прямой контакт двух культур был эпизодическим. Но было бы наивным предполагать, что соседство - где бы это ни было! - двух разных культур не было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более, что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Давно пора отказаться и от ложного понятия о "русском торговом грабеже": если для русских соболь представлял ценность, пополнял царскую казну, то для таежных следопытов-тунгусов он долго не был денежным эквивалентом и не представлял в хозяйстве особой ценности. Одежда из оленьих шкур была практичней, из соболиных шкурок шили спальные одеяла и даже... подбивали ими лыжи. Так что цена медного котла, которая определялась количеством соболиных шкурок, умещающихся в нем, для самих тунгусов казалась смехотворно низкой: "Глупые лючаль (русские): за паршивые шкурки отдают котел, которому век служить!" Так же бесценными были для аборигенов стальные клинки, ножи, наконечники пик, сукно, бисер, стальные иглы, металлические капканы, а поздней - ружья.

1601 год - основание Мангазеи - административного центра и важного торгово-перевалочного пункта.

1607 год - основание Туруханского зимовья.

1607 год - сбор березовским казаком Михайлой Кашмыловым первого ясака с эвенков Нижней Тунгуски.

1620-1623 гг. - мангазейский казак Никифор Пенда поднялся по Нижней Тунгуске до ее верховья, через Чечуйский волок перебрался на р. Лена.

История обычно пишется по документам, официальным записям, а Пенда (он же Панда, Поянда) не служил не царю, ни Богу. Он был "гулящим" человеком, правда, не в современном понимании этого слова. Он был свободен от службы. А посему никаких письменных приказов ему не давали, и письменных отчетов он не писал - в официальных бумагах следов не найти.

Он прибыл из центральной России в Енисейск, как и многие неспокойные сильные люди того времени, идя "встречь солнцу". Прожид здесь год или два, наслушался рассказов о "златокипящей" Мангазее и решил отправиться туда по Енисею. Взял с соартельниками в долг большой корабль, 38-метровый дощаник с палубой, под которой можно спрятаться от непогоды и везти немалый груз.

У Туруханского острога на левом берегу Енисея остановился и к Мангазее поплыл на лодке. Прожил в этом городе некоторое время, познакомился с местными воеводами, и здесь к нему присоединились еще несколько столь же отчаянных душ. Они подрядили еще два коча.

Авторитет Никифора Пенды был высок среди окружающих: справедлив, верен слову. Сорок человек составили его артель, по тем временам это армия, но особая: все взято в долг, под пушнину - и суда, и тысячи пудов провианта, и промысловое снаряжение, и товары для обмена.

И вот со своими верными товарищами решил Пенда идти дальше на восток - обследовать новые земли по Тунгуске.

В июле, когда прошел ледоход, с Туруханска на Енисей вышла его флотилия на широкую воду, и подняв паруса, вошла в безлюдную Нижнюю Тунгуску… Было это 370 лет тому назад.

Отряд Никифора Пенды первым прошел по этим путям, за ним пошли другие, о них история говорит как о первопроходцах, о Пенде обычно молчит.

Конец 20-х годов XVII в. - поход мангазейских служилых людей во главе с Навацким по Нижней Тунгуске и далее на восток в Якутию.

1625-1634 гг. - основание ясачных зимовий: Турыжского в устье р.Кочечумо, Летнего - в устье р.Летняя, Илимпийского - в устье р.Илимпия, Титейского - в устье р.Тетея, Непского - в устье р.Непа. В административном отношении Нижняя Тунгуска составляла часть Мангазейского (Туруханского) уезда.

1723 год - экспедиция Д. Г. Мессершмидта по Нижней Тунгуске, а затем р.Лена и на Байкал с целью изучения сибирских народов и исследования их языков, описания флоры и фауны.

1763 год - манифест Екатерины II о переписи инородцев с указом не чинить коренным народам зла и жить в мире.

Первая половина XIX в. - образование инородческих управ (административных округов) у эвенков Нижней Тунгуски.

Первая половина XIX в. - приобщение эвенков Нижней Тунгуски к православию. Согласно выписке из метрической книги Туруханской Преображенской церкви за 1846 год крещеными на эту дату считались тунгусы Нижнечумской, Таймурской, Курейской и Чемдальской инородческих инородческих управ.

Обращение язычников в христианство не имело ничего общего с тем, как это происходило на американском континенте, куда церковь пришла с крестом и мечом, уничтожив миллионы индейцев. Русские православные миссионеры появлялись среди аборигенов от случая к случаю, крестили желающих, давая новые имена. Кстати, смена имен не противоречила верованиям тунгусов: чтобы отвести злых духов, новорожденным не давали постоянные имена, они появлялись поздней. Туруханский монастырь, основанный в XVII веке, открыл лишь в конце XIX века церковь в Ессее и часовню в Чиринде, двух факториях на севере Эвенкии, одна из которых, Ессей, была центром расселения якутов.

Вот и все "влияние" Российской империи на культуру и быт тунгусов, расселенных в Енисейской губернии от Ангары до гор Путорана; царскую администрацию устраивало сообщество тунгусов, остановившееся на уровне общинно-родового строя. Разумеется, в дополнение к князцам и родовым старейшинам, которыми когда-то становились мудрые и авторитетные люди, стали назначаться старейшины или родовые старосты, обличенные административной властью и для солидности носящие специальную бляху на груди как представители царской власти или, как говорили в просторечии, белого царя.

1822 год - введение Устава об управлении инородцев в Сибири.

Бывший ясак сменился подушной податью, которую выплачивали от переписи до переписи и за умерших. Так что "мертвые души" существовали и в Туруханском крае. Государству российскому все было безразлично, за исключением податей: царскую власть не интересовали причины катастрофического вымирания аборигенов, все более губительные эпидемии оспы, развивающийся туберкулез, прогрессирующая трахома, а также эпизоотия оленей - чесотка и копытка, уносящие тысячные стада. На весь Туруханский край был только один лекарь - в Туруханске - и ни одного ветработника.

1840 год - создание Усть-Турыжского хлебозапасного магазина, расположенного в 600-700 верстах по Нижней Тунгуске.

1850 год - учреждение Синодом Русской православной Церкви "Миссии для крещения инородцев Тунгусов орд Таймурской и Нижнечумской и для просвещения остальных инородцев, кочующих в Туруханском крае".

1853 - 1854 гг. - Вилюйская экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с Р.К.Мааком обследовала верховье Вилюя и озеро Сурингда, составив карту ранее неиследованных мест, описание геологического строения, рельефа, этнографических сведений об якутах и эвенках.

1859 - 1863 гг. - открытие М.К.Сидоровым месторождений графита по рекам Нижняя Тунгуска, Вахта и Курейка.

1863 год - создание красноярским золотопромышленником, меценатом и ученым М.К.Сидоровым училища для детей инородцев при Туруханском Троицком монастыре.

Вторая половина XIX в. - начало торгово-промышленного освоения Нижней Тунгуски. Добыча запасов графита золотопромышленником М.К.Сидоровым и "Русским обществом по разработке графита в Сибири".

Михаил Константинович Сидоров родился 16 марта 1823 года в Архангельске в семье купца второй гильдии. В 1845 году он приезжает в Красноярск и попадает в семью Латкина, управляющего золотопромышленными приисками известного миллионера Бенардаки в качестве учителя его детей. Позже он женился на дочери Латкина - Ольге Васильевне.

Время появления Сидорова в Красноярске совпало с периодом расцвета золотой промышленности в Сибири. Михаил Константинович, как и многие другие, был захвачен золотой лихорадкой. Он решил открыть золото и на деньги, полученные от прибыли, открыть в Сибири первое высшее учебное заведение.

В 1850 году он вышел на Подкаменную Тунгуску и здесь впервые открыл богатые месторождения россыпного золота. Все средства, которые он получал с золотых приисков, он обратил на освоение Севера и Северного морского пути.

В 1859 году он открывает месторождение графита на Нижней Тунгуске Туруханского района. Рудник был зарегистрирован как Ольго-Васильевский прииск, названный в честь его жены и друга. Началась добыча графитовой руды открытым способом для Петербургской карандашной фабрики. В 1867 году графит Эвенкии получил высокую оценку на Всемирной выставке в Париже.

Надо отметить, что большое внимание Михаил Константинович уделял положению коренных народностей Севера. Он выступает на конференциях в их защиту с предложением, чтобы в местах промышленного и транспортного строительства, для местных жителей строились русские избы и выдавались государственные пособия на строительство жилья, больниц и школ, а в школе обучать не только грамоте, но и промыслам. Некоторые из своих предложений относительно развития культуры коренных жителей Севера он попытался претворить в жизнь. Он построил за свой счет школу для детей при Туруханском монастыре и дал средства на содержание учеников школы-интерната. Но по распоряжению местных властей ученики были распущены по домам, а школа распилена на дрова для острога.

В 65 лет он умер несостоятельным должником. Миллионное состояние было истрачено на открытия, исследования и благотворительность. Но как общественный деятель Сидоров сделал большое дело, которое никогда не забудется.

1863 год - в верховьях р. Нижняя Тунгуска был переправлен с р.Лена паровой катер с баржей, а затем проследовал вниз по течению Нижней тунгуски и закончил свое путешествие в г.Енисейске. Открытие месторождений каменного угля и новых залежей графита.

май, 1873 год - экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с А.А.Чекановским по Нижней Тунгуске, в ходе которой составлена первая точная карта этого региона, исследованы месторождения графита, описаны растительность, погодные условия, быт и характерные особенности эвенков.

1910 год - основание лавки купцов-тунгусников Панова и Савватеева на месте будущего поселка Тура.

ноябрь, 1917 год - установление Советской власти.

1920 год - создание Туруханского краевого революционного комитета.

ноябрь, 1920 год - отправка революционным комитетом экспедиций в Большую (Тазовскую) и Илимпийскую тундры для выяснения положения туземного населения на местах.

С древнейших времен существовала народная мудрость: нет оленя - нет эвенка. К началу 20-х годов, после гражданской войны, тысячи эвенков остались без оленей, без хлеба, без охотприпасов. И только новая власть спасла северян от голода и массового вымирания. После освобождения Сибири от Колчака, в первую навигацию 1920 года, из Красноярска вышли караваны судов в низовья Енисея и Нижнюю и Подкаменную Тунгуски, на Пит и Сым с продовольствием, мануфактурой, охотприпасами. Были отменены все долги, и северяне освобождались от подушной подати - налогов. Е.С. Савельев в илимпийской тундре, М.И. Ошаров и Г.К. Низовцев на Подкаменной Тунгуске создают кооперацию.

1923 год - принятие Туруханским крайисполкомом положения о северных инспекторах с возложением на них обязанностей по охране промыслового труда, их здоровья и поднятия просветительных и образовательных учреждений.

1923 год - принятие Туруханским крайисполкомом положения об управлении туруханских туземных племен, по которому каждое туземное родовое племя управлялось собственным родовым Советом.

Советы - не выдумка новой власти: с древнейших времен существовали родовые советы. И они долго сохранялись как форма народовластия на Севере. Создание простейших производственных объединений не противоречило традиционной форме хозяйствования: издревле у эвенков существовало умундэ эндэре - совместный выпас и совместная рыбалка, а в период осенне-весенней миграции - совместная охота на оленей. И первые колхозы, создаваемые из безоленных эвенков, которые получили поддержку государства, воспринимались спокойно и даже благожелательно.

март, 1921 год - совещание в Омске с участие представителей северных нардностей по вопросам административно-территориального устройства. Совещание решило продавать хлеб и продукты питания по твердым ценам и твердым государственным ценам закупать пушнину.

июнь, 1921 год - создание на фактории Оскоба первого кооператива эвенков.

1921 - 1923 гг. - выделение государством долгосрочных кредитов для поддержания оленеводства в связи с эпидемией сибирской язвы.

март, 1923 год - принятие ВЦИК и СНК РСФСР постановления "Об охоте", введение льгот для туземных народов Севера на ведение охотничье-промыслового производства.

май, 1925 год - создание Енисейского губернского Комитета Севера во главе с И.М.Сусловым.

1923 год - создание родовых Советов на Нижней и Подкаменной Тунгусках.

1921 - 1923 гг. - открытие в Илимпийской тундре Енисейским губсоюзом кооперативной торговли.

1926 год - создание рабфака северных народов при Ленинградском пединституте, в числе первых студентов были Н.Н.Путугир, П.Н.Путугир, Н.Н.Монахова, А.Н.Каплин, Г.П.Салаткин.

В 1926 году - ВЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управление туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. В основу организации низовых органов управления был положен родовой принцип.

Активными организаторами родовых Советов в Тунгусско-Чунском районе были инструкторы Туруханского райисполкома И.К. Кочнев, Н.В. Ефимов, заведующий факторией Стрелка М.И. Остапкович. Из числа коренного населения рядовые Советы организовывали М.И. Широглагов, Р. Голубченок, П.В. Таркиченок, П.Т. Ястриков. Родовые сугланы проводились в течение 4-5 дней, обычно это происходило в середине весны - после охотничьего сезона. Вот как проводились родовые сугланы в двух родовых Советах в Стрелке. На суглане заслушивались отчеты председателей родовых Советов, вырабатывались сообща наказы новому составу родовых Советов, причем приходилось переводить каждое слово на эвенкийский язык, ведь среди коренного населения было мало грамотных людей.

ноябрь, 1927 год - в стойбище Тура создается уникальный центр - не административный или промышленный, а культбаза, со школой, больницей, ветеринарным пунктом.

В1927 году, в Ленинграде открывается северный рабфак, вскоре Институт Севера, северные рабфаки открываются в Хабаровске, Енисейске, Красноярске, в Туре - школа колхозных кадров и фельдшерско-акушерское училище. Готовятся кадры учителей, вслед за ликбезами открываются школы, амбулатории.

1928 год - создание северного отделения при рабфаке Томского университета. Такое же отделение было создано при Иркутском пушно-меховом институте. Среди студентов были П.П.Увачан, В.Д.Каплин, Л.Н.Увачан, С.И.Сочигир.

10 декабря, 1930 год - образование Эвенкийского национального округа. Окружным центром стала Туринская культбаза. В приобщении малочисленных народов Севера к новой жизни особую роль сыграли первичные формы советской автономии - национальные округа. Вопрос о формах самоуправления северных народов широко обсуждался в 20-х годах правительственными органами Советской страны, учеными-этнографами, научной общественностью.

1930 год - появление эвенкийской письменности.

В 1931 году "Ольго-Васильевский" прииск, принадлежавший когда-то М. К. Сидорову был переименован в Ногинский, а в 1930 году на нем приступили к промышленной разработке эвенкийского графита.

В 1941 году началась война…

22 июня 1941 года - начало войны и начало отсчёта целого периода в жизни нашего народа. Все от стара до мала встали на защиту Родины. Сотни мужчин уже летом 1941 года ушли из Эвенкии сражаться с ненавистным врагом. А тем, кому пришлось остаться в тылу, не сидели, сложа руки. Старики, женщины и дети трудились, заменив отцов, мужей и братьев, приближая день Победы. В Эвенкии не было заводов и фабрик, её жители не производили оружие, боевую технику и боеприпасы. Эвенкия поставляла сырьё, продукты питания, тёплую одежду, выполняла несложные, но трудные заказы для фронта.

В феврале 1942 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Калинин М.И. так оценил задачи, стоящие перед тружениками тыла: "Вопрос стоит в том, как практически лучше и эффективнее приложить свои силы в деле победы над врагом. Мне кажется, первое, что требуется от каждого человека, это осознать, что победа добывается не только на фронте, но и в глубоком тылу. В достижении военных успехов участвуют не только бойцы на полях сражений, уничтожая врага оружием, но и домашние хозяйки, когда они идут на производство и заменяют ушедших на фронт, когда они уменьшают расход электроэнергии, топлива, проявляют внимание и заботу к раненым бойцам; к детям-сиротам".

Важнейшей задачей для Эвенкии в годы войны была добыча пушнины или, как выражались тогда, "мягкого золота". Увеличение добычи пушнины напрямую влияло на финансовое положение, на укрепление обороноспособности нашей страны.

Каждый охотник, колхоз и район принимали на себя конкретные обязательства по добыче пушнины. Этому уделялось серьёзное внимание, как со стороны партийных, так и со стороны советских органов власти.

Ежегодно, в течение всей войны, принимались постановления и обращения Эвенкийского окружного совета депутатов трудящихся и окружного комитета ВКП (б).

В 1942 году в обращении "Ко всем охотникам Эвенкии" говорилось: "Товарищи охотники! Дайте стране пушнины за сезон не менее 2 тысяч белок - на ружьё. Используйте все орудия лова. Повышайте добычу песца, соболя, лисицы, горностая, зайца, ондатры и других видов пушнины. Помните, что ваш честный труд укрепляет боевую мощь Красной Армии, приближает час разгрома немецко-фашистских войск".

На факториях велась большая агитационная работа. Это давало определённые результаты. Но главное, пожалуй, состоит в том, что население округа чётко осознало свои задачи, свой гражданский долг перед Родиной.

В глубокой тайге, на заснеженных северных просторах от темна до темна трудились охотники, добывая для своей страны "мягкое золото" - пушнину, тем самым приближая Победу над фашистской Германией.

50-90-е годы - только недальновидный человек не может не заметить и не знать, как поднялись экономика и культура, в том числе и национальная, за годы советской власти. Была ликвидирована неграмотность, сотни эвенков стали учителями национального языка, более десятка из них получили высокое звание заслуженный учитель, появились свои, национальные врачи, ученые. Исчезли эпидемии оспы, трахомы, резко снизилась заболеваемость туберкулезом. И главный показатель - естественный рост населения.

В 1950-51 гг. - в округе произошло укрупнение колхозов. В связи с этим навсегда с карты Эвенкийского национального округа исчезли поселения: Мурукта, Воеволи, Кумонда, Панолик, Светлана, Ингида и многие другие.

В 1955-1956 гг. - землеустроительная экспедиция Министерства сельского хозяйства дала каждому колхозу конкретные рекомендации в использовании оленьих пастбищ - пастбищеоборота. Считалось, что это прогрессивная система организации кормовой базы. Однако укрупнение колхозов сорвало эвенков с родовых пастбищ, охотничьих угодий, родных озер. Были разрушены родовые и культурные связи. Ничего этого не замечалось: эйфория, охватившая руководство при виде появившихся вдруг "колхозов-миллионеров", новых благоустроенных поселков, якобы свидетельствующих о "переходе на оседлость", застилала рассудок.

20 марта 1950 г. - в Ногинском графитовом руднике образован сельский Совет, а уже 16 марта 1951 года населенный пункт Ногинск отнесен к категории рабочих поселков.

13 сентября 1950 г. - отведен земельный участок под сухопутный аэродром п. Байкит, а 31 января 1951 года началось его строительство.

В 50-60 гг. - в округе работала ветеринарно-бактериологическая лаборатория, зооветеринарные пункты. Пастухи для оленьих стад набирались из среды колхозников, для повышения их квалификации проводились курсы техников-оленеводов. За высокие показатели, достигнутые в развитии оленеводства и всего общественного хозяйства, некоторые колхозы округа были неоднократными участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и ВДНХ.

В 50-х годах получила расцвет новая отрасль хозяйства эвенков - звероводство. Начало его развитию положила звероферма серебристо-черных лисиц, организованная в 1938 году Главным управлением Северного морского пути при Оскобской промыслово-охотничьей станции. За высокие показатели в развитии клеточного звероводства С.П.Хейкури - заведующий фермой серебристо-черных лисиц колхоза "Победа" Илимпийского района - неоднократно был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Местная промышленность в округе развивалась в направлении главным образом бытового обслуживания населения, выпуская товары широкого потребления, предметы первой необходимости и домашнего обихода. На местном сырье развивались деревообработка, солеварение, кожевенное производство, кирпичное и известковое производство и т.д.

17 августа 1954 года при исполкоме окружного Совета был образован отдел культуры и просветительской работы.

В 1958 году окружной комитет КПСС принял решение "О мерах по развитию национального художественного творчества в округе". В целях выдвижения творческих сил вовлечения их в активную деятельность с 15 мая по 1 ноября 1958 года был объявлен окружной конкурс на лучшее произведение изобразительного и прикладного искусства. В конкурсе приняло участие свыше сорока местных прозаиков и поэтов, собирателей и хранителей фольклора.

В 50-60 годы огромную работу проводили сотрудники "Красных чумов". Они учили женщин готовить новые блюда, расходовать средства, обучали шитью на машинке, распространяли книги и в то же время были самодеятельными артистами. "Красные чумы", как культурно-просветительские учреждения были актуальны до начала 70-х годов. 1974 году они были ликвидированы, так как их место заняли более прогрессивные формы организации культурной жизни: было открыто 14 сельских Домов культуры, 3 сельских клуба, 16 сельских библиотек, создано 3 районных агитбригады.

14 января 1971 года Эвенкийский национальный округ награжден орденом Трудового Красного Знамени.

13 февраля 1974 года в Байкитском районе образован "Суриндинский" племенно-оленеводческий совхоз.

26 февраля 1975 года в поселке Тура Илимпийского района образовался поселковый Совет депутатов трудящихся с присвоением ему наименования "Туринский".

24 марта 1976 года Эвенкийскому национальному округу вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС за досрочное выполнение народохозяйственного плана за 1975 год и успешное завершение девятой пятилетки.

В январе 1980 года на базе окружного Дома творчества образован окружной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы.

20 июня 1982 года образован отдел вневедомственной охраны при окружном отделе внутренних дел.

10 сентября 1982 года образован государственный памятник природы местного значения "Суломайские столбы", расположенный на реке Подкаменная Тунгуска Байкитского района 20-ю км. выше поселка Суломай.

1992 год - Эвенкийский национальный округ становится Эвенкийским автономным округом, оставаясь в составе Красноярского края, но одновременно являясь независимым субъектом РФ. Председатель окружного исполкома Совета народных депутатов Якимов был назначен Главой Администрации округа.

5 февраля 1992 года - произошло разграничение государственной собственности в ЭАО на Федеральную государственную собственность и муниципальную собственность.

14 февраля 1992 года - образовано Управление сельского хозяйства Администрации округа на базе упраздненного Агропрома.

7 июля 1992 года - образованы самостоятельные лесхозы в границах Илимпийского, Байкитского, Тунгусско-Чунского районов за счет разукрупнения Эвенкийского лесхоза.

2 ноября 1992 года - образовано негосударственная образовательное учреждение "Частная школа".

24 мая 1993 года - установлен государственный природно-исторический памятник "Географический центр РФ - Эвенкия".

25 мая 1993 года - на территории ЭАО образована база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства.

В декабре 1996 года состоялись первые демократические выборы Главы Администрации округа. Главой Администрации Эвенкийского автономного округа был избран А.А.Боковиков. В период его пребывания у власти, Глава Администрации округа получает статус губернатора.

8 апреля 2001 года на выборах губернатора Эвенкийского АО с результатом 51,08% был избран Б. Н. Золотарев.

Август 2002 года - 2 Всероссийский съезд эвенков России. Создан Союз эвенков России.

Январь 2003 года - открытие окружного Дома детства в Ванаваре.