Результативность применения современных педагогических технологий в образовательном процессе

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

    личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

    содержания учебного материала;

    применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.

Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

( Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник. Учитель: – Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].) – Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) – Какой вопрос у вас возникает? (Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?) Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию: – Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

2) Урок русского языка.

На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

3) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Например , ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, умноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

2. Исследовательская работа .

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

3. Здоровьесберегающие технологии .

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков и многое другое.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием :

Математика

Решите задачу .
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?

– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Например:

« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

    Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

    Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе. Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)

Разотру ладошки

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.

Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “10 наливных яблок”. Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

5. Игровые технологии

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

    для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);

    в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Например , на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

3) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например:

Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»:

Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу. – Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…

4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

Литература:

    Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65

    Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38

    Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5

    Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114

учитель — логопед МБОУ «СОШ № 1»

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Современная педагогическая технология в учебно-воспитательном процессе — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса.

Современные технологии, используемые при обучении и воспитании

  1. Технологии коррекционно-развивающего обучения.
  2. Игровые технологии.
  3. Технологии дифференцированного обучения.
  4. Технологии коллективного способа обучения.
  5. Технология индивидуализации обучения.
  6. Технологии проектного обучения
  7. Технологии проблемного обучения
  8. Здоровьесберегающие технологии.
  9. Личностно – ориентированные технологии
  10. Информационно — коммуникационные технологии.

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ .

Эти технологии позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  1. совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  2. коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  3. развитие основных мыслительных операций;
  4. развитие различных видов мышления;
  5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  6. развитие речи;
  7. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  8. коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;

— учебная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебный материал используется в качестве её средства;

— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебно воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и т.д.).

ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении, рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях подгруппы/группы. Дифференцированный подход является одним из составляющих психологического комфорта обучающихся, поскольку предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома», и в которой качество образования повышается.

ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ .

Использование метода коллективной организации учебной деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающего обучения:

— способствует развитию самостоятельности, активности учебной деятельности;

— повышает уровень речевого развития и коммуникативных навыков.

ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ .

Такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ .

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого столетия американским философом и педагогом Джорджем Дьюи и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях, и получая в итоге реальный результат.

В основе метода проектов лежит:

— развитие познавательных умений и навыков обучающихся;

— умение ориентироваться в информационном пространстве;

— умение самостоятельно конструировать свои знания;

— умение интегрировать знания из различных областей наук;

— умение критически мыслить.

Проектная технология предполагает:

— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

— практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

— самостоятельную деятельность обучающегося;

— структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

— использование исследовательских методов.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Проблема организации обучения с использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей, так как именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно. Использование элементов проблемного обучения способствует повышению уровня научности образования, развитию самостоятельности обучающихся, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, формированию познавательной мотивации обучающихся к обучению.

Обучение осуществляется так, что усвоение знаний идёт не только на основе запоминания, а в большей степени на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач. В этом случае школьники учатся рассуждать и использовать имеющуюся информацию.

В процессе организации обучения используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. Весь этот дидактический материал обеспечивает разные виды помощи (организующую, стимулирующую, обучающую) в процессе формирования мыслительных операций.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение обычно требует не одного, а ряда методов, их комплекса. Варьирование методов обучения будет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приёмы овладения знаниями.

На базе применения технологий активного обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей обучающегося.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и практические умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии – реальный шанс решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно и системно. Занятия строятся с учётом индивидуального подхода к обучающимся, учитывая особенности их психического развития. Только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование».

Итак, здоровьесберегающие технологии включают в себя:

— Артикуляционную гимнастику

— Применение сказкотерапии

— Дыхательную гимнастику

— Зрительную гимнастику

— Элементы релаксации

— Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

— Пальчиковые гимнастики с применением самомассажа.

— Элементы психогимнастики.

Многолетняя практика показывает, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стрессообразующих факторов, индивидуальный подход к школьникам, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяют повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления здоровья детей.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребёнка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от обычной (формализованной) передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях – здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

— гуманистической сущностью;

— психотерапевтической направленностью;

— ставят цель — разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Ни для кого ни секрет, что бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск.

Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности обучающихся.

Необходимость использования информационных технологий в коррекционном обучении неоспорима так как является перспективным направлением развития коррекционного образования.

Использование компьютерных технологий даёт положительный результат в обучении работе на компьютере, а также в закреплении полученных знаний.

Применение данных технологий в целостной системе помогает увеличить результативность и эффективность коррекционной деятельности, о чем свидетельствует положительная динамика освоения коррекционной программы.

Разделы: Общепедагогические технологии

I. Значимость использования образовательных технологий в учебном процессе.

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Не обошли эти тенденции и сферу образования. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон.

Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своем общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. Поэтому овладение технологиями становится сверх важным, приоритетным, как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг. Доскональное знание педагогических технологий, свой высокий профессионализм - вот что современный педагог выставляет на рынок труда.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. Осознанность действий, целей, способов их достижения и результатов учебной деятельности делает обучающихся субъектом учебного процесса, создает предпосылки для сотрудничества преподавателя и обучающегося и для его дальнейшего самообучения.

Современный заказ государства школе обязывает учителя работать над формированием мировоззрения ребёнка и его адаптации в социуме, осознанного выбора профессии, серьёзного отношения к своему здоровью, лояльности поведения на арене востребованности трудовой занятости. Освоение учителем современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс является важнейшим фактором, способствующим повышению качества обучения учащихся. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития школьников, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.

Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям “не рыбу, а удочку”, научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос “Как учить?”, а уже затем – “Чему учить?”. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.

II. Особенности использования образовательных технологий в учебном процессе.

В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Выделяют следующие признаки образовательных технологий:

  • процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;
  • совокупность приемов, методов;
  • проектирование и организация процесса обучения;
  • наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя:

  • целевую направленность; научные идеи, на которые опирается;
  • системы действий преподавателя и учащегося;
  • критерии оценки результата;
  • результаты;
  • ограничения в использовании.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе учителя используют разнообразные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет уменьшение времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Но не всякая технология может быть применена каждым учителем, много зависит от его опыта работы, педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса. Важно обратить серьезное внимание на такие свойства технологии, как ее результативность и применимость. Зачастую учитель учитывает различные требования, методические рекомендации, инструкции и пр. и не всегда замечает того, что хотят его подопечные, каковы их интересы, потребности. В таких случаях ни одна технология не поможет учителю добиться своих целей.

Выбор образовательных технологий учитель должен осуществлять, ориентируясь на положительные аспекты развития личности:

  • создание наилучших условий для развития и реализации задатков и способностей ребёнка,
  • удовлетворение имеющихся интересов,
  • исключение стремления “стричь всех под одну гребёнку”,
  • усиление мотивации к учёбе,
  • самоопределение воспитанника,
  • раннее развитие способностей,
  • профориентация, специализация,
  • реализация свободы выбора,
  • обеспечение возможности “социальных проб”,
  • возможность использовать сенситивные периоды в развитии личности.

Деятельность педагога (его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения и т.д.) должна соответствовать деятельности ученика (его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам и т.д.). Только на такой основе преподаватель отбирает и применяет средства педагогического воздействия. Грамотное использование педагогических технологий в учебной деятельности делает уроки учителя интересными, динамичными, насыщенными реалиями современного мира и дает хорошую возможность для формирования наиболее значимых общеучебных действий школьников.

III. Личностно-ориентированный подход в современных образовательных технологиях.

В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей, т. е. личностно-ориентированные технологии.

В современной педагогике и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки – создание личностно-ориентированных технологий обучения. Разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Применение такого подхода дает возможность проведения более полноценного урока по теме программы учебной дисциплины, способствует формированию наиболее важных обще-учебных действий учащихся. Функции универсальных учебных действий учащихся включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Исходя из этого, можно выделить основные признаки образовательных технологий, отвечающих лично-ориентированному подходу, наличие которых способствует формированию основных общеучебных навыков учащихся. Подобные технологии:

  • опираются на деятельность учителя, направленную на учащихся.

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью подразумевает наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса и использование проблемных творческих заданий.

  • поощряют применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала: словесную, графическую, условно-символическую.

Также положительным опытом подтверждено создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Особенно это важно в начале урока. Кроме этого следует в начале урока сообщать не только тему урока, но и особенности организации учебной деятельности в ходе урока.

  • обязательно включают обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали или чем овладели, но и того, что им понравилось или не понравилось.

Почему тот или иной аспект урока понравился или не понравился ученикам. Что им бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Так осуществляется стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

  • подразумевают оценку или поощрение при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.

Это не подразумевает плохих аргументов, наоборот учителем должны по возможности выявляться положительные стороны даже в неверном ответе. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. Причем последние аргументы должны быть более важны для учеников, чем просто оценка.

  • предусматривают, что при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Таким образом, учитель использует личностно-ориентированный подход даже вне урока.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, создает возможность самостоятельного успешного усвоения ими новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию постижения, т.е. умение учиться. Это, в свою очередь, зарождает потенциал к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

IV. Эффективность применения образовательных технологий для формирования общеучебных действий школьников.

В современной педагогике выделяют основные виды учебных действий:

  • личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
  • регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
  • познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
  • коммуникативные.

К универсальным учебным действиям относят:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Поэтому выбор той или иной образовательной технологии нужно осуществлять в зависимости от того, какие виды учебной деятельности учитель хочет сформировать на данном уроке.

В таблице приведены наиболее часто применяемые в педагогике технологии и ожидаемые результаты их применения по формированию учебных навыков учащихся.

Заключение.

Современный урок с использованием педагогических технологий способствует личностному росту любого ученика. В самом ходе такого урока существует реальная возможность дать каждому ученику обрести себя, дать возможность для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала, создать условия для формирования личностных общеучебных действий. Таким образом, особенность современного урока с использованием образовательных технологий состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. А все перечисленные выше инновационные педагогические технологии направлены на организацию активного общения как учителя с учениками, так и учащихся друг с другом на принципах сотрудничества и сотворчества. Уроки с применением новых технологий, вызывая интерес к познанию, активизируют мысленную деятельность ученика, осуществляют перенос знаний и способов действий. Это зарождает успех учения, укрепляя интерес к знаниям, и создает условия для самореализации, саморазвития школьников, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.

Список литературы.

  1. Анохина, Г.М. Об организации личностно ориентированного обучения. Химия в школе № 7, 2008
  2. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения. Школьные технологии № 2, 2010
  3. Брендина Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление. Газета изд. дома “Первое сентября” № 19, 2010
  4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. Москва, Народное образование, 2000
  5. Жак Д.И. Организация и контроль работы с проектами. Минск, Пропилен, 2001
  6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб, Каро, 2009.
  7. Кошелева Н.В. Краткий обзор некоторых инновационных педагогических технологий в свете создания адаптивной школы. Физика в школе № 1, 2008
  8. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, Академия, 2008.
  9. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании. Управление современной школой. Завуч. № 2, 2008
  10. Советова Е.В.Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д, Феникс, 2007
  11. Шиян И. Б. Информационные технологии в российском образовании. Москва, Эврика, 2007

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Использование эффективных образовательных технологий для повышения качества обучения. Выполнила: учитель русского языка и литературы Узденова М.И. МКОУ «СОШ №1 им.А.М.Ижаева с.Учкекен»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления применений педагогических технологий в современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы.

4 слайд

Описание слайда:

Цель: Внедрить современные образовательные технологии, способствующие повышению качества обучения, формированию грамотности, развитию потенциальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.

5 слайд

Описание слайда:

Задачи: выбор СОТ для повышения качества обучения русскому языку и литературе; развитие ключевых компетенций учащихся; повышение профессиональной компетентности, методологической культуры и инновационного потенциала педагога; формирование ключевых компетенций педагога; включение педагога в проектирование, исследование и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся; внедрение в учебный процесс технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий; технологий дифференцированного обучения; информационных технологий; технологий обучения в сотрудничестве; игровых технологий; технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

6 слайд

Описание слайда:

Образовательные технологии В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе: уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии использовать технологии оценки современные технологии проектирования образовательной среды

7 слайд

Описание слайда:

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

8 слайд

Описание слайда:

Современные педагогическиетехнологии Здоровьесберегающиетехнологии Технологии интегрированного обучения Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная) Учебно-исследовательская деятельность Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Обучение на основе учебных задач и ситуаций Информационнокоммуникационная(ИКТ) Технологии дифференцированного обучения Деловые игры Проблемное обучение Портфолиоучащихся компьютерные технологии интерактивные технологии Технологииразноуровнегообучения

9 слайд

Описание слайда:

Большое распространение получили следующие образовательные технологии: технология проектного обучения; технология дифференцированного обучения; технология проблемного обучения; игровые технологии; компьютерные технологии;

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии. Применение в работе Итоговый урок по русским народным сказкам в 5 классе (викторина). Урок сопровождается компьютерной презентацией. Примечание: предварительно учащиеся получают вопросы для подготовки к занятию. Игра «Узнай героя» применяется во многих классах на итоговых уроках литературы. Такие уроки сопровождаются компьютерной презентацией, учащиеся должны по портрету или характеристики узнать литературного героя. Дидактическая игра «Составь рассказ, используя… (например, неопределённые местоимения: каждый ученик по очереди составляет предложение, в котором должно быть неопределённое местоимение, предложения связываются между собой по смыслу, так получается связный рассказ). Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах. Дидактическая игра «Исключи лишнее» (может применятся при изучении различный орфограмм и частей речи). Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах. 6. Дидактическая игра «Исправь ошибки» (могут быть предложены различные правила, определения и т.д.). Игра может применяться и на уроках русского языка, и на уроках литературы. 7. Игра «Назови последним» (предлагается перечислить определённые признаки или слова (например, личные местоимения), выигрывает тот, кто называет последний).

12 слайд

Описание слайда:

Результат применения СОТ Данное мероприятие позволяет активизировать знания ребят, формирует коммуникативную компетенцию, позволяет расширить кругозор школьников и обогатить словарный запас. Урок даёт возможность осуществить дифференцированный подход в обучении: каждый ученик выбирает вопросы по своим возможностям. Материал викторины позволяет углубить знания ребят и привлечь внимание к глубинам устного народного творчества. А этап самостоятельной подготовки формирует информационную компетенцию. Данный вид работы позволяет активизировать знания ребят и делает процесс обучения более увлекательным.

13 слайд

Описание слайда:

Технология проблемного обучения Применение в работе 1. Русский язык. 6 класс. «Чередующиеся гласные» (создаётся проблемная ситуация: ребята обнаруживают, что не все безударные гласные можно проверить ударением; анализируя языковой материал, ученики устанавливают закономерность в работе с данной орфограммой). 2. Русский язык. 7 класс.» Причастие как часть речи» (при определении морфологических признаков причастия учащимся предлагается две точки зрения на определение причастия как части речи (особая форма глагола или самостоятельная часть речи), ребята должны выбрать одну из точек зрения и обосновать свой выбор). 3. Характеристика литературных героев, которым нельзя дать однозначную оценку (например, уроки литературы по романам «Евгений Онегин», «Герой нашего времени»; может использоваться приём «фишбоу»).

14 слайд

Описание слайда:

Результат применения СОТ 1.Создание проблемной ситуации позволяет сделать акцент не на простое запоминание, а на осмысленное усвоение материала. 2.Такая методика развивает мышление учащихся, коммуникативную компетентность. Кроме того позволяет осуществить личностноориентированный подход в обучении. 3.Этот вид работы формирует познавательные универсальные учебные действия: умение обобщать, анализировать, приводить примеры, обосновывать своё мнение, структурировать материал.

  • Реферат - Физическое развитие и физическая подготовленность в системе образовательных учреждений (Реферат)
  • Новые информационные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.). Часть 1 (Документ)
  • Орлова Е.В. Оценка экономической эффективности технических решений в дипломном проектировании (Документ)
  • Кузнецова Н.И., Туваев В.Н., Оробинский Д.Ф. Определение экономической эффективности технологий и оборудования в животноводстве (Документ)
  • Тищенко М.Н., Некрасов А.В., Радин А.С. Вертолеты. Выбор параметров при проектировании (Документ)
  • Мазурова И.И., Белозерова Н.П., Леонова Т.М., Подшивалова М.М. Анализ эффективности деятельности предприятия (Документ)
  • Курсовая работа - Разработка и внедрение системы Ключевых Показателей Эффективности (КПЭ) на предприятии (Курсовая)
  • Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству (Документ)
  • n1.docx

    Министерство образования Республики Беларусь

    Государственное учреждение образования

    «Академия последипломного образования»

    Факультет руководящих работников и

    специалистов образования высшего звена
    Кафедра педагогики и философии образования

    РЕФЕРАТ
    Критерии эффективности применения

    образовательных технологий

    Минск 2011
    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение……………………………………………………………………….

    Основная часть

    Глава 1. Общее представление об образовательных технологиях


      1. Понятие технологии и понятие образовательной технологии……………………………………………………………...

      2. Современные образовательные технологии
    (по классификации Г.Селевко и Н.Запрудского)…………………….

      1. Системные признаки образовательной технологии…………………
    Глава 2. Критерии определения эффективности

    Применения образовательной технологии

    2.1. Определение понятия «критерий»…………………………………….

    2.2. Критерии эффективности педагогических технологий …………….

    2.3. Некоторые аспекты определения критериев

    Эффективности применения образовательных технологий…………

    2.4. Критерии эффективности педагогических технологий

    Для предметно-ориентированных технологий……………………….

    2.5. Критерии эффективности педагогических технологий

    Для личностно-ориентированных технологий………………………..

    Заключение…………………………………………………………………….

    Список использованной литературы………………………………………...


    4

    20

    ВВЕДЕНИЕ
    В последнее десятилетие особое внимание уделяется проблемам теоретического обоснования, разработки и внедрения в образовательный процесс современных технологий, ориентированных на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Достижение эффективности и высокого качества образования, развитие его гуманитарной, экологической и практической направленности, совершенствование педагогических технологий являются ведущими целями и задачами современного образования.

    «Не мыслям надо учить, а мыслить», – эти слова И. Канта в полной мере выражают то, чему должен следовать современный учитель, обдумывая стратегию, тактику, методику преподавания своего предмета. Современный, ежеминутно меняющийся мир требует от учителя готовности, желания и умения быть на передовом рубеже современной науки, так как обучение требует научного подхода в системе передачи знаний учащимся: в современном образовательном пространстве меняются формы, методы преподавания; умения быть гибким, мобильным; умения меняться вместе с миром. Школа – один из самых консервативных общественных институтов (что не является отрицательной характеристикой – именно консерватизм придает устойчивость школьному образованию), вместе с тем невозможно игнорировать те процессы, которые происходят в современном образовательном пространстве и невозможно не меняться вместе с миром, чтобы быть интересным, креативным, успешным учителем.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Глава 1. Общее представление об образовательных технологиях


      1. Понятие технологии и понятие образовательной технологии

    Последние десятилетия в педагогической науке были окрашены в «цвета» технологизации учебного процесса. Точки зрения по вопросу применения в обучении различных образовательных технологий высказывались полярные: от категорического отрицания возможности технологизировать учебный процесс как процесс, находящийся в сфере гуманитарных дисциплин, до полного одобрения технологий. Более того, в энциклопедии «Википедия» в статье «Образовательные технологии» говорится: «понятие не является общепринятым в традиционной педагогике…» 1 , что может являться косвенным подтверждением того, что педагогическая наука до сих пор по-разному относится как к термину «образовательная (педагогическая, школьная) технология», так и к самому факту существования образовательных технологий (вплоть до отрицания их существования). Вместе с тем невозможно не принимать во внимание тот факт, что в современной педагогической литературе существует множество исследований, посвящённых описанию, детальной характеристике, описанию способов применения образовательных технологий.

    Понятие «технология» находим в словарях (причем речь идет сугубо о производственном процессе): «Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов» 2 . Как видим, в статье словаря, изданного в 80-е гг. прошлого столетия, нет даже намека на возможность применения понятия «технология» в образовательной области как гуманитарной сфере общественной жизни. Но в настоящее время мы слышим об избирательных технологиях, о технологиях «раскрутки» того или иного явления, события, т.е. в современном мире мы сталкиваемся с тем, что понятие «технология» давно проникло в гуманитарную сферу не только в качестве термина, употребляемого «по привычке», но и в силу того, что технология подразумевает четко описанный алгоритм, систему действий, которые приведут к некоему гарантированному результату. Именно поэтому современные педагогические словари дают определение педагогической (образовательной) технологии: «Образовательная технология
    1) это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию, планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата; 2) (Education technologies) – это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования;
    3) решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определениям» 3 . «Образовательные технологии – система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования» 4 .

    Вместе с тем в современной педагогической науке существуют различные взгляды на технологию или разными участниками образовательного процесса по-разному осознается и понимается понятие «технология»: технология как разработка, применение технических средств обучения; как способ коммуникации; как область знаний, которая конструирует оптимальные образовательные системы; как процесс, включающий в себя все вышеперечисленные аспекты. Современная педагогическая наука, несмотря на многолетний опыт использования в педагогической практике образовательных технологий, ещё определяет свое отношение к этому явлению.

    Вследствие вышесказанного представляется актуальной проблема не только и не столько понимания сути образовательной (педагогической, школьной) технологии, сколько понимание эффективности тех сущностных моментов технологизации образования, которые убедят педагогическую общественность, родителей, учащихся в том, что использование в практике преподавания технологий ведет к качественному улучшению образования, способствует развитию учащихся. Но понимание этого невозможно без определения эффективности применения образовательной технологии, т.к. основной задачей образования является не только передача определенной суммы знаний учащимся, но обучение учащихся способам мыслительной деятельности, умению получать знания самостоятельно. Проблема эффективности образовательного процесса (как следствие – возможность и необходимость применения в повседневной педагогической практике современных образовательных технологий) приобретает особую актуальность в связи с инновационными процессами, происходящими в образовании на современном этапе, в связи с современными требования, предъявляемыми к качеству образования. Оценка эффективности образовательной технологии очень важна, поскольку помогает сориентироваться в выборе направления движения педагога по принятию технологии, по способу их использования, по совершенствованию и развитию как технологий, так и процесса обучения – своего труда.

    Целью данной работы является освещение вопросов, посвященных проблеме определения критериев эффективности применения образовательных технологий.

    Задача представляемой работы – определить возможные критерии эффективности применения образовательных технологий.


      1. Современные образовательные технологии
    (по классификации Г.Селевко и Н.Запрудского)
    Принимая во внимание тот факт, что существуют научно сформулированные понятия образовательной технологии, кратко опишем существующие классификации технологий, применяемых в образовании. Г.К.Селевко выделяет следующие образовательные технологии:

    • Современное традиционное обучение.

    • Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

    • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

    • Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

    • Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

    • Частнопредметные педагогические технологии.

    • Альтернативные технологии.

    • Природосообразные технологии.

    • Технологии развивающего обучения.

    • Педагогические технологии авторских школ 5 .
    За прошедшие с момента издания книги Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» годы классификация образовательных технологий уточнялась, переосмысливалась, и поэтому актуальной стала следующая мысль: «В настоящее время все активнее проявляют себя две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса: первая связана с технологическим подходом к его проектированию и осуществлению, вторая – с гуманизацией и гуманитаризацией образования» 6 . Исходя из вышеназванной тенденции, выделяют предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Значит, существуют различные подходы в работе с технологиями, находящимися в области предметно-ориентированных и, соответственно, в области личностно-ориентированных, это, следовательно, означает, что будут различными критерии в оценке эффективности применения данных технологий.

      1. Системные признаки образовательной технологии

    Технологию определяет рад системных признаков – критериев, которые позволяют провести четкую границу, разграничить понятия «методика» и «технология». Г.К.Селевко определяет следующие критерии технологичности образовательного процесса:

    Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философ психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

    Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

    Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повтор воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами 7 .

    Таким образом, «главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений» 8 .
    Глава 2. Критерии определения эффективности применения образовательной технологии
    2.1. Определение понятия «критерий»
    Понятие критерия является весьма важным для определения (узнавания, применения) образовательной технологии: он помогает определить, является ли определенный стиль преподавания технологией, методикой или неким, ещё не описанным в педагогической литературе способом преподавания. Не менее важными являются оценка эффективности любого учебного процесса и критерии, которые помогут эффективность этого процесса определить. Для того чтобы определить критерии любого процесса, необходимо определить тот процесс или явление, которые предполагается «измерить» с помощью определяемого критерия.

    Чтобы определить критерии, рассмотрим значение этого слова.

    Критерий [нем. Kriteriumоценки, суждения 9 . Мерило (книжн.) Признак , на основе которого можно произвести измерение, оценку, сравнение чего-нибудь 10 . Признак . Показатель , примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь 11 . Показатель. 2. То, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь 12 . Показатель – в большинстве случаев, обобщённая характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств, обычно, выраженная в численной форме 13 . Характеристика - совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо 14 . Оценка. Мнение о ценности, уровне или значении кого - чего-нибудь. Оценить . 1. Определить цену кого - чего-нибудь. 2 . Установить качество кого-чего-нибудь 15 .

    Следуя заданной логике определений, можем сказать, что критерий – это совокупность отличительных свойств (характеристик), знак, которые позволяют определить (выяснить, установить), оценить свойства, качества процесса, результата, объекта. Таким образом, критерии являются основным инструментом определения эффективности или качества чего-либо.

    Часто проблема определения эффективности ограничена только определением качества знаний, степенью сформированности умений и навыков (заметим, что этот параметр является важным в образовательном пространстве), но необходимо принимать во внимание тот факт, эффективность той или иной образовательной технологии во многом зависит от педагогической концепции, методологической основы, в которой функционирует данная образовательная технология. Поэтому думается уместным говорить об эффективности образовательной технологии, под которой понимается степень соответствия результатов реализации технологии прогнозируемым целям, ориентированным на выполнение функций образования.

    2.2. Критерии
    В образовательной системе Республики Беларусь немалое внимание уделяется проблемам теоретического обоснования, развития и внедрения в образовательный процесс современных технологий, которые, в первую очередь, ориентированы на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Государство заинтересовано в эффективности и высоком качестве образования, в развитии его гуманной, гуманитарной, экологической и практической направленности. Для оценивания достижений в области образования необходимы некие инструменты, измерители, критерии, которые смогут определить уровень достижения поставленных целей. Ещё в 1989 г. В.П.Беспалько писал об отсутствии «критериев для оценки эффективности дидактического процесса в целом» 16 . Современное общество, мир выдвигают особые требования к качеству образования, которое получают в школе. В связи с этим эффективность образовательной технологии может быть оценена по следующим критериям:

    Целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;

    Отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;

    Соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;

    Информативность учебного материала;

    Адекватность методов целям и содержанию учебного материала;

    Многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;

    Обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;

    Универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;

    Степень помощи преподавателя учащимся при организации их самостоятельной деятельности и т.п.

    Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения образовательной технологии, вместе с тем они могут служить мерилом оценивания эффективности не только образовательной технологии, но и традиционного урока.

    С.С.Кашлев в книге «Технология интерактивного обучения» непосредственно выделяет следующие критерии эффективности педагогических технологий :


    • высокий уровень технологической культуры педагога;

    • высокий уровень владения педагогом технологическими приемами;

    • собственный опыт использования педагогом педагогических технологий;

    • возможности творческого преобразования технологии;

    • создание ситуации успеха в деятельности учащихся и педагога в процессе реализации технологии;

    • органическая взаимосвязь компонентов технологии;

    • достаточно полное описание технологии;

    • возможности технологии в актуализации, саморазвитии учащихся и педагога;

    • организация взаимодеятельности педагога и учащихся;

    • существенные изменения состояния учащихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.) 17 .
    Эти критериальные аспекты относятся непосредственно к области действия образовательных технологий. Вместе с тем данные позиции, определяя эффективность всех технологий вообще, не дают детального представления, как определить эффект от применения на уроках модульной технологии или эффективность применения на уроке технологии педагогических мастерских.

    2.3. Некоторые аспекты определения критериев

    эффективности применения образовательных технологий
    Рассмотрим некоторые аспекты определения критериев эффективности применения образовательных технологий.

    С.Б.Савелова пишет: «Можно утверждать, что критериями эффективности тренинга являются как минимум два описания предполагаемых результатов (желательных для организаторов – педагогов и учеников), снабженные конкретными, ясно различимыми знаками и способами их “обнаружения” (диагностики), которые для организаторов учебного процесса определяют необходимые пути и средства построения методики (технологии) проведения занятий (курса)» 18 . Следовательно, начиная работать с технологией, необходимо заранее знать те критерии, которые покажут эффективность работы в определенной технологии (или с определенной технологией) на двух уровнях: критерии эффективности для учителя, критерии эффективности для учащегося; они, несомненно, будут различными. С тем чтобы определить критерии эффективности применения образовательной технологии, необходимо иметь инструментарий – набор показателей (данных, цифр, результатов) и способов их измерения. К таким показателям можно отнести:


    • глубину знаний учащихся по предмету;

    • практическую направленность знаний, которая выражается в готовности и умении учащихся применить полученные знания в сходной или изменённой ситуации;

    • системность знаний, которая характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний 19 ;

    • осознанность знаний, которую можно выразить в понимании учащимся связей между различными областями знаний, путей получения знаний, умений их доказывать.

    2.4. Критерии эффективности педагогических технологий

    для предметно-ориентированных технологий
    Ещё одно важное замечание: критерии эффективности педагогических технологий для предметно-ориентированных и личностно-ориентированных технологий будут различными. Н.И.Запрудский пишет: «Очень существенно различаются уроки, проводимые в рамках:


    1. традиционного объяснительно-репродуктивного обучения;

    2. технологического подхода;

    3. личностно-ориентированного обучения.
    … Наряду с некоторым набором обязательных и инвариантных параметров урока (психологический климат, санитарно-гигиенические условия, грамотность речи учителя и т.п.) для каждой технологии могут быть выделены специфические параметры для оценки и самооценки учебного занятия» 20 .

    Для предметно-ориентированных технологий (технология полного усвоения, технология уровневой дифференциации, концентрированного обучения, вузовская технология и др.) такими параметрами станут (по классификации Н.И.Запрудского) 21 (представленные в таблице компоненты уроков имеют соотнесенные параметры оценивания, которые и позволяют не только проанализировать урок, но и выявить степень его эффективности, если каждый из параметров будет соотнесен с идеалом-образцом. Но возникает следующий философский вопрос: как определить критерии и параметры того идеала-образца, который будет соотнесен с неким реальным уроком?):


    Компоненты урока

    Оцениваемые параметры

    Цель урока.

    Соответствие учебной программе по предмету и месту урока в теме. Конкретность и возможность опознания степени достижения. Реальность достижения целей урока. Соответствие целей поуровневому подходу. Принятие целей учащимися.

    Учитель.

    Общая эрудиция и профессиональная компетентность. Владение приемами педагогической техники. Речь (темп, дикция, образность, эмоциональность, грамотность). Стиль педагогического общения с учащимися. Направленность педагога на учебные действия, освоение которых учащимися класса является целью урока.

    Учащиеся.

    Уровень мотивации, познавательная активность и работоспособность. Устойчивость, объем, переключение внимания. Организованность и выполнение принятых в школе единых требований. Развитие устной и письменной речи. Самостоятельность учащихся и умение взаимодействовать с одноклассниками. Сформированность навыков самоконтроля.

    Содержание урока.

    Соответствие содержания целям урока. Научность и соответствие учебной программе. Выделение основного содержания урока. Связь содержания с жизнью. Доступность и дифференцированность содержания. Воспитательный и развивающий потенциал содержания урока.



    Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Оптимальность распределения времени и темп урока. Оптимальность выбора методов и форм обучения. Рациональность отбора средств обучения. Выполнение правил охраны труда, санитарно-гигиенического режима.

    Результат урока.

    Возможность на самом уроке оценить степень достижения цели. Осведомленность учителя о степени достижения цели каждым учащимся. Знание детьми содержания собственных ошибок и затруднений. Степень достижения целей урока. Фокусирование домашнего задания на выявленных пробелах в знаниях и умениях учащихся.

    Поскольку «в предметно-ориентированных технологиях … содержание задается учебной программой, учебников и имеет завершенный характер» 22 , то эффективность применения предметно-ориентированных технологий может определяться в каждом конкретном случае применения той или иной технологии. Приоритетным критерием в определении эффективности применения технологии является знание учащимися учебного материала. Например, вузовская технология обучения, предполагает лекционно-семинарскую форму занятий, сдачу зачетов. Следовательно, успешная сдача зачетов, качественная подготовка учащихся к вступительным экзаменам (по итогам вступительной кампании) дает представление об эффективности применения этой технологии в процессе обучения.

    Степень усвоения учащимися содержания учебных программ, степень сформированности информационных и управленческих компетенций может быть выяснена на уроке путем опроса учащихся или в ходе выполнения ими каких-либо заданий, предусмотренных учебными программами; качество выполнения этих заданий даст представление об эффективности применения на уроке интегральной технологии.

    Полное усвоение знаний всеми учащимися, овладение необходимыми умениями и навыками при использовании технологии полного усвоения знаний можно проверить путем выполнения контрольных (тестовых) заданий. Таким образом, при определении эффективности применения предметно-ориентированных технологий критериями эффективности будут: знания, умения, навыки, полученные учащимися в процессе обучения. Выявить глубину, системность полученных знаний, сформированность умений и навыков можно посредством проведения оценочных (зачетных, тестовых и т.п.) работ. Таким образом, критерием эффективности применения предметно-ориентированной технологии будут знания, полученные в процессе работы на уроке и в самостоятельной работе по траектории, заданной учителем, которая определяется логикой технологии.

    2.5. Критерии эффективности педагогических технологий

    для личностно-ориентированных технологий
    Для личностно-ориентированных технологий (технологии педагогических мастерских, модульного обучения, проблемно-модульного обучения, обучения как учебного исследования, коллективной мыследеятельности, учебного проектирования, технология кооперативного обучения, развития критического мышления, Дальтон-технология) такими параметрами станут (по классификации Н.И.Запрудского) 23 :


    Компоненты урока

    Оцениваемые параметры

    Цель урока.

    Направленность на личностное развитие учащихся. Участие самих учеников в определении целей урока. Самоопределение школьников на результат урока. Определение учителем целей через соответствующие условия и ситуации. Использование целей в качестве показателей оценки деятельности на уроке.

    Учитель.

    Направленность на стратегию сотрудничества на уроке. Владение знаниями по предмету, умение пробудить интерес к теме урока. Умение создавать образовательные ситуации развивающего типа. Умение гибко реагировать на изменение ситуации в классе. Речь (темп, дикция, образность, эмоциональность, грамотность).

    Учащиеся.

    Уровень мотивации и познавательная активность. Степень влияния учащихся на цели, содержание и методы работы. Умение работать в группе. Наличие оценочной деятельности самих учеников. Участие учеников в диалоге, дискуссиях. Создание школьниками собственных образовательных продуктов.

    Содержание урока.

    Научность и доступность для учащихся, связь с жизнью. Наличие проблемных ситуаций. Учет субъектного опыта учащихся. Наличие деятельностного содержания урока. Наличие образовательных продуктов учащихся.

    Организационные формы, методы и средства обучения.

    Общая атмосфера урока. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы. Преобладание активных методов обучения. Обеспеченность деятельности учащихся необходимыми материалами. Валеологическая оценка урока.

    Результат урока.

    Степень оригинальности образовательных продуктов учащихся. Участие учеников в оценке деятельности и результатов урока. Обнаружение школьниками нерешенных ими проблем. Наличие самоопределения учащихся на дальнейшую работу по теме. Удовлетворенность уроком учащихся и самого учителя.

    В личностно-ориентированных технологиях ученик может предъявлять свои знания/результаты учебной/развивающей деятельности в различных формах: сочинение, проект, эссе, решенная задача, таблица, график, презентация, гербарий и т.п. В данном случае критерием оценки эффективности применения образовательной технологии будет «его [ученика] способность реконструировать свои прежние знания и строить новые. В ЛОТ оцениваются способности критически воспринимать учебник, самостоятельно мыслить, видеть альтернативы, аргументированно не соглашаться. При этом главным «оценщиком» деятельности ученика и ее результатов является сам ученик» 24 . И ещё одно важное дополнение: «…ЛОТ не в полной мере соответствуют критериям технологичности, поскольку они, в частности, не ориентированы на получение наперед заданного гарантированного результата. … Личностно-ориентированная технология представляет собой, скорее, упорядоченную последовательность развивающих образова тельных ситуаций. … «Проживая» эти ситуации, учащиеся овладевают соответствующими когнитивными и социальными компетенциями, приобретают адекватные личностные приращения» 25 . Это замечание представляется необходимым, т.к. свидетельствует о том, что критерии эффективности применения личностно-ориентированных технологий достаточно «размыты», они не всегда четко могут быть сформулированы, а значит, продиагностированы, имеют отсроченный результат, который может проявиться через некоторый (иногда достаточно продолжительный) промежуток времени. Представляется логичной мысль, что критерий эффективности применения технологии личностно-ориентированной лежит в большей степени в эмоциональной плоскости, когда важным становятся не знания, приобретенные во время урока (а иногда это не знания в традиционном понимании этого слова), а удовлетворенность от совместного творчества, понимание важности движения ученика по заданной его личностным развитием траектории. Но данную сферу трудно и иногда невозможно продиагностировать, «пощупать» сразу.

    Таким образом, критерии для определения эффективности применения образовательной технологии в практике работы учителя будут различны в зависимости от того, какую технологию использует учитель в работе, что ставит во главу своего педагогического труда.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Как и любая отрасль человеческой деятельности, образование характеризуется специфическим набором технологических процессов. Под технологией обычно понимают: а) систематическое знание о процессе производства продукции; б) знание о способах и процессах переработки сырья в предметы потребления и средства производства; в) знание, передаваемое и применяемое для решения множества проблем, возникающих в жизни общества. Обычно технологии фиксируются в виде изобретений, полезных моделей, образцов, техники, информации.

    Образовательная технология – способ использования человеческих ресурсов и различных средств коммуникации передачи информации при предоставлении образовательных услуг. Основу образовательных технологий составляет научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение учебного процесса. Образовательные технологии в 21 веке станут ведущим способом обучения в общеобразовательных учреждениях.

    Для того чтобы определить эффективность применения образовательной технологии, необходимо определить, насколько она соответствует требованиям, предъявляемым к процессу, называемому «использование технологии в образовательном процессе»;

    определить её принадлежность к предметно- или личностно-ориентированным технологиям;

    в процессе рефлексии определить, в какой мере достигнуты поставленные диагностичные и диагностируемые цели.

    Критериями эффективности применения образовательной технологии станут знания, умения, навыки, приобретенные на уроке, эмоциональное состояние участников образовательного процесса, задачи, сформулированные для дальнейшего развития, наличие на уроке ситуаций успеха для каждого учащегося, желание двигаться дальше.

    Список использованной литературы


    1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 115 с.

    2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 174.

    3. Википедия. Свободная энциклопедия / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образовательные_технологии . - Дата доступа: 20.05.2011.

    4. Горбич, О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе: лекции / О.И.Горбич. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 15 с.

    5. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И.Запрудский – 2-е изд. – Мн., 2004. – 270-271 с.

    6. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский. – Мн.:Сэр-Вит, 2004. – 18 с.

    7. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 17 с.

    8. Крысин, Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Л.П.К рысин. - Москва: Эксмо, 2008. - 379 с.

    9. Образовательная технология // Словарь педагогического обихода /под редакцией Л.М.Лузиной. - Псков: ПГПИ, 2003. – С. 71.

    10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: Русский язык, 1987.- 418 с

    11. Савелова, С.Б. Схема оценки эффективности учебного процесса (тренинга) / С.Б.Савелова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - Дата доступа: 03.06.2011.

    12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Селевко Г.К.. – М.: Народное образование, 1998. – 17 с.

    13. Словарик визуальный / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ped.vslovar.org.ru/1684.html - Дата доступа: 29.05.2011.

    14. Советский энциклопедический словарь / Советский энциклопедический словарь / Главный редактор А.М.Прохоров. – Москва: Советская энциклопедия, 1984. – С.1321.
      http://www.google.ru/url - Дата доступа: 03.06.2011.

      20 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И.Запрудский – 2-е изд. – Мн., 2004. – 268 с.

      21 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И.Запрудский – 2-е изд. – Мн., 2004. – 268-269 с.

      22 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский. – Мн.:Сэр-Вит, 2004. – 15 с.

      23 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И.Запрудский – 2-е изд. – Мн., 2004. – 270-271 с.

      24 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский. – Мн.:Сэр-Вит, 2004. – 18 с.

      25 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский. – Мн.:Сэр-Вит, 2004. – 19 с.