Если бы кто-то из людей обладал способностью жить несколько веков подряд, то он бы своими глазами смог проследить, как происходит смена пород деревьев , как изменяется облик наших лесов, меняются почвы, подстилка, живой покров. Но оказывается, нет нужды соревноваться с долгожителями-деревьями в долголетии, чтобы увидеть эту смену пород. Существует много признаков, по которым опытный лесовод в несколько минут сообразит, как проходила вековая баталия между породами, кто сдался и кто победил. Все эти наши красавицы - и , которыми мы любуемся в своих путешествиях загород, есть результат кипучей деятельности человека. Когда-то, относительно недавно, на их месте шумели могучие и светлые дубравы. А раз их нет, значит тут побывал человек с топором. Почти в любом еловом лесу мы можем обнаружить разные стадии борьбы ели и лиственных пород. Как это происходит?

Ельник


Допустим, мы взяли и вырубили какую-то площадку в ельнике . Или случился пожар или каким-то другим способом освободилось значительное место. И вот начинают тут происходить коренные изменения. Прежде под елями царил полумрак, стояла влажная атмосфера, затишье; царство зеленых мхов и тенелюбивой растительности, особая .

Условия сменились

Теперь все не так, условия сменились . Поляну стало заливать щедрое солнце, почвенное испарение усилилось , в то же время осадки стали беспрепятственно проникать в почву . Тенелюбам из растительного покрова стало туго, им невмоготу яркое солнце, заморозки, ветер. Они отказываются плодоносить, чахнут и, наконец, гибнут. Если и остался кое-где еловый подрост, то он обречен на тяжелое существование. Пихта, например, страдает не только от заморозков и недостатка влаги, но и от солнечной радиации. Взамен тенелюбивой травянистой растительности появляются светолюбивые пришельцы.

Деревья-пионеры

Но вот поляна начинает бурно заселяться представителями древесных пород. Кем же? Деревьями-пионерами . Березой, осиной, ольхой . Плодовитая береза (подробнее: ) швырнула свои семена на ветер, их принесло на поляну, и вся она покрылась налетом березы. Семена ее и раньше могли достигать этого места. Но в ту пору ель не давала им никаких шансов на жизнь. Теперь совсем другое дело. Всходы ее растут быстро, не боятся заморозков, легко конкурируют с травяной растительностью, - перегоняют ее в росте. А обилие света березе только на пользу, так как порода эта .


Ну, а допустим, на поляну в это же самое время попали семена ели одновременно с березой. Какова же их судьба? Семена ели или не взойдут, так как почва уже не та, все забито травой, а если и взойдут, то участь всходов плачевна. Первые же заморозки погубят деревцо; кроме того, растет ель медленно, и ее может заглушить трава. И множество других обстоятельств, которыми береза воспользуется для своего блага, ель погубят.

Молодые березки и осинки

И вот вы видите, наша поляна густо покрылась молодыми березками и осинками . По мере своего роста они начинают смыкаться кронами. Конечно, происходит это не вдруг, не за один год.

Снова перемены

Под пологом молодняка снова начинают свершаться перемены . Гибнет, чахнет то, что некогда бурно заселяло поляну - светолюбивая растительность. Ее место занимают тенелюбы , образуется обычный для леса мертвый покров - подстилка , которая защищает почву от сильного испарения. Мы видим, что обстановка под пологом стала очень напоминать ту, которая когда-то была при прежних хозяевах - елях. Воздух помягче и повлажнее, солнце уже не так жарит, свет неяркий, рассеянный. Ель, между прочим, продолжала забрасывать свои семена на поляну в течение всего этого времени. Иногда говорят, здесь, мол, ель боится селиться. Это не так. Просто семена ели, не найдя подходящих условий, не прорастали, а если им и удалось взойти, то они тотчас же гибли. Но вот кроны берез и осин сомкнулись, исчезла светолюбивая трава, и под пологом восторжествовала привычная для ели мягкая атмосфера. Семена ели перестали умирать, и на всей территории нашей поляны появились молодые елочки, чтобы восстановить для себя свое законное местожительство. Правда, это еще произойдет не скоро.

Процесс восстановления ельника

Впрочем, жизнь деревьев никак нельзя измерять человеческими мерками. Процесс восстановления ельника очень длительный. Кстати, он может пойти и быстрее, но при одном условии. Для этого надо, чтобы на вырубке находились кроме елей березы или осины. Тогда эти породы деревьев могут появиться не от семян, а от корневых отпрысков или от пневой поросли. Известно свойство любой поросли. Она растет гораздо быстрее, чем семянной лес. Значит, и смыкание крон произойдет раньше, раньше возникнут и условия для поселения ели. Итак, ель поселилась. Что же происходит дальше? Заполонив поляну, ели тоже смыкаются кронами, и начинается своя борьба. Выделяются деревья лучшего роста и худшего. Тут начинает сказываться и наследственность и условия произрастания. Но все ели пока что под лиственным пологом и испытывают двустороннее его воздействие: и гнет и защиту, которая играет главную роль в существовании ели. Но вот наступает момент, когда ель уже не нуждается в опеке березы. Она окрепла, привыкла, у нее свой полог, свой микроклимат. Как говорят, сама себя кормит и сама себя защищает.

Борьба ели с березой

Присутствие белостволой соседки только вредит ели. И ель начинает борьбу березу . Условия для ее роста все время улучшаются, а для березы соответственно ухудшаются - она порода светолюбивая. Береза начинает сильно изреживаться или, попросту говоря, умирать и все меньше мешает ели. Наконец, ель понемногу проникает сквозь березовый полог, и тогда береза, прежде чем сдаться на милость победителя, применяет в борьбе за существование последнее свое оружие. Она начинает сечь своими гибкими ветвями крону ели или, как говорят лесоводы, «охлестывать». Ведь достаточно небольшого ветерка, чтобы чуткие березовые ветви пришли в движение. Чувствительная хвоя не выдерживает такого охлестывания и умирает. Крона у ели часто делается однобокой и уродливой. Вот цена победы - ради жизни потерять красоту. Ель растет медленно, но уверенно, и догоняет березу, бывшую свою защитницу и потом притеснителя. Вместо двухъярусного насаждения возникает одноярусное елово-березовое , которое скоро вновь переходит в двухъярусное. И вы уже догадались, кто занимает верхний ярус. Ель! Светолюбы береза и осина очутились под густым пологом теневыносливой ели. Понятно, какова участь березы. Пройдя все стадии угнетения в ускоренном темпе, она вынуждена сдаться. Круг замкнулся. Вырубили ель, поселилась береза на ее месте, березу вытеснила ель. Но на это потребовалось ни много ни мало - сто лет ! Итак, ель в силу своих биологических свойств способна отвоевывать захваченную у нее территорию. Но сплошь и рядом мы видим одни только березняки да осинники и очень редко ельники. Почему? Ель ведь должна взять свои владения обратно? Но ели не могут осеменить все громадное пространство, береза и осина могут. Но вот и другой вопрос: может быть, тут никогда и не было ельника, а всегда были березы и осины? Как это узнать? Лесоводы могут ответить легко и с большой точностью, был ли тут хвойный лес, когда уступил место лиственному и каким образом. Если в результате пожара, то в почве всегда можно обнаружить кусочки угля. Ну, а если был вырублен, то об этом скажет наличие порослевых деревьев. Стоит лишь срубить порослевую березу и сосчитать годовые кольца, чтобы узнать, когда взят ельник и началась смена пород. Ель может сменяться деревьями-пионерами не только после пожара или вырубки, но и после ветровала и бурелома. Настойчивость, с какой ель возвращается на свое старое место и вытесняет березу и осину, позволила отнести ее к основным породам . Завершился круг. Произошла смена пород деревьев. Порода основного типа - ель восстановила свою территорию. Наступление березы и осины прошло успешно, так же как и отступление. И то и другое принесло пользу ели. Вновь восстановилось устойчивое равновесие.
  1. повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла,
  2. расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся,
  3. привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса,
  4. воспитание любви к родной природе.

Формы проведения игры: биологический турнир, экологический КВН, брейн-ринг.

Правила игры: интеллектуальная игра «Растения леса» проводится в рамках предметной декады между параллелями 6-7 классов. О проведении данной игры сообщается заранее. От каждого класса выдвигается команда (или группа учащихся в состав сборной 6-7классов). Играют 2-3 команды одновременно. Право на ответ получает та команда, которая первой подала сигнал готовности (для этого можно использовать сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе). Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.

Реквизиты: два (три) игровых стола; сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе; компьютер, мультимедийный проектор; репродукции картин И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана; гербарии или листья деревьев; музыкальные композиции.

Оформление:

  1. Плакат с высказыванием К. Паустовского: «Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
  2. Пословица:
    «Нет леса – посади,
    Мало леса – не руби,
    Много леса – береги».
  3. Картины о лесе И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи.
  4. Тематическая компьютерная презентация.
  5. Музыкальное оформление (подборка классической инструментальной музыки, песни современной эстрады на заданную тематику и др.)

З А Г А Д К И:

1. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
(рябина, калина).
2. Синий пиджак,
Желтая подкладка,
В середине – сладко.
(слива).
3. Не страшна ей стужа,
Не страшна метель,
Острая вершина,
А зовется… (ель).
4. Живет лет 300 или больше,
Светолюбивая она,
Совсем неприхотлива к почве,
Иголки по 2, то - … (сосна).
5. Цветет позднее всех деревьев,
Лекарственны ее цветы,
Коль их заваришь – то простудой
Болеть не будешь больше ты.
(липа).
6. Этот кустарник в лесу взор ласкает,
Лист сложный, перистый,
Плод – небольшой,
В нем витаминов великое множество
Вы догадались? Кто же такой?
(шиповник).
7. И лист и почки – все врачует,
И сок – целебное сырье.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России – ствол ее.
(береза).
8. Для бани веничек готовят,
Листочки прочно так сидят,
Его плоды – зверей накормят,
Если ты крепок – с ним сравнят.
(дуб).
9. Он газ и пыль - все поглощает,
Нелегок летом этот труд.
За это его очень ценят,
«Воздушный санитар» зовут.
(тополь).
(Информация к размышлению:
за лето одно дерево тополя
может поглотить более 1 кг пыли и 45 кг CO 2).
10. Как зовут ее, кто знает?
Ветра нет, а лист дрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,
Если кол ее забит.
(осина).
11. Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаешь…
(березка).
12. Чей пух по городу летает?
Среди июля – снегопад.
Прохожие его ругают,
А это ветер виноват.
(тополь).

В О П Р О С Ы:

  1. Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начинают раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны – первый признак прекращения роста в высоту).
  2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственницы. Известны постройки из нее, просуществовавшие 300-500 лет и более (в Сибири, в Литве, Швейцарии, Польше). В 1958 г. на Дунае во время засухи, когда уровень воды упал, были обнаружены лиственничные сваи моста, построенного римлянами в начале II века. Древесина оказалась неразрушенной).
  3. Какое хвойное дерево, растущее на Кавказе, достигает возраста 2000-3000 и более лет и на что используется его древесина? (Тисс. Это могучее, в несколько обхватов, до 35 метров высотой дерево с густой темно-зеленой кроной. Тисс называют красным деревом или негноем, что соответствует прочности и буровато-красному цвету его древесины, которая не поддается разрушительному действию воздуха и не гниет в воде, а только приобретает в ней ярко-рубиновую окраску. Хвоя, кора и древесина ядовиты. Тисс используется для изготовления фанеры, в подводных сооружениях и на различные поделки, конкурирующие с изделиями из дорогого бразильского красного дерева).
  4. Что такое годичные кольца прироста, и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста – это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Годичные кольца обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу).
  5. У всех ли деревьев и кустарников по годичным кольцам можно определить возраст? (Нет, не у всех. Например, у саксаула в одном году образуется несколько годичных колец (во время выпадения дождей), что не позволяет по ним определить возраст дерева).
  6. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена, осины, черемухи и др.)
  7. Древесина каких деревьев настолько тверда, что способна заменить кость и даже металл? (1 - Самшит. Вечнозеленое, очень медленно растущее дерево или кустарник из семейства самшитовых, с густой кроной, с раздельнополыми однодомными цветками, теневыносливое, теплолюбивое. Распространен в лесах Черноморского побережья на Кавказе. Горцы называют его «железным деревом» за прочность и «кавказской пальмой» за красоту. Высоко ценится как материал для изготовления подшипников, музыкальных инструментов, шахмат и др. изделий.
    2 – На юге Приморского края растет « железная береза», древесина которой по прочности приближается к железу, она в 3,5 раза прочнее чугуна, ее не берет ни самый острый топор, ни пуля, древесина ее тонет в воде).
  8. Названия каких деревьев совпадают с названиями цветов? (1 – Гвоздичное дерево – на островах Малайского архипелага. По цвету и форме они напоминают маленькие гвозди, отсюда, видимо, и произошло название растения.
    2 – Тюльпанное дерево. Родина – Китай, Северная Америка. В СНГ – в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии. Высокое дерево с густой пирамидальной кроной. Цветки крупные, колокольчатые, оранжево-красные, напоминают тюльпаны. Хороший медонос. Древесина используется в мебельном производстве. Из коры готовят некоторые лекарства).
  9. Какой самый страшный враг леса? (Лесной пожар).
  10. Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12-14 мышей в день. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц шелкопрядов – наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи и др. приносят своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в день, скармливая им при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок).
  11. Что называют природными заповедниками? Какой заповедник находится на территории Архаринского района Амурской области? (Заповедники – это специально выделенные участки территории, где изучается и сохраняется в неприкосновенности растительность и животный мир, типичный для данного географического района, увеличивается численность животных, наиболее ценных в хозяйственном и научном отношении. В настоящее время общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всем мире составляет около 800. В СНГ – более 150 заповедников и заповедных территорий. На территории Архаринского района Амурской области находится Хинганский государственный природный заповедник).
  12. Назовите охраняемые деревья Амурской области? (Абрикос сибирский, бархат амурский, сосна корейская (кедр корейский), груша уссурийская).
  13. Назовите сильно ядовитые растения леса? (Тисс – хвойное дерево, ядовиты все части; Волчье лыко – кустарник, очень ядовит, особенно ягоды; Бересклет – кустарник, ядовиты кора, листья, плоды; Вех ядовитый или цикута – травянистое растение, ядовито все растение, особенно корневище, ядом цикуты был отравлен древнегреческий философ Сократ; Белладонна (бешенная вишня, сонная одурь) – травянистое растение, ядовиты все части, особенно плоды. Сок этого растения раньше использовали модницы для увеличения своих зрачков.)
  14. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? (Морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи. Чаще страдают деревья с твердой древесиной: дуб, клен, ясень, сосна).
  15. Когда, из чего и где (в каком государстве) была получена первая бумага? (Первый лист бумаги получен из луба тутового дерева во II веке китайским ученым Цай-Лунем. Способ изготовления бумаги китайцы хранили в секрете почти тысячу лет. В начале XIX века ученый Шефер изобрел способ изготовления бумаги из дерева. После смерти ученого его изобретение было забыто. В то время бумагу делали из тряпок. Через 50 лет другой ученый Келлер снова изготовил бумагу из дерева. В настоящее время бумагу получают из клетчатки древисины (целлюлозы). Основным сырьем для производства бумаги в РФ является древесина ели, а также осины и др. лиственных пород).
  16. Какое из известных лекарственных растений традиционно использовали для стерилизации родильных помещений, сжигая его ветви? (Можжевельник).
  17. Древесина какого дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и идет на изготовление резонансных дек музыкальных инструментов? (Ель).
  18. Древесина какого дерева легче всего обрабатывается при сложной резьбе? (Липа).
  19. Какое дерево из хвойных нельзя транспортировать по воде самосплавом и почему? (Лиственницу. Ее древесина тяжелая и в воде быстро тонет).
  20. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес – временным? (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, она вытесняет березу).
  21. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).
  22. Назовите основные правила поведения на природе. (Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито. Нельзя шуметь, т.к. можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро). Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар. Нельзя купаться, если водоем незнаком, там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне. Нельзя пить не кипяченую воду из открытого водоема. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки. Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса).
  23. В названиях каких деревьев заключены названия пищевых продуктов, плодов? (1-Земляничное дерево – в Крыму, западном Закавказье. Относится к семейству вересковых. Вечнозеленое, декоративное. Плоды – съедобные красные ягоды, похожие на землянику.
    2 - Конфетное дерево – в субтропиках. Плодовое и декоративное растение. В пищу употребляют мясистые утолщенные плодоножки. Они содержат много сахара и применяются для начинок в кондитерской промышленности.
    3 - Хлебное дерево – Индонезия, Цейлон. Похоже на дуб. Плоды, достигающие величины тыквы, имеют вес до 20 кг. Плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем. Употребляют в вареном и жареном виде. Плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, из которой пекут лепешки, отсюда название – «хлебное дерево».
    4 – Шоколадное дерево – Мексика. Еще ацтеки умели готовить из его семян - тонизирующий напиток (какао).
    5 – Чайное дерево – чай – в Китае около 5 тыс. лет назад.
    6 – Кофейное дерево – Африка).

Ж И В О П И С Ь:

Назовите художников и названия данных картин:

  1. И.И. Шишкин «Лесные дали» - 1884 г.
  2. И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» - 1889 г.
  3. В.Д. Поленов «Заросший пруд» - 1879 г.
  4. А.И. Куинджи «Березовая роща» - 1879 г.
  5. И.И. Левитан «Золотая осень» - 1895 г.
  1. Я пришел к тебе с приветом, рассказать,
    Что солнце встало, что оно горячим светом
    По листам затрепетало,
    Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,
    Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой.
    (Фет).
  2. Белая береза под моим окном
    Принакрылась снегом, точно серебром.
    На пушистых ветках с нежною каймой
    Распустились кисти белой бахромой.
    И стоит береза в сонной тишине,
    И горят снежинки в золотом огне.
    А заря, лениво обходя кругом,
    Обсыпает ветки новым серебром.
    (С. Есенин).
  3. Дрогнули листочки, закачались клены,
    С золотистых веток полетела пыль…
    Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
    Зашептался с эхом высохший ковыль…
    (С. Есенин).
  4. Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком…
    (С. Есенин).
  5. Леса уходят.
    Жалко мне леса.
    Уходят ели, сосны и березы,
    Рябины гасят пламенные гроздья.
    Осинников смолкают голоса.
    Когда-то жили в тех лесах дубы,
    И ясени, и золотые клены.
    Куда им деться от такой судьбы?
    Лес вырубают - океан зеленый.
    (С. Орлов.)
  6. Нам жить в одной семье.
    Нам петь в одном кругу,
    Идти в одном строю,
    Лететь в одном полете.
    Давайте сохраним
    Ромашку на лугу,
    Кувшинку на реке
    И клюкву на болоте.
    О, как, природа - мать
    Терпима и добра!
    Но чтоб ее лихая
    Участь не постигла
    Давайте сохраним
    На стрежнях - осетра,
    Касатку в небесах,
    В таежных дебрях - тигра,
    Коль суждено дышать
    Нам воздухом одним,
    Давайте-ка мы все
    Навек объединимся,
    Давайте наши души
    Вместе сохраним,
    Тогда мы на земле
    И сами сохранимся!!!
    (Н. Старшинов>).
  7. Здесь некогда, могучий и прекрасный,
    Шумел и зеленел волшебный лес,
    Не лес, а целый мир разнообразный,
    Исполненный видений и чудес.
    Лучи сквозили, трепетали тени,
    Не умолкал в деревьях птичий гам,
    Мелькали в чаще быстрые олени,
    И ловчий рог взывал по временам…
    Но где же он? Кто опустил завесу?
    Спустил ее от неба до земли –
    Что это? Призрак, чары ли какие?
    Где мы? И верить ли глазам своим?
    Здесь дым один, как пятая стихия,
    Ленивый, вялый бесконечный дым.
    Кой-где насквозь торчат по обнаженным
    Пожарищам уродливые пни,
    И бегают по сучьям обожженным
    С зловещим треском белые огни…
    (Тютчев).
  8. …И в ближний лес вхожу.
    Там покрасневший клен,
    Еще зеленый дуб и желтые березы
    Печально на меня стряхают слезы;
    Но дале я иду, в мечтанья погружен,
    И виснут надо мной полунагие сучья,
    А мысли между тем слагаются в созвучья,
    Свободные слова теснятся в мерный строй,
    И на душе легко, и сладостно, и странно,
    И тихо все кругом, и под моей ногой
    Так мягко лист шуршит благоуханный…
    (А.К. Толстой).

(Некоторые из этих отрывков можно использовать на начальном и заключительном этапах мероприятия по усмотрению учителя).

Г Е Р Б А Р И И:

Угадайте, с какого дерева упал этот лист? (Учащимся демонстрируются гербарии).

  1. Клен.
  2. Липа.
  3. Береза.
  4. Черемуха.

П Е Р Е С Т А В Ь Б У К В Ы:

Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:

  1. СЕЯНЬ (ясень)
  2. РЕЗАБЁ (берёза)
  3. АНСИО (осина)
  4. ДЫШЛАН (ландыш)
  5. НАСОС (сосна)

Б У Р И М Е:

Используя предложенные рифмы, составьте четверостишие:

  • Птицы – границы, леса – небеса.
  • Клены – зеленый, леса – голоса.
  • Почки – листочки, стебель – мебель.

Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит по очереди пропеть по одному куплету песни на заданную тематику, или продолжить песню, начатую ведущим программы).

  1. Что стоишь качаясь, тонкая рябина …
  2. Тополиный пух, жара, июль …
  3. Тополя, тополя все в пуху …
  4. Распустилась черемуха, нарядилась невестою …
  5. Ландыши, ландыши …
  6. Травы, травы, травы не успели …
  7. Цветет черемуха к похолоданию …
  8. В лесу родилась елочка …
  9. Ой, цветет калина …
  10. Миллион, миллион, миллион алых роз …

П О Д В Е Д Е Н И Е И Т О Г О В.

Литература:

  1. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  2. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. М.: АО МДС, 1996.
  • возврат к описанию проекта Знакомыми тропами за новыми тайнами

1. Почему у берёзы молодые листья клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков)

2. Почему в хвойном лесу даже при любом ветре слышится низкий гул? Лес шумит, говорим мы. Отчего происходит этот шум? (Слабый шипящий звук в хвойном лесу вызывают вихри, образуемые струями воздуха, отгибающими ветки и хвою. Сливаясь вместе, эти слабые звуки образуют шум леса).

3. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес – временным? (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, она вытесняет березу).

4. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев. В каком месяце чаще. (Морозобоины появляются от разных колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днём сильно нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывае5т деревья в морозные февральские ночи и чаще страдают деревья с твёрдой древесиной: дуб, клён, ясень, сосна).

5. Растения делятся на листопадные и вечнозелёные. Ко второй группе относятся почти все хвойные деревья. Вода в стужу довольно быстро испаряется, а восполнить потери влаги нельзя, так как передвижения воды по растению зимой нет. Каким образом пихта, ель, сосна и другие хвойные растения переносят зимнюю «засуху»? (Зимой хвоинки надёжно защищены от высыхания. Каждая хвоинка покрыта снаружи тонкой, непроницаемой для воды плёнкой-кутикулой. Микроскопические устьица плотно закрыты и для надёжности каждое устьице «запечатано» воском).

6. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчёвывает ели, а сосны ломает. Почему? (У сосны хорошо развит главный корень. И корневая система уходит вглубь, а у ели корневая система находится на поверхности)

7. Замечено, что волки, пообедав, иногда валяются на остатках своей добычи. Причём эта особенность поведения сохраняется и у волков, выросших в неволе. Как можно объяснить такое поведение животных? (Это способ маскировки собственного запаха, что важно на охоте)

8. В наших лесах живут жуки могильщики. Почему их так называют? Какую роль они играют для леса? (Могильщики очень тонко чувствуют запах трупа, слетаются к нему, выгребают под трупом землю лапками, постепенно образуется ямка и труп оседает. Вырытая земля скапливается около трупа и осыпается на него, зарывает. Жуки откладывают в труп яйца и обеспечивают будующее потомство пищей. На зарывание трупа мыши уходит 10 – 12 часов. Таким образом они являются санитарами леса).

9. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Что делает в таких случаях ежиха? (Для сохранения тепла ежиха заворачивает детишек в сухие листья)

10. Какая наша лесная птица зимой обувается в «перчатки» и зачем она это делает? (Лесные глухари, рябчики. В октябре по краям их голых пальцев отрастают похожие на гребешки роговые бахромки. Жёсткие «перчатки» помогают рябчику держаться на тонких ветках. Глухарю удобно сидеть в таких «перчатках» на обледеневших ветвях ели и сосны).

Цель:

Расширять знания детей о растительном мире Республики Марий Эл.

Задачи:

1. Формировать уважительное отношение к природе, умение видеть и ценить красоту родного края.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Викторина о растениях с ответами

1. Главная роль растений на Земле? Ответ: обогащение воздуха кислородом.

2. Какое значение имеют растения в жизни природы? Ответ: служат пищей для диких животных, защищают реки, озера от высыхания, очищают воздух от пыли, смягчают климат.

3. Как определить возраст дерева по спилу пня? Ответ: по числу годичных колец.

4. Сколько лет живет иголка сосны? Ответ: сосна меняет иглы через два года.

6. Почему годичные слои древесины в разные года имеют неодинаковую толщину? Ответ: на толщину годичного кольца влияет питание, засухи, болезни, затененности.

7. Почему сосну называют пионером леса? Ответ: потому что она первая занимает новые площади на вырубках, гарях.

8. Чем отличается сосна, растущая на опушке, от сосны в чаще леса? Ответ: у сосны, растущей на опушке, раскидистая крона, спущена она низко, у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол прямой.

9.Мальчик заблудился в лесу облачный день. На растущих деревьях он заметил, что мхи и лишайники особенно хорошо развились на одной стороне стволов. Как он сможет определить стороны горизонта? Ответ: мхи и лишайники на коре дерева лучше развиты на стороне, обращенной к северу: здесь больше влаги.

10.Когда и какие съедобные грибы появляются первыми в Республике Марий Эл? Ответ: в начале мая в лесах появляются сморчки и строчки.

11. Какие грибы растут на стволах деревьев? Ответ: трутовики.

12. Назовите дикорастущие ягодные растения лесов Республики Марий Эл? Ответ: малина, черника, голубика, костяника, брусника, клюква.

13.Какие леса встречаются на территории Республики Марий Эл?

Ответ: хвойные, лиственные, смешанные.

14. Почему нельзя вырубать леса вдоль рек? Ответ: лес охраняет реки от высыхания.

15. Почему санатории и дома отдыха строят в лесу? Ответ: воздух в лесу чистый и благодаря содержанию особых веществ убивает болезнетворные бактерии.

16. Как лучше брать грибы: вырывать их с почвой или срезать ножом?

Ответ: вырывать грибы с грибницей не следует, при помощи грибницы происходит размножение съедобных грибов.

17. Почему лесную подстилку нельзя уносить в сады, домой? Ответ: она предохраняет корни лесных растений от жары и холода.

18. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Ответ: фотоохота.

19. Дерево - символ нашей Родины. Ответ: береза.

20. Чем больше колец, тем старше жилец. Ответ: дерево.

Праздник Леса

Цель: Выявление юных умельцев и развитие творческой активности ребят.

(На вывешенных стендах четверостишья великих поэтов)

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе

Отягчены их ветви все

Клоками снега

А.С.Пушкин

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она

М.Ю.Лермонтов

Не шелохнётся ель и берёза;

Лишь снег под ногами скрипит от мороза.

Лишь ворон порою, вспорхнув, прошумит

И дятел дуплистую сосну долбит

И.С. Никитин

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязался сосна

С. Есенин

Вот сосны.

Прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать

Вс. Рождественский

В тайны лесные учась проникать,

Встань и послушай, как выйдешь за город

Ветреный лепет березняка

Вдумчивый шорох соснового бора.

Е.Березницкий

А если вам это знакомо и дорого

То, значит, вы знаете, как хороши

И сказка, и песня средь хвойного шороха

В местах, где, казалось бы, нет ни души

А.Коваленков

ЛЕСНАЯ ВИКТОРИНА

1. Как определяется возраст дерева по спилу пня? (по числу годичных колец)

6.Чем отличается сосна,растущая на опушке леса,от сосны – в чаще леса? (у сосны, растущей на опушке,раскидистая крона,спущена она низко,ствол дерева конический.У деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают,крона поднята высоко,ствол цилиндрический) 7.Какие приспособления имеет сосна для жизни на песках? (соснаимеет мощную корневую систему.Главный корень уходит глубоко в землю,боковые корни сильно разветвлены и расположены близко от поверхности земли.При помощи корней сосна достаёт воду из глубоких слоёв почвы и собирает влагу даже после слабого дождя) 8.Почему под соснами можно увидеть молодые ёлочки, а под елями сосёнок нет? (ель – теневыносливое растение, может жить под соснами, а сосна под тенистой елью неможет, ибо она светолюбива) 9.Почему в сосновом лесу мы видим так много отмерших сучьев,а у деревьев зеленеют только верхушки?(сосна светолюбивое сучья,не получают в лесу достаточного света, отмирают и отпадают)

10.Ребенок заблудился в лесу в облачный день. На растущих вокруг соснах он заметил, что мхи и лишайники особенно хорошо развились на одной стороне стволов. Как он может определить стороны горизонта? Мхи и лишайники на коре дерева лучше развиты на стволе, обращенной к северу:здесь больше влаги)

12.Почему хвоя в лесной подстилке долго не истлевает, а лист березы гнёт быстро?(хвоя содержит смолистые вещества, а в листве березы этих веществ нет)

13.Как приготовить из хвои сосны витаминный напиток против цинги?(хвою промывают, растирают в ступе, кладут сосуд на 1/3 его объёма и заливают кипяченой водой. Через 2 часа настой процеживают и добавляют для вкуса сахар, лимонную кислоту или сок)

14.Дышит,растет,а ходить не может(растение)

15.Лекарственная трава, растет вблизи водоемов, имеет приятный запах (мята)

16.Какой цветок лечит сердце? (ландыш)

17.Какой растение богато витаминам “С” (шиповник)

18.Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (подорожник)

19.Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)

20.Какие лекарственные растения используют для лечения простуды? (малину, липу, мать и мачеху)

21.Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (шум пугает птиц и лесных обитателей, и они могут покинуть насиженные места)

22.Почему у сосны нижние ветки отмирают? (сосна светолюбивое растение, а ель любит тень)

Конкурсы «На лесной опушке»

    подготовить песню, танец, стихотворение(оценивается качество исполнения)

    игры:

«Сбор шишек».

Играют две команды. На площадке рассыпают 15 шишек. Сначала 1-ым номерам играющих, потом 2-ым и т.д. закрывают глаза слепой маской. Выигрывает та команда, которая соберёт большее количество шишек.

«Схвати шишку».

На полянке выбирают пенёк. На расстоянии 10-ти шагов в разные стороны от него проводят две линии. За ними по порядку номеров располагаются две команды. На пенёк кладётся шишка. Руководитель игры наугад называет какой-нибудь номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, бегут каждый к противоположной линии, наступив на неё ногой, делают быстрый поворот, и на обратном пути каждый из них старается 1-ым схватить с пенька шишку. Тот, кому это удаётся, получает одно очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Самый меткий».

На земле чертят три концентрических круга радиусом 50 см,1 м, 1,5 м. В 6-ти шагах от внешней линии круга проводят черту. Участникам вручают по три шишки. Если играющий попадает в центральный круг, ему даётся 10 очков, во 2-ой – 8 очков, во внешней 5 очков.

конкурсы «Лесные диковинки»

(Самые оригинальные работы становятся экспонатами выставки)

    лучшая самоделка из сосновой коры

    лучшая игрушка из шишек

    лучшая скульптура из корней и веток

    лучший гербарий соснового леса

состязание «Юных сказителей»

    на территории отыскать причудливые сосны и сочинить о них легенды

    конкурс плакатов «Правила поведения в лесу»

(Оценивается правильность ответа за написание фразы на плакате)

    не рубите живые деревья и кустарники

    не разводить костры под деревьями

    не оставлять мусор

    не рвать цветы

    не разорять гнёзда птиц

    не брать домой детёнышей зверей

    не включать громко музыку и не шуметь

    конкурс «Берегите природу»

(Выразить своё отношение к природе через стихи, плакаты, рисунки)

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом

Любопытные сообщения для раздела

«А знаешь ли ты, что…»

Древние римляне называли сосну за её стойкость и прочность «Палас», т.е. «Скала».

У финского народа сосна является символом жизни.

Самый редкостный вид сосны встречается на острове Мияшима в Японии.

Это так называемая «борода дракона» высотой всего лишь 60 см, зато ветки дерева густо стелятся по земле, достигая в длину 30-ти м.

Известна сосна, возраст которой 584 года.

Протяжённость хвои только одной старой сосны составляет 200 км.

На нужды человека в течении его жизни расходуется 400 деревьев.

Из одного м 3 сосновой древесины получают угля 120 кг, смолы – 63 кг, уксусной кислоты – 11 кг, древесного спирта – 2,6 кг.

При химической переработке кубометр хвойной древесины даёт 65 костюмов и 2,5 тыс. пар чулок, 680 м ткани.

Завершение праздника

(Праздник заканчивается выходом из леса старика-лесника в сопровождении свиты.)

    Исполняется музыкальная инсценировка «Приключение в сосновом бору»

    Праздничное чаепитие с пирогами