Социальные последствия – это ожидаемые, планируемые или неожиданные, стихийно возникающие, непредвиденные результаты преобразований в обществе, каких-либо нововведений в ограниченной территориальной социальной системе (регион, город) или социальной организации (предприятие, фирма, учреждение), которые сказываются на социальных отношениях групп, общностей, индивидов. Социальные последствия могут быть положительными и отрицательными, непосредственными и отдаленными (по времени возникновения), прямыми или косвенными (по связи с основным направлением преобразований) и т.д. Социальные последствия, как правило, соотносятся с социальными целями и проблемами и являются важным понятием социального управления.

Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. С психологической точки зрения ответственность –- понятие более сложное, выступающее в различных психологических явлениях. Ответственность это прежде всего осознание личностью тех требований и норм организации трудовой деятельности, последствий их выполнения и невыполнения, которые существуют в коллективе, трудовой организации, обществе. Но одного осознания недостаточно, необходимо активное действенное стремление реализовать эти требования в условиях совместной работы, воплотить эти нормы в конкретных действиях и поступках. Таким образом, когда мы говорим об ответственности, то речь идет не о простом исполнении того, что должно, а об активной жизненной позиции, стремлении добиться того, что должно. При этом важно, что человек отвечает за свои действия прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.



С другой стороны, ответственность может рассматриваться как психологическая черта личности, устойчиво проявляющаяся в ее отношении к трудовой деятельности, к коллективу, самому себе. Наряду с этим понятие ответственности включает и эмоционально-чувственный компонент, выражающийся в переживаемом человеком чувстве ответственности, долга и совести.

Таким образом, ответственность как психологическое явление есть результат многих психических функций личности: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Существенные признаки ответственности, проявляющиеся в поведении, – точность, пунктуальность, обязательность в исполнении своих обязанностей, готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственное поведение предполагает профессионализм, знание своего дела, стремление разобраться в сложных вопросах. Оно не может реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества: способность к сопереживанию, чуткость к состоянию другого человека. Осуществление ответственного поведения требует волевых качеств: настойчивости, терпеливости, выдержки, стойкости.

Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга.

Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью.

Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей.

В качестве субъекта ответственности могут выступать:

· отдельная личность;

· группа как определенная общность людей;

· государство как некая макроструктура.

Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:

1) общественно значимое лицо (например, президент, руководитель компании и т.д.);

2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.);

3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и другие требования.

Виды ответственности: юридическая, моральная, профессиональная, социальная и другие. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обуславливающие их. Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение.

Осознание ответственности – прежде всего отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий. В итоге атрибуция ответственности порождается жизненной необходимостью оценивать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты. Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет ответственности за ее сохранность. Поэтому в случае аварии человек обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт – кто виноват? Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и тоже подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие. Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать.

Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение времени.

Выполняя основные функции управления, руководитель решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются однопорядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и другие задачи. Руководитель обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных.

Различают юридическую и социальную ответственность.

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не может делать организация, группа как отдельный элемент организации, отдельная личность как объект управления.

В отличие от юридической, социальная ответственность -это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями.

Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Пример: пожертвования в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным. Другой пример: донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному. Это пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.

Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, норм, которые усваиваются человеком. Социальные нормы поведения формируются постепенно в процессе взросления, начиная с детского возраста. Постепенно из внешних требований они становятся внутренними, психологическими образованиями.

Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (его называют самоконтролем), т.е. деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно.

Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и других.

Социальная ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой он является, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать.

Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сообщества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы.

Практика формирования и функционирования групп (в социальной психологии их называют «малыми» или «рабочими» группами) свидетельствует, что нормы эти никем извне не задаются, а складываются в процессе совместной деятельности людей. Можно сказать, что групповые нормы создаются спонтанно и становятся стандартами поведения всех членов группы.

В сплоченной группе складываются также нормы отношений к другим людям. Ценностно-ориентационное единство группы является одним из сложных социально-психологических явлений, поскольку носит системный характер. До настоящего времени оно недостаточно изучено. Групповые нормы способствуют выполнению определенных действий людьми, выполняющими общую работу. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом. При наличии групповых норм сама группа становится коллективным организатором и координатором деятельности исполнителей. Система групповых норм контролируется самой группой. Поэтому не только руководитель, но и сама группа становятся субъектами управления всеми ее участниками.

В любой организации, имеющей развитую структуру, существуют формальные и неформальные группы.

Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее, за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве примера можно взять любое управленческое решение, без которого не может быть решена организационная задача. Так, не решая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный персонал и кадры управления, нельзя решить ни одной управленческой задачи.

За любое принятое решение руководитель несет ответственность. Но возможны ситуации, когда руководитель не принимает конкретных решений. Непринятие решений может являться нарушением социальной ответственности руководителя. Например, не принято решение о проверке техники безопасности менеджерами, имеющими к этому прямое отношение. Результат – гибель людей из-за возникшего пожара.

Руководитель должен предвидеть последствия своей бездеятельности и быть готовым нести за это ответственность. Социальная ответственность руководителей может вступать в противоречие с юридической ответственностью. Например, вопреки законам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, для погашения задолженности работникам по зарплате. Такое поведение руководителя с чисто человеческих позиций можно расценить как социально ответственное.

Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. По мнению исследователей, один человек может выступать хозяином своей судьбы, а другой « плывет по воле волн», т.е. одна личность принимает на себя ответственность, а другая – уходит от нее.

В связи с этим следует отметить две разные стратегии поведения человека:

1) видеть источник управления своей жизнью во внешней среде;

2) в самом себе.

В соответствии со взглядами Дж. Роттера, если человек принимает на себя ответственность за события своей жизни, то это означает наличие у личности «интернального» контроля. Интернальность личности положительно коррелирует с социальной ответственностью, с осознанием смысла и целей жизни. Лица с интернальным локусом контроля (локус контроля – свойство личности определять меру ответственности за свои поступки самому себе или внешним обстоятельствам) берут на себя ответственность за ход жизненных событий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смысла.

Социально ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д.

Если ответственность приписывается обстоятельствами другим людям или случаю, то это характеризует наличие внешнего, т.е. «экстерналъного» контроля. Интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе социализации (по Дж. Роттеру). Социализация – это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а затем воспроизводится в деятельности. В противоположность интервальным, экстернальным личностям свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность и т.д.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Чем вызвана необходимость управления?

2. В чем сущность управленческого взаимодействия?

3. Что понимается под системой социального управления?

4. Что является ресурсами управления?

5. Что входит в понятие социальная система?

6. Из каких элементов состоит система управления?

7. Что такое ответственность?

8. Чем характеризуется социальная ответственность?

9. Какова связь личности и ответственности?

1. Под социальным институтом понимают:

а) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;

б) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

в) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

г) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

2. Понятие «социальный институт» ввел в научный оборот …

а) О. Конт;

б) Г. Спенсер;

в) Э. Дюркгейм;

г) К. Маркс.

3. Процесс упорядочивания статусов и ролей в систему для удовлетворения общественных потребностей называется …

а) урбанизацией;

б) стратификацией;

в) институционализацией;

г) ресоциализацией.

4. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

а) явной функцией;

б) латентной функцией;

в) девиацией;

г) дисфункцией.

5. Передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям происходит с помощью ________ функции.

а) транслирующей;

б) интегративной;

в) регулятивной;

г) коммуникативной.

6. Социальный институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, называется …

а) политическим;

б) формальным;

в) религиозным;

г) неформальным.

7. Репродуктивные функции в обществе осуществляют:

а) политические институты;

б) экономические институты;

в) правовые институты;

г) брачно-семейные институты.

8. В основе выделения нуклеарной семьи лежит критерий …

а) формы брачных отношений;

б) состава семьи;

в) благополучия в семье;

г) функций семьи.



Какая из форм брака преобладает в современных обществах?

а) полиандрия;

б) полигиния;

в) моногамия;

г) групповой брак.

10. Тип семьи, при котором власть распределяется неравномерно в пользу старшего мужчины, называется …

а) эгалитарный;

б) матриархальный;

в) патрилинеальный;

г) патриархальный.

Тема 8. Социология организации и управления

1. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением:

а) целерационального типа социального действия;

б) ценностно-рационального типа социального действия;

в) традиционного типа социального действия;

г) аффективного типа социального действия.

2. По стилю управления выделяют общественные движения …

а) тоталитарные;

б) демократические;

в) консервативные;

г) либеральные.

3. Наиболее выраженное негативное последствие бюрократии в организации и обществе проявляется в том, что …

а) рационально используются ресурсы;

б) повышается производительность управленческого труда;

в) цели общества или организации игнорируются;

г) улучшается культура обслуживания.

4. Компонент организации, который считают самым главным и от которого зависят все составляющие организации, - это …

а) социальные льготы;

б) социальные технологии;

в) цели организации;

г) персонал.

5. Отсутствие вознаграждения за участие и работу в организации характерно для …

а) принудительных организаций;

б) утилитарных организаций;

в) ассоциаций;

г) тотальных институтов.

а) позиция лидера вне группы;

б) члены группы не информируются о перспективных целях;

в) личные инициативы членов группы игнорируются;

г) решение принимается лидером единолично.

7. Если руководитель не вмешивается в действия подчиненных, позволяя им принимать решения и действовать самостоятельно, то он использует ___________ стиль управления.

а) демократический;

г) попустительский.

8. Демократический стиль управления в группе наиболее эффективен при …

а) низкой квалификации работников;

б) большом числе участников группы;

в) выполнении срочной работы;

г) решении творческих задач.

9. В кооперативных организациях преобладают отношения …

а) борьбы;

б) соперничества;

в) вражды;

г) сотрудничества.

В таблице приведены определения некоторых экономических статусов. Укажите в правой графе номера тех родов занятий, которые, по вашему мнению, имеют отношение к ним.

1. Поведение людей, обладающих такими чертами, как неорганизованность, некоординированность:

1) коллективное поведение;

2) паническое поведение;

3) массовое поведение.

2. Организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию, называются:

1) деловые;

2) общественные;

3) ассоциативные.

3. Передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры выполняет:

1) институт религии;

2) институт семьи;

3) институт образования.

4. Стремление максимально ограничить свободу подчиненных свидетельствует о:

1) попустительском стиле лидера;

3) демократическом стиле лидера.

5. Социальный институт представляет собой:

1) совокупность статусов и ролей;

2) устойчивые формы общественных отношений;

3) формы управления.

6. Обязательным признаком социальной организации является:

1) собрание людей в одном месте;

2) взаимодействие людей на основе иерархии социальных статусов;

3) системная общность.

7. Группа людей, выполняющих общественно-полезную и личностно-значимую деятельность – это:

1) компания;

2) организация;

3) коллектив.

Какой тип регламентации характерен для социальных институтов?

1) аморфный;

2) гибкий;

3) нерегулярный;

4) жесткий.

9. Функции образования – это:

1) формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;

2) воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;

3) трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, присущих различным профессиям);

4) социальная селекция.

Какой из предложенных подходов к определению семьи является специфически социологическим?

1) семья – это малая социальная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, чувств и стремлений;

2) семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;

3) семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства.

11. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения называется …

1) организацией;

2) семьей;

3) общиной;

4) сословием.

12. Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми, называются …

1) нормами;

2) ресоциализацией;

3) субкультурой;

4) обычаями.

13. Брак одного мужчины одновременно с двумя и более женами называется …

1) полигинией;

2) полиандрией;

3) моногамией;

4) конкубинатом,

14. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

1) явной функцией;

2) латентной функцией;

3) дисфункцией;

4) девиацией.

15. Исключите из указанных вариантов определение социального института, которое, по вашему мнению, является неверным:

1) социальный институт это – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества;

Б) реальная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности, оценки которой он ориентируется в своем поведении;

В) исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

16. Предпосылкой возникновения любого социального института является…

1) возникновение общественной потребности;

2) наличия общественного договора;

3) возникновение социальных стереотипов;

4) государственное регулирование.

17. Правительственные учреждения, университеты – это…

1) тоталитарные организации;

2) принудительные организации;

3) утилитарные организации;

4) ассоциации.

18. Элементом социального института не является….

3) ценности;

4) знания.

19. Рождаемость ниже там, где:

1) высокий уровень и качество жизни;

2) низкая культура и образованность;

3) существует соответствующая культурная установка.

20. Какой тип семьи является преобладающим в современном обще­стве:

1) домовая община;

2) моногамная патриархальная семья;

3) нуклеарная моногамная семья.

Тема 7. Личность, общество, культура

1. Социализация личности– это:

1) освоение культуры (норм, ценностей, правил поведения и стереотипов понимания) общества;
2) перемещение индивида или социальной группы в социальном пространстве, переход из одной страты в другую;
3) совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства (по доходам, уровню образования, престижу должности или профессии, обладанию властью);
4) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы.

2. Диспозиционная теория личности разработана:

1) европейскими социологами;

2) американскими социологами;

3) российскими социологами.

3.Личность – это:

1) устойчивая совокупность социально значимых черт, присущих человеку как социальному существу. Среди них социологи выделяют в первую очередь социальные роли, усваиваемые индивидов в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности;

2) социально приобретаемый элемент структуры личности, выступающий как фиксированное, устойчивое представление о желаемом;

3) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы;

4) совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

4. Необходимость социализации определяется:

1) социальными причинами;

2) географическим положением;

3) биологией человека.

5. Социальный статус личности – это:

1) социальное поведение человека;

2) трудовой стаж человека;

3) достоинство человека.

Какой уровень существования человека характеризуется его биосоциальностью?

1) человек как личность;

2) человек как индивид;

3) человек как социальный субъект;

4) человек как индивидуальность.

Сторонником какой теории личности был Дж. Г. Мид?

1) ролевая теория;

2) психоанализ;

3) необихевиоризм;

4) теория «зеркального Я».

С чем связано приобретение предписанного статуса?

1) место работы;

2) место рождения;

3) профессия;

4) престиж.

Кто из социологов провел «тюремный эксперимент»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Дж. Хоманс;

3) Т. Парсонс;

4) Дж. Г. Мид.

Кто ввел понятие «ролевого набора»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Р. Мертон;

3) Дж. Г. Мид;

4) Дж. Хоманс.

11. Отклоняющееся от групповых норм поведение, которое влечет за собой тюремное заключение – это:

1) индивидуализм;

2) делинквенция;

3) патология;

4) девиация.

12. Динамический характер статуса определяется понятием:

1) девиация;

2) социальный контроль;

3) социальная роль.

13. Подготовка девианта к возвращению в нормальную жизнь называется:

1) реабилитация;

2) вторичная социализация;

3) перевоспитание.

14. Социокультурный слой в структуре личности включает …

1) стимулы активности

2) подсознание

3) самосознание

4) влечения

15. Личность может снизить ролевое напряжение или конфликт путем _____ ролей.

1) забывания

2) игнорирования

3) регулирования

4) объединения

16. Статус, определяющий общественное положение и значение человека с его правами и обязанностями, называется …

1) эпизодическим

3) главным

4) смешанным

17. Необходимым условием успешной аккультурации является …

1) конфликтность

2) терпимость

3) избегание

18. Податливость установок и поведения личности групповому давлению называется …

1) конформизмом

2) социализацией

3) ролевым конфликтом

4) лидерством

19. Субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры, называется …

1) народной культурой

2) высокой культурой

3) контркультурой

4) массовой культурой

20. Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется ______ личностью.

1) модальной

2) нормативной

3) идеальной

1. Одно - основное - последствие деформации социального института уже было названо: оно состоит в том, что институт теряет свое общественное значение, так как перестает выполнять возложенную на него социальную функцию. Естественно, что это влечет за собой ряд побочных последствий. К ним относятся, как отмечалось выше, появление ложной функции (замещение), а также гипертрофирование функции самообеспечения персонала (самосохранение). Но, кроме того, возникают и последствия «второго рода». Это, прежде всего, разрушение тех социальных организмов, которые обслуживались данным институтом, причинение прямого или косвенного ущерба общественным и личным интересам. Так, при деформации системы торговли, общественного питания, здравоохранения, культуры страдают жизнь, здоровье, материальные и духовные интересы граждан. Деформация политических институтов влечет за собой апатию, упадок общественных инициатив, стагнацию в социальном развитии общества и т. д. (рис. 5).

Рис. 5.

Все это приводит к снижению престижа той общественной системы, к которой принадлежит институт, падению авторитета государственной власти. Происходит ослабление нормативного регулирования общественных отношений, авторитет закона также снижается. Изменяется и система ценностных ориентаций: люди переосмысливают моральные и правовые ценности, пересматривают свое отношение к социальным институтам и нормам в негативном направлении.

Весьма существенным последствием деформации является, далее, замена социального института новым, большей частью неформальным образованием. Последнее может быть самым различным, в том числе противоправным и даже преступным. Первопричина такой замены в том, что функции, не выполняемые деформированным институтом, повисают в воздухе. Они должны быть кем-то или чем-то осуществлены, ибо такова общественная потребность. Неформальное образование и принимает их на себя. При этом, как показывает практика, общественная функция, если она не выполняется законно (официально), будет выполняться иначе - путем социальных отклонений. Отсюда рост правонарушений и преступности, аморальных явлений.

Данные за 1991 и предшествующие годы отчетливо показывают динамику этих явлений. Преступность начиная с 1988 г. постоянно росла. Если в 1988 г. было зарегистрировано почти 1870 тыс. преступлений, то в 1989 - 2460 тыс., в 1990 - 2780 тыс., а в 1991 г. - уже свыше 3 млн (в прежних границах СССР) . "

В результате бессилия правоохранительных органов «ухудшилось» и качество антиобщественных проявлений: усилились агрессивно-разрушительные мотивы преступного поведения, возросла доля тяжких преступлений, сопровождающихся насилием и уничтожением имущества, резко возросли случаи хищения оружия, выросла преступность несовершеннолетних. От 30 до 40% населения испытывают чувство тревоги по поводу сложившейся криминогенной ситуации, опасаются стать жертвами преступлений . Все это в порядке «обратной связи» еще больше дестабилизирует обстановку, лишает доверия органы власти и правоохранительные органы. ;

Деформация социального института сама по себе уже яёляется социальным отклонением. Вместе с тем она может служить как причиной, так и следствием отклонений в других компонентах общественной системы. Эта связь осуществляется по меньшей мере четырьмя путями: а) деформация института вызывает социальную напряженность и конфликты из-за того, что институт не выполняет свойственных ему функций; б) данный процесс порождает стремления к замене бездействующего института иными установлениями (преимущественно неформальными); в) дисфункции социальных институтов, продолжающиеся длительное время, отрицательно сказываются на нравственном формировании личности, искажают систему ценностных ориентаций и мотивы поведения людей; г) ослабление контрольных функций социальных институтов создает безнаказанность нарушителей социальных норм и общее состояние безответственности за свои поступки, расшатывает общественную систему. Индивидуальные нарушения становятся массовыми, приобретают опасный характер.

Когда оказалось, что система торговли не справляется со своими обязанностями, полки магазинов пустеют, - пышным цветом стали расцветать все виды спекуляции. Получили значительное распространение торговля из-под прилавка, по знакомству, придерживание товара для последующей перепродажи по повышенной цене и т. д. Функции снабжения населения продуктами питания и ширпотребом при этом стали по существу переходить от централизованной государственной системы торговли к спекулянтам и колхозному рынку. В сфере услуг аналогичный процесс порождает шабашников, маклеров, посредников, которые втридорога исполняют функции, принадлежавшие ранее государственным или кооперативным организациям. Потребитель как-будто бы удовлетворен... Но, во-первых, какой ценой? Во-вторых, даже при подобной «замене» социального института, в силу господства дефицита товарами удовлетворяется лишь небольшая часть населения. И, в-третьих, действуют все прочие упомянутые выше последствия деформации института, включая подрыв авторитета власти. Поэтому рассматривать происшедшую замену как исправление кризисной ситуации нет, разумеется, никаких оснований.

2. Как эти события развиваются дальше? Мы рассмотрим этот вопрос подробнее, когда перейдем к проблеме социодинамики деформаций. Здесь же обратим внимание лишь на один аспект. Какова эволюция тех неформальных установлений, которые заменили собой деформированный институт, приняли на себя его функции? Судьба этих установлений различна, она зависит от того, насколько их функционирование оправдывает социальные ожидания. В итоге может быть две линии развития. Одна - конфронтация, борьба против новых установлений, например, против спекуляции, коррупции, «блата». Эти негативные явления, разумеется, не устраивают никого (кроме самих их участников), но иногда дело заходит так далеко, что борьба с ними становится неэффективной, а затем - невозможной.

Вторая линия - укрепление и дальнейшее развитие неформального установления, превращение его в новый институт. Так, на месте неформальных клубов и кружков образуются политические партии. А в сфере экономики переход к рыночным отношениям по сути дела и означает закрепление, формализацию тех связей и структур, основанных на товарно-денежных отношениях, которые возникли в противовес дискредитировавшей себя системе государственной торговли. Но такая перемена направленности социального института - дело сложное и болезненное. Оно требует новых кадров, новых знаний, широкой общественной и государственной поддержки, а прежде всего - твердой воли и решимости к серьезным общественным переменам.

  • См.: Преступность и правонарушения в СССР, 1990: Статист, сб. М., 1991. С. 10.
  • См.: Социальная и социально-политическая ситуация в СССР. С. 73.

Личных контактов

Обменом

Конфликтом

Контроль

Социальной группой

развития.

Циклическую

Наблюдением

Придают смысл

Интервью

Статусная

Изменения

общества.

Индустриального

Дисфункцией

Регулирования

Ролевого конфликта

Н. Данилевский разработал модель общественного

развития.

Циклическую

Цель эмпирического социологического исследования - получение объективных данных для...

Практического использования

Чикагской

Высший высший

Горизонтальной

Приписанного

Стратификация

Предписания и требования, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе, называются социальным (-mi) ...

Нормами

Этнической

Понятие «первичная группа» ввел в социологию...

Западной

Теория «циркуляции злит» В. Парето относится к

Циклическим

изменений.

Направленных и стимулируемых

Ассимиляцией

Фермерское

Примером контркультуры в современном обществе может быть субкультура...

Экономическую основу индустриального общества составляет...

Промышленность

В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные, типовые для всех стран и народов.

Изменения

Брак одного мужчины одновременно с двумя и более женами называется...

Р. Мертон

Действие, направленное на другого человека и вызывающее ответную реакцию, называется...

Социальным взаимодействием

Конфликтом

Наказание ii поощрение в системе социального контроля называются

Санкциями

Необходимые условия коллективного поведения - это общая ситуация и участников.

Организованность

Высший высший

Модальной

Идеологической пропаганды

Социальную

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Прогрессом

Небольшое число людей, которые находятся в постоянном личном контакте и взаимодействии называется труппой.

Вторичной

Урбанизации

Конформизмом

П. Сорокин

неравенства.

Социальные

Квалифицированных рабочих

Модернизация в современных условиях является процессом

изменений.

Направленных и стимулируемых

концепциям социальных изменений.

Циклическим

К негативным эффектам глобализации относят...

Субурбанизацией

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

В классовой модели У. Уорнера на основе критерия «богатство и знатное происхождение» выделяется класс.

Высший высший

Достигаемый

Социальным

Санкциями

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Обменом

Десоциаллизацией

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных изменений.

Циклическим

Глобализация миграционные процессы в мире.

Стимулирует

Профсоюзное

Процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого утверждается общая культура, называется...

Ассимиляцией

нормы жизнедеятельности.

Ценностей

Экономическую основу традиционного общества составляет...

Промышленность

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется...

Дисфункцией

Эгалитарной

Группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности, которой он ориентируется в своем поведении, называется труппой.

Референтной

Диаспорой

Получение индивидом правительственной награды - это вид санкции.

Формальной позитивной

Поведение толпы - это вид...

Массового действия

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других людей, называется...

Психологическим

Охранительную и стабилизирующую функции в обществе выполняет социальный (- ая, - ое, -ые) ...

Контроль

Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и затраты, называется...

Кооперацией

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и -затраты, называется...

Обменом

Действие, направленное на другого человека и вызывающее ответную реакцию, называется...

Конфликтом

Охранительную и стабилизирующую функции в обществе выполняет социальный (- ая, - ое, -ые) ...

Контроль

Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и объединенных совместной деятельностью, называется...

Социальной группой

Н. Данилевский разработал модель общественного

развития.

Циклическую

Метод сбора первичных данных путем восприятия и регистрации событий называется...

Наблюдением

Этнометодология изучает способы, которыми! люди

социальной (-ую) действительности (-ь).

Придают смысл

Фокус-группа - это вид социологического...

Интервью

При включении ребенка в отношения взаимодействия социального крута родителей реализуется функция семьи.

Статусная

В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные, типовые для всех стран и народов.

Изменения

Массовая грамотность населения - это характерная черта

общества.

Индустриального

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется...

Дисфункцией

Личность может снизить ролевое напряжение или конфликт путем ролей.

Регулирования

На заключительной стадии развития «Я» происходит...

Признание «обобщенного другого»

Политическую

Согласно нормативной концепции гражданского общества формирование общественного мнения происходит путем...

Идеологической пропаганды

Индивид, одновременно обладающий несколькими социальными статусами формирует...

Статусный набор

На основе экономического критерия «малообеспеченностъ» в российском обществе выделяют...

Базовый слой

Разновидностью горизонтальной мобильности является

мобильность.

Индивидуальная

Наличие или отсутствие личной свободы является критерием стратификации в системе.

Классовой

К негативным эффектам глобализации относят...

Ограничение автономности национальных гражданских институтов

Субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры, называется...

Контркультурой

Модернизация в современных условиях является процессом

изменений.

Направленных и стимулируемых

Согласно Н. Смелзеру следствием распространення промышленных технологий стало...

Снижение уровня грамотности

Согласно классификации Н. Смелзера к нормоориентированным социальным движениям можно отнести движение.

Профсоюзное

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных и изменений.

Циклическим

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других люден, называется...

Психологическим

Конкуренцией

Согласно М. Веберу капитализм возник как следствие массового распространения...

Рационального предпринимательства

При изучении элементов общественного мнения или индивидуального сознания применяют...

Массовая грамотность населения - это характерная черта

общества.

Индустриального

Соласно Р. Мертону главным для общества является существование

фундаментальных благодаря которым индивид соблюдает

нормы жиже деятельности.

Ценностей

Пропорциональное распределение семейных обязанностей и взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем характерны для семьи.

Эгалитарной

Индивид, одновременно обладающий несколькими социальными статусами формирует...

Статусный набор

Иерархическую структуру общества отражает понятие «социальная

Стратификация

В классовой модели У. Уорнера на основе критерия «богатство и знатное происхождение» выделяется класс.

Высший высший

Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется личностью.

Модальной

Согласно нормативной концепции гражданского общества формирование общественного мнения происходит путем...

Идеологической пропаганды

Социальную

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Стадиями развития социального движения являются формирование, формализация.

Согласно Н. Смелзеру следствием распространения промышленных технологий стало...

Усиление социальной мобильности

Кумулятивный социальный процесс накопления позитивных характеристик в обществе называется...

Прогрессом

К негативным эффектам глобализации относят...

Интернализацию институтов гражданского общества

Небольшое число людей, которые находятся в постоянном личном контакте и взаимодействии называется труппой.

Вторичной

Рост численности городского населения в обществе отражает понятие...

Урбанизации

Преобладание безличных или опосредованных контактов между членами социальной группы является признаком.

Пассивное принятие индивидом групповых норм и мнений называется...

Конформизмом

Форма социального взаимодействия, в которой акторы стремятся к осуществлению своих интересов в ущерб интересам других людей, называется...

Конфликтом

Поведение толпы - это вид...

Массового действия

Действие, совершаемое человеком автоматически, по привычке согласно классификации М. Вебера называется...

Традиционным

Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и объединенных совместной деятельностью, называется...

Социальной группой

Небольшое число людей, которые находятся в постоянном личном контакте и взаимодействии называется группой.

Механизм институционального социального контроля включает...

Пенитенциарные учреждения

Общность людей, живущих за пределами своего этнического окружения, называется...

Диаспорой

Стадиями развития социального движения являются формирование, формализация.

Сотрудничество

Массовой

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных изменений.

Циклическим

Необходимым условием успешной аккультурации является...

Терпимость

Критерием прогресса в концепции постиндустриального общества выступает уровень развитая.

Научного

Разведывательное

Эмпирические исследования социальных проблем урбанизации, маргинальных групп городского населения проводили социологи школы

Чикагской

Многозначные и двусмысленные

Общественное мнение можно выявить с помощью специализированных опросов и...

Референдумов

Структура ролевого поведения личности включает в себя ролевое ожидание и ролл.

Понимание

Перемещение человека из одной конфессии в другую называется мобильностью.

Гopизонтальной

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

Статус сына или дочери - это вид статуса.

Приписанного

Стратификация советского общества имела характер.

Бесклассовый

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется...

Дисфункцией

Общей культуры

Индивид, одновременно обладающий несколькими социальными статусами формирует...

П. Сорокин

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

В состав высшего низшего класса У. Уорнер включил...

Квалифицированных рабочих

Модернизация в современных условиях является процессом

изменений.

Направленных и стимулируемых

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных изменений.

Циклическим

Символическая система, выполняющая функцию создания, хранения и передачи информации называется...

К негативным эффектам глобализации относят...

Ограничение автономности национальных гражданских институтов

При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения пригородных зон - это явление называется...

Субурбанизацией

Процесс упорядочивания статусов и ролей в систему для удовлетворения общественных потребностей называется...

Институционализацией

Широкая социальная группа, характеризующаяся определенным географическим положением, политическим суверенитетом и самобытной культурой, называется...

Обществом

Необходимые условия коллективного поведения - это общая ситуация н участников.

Пространственная близость

Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи с применением разделения труда называется...

Кооперацией

Если один человек другому дает пощечину, то он выполняет...

Физическое действие

Член группы, выполняющий в ней функции целеполагания, называется...

Лидером

Преобладание безличных или опосредованных контактов между членами социальной группы является признаком группы.

Номинальной

Наличие экономических и социальных связей в пространственно ограниченных рамках характеризует общность.

Территориальную

Выборкой

Для апробации инструментария и методов эмпирического исследования проводят исследование.

Разведывательное

Этнометодологая изучает способы, которыми люди

социальной (-ую) действительности (-ь).

Придают смысл

Позитивизм в социологии согласно О. Конту проявляется в

По позитивной оценке всех социальных явлений

Структура ролевого поведения личности включает в себя ролевое ожидание и роли.

Понимание

В процессе социализации родители для ребенка выполняют роль...

Агентов первичной социализации

Общественное мнение можно выявить с помощью специализированных опросов п...

Референдумов

Социокультурньй слой в структуре тайности включает...

Стимулы активности

Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения называется...

При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения пригородных зон - это явление называется...

Субурбанизацией

Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие...

Общей культуры

Основным компонентом социальной структуры общества является (-ются) ...

Социальный институт

мобильности.

Восходящей

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

В классовой модели У. Уорнера на основе критерия «богатство и знатное происхождение» выделяется класс.

Высший высший

Сдав вступительные экзамены в ВУЗ и став студентом, вы приобретаете статус.

Достигаемый

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других людей, называется...

Социальным

Наказание и поощрение в системе социального контроля называются

Санкциями

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и затраты, называется...

Обменом

Процесс утраты одних и приобретения человеком новых целей и ролей на каждом этапе жизни называется...

Десоциаллизацией

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

В концепции П. Бурдье система неосознаваемых схем восприятии и действия личности называется...

Интересом

Согласно нормативной концепции гражданского общества формирование общественного мнения происходит путем...

Идеологической пропаганды

Группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности, которой он ориентируется в своем поведении, называется группой.

Референтной

Э. Дюркгейм обосновал парадигму в социологии.

Социоцентрическую

Согласно Г. Спенсеру интеграция общества обеспечивается усложнением системы...

Социального контроля

Для апробации инструментария и методов эмпирического исследования проводят исследование.

Разведывательное

Совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению, называется...

Выборкой

Мюзиклы и блокбастеры в жанре фантастики и детектива являются примером культуры.

Массовой

Диффузии

Кумулятивный социальный процесс накопления позитивных характеристик в обществе называется...

Эволюцией

Реформа

В процессе глобализации происходит распространение установок и ценностей цивилизации по всему миру.

Западной

Согласно классификации Н. Смелзера к нормоориентированным социальным движениям можно отнести движение.

Профсоюзное

Планомерное социальное изменение на основе существующих ценностей общества - это...

Реформа

В процессе глобализации происходит распространение установок и ценностей цивилизации по всему миру.

Западной

Согласно Н. Смелзеру следствием распространения промышленных технологии стало...

Снижение уровня грамотности

Признаками сформировавшегося социального движения являются наличие и четко с формулированных целей.

Иерархическую структуру общества отражает понятие «социальная ».

Стратификация

Стратификация современного российского общества имеет

характер.

Классово-слоевой

Статус сына или дочери - это вид статуса.

Приписанного

Повышение человека в должности - это разновидность

мобильности.

Восходящей

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Утрата человеком прежних навыков и манер поведения называется

Де социализацией

Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется личностью.

Модальной

К функциям гражданского общества относят...

Защиту индивида от государства

Культурными атрибутами общности являются язык, обряды,

традиции, историческая память.

Этнической

Пассивное принятие индивидом групповых норм и мнений называется...

Конформизмом

Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и обьединенных совместной деятельностью, называется...

Социальной группой

При включении ребенка в отношения взаимодействия социального крута родителей реализуется функция семьи.

Статусная

Соласно Р. Мертону главным для общества является существование

фундаментальных благодаря которым индивид соблюдает

нормы жизнедеятельности.

Ценностей

Институт обеспечивает управление в разных сферах

Политики

Взаимодействие в форме соперничества, в котором люди заранее обговаривают правила игры, называется...

Конкуренцией

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других людей, называется...

Социальным

Социальные традиции и нравы - это вид...

Социальных норм

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Для апробации инструментария и методов эмпирического исследования проводят исследование.

Разведывательное

Методически ошибочно включать в анкету вопросы.

Многозначные и двусмысленные

Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие...

Общей культуры

Институт обеспечивает управление в разных сферах

общества, безопасность и социальный порядок.

Политики

При включении ребенка в отношения взаимодействия социального крута родителей реализуется функция семьи.

Статусная

Информационное

Согласно У. Беку модернизация порождает новые риски, которые...

Можно предсказать

Планомерное социальное изменение на основе существующих ценностей общества - это...

Реформа

К «новым» социальным движениям относят движение.

Фермерское

Мюзиклы и блокбастеры в жанре фантастики и детектива являются примером культуры.

Массовой

Формирование алфавитов европейских языков на основе латинского алфавита - это пример культурного (-ой) ...