Внутренняя политика. Теоретической основой политической системы стал курс на "возрастание руководящей роли партии". Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице необходимо было иметь билет члена КПСС. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. - конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось. Рядовые коммунисты (а к середине 80-х гг. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей "от отца к сыну"), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным. В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 г. он совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство. Такая же картина сложилась и в республиках, где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу. "Новое дворянство" переходит от роли управляющих к положению реальных хозяев. В самых высших кругах распространялись взяточничество и коррупция. Происходит противопоставление номенклатуры, как рядовым членам партии, так и всему народу. Рост правящего номенклатурного слоя, исповедующего двойную мораль, усиление административных методов управление вызвало к жизни движение диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека. Группа правозащитников, сформировавшаяся в течение 60-х гг., включала в себя В. Буковского, П. Литвинова, Л. Богораз, А. Марченко, А. Якобсона, Л. Алексеева, Ю. Галанского, А. Амальрика, А. Гинсбурга и др. Они выступали с позиции заказного либерализма - в защите прав человека. Диссидентов арестовывали, судили за "антисоветскую деятельность". Но движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления.

  • 1. Марксистское (Р.А. Медведев, П. Григоренко) - считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско-ленинистских положений. Ставили задачу "очищения социализма".154
  • 2. Либерально-демократическое (А.Д. Сахаров) - проповедовали принцип "конвергенции", сближения и последующего слияния двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и социальных системах Запада и Востока. Человечество вступило на такой

этап развития, когда на первый план выходят не классовые, национальные и другие групповые интересы, а интересы общечеловеческие.

3. Национал-патриотическое (А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич) - выступали со славянофильских позиций. Считали, что марксизм и революция совершенно чужды русскому народу.Образцом для России полагали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 г.

После чехословацких событий 1968 г. диссидентское движение вступило в новый этап. У правозащитников появился идейный лидер А.Д. Сахаров. В 1971 г. Сахаров направил письма Л.И. Брежневу и членам Президиума Верховного Совета СССР, где излагал свои взгляды на свободу эмиграции, выступал против использования органами КГБ психиатрических заведений для подавления инакомыслящих. А.Д. Сахаров считал, что решение проблем, стоящих перед человечеством, возможно только объединенными усилиями всего человечества. В 1975 г. А.Д. Сахарову, как выдающемуся борцу за права человека, была присуждена Нобелевская премия Мира. С 1975 г. начался следующий этап диссидентского движения, который можно назвать "хельсинкским". Участники его ставили задачу следить за строгим выполнением хельсинкского соглашения по правам человека, подписанного СССР в 1975 г. Были созданы группы содействия выполнению соглашений. Для борьбы с правозащитным движением было создано пятое Главное управление КГБ. За протест против введения советских войск в Афганистан был сослан в Горький А.Д. Сахаров. К 1984 г. диссидентское движение было разгромлено. В 1982 г. умер Л.И. Брежнев. Новым руководителей партии и страны стал Ю.В. Андропов. Он взял курс на укрепление законности в стране. Прежде всего, началась борьба с коррупцией, в том числе и в высших органах власти. Андропову удалось приостановить негативные тенденции в экономике. После смерти Ю.В. Андропова страну возглавил К.У. Черненко(сент. 1983 г.).

Экономика. В сентябре 1965 года проведена реформа управления промышленностью. Была принята новая система "планирования и экономического стимулирования". С одной6стороны, ликвидировались совнархозы и вновь возрождались отраслевые министерства. С другой стороны, значительно расширялись права самих предприятий, возрастала их экономическая самостоятельность. В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства.

Эти реформы дали положительный эффект. Но кардинального улучшения не произошло. Основной причиной неудачи реформ стало излишняя централизация управления, сопротивление самой административно бюрократической системы.

С одной стороны экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было налицо. Наблюдалось падение темпов экономического развития. Советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники.

Внешняя политика. Начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. В 70-е годы был подписан ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972 г.- Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973 г.- Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г.- договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др. Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г.- четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы. Неоднозначно развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г. отношения СССР с Китайской народной республикой обострилась до такой степени, что это привело к вооруженным столкновениям на границе. В конце 60-х годов правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательное внедрение элементов рыночной экономики пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки "социалистического пути развития". Это вызвало резкое недовольство руководства СССР. В 1968 г. в Чехословакию были введены объединенные вооруженные силы Варшавского Договора. Начало резкому обострению международной обстановки положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Вводя войска в Афганистан, по мнению стран НАТО, Советский Союз вмешался в дела суверенного государства с целью силой изменить в нем социально-политическую систему. В условиях усиления противостояния двух социально -экономических систем - капиталистической и социалистической Президент США Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина "ограниченной ядерной войны", предусматривающая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления СССР и стран народной демократии. В США развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений в СССР и США набирала новый виток. 159159 Культура. После снятия Н.С. Хрущева очень скоро наступил и конец "оттепели". Усилилось давление цензуры. В 1966 г. за публикацию "антисоветских произведений" были осуждены Ю. Даниэль и А. Синявский. Была распущена редакция "Нового мира", А.Т. Твардовский снят с должности редактора и пр. Литература разделилась как бы на две ветви. За рубежом были опубликованы такие произведения, как "Архипелаг Гулаг", "В круге первом", "Раковый корпус" А.И. Солженицына; "Ожог" и "Остров Крым" В. Аксенова, "Иностранка" С. Довлатова, "Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войновича, "Заглянуть в бездну" Ю. Максимова и др. Поэт И. Бродский за свои произведения был удостоен Нобелевской премии. В СССР, прочно вошли в литературу писатели-деревенщики Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Распутин. Особое место в литературе заняли книги В.М. Шукшина с его своеобразным видением мира. Неотделимо от российской культуры творчество писателей союзных республик: киргиза Ч. Айтматова, белоруса В. Быкова, грузин Н. Думбадзе, Ч. Амираджиби, Ф. Искандера и др. Явлением в культуре стала поэзия бардов А. Галича (впоследствии эмигрировавшего), Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Кима и др. Они пользовались популярностью и всеобщей любовью.

№ 5 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В первой половине 19 в. разложение феодально-крепостнического строя и складывание в его недрах капиталистического уклада сопровождалось новыми явлениями в экономике. В 1893 г. в России начался промышленный подъем, продолжавшийся до 1899 г. Происходило бурное развитие всех отраслей промышленности, но особенно тяжелой. Наибольшим был рост производства в горнодобывающей и металлургической промышленности. Промышленный подъем 90-х годов сменился спадом. Обычно 1900-1903 гг. характеризуют как фазу кризиса, а 1904-1908 гг. - как состояние депрессии в русской промышленности.

В 90-е годы был принят ряд экономических мер, направленных на развитие промышленности и банковского дела.

  • - в 1891 г. начато строительство Транссибирской магистрали;
  • - в 1895 г. введена винная монополия;
  • - в 1897 г. проведена денежная реформа и др.

Эти и другие мероприятия обусловили промышленный подъем. Огромную роль в пореформенном развитии России играл транспорт, особенно ж/д. Ж/д. связали крупные зерновые регионы с промышленными центрами и портами. Построена основная часть Транссибирской магистрали. Для второй половины 19 в. характерен значительный рост внутреннего и внешнего рынка. Основными внешнеторговыми партнерами России являлись Англия и Германия. 1909-1913 гг. отмечены новым значительным экономическим подъемом во всех отраслях промышленности. Он проходил уже в условиях господства монополий в экономике России. Заметных успехов достигло с/х. По объему производства зерна Россия занимала первое место в мире. В начале 20 в. возросло производство технических культур - картофеля, сахарной свеклы, льна и конопли. Характерным явлением в экономической жизни России начала 20 в. Был бурный рост кооперативного движения. В экономической области правительству приходилось учитывать требования капиталистического развития - поддерживать промышленность и торговлю. С начала века самодержавие последовательно проводило политику протекционизма, иначе говоря, высоких охранительных пошлин на ввозимые из-за границы промышленные товары: этим преследовалась цель обеспечить развитие отечественной промышленности, оградив ее от иностранной конкуренции. Были учреждены Коммерческий и Мануфактурный советы, в которые вошли представители купечества, фабрикантов и заводчиков.

С конца 19 в. Россия в своем промышленном развитии в значительной степени опиралась на иностранные инвестиции. Приток иностранного капитала, с одной стороны, ускорял процесс индустриализации России, с другой - не мог не порождать зависимости от иностранного капитала. Под давлением отечественных промышленников Николай 2 издал указ, по которому иностранному капиталу разрешалось свободно размещаться в России, но вывоз сырья и прибыли был ограничен. Россия отставала по общему экономическому уровню и по уровню жизни населения, лишь в сравнении с наиболее развитыми индустриальными странами - США, Англией, Францией, Германией. Развитием свой экономики Россия была обязана не столько заботам правительства, сколько труду многих Милли онов крестьян и рабочих. В 1907 г. в России установилась политическая система, которая знаменовала собой поворот к политической реакции, но вместе с тем проведение необходимых реформ, призванных предотвратить социальные потрясения и способствовать модернизации страны. Проводником этого курса стал Столыпин. С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения. Аграрный вопрос занимал важнейшее место в социально-экономической и общественнополитической жизни России. В экономическом плане столыпинская реформа имела свои положительные стороны. В течение семи лет ее проведения были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства.

» в политике, национальных отношениях.

В общественно-политической жизни страны:

1) властвовали безраздельно консервативные тенденции. Получила официальное одобрение концепция развитого социализма , согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. она была законодательно закреплена во вступлении к новой Конституции СССР. Также был закреплен Конституцией тезис о руководящей и направляющей роли КПСС;

2) на практике не все провозглашенные Конституцией демократические свободы выполнялось. В частности, Советы народных депутатов всех уровней оставались лишь декорацией, а реальная власть принадлежала партийному аппарату. Его контроль над обществом оставался всеобъемлющим;

3) аппарат и составлявшая его номенклатура, партийно-государственные чиновники определенного уровня, употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев , в течение 18 лет занимавший пост Первого секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата. Большинство министров и секретарей обкомов в тот период занимали свои должности по 15-20 лет.

4) происходит сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой », коррупция

СССР в системе международных отношений в 70-80-е годы. «Холодная война»

В 70-е годы значительно выросли международный авторитет и влияние СССР. А также 1970-е годы вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т. е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны различные договоры по ограничению стратегических вооружений.

В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами "социалистического содружества", что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции,предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т. д.

На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). США и СССР оказались вовлеченными в гонку вооружений.

В 1983 - 1984 гг. США разместили крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, на территории ФРГ, Великобритании и Италии. В свою очередь СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силы. В 1979 г. СССР оказался втянутым в войну в Афганистане (9 лет). Большинство стран - членов ООН осудили действия СССР. За годы войны в Афганистане СССР потерял убитыми 15 тыс. человек, 36 тыс. раненными. Каждый день войны обходился в 10-11 млн. руб. В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXI 1 Олимпиаде в Москве. В 1984 году СССР разместил на территории и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.


Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам "третьего мира". СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали. К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.

Концепция "развитого социализма" и реальность

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущёв был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. К власти пришли представители так называемого «третьего поколения» советских руководителей, которые противопоставили хрущевским перестройкам и реформаторским инициативам лозунг стабильности. Со второй половины 60-х гг. критика «культа личности Сталина» была свернута и подверглась преднамеренному забвению, а сталинизм, пережив «оттепель», в смягченном виде продолжал дальше существовать. Тоталитарная сущность политической системы сохранялась, подвергаясь существенной модификации, свидетельствовавшей о её разложении. Видоизменилась репрессивная политика режима. Массовый террор, присущий сталинской эпохе, ушел в прошлое, но преследования тех, кто нарушал установленные политические запреты, стали более изощренными и лицемерными (психиатрические репрессии). Двоемыслие стало нормой жизни. Лишь немногие открыто выступали против режима. Сам факт существования диссидентства стал отличительной чертой «застойного времени». (Движение инакомыслящих в 1960-1980-х гг., движение за права человека было принято называть движением диссидентов). В разных формах диссидентство как явление существовало на всех этапах развития советского общества. Но после 1964 г. это явление в нашей стране обрело некоторые особенности. Борьба диссидентов в 1965-1970 гг. стала гораздо более массовой и открытой. Сильным толчком, приведшим к возникновению правозащитного движения и движения инакомыслящих в СССР, стал судебный процесс над писателями А. Д. Синявским (псевдоним А. Терц) и Ю. М. Даниэлем (псевдоним Н. Аржак) в 1966 г. Осуждение Синявского и Даниэля не только не сократило, напротив стимулировало движение диссидентов. Среди правозащитников определились свои лидеры - А. Д. Сахаров, А. Гинзбург, В. Буковский, Л. Богораз и др. Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришёлся на время подавления «Пражской весны» (1968 г.), регресса в политической, культурной и социальной среде.

Многообразие общественных интересов, складывавшееся в советском обществе в 60-х гг., требовало кардинального обновления политической системы, признания теории разделения властей, парламентского характера демократии, ликвидации монополии одной партии на власть, обеспечения уважения и расширения гарантий прав человека. Догматическая теоретическая установка партийных идеологов рассматривать советскую политическую систему полностью тождественной общественному строю, а любые попытки её обновления трактовать как покушение на социализм, не позволили осуществить изменения в политической системе в годы брежневского правления. С приходом Л. И. Брежнева к власти номенклатура освобождается от многих моральных запретов. Основу «нового класса» составлял высший слой партийных функционеров. В 60-70-е гг. ряды «класса управляющих» расширяются за счет верхушки профсоюзов, военно-промышленного комплекса, привилегированной научной и творческой интеллигенции. Его общая численность достигает 500-700 тыс. человек, а вместе с членами семей - порядка 3 млн. человек, т. е. 1,5% всего населения. Новое поколение номенклатуры несло с собой и новые настроения, для них марксистская идеология была лишь привычной риторикой. Они обладали большими привилегиями (госдачи, персональные автомашины, спецпайки), но их нельзя было передать детям в качестве наследства, поэтому, используя свою власть, высокопоставленные руководители накапливали уже не предметы потребления, а капиталы. Сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев искренне считал, что в стране «на зарплату» никто не живёт.

Главным источником обогащения, «первоначального» накопления капитала правящего класса в 60-х - начале 80-х гг. становятся всевозможные злоупотребления должностями, систематические взятки, приписки, протекционизм. Хозяйственная реформа 1965 г., оживившая товарно-денежные отношения в стране, дала мощный импульс для усиления собственнической ориентации номенклатуры. Крупные расхитители, взяточники перестают скрывать нажитое нечестным путём богатство, а охотно выставляют его напоказ. Развивается теневая экономика. Через систему привилегированного обслуживания, а затем назначений и выдвижений по службе «новый класс» пытается создать систему передачи власти или хотя бы привилегий по наследству.

Следующим закономерным этапом перерождения советской правящей элитыстановится фактический переход высших государственных чиновников, министров, директорского корпуса от роли управляющих «социалистической» собственностью к положению её реальных хозяев. К середине 80-х гг. окончательно сформировавшийся «новый класс» по существу уже не нуждался в общественной собственности и искал выход для возможности свободно управлять, а затем и владеть собственностью своей, личной, частной. С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный статус Коммунистическая партия. Формально она остается стержнем советской политической системы. Общественному мнению навязывается тезис о «возрастающей руководящей роли КПСС и её становлении как партии всего народа». Партийные съезды носили церемониальный, парадный характер, обязательными стали славословия в адрес Политбюро, КПСС и лично «дорогого Леонида Ильича». За эти годы он стал четырежды Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда, маршалом Советского Союза, кавалером многочисленных не только отечественных, но и зарубежных наград.

Экономика «зрелого социализма» (1964-1984 гг.). С середины 60-х гг. экономическая политика нового партийного руководства переживает очередной всплеск преобразовательной деятельности. В стане возникло мощное технократическое движение, повсеместно велись разговоры о способах совершенствования управления хозяйством, научной организации труда (НОТ), автоматизированных системах управления, изучался зарубежный опыт менеджмента. Именно тогда впервые всерьёз заговорили о ценовой реформе, призванной привести в соответствие с требованиями научно-технической революции (НТР) стоимостную структуру производства и цену рабочей силы. Искусственная дешевизна рабочей силы, доставшаяся в наследство от сталинского времени, низкая зарплата приводили к тому, что предприятиям было невыгодно внедрять новые технологии, проще было нанять новых людей для ручных операций. В результате в промышленности почти половина людей была занята на подсобных работах, что не соответствовало требованиям времени.

Вокруг Л. И. Брежнева на начальном этапе его деятельности образовалась группа прогрессивных советников (Г. А. Арбатов, Н. Н. Иноземцев, А. Е. Бовин), которые работали с энтузиазмом над проектами реформ, но вскоре эта деятельность начала затухать: система быстро дала понять, что даже самые правильные директивы реально мало что могут изменить. Тем не менее, экономические реформы (1965 г.) дали неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965-1970 гг.) оказалась лучшей за все послевоенные годы. Снижение темпов прироста производства было на время приостановлено.

В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС , который оценил состояние дел в сельском хозяйстве и наметил многие важные меры по его исправлению: значительно расширить самостоятельность колхозов и совхозов, а также региональных управлений сельского хозяйства в планировании и принятии решений, сократить размеры посевов на целине и значительно увеличить вложения в сельское хозяйство европейской части страны. Были введены нормы обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов, установлены небольшие пенсии для колхозников.

В сентябре 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС , который принял постановления по расширению автономии предприятий. Предполагалось значительно увеличить роль хозяйственного расчёта и сократить число показателей работы предприятий, утверждаемых сверху. Параллельно с сохранением валовых показателей были введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть доходов оставлялась в их распоряжении. На хорошо работающих предприятиях создавались поощрительные фонды, изменялась система материального поощрения, повышалась роль премий и единовременных вознаграждений в конце года.

Инициатору реформ А.Н. Косыгину не удалось осуществить их до конца. В силу многих причин они потерпели крушение. В чем же причины неудачи?

Даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда.

Реформам, даже крайне умеренным, эволюционным, противостояли реальные силы - старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление.

Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сфере.

На рубеже 70-80-х гг. в мире начинается новый этап научно-технической революции (НТР), получивший название «микроэлектронная революция». По этому показателю СССР отставал не только от западных стран, но и от новых индустриальных стран (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия. Основу экономики составляли военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке страна сделала ставку на расширение продажи сырья. Однако во второй половине 70-х гг. в мире разразился энергетический кризис, который стимулировал создание энергосберегающих технологий. Падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен. Это больно ударило по экономике СССР. Темпы роста по сравнению с серединой 60-х гг. упали более чем в три раза. Все попытки вывести страну из надвигающегося кризиса в начале 80-х гг. не имели успеха.

Не менее тяжёлое положение сложилось и в сельском хозяйстве. Обладая обширными земельными угодьями, наша страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40%, качество техники оставалось низким. Шла бездумная химизация почв.

Ухудшалось благосостояние людей. Не хватало важнейших товаров потребления. Качество большинства товаров было низким. Проблема снабжения населения продовольствием не сходила с повестки дня. Уже в 70-х гг. в отдельных регионах страны начала вводится карточная система распределения продуктов.

Одной из важнейших причин такого положения вещей был несогласованный, внутренне противоречивый характер хозяйственной политики: меры к развитию экономических стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, а призывы к «творчеству на местах» дополнялись жёсткими директивными указаниями. В результате нарастала дезорганизация всей народнохозяйственной системы, «плановая» социалистическая экономика становилась в полном смысле «застойной». Страна вплотную подошла к кризису всей социально-экономической системы.

Внешнеполитический курс в 1964-1984 гг. Конец 60-х - начало 70-х гг. становятся временем «разрядки» международной напряженности. Основными этапами этого курса стало заключение ряда важных договоров: о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях; о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); о морском дне, запрещавшим размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенцией о бактериологическом оружии (1971 г.), четырехсторонним соглашением по Западному Берлину (1971 г.), договором ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности. Решения Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973 г.) ликвидировали очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. В 1975 г. в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США, Канада. Итоговый документ Совещания закреплял послевоенные границы в Европе и призван был сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.

Отношения внутри «мировой системы социализма» в очередной раз были осложнены вооруженным вмешательством стран - участниц ОВД в Чехословакию (1968 г.), предпринятым по инициативе советского руководства. Данная акция была осуществлена с целью остановить процесс демократических преобразований и сорвать попытку построения социализма с «человеческим лицом», начатый тогдашним чехословацким руководством. С начала 70-х гг. налаживаются отношения между СССР и Китаем, однако в конце 70-х начинается война между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом. Начало 80-х годов было отмечено общественно-политическим кризисом в Польше.

В отношениях в развивающимися странами наибольший приоритет остается за Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой, Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост экономической помощи "дружественным режимам" начинает серьезно сказываться на состоянии экономики самого СССР, в немалой степени способствуя углублению наметившегося кризиса в стране.

Конец 70-х - начало 80-х гг. были отмечены резким ухудшением международной обстановки и серьезным усилением ядерной угрозы. Процессы «разрядки» были сорваны, в том числе и по вине советского руководства. Начатая война в Афганистане (декабрь 1979 г.) подорвала престиж СССР в глазах мирового сообщества. Международная атмосфера резко «похолодела».

. Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.
Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой - затратной - модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.
Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста производства не демонстрировала.
Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.
Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. - Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры.Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.
О кризисе свидетельствовало и возяикновение диссидентского движения (см. билет № 23). Право-защитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.
Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.:

Внешняя политика СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.Отношения с социалистическими странами. В 1964-1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964-1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Конечно, жизнь в Советском Союзе была далека от идеала, было много хорошего, было и плохое. Но есть в том времени что-то бессознательно-привлекательное, что-то, что постоянно просится назад. Жизнь в СССР в 70-80 годы. Так что тогда было хорошего?

1. Образование

Советское образование было совершенно бесплатным и доступным абсолютно всем. Любой школьный выпускник из маленького колхоза где-нибудь под Душанбе, свободно мог поступить в МГУ, бесплатно учиться, бесплатно жить в общежитии, да ещё и получать стипендию за хорошую учёбу. Ну и, конечно, качество образования: оно совершенно справедливо считалось лучшим в мире на тот момент.

2. Медицина

Медицина в Союзе тоже была бесплатной. Да она и сейчас бесплатная - можете возразить вы, но качество предоставляемых услуг не идёт ни в какое сравнение. Мощнейшая в мире на тот момент система диспансеризации и вакцинации, доступность санаторно-курортного лечения. Попробуйте сейчас получить в районной поликлинике путевку в санаторий с первого же захода – сочувствую…

3. Бесплатное жильё

Да, квартиры давали не сразу, приходилось ждать своей очереди, но их по крайней мере давали. Однушку давали молодому специалисту, а после рождения двух детей можно было получить уже трёшку. И опять же, всё это совершенно бесплатно.

4. Безработица

А точнее - её отсутствие. В СССР с 1929 года не было безработицы. Особенно выгодно это смотрелось на фоне тогдашней Великой депрессии на Западе.

5. Равенство

Уровень жизни «верхов» и «низов», конечно же отличался, но уж точно не в десятки раз. Подавляющее большинство населения как раз составлял советский средний класс. Нередкими были ситуации, когда квалифицированный рабочий на заводе зарабатывал даже больше директора этого самого завода.

6. Отдых

К 1988 году в Союзе работало 16200 санаториев, профилакториев и домов отдыха, проживание и лечение в которых граждане оплачивали лишь частично. Право на отдых было не пустым звуком и соблюдалось очень строго.

7. Наука

Что не говори, а наука в СССР была мощнейшая. Примерно половина всех учёных и инженеров мира работали именно в Советском Союзе. Не удивительно, что именно СССР первыми запустили человека в космос, первыми вышли в открытый космос, да и много каких других открытий сделали.

8. Армия

К середине 1980-х годов Вооружённые Силы Союза были крупнейшими в мире по численности с общей численностью более 5 миллионов солдат, и обладали самыми большими в мире запасами ядерного и химического оружия. Помимо этого, ВС СССР обладали самыми крупными танковыми группировками на земле - около 60 тысяч танков, что в 2,5 раза превосходило численность танков ОСАД и США вместе взятых.

9. Уверенность в завтрашнем дне

Граждане СССР были совершенно уверены, что ничего не случится ни со страной в которой они живут, ни с предприятием, на котором они работают, ни с вузом, в котором они учатся. Можно было спокойно ложиться спать каждый вечер, не опасаясь что завтра уволят. Или повысят квартплату. Или поднимут цены. Или ещё какую-то подлость сделают на гос. уровне.

10. Общественное воспитание

С самых ранних лет советским детям прививались любовь к труду, уважение к старшим, нормы поведения в обществе. Как следствие - не было такого разгула преступности как сейчас, да даже банального мусора на улицах было в разы меньше.

11. Очереди в детский сад

Да, в СССР тоже были очереди в детский сад, потому что рождаемость была на очень высоком уровне. Но своей очереди советские дети ждали в худшем случае 1-2 месяца. По сравнению с тем, что есть сейчас - это просто сказка.

12. Дружба народов

Это был не пустой звук. Сознание «советского человека» во многих случаях превалировало над сознанием принадлежности к той или иной национальности. Никто, собственно, об этих национальностях даже не задумывался, все были друг другу товарищи.

13. Культура

Как-то даже неловко сравнивать уровень советского и нынешнего российского кино. Литература, театры, выставки и музеи. Да, цензура вмешивалась и очень сильно во все сферы культуры. Но это не мешало тогдашним режиссёрам снимать такие фильмы, которые мы пересматриваем уже десятилетиями.

14. Товары в магазинах

Да, был «дефицит», условно говоря, вместо 100 сортов колбасы на прилавке лежало 2 сорта, но зато оба они были из мяса. Подавляющее большинство продуктов были собственного производства и при этом отличного качества.

15. Заводы и фабрики

Промышленных предприятий было огромное множество, и на всех из них всегда были рабочие места. Советский Союз не был только лишь нефте- и газодобывающим государством. Всё, что нужно было для жизни, там производилось.

Конечно, СССР не был утопией, где всем жилось легко и просто, и уж тем более СССР не был каким-то райским садом, где человек мог жить беззаботно, не беспокоясь ни о чём. Жилось трудно, многие обычные и привычные для нас сегодня вещи приходилось «доставать», выменивать на что-то, во многих ситуациях было практически невозможно обойтись без «блата» и нужных знакомых. Но не смотря ни на что над головой советского человека всегда было безоблачное небо, а впереди - уверенная жизнь и светлое будущее.