2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

12.Игра как средство общения дошкольников.

13.

14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

15.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.

17.

18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.

19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

20. Обогащение социального опыта дошкольников.

21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

22.Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию.

23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

27.Правила дорожного движения для дошкольников.

28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).

32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.

34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

35.Развитие мелкой моторики дошкольников.

36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий учебный год.

Этапы работы над планом самообразования

План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

ВЫБОР ТЕМЫ

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему, как правило, дает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Молодые специалисты, которые имеют небольшой опыт работы в детском саду, могут проверить свою готовность к самообразования по карте Г.М. Коджаспировой (см. приложение 1).

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

  • Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
  • Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

  • Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
  • Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
  • Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
  • Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Несколько воспитателей могут быть объединены в работе над темой, имеющей непосредственное отношение к годовой задаче ДОУ. Если на базе детского сада работает стажировочная площадка, то тема может освещать ее экспериментальную или исследовательскую деятельность.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru Так же в магазине можно приобрести игры и игрушки, счетный материал, детские костюмы по профессиям и многое другое.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(образование)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

__________________________

(курсы повышения квалификации)

__________________________

(дата начала работы над темой)

__________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: «__________________________________________________________________________________».

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Перспективный план самообразования педагога:

Выводы:

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
  • Открытое занятие, открытый просмотр.
  • Творческий отчет.
  • Проведение мероприятий, развлечений.
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Приложение 1

Рекасон №220-286-815
Приложение 1

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г.М. Коджаспировой)

Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по работе. Сравните результаты. Сделайте выводы.

Ι. Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
6. Потребность в ППСО.
7. Потребность в самопознании.
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для Вас видов деятельности.
9. Уверенность в своих силах.

ΙΙ. Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.

ΙΙΙ. Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность.
4. Целеустремленность.
5. Воля.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность.

ΙV. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать, классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы.
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время.
2. Умение планировать свою работу.
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках.
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.

VΙ. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу и рефлексии.
3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
4. Самоконтроль.
5. Трудолюбие и прилежание.

VΙΙ. Коммуникативные способности (5-45 очков)

1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег.
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

Литература:

  • Коджаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., Просвещение. 1993

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии - одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.

Содействие воспитателю дошкольного учреждения в планировании работы по самообразованию

Содействие воспитателю в его самосовершенствовании - одно из условий успешной деятельности любой дошкольной организации. Хотя инициатива должна исходить, прежде всего, от самого педагога, важную роль в вопросе самосовершенствования также играет содействие методиста (или старшего воспитателя). Он помогает решить сложные либо интересующие конкретного педагога вопросы.

Методист формулирует тему для самообразования, обозначает конкретные цели, задачи, организовывает работу педагога на определённый период (иногда сразу на несколько лет), оказывает содействие в поэтапной реализации плана, а также помогает оценить результативность деятельности.

Для воспитателей проводятся ежегодные профессиональные конкурсы

Если воспитателю проблематично определиться с темой, методист проводит с ним индивидуальные беседы, как вариант - анкетирует. Методист постоянно консультирует коллег, предлагая наиболее актуальные методические источники.

Официальное название должности методиста - заместитель заведующего/ директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель/ преподаватель). В большинстве случаев термины «методист» и «старший воспитатель» синонимичны, но бывает, что это две отдельные позиции в коллективе, и тогда старший воспитатель отвечает за часть групп и подчиняется методисту. До 1984 г. в России существовала также должность «воспитатель-методист» с аналогичными обязанностями.

Кроме того, методист оценивает деятельность воспитателей, посещая занятия и иные мероприятия по организации дошкольного образования (например, прогулки, режимные активности), а потом помогает подвести итоги работы (устраивает консультации для сотрудников, делает доклад на педсовете, организует открытые просмотры).

Задачи самообразования педагога в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)

Суть самообразования - это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

  • анализ возрастных особенностей группы;
  • выявление проблем;
  • внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;
  • организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

Формы самообразования педагога детского сада

Самообразование воспитателя дошкольной организации - многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах. Выделим основные из них:

  • работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
  • проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
  • освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
  • личностное самосовершенствование.

Методист дошкольного учреждения регулярно проводит педагогические совещания (педсоветы), где обсуждаются все актуальные вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей в данном детском саду. Строить их нужно так, чтобы каждый воспитатель на них мог узнать что-то новое и полезное для своей работы. Во время педсовета желательно не только обсуждать теоретические вопросы, но и проводить тренинги, анализировать опыт друг друга.

Кроме того, в рамках педсоветов старший воспитатель может проводить консультации для своих коллег по обзору новинок методической литературы, ознакомления с нормативными актами и так далее. Отметим, что к такой работе возможно также привлечение логопеда, медицинского работника, а также детского психолога (если он есть в детском учреждении).

Работа в детском саду требует от педагогов командной работы и творческого подхода

Ещё одной формой самосовершенствования педагогов является обучающий семинар, который может быть организован как в рамках детского сада, так и на уровне районного методического объединения. На таком мероприятии воспитатели тренируют свои педагогические навыки.

Периодически все специалисты дошкольного учреждения должны проходить курсы повышения квалификации, которые обычно предполагают подготовку и защиту выпускного проекта. Решение о направлении на такие курсы и выборе актуальной для конкретного педагога программы принимается совместно с руководством. Важно, чтобы образовательное учреждение, проводящее курсы, имело соответствующую лицензию.

Важное значение для самообразования педагога детского сада имеют открытые просмотры. Они полезны как для того, кто проводит занятие (воспитатель демонстрирует собственные наработки), так и для зрителей (заимствуют педагогический опыт, учатся анализировать увиденное).

Отчётная документация (рабочая тетрадь, папка)

Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и так далее.

Методистом может стать и музыкальный руководитель, который освоил дополнительный функционал

Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. При оформлении плана вначале пишется тема, потом - пояснительная записка, где обосновывается актуальность темы. Затем расписывается вся годовая работа: ознакомление с актуальной методической литературой, деятельность с детьми, а также родителями. Отметим, что по окончании учебного года (май) воспитатель также письменно отражает свой опыт, оформляя особую папку. Воспитатель помещает туда ксерокопии статей, консультации, описания опытов, конспекты занятий с дошкольниками и так далее.

Отметим, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.

Кроме годового плана, есть также перспективный план по образованию, где тезисно расписывается работа по определённой теме на несколько лет вперёд.

В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им тетради по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:

  • с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
  • с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
  • с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
  • о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

Отметим, что подобная тетрадь, как правило, заполняется в произвольной форме, например, таблицей.

Таблица: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС» (фрагмент годового плана)

Срок Форма работы, содержание Форма отчёта Перспектива
2016–2017 учебный год
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Памятки для родителей по обучению связной речи Составление библиографии
Октябрь Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Ноябрь -
Апрель
Посещение открытых занятий Составление анализа посещаемых занятий Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.
Декабрь Работа по составлению
(придумыванию) загадок
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка- передвижка). Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.
Январь - Февраль Театральная деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра). Практический показ (театральная неделя) Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Март Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» Показ презентации «Развитие речи детей 5–6 лет» Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребёнком.
Апрель - Май Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры Презентация Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС

Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.

Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС

Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.

Оформление титульного листа

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…).
  2. Наименование документа (план по самообразованию педагога).
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
  4. Название темы.
  5. Учебный год.
  6. Возрастная группа.

Оформление второй страницы

Тема: «…».

Цель: «…».

Задачи (примерный перечень):

  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
  • разработать перспективный план работы с детьми;
  • подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • организовать работу кружка, создать учебную программу;
  • оформить в группе уголок…;
  • подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  • подготовить (принять участие) в семинаре…;
  • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».

Таблица: формы работы по месяцам

Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь Диагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей
  • Организовать работу кружка;
  • создать учебную программу;
  • изучить литературу
Октябрь Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь
Декабрь Оформить в группе уголок… Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Январь
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Март
Апрель Развлечение «…»
Май Диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь Выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
Июль
Август

Выход темы (представление практического применения)

Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

  • провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
  • подготовить (участвовать, провести) семинар;
  • провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
  • оформить папку-передвижку;
  • составить сборник консультаций для родителей;
  • составить отчёт о проделанной работе за учебный год.

В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.

Оформление списка литературы

В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство - для каждого пункта в списке.

Как оформить тетрадь по самообразованию

Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.

Оформление титульного листа

Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…)
  2. Наименование документа (Тетрадь…)
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
    3. Квалификационная категория и дата её присвоения.
  4. Дата начала ведения.

Внутренние страницы

Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.

Таблица: план работы по месяцам (бланк)

Перспективный план самообразования педагога

План должен содержать следующие данные:

  1. ФИО воспитателя.
  2. Группа.
  3. Стаж работы.

Таблица: перспективный план самообразования (бланк)

Учебный год Тема самообразования Форма и срок отчёта

Также нужно указать дату заполнения плана.

Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя

Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист - своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.

Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.

Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС для разных групп

Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

Методист не должен спешить с навязыванием темы воспитателю: в личной беседе он выясняет, какие аспекты наиболее интересуют педагога и что является для него трудным. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию - органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

Иногда допускается объединять нескольких педагогов одного детского сада в работе над одной темой, особенно если она по содержанию близка к одной из задач годового плана всего дошкольного учреждения. Другой вариант - если организация ведёт подготовку к инновационной либо экспериментальной деятельности.

Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:

  • какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
  • вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
  • углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.

Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя ясельной и второй младшей группы будут актуальны следующие темы:

  • Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
  • Инновационные методики раннего развития.
  • Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
  • Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
  • Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
  • Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
  • Природа - средство воспитания младших дошкольников.
  • Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.
  • Развитие математических представлений у младших дошкольников.
  • Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
  • Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
  • Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.

Средняя группа:

  • Театрализованная деятельность.
  • Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
  • Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
  • Развитие речи - эффективное средство познания окружающего мира.
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
  • Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).
  • Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.
  • Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
  • Развитие познавательной активности средствами математики.
  • Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

Старшая группа:

  • Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
  • Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
  • Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.
  • Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
  • Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
  • Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
  • Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.
  • Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.

Подготовительная группа:

  • Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
  • Развитие экологической культуры старших дошкольников.
  • Основы нравственного воспитания.
  • Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
  • Правовое воспитание воспитанников.
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
  • Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
  • Формирование у воспитанников представлений о космосе.
  • Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
  • Преемственность детского сада и школы.
  • Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

Примеры тем для старшего воспитателя:

  • Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
  • Интерактивные формы и способы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО (дошкольного образования).
  • Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников через групповые формы методической работы.
  • Профессиональная компетентность специалиста ДО в условиях внедрения ФГОС.
  • Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольном учреждении.
  • Улучшение качества образования, нацеленного на индивидуализацию развития воспитанников с учётом введения ФГОС.
  • Педагогическая диагностика в детском саду.
  • Психолого-педагогическая помощь семье.
  • Компьютерные технологии: применение в дошкольном образовании.
  • Способы создания в группе психологического комфорта.
  • Экологическое воспитание дошкольников.
  • Значение индивидуального подхода в дошкольном воспитании и образовании.

Представление результатов и их применение на практике

Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход). Это мастер-классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

Видео: Формирование у младших дошкольников здорового образа жизни (фотоотчёт воспитателя Н. В. Черниковой по самообразованию)

Представление результатов может быть и таким: фотопрезентация на фоне музыкального сопровождения.

Видео: Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения, профилактика ДТП (фотоотчёт воспитателя по теме)

Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Быстро меняющийся мир заставляет воспитателей постоянно двигаться вперёд и самосовершенствоваться.

Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС?

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:

  • S (specific) - конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
  • M (measurable) - измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
  • A (achievable) - достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
  • R (realistic) - актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
  • T (Time- related) - ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

Построение плана самообразования воспитателя

Составить план и действовать по нему - значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

  1. Постановка цели и определение задач.
  2. Выбор темы.
  3. Учебная деятельность - изучение методической литературы по выбранной теме.
  4. Практическая деятельность - подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
  5. Подведение итогов - заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

Как выбрать тему для самообразования?

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС - профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт - выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.

При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

В основе этого списка примерных тем лежит игра - это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
  • Игра как средство общения дошкольников.
  1. Познавательное развитие:
  • Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
  • Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
  • Игра как средство образовательной деятельности.
  1. Речевое развитие:
  • Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
  • Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
  • Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
  1. Физическое развитие:
  • Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
  • Роль подвижныхигр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.

Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

  • Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями .

Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

  1. Тяжело определить и сформулировать тему.

Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

  1. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

  1. Трудно осмыслить прочитанный материал.

Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия - это поможет систематизировать информацию.

Ментальные карты или интеллект-карты - это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.

Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

МАРИНА СМИРНОВА
Программа самообразования воспитателя

Чтобы выполнить большой и важный труд,

необходимы две вещи :

ясный план и ограниченное время».

Элберт Хаббард

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя , отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего профессионального роста. В плане содержится программа методической деятельности на один или несколько лет

Выбор темы

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель - это выбор темы . «У меня проблема с выбором темы по самообразования ! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему предлагает методист или старший воспитатель . Ее также можно выбрать самостоятельно . Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы . Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность :

Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Каждый год воспитатель выбирает новую тему .

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру : «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту) .

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Как выглядит план самообразования воспитателя ?

План работы по самообразованию , или План профессионального роста выглядит следующим образом :

Тит. Лист : Программа самообразования педагога на___год .

Тема : «___»

(Ф. И. О. педагога)

(специальность)

(учреждение)

(стаж педагогической работы)

Тема : «___» .

Цель : повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме___

Задачи :

Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет);

Разработать и реализовать___ (стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.)

Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка, «Семейной гостиной» и т. д.

Оформить в группе центр активности (или мини-центр, мини-музей и т. д)

Обобщить свой педагогический опыт и распостранить его посредством проведения консультации для педагогов на тему : ___ (выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов)

Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)

Ожидаемые результаты :

Повышение качества воспитательно -образовательного процесса.

Разработка и внедрение системы работы с детьми по ___

Создание педагогических разработок и публикации их в СМИ. (Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе)

Обогащение предметно-пространственной среды

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СМООБРАЗОВАНИЮ :

1. Формирование потребности в самообразовании , самооценка подготовленности , осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию

2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)

3. Собственные методические наработки (разработка практических материалов по проблеме : перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)

5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распостранение)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :

1. этап Составление библиографии по теме самообразования .

Планирование работы по самообразованию

2. Этап Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме

Подготовка и проведение педагогической диагностики

3 этап Составление перспективных планов

Разработка конспектов

Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.

4. этап Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)

5 этап Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме

Проведение РМО

Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.

Проведение мастер-классов для педагогов.

Выставка работ.

Оформление сборника консультаций для родителей.

Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» Цель работы: Развитие речи детей второй группы.

План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей в природе» Карагановой Анастасии Владимировны с. п. ДС «Сказка» г. о. КинельТема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами.

План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

План самообразования воспитателя «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень.